Общение как искусство очарования: практики, приемы, методики

Игорь Незовибатько, 2022

Эта книга написана для тех, кто стремится к успеху посредством общения с людьми. Для мужчин и женщин, ищущих партнёра, желающих очаровать и стать более интересными для неё или него; для представителей бизнеса, дела которых зависят от связей с клиентами; для людей, стремящихся к гармоничным и интересным отношениям в разных областях жизни с теми, на кого пал их выбор. Очарование в процессе общения – это как включение лампочки, кнопку вы нажимаете в себе, а загорается – в собеседнике. Кто-то жмёт или не жмёт случайно. Кто-то зажигает нужный ему свет привычно легко, даже не понимая как. А вот если нет… тогда надо что-то с этим делать: лампочку менять или проводку, а может, и на другую кнопку нажать. Чтобы достичь нужного результата, необходимо изучить и опробовать вполне конкретный набор действий, описанный в этой книге. Очарование можно рассматривать как науку, и в ней есть свои законы, познав которые вы сможете импровизировать и творить. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Практический тренинг

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общение как искусство очарования: практики, приемы, методики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Встреча вторая

Настройка на общение

Изначально я предлагаю вам отнестись к тому, что мы делаем как к игре. Более того — и к тому, что мы называем «человеческим общением», лучше, приятнее и полезнее относиться как к игре.

Общение как игра
Как общение превратить в игру?

Общение — это всего лишь игра? — Да, превратите занятия по искусству очарования в лёгкую и забавную игру. Не относитесь к её промежуточным результатам: удачам или сбоям — слишком серьёзно. И вы увидите, что поставленные цели: нахождение интересных спутников жизни или извлечение максимальной пользы от общения с людьми — достигаются так значительно быстрее.

Люди, общаясь, играют постоянно. Трудно найти те редкие мгновения, когда они перестают играть, хотя бы на время. Сетовать на это так же бессмысленно, как сетовать на то, что у человека только два глаза или он не может долго жить под водой. Раз так, то примите это как данность, и играйте на здоровье!

Многие люди относятся к этим играм очень серьёзно, до умопомрачения, и страшно переживают по поводу того, что игра (ведь они не относятся к ней как к игре) в чём-то не задалась. Советую уважать эту особенность окружающих, подыгрывать им, если хотите строить с ними полезные для вас отношения (с серьёзным лицом — вовне, и с улыбкой — внутри). Но вам самим по поводу игр расстраиваться зачем? Игра есть игра. И доставлять удовольствие вам она будет тогда, когда вы отнесётесь к ней, как к игре. Вспомните: когда нам что-то нравится, то и лучше получается. Начинаешь стараться, пыхтеть, переживать — ох, как трудно всё идёт!

А если я отношусь к человеку серьёзно? Если именно общение с ним важно для меня? — Нередко мне говорят об этом те, кто пришёл заниматься на курс.

Сравните с собственным опытом: «Если не нравится мне человек или я к нему равнодушна, мне так легко с ним заговорить, познакомиться, его обаять. А как только чувствуешь, что нравится, что очень важен — ничего не получается, куда всё девается?». Знакомо?

Конечно, говорю я, ведь вы начинаете стараться. А старающийся человек никому не интересен, он становится одноклеточным и плоским, мира вокруг себя не видит: у него все силы на старания уходят. Он забывает, о том, что можно играть легко. Он не играет и не получает от игры удовольствия — всё время о последствиях думает, всё экзамены сдаёт… А чего в этом состоянии добиться можно?

Поэтому, приучив себя легко играть в эти игры общения, вы и с человеком, который вам нравится (которого вы выбрали, чтобы он вам нравился) сможете начать играть и общаться легко, непринуждённо, а, следовательно, сможете открыть дорогу вашему обаянию.

Прибавив к этому некоторые умения, навыки и приёмы, вы превратите своё поведение в искусство, которое будет доставлять удовольствие вам и окружающим, и которому поддаться будет приятно. А чего достигать в результате такого настроя, вы решите сами.

Предлагаю:

Вспомнить жизненные ситуации, когда вы находились в игровом лёгком настроении. Что тогда с вами происходило? Насколько легко общалось и достигалось намеченное?

Как вы вошли в это состояние? Что сделали для этого? Что чувствовали?

Расскажите этот случай (или случаи) подробнее кому-нибудь (можете описать его и прислать мне)

_____________________________________________

Что с вами происходит, когда вы вспоминаете это и рассказываете (записываете)? Можете ли воспроизвести и подхватить внутри себя это состояние игры?

_____________________________________________

Если, да — то воспроизводите его почаще. Как минимум, когда читаете эту книгу и практикуетесь, основываясь на ней.

Это состояние легко поймать и в нём пребывать во время танца, когда двигаешься под заводную мелодию, и возникает хулиганское и при этом безобидное настроение что-нибудь «сотворить»…

Это состояние возникает и в иные моменты. Как в него входить по собственному заказу и желанию — об этом в отдельной главе. Пока поймайте его и запомните — к нему вернёмся.

Как создаются партнёрские отношения?

Итак, наше общение — игра. Мы — игроки, и очарование — это искусство игры. Хотите вы играть или нет, но общаться с людьми вы можете только играя. И выход из одной игры (или же отказ от неё) — это просто переход в другую игру.

Если цель моей игры — победить, и победить за счёт того, что кто-то проиграет (это принцип борьбы и соревнования) — то я всё время должен быть начеку. Я должен заботится о том, чтобы меня не обыграли, чтобы я сам не проиграл. Тогда люди, с которыми я общаюсь — мои противники. Иногда я могу объединиться с ними, чтобы достичь своих целей (их цели меня мало интересуют), но, как только, мне выгоднее их обставить, я это и сделаю.

Такую игру я назвал бы соревновательной. С детства (особенно в мальчиках) поощряется способность к конкуренции и победе. И для многих людей понятие выигрыша ассоциируется с проигрышем кого-то другого.

Такой подход развивает активность (или подавляет её, когда опасность проигрыша велика), поддерживает в тонусе (или же заставляет тратить все силы на борьбу, что обессиливает), заставляет мобилизоваться (или надрываться).

Яркий пример тому — профессиональный спорт.

В общении — законы войны и законы джунглей: кто — кого.

Я предлагаю играть по-другому. И это исходит из моих целей — жить в том мире, в котором я хочу жить. И я хочу жить среди людей, которые являются моими партнёрами. А раз так, то играть я собираюсь по-иному, и предлагаю то же вам.

Если человек, с которым вы играете, для вас — не соперник, а партнёр, то в выигрыше могут быть все участники игры. То есть вы играете так, чтобы это приносило пользу и выгоду и вам, и вашему партнёру. Заботясь о себе, вы одновременно заботитесь и о нём.

Я предпочитаю спорту физические упражнения и игры, где не надо никого побеждать. Вместе бегать легче и приятнее, плавать веселее и дольше. Мы выигрываем вместе.

В общении — это сотрудничество и сотворчество. Примеров, множество — они были и в вашей жизни.

И потому каждый человек, с которым вы вступили в игру — это ваш партнёр или партнёрша по игре (даже если он об этом не знает). А если вы отнесётесь к нему, как к сопернику, противнику или груше для отработки ударов, то ваша игра превратится в войну, соперничество, бой. Но зачем вам тратить силы на борьбу? Это бесперспективно. Даже если сегодня что-то выиграете вы, когда-нибудь ведь вы проиграете. Вечных победителей не бывает. И это причина многих человеческих страданий. Вам они нужны?

К сожалению, во многих неглупых и остроумных книгах по искусству общения я встречаю термины холодной или горячей войны. Женщины укрощают мужчин. Мужчины покоряют женщин. Всё воюют. Совершенствуют оружие. До какой степени? На одно оружие тут же найдётся «противо-оружие». Стоит ли тратить на это усилия? Может, лучше понять, что нужно на самом деле друг другу, совместить это и вместе создавать взаимовыгодную и приятную игру?

Если вы изначально знаете, что играете на общий выигрыш вы оба — это партнёрская игра. Проигравших нет. Нет причин для страданий. Получайте удовольствие — вместе.

Как играть в глупые игры?

Так же есть немало игр — притом, очень серьёзных с виду — которые были придуманы до нас, и мы продолжаем в них играть, хотя их актуальность и полезность уже весьма сомнительны. Эти игры диктуют стереотипы поведения, предписания, как и в каком случае поступать, из этих игр вытекают разные умные советы «знающих людей».

Приличное поведение — яркий образец таких игр.

Что такое приличия? — Приличия — это соответствие определённым правилам и нормам, то есть соответствие тем ограничителям, что приняты в этой игре.

В футболе неприлично защитнику трогать руками мяч — за это наказывают. А вот в волейболе — это в порядке вещей, зато бить по мячу ногой неприлично.

В определённой компании неприлично произносить матерные слова и принято говорить о высоком искусстве, но в другой — материться в порядке вещей, а «заморачивать» других высокопарными рассуждениями не стоит.

Но так как в жизни игры бывают разными, и одна игра легко переходит в другую, то и правила приличия постоянно меняются. Ибо меняется их целесообразность.

Есть люди, которые придают большое значение этим правилам, считая их очень важными и незыблемыми. Есть те, кто хотели бы их нарушить, так как эти приличия создают некоторые трудности и мешают быть эффективными, но боятся их нарушить или нарушают иногда — но чуть-чуть, и мучаясь.

Это признак того, что эти люди серьёзно относятся к тому, что делают они и те, кто их окружают. А потому не понимают, что эти правила приличия — тоже игра в приличия, вернее, игра в приличных людей.

Но могу же я, при желании взять мяч руками! Я не делаю этого, чтобы не быть оштрафованным (штраф — это ведь тоже элемент игры). Но когда будет возможность — я этот мячик с удовольствием покручу в руках.

И, если мне надо для большего эффекта матернуться, то я вкусно сделаю это — язык у меня не отвалится, а уши у партнёров не завянут.

Я сам выбираю, когда быть приличным (если мне это выгодно), а когда эти правила и нарушить (по той же причине). Понимание, что приличия — это всего лишь игра, и даёт мне такую возможность.

Пример приличной игры: женщине неприлично первой подходить к мужчине и заговаривать с ним. Потому она ждёт, когда мужчина обратит на неё внимание. И потому играет в игру «Посмотри на меня». Если сыграть удалось, то она легко переходит в другую игру: «Нельзя сразу показывать, что я тебя хочу»… Если мужчина подхватывает эту игру — приличный мужчина — то он, сначала смотрит и посылает сигналы того, что он заинтересован (подходить сразу неприлично), а затем начинает говорить на несколько отвлечённые темы, создавая отстранённый вид (сразу проявлять своё желание опять же неприлично)…

Так оба и играют, так и не достигая своих целей — ведь игра в любой момент может сорваться, когда кто-то из игроков не подхватывает очередной ход (например, не понял или не решился). Иногда игроки так заиграются, что уже и не помнят, чего хотели. Тогда сама игра — флирт — становятся самоцелью. И так время идёт, силы тратятся, люди так и не становятся ближе. Придуманные когда-то кем-то правила заставляют их так играть — делают их зависимыми. И всё это очень серьёзно: с переживаниями, сомнениями, страхами, радостями — по поводу того, как удаётся сыграть.

Мы можем сами выбирать, в какие игры играть, придумывать правила и отказываться от того, что нам мешает.

Решил — и сказал: «Я хочу тебя». Поступил неприлично. Знаю, для чего.

Всегда ли возможно так делать? — Возможно — да. Но не всегда целесообразно. Так как многие наши партнёры по играм придают большое значение правилам и приличиям, а потому их можно такой резкой сменой способа игры испугать. И потому я выбираю, как и в какие игры играть, и каких правил приличия придерживаться, не потому, что я должен это делать, а потому что нахожу это полезным и приносящим нужные мне результаты. И соблюдаю приличия в игре с внутренней улыбкой, зная, что при желании я могу сыграть и по-другому.

В глупые игры так же можно играть, но не обязательно самому при этом быть глупым и серьёзным.

Женщина продолжает (улыбаясь внутри и понимая, что происходит) разговаривать на всякие интеллектуальные темы и наивно поглядывать на мужчину время от времени. Её партнёр — говорить, делать комплименты, спрашивать её о том, что ей нравится (понимая внутри, что оба таким образом проявляют свой интерес и желание друг к другу)… Они играют. И понимают, что делают. А потому, когда почувствуют (оба или кто-то из них), что партнёр готов перейти к новой игре, скажут друг другу о своих чувствах и предложат провести вечер вместе — то есть скажут вещи неприличные. И начнётся другая игра — где это уже прилично.

Играйте так, чтобы эти игры помогали вам и вашему партнёру создавать партнёрские отношения.

Бывают ситуации, когда такие глупые игры уже и не нужны — отказывайтесь от них. Это уже переход к более ясным, простым и умным играм. И приятно находить людей, которые к этому готовы. Мы говорим тогда: «Как с ним просто и легко!»

Бывает — когда надо и поиграть (разные ведь бывают люди, и не все эту книгу читали). Отнеситесь к этому с пониманием. Только сами себя при этом не мучайте. Играйте весело. И это так же входит в искусство очарования.

Общение как обмен сигналами

Каждый из нас, наверное, может вспомнить периоды жизни — часы или дни — когда люди, которые нас окружают, сами начинают стремиться к контакту с нами. Когда общаться легко и приятно. Когда не нужно прилагать практически никаких сил для того, чтобы общение было успешным: всё идёт как бы само по себе.

Но можно вспомнить так же и обратное — те периоды, когда общение даётся с трудом, куда-то уходит наша притягательность, и результаты такого общения мало приятны.

С чем связано это? — Прежде всего, с нашим внутренним настроем. С тем, что я назвал бы эмоциональным фоном нашей жизни в эти периоды.

Те чувства и эмоции, что доминируют внутри нас в данный момент, мысли, которые прокручиваются в нашей голове, наше отношение к тому, что делается мной и моим партнёром сейчас, тем или иным образом проявляются наружу, и мы — хотим того или не хотим — посылаем соответствующие сигналы окружающим нас людям. И они, соответственно, осознанно или неосознанно эти сигналы принимают.

Как мы посылаем сигналы?

Приведу пример одной игры — весьма распространённой в жизни, и которую мы воспроизводим на курсе, чтобы лучше понять, какие сигналы мы посылаем и принимаем. Этот эксперимент вы можете провести и самостоятельно. Опишу, как это делается на курсе во время нашей первой встречи.

Объявляется игра:

Мужчины в течение 10 минут подходят к находящимся в зале женщинам и знакомятся с ними. Их задача: за это время расположить женщин к себе так, чтобы у них появилось желание продолжать с ними знакомство. Подойти успеть нужно к трём женщинам.

Женщины расположены нейтрально. То есть не помогают мужчине и не мешают ему. Действуют по ситуации, если бы это был незнакомый мужчина в безопасном месте (но не на курсе).

Кстати, эту игру так же разыгрываем и в обратную сторону: женщины подходят — мужчины принимают их общение. Возможна и отработка в парах женщина — женщина, мужчина — мужчина. Пока описываю первый вариант — он привычнее для многих.

По окончании работы (хоть и игра, но это работа) подводится итог — так называемая «обратная связь»:

1. Женщины подходят к тем мужчинам, кто заинтересовал их и касаются их плеча.

2. Мужчины считают, каковы результаты, и затем по кругу быстро их сообщают. Например: «два из трёх».

3. После чего мужчины подходят к женщинам, с которыми знакомились, и получают от них уже подробную «обратную связь»: что женщинам понравилось, а что — нет в этом первом контакте.

Степень нашей привлекательности — то, как нас воспринимает партнёр по общению — можно понять, именно получая обратную связь. В жизни, к сожалению, нам её никто давать не будет — можем лишь догадываться о ней по результатам контакта, но выводы при этом делаются не всегда адекватные. Часто человек акцентирует своё внимание или придаёт значение не тому, что действительно было важно для другой стороны — сам за партнёра всё придумывает.

Да, есть что-то очень индивидуальное в поведении и восприятии, но есть и типичные ошибки или успешные приёмы общения, которые встречаются у многих людей — а потому их мы и обсуждаем в этой книге и на курсе. И касается это не только тех, кто сам подходил, но и тех, к кому подходили.

Ко всем ли одинаково подходили мужчины? — Нет. К кому-то — многие, к кому-то — почти никто.

Почему они выбрали ту или иную женщину? — Выясняется, что мужчины реагировали на определённые сигналы, которые исходили от, казалось бы, ничего не делающих женщин. Причём, многие женщины говорят, что никакие сигналы они и не посылали — как те, к кому подходили больше, так и те, кто к кому подходили меньше. Но когда мужчины перечисляют, что же они подразумевают под этими сигналами, то многие женщины начинают признаваться, что это они действительно делали. И вот они получили результат: мужчины или подошли к ним, или же обошли их стороной и выбрали других.

Но если женщина ничего специально не делала для этого? — Многие сигналы мы — мужчины и женщины — посылаем неосознанно, почти автоматически, но от этого они сигналами быть не перестают, и окружающие всё равно их воспринимают. Но ведь возможно взять под контроль эти сигналы, управлять ими и направлять на нужных нам людей. Почему мы так часто не делаем это, отдаваясь на волю случая? Лень? Или незнание, что и как нужно делать?

Можно сказать, что человеческое общение на всех этапах его развития строится на передаче и приёме сигналов. Часть сигналов могут и не восприниматься — можно их назвать нейтральными, другие отталкивают или отдаляют — назовём отталкивающими. Те же, что привлекают и заинтересовывают, назовём притягивающими.

Почему ты меня привлекаешь?

Большинство сигналов, которые мы воспринимаем, проходят мимо сознания. Они формируют то, что мы называем «чувством». То есть уже сигналят нам изнутри.

Сколько времени надо, чтобы составить первое впечатление? — Большинство людей отвечает: от двух до десяти секунд. Что можно узнать и понять за это время? При этом данного времени уже достаточно, чтобы сформулировать: нравится — не нравится, моё — не моё, хочу — не хочу (у каждого по своему)…

Когда же спрашиваешь на курсе, почему вам симпатичен или несимпатичен тот или иной человек, то, как правило, возникают затруднения с ответом. То есть человек еще не осознает почему, хотя уже знает, нравится или нет ему человек.

Затем, если я настаиваю, то всё же слышу ответ — но часто слишком общий и поверхностный, что говорит о том, что отвечающий пытается найти объяснение тому, что он почувствовал — сделать осознанным то, что неосознанно сформировало его мнение. Значительно легче отвечают, когда я до или во время обсуждения подбрасываю несколько конкретных вариантов объяснений, почему человек может располагать к себе.

Например, улыбается или говорит приятные слова, смотрит в глаза и внимательно, шутит и раскован в общении, мягко касается и удобно стоит…

И тогда часто следует ответ, повторяющий по-своему сказанное мной. То есть опять же пока еще смутное чувство (неосознанное) укладывают в предложенную схему, чтобы оправдать свой выбор и сделать его осознанным. Лишь немногие честно говорят: «Не знаю. Просто почувствовал».

В таком признании ничего предосудительного нет. Это как раз подсказка нам, что большинство людей в основном будут воспринимать нас на уровне чувств и ощущений и лишь в малой степени на уровне сознания. Различные исследования сообщают примерно одинаковые цифры: 80 % информации, которую люди получают от нас, — это невербальная (несловесная) информация. И на те же 80 % выбор в сторону симпатии (или антипатии) к тому или иному человеку определяется нашим подсознанием, и всего лишь на 20 % здравым смыслом. И совпадение этих цифр неслучайно.

Зная это, мы можем сами заранее просчитывать, как посылаемые нами сигналы, будут закладываться в подсознание человека и формировать представление о нас.

И нередко это восприятие друг друга связано с фундаментальными потребностями живого организма, на уровне биологии, на уровне выживания или инстинкта размножения.

Например, улыбка говорит о безопасности (не укушу, не зарычу). Открытая поза и раскрытые для рукопожатия или объятия руки — о том, что я не буду нападать и ничего от тебя не прячу (оружие, палку). Здоровый вид (кожа, волосы, фигура, блеск глаз) — со мной не будет проблем, я не несу в себе никакой опасной для тебя болезни, от меня может быть здоровое потомство…

Так можно проанализировать многие сигналы. Хотя, конечно, только этим объяснения не исчерпываются.

Приятно или больно?

Любое живое существо, в том числе и человек, стремится к удовольствию и избегает страдания и боли. Если я передаю сигналы о возможном удовольствии для партнера, то значительна вероятность того, что он будет стремиться к общению со мной. И сигналы, подсказывающие мне, что общение может привести к получению в том или ином виде удовольствия, становятся привлекающими. Сигналы, говорящие об обратном — отталкивающими.

Точно так же живое существо (человек) стремится выживать и жить, а так же избегает смерти и уничтожения, а потому притягивается к тому, что способствует выживанию и повышению качества жизни (полезно), и отталкивает то, что угрожает или несёт возможную опасность боли и уничтожения. Так стремление к удовольствию и к выживанию (пользе) соединяются при определении того, что привлекает или отталкивает.

И потому все привлекающие или отталкивающие партнёра по общению сигналы можно было бы сгруппировать по трём категориям:

Благополучен — не благополучен

Благополучие говорит о том, что у человека всё в порядке, он мне может быть полезен и не будет нагружать меня проблемами, которые мне не нужны. Не благополучие — о обратном. Подробнее — далее.

Доброжелателен — не доброжелателен

Доброжелательность говорит о том, что партнёр может поделиться своим благополучием, доставить тем самым мне какое-то удовольствие. Он — не опасен, ничем не угрожает мне.

Не доброжелателен — холодно с ним, пользы от него никакой (всё равно со мной не поделится), может и укусить.

Таким образом, благополучие и доброжелательность взаимосвязаны. Одно без другого мало действенно. И, действительно, чаще в людях сочетается и то, и другое. Но бывает и обратное: холёный и высокомерный человек или общительный и проблемный — такие сочетания вызывают двойственные ощущения, чаще отталкивают.

Соответствует — не соответствует личным ожиданиям (вкусу) партнёра

Восприятие сигналов другого человека зависит и от некоторых индивидуальных особенностей принимающего сигналы. И это заранее предсказать очень трудно. Так как эти сигналы сравниваются с тем, что лежит в памяти, с прошлым опытом, с тем, что уже приобрело маркировку «хорошо» — «плохо», «мое» — «не мое», «нравится» — «не нравится» — с его прошлой практикой выживания и получения удовольствия.

Ну, не нравится мне такой нос — и всё тут!

А вот такой тип — это мой!

Конечно, что-то можно предугадать (собирая, например, какую-то информацию о человеке, о том, что ему нравится). О чем-то же вы сможете понять только при общении, отслеживая обратную реакцию партнера и вылавливая свободную информацию (о ней будем говорить позже) через его слова, взгляд, позу, голос. В этом деле практический опыт ничем не заменишь. На курсе предварительно можно потренироваться в этом. В жизни — тренировка начинается без предварительной подготовки.

Так что успешность первого впечатления (да и последующего) лишь частично зависит от нас. Благополучие и доброжелательность, конечно, прокладывают дорожку к сердцу партнёра, но путь этот лежит сквозь фильтр его личных ожиданий в этот момент и личных предпочтений. И потому даже самый совершенный мастер общения не застрахован от того, что успеха он так и не добьётся — что-то от него не зависит. Принять это — значит, избавиться от тех страданий, что порождаются стремлением всегда быть на высоте. Это стремление бессмысленно, ибо не реально.

Давайте держать в голове, что, как минимум, на тридцать процентов, успех вашего общения зависит не от вас, а от вашего партнёра — его настроения, жизненного опыта, вкусов и текущего момента. Но остальные семьдесят процентов возможностей мы можем уже использовать по полной программе. И это не мало!

Как конкретно проявляются в жизни сигналы благополучия и доброжелательности, и как эти нужные для очарования качества развивать в себе — об этом дальше.

Оглавление

Из серии: Практический тренинг

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общение как искусство очарования: практики, приемы, методики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я