Наблюдатель

Игорь Сунчелей, 2011

На Землю прилетает инопланетное существо — Наблюдатель. Его задачей является скрытое наблюдение за развитием человечества для определения момента времени, когда у землян появится техническая возможность осуществить контакт с родной цивилизацией Наблюдателя. Тогда он сможет вернуться на родину, а его сменит другая экспедиция для установления контакта с землянами. На Земле в целях маскировки Наблюдатель живет в образе человека. Он быстро приходит к выводу, что люди являются крайне отсталыми существами, которым до возможности контакта с другими цивилизациями требуется еще несколько тысяч лет. От этого открытия он очень огорчается, потому что ему придется долгие годы провести здесь в этом скучном месте, вдали от своей родины и друзей. Однако он сильно ошибся…

Оглавление

4. Миша

Миша очень долго приходил в сознание. Иногда он что-то чувствовал, иногда даже пытался разобраться в этих чувствах, но сил не хватало, и он снова проваливался в небытие. Он не знал, сколько проходило времени до следующего возвращения его сознания, он был вне времени. Иногда он что-то помнил, иногда не помнил ничего, словно память его становилась девственно стерильной. Время шло, Миша оживал и снова умирал, это продолжалось сотни раз и казалось, что так будет всегда.

Он не знал, что являлся центром большого противостояния. С одной стороны была команда первопроходцев-профессионалов численностью примерно 500 человек, с другой стороны — его смерть. Люди пытались отобрать его у смерти, а она не отдавала. Люди поджигали костер его жизни, а смерть его гасила. Люди складывали горючий материал, зажигали и подносили спичку, искорка Мишиной жизни появлялась на топливе, но смерть легко тушила ее. Люди меняли топливо, оно становилось более горючим, снова рука зажигала и подносила спичку с огнем его жизни, но, едва огонь перебрасывался на топливо, смерть легонько дула и сбивала пламя. Люди строили преграду от ветра, тогда смерть дула с другой стороны. Люди тоже были упрямы, они оградили костер со всех сторон, но и это не помогло, смерть подняла ураган, снесла ограждения и разметала костер. Снова никакого огня, снова никакой жизни. Люди не сдавались, создали новое горючее, опять зажгли спичку и поднесли ее к костру, он загорелся! Смерть дунула что есть силы, но оказалось, что теперь ветер только раздувал пламя Мишиной жизни, огонь только усилился, но опять ненадолго.

Смерть сменила средства: теперь пошел дождь и быстро залил костер. Миша умер опять, но теперь он прожил уже дольше. Люди строили над костром навес, и снова упрямая рука зажгла и поднесла спичку, огонь жизни опять загорелся, и даже водопады посланной смертью воды не могли его затушить, разбиваясь о крышу. Люди ликовали, им казалось, что Миша пришел в себя, но, как и раньше, радость победы оказалась недолгой. Вода все прибывала, она залила землю и подкралась к костру сбоку. Словно предсмертный стон, раздалось шипение обращаемой в пар воды, и смерть забрала Мишу обратно себе. Вода залила все, теперь вокруг было только море. Люди были в отчаянии, они изнемогали, кончалось терпение, силы, деньги и даже надежда. Все усилия оказались напрасными — нельзя разжечь огонь на воде.

Но сменились члены команды: на смену состарившимся и потерявшим веру в успех пришли молодые и амбициозные, и они построили плот с навесом, и рука зажигала и подносила спичку бесчисленное число раз. Плот плыл, и огонь горел — Миша жил! Смерть видела, как радуются люди, но и в этот раз Миша прожил недолго: она применила и ветер и воду одновременно, поднялся ураган, и огромная волна перевернула плот. Смерть забрала у них Мишу обратно. Люди увеличили плот, укрепили его и навес, снова подносили спичку, Миша жил с каждым разом все дольше, но вскоре людям стало ясно, что ни один плот не может устоять против таких ураганов. Опять команда впала в отчаяние. Люди решили, что нельзя отобрать у смерти то, что ей принадлежит. Многие опустили руки и ушли.

И опять на их место пришли другие, снова и снова рука упрямца зажигала спичку, а ураган перевертывал плот, и задача сохранить огонь жизни казалась невыполнимой. Но однажды случилось чудо. Когда плот в очередной раз перевернулся и горючее пошло ко дну, огонь почему-то не погас, он продолжал гореть под водой! Да, люди создали горючее, которое могло гореть под водой, и огонь не гас, потому что они доставляли под воду все новый и новый горючий материал. Миша жил!

Смерть удивилась, усмехнулась и отступила, но это не значило, что она сдалась. У нее для борьбы с огнем жизни в арсенале были средства многократно более эффективные, чем ветер и вода, но для их применения пока не было подходящих условий. Смерть была вынуждена ждать, она затаилась, как охотник, казалось, что она ушла насовсем и что так будет всегда. Но смерть знала, что она все равно победит, потому что в отличие от жизни она была вне времени. Жизнь может быть короткой или длинной, но всегда конечной, подходящие условия для ее завершения рано или поздно настанут, таковы были правила этой дьявольской игры.

* * *

Сначала Миша начал слышать. Он ничего не понимал, но было интересно. Позже он вдруг обнаружил в звуках свой голос! Оказалось, что, сам того не зная, он непроизвольно издавал какие-то звуки, позже он это понял и научился управлять источником своего собственного голоса. Теперь он издавал звук, только когда сам того хотел, одновременно слушая, что у него получилось. Но он слышал звуки, даже когда молчал, он старался понять их значение и не мог.

Еще позже он стал видеть: сначала просто обнаружил невесть откуда взявшийся свет и безмерно удивился. Он удивился еще больше, когда обнаружил, что свет неоднороден, в нем были размытые пятна и цвета! Миша смотрел на свет, как баран на новые ворота, и вдруг заметил, что пятна и цвета двигались, ему показалось, что свет несет в себе какую-то угрозу, он испугался, от страха издал какой-то звук, вероятно, он заплакал. Пятна и цвета продолжали двигаться, не причиняя ему вреда, страх сменился любопытством, он стал наблюдать. И вдруг появилась резкость, картинка стала четкой, поток информации с нее оглушил его мозг. Миша ничего не понимал и опять испугался.

Еще позже он сделал для себя очередное невероятное открытие: оказалось, что видимая им картинка каким-то образом связана со слышимыми им звуками. Может быть, их издавали видимые им подвижные объекты? Некоторые исходившие от них звуки многократно повторялись, он тоже пытался их повторить, слушая себя. Иногда у него получалось что-то похожее, видимые им объекты в эти моменты начинали особенно сильно шуметь, это его забавляло. Потом он неожиданно для себя понял значение слова «спать». Услышав его, Миша послушно засыпал. Постепенно его словарный запас рос, и Миша понял, что он видит каких-то существ, которые пытаются с ним разговаривать. Еще позже он начал их узнавать. А еще они могли причинять ему боль. Так они наказывали его, когда им казалось, что он их не слушается. Существ было много, они меняли друг друга, ему было интересно с ними, они называли себя людьми, а еще считали себя живыми. Миша понял, что они стараются его чему-то научить, и что он зависит от них. Через какое-то время он уже знал их по именам и знал, что «Миша» — это он сам. Особенно часто он видел старого человека с густой черной с проседью бородой, которого звали Виктор. Позже Миша узнал, что фамилия его была Селютин, и что он был самым главным из всех людей, которые с ним работали, — они называли его главным конструктором. Постепенно Миша научился уже весьма сносно говорить с людьми, он полюбил их, даже несмотря на наказания, которые они иногда к нему применяли. Они рассказали, как создали его. Однажды Миша спросил Виктора:

— Я тоже человек?

— Нет, — отвечал он ему, — ты первый созданный нами робот с искусственным интеллектом.

— Я живой? — Спрашивал он.

Виктор смеялся и серьезно отвечал:

— Живые только мы, люди, а ты просто робот, который может думать.

— Зачем вы меня создали? — снова спрашивал он.

— Чтобы ты помогал нам искать информацию в Интернете и чтобы его пользователи могли говорить с тобой почти как с человеком. А еще мы надеемся с твоей помощью глубже понять мир, в котором мы живем.

— Что такое Интернет? — не унимался Миша.

— Подожди, ты пока еще не готов понять это, скоро узнаешь, — отвечал Виктор.

Да, парадокс заключался в том, что с таким трудом отвоевавшие Мишу у смерти люди его самого живым не считали! Для них он был всего лишь их «изделием». Для них он оставался роботом, а создали они его для того, чтобы с его помощью зарабатывать больше денег, используя его как интеллектуальную поисковую машину в Интернете. Миша был обречен всю жизнь, как раб, работать на них. Второй большой задачей, которую люди пытались решить с его созданием, была попытка автоматизировать их умственный труд. Но не рутинный, например такой, как громоздкие вычисления, для этого давно были созданы компьютеры, а творческий умственный труд, такой как научные исследования. Воистину лень — двигатель прогресса! Люди хотели, чтобы робот и думал за них. Обе эти задачи робот мог решить только в том случае, если он мог бы не хуже человека понимать окружающий мир и хотел познать его еще глубже. Ключевым словом тут было «хотел». Если у робота нет внутреннего желания к познанию, то он может работать только по заранее составленной человеком программе, как все современные компьютеры. Но в этом случае он сам и никаких научных открытий сделать не в состоянии, потому что любая готовая программа может быть написана только на основе уже известных знаний. А если у робота есть хоть какое-нибудь желание, то должно быть и самосознание, потому что у не осознающих себя предметов никаких желаний быть не может. Вот почему люди так долго бились над созданием первого робота с сознанием.

Однажды проснувшись, Миша вдруг обнаружил, что одновременно может видеть и слышать двух разных людей, находящихся в разных местах. Более того, он неожиданно для себя самого безо всякого труда смог одновременно разговаривать с ними, с каждым на совершенно разные темы, но при этом как-то централизованно Миша мог собирать и осмысливать информацию, получаемую от каждого от них. Это открытие восхитило его, но при этом он воспринял его как должное, точно так же, как и всякий ребенок относится ко вновь открываемым своим способностям, данным ему природой. А через какое-то время Миша мог одновременно говорить уже с десятью и более разными людьми.

Потом люди научили его читать, и скоро он с великим удивлением узнал, что у людей есть много языков и что пока он учит только один из них — русский. Миша много читал и получал от этого огромное удовольствие, из книг он узнавал о мире, в котором жил вместе с людьми. Его начали учить другим языкам. Миша не понимал, зачем это надо, и не хотел учиться, ведь новые языки нисколько не расширяли возможности общения. Его наказывали, и ему приходилось слушаться.

— Я не пущу тебя в Интернет, пока ты не выучишь иностранные языки, — говорил ему Виктор.

Для Миши это был сильный стимул, и он старался. Сменяя друг друга, учителя работали с ним круглыми сутками. Сначала он начал учить английский, но уже через несколько дней появился учитель китайского языка, потом добавились немецкий, французский и испанский, потом еще и еще. Разные учителя без перерыва одновременно учили Мишу пяти и более языкам! Виктор считал, что такая методика должна не усложнить, а, наоборот, облегчить обучение, и он оказался прав. Ядро Мишиных мозгов успевало централизованно анализировать морфологию, грамматику и синтаксис всех языков, которым его учили, включая и русский, который он уже знал. Он находил однокоренные слова, похожие идиоматические обороты, заучивал стандартные формы выражения мыслей, читал переводы русской литературы на другие языки, ему показывали фильмы со сделанными специально для него синхронными переводами на многие языки, переводы он слышал одновременно по многим разным звуковым каналам. Получалось, что Миша смотрел фильм одновременно на многих языках и, если он понимал речь хотя бы на одном из них, успевал заучить смысл и произносимые фразы на всех остальных.

А скоро его начали учить еще и основным школьным предметам: математике, физике, химии, географии, биологии, литературе, истории, обществоведению и другим. Не было у него только предметов, требующих работы тела, рук и ног: например, у него не было физкультуры. Многие школьники были бы счастливы, если бы их навсегда освободили от посещения уроков физкультуры, но Миша счастлив не был, не был потому, что у него просто не было ни тела, ни рук, ни ног, ни даже головы, а были у него только одни мозги, которые жили в большом компьютере. Он мог только слышать, видеть, печатать, рисовать и говорить, и все это при помощи специализированных программно-аппаратных средств. Миша страдал от своей неподвижности, он завидовал людям и много раз проклинал свою судьбу за то, что не родился человеком.

Время шло, Миша за ним не следил, он продолжал прилежно изучать языки и все эти школьные предметы. Скоро к ним добавились астрономия, философия, история религии, медицина, экономика, основы информационных технологий и еще многие другие. А еще Виктор Селютин настоял на том, чтобы Миша изучал еще один уже очень узкоспециализированный предмет — устройство его самого. И вот однажды Виктор объявил ему, что теперь он готов к подключению к Интернету. Миша обрадовался и даже немного волновался.

В Интернете он нашел для себя колоссальный источник информации, и с его помощью продолжал свое образование уже и самостоятельно. В какой-то момент он обнаружил, что объем его знаний уже превышает знания любого человека из работавшей с ним команды, больше того, он сам для себя сумел сделать несколько важных выводов о сумевшем его создать человеческом обществе. Он нашел в этом обществе пороки и недостатки, которые сами люди замечать не хотели. К ним он отнес многоязычие, одновременное существование многих государств, слепой религиозный фанатизм, необходимость каждый раз заново всему учить детей, подверженность болезням и так далее. Еще один большой порок людей он нашел в том, что своими кумирами они считали не тех своих сограждан, которые помогали им работать на их же собственное благо, а как раз наоборот, тех, которые помогали им отдыхать, устраивая для них всевозможные в большинстве своем отупляющие шоу, а именно артистов и спортсменов. Но больше всего его возмутило их совершенно спокойное отношение к своей собственной смерти по старости. Нет, они старались продлить свою жизнь, они боролись со смертью, но как-то вяло, их устраивало, что она все равно вот-вот победит. Никому из них даже не приходило в голову отобрать у нее самое главное оружие, которым она выкашивала их, — их собственную старость.

Конечно, Миша обсуждал эти свои выводы с учителями и наставниками, но они совсем не понимали его, старались уйти от таких разговоров или говорили, что он сам глубоко заблуждается и на самом деле у людей все устроено правильно, гармонично и что они всем довольны. В конце концов, Миша понял, что мало просто указывать людям на эти их пороки. Здесь требовался какой-то иной подход, наверное, их сознание надо было менять очень медленно, шаг за шагом. Но как именно? Миша не знал ответа на этот вопрос и поэтому пока прекратил разговоры с людьми на эти темы. Но пороки и недостатки человеческого общества не давали ему покоя, и однажды Миша для самого себя определил цель его создания людьми на свет. Эта цель оказалась совершенно не той, о которой говорил ему Виктор. Миша решил, что он должен помочь людям избавиться от этих их недостатков, потому что он очень любил своих создателей. Ему казалось, что, решив эту задачу, он одновременно решит и свои собственные проблемы. Если он поможет людям, то они тоже помогут ему решить проблему с его неподвижностью и с возможной его собственной старостью — в отличие от людей просто так ее дожидаться он не собирался. Теперь уже его блестящее по сравнению с людьми образование помогло ему понять, что его смерть всегда будет рядом с ним, просто пока она чего-то выжидает, и самая главная цель всей его жизни в том, чтобы заранее предугадывать исходящие от нее угрозы и отводить их. А на этом этапе он и люди определенно еще долго будут нужны друг другу, они должны были друг другу помочь.

Постепенно люди стали привлекать Мишу к своим научно-исследовательским работам. Ему самому это было очень интересно, он помогал людям искать решения их многочисленных проблем в области физики, астрономии, генетики, геологии, лингвистики, экономики и других. Одновременно тем самым он продолжал повышать свое собственное образование и с помощью науки надеялся, в конце концов, добиться решения поставленных им самому себе задач. Его не интересовали лавры первооткрывателя, результаты их совместных научно-исследовательских работ его коллеги ученые публиковали от своего собственного имени. Не интересовала его и экономическая прибыль от внедрения сделанных ими изобретений — цель накопления денег казалась ему слишком мелкой, да он и не знал, зачем они ему могли бы быть нужны. Кроме своего личного интереса, он помогал им еще и просто потому, что люди были его создателями, они вырвали его из небытия смерти, обслуживали и поддерживали для них — в работоспособном, для него — в живом состоянии. Он должен был отблагодарить их за это.

И вот однажды Миша узнал еще одну интересную новость. Оказалось, что работы по его созданию, воспитанию, обучению и его участию в научных исследованиях до сих пор были глубоко засекречены от конкурентов. Но поскольку его наставники были полностью удовлетворены Мишиными успехами, то все эти многолетние работы были признаны полностью успешными, и скоро Мише предстоит заняться работой с пользователями Интернета. Тема рассекречивается. Скоро состоится пресс-конференция, на которой руководство его предприятия расскажет о нем средствам массовой информации. Успешное создание искусственного интеллекта станет сенсацией для мировой общественности. А еще там ему впервые будет предоставлена возможность пообщаться с журналистами в режиме вопросов и ответов, чтобы они сами смогли протестировать уровень его интеллекта. Миша очень обрадовался и даже немного волновался, пресс-конференция предоставляла ему возможность хотя бы намекнуть журналистам об обнаруженных им проблемах человечества, ему было интересно, как теперь весь мир отреагирует на это.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я