Глава 2
Удивительные клетки
— Нарисуй нам шахматную доску, — попросил Незнайка Мурзилку. Мурзилка задумался и сказал:
— Вспомнил! Она состоит из множества светлых и темных клеточек. И Мурзилка нарисовал светлую клеточку.

А рядом с ней — темную клеточку.

— По-шахматному, это поля, — объяснил Незнайка. — Светлые клетки — белые поля. Темные клетки — черные поля. Вот так, братцы.
Клеточки-поля ожили и улыбнулись.

Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.

Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.

— Поля, погодите! — закричал Мурзилка. — Я еще не всю шахматную доску нарисовал.
И Мурзилка начал быстро-быстро рисовать белые и черные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.
Наконец Мурзилка нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал человечкам:
— Все, теперь ловите их. И необыкновенные человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями.
Но поля ловко ускользали у Пиноккио из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.
Все же все клетки были пойманы, но встать рядом с черными полями белые поля отказывались. Дa и черные поля не захотели встать рядом с белыми полями.
— Они слишком темные, — упирались белые поля.
— Они слишком светлые, — фыркали черные поля.
Тут белый король почернел от злости, черный король побелел от злости, и оба в один голос пригрозили:
— Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть. Белые и черные поля очень испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.
Необыкновенные человечки

Незнайка
Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные человечки расположились напротив.
— Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое — значит, шахматная доска между нами лежит правильно.
Тут полям наскучило стоять прижавшись друг к другу, и они снова разбежались по углам.
То-то вновь была работа человечкам ловить озорные поля.
Советы родителям
Для закрепления пройденного материала попросите малыша:
— из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков;
— начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски;
— вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке;
— раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным); — правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;
— найти белые и черные шахматные поля на рисунке (рис.: комната, в ней спрятаны 8 светлых и 8 темных клеток);
— найти клетки, расположенные в шахматном порядке, на рисунке (рис.: перекресток, черно-белые клетки видны на такси, переходе, одежде, стене дома, чемодане, газете, кепке, книге, аптечке, кубике, части тротуара, инвентаре киномеханика, шахматной доске, которую несет под мышкой мальчик). Покажите ребенку центр — четыре поля в середине шахматной доски. Объясните, что шахматных противников по-другому называют партнерами.