Социология для чайников

Ильнар Салимшин

Книга «Социология для чайников» открывает читателям глубокие и увлекательные темы, такие как социальная стратификация, гендерное неравенство, социальные конфликты и многое другое. Эта книга станет великолепным ресурсом для всех, кто интересуется социальными науками или просто хочет расширить свои знания о социальных явлениях и проблемах в нашем мире.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

3.1. Когда социология встречает психологию: битва за понимание человека

Социология и психология — тесно связанные и взаимозависимые области знаний, которые помогают понять и объяснить различные аспекты человеческого поведения, мыслей, действий, взаимодействий и общества. Обе области относятся к социальным наукам и занимаются изучением поведения людей, при этом они часто дополняют друг друга, а результаты исследований в одной области часто влияют на исследования и теории в другой.

Психология — это изучение психики и поведения человека на индивидуальном уровне. Психологов интересуют психические процессы и индивидуальные факторы, влияющие на восприятие, развитие личности, чувства, мысли, поведение, характер, поступки и взаимодействие. Она охватывает различные аспекты человеческого опыта и исследует бессознательное. Социология, с другой стороны, рассматривает поведение человека и социальные взаимодействия на групповом уровне. Это изучение общества и того, как оно формирует поведение людей, их убеждения, нормы и ценности. Социологи изучают, как социальные структуры, отношения и институты (например, семья, система образования или религия) влияют на поведение человека и общества. Они рассматривают более крупные социальные силы, групповую динамику, социальное неравенство, культурные тенденции и изменения во времени.

Если психология представляет индивидуалистическую биологическую перспективу, то социология — общественную. Однако обе области дополняют друг друга. Например, психологические теории могут помочь объяснить индивидуальные мотивы или личностные факторы, влияющие на социальное поведение, которые, в свою очередь, могут быть лучше поняты, если рассматривать общественную или групповую динамику через призму социологии. Аналогичным образом, влияние общественных факторов на человека (социологический интерес) может существенно повлиять на его психическое здоровье и благополучие (психологический интерес). Многие социальные проблемы, такие как насилие, преступность, психическое здоровье, предрассудки или наркомания, лучше всего рассматривать как с социологической, так и с психологической точки зрения для более полного понимания.

Установив связь между социологией и психологией, мы можем глубже рассмотреть, как они влияют и формируют друг друга. Примером их взаимосвязи может служить социальная психология. Эта специальность объединяет в себе психологию, изучающую индивидуальные мыслительные процессы, и социологию, интересующуюся тем, как на эти процессы влияют социальные структуры и системы. Она стремится понять, как на поведение, мысли и чувства индивида влияет присутствие других людей, включая социальные нормы, правила и ожидания.

Аналогичным образом, такие понятия социологии, как социальные роли, социальная стратификация и социализация, вносят свой вклад в понимание психологии. Например, влияние различных социальных ролей (например, родитель-ребенок, учитель-ученик) на поведение индивида или психологические последствия социального расслоения и неравенства имеют решающее значение для понимания некоторых аспектов человеческого поведения с точки зрения психологии.

В клинической психологии и терапевтических контекстах понимание социального фона человека, включая его культуру, структуру семьи, социально-экономический статус, имеет решающее значение для целостного подхода к лечению. Поведенческая и когнитивная терапия часто включает в себя компоненты, помогающие человеку ориентироваться в своем социальном мире, что иллюстрирует возможность использования фундаментальных концепций социологии в прикладной психологии. Более того, обе области глубоко вовлечены в исследования, касающиеся мотивации, восприятия, идентичности, предрассудков, социальных изменений и многих других областей, которые допускают междисциплинарное дублирование, создавая потенциал для общих теорий, методов исследования и понимания.

Другой ключевой областью, в которой обе области сходятся, является изучение психического здоровья. Психологические факторы, такие как стресс, травмы и нейрохимический дисбаланс, могут способствовать возникновению проблем с психическим здоровьем. Одновременно социологи изучают, как такие общественные факторы, как дискриминация, бедность, отсутствие доступа к качественному медицинскому обслуживанию, могут приводить к возникновению или усугублению этих проблем.

Кроме того, некоторые проблемы глубоко укоренены как в индивидуальной психологии, так и в социальных структурах — например, расизм, сексизм. Для понимания и решения этих проблем необходимы знания и стратегии как социологии, так и психологии. Исследуя поведение человека и влияние общества на него через обе линзы, мы можем получить более полное представление о сложностях человеческого опыта.

Помимо упомянутых выше пересечений, социология и психология связаны и другими способами, а также в других подполях. Например, в области психологии развития социологи и психологи изучают, как такие факторы, как сети социальной поддержки, семейные отношения, социальный класс и культура, влияют на развитие и обучение ребенка. Они изучают, как различия в этих социальных факторах могут привести к различиям в когнитивном или эмоциональном развитии. Социология и психология также пересекаются при изучении образования. Обе области изучают, как образовательные системы формируют социальное сознание, восприятие и личностную идентичность. Они изучают, как групповая динамика влияет на обучение в классе, а также более крупные социальные или системные факторы, влияющие на доступ к образованию или его результаты. В поведенческом анализе концепции из обеих областей интегрируются для понимания и изменения поведения человека.

Социология часто предлагает контекст окружающей среды для рассматриваемого поведения, в то время как психология дает представление о внутренних мыслительных процессах или мотивах, лежащих в основе такого поведения. Социология и психология пересекаются в исследованиях в области уголовного правосудия. Психологи изучают мыслительные процессы, мотивы и личный опыт преступников, а социологи — социальные и системные факторы преступного поведения, включая бедность, семейное воспитание, уровень образования и правоохранительные системы. В области здравоохранения пересекаются медицинская социология и медицинская психология. Психологи изучают роль установок, убеждений в поведении, связанном со здоровьем, а социологи рассматривают влияние социальных факторов, таких как доход, образование и социальная поддержка, на состояние здоровья. В совокупности они дают глубокое понимание поведения и результатов.

Выделим, что психология и социология существенно пересекаются в области социальных изменений и общественных движений. Эти изменения могут происходить как на основе индивидуального познания и поведения, что изучается психологией, так и на основе коллективного поведения, что является предметом внимания социологии. Анализируя эти изменения с обеих точек зрения, можно получить полное представление о динамике общественных преобразований. В исследованиях лидерства и организации также можно увидеть синергию между психологией и социологией. Психология вносит свой вклад в понимание индивидуальных лидерских качеств, процессов принятия решений и мотивации. С другой стороны, социология может пролить свет на то, как социальные модели, групповая динамика и организационные структуры влияют на стиль и эффективность лидерства.

Отметим, что психологические исследования могут способствовать разработке политики в области психического здоровья или образования, позволяя получить представление об индивидуальных стилях обучения, когнитивном развитии, мотивационных факторах или проблемах психического здоровья. В то же время социологические исследования могут помочь политикам понять влияние социального неравенства, культурных различий и демографических изменений, чтобы разработать политику, направленную на адекватное решение социальных проблем. В последние годы влияние технологий на человека и общество стало новой областью сближения, что привело к появлению таких областей, как киберпсихология и цифровая социология. Понимание индивидуальных особенностей использования, поведения в Интернете и психических последствий — это проблемы, решаемые психологией в силу их индивидуального характера.

Напротив, влияние цифровых технологий на культурные тенденции, общественные нормы, цифровые идентичности или социальные сети относится к сфере социологии. В управлении чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями ценные знания дают как социология, так и психология. Психологи изучают воздействие таких событий на психическое здоровье человека, давая представление о травме, а социологи исследуют, как эти события влияют на сообщества и социальные структуры, выявляя устойчивость и адаптацию сообществ.

Одним из известных экспериментов, прекрасно демонстрирующих пересечение социологии и психологии, является эксперимент Стенли Милгрэма «Подчинение». Это исследование было проведено в 1960-х годах в попытке понять, как нормальные люди могут участвовать в ужасающих действиях.

Целью эксперимента было оценить готовность людей подчиняться авторитетным командам, даже тем, которые противоречат их личным убеждениям34. Участников эксперимента убеждали в том, что они участвуют в исследовании обучения и наказания, где их инструктировали подавать электрические разряды с нарастающей интенсивностью «обучаемому» каждый раз, когда он совершал ошибку. В качестве «обучаемого» выступал актер, который на самом деле не получал ударов током, но должен был реагировать так, как будто он их получает.

Шокирующим результатом (без каламбура) стало то, что удивительное число участников — около 65% — были готовы применять смертельные удары только потому, что им это приказал авторитетный человек в лабораторном халате. Они подчинялись приказам, даже если те нарушали их личный кодекс поведения, что свидетельствует о сильном влиянии социальных и ситуационных факторов на поведение человека. Эксперимент Милгрэма продемонстрировал, что люди часто подчиняются социальному давлению, что подчеркивает влияние авторитета и послушания в обществе — темы, обычно изучаемые в социологии. В то же время эксперимент был посвящен индивидуальному поведению и реакциям, которые относятся к компетенции психологии, например, внутреннему конфликту и стрессу, переживаемому участниками эксперимента.

Другим значимым исследованием, в котором соединились принципы социологии и психологии, является Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо. В ходе эксперимента была создана макетная тюрьма, в которой добровольцы были случайным образом распределены на роли «заключенных» или «охранников»35. Цель исследования заключалась в том, чтобы понять, как люди соответствуют своим социально заданным ролям и как эти роли влияют на индивидуальное поведение и групповую динамику. Однако эксперимент пришлось досрочно прекратить из-за экстремальных и тревожных изменений в поведении «охранников», которые стали чрезмерно контролирующими и жестокими, в то время как «заключенные» демонстрировали признаки сильного эмоционального стресса и пассивности. Результаты эксперимента послужили толчком к обсуждению таких тем, как динамика власти, ролевые игры, групповой конформизм, ситуативные силы и моральный выбор, которые находятся на стыке социологии и психологии. Эти ключевые исторические исследования подчеркивают сложное взаимодействие между индивидуальными психологическими процессами и более масштабными общественными силами и напоминают нам о важности этических аспектов в обеих областях. Они служат примером того, как совокупность знаний социологии и психологии позволяет глубже понять поведение человека в его социокультурном контексте.

Ключевым результатом этой «битвы» может быть осознание того, что социология и психология представляют собой взаимодополняющие науки, которые в совокупности обогащают наше понимание человеческого поведения. Социология может помочь психологии понять, как социальные факторы влияют на индивидуальное поведение и развитие личности, в то время как психология может способствовать лучшему пониманию мотиваций и внутреннего мира людей социологами.

Таким образом, «битва за понимание человека» между социологией и психологией является плодотворной и необходимой, поскольку объединение этих двух наук позволяет получить глубокий и комплексный взгляд на человека в обществе. Использование совокупности знаний и подходов социологии и психологии позволяет нам расширить наше понимание человека, его поведения и взаимодействия с миром вокруг него.

3.2. Антропология: счастливый брак с социологией или соперничество?

Первоначально, стоит отметить, что и антропология, и социология изучают социальные явления, но с различных углов зрения. Антропология фокусируется на изучении культурных различий, обычаев, ритуалов и поведенческих норм в разных обществах и группах людей. Она стремится понять, как люди взаимодействуют и социализируются в рамках своих культурных контекстов. С другой стороны, социология занимается изучением социальных структур, институтов и процессов, которые влияют на людей в обществе. Она исследует социальные классы, иерархии, групповую динамику, политические системы и экономические отношения. Целью социологии является понимание того, как общество организовано и какие причины лежат в основе социальных явлений. Тем не менее, в современном мире границы между антропологией и социологией становятся все более размытыми, и появляются новые направления, включающие в себя элементы обеих наук.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

34

Гомола Д. А. Влияние эксперимента Милгрэма на осознание важности авторитета / Д. А. Гомола // Научное и техническое творчество молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 19—20 апреля 2023 года / Под редакцией А. В. Ефимова, Т. И. Монастырской. Том Часть 4. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2023. — С. 555. — EDN AKWVQK.

35

Буньоль Б. Стэнфордский тюремный эксперимент: 40 лет лжи / Б. Буньоль // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2019. — №8 (207). — С. 78. — EDN TTFXOE.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я