Мы и Россия

Игорь Харичев, 2013

Повести и рассказы, вошедшие в эту книгу, опубликованы в последние десять лет, начиная с 2003 года. Среди них произведения, написанные как в ироничном ключе, так и в жанре серьезной прозы; есть и социальная фантастика, и старый, проверенный реализм. Все повести и рассказы объединяет одно – боль за Россию, страну с очень непростой историей, особую территорию на Земле. Настолько особую, что впору допустить: её состояние впрямую влияет на состояние всей Вселенной.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы и Россия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Виват, Россия, или Пронин, внук Пронина

Фарс-мажорный детектив

Поздний вечер лениво стирал последние краски с небосклона. Столица большой, бестолковой страны готовилась ко сну. Развешанные всюду окна гасли одно за другим, исчезая в зыбкой темноте.

Красавец дом, стоящий в тихом уголке Москвы, жил вечерними заботами. Одни его обитатели, как это заведено у порядочных людей, смотрели телевизор, другие получали удовольствие от ужина, иные занимались любовью, выпивали, ругались. Жизнь шла своим чередом.

Квартира на двенадцатом этаже представляла исключение. Здесь кипела напряженная работа мысли. Академик Иван Морев последний раз проверял расчеты. Это была финишная прямая. Ничтожная часть длинного пути, который одолел пытливый ум. Азарт владел немолодым академиком. Еще немного. Еще. Последние усилия.

Множество книг окружало рабочий стол академика. Они стояли длинными рядами в шкафах, лежали на стульях, на столе. Царство мыслей, зафиксированных на бумажном носителе посредством печатания слов — способ, придуманный неким Гутенбергом ещё Бог знает когда.

Время продолжало свой неуклонный ход. Приближалась ночь в полном соответствии с законами природы. Одно за другим исчезали в темноте окна. Именно в эту пору произошло важное для России событие: академик Морев завершил свою многолетнюю работу, финишная прямая подошла к концу.

— Есть! — кричит он в неистовом восторге. — Нашёл!

Да, он нашёл то, что искал долгие годы, к чему ежедневно стремился, чего так страстно желал каждую минуту. Он нашел Формулу спасения России. Какое счастье! Академик, немолодой благообразный человек, готов был воспарить как птица.

— Маша! — летит он по сонной квартире. — Маша!

Дочь появляется на пороге: молодая, красивая, стройная как фотомодель. Крик отца напугал её.

— Папа, что случилось?

— Маша, я сделал это. Слышишь? Я сделал. Труд моей жизни. Это поможет нашей стране. Теперь ты можешь по праву гордиться своим отцом. Формула спасения России найдена. Жаль, что мама не дожила до этого светлого дня…

Взгляд академика туманится, но лишь на секунду. Схватив трубку, он звонит в Кремль.

— Академик Морев беспокоит. Мне нужно срочно переговорить с Президентом. По весьма важному вопросу.

— Президент давно уехал и в настоящее время отдыхает, — сообщила трубка.

Это была неприятная неожиданность. Как можно отдыхать в столь важную для Родины, для Истории минуту?! Только что он мог поделать?

— Пожалуйста, передайте Президенту, что формула найдена. Утром я лично привезу её в Кремль. И прошу прислать за мной машину. — Он вернул трубку на место и взглянул на дочь. — У нас есть, что выпить? Давай отметим.

Академик любил хороший коньяк, и таковой нашёлся в баре. Армянский, марочный, в красивой фигурной бутылке из темного стекла. Коричневатая жидкость наполнила рюмку. Себе Маша налила сухого вина.

— За твой успех, папа! — Она смотрит на отца с любовью и восхищением.

— Это успех всей России.

Коньяк обволакивает язык и нёбо, ласкает их. Академик смакует благородную жидкость. Какой прекрасной кажется ему жизнь.

В то же самое время совсем в другом доме, в другой квартире, в большой полутемной комнате совещались очень серьезные люди.

— Он получил формулу, — говорит самый старший и самый главный из них, мужчина средних лет с небольшой аккуратной бородой. Его пронзительные глаза смотрят недобро. — Настала пора действовать!

— План номер один? — спрашивает один из присутствующих.

— Да. Приступаем к осуществлению. Связь как условлено. Смотрите, не подкачайте.

— Что вы, не подкачаем. Не сомневайтесь.

Утро громоздится над столицей. Солнце радуется возможности светить. Дневная жизнь набирает обороты.

По улице мчится большая красивая машина. Мощный мотор с легкостью крутит колеса. Повернув на тихую улочку, автомобиль останавливается возле добротного жилого дома. Двое крепких мужчин в чёрных костюмах ступают на асфальт, направляются к парадной двери.

— К академику Мореву, — сообщает один из них дежурному, показывая кремлевское удостоверение.

Дежурный кивает. Серьёзные мужчины входят в здание. Лифт услужливо раскрывает двери и вновь замыкает внутреннее пространство, перемещает парочку на двенадцатый этаж.

По квартире академика Морева разносится мелодичная трель. Дверь открывается, на пороге Маша.

— Здравствуйте, — произносит один из мужчин. — Мы к академику Мореву. Нам приказано сопровождать его в Кремль.

Маша смотрит на него с удивлением.

— Папа… уехал ещё минут сорок назад. За ним уже присылали машину из Кремля.

— Этого не может быть!

— Но это было!

Мужчина сумрачно достаёт мобильный телефон, звонит Очень Большому Начальнику.

— Вы посылали за академиком Моревым кого-нибудь кроме нас?.. Нет? Странно. Академик отсутствует. Его дочь уверяет, что за ним уже приезжали из Кремля… Может быть, он у Президента? Нет?.. Возвращаюсь.

— Вы можете мне что-нибудь объяснить? — Маша крайне встревожена.

— Не сейчас, — пасмурно произносит мужчина и направляется к лифту. Его спутник молча следует за ним.

В большом кабинете в Кремле идет крайне важный разговор: Очень Большой Начальник пытается разобраться в случившемся.

— Что, в конце концов, произошло?

— Его кто-то увёз, — докладывает тот самый мужчина, который беседовал с дочерью академика Морева. — Сказали, что из Кремля. Но если вы не посылали кого-то другого, и никто не посылал, если он не поехал своим ходом и не был у Президента, где же он?

Воцарилась полная недоумения пауза. Все понимают — стряслось что-то нехорошее. Очень Большой Начальник ожесточенно чешет свою бородку. На повисшую тишину ложится его бархатный голос:

— Академика похитили. Кто-то пытается помешать спасению России. — Пытливым взглядом он пробегает по насупленным лицам соратников. — Президенту я сообщил, что формула, наконец, готова. Он ждёт академика. Что будем делать?

— Надо приступить к розыску Морева, — звучит предложение одного из присутствующих, самого решительного.

— Разумеется. Но разве не понятно, что быстро мы его не найдём. Если вообще найдём. А Президент ждёт Морева сейчас. А ещё больше он ждёт формулу, выведенную академиком.

— Надо предложить Президенту что-нибудь другое, — вежливо предлагает один из соратников.

— Что?! — Очень Большой Начальник начинает злиться.

— Скажем… русскую идею.

— Русскую идею? Глупость. Её искали много лет, и ни какого результата. В чем она, эта идея?

— В том, что у России свой, особый путь… Другие страны брать в качестве примера нам не следует. Своим умом должны жить. Нам Запад не указ, и Восток — тоже.

Очень Большой Начальник вновь лениво чешет свою бор од к у.

— Положим, на Запад и Восток мы всегда плевали.

— Не скажите, — азартно возражает подчиненный. — Деньги мы всегда на Западе хранили.

— Не надо путать, — мрачно останавливает его Очень Большой Начальник. — Это личные средства. В государственных делах Запад нам не указ. Хотя мы делаем вид, что иногда слушаем их.

— Русская идея — то, что может объединить еврея и украинца на просторах России, — звучит альтернативное мнение бойкого молодого заместителя очень большого начальника.

— А по-моему, неплохо бы выступить с глобальным лозунгом. Например: «Нынешнее поколение будет жить в гражданском обществе», — говорит короткостриженый человек в очках, одетый подчеркнуто неформально. — Дело в том, что лозунг даёт ориентир. Скажем, раньше мы шли к коммунизму. Даже когда спали, сидели за столом или, простите, на унитазе. Теперь пойдём к другой цели. Главное — двигаться, потому что жизнь — движение.

— Глобальный лозунг — чепуха, — добродушно заявляет ещё один присутствующий, сверкая лысиной. — Россию спасёт поворот рек. Перебрасывая воду сибирских рек в пустыни Средней Азии, мы будем зарабатывать миллиарды долларов. И контролировать зону стратегических интересов. Между прочим, вода — не нефть. Никакой ОПЕК нам не помешает.

Вдруг раздается телефонный звонок. Звук исходит от особого аппарата, на котором вместо номеронабирателя красуется двуглавый орел — российский герб. По прямому звонит Президент. В свете последних событий этот звонок не предвещает ничего хорошего. Лица присутствующих каменеют. Очень Большой Начальник, сжав узкие губы, поднимает трубку.

— Да… Да… Нет… Сейчас подойду.

Главный кабинет страны поражает изяществом отделки. Тёмные тона мебели и дорогой древесины успокаивают.

Президент за основным пультом управления страной — просторным рабочим столом. Его проникающий взгляд устремлён на Очень Большого Начальника.

— Сколько я могу ждать? Где академик Морев?

Очень Большой Начальник опускает глаза.

— Академика Морева… украли, а вместе с ним и формулу.

Наступает затяжная пауза. Один пытался осмыслить то, что услышал, другой — то, что сказал.

— То есть… как? — с трудом выговаривает Президент. — Что значит, украли? А соответствующие службы, министерства? Они куда смотрели? — Праведный гнев сменяет удивление. — Немедленно найти! Предпринять всё необходимое! Иначе… — Президент потряс пальцем. — Иначе все ответите. Я вам, наконец, покажу. Вы меня узнаете.

Очень Большой Начальник рассеянно кивает головой.

— Меры уже приняты… Но я пойду прослежу. Я прослежу.

Он тихо покидает главный кабинет, оставляя его хозяина в одиночестве.

Президент вне себя. Академик исчез, с ним пропала формула спасения России, значит, больше нет надежды на то, что расцвет бывшей державы осуществится в ближайшее время. С этим трудно было смириться.

Президент яростно схватил телефонную трубку, дождался соединения и требовательно проговорил.

— Я хотел бы знать, какие меры по поиску академика Морева предприняты?

В это время совсем в другом кабинете крайне озабоченный Директор Службы государственной безопасности давал задание своему подчиненному майору Пронину, бравому крепышу. Пронзительный звонок спецтелефона заставил Директора вздрогнуть и плотно прижать трубку к уху.

— Лично контролирую это дело. — Голос Директора внезапно обрел приятную мягкость, глаза устремились куда-то вверх. — Непосредственно расследованием займется наш лучший специалист майор Пронин… Нет-нет, что вы. Мы чтим ветеранов, но не до такой степени. Это его внук… Да, буду постоянно докладывать… Хорошо. — Бережно вернув трубку на место, Директор переводит тревожный взгляд на подчиненного. — Видите, сам интересуется. Это очень серьезно. Не подведите.

— Не подведу, — бойко отвечает майор.

Покинув начальственный кабинет, майор Пронин на ходу размышляет, как поступить, с чего начать расследование. Он — мужчина в расцвете сил, красив, прямо-таки налит силой, проницателен. Штатский костюм, темно-серый, с отливом, так идёт ему.

Прежде всего, он решает появиться на месте преступления — в квартире академика Морева.

Автомобиль майора — старая добрая «Волга» — проворно одолел положенное расстояние, вторгся на тихую улочку и замер возле дома, в котором жил академик. Следом затормозил микроавтобус, набитый криминалистами.

— Куда? — строго спрашивает дежурный в холле.

— К академику Мореву.

— Нельзя.

— Почему? — холодно любопытствует майор.

— Ходют всякие, а потом академики пропадают.

— Вот-вот. — Соглашается с ним майор. — По этому поводу я приехал. И вы мне всё расскажете.

Он достает удостоверение, подтверждающее, что он не какой-нибудь всякий, а самый настоящий майор Пронин.

— Приступайте, — приказывает майор к своим подчиненным.

Криминалисты как тараканы расползаются по парадному холлу и повсюду начинают снимать отпечатки.

— Что вы видели? — спрашивает майор дежурного.

— Ничего особенного. Приехали двое. Сказали, что из Кремля. Сунули под нос удостоверения, как вы, поднялись, а минут через десять спустились вместе с Моревым. Через полчаса ещё двое приехали. Тоже сказали, что из Кремля и тоже с удостоверением. Поднялись, а минут через десять спустились.

— Вместе с Моревым?

— Да он же с первыми уехал, — рассудительно возражает охранник. — С теми, которые раньше были.

Майор кивает в знак согласия. Трудно уехать дважды, не вернувшись. Удовлетворённый полученной информацией, он поднимается на двенадцатый этаж и звонит в квартиру академика. Дверь открывает его дочь Маша.

— Майор Пронин, — представляется майор. — Занимаюсь поисками академика Морева.

— Я — его дочь. Проходите.

Майор сражен красотой молодой девушки, но он при исполнении. И потому, собравшись с мыслями, он отдает распоряжение криминалистам и приступает к допросу.

— Почему вы решили, что те, кто увезли вашего отца, приезжали из Кремля?

— Потому что он сказал: «Маша, за мной приехали из Кремля».

— А как они выглядели?

— Нормально. В черных костюмах. Как и те, которые приехали позже.

— И вы не заметили ничего странного?

— Нет.

— Какие-нибудь особые приметы.

— Один из них был высокий. Прямо-таки громадный. А другой — постарше.

— Это важно. А что ваш отец взял с собой?

— Свой портфель.

— И больше ничего?

— Ничего.

Маша охотно отвечает на вопросы. Ей приятно общение с бравым и обходительным майором.

— А что насчет формулы спасения России? — продолжает майор.

— Отец получил её. Он говорил. Но больше ничего не могу сказать. Я в этом не разбираюсь.

— Такой знаменитый отец! Я думал, вы пошли по его стопам и помогаете ему в работе.

— Нет. Я учусь на дизайнера.

— Хм… тоже неплохо, — как-то неуверенно говорит майор.

Тут один из криминалистов, ползающих по полу, зовет майора. Извинившись перед Машей, он присоединяется к своему коллеге. На карачках он с помощью лупы изучает ковер в прихожей и находит… кусочек янтаря.

— Ваш? — обращается он к Маше.

— Нет.

— Всё ясно. Прибалтийский след, — глубокомысленно изрекает майор, прячет кусочек янтаря в нагрудный карман и встает с пола.

Эта находка воодушевляет его, он готов двигаться дальше по пути расследования дерзкого преступления.

— Сфотографируйте всё, что только можно, — говорит он подчиненным, — а я поехал. Мне надо подумать.

— Прошу вас, найдите моего отца, — умоляет его Маша.

— Я сделаю это, — твердо говорит майор. — Весьма рад был познакомиться. Хотя жаль, что при таких обстоятельствах.

Почтительно кивнув, он покидает пределы квартиры, где утром свершилось ужасное преступление. Дочь академика провожает его грустным взглядом.

Ночь укрывает большой город тёмной накидкой. Потухли окна. Сон раскидывает свои сети, захватывая миллионы людей. Лишь одно окно в большом здании в центре столицы ярко светится. Там, за этим окном майор Пронин пребывает в размышлениях, вышагивая с хмурым лицом по кабинету взад и вперёд, взад и вперёд, словно странный маятник.

«След есть, но куда он ведет? Куда?» — задает самому себе трудный вопрос майор. Внезапно он подходит к столу, хватает телефонную трубку.

— Что там с отпечатками? Срочно принесите результаты.

В ожидании результатов, майор еще быстрее шагает по кабинету. Но вот ему приносят несколько листков. Майор стремительно прочитывает новую информацию, обращает недоуменный взгляд к подчиненному:

— Что, никаких чужих отпечатков?

— Никаких.

— Опытные преступники. Или что-то другое? Надо подумать… Идите.

Движение в очередной раз увлекает майора Пронина, оставшегося в одиночестве.

— Куда ведёт след? — вновь и вновь бормочет себе под нос майор.

За дверьми появляется непрошеный гость — дежурный по управлению. Он мается от безделья, и ему хочется кому-нибудь помешать работать. Помощник майора останавливает непрошеного гостя:

— Нельзя. Майор думает.

— А если мы с вами ему поможем думать?

— Хм… давайте попробуем! — неожиданно соглашается помощник майора. — Заходите. — Он толкает дверь. — Товарищ майор, мы к вам.

Их появление в кабинете не смущает майора. Мыслительная работа продолжается.

— Товарищ майор, как должен вести себя командир? — спрашивает непрошеный гость.

Майор отнюдь не застигнут врасплох.

— Хороший вопрос. Как бы вам попроще объяснить… — Майор достает из пакета скромные холостяцкие бутерброды, расставляет их. — Допустим, этот, с черной икрой — командир. Остальные, с колбасой, с сыром — подчиненные. Скажем, командир ведет расследование. Где он должен быть в этом случае? Впереди! — Майор ставит бутерброд с икрой перед другими бутербродами. — Враг предпринял вылазку с целью помешать расследованию, начал атаку с применением всех подручных средств. Где командир? Позади, командует отражением атаки. — Майор решительным движением перемещает бутерброд с икрой назад. — Наскоки врага отбиты. Расследование успешно подходит к концу. Близится арест. Где командир? Опять впереди. — Рука быстро переносит бутерброд с икрой. — Враг пытается уйти. Погоня. Где командир? Опять впереди, на лихой машине! Вот где командир! — с воодушевлением заканчивает майор.

Непрошенный гость и помощник майора слушают, раскрыв рот.

Утро наступает для того, чтобы можно было побриться, почистить зубы, отправиться на работу. Оно — отправная точка, начальный момент, ежедневный старт.

Майору на этот раз не пришлось, проснувшись, ехать на работу. Но, будучи культурным человеком, он побрился и почистил зубы, так как все необходимое имелось у него в кабинете — он не в первый раз проводил здесь ночь. Майор выглядел бодрым, словно после крепкого сна в уютной постели, и готов был действовать.

По телевизору, стоявшему в кабинете, шло убогое действо под названием — «Очень доброе утро». Сначала вертлявые девушки болтали про всякую чепуху, потом показали невысокого мужичка с непомерной бородой и непорочными глазами. Он шел по аллее в окружении пяти мальчиков, которые несли шахматные доски.

— Мы — шахматная семья, — говорил мужичок. — Все чемпионы, даже самый маленький. Каждый в своей весовой категории. Мы идем в телестудию, чтобы рассказать вам, как мы этого добились. До встречи.

— Не дай Бог, — пробормотал майор Пронин и направился к двери. — Еду на квартиру академика Морева, — сообщил он своему помощнику. — Надо ещё раз допросить его дочь.

Верная, надежная «Волга» послушно завелась, понеслась по улицам большого города среди множества других машин, каждая из которых мчалась по своей надобности.

На одной из центральных улиц майор углядел огромный транспарант с надписью: «Страна живет благодаря нам», а снизу прилепилось: «Партия «Монолитная Россия»».

«Все верно, — подумал майор. — Люди заняты созидательным делом, а мы… мы вроде ассенизаторов общества. Должны мочить в сортирах… У каждого своя судьба».

Вот и знакомый дом на тихой улице. «Волга» останавливается недалеко от парадной. Майор покидает лихую машину. У двери он сталкивается с двумя людьми, которые тащат дергающийся мешок. Он вежливо пропускает их, смотрит, как они направляются к машине, заходит внутрь, кивает дежурному. Поднявшись на двенадцатый этаж, он видит распахнутую дверь в квартиру. Звонит. Никто не появляется. Решительным шагом майор заходит в квартиру, заглядывает в комнаты, кухню — Маши нигде нет.

«Украли!» — Майор бросается к лифту.

— Что?! Что они сказали? — кричит он дежурному.

— Кто?

— Те, которые тащили мешок. Две минуты назад.

— Что им надо задать несколько вопросов дочери академика и показали кремлевские удостоверения.

Майор летит к своему автомобилю. Мотор ревет, и «Волга» срывается вслед за иномаркой, в которой увезли Машу.

Майор всегда предпочитал отечественную технику. «Она ничем не хуже, — говаривал он. — Разве что без кондиционера. Но я не настолько избалован, чтобы летом сидеть в холоде, а зимой — в тепле». Верная хозяину «Волга» и на этот раз не подкачала. Через минуту майор увидел ту самую иномарку, которую он должен перехватить.

Головокружительная, чарующая погоня увлекает майора. Ловко лавируя между машинами, бравый майор приближается к похитителям. Их разделяет метров двадцать. Но тут навстречу «Волге» вопреки всем Правилам дорожного движения устремляется большущий джип, созданный для бездорожья, а не для асфальтовых просторов. Машины едва не сталкиваются.

— Государственная безопасность, — кричит майор, высунувшись в окно и демонстрируя удостоверение.

— Государственная Дума, — слышит он в ответ и видит соответствующее удостоверение.

— Я при исполнении.

— Я типа того же.

Майор в растерянности.

— Вы нарушаете Правила дорожного движения, — находит он весомый довод.

— Я?! Не по сезону шелестишь. Не-ет. Ты нарушаешь. Дорогу должен уступить тот, у кого машина дешевле.

Майору ясно — спорить бесполезно.

— Жаль, что я спешу. А то бы я с тобой разобрался.

— Жаль, что ты спешишь. А то бы я посмотрел, как ты будешь качать права. Не думаю, что бабок у тебя больше, чем у меня.

Подав назад, майор объезжает злополучный джип, и продолжает погоню за иномаркой, успевшей порядком оторваться. Погоня вновь захватывает его. Как умело ведёт машину майор, как искусно обходит препятствия! Несколько минут, и он почти настигает автомобиль, в котором находятся злоумышленники. И тут поток транспортных средств замирает перед светофором, предательски зажегшим красный свет. Протиснуться меж тесно стоящих машин невозможно. Майор нервно вглядывается вперед.

«Слишком много машин, — в раздражении думает майор. — Неплохо бы убирать их с улиц на время погони».

— Подайте инвалиду первой мировой войны, — раздается рядом гнусавый голос. Инвалид на коляске, небритый, с бурым, испитым лицом смотрит на майора тусклым взглядом, словно ему всё равно, подадут или нет. Ему лет тридцать, не больше.

Майор опускает руку в карман, выуживая монетку, подает инвалиду рубль, интересуется:

— Участник брусиловского прорыва?

— Да. — Инвалид бодро кивает. — Истинно так. Ну и дали мы тогда немцам. Добренького здоровья.

Не успевает инвалид укатить дальше, подбегают смуглокожие дети, начинают хором клянчить:

— Дай денег! Денег дай!

Слушать это нет сил. Вздохнув, майор лезет ещё за одной монеткой. Следом появляется древняя старуха. В прищуренных глазах строгость — попробуй, не подай. Но светофор внезапно меняет расклад, включив зеленый. Поток машин оживает, набирает силу. Майор вновь получает возможность продолжить преследование. С невероятными усилиями он догоняет злоумышленников, пытается обогнать. Но в это мгновение злокозненная машина резко берет вправо и останавливается около небольшого особняка. Проехав немного вперед, майор притирает «Волгу» к бордюру. Орлиным взглядом следит он за теми, кто угрожает безопасности России.

Майору хорошо видно, как двое мужчин вытаскивают из багажника странный мешок, тот самый, который они выносили из дома академика Морева, и заносят его в особняк. Покинув машину, майор Пронин крадется за ними.

Он входит в парадный подъезд, перед ним пустой коридор — никого, только мрачный охранник сбоку за стойкой.

— Государственная безопасность, — сообщает майор, демонстрируя удостоверение. — Где те двое мужчин с огромным мешком, которые вошли минуту назад?

Охранник смотрит на него с фальшивым удивлением:

— Какие мужчины? Я никого не видел.

Майору Пронину ясно — охранник заодно с преступниками.

— Мне придется осмотреть здание.

— Пожалуйста.

Майор начинает заглядывать в комнаты — столы, стулья, и никого…

Тем временем самый высокий кабинет страны продолжает действовать. Президент, озабоченный будущим страны, поднимает трубку спецтелефона и требует Директора Службы государственной безопасности.

— Что с академиком Моревым? — нетерпеливо спрашивает Президент. — Я жду результата расследования… Хорошо. Докладывайте регулярно. — Президент поворачивается к окну и суровым взглядом смотрит на кремлевскую стену. Велика Россия, а все держится на нем. Палец нажимает кнопку. — Почту. И чаю.

Майор открывает дверь в очередную комнату. И в это мгновение в кармане пиджака начинает звонить мобильный телефон.

— Слушаю, — расходится по коридору его бодрый голос. — Да, товарищ Директор, кое-что нашел. Судя по всему, прибалтийский след. В настоящее время преследую преступников… Буду докладывать.

Занятый разговором, майор не видит, что за распахнутой дверью притаились те самые злоумышленники, за которыми он гонится. Как только майор заканчивает разговор, негодяи бьют его дубинкой по голове. Майор теряет сознание, оседает на пол.

В этот момент вдали от сомнительного особняка происходит очень важный разговор.

— Прибалтийский след? Я подозревал. — Президент рассержен. — Сначала Калининград, теперь это. Наш ответ будет адекватным. Нефть пойдет в обход Прибалтики… Докладывайте постоянно.

— Слушаюсь, — бойко отвечает Директор Службы государственной безопасности.

— Так что вы говорили? — обращается Президент к человеку в очках и с короткой стрижкой, одетому подчеркнуто неформально.

— Народ — носитель суверенитета и источник власти, — поясняет визитер. — Так что власть всегда от народа. Поэтому, когда народ ругает власть, он ругает самого себя. Таким образом, не надо бояться народной ругани.

— Понимаю. — Президент задумчиво кивает.

Очнувшись, майор видит, что находится в глухой комнате. Лампочка без абажура тускло светит под потолком. Мебели — никакой. Рядом на полу вся в слезах сидит Маша.

— Всё в порядке, — морщась и потирая ушибленный затылок, произносит майор. — Я вас нашел.

— А как мы отсюда выйдем?

— Придумаю. И не в таких переплетах приходилось бывать.

Поднявшись, он долго осматривает стены, потом сообщает:

— Потайного хода нет.

Майор пытается выбить дверь — та не поддается.

— У вас не найдется немного взрывчатки?

Маша отрицательно качает головой.

— Жаль… Надо подумать. Подумать…

Майор с умным видом вышагивает взад-вперед. Внезапно останавливается — озарение на его лице:

— Телефон! — Майор хлопает себя по карману. Телефон отсутствует. — Изъяли, сволочи. — Мужественный взгляд устремляется на Машу. — У вас нет с собой мобильного?

Маша отрицательно качает хорошенькой головкой.

— Я даже не успела одеться, как следует. Схватили и утащили. Что они со мной сделают? Убьют?

— Не посмеют… пока я рядом.

— А где мой отец?

— На данный момент не знаю. Но я его найду.

Майор возобновляет движение по комнате. Внезапно раздается звук поворачиваемого в замке ключа, и дверь открывается. На пороге один из похитителей Маши, широкоплечий, высокий — настоящий громила. Усмехаясь, он произносит с явным прибалтийским акцентом:

— Какой гость! Рад видеть вас, майор Пронин. Академика Морева ищите?

— В этом я вам никогда не признаюсь, — гордо заявляет майор.

— Вам его не найти.

— Это мы посмотрим!..

Громила глядит на него насмешливо:

— Кстати, почему вас не повышают в звании? Вы ещё при Хрущеве получили майора.

— Это был мой дед.

— Яблочко недалеко падает от яблони. Так говорят у вас в России? — громила мерзко смеётся.

— Ещё в России говорят: сколько веревочке не виться, всё равно будет конец. Даже если веревочка тянется в Прибалтику.

— Не умничайте. Это вам конец. Так что если у вас нет сына, уже никогда не будет.

— Это юмор? — удивленно спрашивает майор.

— Да. Английский. — Громила смеётся еще громче.

Машу и майора связывают, выносят, бросают по очереди в просторный багажник огромного автомобиля. Таким образом, майор оказывается лежащим на Маше.

— Как вам не стыдно! — возмущается она. — Что вы себе позволяете? Если бы руки были свободны, я дала бы вам пощечину.

— Мадам… — в смущении пытается объяснить он. — Мадемаузель. Вы замужем?

— Нет. Я не замужем. А вы женаты?

— Нет.

— Вы делаете мне предложение?

— Пока не думал об этом… — растерянно бормочет майор. — Нахал! — фыркает Маша и умолкает.

Ночь. Майора и Машу привозят на берег Москва-реки, прямо напротив Кремля. Подсвеченные прожекторами, спокойно стоят кремлевские храмы и дворцы. Им нет никакого дела до той суеты, которая творится вокруг.

Майора вытаскивают из багажника, привязывают к ногам гирю.

— Вам это не поможет. Ваши происки не в состоянии помешать возрождению России.

— Ты подумай о себе, а не о России, — советует громила.

— Родина прежде всего!

— Ну-ну.

Тяжелая гиря привязана. Майора сбрасывают в реку, а Машу увозят.

Спокойная гладь реки. Блики от уличных фонарей на поверхности. Всплывает подводная лодка. Открывается люк, из которого на палубу выбираются двое мужчин.

— Это бомба? — спрашивает один.

— Не-ет. Опять какую-то рухлядь сбросили, — отвечает другой.

Первый замечает человека на палубе.

— Смотри!.. Это Президент? Мы его спасли?

— Какой Президент? — раздраженно произносит второй, склонившись над телом. — Это наш. Майор Пронин. Что он здесь делает? Зачем таскает гирю? Эй, майор! Майор!

Пронин открывает глаза.

— Где она? Эти люди её увезли?

— Да здесь ваша гиря, — успокаивает второй. — Здесь.

Майор в раздражении отталкивает гирю и чуть не слетает с палубы — металлическое изделие тянет его в воду. Пронина едва успевают удержать.

— Уберите вы эту идиотскую гирю! — возмущается майор.

Подводники возятся с веревкой. Наконец гиря отцеплена. Майор хочет столкнуть ее, но второй подводник не дает.

— Оставьте. Я зарядку делать буду.

Недовольно хмыкнув, майор требует:

— Дайте мне спецкомплект номер пять.

Подводники с трудом вытаскивают из люка большую коробку, помогают Пронину перебраться на набережную. Майор достает из коробки и раскладывает на асфальте детали, ловко соединяет их, раз — и мотодельтаплан готов.

— Благодарю за содействие, — деловито произносит майор. — Мне пора.

Двигатель ревет. Майор взлетает ввысь и парит над ночной Москвой. Как прекрасен ночной город с высоты птичьего полета. Как тепло, уютно светятся окна домов, как загадочна графика едва освещенных ртутными лампами улиц. Но майору некогда любоваться красотами — он высматривает врагов отечества.

Заглядевшись по сторонам, майор натыкается на высотное здание, влетает в окно и попадает прямо в постель к томной красавице внушительных габаритов. Испуг на её холеном лице быстро вытесняет довольное выражение. Она тут же обнимает майора.

— Какой ты быстрый. Влетел, и сразу начал. Ты всегда заходишь через окно? Это прекрасно.

Майор пытается вырваться из горячих объятий. Не получается.

— Может быть, разденешься? — говорит красавица.

Майор безуспешно борется с ней.

Тут открывается дверь, и в спальню входит тот самый громила. Увидев майора, он дико вращает глазами.

— Вы?! Да как вы посмели?

Майор перестает сопротивляться, приникает к страстной красавице, которая теперь пытается отодвинуться от него.

— Это мой ответ на ваши происки.

— Я не виновата, — причитает красавица. — Он сам влетел в окно.

— Ах, так? А это мои новые происки.

Громила хватает майора, который пытается сопротивляться, тащит в направлении окна.

— У вас такой юмор?

— Да. Английский.

Пока громила тащит майора к окну, тот успевает заметить брошюру на столике — путеводитель по Лондону. Громила бросает майора в разбитое окно и тут же начинает душить жену.

Увы, но земное притяжение никто не отменял. Майор падает. Мелькают окна. И вдруг — о, чудо! — он зацепляется ремнем за выступ, висит. Он видит в окне, как две обнаженные девушки ласкают друг друга. Одна из них замечает висящего вниз головой майора, с недовольным лицом подходит, задергивает шторы.

«Путеводитель по Лондону, — размышляет майор, — английский юмор. Всё это неспроста. Прибалтийский след явно ведет в Лондон. Кто за всем этим стоит? Британские коллеги? НАТО? Или бывший соотечественник? Кто из них больше заинтересован в том, чтобы дела в России не налаживались? Скорее всего, тот, который отсиживается в Лондоне». Ему хотелось бы доказать, что здесь без него не обойтись.

Утро. Майор продолжает висеть на выступе. А в это время горожане умываются, чистят зубы. Как культурный человек майор с удовольствием присоединился бы к ним, а ещё не отказался бы позавтракать. Но… работа прежде всего.

Окно рядом по-прежнему задернуто шторой, а в соседнем настежь открытом окне майору виден телевизор. В самом разгаре передача «Очень доброе утро». Болтают вертлявые девушки, потом показывают мужичка с непомерной бородой, окруженного мальчиками, которые несут музыкальные инструменты.

— Мы — музыкальная семья, — говорит мужичок. — Все виртуозы, даже самый маленький. Играем на разных инструментах. Мы идём в студию, чтобы рассказать вам, как мы этого добились. До встречи.

— Не дай Бог, — бормочет майор и переводит взгляд вниз.

Ему виден большой транспарант с надписью: «Вы живете благодаря нам», ниже идет текст: «Партия «Монолитная Россия»».

«Есть ли у партии мозг? — думает майор. — Или только одни члены?.. Всё равно это почетно — быть членом. И ответственно».

Тут он замечает громилу и его жену — парочка подходит к знакомой иномарке, садится в неё, и машина уезжает со двора. Майор запоминает номерной знак. «Ага, три семёрки. Был такой портвейн. Его любили дед и отец».

Отдергивается штора. Там, за стеклом, вчерашние девушки. Они в халатиках. Одна из них раскрывает окно и видит майора.

— Вы ещё здесь? Вам так хочется посмотреть, что мы делаем с моей подружкой? Какой вы настойчивый.

— Помогите мне залезть к вам, — тихим голосом просит майор.

— Секс втроем?.. Мы к этому ещё не готовы. Тем более, с мужчиной.

— Я сразу уйду. Только помогите залезть к вам. Я не могу больше висеть здесь. Очень много дел.

Вдвоём девушки подтягивают его к окну, и майор с их помощью взбирается на подоконник.

— Спасибо. Где выход?

— Как, вы больше не хотите с нами остаться?

— Хочу. Но не могу. — Майор окидывает взглядом комнату. — А у вас здесь мило… Увы, работа прежде всего.

Бравый майор покидает расстроенных девушек. Лифт опускает его на первый этаж. Около дома, средь зелени кустарника перед майором появляется парень в спортивном костюме с барсеткой в руках.

— Мужик, мобильный нужен? По дешёвке.

— Нужен.

Парень сует руку в карман. И что же?! Майор видит свой мобильный телефон. Вот и трещинка на стекле. Она появилась с месяц назад, когда он, майор Пронин сражался с террористом. Когда кончились патроны, ему пришлось отбиваться телефоном.

— Откуда он у тебя?

— Какая разница. Будешь брать?

— Буду. — Майор ловко хватает паренька за шкирку. — Откуда он у тебя? Говори.

— Стащил, — хныкающим голосом тянет тот.

— У кого?

— У мужика. Большой такой мужик. Толстый.

Всё ясно. Никакого чуда. Простое стечение обстоятельств.

— Свободен. — Майор отпускает воришку.

— А деньги?

— Пошёл прочь, пока я тебя не арестовал. Скажи спасибо, что я занят.

Возвращение блудного телефона было как нельзя кстати. «Бог есть», — подумал майор, набирая номер начальства.

— Товарищ Директор, докладывает Пронин. Прибалтийский след явно ведёт в Лондон.

— Думаете? — раздается из трубки голос Директора.

— Уверен. Факты — неумолимая сила. Похоже, это происки того, кто прячется там, в столице Англии.

Пауза. Потом звучит:

— Хорошо. Продолжайте. Держите меня в курсе.

Вслед за тем Пронин связывается с помощником.

— Пусть разыщут машину с номерным знаком три семерки, — отдает он приказание. — Срочно. Я жду… Что? Направляется в аэропорт? Еду туда. Нет, помощь не нужна.

Майор вновь за рулём машины. Он мчится в аэропорт. А тем временем в самом главном кабинете страны Президент в присутствии Очень Большого Начальника беседует с Директором Службы государственной безопасности, срочно вызванным в Кремль.

Директор Службы государственной безопасности докладывает, что, судя по всему, прибалтийский след ведёт в Лондон, после чего замолкает. Президент недовольно смотрит перед собой, услышанное не нравится ему. Наконец, он произносит:

— Значит, прибалтийский след ведёт в Лондон. Чего и следовало ожидать. Бывшему олигарху неймётся. Надо принять меры. Делайте всё, что необходимо… Вы свободны. По ходу расследования докладывайте постоянно.

— Слушаюсь, — преданно глядя на него, отвечает Директор Службы государственной безопасности и поднимается.

Оставшись вдвоём с худощавым бородатым посетителем, Президент обращает на него тревожный взгляд:

— Какие шаги предпримем?

— Сделаем достоянием гласности некоторые факты, — абсолютно спокойно отвечает собеседник. — Подбросим газетчикам. И надо решать с «Главнефтью».

— А какие с ней проблемы?

— Вот и я говорю — никаких.

Аэропорт. Шумят самолеты. Снуют автомобили. Суетятся пассажиры и провожающие. Волнуются встречающие…

Майор Пронин из укромного места наблюдает за грузовым терминалом. Громила, его люди, жена крутятся около одного контейнера, подозрительно поглядывают по сторонам.

Через некоторое время контейнер грузят в самолёт. Майор Пронин осторожными шагами направляется к самолету. И вдруг на его пути вырастает пограничник.

— Я за тобой давно слежу, — с довольным видом произносит защитник границ. — Улететь собрался?

— Возможно.

— Плати. Сейчас время свободы. Всё можно. Только за бабки. — Пограничник назидательно поднимает палец.

Майор достает кожаный бумажник, протягивает защитнику границзеленую купюру.

— Сотня? Мало.

— Больше нет.

— Хрен с тобой. Будем считать, что сегодня большие скидки. — Пограничник поворачивается и уходит.

Майор подкрадывается к самолету. Багажный люк открыт, никого поблизости. Майор ловко забирается внутрь. В огороженном алюминиевыми стенками пространстве стоит контейнер, и штабелями лежат коробки из-под ксерокса.

Майор Пронин заглядывает в контейнер и натыкается на две испуганные пары глаз — это связанные, с заклеенными ртами академик Морев и Маша. Секунда, и Маша узнает майора, на её лице — под скотчем — тихая улыбка. Ему приятна такая реакция.

Открыв контейнер, майор пытается развязать Машу. Ловкими пальцами он борется с веревочным узлом, но не успевает — появляется один из сообщников громилы. Майор бесстрашно вступает с ним в схватку. Несколько удачных приемов, и он одолевает злоумышленника. Майор с гордостью поворачивается к Маше и не видит, что сзади подбирается к нему громила. Маша мычит и пытается глазами предупредить майора.

— Я его отключил, — успокаивает он Машу и тут же получает по голове, теряет сознание.

Майор лежит на полу. Громила, стоящий рядом, усмехается:

— На этот раз я с тобой справлюсь. Теперь тебе ничего не поможет.

Люк закрывается, двигатели начинают свою громкую песню. Пилоты в кабине получают разрешение на взлет.

Разогнавшись, самолет покидает землю, упрямо набирает высоту. Майор приходит в себя. Он связан, как и академик, и его дочь. Но рот не заклеен. Майор смотрит на академика, потом на Машу.

— Я что-нибудь придумаю, — обещает майор.

Именно в это мгновение раздается мелодия — зазвонил мобильный.

— С кем-то хотят поговорить по телефону, — сообщает майор, и тут же спохватывается. — Это мне звонят.

Телефон в кармане продолжает вдохновенно исполнять музыкальное произведение, написанное давным-давно Бахом. Но достать телефон нет никакой возможности. Майор печально вздыхает.

В контейнер заглядывает жена громилы.

— Это вы, проказник? Вы здесь? Пользоваться мобильным телефоном во время полета нельзя.

Она вытаскивает у майора из кармана пиджака телефон, отключает его.

— Я хочу сделать с вами то, что не успел прошлой ночью, — говорит ей майор. — Развяжите меня.

На Машином лице возмущение. Томная красавица подходит к нему, обнимает, целует, шепчет:

— Ты вошел в мою жизнь через окно. Возьми же меня в полете.

Маша отворачивается. Она в гневе.

— Муж хочет сбросить тебя с самолета, — говорит красавица.

— Пусть. Лишь бы перед смертью обнять тебя. Развяжи мне руки.

Она развязывает ему руки и тут же хватает его в объятия, майор пытается вырваться — не тут-то было. Маша, глянув на них, опять протестующе отворачивается. И в эту секунду возникает громила. Он вне себя, рычит как взбешенный гиппопотам. Красавица в ужасе. Майор бросается на него.

Майор Пронин храбро сражается с громилой, который гораздо сильнее. Увы, но исход поединка предрешён. И тут громила задевает за штабель, ему на голову падает тяжелая коробка из-под ксерокса, лопается. Во все стороны летят пачки российских денег. Взгляд громилы туманится.

— Что это? — в удивлении спрашивает громила.

— Рубль упал, — язвительно произносит майор.

— Надо же, какие тяжелые последствия… — громила теряет сознание и безвольно опускается на пол.

Майор связывает громилу, затем освобождает Машу, которая тут же дает ему пощечину, потом академика.

— Мой друг, спасибо вам. Вы сейчас не меня спасли — Россию. — Академик глядит на него благодарными глазами, энергично жмёт руку.

Томная красавица бросается академику на шею:

— Я так рада, что вы свободны. Я так переживала за вас.

Академик в растерянности, не знает, как поступить.

— В кабину, — решительно произносит майор.

Вся компания направляется туда.

В кабине два летчика. Они с удивлением смотрят на вошедших.

— Куда летим? — небрежно осведомляется майор.

— В Лондон.

— Планы изменились. Поворачивайте назад, — требует майор.

— Где главный? — спрашивает один из летчиков. — Мы подчиняемся только ему.

— Главный арестован и за всё ответит. Хотя, думаю, что он у вас не самый главный. Есть главнее.

Один из летчиков выхватывает пистолет, стреляет в майора, пуля отлетает рикошетом, убивает второго летчика. Первый, увидев это, пускает себе пулю в висок. Майор оттаскивает их. Самолет летит сам по себе.

— Вы умеете управлять самолетом? — спрашивает академик.

— Я всё умею. — Майор уверенно садится в пилотское кресло, смотрит вниз. — Где тут педаль тормоза?

— Справа, как положено, — буднично говорит академик. — А слева — сцепление. Пожалуйста, не тормозите слишком резко. Давайте, я с вами.

Академик занимает соседнее кресло.

— А я буду стюардессой. — Томная красавица явно заигрывает с академиком. — Подать виски с содовой?

— Я — патриот, — живо отвечает академик. — Водку, только водку. Особенно, когда нет хорошего армянского коньяка.

Маша обиженно молчит.

Общими усилиями майор Пронин и академик Морев пытаются приручить летательный аппарат. Напор молодости соединяется с научным опытом. Самолет описывает невероятные фигуры в небе, то взмывая ввысь, то устремляясь к земле подобно пикирующему бомбардировщику. И тогда на лицах всей честной компании застывает ужас.

Борьба с самолетом продолжается довольно долго. Наконец совместными стараниями они сажают крылатую машину на пустыре на окраине небольшого городка. По очереди компания выбирается из самолета. Навстречу им бегут местные жители. Лица у всех сосредоточенные.

Майор окидывает взглядом окрестности и видит вдалеке несколько шикарных особняков, за которыми стоят запущенные домишки. Сбежавшиеся местные жители начинают деловито растаскивать самолёт на части.

Маша смотрит на майора с осуждением.

— Все мужчины таковы, — говорит она. — Сначала со мной заигрывали, потом с другой. В окно к ней залетели…

— Я не нарочно. Честное слово.

— Вы хоть переживали, что меня от вас увезли, тогда, ночью, у реки?

— Переживал. Но долг выше чувств. Я — солдат.

— А почему вы не женаты? Развелись?

Майор немного смущен.

— Я никогда не был женат.

— Почему?

— Знаете ли, много работы. И потом, не встречалась та, ради которой я готов был пожертвовать свободой.

Маше нравятся эти слова.

— Давайте отпразднуем наше освобождение, — предлагает она.

— В ресторан. Все в ресторан, — восклицает томная красавица, вцепившись в академика.

— Вообще-то, мне надо в Кремль, — мямлит он. — Меня ждёт президент. Но я чертовски голоден. Пошли.

Они бредут по запущенному городку в поисках ресторана. Жалкие обветшавшие домишки, грязные улочки, лужи. Совсем непохоже, что на дворе начало двадцать первого века. Единственный признак цивилизации — большой яркий транспарант с надписью: «Вы живете благодаря нам», понизу которого расположились три слова: «Партия «Монолитная Россия»».

Местный мужичок, стоящий около транспаранта, с любопытством наблюдает за перемещением странной кампании:

— Ресторан у вас есть? — спрашивает мужичка майор.

— Есть, — добродушно отвечает мужичок. — А как же. У нас как у людей, всё есть. Ресторан аккурат подле дороги. Слышите, стреляют? Там.

— А что у вас так всё запущено? — академик Морев обводит рукой округу, на лице неподдельное удивление.

— Ясное дело. Денег ни на что нет. Потому и запущено.

— А коттеджи на окраине?

— Так там наше местное начальство живёт. Ясное дело.

— А-а. — Морев понимающе кивает.

Около ресторана вовсю идет бандитская разборка. Летят пули. В стороне скучают милиционеры. Майор Пронин решительно отталкивает одного бандита, оказавшегося рядом, чтобы тот не мешал передвижению. Четверка заходит в ресторан и замирает от удивления: столь помпезной начинки совсем невзрачного снаружи здания никто не ожидал.

— Да-а… — значительно произносит майор. — Ведь могут же, если захотят. Вам нравится? — обращается он к Маше.

— Дурной вкус.

Реакция у майора отменная:

— Вот я и говорю: могут, но не хотят.

В зале — никого. Четверка занимает столик. Официант, небрежно глядя на них, приносит меню в потертых обложках.

— Не отравите? — весело спрашивает майор.

— Еще никого не отравили. — На сухонькой физиономии официанта появляется хитрая ухмылка.

— А где клиенты?

— На улице. Отношения выясняют. Слышите? — Звуки ожесточенной стрельбы по-прежнему долетают с улицы.

— Не сошлись в оценке вашей кухни?

Официант оставляет реплику майора без внимания.

— Что будете заказывать?

Зафиксировав на бумаге пожелания клиентов, официант удаляется.

Майор и Маша поглядывают друг на друга. Им приятно сидеть рядом. Романтические флюиды соединяют их.

— Жаль, что здесь нет фаршированной рыбы. — Академик мечтательно смотрит вдаль. — Я бы съел. Какую фаршированную рыбу делала моя мама! Фантастика. Пальчики проглотишь. — Он поворачивается к дочери. — Маша, ты помнишь, какую вкусную рыбу делала бабушка? — Маша кивает. — Мой отец очень любил. Бывало, говорил: «Сара, сделай фаршированную рыбу».

Тишина повисает в ресторанном зале. Только выстрелы за окном, и никаких более звуков.

Тем временем в самолете, растаскиваемом жителями на части, приходит в себя сообщник громилы, которого первым выключил майор. Покрутив головой, очумело повращав глазами, он с трудом поднимается, освобождает громилу. Местные жители, занятые важным делом, не обращают на них никакого внимания.

Выбравшись из самолета, громила и его сообщник осматривают местность.

— Непохоже на Англию, — заключает громила. — Эй, мужик, куда мы попали?

Местный житель не обращает на него никакого внимания. С тихой, сосредоточенной физиономией он проходит мимо, обняв как ребенка увесистую коробку. До громилы доходит, что именно местные жители пытаются унести. Он бросается на мужика.

— Отдай!

Мужик молча борется с громилой. Потерпев поражение, мужик безропотно поворачивается, вновь идет к самолету.

Громила и сообщник бредут по грязной улице. Сообщник с трудом тащит коробку. Вот они подошли к неправдоподобно красочному на фоне окружающей действительности транспаранту, который сообщает: «Вы живете благодаря нам». Сидящий рядом мужичок с любопытством наблюдает за дружной парочкой.

— Здесь трое неместных не проходили? — спрашивает громила.

— Нет, — добродушно отвечает мужичок. — Вот если бы вы про четверых спросили, я бы ответил. А трое — нет, не проходили.

— Четверых?.. А-а, ну да. Здесь четверо неместных не проходили?

— Проходили.

— И куда они пошли?

— Аккурат в ресторан.

— И где этот ресторан?

— Аккурат подле дороги. Слышите, стреляют? Там.

Получив исчерпывающую информацию, злоумышленники продолжают свой нелегкий путь и вскоре появляются около ресторана. Здесь всё также идёт увлекательная разборка. Верзила решительно отталкивает одного бандита, оказавшегося рядом, чтобы тот не мешал передвижению.

Приблизившись к ресторану, верзила заглядывает в окно.

— Там, — сообщает он. — И эта — тоже… Я ей покажу. — Злоба распирает его. — Ох, я ей покажу.

Сообщник направляется к входу, но его настигает окрик:

— Стой!

— Почему?

— Сдурел? Увидят. Зайдём с другой стороны.

Обходной манёвр оказывается успешным. Проникнув в помещение с черного хода, громила оглушает официанта подносом и приказывает сотоварищу надеть его форму. Несколько минут — и сообщник предстаёт в новом обличии. Громила тем временем насыпает в бутылку водки белый порошок. Покончив с этим делом, вручает сообщнику поднос, на котором еда и водка. Сообщник идёт к четвёрке.

— Где-то я вас видел, — говорит ему проницательный майор.

— Мы с вами летели в одном самолете. Но я раньше вышел. Пейте скорее, а то цены растут, придётся больше платить.

Майор понимающе кивает, наливает другим, себе, лжеофицианту.

— Выпейте с нами. Я угощаю.

Сообщник громилы не в силах отказаться, берёт рюмку.

— За спасение России! — говорит академик, и все выпивают.

— И хозяин пусть с нами выпьет. Позовите его, — приказывает лжеофицианту майор.

Лжеофициант нечеткими шагами возвращается к громиле, покачиваясь, сообщает ему, что его зовут, и тут же падает. С мрачной физиономией громила направляется в зал. Томная красавица, увидев мужа, пугается, потом нервно восклицает:

— Дорогой, как я рада тебя видеть!

— С тобой я позже разберусь, — цедит сквозь зубы громила.

— Давай выпьем, — предлагает майор и наливает громиле полный фужер. — Боишься?

Громила, пренебрежительно глядя на него, берёт фужер.

— За победу! — решительно говорит он.

— За нашу победу! — с ударением на слове «нашу», произносит майор.

Залпом выпивают. Несколько секунд, и громила оседает на пол. Вслед за тем засыпают Маша, академик, томная красавица, которую академик держит за руку. Только майор не спит. Он выходит на улицу и вдыхает полной грудью свежий воздух. Прекрасный денёк заполняет окружающее пространство. Тишина. Разборка закончилась. Всюду валяются представители преступных группировок.

Большой джип стоит неподалеку от ресторана. Посмотрев на него, майор возвращается, хватает громилу, с трудом тащит его на улицу, к джипу, распахивает заднюю дверь, засовывает внутрь грузное тело. Глаза громилы раскрываются, оторопело глядя на майора, он произносит:

— А ты почему не спишь?

— Повышенное чувство долга, — с достоинством отвечает майор.

Слабо кивнув, громила опять засыпает.

Майор перетаскивает и кладёт рядом с громилой сообщника, потом любвеобильную даму. Аккуратно переносит и устраивает на заднем сиденье Машу, на переднее сиденье усаживает академика Морева. Он сладко посапывает, склонив голову набок; любимый портфель на коленях.

Покончив с трудной работой, майор Пронин достает из кармана телефон. Электромагнитные волны тянутся в Москву.

На столе Директора Службы государственной безопасности издал трель один из аппаратов. Директор поднимает трубку и слышит:

— Это майор Пронин. Разрешите доложить. Всё в порядке. Академик Морев со мной. Злоумышленники схвачены. Везу академика в Кремль.

— Спасибо, майор, — говорит Директор. — Я верил в вас. Где вы находитесь?

— В каком-то захолустье.

— Выслать за вами транспорт?

— В этом нет необходимости. Я раздобыл машину. К сожалению, не «Волга», но тоже ездит.

— Счастливо добраться до Москвы.

Директор немедленно телефонирует в Кремль. Когда на том конце трубки раздается знакомый голос, он радостно тараторит:

— Господин Президент, разрешите доложить. Академик Морев найден. Майор Пронин везёт его в Кремль.

— Спасибо за добрую новость. И за хорошую службу, — отвечает трубка.

Президент, опустив одну трубку, тут же поднимает другую. Он спешит отдать распоряжения Очень Большому Начальнику. После соединения, Президент говорит победным голосом:

— Академик Морев найден. Майор Пронин везёт его в Кремль. Необходимо подготовиться. Надо срочно решать, как использовать формулу.

— Хорошо, — доносится из трубки голос Очень Большого Начальника. — Будет сделано.

Тем временем майор Пронин подходит к гаишнику, скучающему неподалеку в милицейской машине.

— Служба государственной безопасности. Со мной важный человек. Его ждут в Кремле. Обеспечьте нам беспрепятственный проезд в Кремль.

Гаишник пренебрежительно смотрит на майора.

— С чего это я должен этим заниматься? Мало ли важных людей… У меня нет времени. У меня дела.

Он отворачивает голову, будто и не стоит никто рядом. Секунду подумав, майор наклоняется к нему, доверительно произносит:

— Ладно, колюсь. Это пахан коптевско-солнцевских.

— Они объединились?! — пугается милиционер.

— Да. Его кличка — академик. Суров как слон.

— Так бы сразу и сказал. Сделаем. Сопроводим. — Гаишник включает маячки на крыше.

Они несутся к Москве. Милицейский автомобиль двигается впереди, прокладывая дорогу. Синие огни весело перемигиваются. Временами пронзительно звучит сирена, напоминая о важности проезжающего.

Майор мужественно борется со сном. Включает кондиционер. Приятная прохлада наполняет салон.

— Вот, сволочи, — ласково ругает майор иностранных автопроизводителей. — А что, на этом драндулете можно ездить. Идет не хуже «Волги». Надо же.

Вот и столица. Пара машин мчится к центру, выполняя ответственное задание. Неутомимо работают мигалки. Напоминает о себе время от времени звонкая сирена. Их сторонятся. Им уступают дорогу.

Кремль надвигается кирпичной стеной, высокой башней с аркой для проезда. Милицейская машина тормозит метров за пятьдесят, а джип подъезжает к самым воротам.

— Государственная безопасность, — сообщает Пронин. — К Президенту. Академик Морев со мной.

— Знаем, — отвечает охранник. — Вас тут ожидают.

Двое приближаются к автомобилю. Один из них подходит к водительской двери.

— Майор Пронин? У нас четкое предписание. Пересядьте на заднее сиденье. Я доставлю вас, куда приказано.

Пожав плечами, майор покидает водительское сиденье, занимает место подле Маши, которую приходится подвинуть. Милая головка устраивается на его плече, и майор расплывается в улыбке. Второй сопровождающий садится рядом. Джип трогается, и в это время сосед майора ловко выхватывает из рукава тряпку, пропитанную эфиром, прикладывает к лицу Пронина. Майор теряет сознание.

Президент нервно барабанит пальцами по столу. Академика всё ещё не доставили в Кремль.

— Мне надо позвонить, — прерывает он своего собеседника и тянется к телефону. — Простите. — Через несколько секунд в трубке звучит голос Директора Службы государственной безопасности:

— Слушаю!

— Где академик Морев?

— Майор Пронин давно должен был привезти его к вам.

— Я не видел ни того, ни другого. Что стряслось?

— Не знаю… Постараюсь разобраться.

— Немедленно разберитесь и доложите. — Президент аккуратно кладет трубку и обращается к визави. — Продолжайте.

Его умудренный опытом собеседник послушно кивает.

— Так вот, они сладострастно описывают якобы мерзостную природу русского человека, мечтающего лишь о том, чтобы напакостить соседу, и способного хорошо работать только из-под палки в тисках тоталитарного режима. Это возмутительно. Почему только русские?

— Вы хотите сказать, что русские не такие?

— Я хочу сказать, что весь российский народ такой…

В это время директор настойчиво звонит Пронину. Мобильный майора не отвечает.

«Что бы это значило? — в беспокойстве думает Директор. — Опять чьи-то происки? Не дают нормально работать. Когда же это кончится?..»

Утро не принесло изменений. Измученный директор вновь и вновь пытается дозвониться до майора Пронина, но тщетно. В очередной раз бесполезно звучат гудки.

«Чьи-то происки, — затравленно думает Директор. — Это никогда не кончится. Что за страна?..»

Темная комната. Плотные шторы не пропускают веселый утренний свет. Находящиеся в комнате едва различают друг друга.

— Академик, вы здесь? — осторожно звучит голос майора Пронина.

— Здесь.

— А вы, Маша?

— Я здесь, — раздается милый голосок.

— Зачем они держат нас в этом помещении? — любопытствует академик.

— Чтобы не пустить к президенту.

Дверь внезапно открывается, впуская людей. Один из них тяжелым шагом приближается к затворникам.

— Ну что, майор, наша взяла? — раздается голос громилы.

— Это мы ещё посмотрим, — гордо отвечает майор Пронин.

— А что тут смотреть? Прикончим тебя, и всё.

— Вы не имеете права, — страстно возмущается академик Морев. — Оставьте его в покое. Слышите?

— И с вами разберемся, не переживайте.

Громила включает телевизор, где в самом разгаре идет передача «Очень доброе утро». На экране возникает мужичок с непомерной бородой, окруженный мальчиками, которые несут всевозможный спортивный инвентарь.

— Мы — спортивная семья, — говорит мужичок. — Все мастера, даже самый маленький. Занимаемся самыми разными видами спорта. Мы идём в студию, чтобы рассказать вам, как мы этого добились. До встречи.

— Не дай Бог, — пугается майор. — Только не это!

Громила, видя его реакцию, прибавляет звук. Вертлявые девушки принимаются безудержно болтать. А в студии уже занимает места шумная семейка. Мужичонку с огромной бородой дают крупным планом.

— Спорт — это хорошо. Секс — тоже. Как совместить одно с другим? Рецепт прост — делать детей и заниматься с ними спортом. Берите пример с моей семьи…

Майор, не в силах более терпеть, бросается на громилу. Он борется как истинный боец, воин, спартанец, но силы не равны. Удар, и Пронин теряет сознание. Мозг перестает контролировать мышцы. Академик вне себя.

— Ах вы, мерзавец! — Он бесстрашно кидается в атаку.

Несколько секунд, и он тоже побежден.

— Вы ударили по интеллекту России… — падая, произносит академик, и тоже теряет сознание.

Громила усмехается — противник с лёгкостью повержен. Повернувшись к человеку, сидящему в углу, он не видит, что Маша стремительно хватает табурет и подбегает к нему. Табурет опускается на голову громилы. Раздается сочный звук. Удивленно охнув, громила оседает на пол.

— Майор, очнитесь! — Маша шлёпает Пронина по щекам. — Очнитесь!

Майор открыл сначала правый глаз, потом левый:

— Где я?

— Скорее. Подымайтесь, пока этот подлец не пришёл в себя. Там ещё кто-то есть. В углу. Скорее.

Майор вскакивает, находит выключатель, и в свете вспыхнувшей лампы видит в углу… Очень Большого Начальника.

— Так вот кто за всем этим стоит… — ошарашенно произносит майор. — Хотели пустить меня по ложному следу.

— Признаюсь, я недооценил вашу прыткость. Равно как и вашу сообразительность. — Очень Большой Начальник поглаживает бородку и смотрит на майора пронзительными глазами. — Я дам вам денег. Много денег. А вы забудете обо всём, что было.

— Нет. Родина дороже, — ни секунды не колеблясь, говорит майор.

Очень Большой Начальник не желает сдаваться.

— Послушайте, Пронин, я могу обеспечить вам хорошее будущее. Вы достойны большего, чем имеете сейчас.

— Достоин большего? А может, я просто больше, чем я есть?

— Что вы имеете в виду? — осторожно осведомляется Очень Большой Начальник.

— Не только поэт, но и сотрудник спецслужб в России больше чем сотрудник спецслужб. Даже простой сантехник больше чем сантехник. Потому что это Россия. Здесь всё больше, чем оно есть.

Очень большой начальник озадачен. Майор смотрит на него с осуждением:

— Зачем вы организовали похищение академика Морева?

— Формула… Нам выгодно, чтобы всё осталось так, как сейчас. — тихим голосом произносит Очень Большой Начальник.

— Кому это, вам?

Пауза.

— Нам… — нетвердо отвечает он и понуро смотрит под ноги.

— А народ? Вы подумали о народе России?

Очень Большой Начальник отворачивает голову. Ему нечего ответить.

Майор полон решимости. Он немедленно звонит своему начальству.

— Товарищ Директор, докладывает Пронин. Прибалтийский след, который вел в Лондон, явно тянется в Москву. Более того, в Кремль. В этом оказался замешан Очень Большой Начальник.

— Что?!

— Да-да, Очень Большой Начальник.

— Думаете?

— Уверен. Факты — неумолимая сила. Меня и академика похитили по его указке. Но теперь всё в порядке.

— Что вы собираетесь предпринять?

— Везу академика Морева в Кремль. И на этот раз есть уверенность, что я довезу академика до Кремля.

— Вам нужна помощь?

— Нет.

— Действуйте.

В самом главном кабинете страны президент слушает по телефону отчет Директора Службы государственной безопасности:

— Господин президент. Экстренная информация. По последним сведениям, полученным от майора Пронина, прибалтийский след, который вел в Лондон… В общем, этот след…

— Говорите. Лучше правда, пусть горькая.

— Он тянется в Москву. И даже в Кремль.

Глубокомысленная пауза.

— Значит, прибалтийский след ведёт в Кремль, — раздается, наконец, голос Президента. — Я подозревал, я это подозревал… Где академик Морев?

— Майор Пронин везёт его к вам.

— Хорошо…

Боровицкая башня подставляет свою арку. Машина, за рулем которой майор, заезжает внутрь. Миновав кремлевские дворцы, храмы, автомобиль вырывается на просторы Ивановской площади, пролетает мимо царь-колокола и царь-пушки и тормозит возле старинного здания, приютившего кабинет президента. Майор Пронин вытаскивает академика, заносит внутрь. Академик сладко улыбается во сне и прижимает к себе любимый портфель. Караульный отдает им честь.

Длинный сводчатый коридор уходит вперед. Кажется, что ему не будет конца. Гулко разносится звук шагов.

Вот и нужная дверь. Майор заносит академика в самый главный кабинет, кладёт на диван. Подходит Президент.

— Разрешите доложить… — начинает майор, но Президент останавливает его с отеческой теплотой:

— Всё знаю. Трудно вам пришлось, но вы молодец. Россия спасена… — Президент вешает майору Пронину орден. — Это заслуженная награда. Поздравляю, товарищ полковник.

— Майор.

— Полковник, — твёрдо говорит Президент.

До Пронина доходит, что произошло.

— Да здравствует Россия!

— Да здравствует, — соглашается Президент.

Пронин выходит из кабинета, его встречают довольные начальники, на их лицах елейные улыбки. Но он видит только Маш у.

— Ну как? — Её глаза полны любовью.

— Наградил. И полковника дал. Я, конечно, рад, но теперь нарушена семейная традиция. Дед был майором. Отец. Должен быть майор Пронин… Придется растить нового майора Пронина.

— Готова тебе в этом помочь, — ласково произносит она. — Ты делаешь мне предложение?

— Делаю.

Их губы сливаются в страстном поцелуе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы и Россия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я