Книга «Судьба и Служба. Тюркские контуры России» – развернутая иллюстрация одной бесспорной (хотя и спорного авторства) формулы: «Поскреби русского – обнаружишь татарина». В летописях, официальных документах империи все тюркские народы России именовались: «поволжские, сибирские, кавказские татары». Печать исторического почета: «татары» – означала принадлежность Орде, империи Чингисидов. От Ивана Грозного, Годунова до Тургенева, Куприна, Рахманинова, Ахматовой российская знать, элита гордились татарскими корнями. Тюркские контуры прослежены от казаков до «самой русской» (считая упоминания в народных песнях) профессии: ямщик, татарский ямылчи. От общероссийского понимания Судьбы до фундаментального различия, подмеченного Л.Н. Гумилевым: «На Западе требовали прав, на Востоке – службы». Поездки по тюркской России, встречи с писателями, учеными, политиками, военачальниками М.А. Гареевым и Р.С. Акчуриным привносят в эти «контуры» личный, заинтересованный взгляд автора. Язмыштан узмыш юк (От Судьбы не уйдёшь), не уходит и книга от жарких споров, например, вокруг памятника Ермаку – проекции богатой русско-тюркской истории на наше сегодня.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судьба и Служба. Тюркские контуры России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ордынский пролог
Подходя к теме: «Россия, особая, евразийская цивилизация», разумеется, вспоминаем татар. С вниманием удвоенным, хотя б потому, что два (как минимум) значения имеет слово «татары»:
1) титульная в Татарстане, вторая по численности нация России;
2) в историческом смысле татары — проживающие в России народы тюркской группы.
Территории их проживания: вся Россия, а вдоль четвертой оси «пространства — времени» — это долгие века тоже: вся история России. «Поволжские, сибирские, кавказские татары»… в самом широком смысле татарами числили (отставляя более поздние приобретения: поляков, евреев, финнов, прибалтов) всех неславянских россиян.
Недавно опубликовав статью о книге «Лев Толстой. Кавказский роман», где пару раз повторил «татарин Хаджи-Мурат», я получил одну (но помноженную на N голосов) поправку: «Хаджи-Мурат — аварец!» Но повторял-то я вслед за Толстым, так называвшим своего героя. И вспомнил Хаджи-Мурата 70-летний Лев Николаевич, сорвав однажды колючий цветок репья, народное название татарин/татарник. Таков зачин гениальной повести: связь мощного, цепкого цветка татарника и «татарина Хаджи-Мурата».
Профессиональные обличители «русского империализма» пишут: «Называя всех татары, пренебрежительно не вникали в национальные различия». Поразительное попадание «с точностью до наоборот»!
Национальные различия долгий период еще только формировались[1], а общее слово «татары» в понимании русских века означало: люди из татарской Орды — из своего 250-летнего военно-политического лидера.
Называя все сибирские, северокавказские народы и азербайджанцев «кавказские татары», русский фиксировал главное для него общее: принадлежность Орде (затем, по мере дробления — Ордам), потомкам Чингисхана. Об этом же Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: «Татарин — термин как название народа имеет скорее историческое, чем этнографическое значение».
В противоположность знаменитому закону западных империй, от Римской до Британской, «разделяй и властвуй» тут: выдвижение общего Имени. «Татары» бытовали не только в народном обиходе, но и в официальных российских документах. И прослуживший на Кавказе три важнейших года своей жизни, именно там став писателем, отчаянно мечтавший подружиться, стать кунаком Хаджи-Мурата, Лев Николаевич Толстой уж прекрасно знал аварцев!
«Татарин» для него и для всея России значило: ордынец. А в свою очередь, ордынец: «сослуживец», ибо Орда — это Служба, военная, прежде всего. Термин «Орда» собрал целый букет смыслов, перевести можно: ставка, центр, середина (урта) военного командования.
Так что «татары» в самом широком значении — все население наследников империи Чингисхана. Иногда уточняли: «татаро-монголы», вспоминая, что монголы — не тюрки, но чаще обходились и без этого уточнения. Предмет внимания этой книги: «татары» во всех смыслах и значениях, дарованных нам Историей.
Кстати, наши казанские братья даже в своих титульных спорах, «заморочках» порой схожи сегодня с нашими запутавшимися собирателями и делителями терминов: славянин — россиянин — русский — малоросс — украинец — великоросс — белорус… Они, казанцы, с гордостью говорят о себе: булгары, но вместе с тем помнят и о давнедалеком племени татань, кочевавшем на берегах Керулена и Халхи (как раз в местах, где 1000 лет спустя Жуков разбил японцев). Не отказываются от того древнего племени, вместе с десятками других покоренного Чингисханом, но покоренного по-чингисовски: две татарочки взяты в жены хана, вожди перебиты, все прочие включены в армию. И весьма там отличились, так что из пестрого «интернационала» монгольского хана только татары стали эпонимами новой империи.
«Заморочками» я назвал споры о происхождении Имени — упреждая поток опровержений. Вариант «племя татань с берегов Керулена» кто-то перечеркнет, сославшись на дореволюционного тюрколога А.А. Сухарева: «Тат» — значит «горы», «ар» — «житель». Или на Н.А. Баскакова: «Татар» — «гонец». Или на Д.Е. Еремеева: «Татам — говорящий на фарси, т. е. перс».
Это еще невинные изыски. Но диссертациям и далее суждено защищаться, полку ученых — прибывать. Найдут еще десятки своих значений или, может, наоборот, объединят: «Татарин = горный гонец, говорящий на фарси»…
Сложнее с другим развитием споров об Имени. На специальной сессии 1946 года АН СССР академик Б.Д. Греков выдал свой «вердикт /энциклику/фетву» уже с гораздо большим нажимом:
«Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары — прямые потомки булгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой!»
Развитие этого тезиса. Профессор Н. Давлет («О проблемах национального самосознания татар в 20 веке»):
«После 1920 г. казанские татары использовали название татары, в условиях жесткого советского режима было невозможно использовать другой этноним!»
Вот так, от «исторической ошибки» до«жесткого советского режима». Ломятся в открытую дверь, будто произнесение слова «татарин» — покушение на всем известный факт: была Волжская Булгария, она же Великая Булгария. Покорена в 1236 году татаро-монголами Бату-хана. Население (тут вам не Америка!) сохранено. Булгары, преимущественно земледельцы, купцы, объединились с пришедшими воинами-кочевниками, взяв вместе с воинскими навыками их имя: татары. Вдумайтесь в «Следствие» той «Теоремы историка Давлета». Получается: навязанный жестким советским режимом «татарин» — это бирка с кличкой раба. Болтается на шее булгарина: «Хозяин так назвал, приказал носить!» А режим-то советский был не только «жесток», но и жу-утко изощрен: на какой-то «машине времени» перелетел за 700 лет до 1917 года (до собственного «советского» рождения) и еще тогда заставил булгар отзываться на «татарин»!..
Сложнее возражать, когда академик Мирфатых Закиев, знаток татарского языка, утверждает: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа. Наш народ сформировался из представителей двух диалектов. Первый — булгары. Сейчас на этих землях везде живут мишаре. Второй диалект — кусан (белые суны). Кусанская империя была сформирована намного раньше Булгарской. В русской истории ее называют Кушанской империей, сам народ называл себя кусан или казан»…
Академик Закиев видит в этом (татарском именовании) «признак европоцентризма», это подозрение, и правда, очень серьезно, требует тщательного рассмотрения. Разделяя его благородную озабоченность, в главах 3, 4 я тщательнее рассмотрю эту аргументацию, а пока замечу только, что и спорят с уважаемым академиком Закиевым тоже люди весьма грамотные: ученые Казанского федерального университета, Института истории имени Марджани: Дамир Исхаков, Марсель Ахметзянов, считающие нынешних татар потомками татаро-монголов Золотой Орды.
Разумеется, возражать человеку, провозглашающему «Я — булгарин!», невозможно, несправедливо, даже глупо. Тем более если перечит человек посторонний. Мне свою «непостороннесть» еще только предстоит доказать (одна из целей этой книги), а пока могу только пододвинуть, предложить вниманию некоторые факты. Ведь никакое этническое булгарское самоощущение не пересилит, не сможет удалить простой, достоверный 800-летний факт: имя «татарин» — ярлык исторического почета(!), а не навязанная рабская кличка.
Многих можно обмануть, многое обойти, оболгать, но только не фольклор. Слова, тысячи лет повторяемые миллионами людей, это и есть реализация тезиса: «Глас народа — глас Божий!»
Этот народный безо всякой корысти, цензуры, политических расчетов многовековой «Глас народа» фиксирует великий его собиратель Владимир Даль в знаменитом «Толковом словаре»:
«Князь — почетное звание некоторых дворянских родов. Русские князья — частью потомки древних владетельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз или жалованы государями. Народ местами доныне то шутя, то почетно всякого татарина кличет князем: Князь, у тебя навозные вилы с возу свалились!»
Тут в паре строк история, «межнациональные отношения», юмор. То шутя, то почетно… Правда, после 1917 года «князь» стало прозвищем не почетным, а скорее опасным, и многостолетняя шутка потеряла хождение. Но далее в книге будут приведены и буквальные подробности, реестры, цитаты из тщательной работы «Татарская феодальная знать и российское дворянство: проблемы интеграции на рубеже XVIII–XIX вв.» историка Рамиля Хайрутдинова (Институт истории АН Татарстана)…
Татарская Золотая Орда в итоге дала казанцам ханов: Улук-Мухамед, Абдула-Латыф… Почитаемый Сафа-Гирей: понятно — из крымских татар, знаменитая Сююм-Бике — из ногайских. О своем величайшем поэте Габдулле Тукае пишут: «Солнце татарской поэзии и полумесяц татарской души». Вычитание, вычищение из Булгарии «навязанных татар» грозит вычитанием всех последних 700 лет истории. Что останется? Какова будет «разность» этой арифметической операции «вычитание»?
Именно наследие империи Чингисхана, правильно воспринятое, должно показать, как можно быть булгарином и татарином одновременно.
Актуальный сегодня казанский историк, писатель, ученый Рустам Курчаков: «Для Чингисхана все народы были равны. Нынешнее понимание «национального вопроса» сильно отличается от того воинского, подросткового мировосприятия, которое характерно для беспокойной средневековой «семьи народов». По законам Ясы каждый народ имеет равное право на «волю и долю», кроме тех, кто отступился от законов Неба-Тенгри и человеческого рода. Справедливость и неизбежность этих законов трудно понять современному городскому обывателю, который настолько далек от естественных законов Природы и человеческой общности, что готов доверить судьбу бюрократам ООН и Европарламента».
Не вполне наукообразные термины Рустама «воинское, подростковое мировосприятие» в действительности выхватывают важнейшие черты того собрания народов. Судьба мне подарила встречи, дружбу, беседы со многими славными представителями татар, в современном и старорусском, летописном и «ордынском» значениях этого слова. С выдающимся человеком — генералом Гареевым, с главой татарской общины Москвы и тоже славным генералом Акчуриным, со многими татарскими учеными, писателями. Довелось мне выступать в Казани перед собранием татарской интеллигенции. А из татар, в значении потомков Орды, т. е. российских тюрков, посчастливилось подружиться, сотрудничать с классиком якутской литературы Николаем Лугиновым и многими якутскими писателями, поэтами. И тоже приезжать, выступать в Якутии. Надеюсь, живые люди, реальные общие дела, конкретные впечатления наполнят, населят этажи величественных теоретических построек, чьи архитекторы, бывает, спорят меж собой, но лучшие из них сознают единство и красоту российского стиля.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судьба и Служба. Тюркские контуры России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других