Мир вокруг нас меняется с какой-то невиданной доселе быстротой. И вот уже знакомые с детства вещи – это не копеечные стаканы, а ценный «винтаж». А чувства, мысли? Что происходит с ними? Какими мы видели себя в молодости и как смотрим теперь на тех молодых людей с высоты своего опыта? Хотим ли мы встречи с ними? Рассказы, собранные в этой книжке, объединяет и время действия (1960-е – 90-е годы), и размышление о том, как найти себя в меняющемся времени, как вписаться в него, оставаясь собой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предметы старого быта. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Февраль был похож на март
Февраль был похож на март, он стекал каплями с сосулек и ударялся в жестяной подоконник григовской «Песней Сольвейг», и только однажды вдруг ударил мороз и утром, выйдя в переулок, я увидела белую чистую страницу снега, пересеченную одинокой ниточкой кошачьих следов, и черного кота, который шел мне навстречу по тротуару, встряхивая заснеженными лапами.
Тогда-то мы с ним и познакомились, возле филармонии. Не с котом, с Аркадием. Прямо как в кино все получилось. У меня был лишний билет, потому что Верочка заболела, и я стояла у входа. Как назло, меломанов, вероятно, отпугнула погода, да и в кассе было полно билетов. Он проходил мимо и, конечно, вовсе даже не собирался на этот концерт, а просто шел себе с работы, с дипломатом. А я смотрю: ну, мужик такой, такой мужик — в дымчатых очках! — и говорю: а вам не нужен лишний билет, могу отдать, если в хорошие руки. И возьму недорого.
Он остановился, посмотрел на меня, оглядел всю — с кисточки башлыка до унтов — и спрашивает: а чего ты такая смешная? А я говорю: я не просто смешная, я еще и рыжая, только этого сейчас не видно, вот если пойдете со мной — увидите. Решайтесь, говорю, а то скоро начало, цены подскочат. Он спрашивает: что за концерт? Фортепианный, отвечаю. Ну и пошли.
Снял он с меня в гардеробе мои шанхайские барсы («лиса пожилая»), опять оглядел и говорит: ой, ну все-таки до чего же ты смешная. Еще и рыжая.
А я предупреждала!
Он спрашивает: у тебя что, подруга заболела? Я говорю: нет, это я так женихов ловлю, специально лишний билет купила. И много, спрашивает, поймала? Да полно, у меня кольца обручальные на обеих руках и даже одно на ноге, только я сейчас не надела, а то еще ограбят на обратном пути.
Чтоб не ограбили, он меня потом проводил — до самой парадной. Я спрашиваю: а вас дома не ждут? Хоть позвонили бы. Ждут, говорит, но не дома. Пускай ждут.
А когда мы уже почти пришли, он меня поцеловал. Вот спасибо нашему дворнику: никогда лед не скалывает вовремя. Я точно бы растянулась, если бы он меня не поймал. (Не дворник, конечно, а Аркадий.) Поймал, прижал — вроде как случайно, — и… потом прошло еще много-много секунд — и он меня поцеловал. В общем, как в кино, я ж говорю.
Потом он посмотрел на меня, словно я с луны свалилась, и спрашивает: послушай, Рыжик, а зовут-то тебя как? Я говорю: Ася. Как у Тургенева? Нет, у Тургенева Анна Николаевна, а я Александра Николаевна. А его звали Аркадий…. Ну, это я уже сказала, чтоб не путаться в местоимениях.
Поднялась я домой, бабушка спрашивает: что ты, Асенька, такая сегодня яркая, будто целовалась с кем? Кто же, говорю, на морозе целуется? Ну, возразила бабушка, это ты не скажи… да и разве это морозы? Вот до революции…
Я к себе, легла на ковер и думаю: найдет — не найдет? Завтра или через неделю? И кто его там — не дома — ждет?
У человека, когда он лежит на полу, сразу меняется восприятие мира. Спокойнее становишься, без закидонов. С космосом общаешься. Или ляжешь на спину, руки под голову, наушники наденешь и — Григ, Мендельсон; Мендельсон, Григ… И сквозь Грига — Аркадий, Аркадий, Аркадий…
***
Март был холодный, как февраль. В хрустящих синих тенях. Аркадий ждал меня возле консерватории — каждый день.
Однажды я пригласила его на учебный концерт — были какие-то гости, из-за какой-то границы, короче, я играла в черном платье, декольте. Он увидел и — ну, вообще обалдел.
— Знаешь, Рыжик, я тебя только по волосам узнал. Ты была бы шикарной дамой, если бы захотела…
— Может быть, не пробовала, я просто люблю быть смешной. Это моя слабость.
И повела его к себе.
Комната у меня маленькая — одиннадцать метров. И живем мы в ней вообще-то вдвоем — с роялем. Вернее, живет рояль, а я при нем состою. Потому что он занимает значительно больше места, чем я.
Зато ковер во всю комнату — сидеть можно везде, даже под роялем. И сплю я на полу.
Пока я варю кофе, Аркадий разглядывает мой альбом.
— С кем это ты обнимаешься? Лохматый такой.
— А, это Ленечка, Верин брат. Мы на Черном море в прошлом году вместе отдыхали.
— Это что, повод обниматься?
— Это мой друг. Он мне фенечку подарил.
— Хиппарь?
— Угу.
— А ты?
— Не, я нет. Мне некогда. Я вкалываю, как лошадь. Что делать — талант. Хочешь послушать гаммы?
— Нет, спасибо. Я предпочитаю кофе.
О, кофе я варить умею! Кофе — моя вторая слабость. (Первую вы помните.) А еще — кофе с корицей. Кофе с шоколадом. Кофе с ванилью.
Я бросаю в наши чашки по щепотке ванилина. Теперь мы не заснем до утра.
…Мы и так не заснем до утра. Боже мой, до чего же я, кажется, жутко влюбилась!
— Ты останешься? — спросила я.
— Я? А? Да… — он поперхнулся. — А твоя бабушка?
— Что бабушка? Ты хочешь попросить у нее благословения?
Он замялся.
— Да я… Просто… И потом…
— Ты что, не хочешь? Ну, насиловать не стану.
Он покраснел.
— Нет, я… Ты… Ты только погаси свет, ладно?
И потом в темноте долго возился со своей одеждой и стукался о рояль, и, уже подходя, хотел что-то сказать, но я не дала: я прижалась к нему — вся, он задрожал, задохнулся, и я скользнула вниз… и все исчезло.
К утру он заснул, а я лежала и слушала, как мелодично падают капли из плохо закрытого крана на кухне (кап, кап-кап-кап… — песней Сольвейг, ушедшим мартовским февралем) и как за стеной ворочается бабушка. Наверное, она вспоминала своего жениха, офицера, погибшего в 1916 году на германском фронте, фамилию которого она много лет боялась произносить. А может быть, вчерашний скандал в булочной из-за недоданного кассиршей пятака.
А утром Аркадий стоял посреди комнаты в теплых кальсонах, смешно пытаясь натянуть брюки и увернуться от моего взгляда, когда увидел, что я не сплю, и все мямлил:
— Я не думал, что ты… Что вчера так… Боялся… Что смешно… Будешь смеяться…
— «Кальсоны и любовь», трагедия в пяти действиях, — торжественно произнесла я.
Он покраснел до слез и засмеялся вместе со мной.
***
А кто его тогда не дома ждал, я вскоре узнала. На дне рождения у его приятеля — не то Гоши, не то Кеши — в общем, без пяти минут доктора наук. Сперва все было хорошо: мы придумали подарок — термобигуди (а он лысый, этот Гоша, как коленка, хотя и молодой: это от ума, наверное), Аркадий стишок написал на открытке: «Тебе мы дарим бигуди, Не злоупотребляй, гляди!», купили гвоздики какого-то сизого цвета, и Аркадий все смеялся над моими клетчатыми брюками и котелком и обещал подарить мне тросточку. Всю дорогу мы хохотали, а в подъезде у Гоши (или Кеши) стали целоваться, как сумасшедшие.
Там в гостиной была шикарная качалка, я забралась в нее с ногами и кто-то из перспективных ученых принес мне коньяк и кофе прямо в кресло и спросил, что я думаю о синтезе не помню чего. Я сказала: ничего не думаю, меня из школы выгнали — за неспособность.
Потом я нашла рояль — это был рояль!.. нет, это был Рояль! — Беккер, весь в белом чехле и завален сверху кипами чего-то Sientific. Правда, он оказался слегка расстроенным, но я сыграла «Котенок на клавишах», а потом «Беттину». Аркадий сидел у моего левого бедра на скамеечке для ног и рассматривал какие-то новые книги — понять бы хотя бы названия! — и вот тут вошла она. А с ней Гоша, как кот нашкодивший.
Аркадий возле моего бедра стал жесткий, как замороженная курица. А Гоша подводит ко мне эту дамочку и говорит:
— Знакомьтесь.
Роскошная блондинка — ненавижу таких! — холеная, как породистая лошадь. Какого черта, однако, я должна свей знакомиться?
Она протянула мне руку, вальяжно, как для поцелуя:
— Дина Валентиновна.
Нет, стразовая моя, я тоже не девочка, подумалось…
— Александра Николаевна. А это мой муж, Аркадий.
— Мы знакомы, — ледяно сказала она и фыркнула куда-то в сторону. Аркадия перекосило, и он, извинившись, рванул на кухню. Кеша, хлопая крыльями, несколько раз дернулся туда-сюда и, наконец, пошел за ним.
— Мы с Аркашей коллеги, — молвила блондинка. — А вы, моя милая, чем занимаетесь?
— В основном любовью, — ответила я, — но сейчас мне некогда. Я должна посетить туалет.
Оставила ее с открытым ртом и вышла. Я не виновата, что кофе с коньяком на меня так действует.
Проходя мимо кухни, услышала, как Аркадий шипит на Гошу:
— Хоть бы ты меня предупредил, я бы…
А Кеша так же шипяще оправдывается:
— Я сам не знал. Я ее не приглашал. Ты же ее знаешь. Не могу не…
Я громко хлопнула дверью туалета.
Когда я вернулась в комнату, Динка-блондинка сидела на подоконнике и курила, молодые ученые читали оду имениннику, а Аркадий — мрачнее тучи — сидел возле рояля и тыкал пальцем в ре-диез.
— Хотите танцевать? — спросила я этих химиков. Стряхнула Аркадия, села за рояль и сыграла им чарльстон на тему Грига… понимали бы они юмор! Сплясали, и Геша тоже.
Блондинка на окне презрительно улыбалась. Мне страшно захотелось сделать так, чтобы с нее слетела вся ее холеная красота, чтобы она хоть на минутку стала некрасивой, вылезла бы наружу… Вылить ей кофе на белую юбку что ли? Представляю, как заверещит!
Я бросила играть.
— Что же вы? — спросила она, стряхивая пепел на паркет. — Так мило.
Ми-и-ило, растянула это «и», как жвачку, так ми-и-ило. Аркадий заскрипел зубами. Ах, вот оно что! Стыдно, значит.
— Что вам сыграть, мадам? — спросила я. — Вы хотите сплясать?
Блондинка нежно улыбнулась:
— О нет. Развлекать публику — это, скорее, по вашей части.
— Конечно, — ответила я. — Хотите, я станцую? Геша, ставьте бокалы на стол — будет баскский народный танец. Мадам оплатит убытки.
Я рыжая, как Саломея, я буду плясать… но в следующий раз. А сейчас мне пора… у меня свиданье. Чао!
И сделала им ручкой. Химики ржали, блондинка окислилась:
— У Аркаши явно испортился вкус.
Аркадий позеленел и вышел в прихожую. Я за ним.
— Прекрати паясничать, — сказал он.
— Бога ради, — ответила я. — Как тебе будет угодно.
К ней он, конечно, в теплых кальсонах не приходил. Но это уже не мое дело.
***
В конце концов — с тех пор прошло уже два года. Я сижу на парапете набережной и играю на сопрановой блок-флейте песню Сольвейг, играю, наслаждаясь своим несчастьем. Играю, чтобы рассказать все это тому, кто умеет слушать. С серенького небосвода на землю капает снег. И кто-то добрый кинул мне гривенник, блестящий, как звезда.
Бабушка не может понять. Ее жених погиб в шестнадцатом году на германском фронте, и бабушка вышла замуж за дедушку… он был пролетарий. Потом родилась мама, потом я, а теперь бабушку часто обсчитывают в булочной, потому что она плохо видит, и ей только иногда снится юнкерский бал — в коричневатом, как старые фотоснимки, сне — и музыка, и Елагин, и «я к тебе прибежала на лыжах».
***
Уже кончается зима, ее певучее ненастье.
Ее метели кружевной все чаще путается нить.
Оставь мне снежные дома и это тонкое запястье,
И тишину, и «ты со мной», которого не изменить.
Уже кончается печаль, ее пленительная сладость.
Ее зеленые глаза не властны больше надо мной.
Но крылья где-то за спиной еще несут себе на радость
Певунья счастья стрекоза и ангел с дудочкой смешной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предметы старого быта. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других