Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022

Сборник, 2023

В книгу вошли лучшие экспертные статьи Русской Школы Управления, опубликованные на медиапортале uprav.ru в 2021–2022 годах по следующим тематикам: лидерство, коммуникации, карьера, саморазвитие, менеджмент, управление персоналом, маркетинг, бизнес-образование. За двадцать с лишним лет работы в сфере бизнес-образования РШУ накопила большую экспертизу, которой делится в учебных программах и статьях. В новой реальности по-особому звучат темы, представленные в этом сборнике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Коммуникации

Манипуляции в общении: как не стать жертвой

«Цыганщина», эмоциональное давление и домысливание. Учимся противостоять распространенным формам воздействия

Елизавета Ефремова, преподаватель Русской Школы Управления

Психологическая манипуляция — это метод воздействия на человека, при котором манипулятор применяет особые техники. Обычно их используют в переговорах, продажах, во время споров с целью изменить наше поведение или отношение к какому-либо вопросу. Чтобы перевести общение в конструктивное русло и не поддаться нажиму со стороны собеседника, нужно разбираться в видах и приемах манипуляций, уметь им противостоять.

Приемы манипуляции различаются в зависимости от способа взаимодействия между людьми:

1). собеседники влияют друг на друга, предоставляют информацию, цифры, факты, высказывают мнения, задают вопросы;

2). человека побуждают к неосознанному действию, он принимает необдуманные решения под давлением.

Эмоциональное давление

Когда мы выстраиваем коммуникации в организации, налаживаем отношения с коллегами, мы часто становимся объектом манипуляций: какие-то решения принимаем неосознанно, делаем то, что не хотим, и только потом думаем: «И зачем я на это согласился? Сотрудник просто меня использовал, а я это не отследил. И вообще, я выполнил ту работу, за которую получает деньги другой специалист!»

Суть эмоциональных или трансовых манипуляций в том, что во время общения партнер начинает испытывать и демонстрировать повышенные эмоции, тем самым изменяя акценты.

Например: «Позвоните мне в 10:30» — это просто сообщение. «Да что же это такое, вы никогда не звоните вовремя, я буду очень ждать вашего звонка!» — у фразы появляется совершенно другая окраска.

Люди нередко добавляют избыточные эмоции в общение. Кажется, что, пока не «пнешь» коллегу, ничего не будет сделано, однако это часто мешает рабочему процессу. Если вы пришли к коллеге решить какой-то производственный вопрос, а он демонстрирует агрессию, вы развернетесь и уйдете с мыслью: «Не хочешь решать эту проблему — и не надо». А вопрос останется открытым.

Слезы тоже являются инструментом эмоционального давления, только с другой стороны — это давление на жалость. Они также усложняют коммуникацию, которую приходится возвращать в конструктивное русло.

Как справиться с такой манипуляцией

Чтобы противодействовать эмоциональному давлению, проговаривайте вслух все, что происходит.

Например: «Мария, я вас пригласил, чтобы сделать замечание о вашей работе. Вы плачете, это мешает мне обсуждать с вами рабочие вопросы. Поэтому, пожалуйста, успокойтесь, вытрите слезы, и мы продолжим беседовать дальше».

Или: «Я пришла обсуждать с вами рабочие вопросы, а вы повышаете на меня голос, используете ненормативную лексику. Это ни в коей мере не помогает нам решать рабочие вопросы. Давайте успокоимся и продолжим наш диалог в конструктивном русле».

Так вы не поддадитесь манипуляции, сохраните конструктивный подход, вернетесь к формату деловой беседы.

Использование специальных терминов

Такой вид манипуляции часто используется в спорах между людьми одного уровня (например, коллеги, клиенты и продавцы), а также на собеседованиях. Это шарлатанская техника: человек, не обладая достаточными аргументами, начинает использовать множество специфических терминов. Однако со стороны может показаться, что он демонстрирует развитые профессиональные компетенции.

Как справиться с такой манипуляцией

Просите объяснить все непонятные слова: «А что это значит? Поясните, переведите». Это простая техника конкретизации, в ответ на которую манипулятор попробует уйти от ответа с помощью обобщений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я