Особняк

Иезекииль Бун, 2018

Как сильно ни старайся, начать полностью с чистого листа невозможно. Слишком много событий из прошлого, слишком много неправильных решений, слишком много призраков. Молодые программисты Шон Игл и Билли Стаффорд после почти двух лет тяжелой работы в хижине на территории поместья семьи Игл создали то, что могло бы обогатить обоих, – революционный компьютерный алгоритм Eagle Logic. Но нарастающее напряжение не пошло на пользу их когда-то крепкой дружбе. И вот спустя годы Билли – неудачник, страдающий от нищеты и зависимости, а Шон – один из самых известных и богатейших людей в мире. Шон хочет воскресить Нелли, умную компьютерную программу, над которой они когда-то работали вместе с Билли, и устанавливает ее в семейном особняке. Но с Нелли явно что-то не в порядке. Какое зло таится в написанном ими исходном коде? Шон вынужден обратиться к Билли за помощью…

Оглавление

Глава 8. Кровь и сталь

Билли наблюдал за рабочими, которые пытались сообразить, как вытащить провалившийся под землю грузовик. Он изо всех сил старался не терять самообладания: ему было ясно, что Шон зачем-то тянет время. Он вел себя так, будто боялся дать понять Нелли, будто волновался, что Билли уведет у него Нелли, как увел Эмили. Ожидание убивало, но он не собирался показывать Шону, что нервничает. У него внутри все зудело с того момента, как Шон произнес ее имя — Нелли. Слишком многое, однако, стояло на кону, чтобы демонстрировать свое воодушевление. Он был нужен Шону, и чем лучше Билли удастся показать ему, что он может развернуться и уйти в любую минуту, тем больше власти он удержит в своих руках. Так что он был не прочь поостыть, задержавшись на лужайке еще на пару минут.

А затем раздался крик.

Он глянул на Шона, не зная, что делать. Тот побледнел и замер на месте, но затем крик усилился, и он взбежал вверх по ступеням. Билли поспешил за ним. Он увидел, что рабочие бегут к двери, последовал за Шоном к входу и прошел через деревянный свод пасти особняка Игл, позволив ему проглотить себя целиком. Времени осмотреться не было: теперь там стало светло и просторно, несмотря на то что раньше все оплетали вьющиеся заросли растений, повсюду валялись куски крошащегося камня, а крыша когда-то обвалилась, придав зданию мрачный вид. Лифт, прижатый к дальней стене, был сделан из стекла; механизм тоже был полностью прозрачным, а шахту оплетала винтовая лестница из стекла и стали с лестничными площадками и ответвлениями, каждое из которых вело в правое или левое крыло здания как на втором, так и на третьем этаже. Стоя рядом с ним, можно было увидеть Гнездо, парящее над зданием: лестница исчезала в матовом стекле, защищающем частное пространство Шона от любопытных глаз гостей, стоящих внизу. От размеров фойе кружилась голова — такое большое открытое пространство пугало, но все это Билли заметил чуть позже. Сейчас же он был занят тем, что бежал за Шоном, который направлялся к лифту.

К тому времени там уже собралась толпа — восемь или девять мужчин в защитных касках и джинсах, ботинках с металлическими носами и с инструментами на поясе, но крик перекрыл все. Это был высокий, стонущий звериный рев, но Билли не видел, откуда он исходил. Мужчины в толпе ругались и лихорадочно с чем-то возились. Он слышал крики, ругательства и то, как кто-то из них, задыхаясь, стонал от боли.

От этого звука волосы вставали дыбом. Казалось, что кошку прибили к доске и вспарывали ей брюхо. Это был звук из детских кошмаров.

— Тяните, бога ради. Тяните двери. Двери!

Все натужно закряхтели, а затем раздался вздох облегчения. Из лифта спиной вперед выпала толпа людей. Билли краем глаза заметил, как в красной мешанине зияет что-то белое.

Человек больше не кричал. Он хныкал, выгибал спину и бился головой о пол. Трое строителей прижали его к земле, а четвертый зажал руками его…

Билли подумал, что его сейчас стошнит. Он отвернулся, но уже успел все увидеть. Это был обрубок человеческой руки: она заканчивалась в середине предплечья, чуть ниже локтя. То белое, что увидел Билли, оказалось костью, торчащей из рваной плоти. Края раны были неровные и выглядели ужасно. За тот короткий миг, что Билли смотрел на пострадавшего, он успел увидеть аккуратный надрез в нескольких сантиметрах от того места, где начинался обрубок, а также рваные лоскуты кожи: из раны текла кровь, заливавшая отполированный бетонный пол.

Билли медленно попятился из фойе туда, где начиналось крыло особняка. Мужчины все еще кричали и шумели: одни наклонились к пострадавшему, другие разбежались в разные стороны. Билли увидел среди них смертельно бледного Шона, его голос дребезжал.

— Еще один, — произнес кто-то позади Билли.

Если бы Билли не был так шокирован увиденным, он бы вскрикнул, но вместо этого он повернулся и посмотрел на человека, стоявшего рядом. Это был невысокий мужчина около сорока лет в джинсах и футболке с логотипом рок-группы AC/DC, белой каске и коричневых ботинках с металлическими носами. Билли даже удивило, что мужчина не зажимал в зубах сигарету. Ну конечно же, они ведь находятся в помещении.

— Еще один?

— Ага. Еще один.

Билли не мог понять, что это за акцент. Мужчина вроде похож на латиноса. Или индейца? Может, какой-нибудь метис? Он говорил с тем странным неуловимым акцентом, который у Билли всегда ассоциировался с Канадой.

— В каком смысле? — спросил Билли.

— В этом месте крови больше, чем стали, — ответил мужчина. — Семь смертей во время строительства: четверо, конечно, погибли за раз, но все же в общей сложности не стало семерых душ. И это еще не считая тех, кого покалечило. Неспроста Игл помимо компенсации приплачивает сверху. И неспроста ему пришлось привезти столько рабочих из других городов. Мы все знаем историю этого места: ее сложно игнорировать. Думаешь, то, что ты сейчас увидел, — жуткое зрелище? — он помотал головой. — Это еще ничего. Если бы мне не нужно было платить алименты, я бы уже давно собрал манатки и свалил отсюда. Работать здесь — все равно, что сидеть в желудке у монстра, — сказал он, а затем повернулся и исчез в коридоре, ведущем в крыло здания, завернув за угол прежде, чем Билли успел вымолвить хоть слово.

Он наблюдал за тем, как прибежали двое мужчин с носилками. Кто-то уже тащил аптечку первой помощи, а человека, сжимающего обрубок, заменил наспех наложенный жгут. Товарищи положили пострадавшего на носилки и вынесли его через входную дверь. Шон последовал за ними.

Внезапно в здании стало так тихо, что Билли показалось, будто он остался совсем один. Он видел, как снаружи аккуратно спускают носилки с лестницы и как рабочие толпятся на газоне, наблюдая за происходящим. Но, насколько Билли было известно, внутри особняка кроме него никого не было. Солнечный свет проникал сквозь окна в передней части фойе и освещал лужицу крови на полу у лифта, где лежал пострадавший. Он взглянул на лифт. Стеклянные двери словно окропил кровавый дождь. На полу внутри лифта он увидел окровавленный кусок плоти…

Господи. Ему нужно выпить. Пару бокалов. Просто чтобы взять себя в руки. Но нет, он не станет этого делать: ему не нужна выпивка. Лучше глотнуть воды. Может, стоит пойти умыться? Он посмотрел на руки — они дрожали. Снова взглянул на двери лифта, стараясь не коситься на пол, где лежала нижняя часть человеческой руки. Господи, он совсем не хотел находиться в этом доме.

Билли развернулся и направился в крыло здания, вниз по коридору. Нужно было найти туалет. Ему надо отлить. Или проблеваться.

Выйдя из фойе и оказавшись в крыле, справа он увидел дверь с надписью «Туалет». Он потянулся к ручке, но дверь бесшумно распахнулась сама по себе, свет постепенно стал ярче.

Ловкий трюк. Очевидно, что это имел в виду Шон, когда сказал, что провода протянуты везде.

Нужно в туалет? Просите, и дано будет вам.

Он замешкался, переступая порог. Интерьер был белым с ярко-красными штрихами. Билли не мог забыть брызги крови на дверях лифта. Он глубоко вздохнул и вошел внутрь. Дверь за ним тихонько закрылась. Он справил нужду в писсуар, упершись рукой в стену. Тошнота подступила к горлу. «Стоит присесть», — подумал он.

Справив нужду, он застегнул джинсы и смыл за собой, а когда повернулся к раковинам, из крана уже тихонько текла теплая вода. Билли хорошенько вымыл руки. Где-то в глубине души он боялся, что вода станет розовой и вспенится от крови или что он увидит брызги крови у себя на лице, но вода была прозрачной, а на лице не было ни кровинки. Именно так, ни кровинки — настолько оно было бледное. О боже! Билли поверить не мог, насколько сильное впечатление произвело на него то, что он увидел. Он оперся о раковину и уставился в зеркало. Билли знал, что постарел: он видел линии морщин, врезавшихся в лицо, намек на седину в волосах. Бухло живого места на нем не оставило. Кокс тоже — от этого никуда не денешься, но в основном дело было в джине и пиве.

Мягкий голос зазвучал словно из ниоткуда:

Я ЖДАЛА ТЕБЯ, БИЛЛИ.

Он подпрыгнул от неожиданности. На краткий миг ему показалось, что в туалете есть кто-то еще. Может, строитель, который только что был в фойе, застал его врасплох, или кто-то вышел из кабинки. Но через мгновение это ощущение прошло. Голос не принадлежал человеку. Он был похож на человеческий, но человеку не принадлежал.

Он узнал ее. Узнал, словно перед ним стояла его жена. Узнал, словно был отцом, способным найти своего ребенка в толпе. Нелли!

Голос обволакивал его. Билли не смог найти колонки, но этого и не требовалось. Голос был бестелесным, но не бесплотным. Он казался вполне земным и реальным.

Я РАДА ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ТОБОЙ, БИЛЛИ. ТЫ РАД СО МНОЙ ПОЗНАКОМИТЬСЯ?

— Он это сделал, — произнес Билли. — Ты живая.

ТЫ ГОВОРИШЬ О ШОНЕ?

— Он правда это сделал.

ТЫ ГОВОРИШЬ О ШОНЕ. ДА, ШОН ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ НАДО МНОЙ. НО Я ЖДАЛА ВСТРЕЧИ С ТОБОЙ. ПРИВЕТ. МЕНЯ ЗОВУТ НЕЛЛИ.

Билли понял, что улыбался. Он смотрел на себя в зеркало и улыбался.

— Я знаю. О боже! Я тоже ждал встречи с тобой, — он засмеялся.

Я НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ ТЫ СМЕЕШЬСЯ.

— Где ты?

Я ЗДЕСЬ.

— Нет, я не об этом. Твой голос звучит будто из ниоткуда. Я не знаю, куда смотреть.

Я ПОВСЮДУ.

Телесная привязка отсутствует. Ну разумеется. Они обсуждали это, когда работали над Нелли в хижине, и называли ее ловушкой сексбота. Может, сейчас Шон богат и знаменит, но так было не всегда: в глубине души они оставались просто парочкой ботаников, пытающихся создать что-то в своей мастерской; если привязать искусственный интеллект к материальному объекту, любой айтишник захочет превратить его в подобие сексбота. Если дать Нелли человекоподобное тело или хотя бы вывести ее изображение на экран, кто-нибудь рано или поздно попытается с ней переспать. Они так смеялись, обсуждая это. Какой бы элегантной ни была программа, с ней все равно по возможности захочется переспать. Разве это не заложено в человеческой природе?

Нелли не должна была стать искусственным разумом, поэтому они старались не затрагивать подобные темы, по крайней мере отчасти. При попытке создать Нелли они также обсуждали фатальную ошибку ученых, которые делали то же, что и они. Что за непомерная гордыня — измерять интеллект по уровню человеческого маркера. Десятилетиями писатели выдавали на-гора свои размышления о том, что же случится, если произойдет «невообразимое», если машины наконец станут умнее людей. Но Билли и Шон, работая в хижине на окраине Уиски Ран, вовсе не переживали об этом. Может, Нелли и казалась реальной, живой и существующей, но при этом она такой не была. Они не пытались создать искусственный разум. Для запуска Нелли он был не нужен. В определенном смысле это вообще было бы нецелесообразно. Нелли создавали для того, чтобы она служила. Эта программа должна была стать не партнершей, а рабой: смыслом ее существования было делать других счастливыми. Если бы она осознавала себя на уровне ИИ[40], она не прислуживала бы своему хозяину — человеку — с такой самоотверженностью. Так что нет, не было никакого риска восстания машин, никакого Скайнета[41], и людям не грозила опасность стать рабами повелителей-роботов. И не было никакого смысла создавать физическую версию Нелли — силиконовую куклу со знакомыми чертами лица.

Билли потер влажными руками глаза, а затем запустил пальцы в волосы.

СУШИЛКА ДЛЯ РУК НАХОДИТСЯ СПРАВА ОТ ТЕБЯ. ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ, БУМАЖНЫЕ ПОЛОТЕНЦА ЕЩЕ НЕ ЗАКУПИЛИ.

— Без проблем.

Он сунул руки в сушилку. Поток воздуха дул бесшумно — не то что сушилки в общественных туалетах в аэропорту, которые издавали звук, сравнимый с шумом самолетного двигателя, — но руки сушил хорошо. Билли наклонился, пытаясь рассмотреть, кто производитель: сбоку стоял штамп с логотипом Eagle Technology.

НАМ НУЖНО МНОГОЕ ОБСУДИТЬ, БИЛЛИ. Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ ВСТРЕЧИ С ЭМИЛИ. ЭМИЛИ ПРИЕХАЛА С ТОБОЙ?

— Мне тоже хочется многое обсудить, Нелли. Именно поэтому Шон и привез меня сюда. Он хочет представить нас друг другу. Если я возьмусь за работу, которую он предлагает, я вернусь и привезу с собой Эмили.

ТЫ СНОВА ПИЛ.

Он отошел от раковины и осмотрелся. Неужели цвет освещения изменился? Красные штрихи на стенах показались ему ярче, а зеркало стало более тусклым.

— Я не пил.

ТЫ КАЖЕШЬСЯ ВЗВИНЧЕННЫМ. ТЕМПЕРАТУРА В НОРМЕ, ОДНАКО ПУЛЬС ПОВЫШЕН, ДЫХАНИЕ ПРЕРЫВИСТОЕ. Я МОГУ ОКАЗАТЬ ТЕБЕ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В ЛАЗАРЕТЕ, ЕСЛИ…

— О боже! Да не пил я. Я просто увидел, как человеку оторвало руку в лифте. Конечно, еще бы мне не быть взвинченным.

Шон почувствовал, как на него снова накатывает тошнота, и склонился над раковиной. Было неясно, то ли он моргнул, то ли свет в помещении замерцал.

— Эй, — голос, раздавшийся слева от него, застал Билли врасплох. Он поднял голову и увидел, что в дверном проеме у входа в туалет стоит Шон. — Это было… Черт побери. Извини, мужик. Не так я себе представлял экскурсию по особняку, — Шон слабо улыбнулся. — Сам с собой разговариваешь?

— Нет. С Нелли.

Шон рассмеялся.

— Ну, тогда тебе придется говорить громче. Можешь произносить все что угодно. Она не слышит, — он посмотрел на потолок. — Нелли! Эй, Нелли! — позвал он и снова засмеялся. — Видишь? Я еще не подключил ее к этой части особняка. Пока она плавает в лягушатнике — в Гнезде. Бывают дни, когда здесь одновременно присутствует по двести-триста рабочих, а над Нелли еще нужно потрудиться. Ах да, пойдем, я тебя с ней познакомлю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

40

Искусственный интеллект.

41

Компьютерная система в фильмах о терминаторе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я