Сборник написан на основе многолетнего опыта преподавания медицинской энтомологии и освещает все основные понятия дисциплины. Наличие иллюстративного материала позволяет наглядно представить ситуацию и не требует дополнительных определителей.В первую очередь сборник предназначен студентам средних медицинских образовательных организаций обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» и обучающимся по программе профессиональной переподготовки по направлению «Энтомология».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинская арахно-энтомология. Сборник ситуационных задач и тестовых заданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1
К врачу обратился больной, который в домашних условиях удалил из кожи клеща овальной формы длиной около 10 мм, серовато-коричневой окраски, без щитков на теле, с бугристой структурой покровов. Ротовые органы клеща находились на брюшной стороне тела и не были видны со спинной стороны. Небольшие глаза клеща располагались по бокам тела.
Задания:
1. Определите родовую принадлежность клеща.
2. Назовите возбудителей заболеваний, для которых данный клещ может быть переносчиком.
3. Охарактеризуйте жизненный цикл данногочленистоногого.
4. Предложите меры борьбы с такими клещами.
5. Назовите меры профилактики заболеваний, передающихся через аргазовых клещей.
Задача №2
При посещении хвойно-лиственного леса в средней полосеРоссии человек подвергся нападениючленистоногих. После извлечения их из кожного покрова и визуального изучения оказалось, что длина составляла от 6 до 15 мм, они имели желто-коричневую окраску. На спинной стороне был заметен щиток из плотного хитина. Животные имели каплевидное тело с заостренным передним концом, на котором заметно выступал ротовой аппарат.
Задания:
1. Определите систематическое положениечленистоногого.
2. Назовите возбудителей заболеваний, для которых данный клещ может быть переносчиком.
3. Охарактеризуйте жизненный цикл данногочленистоногого.
4. Предложите меры борьбы с такими клещами.
5. Дайте рекомендации по извлечению клеща.
Задача №3
У человека с кожного покрова тела был удален клещ длиной около 12 мм, овальной формы с выступающим на переднем конце тела ротовым аппаратом, коричневого цвета с беловатым эмалевым пигментом на различных участках хитинового щитка и расположенными по краю выемками (фестонами). Глаза у клеща располагались на боковых краях спинного щитка.
Задания:
1. Определите родовую принадлежность клеща.
2. Назовите возбудителей заболеваний, для которых данный клещ может быть переносчиком.
3. Охарактеризуйте жизненный цикл данного клеща.
4. Предложите меры борьбы с такими клещами.
5. Дайте рекомендации по извлечению клеща.
Задача №4
К врачу-дерматологу обратился больной с обширными поражениями эпидермиса в межпальцевых складках, тыльной стороны кистей, локтей, подмышечных впадин. На коже присутствовали розово-голубая сыпь и сероватые нитевидные ходы. В этих местах у больного появился зуд, который был особенно сильным по ночам.
Задания:
1. Определите систематическое положениечленистоногого.
2. Опишите возможное заболевание.
3. Укажите особенности диагностики данного заболевания.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Охарактеризуйте методы профилактики заболевания.
Задача №5
У больного сильно воспалены сальные железы и волосяные сумки кожи лица. Обычные лечебно-косметические средства (лосьоны и пр.) не дали эффекта. Микроскопическое исследование содержимого фолликулов показало наличие мелких клещей с червеобразным телом длиной 0,3 мм.
Задания:
1. Определите систематическое положениечленистоногого.
2. Опишите возможное заболевание.
3. Укажите особенности диагностики данного заболевания.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Охарактеризуйте методы профилактики заболевания.
Задача №6
У больного наблюдаются характерные поражения кожи под волосяным покровом головы, сопровождаемые зудом, огрублением кожи, пигментацией, расчесами и образованием инфицированных корок. На волосах обнаружены склеенные участки с прикрепленными беловатыми овальными яйцами.
Задания:
1. Определите систематическое положение данногочленистоногого.
2. Назовите возможные заболевания, связанные с даннымчленистоногим.
3. Охарактеризуйте морфологические особенности вида.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Предложите профилактические мероприятия.
Задача №7
После укуса комара с характерной посадкой тела (под углом к поверхности) и четырьмя бурыми пятнами на крыльях у больного через 10 дней начались лихорадочные приступы, повторяющиеся с определенной периодичностью и сопровождаемые ознобом, жаром и усиленным потоотделением.
Задания:
1. Определите систематическое положение данногочленистоногого.
2. Назовите возможные заболевания, связанные с даннымчленистоногим.
3. Укажите особенности диагностики данного заболевания.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Предложите методы профилактики заболевания.
Задача №8
Пациент долгое время находился в Средней Азии и неоднократно подвергался укусам мелких кровососущих насекомых. Через 2 недели на коже больного появились многочисленные мокнущие язвочки с рыхлыми некротизирующимися неровными краями. Вокруг папул образовывались бугорки. После соответствующего лечения рубцевание наступило только через 3 месяца.
Задания:
1. Определите систематическое положение данногочленистоногого.
2. Назовите возможные заболевания, связанные с даннымчленистоногим.
3. Укажите особенности диагностики данного заболевания.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Предложите методы профилактики заболевания.
Задача №9
Неорганизованные туристы, путешествующие по горному Алтаю, на одном из привалов, вдали от жилья человека, были искусаны мелкими бескрылыми насекомыми, имеющими сплющенное с боков тело и длинную последнюю пару ног.
Задания:
1. Определите систематическое положение данногочленистоногого.
2. Назовите возможные заболевания, связанные с даннымчленистоногим.
3. Назовите животных-прокормителей этих насекомых в природе.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Охарактеризуйте компоненты природного очага трансмиссивных болезней.
Задача №10
В середине мая из таежного поселка в больницу поступила в тяжелом состоянии женщина с диагнозом энцефалит (воспаление головного мозга). Больная, домашняя хозяйка, в течение 3-х лет из поселка не выезжала. За 10—14 дней до заболевания она собирала в тайге прошлогодние кедровые орехи и, вернувшись домой, обнаружила на себе впившихся клещей.
Задания:
1. Определите систематическое положение данногочленистоногого.
2. Назовите механизм и пути заражения.
3. Укажите особенности цикла развития данногочленистоногого.
4. Предложите меры борьбы с даннымичленистоногими.
5. Дайте рекомендации по извлечению клеща.
Задача №11
Больной жалуется на сильный зуд в области живота и между пальцами рук. При осмотре на коже в этих местах обнаружены тонкие сероватого цвета полосы.
Задания:
1. Назовите возможное заболевание.
2. Укажите особенности диагностики данного заболевания.
3. Определите систематическое положениечленистоногого.
4. Укажите основные морфологические признаки возбудителя заболевания.
5. Охарактеризуйте методы профилактики заболевания.
Задача №12
Участники научной энтомологической экспедиции попали в природный очаг кожного лейшманиоза.
Задания:
1. Назовите биологические виды, составляющие природный очаг этого заболевания.
2. Укажите механизмы и пути заражения этим заболеванием.
3. Предложите меры личной профилактики данного заболевания.
4. Назовите особенности лабораторной диагностики кожного лейшманиоза.
5. Определите систематическое положение переносчика.
Задача №13
Участники этнографической экспедиции задержались на несколько дней в одном из поселков Дагестана для изучения народного творчества. После возвращения было обнаружено заболевание этих людей клещевым возвратным тифом.
Задания:
1. Назовите биологические виды, составляющие природный очаг этого заболевания.
2. Укажите механизмы и пути заражения этим заболеванием.
3. Предложите меры профилактики данного заболевания.
4. Назовите особенности строения переносчика.
5. Определите систематическое положение переносчика.
Задача №14
В одном из таежных поселков Восточной Сибири в разгар лета обнаружена вспышка заболевания людей весенне-летним энцефалитом.
Задания:
1. Назовитечленистоногое, являющиеся резервуаром и переносчиком вируса весеннее-летнего энцефалита
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинская арахно-энтомология. Сборник ситуационных задач и тестовых заданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других