Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды

Инга Каллагова, 2020

О том, что мода повторяется, сегодня знают даже школьники. Еще в прошлом веке специалисты выявили ритмичность в колебаниях высоты подола, а затем в появлении тех или иных силуэтов. С тех пор изучение цикличности модных тенденций не продвинулось дальше, поскольку поиск вели во внешних признаках, а не в сути самого явления, напрямую связанного с психологией общества. Именно востребованность того или иного образа-типа человека и связанного с ним стиля жизни (куда относятся архитектура, интерьер, одежда, предметы декоративного и прикладного искусства) провоцирует появление общего исторического стиля. Конечно, каждая страна, адаптируя общие стилевые/модные тенденции, придает им свой колорит в соответствии с национальным характером, так же как и каждый человек, одеваясь модно, вносит свое видение в модный образ. Зная последовательность повторения стилей/моды и периодичность цикла, можно смело прогнозировать появление модных тенденций в мировой моде в целом и с учетом национальной специфики в каждой стране отдельно. Таким образом, предложенная книга – это первое углубленное изучение истории моды во взаимосвязи со стилем каждого исторического периода. В ней рассмотрено и влияние национального характера стран, адаптирующих модные тенденции. Анализ взаимосвязи стилей и образов позволил вычислить периодичность, с которой повторяются модные тенденции, соответствующие доминирующему на этот момент психотипу. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть II

Эволюция моды до XX века. Ее связь с активностью психотипов и народов, национальный характер которых им соответствует

Выявив по фольклорным материалам приближенность национального характера к одному из шести психотипов, приступим к более детальному изучению светской культуры этих народов и особенностей национальной интерпретации ими европейской светской моды.

Зарождение феномена моды довольно четко соотносится с концом XIII века, поскольку именно в это время одежда элиты превратилась в костюм, которым не только обозначали свой социальный статус, но и использовали его на международных встречах и переговорах, чтобы показать мощь государства[15]. Начиная с XIII века мода и стиль эволюционируют вплоть до наших дней, напоминая собою спираль ДНК, которая отражает влияние поочередно сменяющихся психотипов. К этому мы подойдем чуть позже.

Прежде чем приступить к изучению закономерностей эволюции костюма и феномена моды с XIII века, коротко пройдемся по формированию национальных особенностей в культуре и костюме европейцев в предшествующие эпохи.

Наиболее древний костюм европейца был обнаружен на мумии докельтского периода — Эци. Она датируется 3370-3100-ми годами до нашей эры. Эци был одет в высокие меховые гетры, прикрепленные к поясу. На этом же поясе крепилась набедренная повязка в виде тонко выделанного кожаного прямоугольника размером 100 х 33 см. Этот прямоугольник проходил между ног и продергивался под поясом, опускаясь спереди и сзади в виде юбки. Обращает на себя внимание то, что этот прямоугольник был собран из продольных подкроенных и зауживающихся в соотвествующих местах полос кожи. То есть понятие кроя существовало уже в те времена.

Одежда Эци была сильно заношена и не раз починена. Тем не менее его одежду уже можно назвать костюмом, настолько продуман был дизайн изделий из разнофактурного и цветного меха. Исследования остатков кожи, проведенные в 2016 году, показали, что в костюме использовалась кожа оленя, овцы, козы, косули и бурого медведя. Предположительно, такое разнообразие было вызвано не только функциональностью и доступностью этих материалов, но и эстетическими критериями. В частности, шуба была собрана из контрастных темных и светлых полос разнофактурного меха козы и овцы, что восхищает изучающих Эци специалистов, далеких от моды (рис. 13). Также недавно выяснилось, что его тело насчитывает 61 татуировку, что является не только медицинской необходимостью, но и украшением его внешности[16].

12. Расселение кельтских племен

13. Костюм Эци, восстановленный по остаткам одежды. Археологический музей Южного Тироля, Бользано, Италия

Таким образом, можно утверждать, что у европейского человека забота о внешности существовала уже в четвертом тысячелетии до нашей эры и дизайн европейского костюма сегодня насчитывает более пяти тысячелетий.

Значительно большими данными мы располагаем о кельтском периоде европейского костюма, поскольку он соотносится с открытием Гальштатской культуры IX-IV веков до нашей эры, оставившей множество хорошо сохранившихся могильников в Центральной Европе (рис. 12).

По находкам этих захоронений можно говорить о значительном разнообразии цвета текстильных изделий. Попытка специалистов[17] реконструировать их, окрашивая местными растениями и насекомыми, привела к неожиданно ярким, но сложным от-

а)

б)

14. Цвет тканей гальштатской культуры:

а) реконструкция цвета тканей; б) реконструкция цвета тканей с использованием грибов Дании

а)

б)

в)

15. Гальштатские находки: а) образцы швов; б) образцы тесьмы; в) образцы тканей раннеримского времени тенкам охристых и красных цветов (рис. 14). Сравнительный анализ остатков тканей показывает, что поздние кельты континента предпочитали охристую гамму, кельты Британских островов использовали больше красные оттенки, а в костюмах народов Скандинавских островов однозначно доминировали синие оттенки.

По гальштатским находками можно говорить и о существовании разных переплетений нитей в полотне тканей. Например, кроме простого полотняного были найдены разнообразные вариации сатиновых и саржевых плетений. О высоких технологиях портных того времени говорят также и методы скрепления полотен (рис. 15, а). Уже тогда были известны основные швы, которыми мы пользуемся и по сей день.

Интересно, что линиями стежков контрастного цвета украшали поле ткани, параллельно боковым швам. Также существуют и образцы тартанов гальштатской культуры — тканых клетчатых полотен, или «шотландки». В остатках тканей мы видим и декоративную полосу, и клетку, причем размеры и цвет орнамента широко варьировались. Более того, костюмы отделывали богатой тесьмой со сложным геометрическим орнаментом (рис. 15, б).

Если говорить о конструкции кельтского костюма, то здесь, как и везде у древних народов, ткань не резали. Ткали ее экономно и ровно того размера, который требовался для пошива. Для крепости швов по краям полотна создавали кромку. Женский костюм делился на топ и юбку, мужской — на рубаху и штаны. В мужском костюме обращает на себя внимание крой укороченных «кельтских» штанов, которые очень плотно сидели по бедрам, но при этом не мешали движению человека, за счет свободной вставки по центру между брючинами. На плечах и мужчины и женщины носили плащи, наподобие пелерин. Женский топ делали из единого куска ткани, складывая его пополам и сшивая боковые части, оставив отверстия для рук. Для зимнего времени к таким проймам пришивали прямоугольную ткань, собранную трубой, которая формировала рукав. Наверху в месте сгиба топа прорезали щель горловины и от нее книзу шел разрез по переду (рис. 16). Разрезы изделий одежды скрепляли металлическими крючками.

В кельтских женских костюмах IX века до нашей эры кроме богатого цвета и орнаментации полотна тканей, обращает на себя внимание пышная колоколообразная форма юбки, создающая конусообразный силуэт всего костюма. Этот силуэт намеренно подчеркивали позже и в статуэтках викингов. Именно он стал основой моды готического стиля. Колоколообразной формы кельтского костюма изначально добивались не кроем, а методом ткачества — вставляли в полотно дополнительные нити клином. Во времена викингов это уже были подкройные клинья. Множество сборок юбки носило скорее эстетический, а не функциональный характер. Объем пышной юбки прекрасно подчеркивал минималистический верх силуэта (рис. 16).

а)

б)

16. Женский костюм бронзового века:

а) образцы женских топов из разных захоронений;

б) 1700-500-е гг. до н. э. Женский костюм из захоронения Борум Эшой.

Национальный музей Дании, Копенгаген

Ярким акцентом женского костюма кельтского периода был пояс с тяжелыми кистями, украшенный кинжалом с затейливым кельтским орнаментом, витиеватыми коваными ключами, узелками и прочими бытовыми предметами, которые были больше ювелирными изделиями и знаками независимости, чем предметами первой необходимости. На низ рукавов надевали браслеты, покрытые сверху тканью.

Описание костюма кельтов важно, поскольку их племена заселяли всю западную часть Европы до Рейна. Оно ценно еще и потому, что одежда соседствующих с кельтами племен германцев была похожа на кельтскую, по словам Страбона, географа и путешественника римских времен. О кельтской одежде он пишет так: «Население Галлии носит “саги” (плащи из грубой ткани), отращивает длинные волосы, носит узкие брюки (из кожи согласно Полибию); вместо хитонов у них рубахи с рукавами, спускающиеся до половых частей и ягодиц. Шерсть галльских овец, из которой они ткут свои косматые “саги” грубая и длинноворсная». Он отмечает особую страсть галлов «к украшению, ибо они не только носят ожерелья вокруг шеи и браслеты на руках и запястьях, но и разноцветную расшитую золотом одежду».

I век до нашей эры ознаменовался римской экспансией в Европе. Война римлян с галлами в конечном счете привела к тому, что половина континентальных кельтов была уничтожена и взята в рабство. Многие из оставшихся племен мигрировали на Британские острова. На завоеванных территориях осталась лишь треть коренного населения, и здесь римляне устанавливали свои законы и насаждали понятные им культурные ценности. Соответственно, туника стала базовой одеждой европейцев этого периода. В таких условиях нет смысла говорить о развитии и специфике европейского костюма.

В III веке соседние германские племена стали теснить гунны с юго-востока, и в IV–V веках началось Великое переселение народов. Оно совпало с неожиданным похолоданием в Европе, чумой, разрушительными землетрясениями Средиземноморья[18]. Таким образом, до VI века европейский костюм находился в стадии метаморфоз, в связи с влиянием на него традиций тех или иных соседних народов и климатических изменений.

Заимствованная западными европейцами римская туника в женском костюме претерпела к этому времени значительные изменения, став разрезной по центру от горловины до низа. Разрез этот скрепляли двумя фибулами: на горловине и на груди. На талии тунику стягивали кожаным ремнем, расшитым металлической нитью, который застегивался на пряжку. Интересным конструктивным нововведением к VI веку стали клинья внизу боковых швов, которые меняли прямоугольную форму туники и расклешали ее внизу по кельтской традиции. Горловина, низ рукавов, и разрез спереди по центру отделывали искусной тесьмой.

а)

б)

17. 561 г. Захоронение французской королевы Арнегунды из базилики Сен-Дени:

а) эскиз костюма;

б) манжет костюма и ювелирные изделия

Современные методы изучения останков из гробниц позволили по-новому взглянуть на знаменитое захоронение 561 г. королевы франков Арнегунды из базилики Сен-Дени (рис. 17). Оно важно, поскольку Арнегунда была королевой наиболее крупного на тот момент государства в Европе, образовавшегося на месте бывшей Галлии и объединившего остатки кельтов и мигрировавшее сюда германское племя франков. Прежде были детально изучены ювелирные и металлические изделия из ее гробницы. Лишь в 2006 г. стало возможным сделать заключения о текстильных изделиях женского костюма того времени, несмотря на их плохую сохранность в архивах.

Можно с точностью утверждать, что в костюме королевы использовались не только льняные и шерстяные нити, но и шелковые и золотые нити высокого качества. Структура тканей была разнообразна: в ее костюме встречается полотняное переплетение, плетение по диагонали елочкой (2 х 2 twill), ромбовидная саржа (diamond twill). Такие же переплетения были типичными и у германских, и у скандинавских народов. Весь ее костюм был украшен великолепно орнаментированной тесьмой, тканой на дощечках. Судя по сложности рисунка, таких дощечек было около ста. Предположительно, в качестве верхней одежды королева носила очень дорогой полукруглый плащ из шерсти с ворсом меха бобра. Под ним было верхнее пурпурное шелковое платье с разрезом по центру. Под верхним — нижнее платье из тончайшей шерсти. На ногах королевы были декорированные кожаные сапоги с серебряными подвязками. Их дизайн ввел в заблуждение историков, предполагавших, что одеяния королевы были длиной лишь ниже колена. Сегодня известно, что вся ее одежда была длиною в пол.

Многие ткани в костюме королевы Арнегунды — привозные. Например, глянцевая ткань покрывала головы королевы была импортирована из Византии. Пурпурный шелк верхнего платья, судя по нюансам переплетения и крашению моллюсками, был доставлен из Китая. Особенной красотой обращают на себя внимание манжеты верхнего платья из шелка-сырца, импортированнного из Персии. Поверх манжет была искусная вышивка золотой нитью (рис. 17, а).

Костюм королевы франков, самого большого государства в Европе, является ярким образцом высокого искусства портных и текстильщиков начала Средневековья. Уровень культуры костюма и технологий его производства не уступает другим европейским народам. Особенно это изумляет, учитывая те экономические, военные и климатические условия, в которых они жили. К сожалению, изделия того времени сегодня не могут порадовать глаз, поскольку не выдержали натиска столетий сурового климата. Также и костюмы реконструкторов далеки от оригиналов. Лишь по качеству и сложности текстильных переплетений можно судить о художественном богатстве тканей того времени, впечатление от которого еще более усиливали затейливые ювелирные изделия, о чем так ярко свидетельствует костюм Арнегунды.

18. Костюм англосаксов.

Реконструкция — запад, рисунок — восток Британских островов

Интересно, что уже на самой ранней стадии формирования костюмов в них видны свои особенности. Безусловно, по остаткам единичных костюмов нельзя делать выводы, но и не обратить внимание на их различия тоже нельзя.

Так, западноевропейский костюм франков, заселивших бывшую территорию галльских кельтов, отличает жизнерадостный желовато-охристый цвет; орнамент их ювелирных изделий живописен, но при этом понятен и довольно легко читается. Конструкция костюма естественна, комфортна, она подчеркивает женские формы. Обилие привозных тканей свидетельствует о компилятивном характере дизайна костюма. Несмотря на то что франки родственны германским племенам, одежда их заметно отличалась.

Германские племена Центральной Европы, народ авторитарного склада, легко позаимствовали женский греческий костюм практически без его изменения еще во времена империи Александра Македонского. Верхнее платье «пеплос» было в виде широкой трубы из ткани, которая крепилась фибулами на плечах и опадала складками под руками (рис 18). Пеплос оставлял обнаженные руки или в холодное время одевался поверх туники. Темные цвета отличали палитру германцев. Композиция орнамента их ювелирных изделий выстраивалась в строгой геометрической последовательности. Этот костюм германскими племенами англосаксов был принесен и на Британские острова, куда они начали миграцию вслед за кельтами.

Англосаксы островов носили одежду, во многом похожую на континентальный костюм германцев и франков, поскольку были родственных с ними корней. Различие с костюмом франков было в верхней одежде: вместо женственного полукруглого плаща они сохранили четкий прямоугольный, а верхнее платье делали с V-образной горловиной (рис. 18, справа). Оно было удобной длины до колена и открывало нижнее платье. Таким образом, была возможность показать большее количество ювелирных изделий, как знак заслуженного достатка.

Стоит отметить, что верхняя одежда, подобная греческому пеплосу, была распространена и у скандинавов. Однако скандинавы, народ шизотимического склада, заметно видоизменили его конструкцию, превратив в платье на бретелях[19], напоминающее сарафан (рис. 19, а). У скандинавов эта тканевая труба была более узкой, чем пеплос у германцев и греков. Поэтому для свободы движения ее расклешали книзу и дополнительно от бедра в швах ставили подкройные клинья[20]. Крепилось это изделие бретелями на плечах, которые пристегивались спереди изумительно красивыми выпуклыми, как панцирь черепахи, плетеными брошами, контрастирующими по цвету с шерстяной тканью живописных синеватых оттенков. В скандинавском искусстве костюма особенно обращают на себя внимание ювелирные изделия своими многоярусными объемными рельефами и затейливыми линеарными переплетениями. Таким образом, скандинавы на самом раннем этапе своего формирования создали самобытный костюм, мало похожий на континентальный. Искусство островных кельтов, викингов и англосаксов стало базой для возникновения самобытного костюма Британских островов в более поздние времена. От костюма кельтов Британских островов сохранилось довольно мало артефактов, но те, что дошли до нас, потрясают своим художественным замыслом и воплощением (рис. 20).

а)

б)

в)

г)

19. Скандинавский костюм: а) реконструкция; б) вышивка; в) ювелирные изделия стиля Борре из Ворбю, Худдинге, Сёдерманланда; г) технология швов из Хедебю, торгового центра датских викингов

20. IX–X вв. Кельтская бусина. Найдена в Северной Ирландии. Британский музей, Лондон, Великобритания датских викингов

Культура костюма и технология его производства продолжали свою эволюцию в тесной взаимосвязи европейских народов, благодаря политическим, экономическим отношениям и непрекращающимся военным походам. Лишь в период расцвета готического искусства можно наблюдать зарождение феномена моды как такового. Появление моды совпало с влиянием шизотимического психотипа. И в дальнейшем на протяжении всей истории костюма стиль, появляющийся в моде, отражал особенности одного из классических психотипов. Рассмотрим это последовательно с точки зрения дизайна костюма. Чтобы не углубляться в историю костюма, по-возможности пришлось избегать специфической терминологии.

1300–1400-е годы Шизотимический период

Стиль: Поздняя, или Пламенеющая, готика (Flamboyant Gothic)

Мода: Бургундская (Burgundian and Edward IV court’fashion)

Европа вступила в период влияния шизотимического психотипа, открывшего цикл последовательной активизации цепочки из шести психотипов (шизотимического, сангвинического, авторитарного, демонстративного, психастенического, ювенильного). При этом длительность влияния каждого из них стала сокращаться по сравнению с периодами античных культур.

К XIV веку зарождение капиталистического способа производства и географические путешествия открыли новые горизонты для наук и напрямую столкнули европейцев с иными мировоззрениями. Все это стимулировало рост уважения к возможностям отдельно взятого человека и принижением божественной роли. Если в начале Средневековья огромное внимание уделялось загробному существованию человека и жизнь рассматривалась лишь как подготовка к нему, то идеи Возрождения больше фокусировались на возможностях личности в ее земной жизни. Разногласия и поиск истины начались прежде всего в русле самого католицизма. Появились ордена монахов-францисканцев, доминиканцев, августинцев и пр. Ожесточились схоластические диспуты.

Это время можно обозначить как освобождение Европы от диктата итальянского католицизма. И первые шаги к государственной независимости были сделаны в Англии, когда король Эдвард I поставил вне закона духовенство и его претензии на политическую власть. Так, период влияния шизотимического психотипа проявился в стране, национальный характер которой ему наиболее созвучен.

Освобождение от католицизма в Англии было поддержано массовым движением первых реформаторов в лице Джона Уиклифа и его сподвижников. К этому времени католический праздный образ жизни нищенствующих монахов стал бременем народа, вынужденного содержать духовенство, но главное — принижалось само значение труда. Нередко родители, опасаясь влияния монахов, отказывались посылать детей в университеты. В связи с этим сокращалось количество учебных заведений[21]. Уиклиф, священник короля, начал публиковать статьи против монахов. Он выполнил перевод Библии на английский язык, что явилось потрясением основ католицизма, так как до сих пор Библия была доступна только ученым и богословам, знакомым с латынью и греческим языком. Впервые Библия стала общедоступной. Уиклиф организовал группу проповедников, которые учили на рыночных площадях, на улицах больших городов и столбовых дорогах. Желание иметь Библию было настолько велико, что многие занимались ее переписыванием вручную, и почти половина жителей Англии приняла новую веру [22]. Так была подготовлена почва к появлению англиканской национальной церкви в XV веке и политической независимости Англии.

Эти сильные потрясения в духовной жизни общества отражали политико-экономическую перестановку сил в Европе. Англия вошла в период своей пассионарности, которая в итоге вылилась в военную агрессию. В 1337 году Англия вступила в Столетнюю войну с Францией, поводом для которой стали претензии английского короля на французский престол, а причиной — спор из-за промышленной Фландрии. Стоит обратить внимание на то, что такая активизация страны была на фоне эпидемии чумы, прошедшей по Европе в середине XIV века и унесшей жизни половины населения. Все это свидетельствует о подъеме страны, национальный характер которой созвучен периоду влияния шизотимического психотипа на мировой сцене.

Шизотимическое время, таким образом, открыло цикл последовательного влияния психотипов, который как бы окрашен реформацией общества, начавшейся первыми шагами Англии к отделению от итальянского католического протектората.

Результатом всех этих событий стало расслоение европейского общества. С одной стороны, появились аскетичные протестанты, жестко придерживающиеся прописных христианских истин. С другой — не готовая к личной ответственности часть общества, которая новые идеи Возрождения и свободы личности восприняла как свободу удовольствий. Внимание к плотским утехам на фоне социального расслоения общества открыло эпоху большого разнообразия в светских костюмах. В это время наблюдается резкое сокращение периодов господства влияния каждого из психотипов, а вместе с ними и стилей в искусстве и одежде.

Английский костюм

Союз Англии, Бургундии и Фландрии возник в 1340 году, когда Эдвард III, король Англии, которого называли королевским торговцем шерстью, предложил покровительство беженцам промышленной Фландрии на территории Англии. Уже через полвека страна из сырьевого придатка стала лидировать в производстве светских костюмов из шерсти высочайшего качества. А в XIV веке английский двор описывается в хрониках Фруассара[23] как наиболее роскошный во всей Европе, самого Эдварда III описывают как высокообразованного рыцаря и кавалера с хорошими манерами. По примеру легендарного короля Артура, Эдвард III вместе с Филиппом Бургундским организовал союз рыцарских орденов, отличающийся не только благородством манер, но и роскошью церемониала. Это ярко продемонстрировала дипломатическая встреча английского и французского двора, получившая название «Поле золотой парчи»[24]. Два государства показывали свою силу в дворцовой роскоши, где даже натянутые в поле тенты были сделаны из драгоценного по тем временам шелка, украшенного золотом и самоцветами. На лоне природы проводили не только переговоры, банкеты и турниры, но и светские церемонии, балы и фейерверки. Каждый день знать демонстрировала все более роскошные одеяния. Это было незабываемое событие эпохи, и понятие моды в современном его значении зародилось именно тогда. Чуть позже для короля Англии Эдварда IV Бургундским двором (рис. 21) был специально написан трактат о придворном церемониале. Затем его перенял Австрийский и Испанский двор[25].

а)

б)

21. Ок. 1380 г. Хроники Сен-Дени:

а) свадьба Филиппа I, герцога Бургундского и Маргарет III, графини;

б) Эдуард III приносит присягу Филиппу. Британская Библиотека, Лондон, Великобритания

Чтобы лучше понять те радикальные и стремительные перемены, которые произошли в моде в этот период, рассмотрим женский костюм XIII века. Вниз надевали простую трапециевидную сорочку без рукавов с округлой или V-образной горловиной[26]. Поверх нее шло свободное нижнее платье[27] с удлинными рукавами (нередко до косточек пальцев) в любую погоду. Рукава на локтевой части имели шнуровку или пуговицы, что позволяло их зауживать и сажать плотно по руке. В остальном крой нижнего платья напоминал тунику, ниспадающую тяжелыми объемными складками книзу. Для придания еще большего объема внизу от талии ставили клинья. Это изделие пришло из англосаксонского гардероба. Третьим слоем шло верхнее платье. Сначала это был подпоясанный прямоугольник с отверстием для головы (cyclas), а затем к XIV веку его стали сшивать по бокам, оставляя проймы, и носили уже без пояса[28]. Был и другой вариант, когда верхнее платье полностью дублировало нижнее, но оно было с короткими рукавами для свободы движения[29].

Объединяла все варианты верхнего платья их чрезмерная длина — живописными складками, подол лежал у ног дамы, так, что она выглядела скульптурой на пьедестале, вокруг которой еще лежал неубранный материал мастера. Великолепие удлиненного и расклешенного книзу платья подчеркивал устремленный ввысь силуэт, которому не мешали даже формы груди, поскольку их плотно стягивали лентой или бюстгальтером. Этот костюм не изобиловал декором и аксессуарами. Также и головной убор был прост: сетка для волос и две ленты накрест (под подбородком и вокруг головы в виде короны). Намеренная упрощенность костюма XIII века особенно впечатляет, если вспомнить затейливый костюм Арнегунды. Обращает на себя внимание и то, что платья этого времени намеренно скрывают формы женского тела. Таким образом, костюм XIII века ярко отражал христианские идеи духовной жизни.

Дословное цитирование и комфортность костюма, как правило, свойственны периодам влияния ювенильного психотипа.

На рис. 22 дизайн костюмов относится к концу XIII века. В это время уже появились сложные конструкции головных уборов, которые являются ярким акцентом всего дизайна костюма. Их затейливая конструктивность — первый серьезный сигнал наступающего шизотимического времени. Таким образом, акцентированный головной убор уводит нескромный взгляд окружающих с тела на лицо женщины, как зеркало ее души.

Также значительно удлиняется длина верхнего платья. В нем уже невозможно двигаться, не подхватив его руками или не закрепив на животе, имитируя беременность. При кажущейся простоте, костюм ее определенно теряет. «Простота» в образе носит уже демонстративный, агитационный характер. В XIV веке костюм резко меняется.

В истории костюма это время соотносится с революционным использованием кроя. Многослойный костюм стали делать таким образом, что плащ/мантия открывал верхнее платье спереди, верхнее платье приоткрывало нижнее по бокам, демонстрируя, таким образом, женственные линии талии и бедер (рис. 23). В этом костюме даже ноги стали обозначаться юбкой, поскольку шлейф натягивал ткань при ходьбе. В истории костюма впервые наблюдается такой скульптурный подход к объемам — костюм этого времени по принципам дизайна напоминает китайский многослойный шар. Впервые костюм рассматривается не только с фронтальной стороны, но и сбоку, и сзади.

а)

б)

22. Дизайн костюма XII в. а) 1260-1270-е гг. «Альманах дидактических и религиозных текстов» Алана из Лилля, Исидор. Британская библиотека, Лондон, Великобританияб) 1260-1270-е гг. Цветной рисунок. Мужчина и дама. Заголовок таблицы кровного родства. Иоанн Севильский. Бодлианская библиотека Оксфордского университета;

Чтобы создать прилегающую форму нижнего платья[30], на нем по лифу стали делать вытачки. Спереди и сзади по центру такого платья оставались разрезы, которые стягивали шнуровкой или застегивали на пуговицы. В некоторых платьях плотная посадка лифа подчеркивалась еще и отрезной удлиненной юбкой. Эту юбку пришивали по линии бедра, а объема ее добивались, вставляя до десяти клиньев.

В Англии, склонной к рискованным экспериментам в дизайне, стали подчеркивать конструкцию одежды активным цветом. Например, чтобы подчеркнуть застежку по центру, левую половину костюма делали одного цвета, а правую половину — другого цвета. Или чтобы подчеркнуть поперечную линию юбки на бедрах, на юбке оба цвета лифа меняли местами в шахматном порядке. Такая расцветка силуэта получила название «кельтский крест». Цветовые блоки в костюме еще больше усиливали крупной геральдикой или широкими контрастными полосами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Яркий пример тому — историческое «Поле золотой парчи» («The Field of the Cloth of Gold»).

16

Разрыв тонких нервных волокон помогает облегчить боль, что объясняет нанесение татуировок с медицинской целью обезболивания. Однако недавно были обнаружены татуировки на груди, что не было связано со здоровьем Эци. Кроме того, татуировки были сделаны в виде мелких порезов, визуально усиленных цветом втертого в них угля. Выделение их цветом свидетельствует о важности акцентирования порезов для окружающих людей, т. е. об информационном и эстетическом посыле. Татуировки Эци являются сегодня самыми древними в мире.

17

Gromer K. The Art of Prehistoric Textile Making. The Development of Craft Traditions and Clothing in Central Europe. — Vienna: The Natural History Museum, 2016.

18

Эта вереница бед недавно получила научное название Позднеантичного малого ледникового периода.

19

Viking Upron Dress, Hangselkjol. Hamburg.

20

Elska d Fjdrfella (Susan Verberg). Women’s Set of Viking Winter Clothes Based on 10th Century Haithabu garment finds. 2016.

21

Уайт Е.Г. Великая борьба между Христом и Сатаной в течение христианского века. — Заокский: Источник жизни, 1993. С. 61.

22

Там же. С. 70.

23

Jean Froissart’s Chroniques.

24

«The Field of the Cloth of Gold».

25

Искусствоведы нередко называют Бургундскую моду французской. Это несправедливо, поскольку у этих этносов совершенно разные национальные корни и характер. Исторически племя бургундов заняло опустевшие после кельтов земли, когда кельтские племена переместились на островек Бургунды и вплоть до VI века сохраняли предание о Скандинавии как о своей родине. Также и в скандинавском эпосе есть прямое упоминание о бургундах. На рассматриваемый период королевство Бургундское не испытывало влияния французов, и даже не участвовало в их Столетней войне, и, более того, было в союзе с враждебной французам Англией. Отсюда закономерно предположить, что бургундская мода была взращена народом шизотимического психотипа.

Это подтверждает и тот весьма показательный факт, что при Бургундском дворе расцветал мистицизм, отсутствующий у французов. Именно Бургундский двор дал возможность для деятельности алхимиков и астрологов, которые положили начало наукам Возрождения. Бургундские герцоги особенное внимание уделяли религиозным видам искусства (архитектуре и скульптуре саркофагов). Кроме того, показательно и то, что первой переняла моды Бургундии Англия, а затем уже они стали распространенными во всех государствах Европы. После этого окрепшая и объединенная угрозой диктата со стороны герцога Бургундского Франция только в 1477 году присоединила Бургундию.

26

Chemise, shift, smock. Судя по этимологии, этот вид одежды сохранился с кельтских времен. Сегодня его используют как базовую конструкцию ночных рубах. Наглядно представлено в рисунке Chemise Isabelle de France sister of St.Luis (13th centurV), Convent Saint-Francois, Paris. Exposition La mode au MoVen Age, chateau Langeais Jean Favier. La mode au MoVen Age: [exposition, Chateau de Langeais, 27 avril-26 juillet 2007]. — Paris: Institut de France; Langeais: Chateau de Langeais: Societe Kleber Rossillon, 2007.

27

Kirtle, cotte.

28

Surcoat, surcote.

29

Процесс отказа от рукавов верхнего платья был постепенным. Сначала рукава спустились вниз в виде узкой полосы материи с боковой стороны руки (tippets). Потом появились платья без рукавов со съемными висячими рукавами из меха на предплечье. Эта мода была данью традиции рыцарских турниров, когда дамы отрезали кусочек рукава победителю.

30

«Cotehardie» в переводе со старофранцузского — дерзкое платье.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я