Коммунизм. Утопия или реальность

Илья Бровтман

Суда над коммунизмом не было. Не было даже серьёзных общественных слушаний с привлечением авторитетных историков, политиков, юристов, экономистов, политологов и прочих специалистов. Очень интересно было бы посмотреть такой суд, проведенный с соблюдением всех норм демократического судопроизводства. Никто нам не мешает провести такие процедуры виртуально с привлечением в качестве свидетелей и даже обвиняемых не только ныне здравствующих, но и давно почивших.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммунизм. Утопия или реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Илья Бровтман, 2022

ISBN 978-5-0056-0657-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В начале 60-х годов ХХ-го века в Советском Союзе эмоционально-психологическая обстановка была крайне благоприятной. Страна первой в мире запустила человека в космос. Денежная реформа стабилизировала рубль на внутреннем рынке и укрепила его позиции в мире. Завершилось восстановление разрушенного войной хозяйства. Всплеск рождаемости сгладил демографическую диспропорцию, вызванную войной. Подрастало поколение не знавшее или не помнящее ужасов войны. Хрущёвская оттепель вызвала необычайный расцвет литературы и искусства. Падение «железного занавеса» позволило некоторым советским гражданам взглянуть на прочие страны своими глазами. Расширение социалистического лагеря в западном полушарии и национально-освободительное движение некапиталистической направленности в странах третьего мира вселяло нешуточный оптимизм. Важной вехой в череде этих событий стал ХХII съезд КПСС, который провозгласил курс на построение материально-технической базы коммунизма. Партия провозгласила лозунг, который повторяла вся страна: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Наметились даже временные рамки этого процесса. Люди прикидывали, сколько лет им будет через два десятилетия, и повезёт ли им дожить до этого всеобщего благоденствия.

При этом мало кто представлял себе, как это будет выглядеть. Бытовало мнение, что деньги будут упразднены и магазины, заваленные товарами, будут их просто раздавать. А работать нужно будет для души, но в меру своих сил и не ради зарплаты, а от сознания необходимости трудиться на благо общества.

История показала, что это была очередная утопия. А может быть, общество ещё не созрело для таких перемен? Цель этой книги разобраться, возможен ли коммунизм в принципе. И если это возможно, то, как это может выглядеть и как к нему прийти.

Для того, что бы ответить на эти непростые вопросы, необходимо, прежде всего, разобраться в терминологии и понятиях, что бы не было разночтения при построении логических цепочек. Ведь все эти цепочки могут происходить только в нашем воображении.

Итак, что мы знаем о коммунизме? В «Манифесте коммунистической партии» коммунизм представляется как некое бесклассовое общество, где все равны и свободны. И достигается это путём уничтожением частной собственности. Всё имущество общее, т.е. принадлежит всем членам общества. При чём уровень обобществления пронизывает все сферы человеческой жизни, вплоть до личностных отношений. Даже институт моногамного брака объявляется способом закрепощения женщин циничной церковью, в интересах буржуазии.

Впервые такие идеи озвучил Томас Мор в своей «Утопии» (1516). Хотя некоторые элементы такого общества мелькают ещё в трудах древнегреческих философов Гесиода и Платона.

Значительный вклад внесли первые христианские идеологи, проповедующие идеи братства и всеобщего равенства. В Италии известным сторонником утопического социализма был Томмазо Кампанелла. В своей книге «Город Солнца» (1623) Кампанелла, также как и Мор, создал идеальное государство, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями.

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому, что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества.

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы. Из среды, которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30—40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли. Их продолжил в своих произведениях Н. Г. Чернышевский. Этот исторический экскурс можно расширять и продолжать, но мы не ставим перед собой задачу осветить весь путь развития социалистической идеологии. Достаточно отметить, что над этим явлением задумывались светлые головы во все времена и во многих местах планеты.

Наконец, в результате революции в Российской империи началось строительство социализма в одной из стран. Казалось, что это первая ласточка грядущих перемен во всём мире. По Европе прокатилась волна пролетарских революций. Был создан Коминтерн, и стало понятно, что социалистическая идея вступила в конкурентную борьбу с капиталистической. Это противостояние не всегда было мирным, а некоторые социал-демократические силы стали на путь фашизма.

Кто победил в этом противостоянии. Считается, что социализм себя полностью дискредитировал, а капитализм показал свою устойчивость в различных социально-экономических реалиях. На самом деле это не совсем так. Я бы даже сказал — совсем не так. В настоящее время страны классического капитализма лихорадит от череды кризисов, а Китай, например, находящийся под руководством коммунистической партии, успешно развивается, и конкурирует с капиталистическими экономиками. Хотя конечно и у них не всё безоблачно. Так что говорить о полном провале коммунистической идеи преждевременно.

Во многих постсоветских странах проведена декоммунизация. Об этом явлении хотелось бы поговорить подробнее. Это второй случай в истории, когда античеловеческой объявлен не конкретный человек или группа людей, а целая идеология. Я, конечно, не учитываю инквизиторскую борьбу с ересью. Но то можно было считать внутри религиозной борьбой. Первый случай это Нюренбергский трибунал, осудивший кроме конкретных преступников, идеологию нацизма как античеловеческую. Осуждение коммунизма произошло без аналогичного судебного процесса, и не совсем понятно кто осуждён и за что. И причём тут идеология всеобщего равенства и справедливости. Что в ней пагубного? В каких преступлениях обвинены советские полководцы, сломавшие хребет осуждённому всем человечеством нацизму? Чем провинились герои войны и труда? Неужели наличие партийного или комсомольского билета это преступление? Переименовываются улицы носящие имена тех, кто увешенный гранатами бросался под фашистские танки или закрывал своим телом амбразуры дотов. Демонтируются памятники и мемориальные доски, установленные в честь прежних героев, а на их месте возникают обелиски других деятелей. Возможно они не менее заслужили такой почести, но почему бы не находить для их прославления другие улицы и площади. Мне кажется, что практика вычёркивания прежних героев из истории пагубна. Где гарантия, что новые предпочтения действующей власти не исчезнут вместе с этой властью и новых героев не постигнет участь старых. Постоянная чехарда истории способна оставить народ вообще без истории. А, как известно, у кого нет прошлого, у того не будет будущего.

Но вернёмся к коммунизму. В чём его вина и кто её определил? Являются ли такие решения прерогативой парламентов или других государственных органов. Ответ очевиден. Нет! Такие суровые меры воздействия могут применяться только к преступникам, а таковыми кого бы то ни было может назвать только суд. Если парламент считает, что в его компетенции изменять любые законы, пусть попробует изменить закон всемирного тяготения или закон Ома. Принять новую редакцию этих законов не сложно, но это вряд ли облегчит полёты в космос, да и засовывать пальцы в розетку не стоит, даже если запрет на это будет снят.

Суда над коммунизмом не было. Не было даже серьёзных общественных слушаний, с привлечением авторитетных историков, политиков, юристов, экономистов, политологов и прочих специалистов. Очень интересно было бы посмотреть такой суд, проведенный с соблюдением всех норм демократического судопроизводства. Никто нам не мешает провести такие процедуры виртуально с привлечением в качестве свидетелей и даже обвиняемых не только ныне здравствующих, но и давно почивших.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммунизм. Утопия или реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я