Правильное питание в тибетской медицине

Иннокентий Сергеев, 2023

Правильное питание – простой и вместе с тем эффективный метод профилактики заболеваний и их лечения. Прочитав эту книгу, вы не только узнаете о принципах питания тибетской медицины, но и сможете применять их каждый день и благодаря этому повысить качество жизни, укрепить здоровье и предотвратить многие болезни. Иннокентий Александрович Сергеев. Писатель, переводчик, журналист.Обучался тибетской медицине в Боднатхе (Катманду, Непал) у профессора, доктора медицины Намгьял Таши Церинга. Среди других наставников мэнрампы (врачи) Джигме Норбу Лингпа (Дуликел, Непал), Тензин Гьянцен (Дакшинкали, Непал), получил наставления в буддийских монастырях у врачей Церинга-ламы (Чойлин, Катманду, Непал), Лобсанга-ламы (Парпинг, Непал).Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное питание в тибетской медицине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Шесть типов людей

«Мы есть то, что мы едим». Знакомая фраза, не правда ли? Едва ли найдется в современном мире человек, ни разу не слышавший ее. Между тем, именно в древней тибетской медицине, как ни в какой другой, эта расхожая фраза глубоко и полностью соответствует общим представлениям о человеке и его здоровье. Согласно этим представлениям, все основные компоненты тела, к которым тибетские врачи относят кровь, мышцы, жировые ткани, кости, костный мозг и семя формируются из пищевой основы.

Прежде всего, в процессе переваривания от пищи отделяется «пищевой сок». Это те питательные вещества, которые используются нашим организмом для построения клеток всех его тканей. «Пищевой сок» поступает из пищеварительного тракта для дальнейшей переработки, в результате которой из него формируется кровь.

Далее из «прозрачного сока» крови образуются мышечные ткани, из «прозрачного сока» мышц образуется жир, из «прозрачного сока» жира — кости, из «прозрачного сока» костей — костный мозг, и, наконец, из «прозрачного сока» костного мозга образуется семя. На каждое из этих превращений требуется один день. Это значит, что для того, чтобы пища была переработана организмом в семя, требуется шесть полных дней.

В момент зачатия из «красного» семени женщины (яйцеклетки) и «белого» семени мужчины (сперматозоида) образуется эмбрион, который развивается в нового человека.

Таким образом, выстраивается цепочка:

Пища — пищевой сок — кровь — мышцы — жировые ткани — кости — костный мозг — семя — новый человек.

Это в буквальном смысле и означает, что мы есть то, что мы едим. Что же такое правильное питание?

Чтобы понять это, нужно, прежде всего, узнать природу организма и причину всех возникающих в нем расстройств.

В тибетской медицине организм человека рассматривается как единая система, регулируемая тремя основными «комплексами»: Бад-кан, Мхрис-па и Рлунг. Дословно эти названия переводятся как Слизь, Желчь и Ветер. Эти три «комплекса» называются также жизненными основами, энергиями, или «дошами». Каждая из трех «дошей» подразделяется на пять видов, в зависимости от выполняемых функций.

Жизненная основа Слизь (Бад-кан) отвечает в организме за физическую крепость, рост, иммунную систему, гормональную регуляцию, основной обмен веществ, слизеобразование и защитные свойства слизи, циркуляцию «четырех жидкостей»: слизи, жира, воды и лимфы, — и включает в себя лимфатическую и эндокринную системы, а также все слизистые органы и поверхности. Ее стихии — земля и вода, природа — холод.

Ее пять видов:

1)

«Опора» соответствует слизистой дыхательных путей и служит «опорой» другим видам Слизи.

2)

«Разлагающая» соответствует слизистой поверхности желудка и отвечает за превращение пищи в пищевую массу (химус) для дальнейшего переваривания в кишечнике.

3)

«Вкусовая» соответствует поверхности языка и отвечает за распознавание вкуса пищи.

4)

«Насыщающая» ассоциируется с областью головного мозга (гипоталамусом) и отвечает за связь физиологических процессов с эмоциями.

5)

«Соединяющая» связана с работой суставов и обеспечивает их соединение, сгибание и разгибание.

Жизненная основа Желчь (Мхрис-па) связана с функциями печени, отвечает за энергетику организма, его согревание посредством пищеварения, включает в себя печень, желчный пузырь, желчевыводящие пути и поджелудочную железу (как пищеварительный орган). Ее стихия — огонь, природа — жар.

Ее пять видов:

1)

«Переваривающая» отвечает за переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке и дает силу и тепло остальным видам Желчи.

2)

«Изменяющая цвет» непосредственно связана с печенью, отвечает за кроветворение и переход «прозрачного сока» пищи в кровь.

3)

«Претворяющая» обеспечивает остроту ума и такие черты характера, как решимость, храбрость, проницательность, гордость и страстность.

4)

«Дающая зрение» отвечает за зрительное восприятие.

5)

«Ясный цвет» определяет цвет кожи.

Жизненная основа Ветер (Рлунг) отвечает за нервную регуляцию и осуществляет иннервацию всех органов и тканей, контролирует скорость всех видов движения и характер протекания биохимических процессов, сокращения мышц, процесс дыхания, мыслительную активность и работу органов чувств, включает в себя центральную и периферическую нервную систему, «управляет всем телом». Ее стихии — воздух и пространство, природа — холод.

Ее пять видов:

1)

«Держатель дыхания» отвечает за органы чувств и умственную активность, дыхание, слюноотделение и выведение мокроты.

2)

«Бегущий вверх» отвечает за речь и память.

3)

«Проникающий» осуществляет иннервацию различных органов, тканей и систем, отвечает за сокращения мышц.

4)

«Равный огню» отвечает за иннервацию слизистой желудка и его перистальтику, регулирует желудочное пищеварение.

5)

«Очищающий вниз» связан с мочеполовой сферой и толстым кишечником, отвечает за выведение кала, мочи, менструальных выделений и спермы.

В нормальном состоянии эти три жизненные основы, или «доши», находятся в динамическом равновесии, которое означает здоровье. Однако это хрупкое равновесие может быть нарушено под воздействием различных факторов, в результате чего в организме возникает дисбаланс — нездоровье, болезнь. «Пока в доша нет изменений, они не проявляют себя как причины болезней, но как только равновесие между ними нарушится, они делаются сутью болезней» («Чжуд-Ши»).

Почему же происходит такое нарушение? В каждом случае причины могут быть различны, однако есть два очень важных обстоятельства.

Во-первых, главной причиной нарушения здоровья и первым по значимости болезнетворным фактором является неправильное питание.

Во-вторых, неправильное питание (как и правильное) имеет строго индивидуальный характер.

На первый взгляд это кажется очевидным. Понятно, что все люди так или иначе отличаются друг от друга — мы все имеем разную комплекцию, особенности организма, по разному предрасположены к разным заболеваниям, по разному заболеваем и болеем. По-разному мы должны и предотвращать болезни: что для одного человека полезно, то для другого вредно. Одни склонны к избыточной полноте, другие, как ни стараются, не могут набрать вес, одним все время бывает жарко, другие все время мерзнут, одни подвижны, другие ленивы, у одних отменный аппетит, у других он отсутствует вовсе и т.д., и т.п.

Да, но почему это так? В тибетской медицине есть однозначный ответ на этот вопрос.

Индивидуальность человека определяется соотношением в его организме трех жизненных основ: Слизь, Желчь и Ветер.

Это значит, что в организме одних людей доминирует основа Слизь, у других — Желчь, у третьих — Ветер. Или доминируют две основы: Слизь и Желчь, Слизь и Ветер, Желчь и Ветер.

В зависимости от этого, все люди разделяются на три основных и три смешанных типа: «Слизь», «Желчь», «Ветер», «Слизь-Желчь», «Слизь-Ветер», «Желчь-Ветер».

Доминирование той или иной жизненной основы («доши») определяет особенности пищеварения, обмена веществ, телосложения, внешности и характера человека, его склонности и пристрастия, а также предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Люди с доминированием Слизи — как правило, полные, рыхлые, с массивным телом, спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые. Они физически сильны и выносливы, добродушны и благожелательны, почти никогда не нервничают, не конфликтуют и не выходят из себя. Пищеварение и обмен веществ у них замедленные, что делает их склонными к полноте. Этому еще больше способствует их медлительность, леность, флегматичность и любовь поспать. Некоторые любят прилечь отдохнуть и днем после еды. Они часто зябнут, подвержены простудным заболеваниям. Кожа у них обычно бледная, влажная, суставы крупные, веки припухшие.

Люди с доминированием Желчи — среднего роста, плотного телосложения, волевые, энергичные, эмоциональные, решительные и активные. Они бывают вспыльчивы, раздражительны, но при этом обладают острым умом, прекрасной памятью, способностью быстро проанализировать ситуацию и принять правильное решение. У них обычно красноватая кожа, горячие руки и ноги, повышенное потоотделение с резким запахом. Им почти всегда жарко и они практически не подвержены простудным заболеваниям, не любят жару и плохо переносят духоту и резкие запахи. Пищеварение у них активное, аппетит хороший, при этом они более других подвержены пищевым отравлениям, нередко испытывают острые приступы голода и жажды.

Люди с доминированием Ветра — подвижные, быстрые, впечатлительные, беспокойные, многословные и страстные. Пищеварение и обмен веществ у них ускоренный, поэтому они, как правило, худощавы и совершенно не склонны к полноте. Они легко увлекаются, «загораются» новыми идеями и работой, но так же быстро устают, не обладают физической выносливостью и большой силой. Они общительны и доброжелательны, активно реагируют на происходящие события. Кожа у них, как правило, сухая, потоотделение пониженное, почти без запаха. Из-за высокой возбудимости они более других подвержены нервным расстройствам, хронической усталости и бессоннице.

Конечно, это лишь самое общее и краткое описание людей трех основных типов, которые называются конституциональными типами — «Слизь», «Желчь», «Ветер». При этом подавляющее большинство людей относится не к чистым, к смешанным типам: «Слизь-Желчь», «Слизь-Ветер», «Желчь-Ветер», — сочетая в себе черты «Слизи», «Желчи» и «Ветра» в тех или иных пропорциях.

Вы можете самостоятельно определить свой конституциональный тип, ответив на вопросы Теста в конце этой книги.

Именно принадлежность к тому или иному конституциональному типу, в первую очередь, определяет, каким должно быть питание для данного конкретного человека. Это касается и выбора тех или иных продуктов, и характера их термической обработки и потребления. Для каждой из трех жизненных основ полезны одни продукты и вредны другие.

Есть еще один момент: в тибетской медицине питание рассматривается в неразрывной связи с образом жизни. Поэтому полезным или вредным может быть не только то или иное питание, но и тот или иной образ жизни.

К расстройству жизненной основы Слизь приводит: злоупотребление сладкой, жирной, неудобоваримой, калорийной, тяжелой, пресной, полусырой, подгорелой и холодной пищей, сырыми овощами и фруктами, продуктами с «охлаждающими» свойствами, переедание и избыточное потребление жидкости, чрезмерно частое питание, умственная и физическая лень, недостаток двигательной активности, сон в дневное время, долгое пребывание на холоде и в сырости.

К расстройству жизненной основы Желчь приводит: злоупотребление острой, кислой, соленой, горячей, жирной и мясной пищей, алкогольными напитками, продуктами с «согревающими» свойствами, гнев, раздражение, ненависть, ревность, усиленные физические нагрузки, долгое пребывание в жаре, на солнцепеке и в душных помещениях.

К расстройству жизненной основы Ветер приводит: злоупотребление грубой, сухой (не сочной), низкокалорийной, горькой пищей, сырыми овощами и фруктами, недостаточное питание и голодание, физическое и умственное переутомление, утомление от любовной страсти, недостаток сна, длительные разговоры на пустой желудок, печальные разговоры, сильный плач и большая потеря крови, сдерживание естественных позывов и тужение, долгое пребывание на ветру и на холоде.

Для того чтобы сохранить здоровье, каждый человек должен избегать всего, что может его расстроить. А это значит, избегать того, что вызывает расстройство его доминирующей жизненной основы.

Следовательно, чтобы правильно питаться, нужно прежде всего определить свой конституциональный тип.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное питание в тибетской медицине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я