Вторник, №18 (37), декабрь 2022

Игорь Михайлов

«Жизнь моя – кинематограф!»Столетие Юрия Левитанского пришлось впору.И если ученые пытаются разгадать загадку земного существования, то литераторы сквозь микроскоп смотрят на устройство макро-вселенной.И вот это, как нам кажется, самое главное. А все остальные катаклизмы были, есть и будут.Так что пока «земля еще вертится», читайте Юрия Левитанского и журнал «Вторник».Потому что…– Что происходит на свете? – А просто зима.– Просто зима, полагаете вы? – Полагаю…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вторник, №18 (37), декабрь 2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОТДЕЛ ПРОЗЫ

Сергей БЕЛОРУСЕЦ

Не дело жизни, или Шоу маст Бибигон!..

Чукфест

Чёртова дюжина лет

(Хроника возникновения, выживания и умирания…)

По страницам подготовленной к изданию книги

2007, чуть раньше и несколько позже…

Продолжение. Начало в №31—36

2011, чуть раньше и несколько позже…

Уже следующий «День рожденья Дедушки Корнея» (ДРДК) прошёл при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Скромной, но очень нам пригодившейся…

Да и все последующие чукфестовские годы «День рожденья Дедушки Корнея» неизменно поддерживался федеральным агентством.

Лично Юрием Сергеевичем Пулей — начальником управления печати.

Это его жена — детская писательница Ирина Краева подошла тогда ко мне в кулуарах ЦДЛ…

Кстати, никаких препятствий со стороны федерального агентства против того, чтобы финансирование ДРДК осуществлялось через расчётный счёт фонда «РАДА» не чинилось.

А вот — праздничный отчёт о первом «Дне рожденья Дедушки…», хоть как-то финансово поддержанным извне.

День рожденья нашего Дедушки…

3 апреля — как и было объявлено — состоялось торжественное открытие пятого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, которое прошло в рамках литературно-театрально-музыкального праздника «День рожденья Дедушки Корнея» в Малом зале Центрального Дома литераторов (ЦДЛ).

В фойе, украшенном гирляндами из воздушных шариков, разгуливали, бегали и вовлекали детей и взрослых во всевозможные подвижные и словесные игры артисты Театра «Игра» — ростовые куклы — герои произведений Чуковского, во главе с добрым доктором Айболитом.

Между прочим, всего неделю назад Театр «Игра» получил Гран-при фестиваля молодёжных театров «Друзья Мельпомены» в Чехове.

Праздник в зале начался с того, что был показан документальный фильм о прошлогоднем Фестивале имени Чуковского (оператор и режиссёр — сотрудник Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор).

Перед разновозрастной публикой (от 2 до 85) в зале, украшенном цветами, воздушными шарами, на фоне баннера фестиваля и портрета самого именинника (ему 1 апреля исполнилось 129 лет) выступили лауреаты премии имени Корнея Чуковского прошлых лет: поэты Андрей Усачёв, Петр Синявский и Дина Крупская (детский литературно-художественный журнал «Кукумбер»).

Оба лауреата-мужчины и прочитали смешные стихи, и пропели (вместе со зрителями), аккомпанируя себе на гитаре (одной на двоих), жизнеутверждающие песни.

Дина Крупская же сначала рассказала о своём детище (именно она является родительницей «Кукумбера», которому уже 11 лет), а следом продекламировала с выражением некоторое количество произведений, напечатанных на страницах этого замечательного журнала.

Интересно, что всех выступавших объединило то, что они являются авторами «Кукумбера».

Исключением даже не явилась прозаик Ирина Горюнова (по совместительству директор фестиваля), публикация коей в «Кукумбере» запланирована аккурат на текущий год…

Маститый прозаик и признанный рассказчик Сергей Георгиев повеселил зрительный зал своими остроумными миниатюрами из жизни пятиклассников и пятиклассниц.

Вообще же за время весенних школьных каникул неутомимый Сергей Георгиевич успел от имени и по поручению Фестиваля Чуковского открыть неделю детской книги в Орле, Обнинске и Твери.

А закрыть её — в Калуге…

Туда же — в Калугу, а вернее в Калужскую область, — отправились книги, полученные фестивалем от Департамента по СМИ и рекламе Правительства Москвы для благотворительной раздачи местным сельским школам и детским приютам.

Молодая поэтесса, стипендиат Министерства культуры России, красавица и умница Анастасия Орлова специально приехала из Ярославля, чтобы впервые выступить на «Дне рожденья Дедушки Корнея».

И — выступила.

Причём с большим успехом!

Настя уже успела стать автором «Кукумбера», хотя пишет детские стихи всего ничего: меньше полутора лет.

Правда, стихи она писала (и даже публиковала их в «Трамвае» — культовом журнале начала девяностых), когда была девятилетней девочкой…

А какой праздник обходится без награждения?

Вот и апрельское действо в Малом зале ЦДЛ тоже не обошлось.

Нынешней весной уже во второй раз (первый раз — в прошлом году) были подведены итоги литературного конкурса «Юное дарование», который Фестиваль имени Чуковского проводит совместно с детской художественно-развлекательной газетой «Школьник».

Конкурс всероссийский, поэтому наградить почётными грамотами удалось лишь победителей из Москвы и ближнего Подмосковья, а сделала это главный редактор газеты «Школьник» Татьяна Григорьева.

Ведущим двухчасового красочного и душевного мероприятия выступил председатель оргкомитета фестиваля поэт Сергей Белорусец.

Заодно, кстати, и представив свою только что вышедшую — буквально — в издательстве «Самокат», с конструктивистскими иллюстрациями известного художника Ивана Александрова, книжку стихотворений и смехотворений «Парикмахеры травы».

В фойе перед Малым залом издательства «Самокат» и «Арт Хаус медиа» продавали, выпущенные ими детские книги.

Здесь же можно было не только купить последние номера журнала «Кукумбер», но и подписаться на номера будущие.

Фото — и телесъёмки для фестивального архива производились координатором сайта www сhukfest.ru Арсением Белорусцем, Владимиром Спектором и его ассистенткой Татьяной Князевой.

Руководство Дома-музея дедушки Корнея в Переделкине было представлено его заведующим — Сергеем Агаповым.

Связь с прессой обеспечивали Ольга Мурзина и Ирина Горюнова.

Цветы вручала готовящаяся стать первоклассницей Анечка Прокопенко.

Мероприятие освещали два московских телеканала («Столица» и «Доверие»), а также — ряд газет, в частности «Вечерняя Москва» и «Тверская, 13».

Осуществлённое при информационной поддержке Департамента по СМИ и рекламе Правительства Москвы и при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, литературно-театрально-музыкальное представление «День рожденья Дедушки Корнея» прошло на ура!..

Что подтвердили своими бурными, продолжительными и неоднократными аплодисментами зрители этого красочного двухчасового действа.

А домой — кроме хорошего настроения — дети унесли и воздушные шарики, подаренные им устроителями праздника после его завершения.

Да, будущий лауреат премии Чуковского ярославна Анастасия Орлова тогда впервые поучаствовала в мероприятии Чукфеста.

Всего-то спустя три недели после моего с ней знакомства.

Приведя с собой в качестве группы поддержки ещё незнакомую мне тогда столичную жительницу Елену Ярышевскую.

Которая очень скоро тоже влилась в наши ряды.

А в ноябре того же года, когда я ездил в Санкт-Петербург для получения всероссийской премии имени Самуила Маршака и совместного ведения молодёжного поэтического семинара на детлитовском совещании «Детгиза» вместе с Михаилом Ясновым, я познакомился с другой очаровательной ярославной.

Юлией Симбирской.

Которая тоже довольно быстро стала участницей Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.

А потом и лауреатом нашей чуковской премии.

Присутствовала на том совещании в Питере и тоже проживающая в Москве Дина Бурачевская.

Успевшая поучаствовать ещё в самом первом Фестивале Чуковского.

Была и урождённая москвичка Наталия Волкова.

И Лену, и Дину, и Наталию, уже в начале следующего года мы приняли в Союз писателей Москвы.

Как участниц фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, да и как просто хороших детских авторов…

Изначально поддерживающий нас информационно будущий Департамент СМИ и рекламы Правительства Москвы, по-моему, тогда уже официально не именовался Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.

Даже не назывался Департаментом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.

Но вроде как уже — Департаментом по СМИ и рекламе.

Не будучи ещё департаментом СМИ и рекламы…

Мне смутно помнится, что основные верховные кадровые чистки производились в недрах этого многоликого департамента на протяжении 2010—2012 годов.

Видимо, начиная с конца ещё 2010 года.

Постепенно убирали ставленников прежнего мэра Ю. М. Лужкова.

Например, отвечавшую в их департаменте за нашу финансовую отчётность Надежду Половникову.

Любезную седовласую даму.

Мне очень симпатизировавшую.

Помнится, госпожа Половникова не была замужем, проживала со своей стотрёхлетней (или — сточетырёхлетней?) бабушкой…

Убрали и её начальника.

Начальника финансового управления.

Современного молодого двухметрового малого.

По фамилии Столяров.

Кажется, его звали Андрей.

Очень нестандартного в высказываниях.

Тем разительно отличавшегося почти от всего тамошнего своего окружения.

Убрали и вполне толковую аппаратчицу Лену Карасёву.

И — крайне бестолковую Ольгу Меньшутину.

И — вежливую Ольгу Кирееву.

И — многих-многих других….

Причём взамен сразу набирали кого-то нового.

Зачастую совсем ненадолго.

На считанные месяцы…

Одним из последних вынудили уйти начальника управления печати Дмитрия Рунге.

В связке с Дмитрием Святославовичем, с Димой, мы проработали к тому времени лет пять.

Не то чтобы рука об руку пройдя этот срок, но умудряясь как-то уживаться и не мешать друг другу.

А коли что-то вынужденно вдруг сверху требовалось, то и посильно помогать.

Каждый каждому…

Перед своим уходом Рунге познакомил меня с Еленой Казаковой.

Еленой Геннадиевной.

Вроде как она оставалась чуть ли не единственной из аппаратчиц прежнего состава.

Старых лужковских кадров.

Кого не затронули кадровые пертурбации.

Так я понял со слов Рунге…

Весьма скоро госпожа Казакова заняла кресло господина Рунге.

На котором (кресле), возможно, до сих пор и сидит.

А подробнее о наших с ней взаимодействиях я расскажу ниже.

Однако совсем не сразу…

Итак, «День рожденья Дедушки Корнея» традиционно праздновался в апреле.

Перед которым есть ещё март.

Внутри коего всегда найдётся место дню весеннего равноденствия.

В 2011-м он выдался для меня необычным.

Интригующим.

В свет они вышли практически одновременно.

Датированные тем же самым днём.

Днём весеннего равноденствия.

Едва ли похожие друг на друга.

Под моей фамилией оба.

Роман.

И — детский поэтический сборник.

Роман — это мой внук.

Ну а детский поэтический сборник — это книга «Парикмахеры травы»…

Презентацию которой я тоже провёл в рамках нашего фестиваля.

«Книжкина неделя»

(С марта до апреля…)

25 марта, по приглашению члена жюри литературной премии имени Корнея Чуковского главного библиотекаря Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяны Рудишиной, в помещении вышеназванной библиотеки председатель оргкомитета фестиваля поэт Сергей Белорусец провёл презентацию своей новорождённой (она родилась в день весеннего равноденствия) книжки. Книжка называется «Парикмахеры травы», имеет подзаголовок «Стихотворения и смехотворения» и вышла в издательстве «Самокат» (директор Ирина Балахонова) с замечательными иллюстрациями художника Ивана Александрова.

Ни Ирина, ни Иван на презентации не присутствовали по одной и той же уважительной причине: захватив с собой первые экземпляры «Парикмахеров…», они отправились на книжную выставку в Болонью…

Также не было на презентации (и тоже по уважительной причине: работа) переделкинца, ответсекретаря жюри премии Чуковского Павла Крючкова, написавшего к по-настоящему художественной книжке поистине художественное предисловие…

Зато — среди прочих разных — присутствовали лауреаты премии прошлых лет Дина Крупская (журнал «Кукумбер») и Марина Бородицкая, плюс участник фестиваля Артур Гиваргизов, произведения которого, наряду с рассказами участника фестиваля Сергея Седова и Олега Кургузова, легли в основу чудесного динамичного спектакля, сыгранного юными актёрами из уральского Театра «Арлекин», гастролирующего сейчас в Москве. Впрочем, спектакль состоялся уже по завершении выступления Сергея Белорусца.

Примечательно, что в тот же день ещё один лауреат премии Чуковского Пётр Синявский выступил в подмосковном Переделкине, как раз в библиотеке Чуковского…

А ещё раньше участник фестиваля прозаик Сергей Георгиев успел открыть книжкину неделю аж в трёх (!) российских городах: Обнинске, Орле и Твери.

И — спасибо огромное! — столичному Департаменту по СМИ и рекламе, который выделил Фестивалю Чуковского книги для благотворительной раздачи в детских сельских библиотеках Калужской области. И сделал это ко времени, приурочив именно к весенним школьным каникулам. Раздача книжек — в самом разгаре. Как и сама Весна!..

Выходила в то время на канале «Карусель» программа под названием «Чаепитие».

Каждый из выпусков, записанных в студии «Авторского телевидения», находящейся неподалёку от метро «Полянка», являл собой примерно тринадцатиминутный ролик, главным действующим лицом которого становился современный детский писатель.

Во время «Чаепития» он общался с рассаженными вокруг стола школьниками.

Младшими или средними.

Вроде как они были у писателя в гостях.

А он угощал их не только чаем, фруктами и прочими яствами, но и своими произведениями.

Причём в формате неформального, зачастую интерактивного, общения…

Такие передачи были сделаны со многими из участников Чукфеста: Ясновым, Усачёвым, Махотиным, Гиваргизовым, Бородицкой, Синявским.

Перечень легко можно продолжить…

С некоторыми даже по несколько передач.

Даже с моим участием сняли две телепрограммы.

Хотя первоначально планировали одну…

Но я не об этом.

О том, что пришла мне в голову идея, чтобы программа «Чаепитие» стала регулярно рассказывать о мероприятиях Чукфеста через еженедельные встречи с нашими участниками.

А несколько раз в году проводились бы совместные «Чаепития» в гостеприимном Доме-музее Корнея Чуковского.

Тем более что эта традиция в переделкинском Доме-музее существовала и так…

В общем, написал я письмо редактору телепрограммы «Чаепитие» Александре Белявской со своими соображениями и приглашениями.

И — на «День рожденья Дедушки Корнея» (это было вблизи времени его проведения), и — на Костёр.

Вот — моё письмо.

Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского

Россия, 121069, Москва, Тел.: +7 (495) 945—5963

ул. Большая Никитская, д. 50/5, оф. 25 +7 (495) 691—7029

Добрый день, Александра!

3 апреля 2011 года литературно-музыкальным праздником «День рожденья Дедушки Корнея» торжественно откроется Пятый фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.

Планируется, что в этом году программа фестиваля будет состоять из четырёх масштабных мероприятий: уже упомянутое представленье «День рожденья Дедушки Корнея», традиционные Костры Чуковского «Здравствуй, Лето!» (22 мая) и «Прощай, Лето!» (первое или второе воскресенье сентября) и торжественная церемония вручения премии имени Чуковского и закрытия фестивального сезона (первая половина декабря).

Кстати, литературная премия имени Корнея Чуковского сейчас самая престижная награда в области детской литературы на русском языке.

Саша, мне представляется взаимовыгодным и имеющим очевидную перспективу то творческое сотрудничество, которое могло бы возникнуть между нашими структурами.

Для начала приглашаю на «День рождения ДК» (все подробности имеются в пресс-релизе).

А ещё, мне кажется, имеет смысл устроить два выездных «Чаепития» в мемориальном переделкинском Доме-музее Корнея Чуковского, приурочив их к Кострам Чуковского.

Тем более что каждый Костёр всегда заканчивается писательским чаепитием, где собирается весь цвет современной детской отечественной литературы во главе с Эдуардом Успенским, Юрием Энтиным, Мариной Бородицкой, Андреем Усачёвым, Григорием Кружковым, Петром Синявским, Юрием Кушаком, Сергеем Георгиевым…

Вообще же, в списочном составе фестиваля более 35 самых лучших детских писателей России. Причём не только москвичей…

Что, по-моему, даёт возможность сделать цикл передач об участниках фестиваля, отследив, скажем, годичный цикл их жизни на фоне жизни фестиваля.

А как Вам это видится, Саша?

Здоровья и удачи!

Всегда открытый для общения,

Сергей Белорусец

Впрочем, ответа на это письмо от госпожи Белявской я в результате так и не дождался.

Зато дождался её совместного приезда с дочкой на один из наших традиционных чуковских Костров.

А заодно и провёл (по блату) на чудесную профессиональную экскурсию по мемориальному Дому-музею Чуковского.

Которую, естественно, провёл не я.

Ибо настоящие умельцы-профессионалы нашлись.

Под рукой.

Среди руководящих сотрудников гостеприимного переделкинского Дома-музея К. Ч.

Традиционно закрытого в дни традиционных Костров для экскурсионного обслуживания…

Весенне-летний Костёр

22 мая, чудесным, поистине весенне-летним воскресным днём, на территории мемориального Дома-музея Корнея Чуковского в подмосковном писательском посёлке Переделкино состоялось одно из главных мероприятий пятого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского традиционный Костёр «Здравствуй, Лето!».

Народу было — как всегда — предостаточно. Это в полной мере можно отнести и к тем, кто выступал на сцене, и к тем, кто за ними наблюдал. А заодно активно участвовал в хороводах, викторинах и прочих весёлых подвижных игровых интерактивных забавах, весьма органично вписывающихся в Год физкультуры, спорта и здорового образа жизни, объявленный и в России, и в Москве.

Вообще же, в понимании оргкомитета фестиваля, здоровый образ жизни отличает все мероприятия, проводимые под эгидой Фестиваля имени Чуковского. А особенно характерно проявляет себя во время традиционных Костров Чуковского, которые устраиваются на свежем воздухе, в живописном уголке ближнего Подмосковья.

Интерактивными играми с подрастающим поколением, а также с их более старшими родственниками и друзьями занимались артисты Театра «Игра».

В концертной программе, продлившейся более двух часов, приняли участие Эдуард Успенский, Сергей Белорусец (он выступил и ведущим этого шумного и красочного шоу), Сергей Георгиев, Дина Крупская, Артур Гиваргизов, Виктор Лунин, Александр Тимофеевский, Игорь Жуков, Людмила и Александр Чутко, Инна Гамазкова, Наталия Волкова, Дина Бурачевская, Елена Усачёва.

Любопытно, что в отсутствии Андрея Усачёва Усачёвых меньше не стало, ибо в ряды выступающих влился сотрудник Дома-музея Лев Усачёв.

А Станислав Востоков умело совместил своё сценическое выступление с более чем успешным исполнением роли кострового.

Кстати, о Костре. Всё началось с его торжественного зажжения, в коем были задействованы все участники фестиваля, а также заведующий Домом-музеем К. Ч. Сергей Агапов, ответственный секретарь жюри премии имени Чуковского Павел Крючков, член жюри премии главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Гайдара Татьяна Рудишина, литературный критик Ксения Молдавская…

На всей территории Дома-музея осуществлялась книжная торговля. В основном продавались книги самого Корнея Чуковского и участников фестиваля его имени. Были на прилавках и книги, выдержавшие уже несколько изданий, и совсем свеженькие. Скажем, «Парикмахеры травы» Сергея Белорусца, «Генералы» Артура Гиваргизова, «Богатырские сказки» Сергея Георгиева…

Ребята в качестве призов получили номера журнала «Мурзилка» и газеты «Пионерская правда».

Воздушные шары, украшавшие эстраду и центральную аллею территории Дома-музея, были по окончании праздника розданы хорошим малым. Впрочем, хороших малых оказалось столько, что шаров на всех не хватило…

Видеосъёмку мероприятия, включая создание очередной «Живой книги» из произведений участников фестиваля, вели Владимир Спектор и его ассистентка Татьяна Князева. Фотографирование объектов (и субъектов) производил координатор программ фестиваля Арсений Белорусец.

А завершился этот чудесный весенне-летний день совместным писательским чаепитием на веранде гостеприимного Дома-музея.

Примерно тогда же участник Фестиваля Чуковского прозаик Сергей Георгиев познакомил меня с Александром Чистяковым.

Руководителем группы строительных компаний «Наносфера».

Познакомил он меня с Александром Юрьевичем, Сашей, на заседании некоего. политософского клуба.

Ежемесячно проводимого известным в своё время отечественным политическим деятелем Эдуардом Бурбулисом.

На территории своего фонда «Стратегия».

Вблизи метро «Маяковская».

С Сашей мы довольно быстро сдружились.

Несколько раз он приезжал к нам на чукфестовские переделкинские Костры.

И — вскоре после нашего с ним знакомства — стал помогать фестивалю материально.

Давая сначала по двадцать пять, а потом и по тридцать тысяч рублей почти на каждое наше мероприятие.

В течение нескольких лет.

Деньги были небольшие, но без них мы бы едва ли могли обойтись.

Всё стоило денег.

И — выступления некоторых звёздных участников Фестиваля, и — работа аниматоров Театра «Игра», и — воздушные шары, празднично украшающие с некоторых пор собой любое Чукфест-шоу, и — многое-многое прочее.

Ведь наших личных финансов с Агаповым на всё фестивальные нужды хронически не хватало…

А покупку трёх новых многоразовых баннеров фестиваля (это приятное событие произойдёт лишь в следующем году) взял на себя автор его логотипа арт-директор собственной дизайнерской фирмы «Ё-программа» Владимир Юданов.

Заказав их.

Со своими же логотипами.

За свой же счёт…

Все три штуки.

Между прочим, на одном баннере изображён трогательный фотоснимок нашего дорогого и всеми любимого общего Дедушки, где в руках у него — самая настоящая совковая лопата.

Это Корней Иванович мастерски готовит почву для очередного традиционного осеннего Костра «Прощай, Лето!» на территории, примыкающей к его переделкинской литфондовской даче.

Соответствующие фотографии, органично подходящие для всех многоразовых чукфестовских баннеров, подобрали ребята из мемориального Дома-музея.

Доставку же баннеров ко мне домой оплатил я сам.

…А теперь — ещё несколько сообщений, информаций и не слишком длинных отчётов о том, какие (далеко не все!) события составили программу Фестиваля-2011.

12 июня, в воскресенье, в передаче «Шире округ», которая прошла по каналу «Доверие» Центрального административного округа Москвы начиная с 17.30 принял участие председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского поэт Сергей Белорусец. Встреча с ним открыла телерубрику, которая будет называться «Детский писатель». Планируется, что такая рубрика станет регулярной и расскажет зрителям о современной детской отечественной литературе, призвав для этой благородной цели участников Фестиваля Чуковского.

16 июня в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Актуальные проблемы досуга и творчества детей и молодёжи». В работе круглого стола принял участие председатель оргкомитета Фестиваля Чуковского поэт Сергей Белорусец. В своём выступлении он затронул вопросы, связанные с реализацией проектов, инициированных Фестивалем имени Чуковского. В частности, речь шла о различного рода писательских мастер-классах, выступлениях перед детьми в регионах и о периодическом проведении уроков школьной литературы писателями, участниками фестиваля.

Некрасовский праздник поэзии

В составе московско-подмосковной делегации, отправившейся 1 июля в Карабиху, на очередной, 44-й Некрасовский праздник поэзии, Фестиваль Чуковского был представлен ответственным секретарём премии Чуковского сотрудником журнала «Новый мир» Павлом Крючковым, сотрудницей Дома-музея Чуковского в Переделкине Натальей Продольновой и председателем оргкомитета фестиваля Чуковского поэтом Сергеем Белорусцем. В те же дни, там же, проходило восьмое совещание молодых писателей, пишущих для детей (руководители Эдуард Успенский, Марина Бородицкая и Валерий Воскобойников).

Сергей Белорусец и Павел Крючков много общались с участниками и руководителями молодёжного совещания, присутствовали на семинарских занятиях, по итогам которых участница и этого совещания, и Фестиваля Чуковского Анастасия Орлова была рекомендована в члены Союза писателей Москвы.

Сентябрьский Костёр

11 сентября состоялся традиционный воскресный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!».

Он прошёл в рамках пятого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского на территории мемориального Дома-музея патриарха детской отечественной поэзии.

В программе двухчасового литературно-музыкального праздника впервые приняли участие именитые гости из Питера: лауреат премии имени Чуковского 2009 года поэт Михаил Яснов и прозаик Валерий Воскобойников.

Кстати, Валерий Михайлович в своё время был сотрудником тогда ещё ленинградского журнала «Костёр», что и обыграл, представляя его разновозрастной публике, председатель оргкомитета фестиваля Сергей Белорусец, взявший на себя роль ведущего.

Самого же Сергея Белорусца представила зрителям литературный критик эксперт Российской книжной палаты Мария Порядина. Заодно и поздравив Сергея с вручением ему 7 сентября на открытии XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки диплома лауреата ежегодного национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растём» (издательство «Самокат», художник Иван Александров).

Из лауреатов премии Чуковского прошлых лет на Костре читали стихи Марина Бородицкая, Григорий Кружков и Дина Крупская.

Причём Дина читала стихи не свои, а своих авторов — поэтесс, печатающихся на страницах, редактируемого ей журнала «Кукумбер»: Инны Гамазковой, Елены Григорьевой, Галины Дядиной и Анастасии Орловой.

Также зрители услышали и увидели в деле Людмилу и Александра Чутко, Наталию Волкову, Марка Шварца, Станислава Востокова.

Любопытно, что последний был первым в поддержании огня, следя за бесперебойным горением Костра, зажжённого ровно в полдень по мановению огромной спички, больше напоминающей в руках заведующего Домом-музеем К. Ч. Сергея Агапова волшебную палочку…

Такие же палочки Сергей Васильевич и его заместитель Павел Крючков раздали перед церемонией зажжения Костра всем участникам и почётным гостям красочного действа.

А разогревом аудитории занимался дуэт «Ты и я» (Ольга и Владимир Жировы).

Песни, пляски и речёвки пришлись на долю Театра «Игра» (художественный руководитель и режиссёр Андрей Защеринский).

Связь с телевизионной и бумажной прессой осуществляла директор фестиваля писатель Ирина Горюнова. Операторствовал Владимир Спектор, порой в одиночку, порой вместе с ассистенткой Татьяной Князевой. Фотосъёмкой заведовал координатор программ фестиваля Арсений Белорусец.

Уже с одиннадцати утра продавались и покупались книги издательства «Самокат». А номера «Мурзилки», любезно предоставленные устроителям фестиваля главным редактором журнала Татьяной Андросенко и её заместителем Ириной Антоновой, благотворительно раздавались активничающей детворе.

Традиционное послеконцертное чаепитие на террасе-веранде гостеприимного Дома-музея проходило на этот раз не совсем традиционно, благодаря известной журналистке Жанне Переляевой, которая всё это время любовно интервьюировала писателей и работников музея для своей авторской радиопередачи «Литературная аптека».

Да, всё так.

В том числе и то, что за четыре дня до сентябрьского традиционного Костра Чуковского, чуть ли не впервые прошедшего под аккомпанемент переделкинского дождя, стал я лауреатом национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растём».

Это произошло в Москве.

В рамках торжественного открытия 24 ММКВЯ.

Впрочем, отчёт об этом смотрите ниже.

А ещё ниже — мои комментарии к нему…

Книга года

7 сентября в первый день работы Московской международной книжной выставки-ярмарки были объявлены результаты национального конкурса «Книга года». Эта ежегодная престижная Премия вручалась Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям уже в тринадцатый раз.

Лауреатом в номинации «Вместе с книгой мы растём» стал председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского Сергей Белорусец.

Сергей Белорусец отмечен за свой поэтический сборник «Парикмахеры травы» (издательство «Самокат», художник Иван Александров).

Вместе с дипломом лауреата С. Белорусцу была вручена памятная статуэтка и букет цветов.

Члена Русского ПЕН-центра поэта Сергея Белорусца награждал президент Русского ПЕН-центра прозаик Андрей Георгиевич Битов.

Кроме Станислава Востокова (другого претендента на премию в детской номинации), из имеющих прямое отношение к Фестивалю Чуковского в зале Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко присутствовали легендарная Елена Цезаревна Чуковская, автор предисловия к книге «Парикмахеры травы» Павел Крючков, директор фестиваля Ирина Горюнова, сотрудник Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор и координатор программ фестиваля Арсений Белорусец.

Комментарии к этому отчёту будут по-своему забавными.

Хотя и точно не имеющими прямого отношения к истории фестиваля.

Разве что — косвенное…

Елену Цезаревну Чуковскую устроители специально пригласили на церемонию, чтобы наградить меня.

Как инициатора проведения и председателя оргкомитета фестиваля Чуковского.

Но почему-то решили, что в зале Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где проходило награждение, её нет.

Зато в зале оказался Андрей Георгиевич Битов, который, будучи президентом Русского ПЕН-центра меня, члена этого ПЕНа (опять же простите за рифму) и награждал.

И — наградил…

Любопытно, что в отчёте о церемонии, опубликованном на интернет-портале «Университетская книга», Андрея Георгиевича, перепутав, назвали не президентом Русского ПЕН-центра, а президентом фан-клуба Сергея Белорусца…

Что ещё было?

В конце сентября побывал я на нескольких радиоэфирах, рассказывая о прошедших мероприятиях и планах Чукфеста.

Помню, выступал в эфире радио «Подмосковье».

И — на «Радио России» тоже.

А ближе к самому концу фестивального года информационный спонсор Чукфеста еженедельник «Книжное обозрение» посвятил нашему детищу всю свою 20-ю полосу.

Ну а несколько раньше стали мы вместе с ответственным секретарём премии имени Чуковского Павлом Крючковым одними из открывателей московской библиотеки имени Чуковского.

Библиотека имени Чуковского

В четверг 6 октября состоялось праздничное мероприятие, посвящённое присвоению Детской библиотеке №75 имени Корнея Чуковского.

На торжестве, наряду с первоклассниками 672-й школы, главой управы района «Перово», другими уважаемыми людьми из местной администрации, по приглашению заведующей библиотеки — культурного центра и руководительницы детского литературного объединения «Рыжий кот» Анны Епишенковой, присутствовали и выступали сотрудник Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине Павел Крючков и председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского поэт Сергей Белорусец, пригласивший перовских школьников на церемонию закрытия пятого Московского фестиваля детской литературы имени Чуковского и вручения Премии К. Ч.

Кстати, ребята из литстудии «Рыжий кот» являются членами детского жюри литературной премии имени Корнея Чуковского, которая на этот (уже четвёртый по счёту!) раз найдёт своих лауреатов 30 ноября в Большом зале ЦДЛ.

Анна Епишенкова выразила сердечную благодарность Елене Цезаревне Чуковской — внучке Корнея Ивановича — за отзывчивость и реальную помощь.

Ну а завершили мы Фестиваль Чуковского 2011 года уже привычным образом.

В помещении, привечающего нас ежегодно и не по одному разу, горячо нами любимого и премного уважаемого Центрального Дома литераторов.

Торжественное вручение

В среду 30 ноября в Центральном Доме литераторов церемонией вручения Премии-2011 завершил свою работу пятый (юбилейный!) Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.

Торжественное вручение премии проходило в Большом зале ЦДЛ, а непосредственно перед церемонией — в Малом зале ЦДЛ состоялась пресс-конференция.

Премия, включающая в себя четыре номинации, была вручена уже в четвёртый раз (до этого в 2007, 2009 и 2010 гг.).

Премия имени Чуковского на данный момент является самой престижной премией в области литературы для детей и существует при поддержке Правительства Москвы (финансируясь из бюджетов Департамента СМИ и рекламы и Департамента культуры).

Премия активно служит делу пропаганды чтения.

Председателем жюри премии в этом году был легендарный Эдуард Успенский.

Ответственным секретарём жюри — как и всегда — научный сотрудник переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского литературный критик Павел Крючков.

Поимённый состав остальных членов жюри выглядел так: главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина, сотрудник Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор, лауреаты премии имени Чуковского прошлых лет Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Михаил Яснов, Григорий Гладков.

Все они (кроме Григория Гладкова) — наряду с председателем оргкомитета фестиваля и премии поэтом Сергеем Белорусцем и членом оргкомитета фестиваля и премии Сергеем Агаповым приняли участия в компактной, но весьма информативной пресс-конференции (всего аккредитовалось порядка пятнадцати российских и столичных СМИ).

На церемонию были приглашены учащиеся московских школ, члены общества многодетных семей Краснопресненского района, а также широкие массы общественности.

Лауреатам вручили специальные дипломы, цветы, памятные значки и календарики с символикой фестиваля.

В фойе перед началом действа разгуливали персонажи сказок Чуковского и другие узнаваемые ростовые фигуры.

Ростовые фигуры водили хороводы, окружая радушной весёлой заботой малышей и детей постарше, которых оказалось отнюдь немало на фееричном более чем двухчасовом красочном литературно-музыкальном действе…

И разновозрастные ребята, и взрослые, собравшиеся в Большом зале ЦДЛ, с удовольствием наблюдали за торжественной церемонией закрытия фестиваля и вручения премии, прошедшей незаорганизованно и по-домашнему раскрепощённо…

За что отдельное спасибо ведущему церемонии Павлу Крючкову.

Концертная программа осуществилась силами актёров Театра «Игра», Студии юного актёра, вокально-инструментального дуэта в составе Евгении Славиной и Игоря Белого и самих лауреатов литературной премии имени Чуковского разных лет.

Лауреатами премии названы:

— Сергей Махотин (номинация «За выдающийся вклад в отечественную детскую литературу»);

— Артур Гиваргизов (номинация «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной детской литературе»);

— Жанна Переляева (номинация «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе»);

— Виктор Лунин (премия читательских симпатий «Золотой крокодил»).

Именно с этой премии началось награждение лауреатов.

Её вручало детское жюри, которое состояло из представителей четырёх детских литературных студий, а именно: «Рыжий кот», «Кот в мешке», «Пресня» и «19 октября».

Премию Виктору Лунину вручали председатель жюри Эдуард Успенский и председатель оргкомитета фестиваля и премии Сергей Белорусец, заодно поощривший представителей детского жюри памятными сувенирами с символикой фестиваля его нагрудными значками, а также номерами газеты «Пионерская правда», любезно предоставленными редакцией.

Артура Гиваргизова — «этого интеллигентного литературного хулигана» — награждали Сергей Агапов и Татьяна Рудишина. Лауреат прочитал несколько остроумных стихотворений, завершив своё искромётное выступление стихами о премии Чуковского.

Марина Бородицкая и Павел Крючков вручили диплом лауреата Жанне Переляевой, известной всей России журналистке, уже тридцать лет подвижнически занимающейся детскими литературными радийными передачами.

Диплом же лауреата Гран-при премии Чуковского 2011 года был принят замечательным Сергеем Махотиным из рук обладателей предыдущих Гран-при Юрия Кушака (2007) и Михаила Яснова (2009).

После чего новоиспеченный лауреат прочитал несколько своих стихотворений и спел под гитару три песни собственного сочинения (дважды в импровизированном содружестве с по очереди вызванными С. М. из зала юными помощником и помощницей…).

В заключение вечера состоялось интерактивное (с включением в него многочисленной детворы) выступление клоуна Плюха (Юрий Кудинов), заменившего в концертной программе Григория Гладкова.

Впрочем, Гладков прислал сорокасекундный киноролик с тёплым (из Анапы) приветствием в адрес фестиваля и премии имени Корнея Чуковского.

А в средине церемонии зрителей растрогал и рассмешил нежный и трепетный киносюжет, повествующий о деятельности фестиваля за прошедший год (с декабря до декабря), снятый и бережно смонтированный Владимиром Спектором (при участии его бессменной ассистентки Татьяны Князевой).

Цветы лауреатам вручала молодая писательница Юлтан Садыкова.

Мероприятие завершилось за несколько часов до зимы весёлым праздничным фуршетом!

Пользуясь случаем, хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто способствовал и сопутствовал фестивальному движению в течение всего юбилейного года: директору фестиваля Ирине Горюновой, координатору программ Арсению Белорусцу, членам оргкомитета Ольге Ворониной и Ольге Мурзиной, сотруднице переделкинского Дома-музея Чуковского Наталье Продольновой, руководителю компании «Наносфера» Александру Чистякову, нашим дорогим участникам фестиваля, членам жюри, коллективу Театра «Игра», Федеральному агентству по печати, Правительству Москвы, Союзу писателей Москвы, Гослитмузею и многим-многим другим…

Ну и небольшое, но, кажется, необходимое послесловие к данному художественно-документальному отчёту.

Идея вручить «Премию за пропаганду идей…» радийной журналистке Жанне Переляевой пришла в голову Павлу Крючкову, а всё остальные члены жюри своего ответственного секретаря безоговорочно поддержали.

Кстати, жюри премии с того времени больше не менялось.

До самого последнего вручения премий Чуковского в 2017 году.

Неизменно председательствовал Эдуард Успенский.

Секретарствовал Павел Крючков.

А членами жюри оставались Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Михаил Яснов, Татьяна Рудишина, Владимир Спектор и Григорий Гладков.

Правда, последний в работе жюри (с первого персонального опыта вхождения в него) участвовал только фактом своего номинального списочного присутствия.

В реальности получая таким образом деньги за своё выступление на традиционной ноябрьско-декабрьской церемонии вручения премии Чуковского.

Либо — за неприсутствие на нашем мероприятии.

Ввиду собственного отсутствия в Москве.

Как это было в 2011 году.

Либо — за другой вариант неприсутствия.

Ввиду присутствия в Москве, но попадания лишь на фестивальный финальный фуршет.

Такое тоже однажды имело место.

В нижнем буфете ЦДЛ…

Либо Григорий Васильевич вовсе не получал гонорара за участие в работе жюри.

Как стало бывать со всеми его членами, начиная с 2013 года…

Только раз впоследствии (в 2014 г.) случилось иначе.

Но ничем хорошим для Чукфеста это в результате не кончилось….

А ещё как-то раз человек в шляпе, непредсказуемый Григорий Гладков, вроде как приходить к нам на цедеэльское мероприятие не собирался.

Вовсе.

Но в последний момент вдруг возник.

На излёте торжественной церемонии.

В результате — я от неожиданности сразу выпустил Гладкова на сцену, чтобы его выступлением торжественно закрыть торжественную церемонию…

И — торжественно закрыл.

Совершенно забыв при этом про прекрасного барда Андрея Крамаренко.

Который, приехав заранее, терпеливо и дисциплинированно ожидал своей очереди выступить.

Бесшумно настраивая гитару где-то в глубине.

В одной из комнат за сценой…

А смешную историю про стишок о премии Чуковского, рассказанный Артуром Гиваргизовым на церемонии вручения ему её, вы сумеете прочитать в моём литературно-художественно-документальном приложении к моим же литературно-художественно-документальным воспоминаниям о нашей тринадцатилетней фестивально-премиальной истории…

Прочитать здесь.

На страницах настоящей книги.

Однако — значительно ниже…

Позже.

В отсеке, где расположено ещё несколько рассказов, имеющих то или иное (некоторое) отношение к фестивалю и премии Чуковского.

Или — к кому-нибудь из наших участников.

Или — к другим людям, с Чукфестом хоть как-то (на самом деле — более чем!) связанных.

Хотя бы формальными узами.

Но в то же время — очевидно кармическими.

Что вполне позволительно сказать, например, о Сергее Капкове.

Назначенном руководителем Департамента культуры Правительства Москвы в сентябре 2011 года и покинувшим департамент по собственному желанию в марте 2015-го.

С которым я так ни разу в жизни не увиделся.

Но за много лет до описываемых событий писал в его честь поздравительные стихи.

По просьбе автора фирменного стиля Фестиваля Чуковского — дизайнера и архитектора Владимира Юданова.

Знавшего Капкова по довольно продолжительной и продуктивной совместной работе.

На Чукотке…

Но, повторяю, это будет в приложениях.

Которые будут значительно ниже.

И — которых (надеюсь!) будет аж целых два.

Кроме документально-литературно-художественного приложения, будет и сугубо документальное.

Включившее в себя различного рода письма (в том числе благодарственные), отзывы, тексты апелляций, профессиональные комментарии юристов, несколько чукфестовских афиш, изображение логотипа, краткие описания нескольких наших проектов…

К сожалению, так и нереализованных.

В основном из-за отсутствия пресловутого финансирования.

Как было, например, когда мы с Ольгой Мурзиной и досуговым детским центром «Пресня» (нам помогала руководитель его литературной студии Анна Ямпольская) разработали проект разновозрастных мастер-классов от Фестиваля Чуковского и фонда «РАДА»

Или, например, был ещё проект.

Я его назвал строчкой из стихотворения Риммы Казаковой.

«Наше отечество — русский язык».

А посвящён этот проект был пропаганде русского языка и современной отечественной детской литературы.

Естественно, силами Фестиваля Чуковского.

Причём не только на территории Москвы, области и России, но и по всему пространству ближнего и дальнего зарубежья.

Со всеми его русскоязычными сегментами, анклавами и диаспорами…

Продолжение следует

Ивет АЛЕКСАНДЕР

Крепость моего целомудрия

Новелла

Часть 1

Ночь сумбура. Трезвый взгляд на вещи, или Утро леднёвской казни

Все, как всегда, смеялись над анекдотами Кирилла. Все, кроме этого нового парня, которого привела Леднёва. Казалось, у него не было чувства юмора, ну или оно было, но где-то на уровне кончиков его пальцев.

Мы стояли рядом, спиной к барной стойке, лицом к Кириллу и нашим ребятам — я, Леднёва и между нами этот её новый поклонник, ну или кто он там ей был. (Она вообще мало в чём разбирается хорошо, а в парнях так точно ничего не соображает, то есть вообще. Каждый следующий — очередная слёзная ошибка.)

К бару всё время кто-то подходил и уходил с напитками, но посторонних среди них не было, так как для празднования своего дня рождения наш однокурсник Арсен Аданец закрыл популярный в городе молодёжный клаб «Запасной Выход», которым владел его отец. Всё было прикольно, пока во время нашего всеобщего хохота над анекдотами мне вдруг не показалось, что моего локтя кто-то легонечко касается. Раз, другой… Я обернулась, решив, что это происходит не случайно. И я была права. Это был он, леднёвский непонятно кто. Он не смеялся совсем. Он смотрел на меня так, будто хотел что-то сказать, однако ничего не говорил. Но когда он в очередной раз нагло дотронулся до моей руки, я резко развернулась и, уставившись на него в упор, прошипела:

— Тебе чего?

Я посмотрела на Леднёву, мол, займись. Но ей было не до него. Она давилась со смеху. Ну не до такой же отрешённости в самом деле, чтобы забыть про того, с кем пришла? Хотя, конечно, не одна она была подвержена обаянию Кирилла. Не буду врать, у него даже старые анекдоты слушаются как новые. Вот чего-чего, а этого таланта у меня нет. И это не имеет отношения к моему чувству юмора. Мне кажется, я знаю все анекдоты на свете, но сама я их почти не рассказываю, ну или рассказываю, но не так, как Кирилл. Он их преподносит очень по-своему. По-особенному. Я думаю, что никто из наших ребят так азартно их рассказывать не умеет. Кирилла же я готова слушать часами и мне всегда будет смешно. Я вообще люблю смотреть на него, когда он разговаривает. Особенно люблю смотреть на его губы. Одним словом — смотреть ему в рот. Что я и делаю. Я бы так и продолжала смотреть на Кирилла, если бы не этот странный леднёвский мальчик.

— Хотел познакомиться, — ответил он.

— Леднёва ведь представила нас всех — «моя группа». Тебе что, мало?

— Да, мало. Она не назвала тебя.

— Значит, не надо было, — сказала я и, забрав с бара свой второй за вечер дисаронно со льдом, ушла к Кириллу.

Он сидел на высоком стуле перед небольшой сценой, в окружении наших ребят, и шпарил свои хохмы, пока молчала музыка. Он вполне мог бы их говорить и со сцены, так это было восхитительно. Мне жутко захотелось встать с Кириллом рядом, хотя бы для того, чтобы этот леднёвский парень отцепился. Но он как раз последовал за мной.

Я подошла к Кириллу и подставила ему своё лицо. Его крепкая рука рефлекторным движением обвила змеёй мою шею, и на моём носу отпечатались его губы. Ну почему на носу? Что за дурацкая манера? На нас смотрит вся группа… А мне так хочется быть его маленькой девочкой! Но не ребёнком же, в самом деле, а обычной современной студенткой меда, которая тоже может нормально целоваться в губы на виду у всех. Конечно, ничего особенного не случилось после наших с Кириллом объятий. Все по-прежнему хохотали над его анекдотами, и то, что он меня поцеловал, считалось в этот момент не главным. Где-то в глубине души мне было немножечко обидно, что наш поцелуй остался незамеченным, хотя я понимала, что мы с ним уже не свежая сенсация курса и к нашей паре привыкли — нас ведь постоянно видели вместе. Кирилл теперь был только со мной. Его бывшие остались в прошлом. Они были до меня, всё равно что их не было вовсе. Мы с ним уже больше месяца вместе, а этих девчонок и дух простыл. Ну где они сейчас? Нет их с нами. И вообще, они были не из нашей группы, а из параллельных. Мне кажется, что у нас с ним всё серьёзно, а что у него было с теми… меня не касается. Он мне нравится, возможно, я даже люблю его. А как его не любить? Он такой весь… правильный, что ли. Высокий, коротко стриженный, круто загорелый. А руки… Мускулатура так и прёт за пределы его чёрной футболки, аж хочется застрять в его руках навсегда. А тут нате вам, нарисовался этот леднёвский элемент.

— Кирилл, тебе что-то принести? — кокетливо спросила я, но так, чтобы мой преследователь услышал.

— Да, бэби, подкинь мне пепси. С меня хватит спиртного на сегодня, — голосом сознательного парня ответил Кирилл.

Я сделала глаза на леднёвского мальчика и направилась к стойке за пепси.

— Со льдом, — крикнул мне вслед Кирилл.

— Зна-ааа-ю-ууу, — певуче протянула я на ходу.

Тут опять хохот над очередной порцией юмора от Кирюши, и снова кончики пальцев этого… леднёвского некто у меня на теле.

— Ну что ещё? — дёрнув плечом, я откинула его руку. — Леднёва! — крикнула я, пытаясь привлечь её внимание. — Твой парень, кажется, заблудился.

— Не заблудился я вовсе! Демид. Ваш доброжелатель, — настойчиво продолжал он, идя за мной.

— Спасибо, не надо. У вас уже есть кому желать добра, — огрызнулась я, кивая на Леднёву.

— А разве запрещено желать добра кому-то ещё?

— Да, запрещено! Тем более что я не одна, как видите.

— Разве? — он криво усмехнулся и посмотрел так глубоко в мои глаза, что мне стало не по себе.

Проникновенно и нагло. Слишком откровенно, надо сказать. Не знаю, как там насчёт химии между нами, но физика в этот момент присутствовала точно — я ощутила лишние удары сердца.

— Дёмочка, ты много выпил? Поди сюда, — поманила его Леднёва, водружаясь своей широкой попой на барный стул.

— Я ещё вернусь, — бросил он мне, отходя к Леднёвой.

— Очень надо, — фыркнула я, развернувшись к барной стойке.

Но что-то мешало мне дышать как прежде и спокойно смотреть в его сторону. «Ах, зачем я только взяла по второму кругу, — подумала я. — Всё! Не буду допивать этот чёртов дисаронно».

— Сделай-ка мне горячего шоколада, Ник, — попросила я бармена. Но, глянув на остатки ликера в своём бокале, добавила: — И эту капельку туда же… Пожалуйста.

Потом, с обожанием обернувшись на Кирилла (он весь светился от успеха), спохватилась:

— И пепси со льдом, плиз.

— Ты выглядишь устало, — сказал Демид, снова сбежав от Леднёвой ко мне.

— Слушайте, вы…

— Можно на ты, я не так стар, — самодовольная улыбка не сходила с его лица.

— Ты всегда такой… наглый? — избегая зрительного контакта, спросила я.

— Да. Тем и славен.

— Ну и катись. Мне не нравятся наглые.

— Неужели?

— Послушай…

— Демид, — напомнил он.

— Никакой разницы. Иди-ка ты… к своей Леднёвой. Мне не хочется с тобой ругаться, дай отдохнуть.

— Моей Леднёвой? Разве она не твоя подруга? Я с ней познакомился пару часов назад.

— Да? И она привела тебя к нам? — искренне не врубаясь в ситуацию, спросила я. — Вот дебилка.

Я посмотрела на Леднёву, пожирающую восторженным взглядом моего Кирилла и, шагнув к ней, выкрикнула:

— Больная, очнитесь!

Ноль внимания. Я защёлкала пальцами у неё под носом, чтобы переключить её взгляд на себя.

— Займись своим гостем, нечего таращиться на чужих парней. Ты зачем притащила этого Демида, если он тебе не нужен? Для кого?

Она вдруг перестала смеяться и серьёзно так говорит:

— А для тебя, балды.

— Для меня? Зачем он мне? Где ты его нашла, вообще?

— В спортзале. Чего ты рот разинула, Лазарева? Чем он тебе плох?

— Ты совсем спятила? Я ж с Кириллом…

Но я даже не успела договорить, как она заржала, буквально как лошадь.

— Ой, я не могу… Ты блаженная. Откуда ты вообще такая взялась? И это при таких-то крутых родителях. Вот дура дурой, ей-богу. Кирилла она захотела. Да кто его только не хочет?

Меня будто обдали кипятком.

— Что ты такое болтаешь, Леднёва?

— Я болтаю? Ты других послушай. Да над тобой уже вся группа смеётся. Скоро весь курс трястись будет. Ты что, правда, ничего не видишь? Да посмотри ты на него… — она бросила взгляд на моего Кирилла.

— А что такого? — я смотрела на своего бойфренда, но не понимала, о чём она говорит.

Парень, как парень.

— Это ж игрок.

— Что ты имеешь в виду? — я была в ужасе от её намёков.

— Он здесь со всеми… был, — она сделала круг рукой по всему шумному залу.

— Со всеми… этими… девочками. Дошло теперь? Даже со мной…

Она ткнула себя указательным пальцем в вываливающуюся из глубокого декольте грудь и, не смыкая пухлых губ, с ходу опрокинула шат водки себе в глотку.

Эту её последнюю фразу, сказанную, возможно, в состоянии праздной эйфории, я переварила потом, когда вернулась из шока. Музыка заиграла угрожающе громко и быстро, и все бросились танцевать в полумраке шумного зала. Блондинка с длинными ногами, минимально обернутая в чёрную блестящую клеёнку, вдруг повисла на Кирилле. Казалось, если бы не он, она б уже лежала на полу. Я её совсем не знала. И откуда она только взялась? Глиста.

— Ну, что стоишь? Иди. Служи. Неси ему пепси со льдом. Ты ж не мне его заказывала, — Леднёва спрыгнула с барного стула и, схватив за руку приведённого с собой спортсмена-Демида, повела на танцплощадку.

Я так и осталась стоять с пепси в руках, совершенно трезвая и злая.

Немного успокоившись, я тоже пошла в полумрачный сверкающий зал и, добравшись до Кирилла с блондинкой, остановилась.

— О, мой пепси! — радостно выкрикнул Кирилл и взял из моих рук напиток.

Ни тебе «спасибо, бэби», ни рефлекторных объятий мускулистых рук, ни даже жалкого поцелуя в носик. Ни-че-го! Просто пепси со льдом, таким же холодным, как его пустое сердце.

Я размахнулась и влепила ему пощёчину, да такую крепкую, что даже в мигающей неоновой абстракцией темноте на его лице стал виден след моих пальцев.

Совсем некстати остановилась музыка и звук затрещины повис в воздухе завершающим аккордом.

Кирилл растерялся. Он так и остался стоять с пролившимся от моего удара пепси. Клеёнчатая глиста вытаращила глаза и стала захватывать воздух губами, как рыба, выброшенная волной на берег. Все смотрели на меня. Я не смотрела ни на кого, кроме Кирилла.

— Ты… ты…

На большее меня не хватило.

Я кинулась к выходу, сбивая всех на своём пути. Только бы поскорее выйти наружу. Мне было плохо, мешало всё. Я внезапно ощутила себя клаустрофобиком, агорафобиком и ещё кем-то там с манией преследования.

Вырвавшись на улицу, я наконец глубоко вздохнула. Обида душила. Мысли разбегались во все стороны. Слова Леднёвой о том, что надо мной все смеются, застали меня врасплох. Я не могла в это поверить. За что? Да, может, эти дуры просто завидуют мне, потому что Кирилл выбрал меня? Что я несу… Он меня не выбирал, я просто оказалась под рукой. Нет, это неправда! Всё было иначе… Он сам пригласил меня сесть рядом с ним на лекции по неврологии, когда мы вошли в аудиторию. Потом, на лабораторных, мы тоже были вместе. В анатомичке тоже. После занятий он предложил подвезти меня, и я бы, конечно, согласилась, если б не была на своей машине. Он провёл меня до университетского паркинга и стоял рядом, пока я не отъехала. Ну а затем всё и началось. Мы были вместе в универе и за его пределами. Мы ходили в кино, гуляли в парке… Мы занимались вместе в библиотеке меда и однажды у меня дома. Мне даже казалось, что между нами должно было что-то произойти в тот день, но мы оба были нерешительны. Конечно, я делала за него какие-то небольшие работы и однажды написала вместо него огромный реферат, но мне ведь это ничего не стоило. И потом, Кирилл был сильно занят, он подрабатывал ночами, ужасно уставал. Во всяком случае, он так мне говорил. Однако мы с ним постоянно встречались, мы целовались на каждом шагу. Все это видели. Он был мил и заботлив. Он открыто восторгался мною. Так было на самом деле. Не могло же мне это казаться? Выходит, Кирилл одновременно бывал и с другими девушками в эти же дни? Но когда? Как такое возможно? Мне могло быть безразлично, с кем он там встречался до меня, но не одновременно же со мной…

Меня мутило от грустных мыслей и от выпитого спиртного, и я плохо соображала. Но я знала одно, в нашу группу я больше не вернусь.

Пытаясь остановить такси, я встала на краю тротуара и отчаянно замахала рукой. Но, признаюсь, я едва могла что-то видеть от слёз, лившихся ручьём. Всё, о чём я думала в этот момент, это то, что я опозорилась на весь универ. Что это конец и что меня там больше не будет. Уеду в другой город или в Канаду к родителям. Подальше от всех! Предатели!

Наконец остановилась какая-то тачка, и, открыв дверь, я плюхнулась на переднее сиденье.

— В центр, — не торгуясь, еле выговорила я и повернулась к окну, стараясь не вдыхать навязчиво-расслабляющий аромат салона.

— Не ваш день, — тихо сказал водитель, чуть отъехав от клаба.

— Не ваше дело…

— Может, я могу помочь. Я ваш доброжелатель.

Нет! Этого не могло быть! Я убью тебя, Леднёва!

В порыве ярости, я вцепилась в руль чужого автомобиля, сама не понимая почему, и со всей силой крутанула в сторону тротуара. Демид дал по тормозам и мгновенно смахнул меня назад в пассажирское кресло.

— Ты что, с ума сошла? Иди вон прыгай с моста, если жить надоело.

— И прыгну.

— И будешь дурой безнадёжной.

— Это всё из-за тебя! — орала я.

— Я-то здесь причём?

— Зачем ты пришёл? Кто тебя просил?

Я была уверена, что всё это произошло из-за того, что он там был с нами.

— Если бы ты меня не отвлёк, я бы отнесла Кириллу его пепси со льдом, и всё… Никакая блондинка на нём бы не висела, и мы б ушли с ним вместе! — я не могла остановить свои слёзы.

— Бы… бы… Ты сама слышишь, что несёшь? Не будь этой девушки, была б другая.

— Тебе откуда знать? Вы с идиоткой Леднёвой всё испортили!

— Говори адрес.

— Что?

— Куда ехать! — приказным тоном сказал Демид, явно не желая выслушивать меня.

— К чёрту!

— Ну, туда я ещё успею.

— Тогда выпусти меня отсюда.

— Никто тебя не держит.

Я открыла двери и выкарабкалась из его серебристого мерса, пропахшего мужскими духами GIO, бестактно совращающими мой мозг.

На своих высоченных каблуках я пошла по тротуару вперёд. Медленно, потом быстрее. Мне казалось, что я действительно способна броситься с моста, главное дойти до него. Но тут я вспомнила, что оставила в клабе свой клатч и замерла на месте. Мне хотелось выть от негодования. Там были мои ключи, кредитка, немного наличных, что-то из косметики, iPhone, права… Там было всё!

Послышалось, как за спиной остановилась машина. Я обернулась. Демид просто следовал за мной по пятам.

— Что случилось? — он открыл дверь и поднялся с сиденья.

Я не ответила, но снова расплакалась.

— Иди сюда, — позвал он спокойно.

— Зачем? — я не двигалась.

— Иди.

Я шагнула к его мерсу. Он обошёл машину и открыл мне дверь.

Отъехав немного, он спросил:

— Говори, что ещё случилось?

— Я туда не вернусь.

— Куда?

— В клаб.

— Ну и не возвращайся. Реветь-то зачем?

— Я оставила там всё…

Он развернулся к заднему сиденью и, достав оттуда мой клатч, спросил:

— Это твоё «всё»?

— А откуда…

Я счастливо засияла и, прижав сумочку к себе, стала рыться в ней. Слава богу, всё было на месте.

— Твоя Леднёва приказала.

— Дрянь она, — захлопнув клатч, определила я.

— Я так не думаю. Она о тебе заботится.

— Пусть о себе заботится. Видала я таких заботливых.

— А чем ты не довольна? Она тебе открыла глаза на твоего… жиголо, который ловко использовал тебя и твои таланты в своих целях.

— Да как ты смеешь? Открой дверь! Открой сейчас же! Я не хочу ехать с тобой в одной машине. Лучше б уж я на своей поехала.

— Ты ж вылетела, как угорелая, к тому же без ключей. А возвращаться не хотела. Забыла?

— Ну и что? Я бы… Я бы… Я бы попросила официанта принести мой клатч. И поехала б домой на своей машине.

— До первого полицейского…

— Тебе-то что? Ты посторонний человек, мы даже не знакомы с тобой.

— Ну почему ж? Леднёва ведь познакомила нас.

— Леднёва сама с тобой не знакома. Подумаешь, в спортзале встретились какой-то… час назад. Разве это знакомство?

— Так что тебе мешает? Давай познакомимся поближе.

— Я не хочу с тобой знакомиться. Открой дверь.

— Поздно. Мы уже на трассе. Я не могу здесь остановиться при всём желании. Тебя как зовут, Лазарева?

— Никак.

— Ладно. Начало положено. Милая Никак, куда мы едем? Ты адрес свой помнишь или уже всё вылетело из головы?

— Хам.

— Быстро же ты меняешь свои имена, но я запомню, — хмыкнул он.

— Что? Да кто ты такой вообще, чтобы со мной так говорить?

— Я твоё зеркало. Что, не нравится?

— Какое ещё зеркало? Я тебя видеть не желаю.

— И я, в общем-то, тоже. Думаю, у нас неплохой дуэт получился бы. Мы чем-то похожи с тобой, не считаешь? Ты петь любишь? — вдруг неожиданно вставил он.

— Ненавижу.

— Я тоже. Надо ж, как мне повезло с попутчицей, — усмехнулся он.

— Съезжай с трассы, я выйду. Мне в другую сторону, — настаивала я.

— Ещё чего? Час ночи. Пьяненькая девушка выходит из машины одна… Вся ухоженная, в коротком вечернем платьице, явно не от Волкова…

Он ухватился двумя пальцами за подол моей юбки и безрезультатно дернул её к коленям. Я ударила его по руке и, прикрыв руками оголённость выше колен, злобно фыркнула:

— Наглец!

Но он был в своём репертуаре:

–…На высоких каблуках со сверкающими стразами. Красная подмётка — куда там остальным до нас… Похоже и клатч довольно дорогой, а в нём ещё важные игрушки и того дороже. А что там у тебя в ушках? — оценивающе присмотрелся он. — Дай гляну… Голову отвинтить можно за такие цацки: как минимум полтора карата на каждом маленьком ушке.

— На дорогу смотри, ювелир хренов! — крикнула я.

— Только что она с моста сигануть хотела, а теперь вот кричит. Уж не обо мне ль печётесь, доктор Никак?

— Дурак!

— Ты посмотри, какой нынче словарный запас у медперсонала, — издевался он.

— Выпусти меня сейчас же! Мне надоели твои дешёвые комментарии.

Но Демид был неутомим и, смакуя моё бессилие, продолжал:

— Да ещё и на пальчике камешек не меньше, — он накрыл своей ладонью мою ладонь, касаясь кольца.

Я моментально выдернула свою руку из-под его, но вышло только хуже — его ладонь невольно скользнула с края моего левого бедра к середине.

— Прекрати меня трогать! — возмутилась я и отшвырнула его руку в сторону.

— А сколько страсти в ней есть… — почти пропел он с усмешкой.

— Есть, да не про твою честь!

— И чем же моя честь тебе не угодила?

— Выпусти, тебе всё равно не понять.

— Выпусти её, как же. Мой свободолюбивый джинн, будь уверена, что как только я выпущу тебя, так ты бесследно и исчезнешь в неизвестном направлении. И найдут тебя гораздо позже, в лучшем случае в ближнем лесочке… Если найдут вообще. А потом в криминальных новостях появится ещё одна страшная правда об умном маньяке и глупой девочке. Не стану уточнять деталей…

Слушая его, я живо представила себя в объятиях извращенца, и мне стало не по себе.

— Ты что, готова стоять одна на ночной трассе, лишь бы не быть рядом со мной в машине? Ты посмотри на себя: вся размазанно-заплаканная и утомлённая от пахнущего миндалём терпкого ликера…

Вглядываясь в мои черты, он продолжал описывать мой самоубийственный образ.

— Просто не девушка, а находка для подлеца. Тебе что, мало приключений на сегодня? — завершил он грубо.

— Послушай, кто ты такой, чтобы меня осуждать? Я была на дне рождения однокурсника, и имела полное право выпить немного. Мне не пятнадцать лет. А тебе, вообще, не должно быть до меня дела!

— Тут ты ошибаешься. Случись с тобой что-нибудь сейчас — достанется именно мне. Обязательно найдутся свидетели, видевшие, как ты садилась в мою машину, дорогая Никак. О камерах наблюдений я уже молчу.

— О себе переживаешь?

— Разве это минус?

— А какие гарантии в том, что в твоей машине со мной ничего такого не случится? Уже зная твою манеру разговаривать с бурным участием рук, я могу ожидать от тебя всё что угодно! — резко бросила я.

— Например? — Демид почти смеялся.

— Это у тебя надо уточнять, а не у меня. Я не знаю тебя, может, ты, вообще, маньяк какой-нибудь. Они обычно выглядят… как раз как ты: милые, симпатичные, чистенькие такие, красиво говорят, пахнут дорогими духами, носят дорогие костюмы… — я коснулась пальцами рукава его пиджака и, прощупывая качество приличной ткани, наткнулась на твёрдый бугор бицепса его правой руки.

Эффект от прикосновения оккупировал мои мысли на какое-то время.

— Кто б знал, как я хорош, оказывается? Спасибо, Никак, даже приятно стало, как ты меня описываешь. Сам себе понравился, аж поцеловать себя готов.

— Не обольщайся, я маньяка описывала.

— По-твоему, я маньяк. Ты уверена…

— Я не знаю тебя.

— Ну, говорю ж, давай знакомиться. Я Демид. Являюсь менеджером международной компании по распространению спортивного инвентаря в европейских странах. Если тебя это интересует, расскажу подробнее.

— Мне плевать!

— Ты мне определённо нравишься.

— Когда только успела…

— Сразу же. Как только увидел тебя, так и подумал — моя девочка.

— Самодовольный тип.

Демид рассмеялся, да так, что от удовольствия откинул голову назад. Запах его одеколона разошёлся с новой силой, настойчиво внедряясь в мои нервы.

— Я даже рад теперь, что согласился прийти на вечеринку с твоей подружкой. Представь, наша с тобой Леднёва на первой же тренировке мне все уши прожужжала: Лазарева, Лазарева… Говорит, что тобой надо заняться, что ты уже месяц не спишь и не ешь, а на лекциях смотришь на этого долбанного Кирилла как на звезду с неба…

— Говорю же, дрянь она.

— Наоборот. Она тебя спасать решила.

— От кого?

— От Кирилла, не от меня же.

— Пусть себя спасает.

— Она и спасает. Вот тренируется с персональным тренером, — он отпустил руль и большими пальцами обеих рук ткнул себя в грудь.

— Ах, значит ты по совместительству ещё и персональный тренер? Это толстушка решила похудеть?

— Ну, зачем же так грубо? Она довольно привлекательная и милая девушка. К тому же она говорит, что вы с детства вместе, и о тебе очень хорошо отзывается.

— Разрыдаюсь сейчас…

— Ты недооцениваешь искренний порыв своей подруги.

— Подруги, говоришь? Она тоже с моим Кириллом переспала. Разве так подруги поступают? За моей спиной…

— Но ты же не знаешь, когда это было, если она скрывала их близость. Может, твой Кирилл тогда был вовсе не твоим, а её? Или ещё чьим-то.

— Значит, ей было можно, а мне нельзя, раз она меня решила спасти?

— Ах вот в чём дело? Выходит, вы с ним ещё даже не того… — он снова рассмеялся, и я поняла, что сморозила глупость.

Мне стало обидно и даже немного жаль себя. Я открыла окно и выглянула в него, чтобы отвлечь себя как-то.

— Тебе жарко?

— Меня сейчас стошнит от своих кривых улыбок и пошлого смеха. Останови лучше машину! Вон, смотри, автобусы ещё ходят, я могу здесь выйти. Это ж не одиноко стоять на обочине, там остановка, я пересяду, и тебе не о чём будет беспокоиться. Ты своё выполнил, твоя совесть чиста. Свободен! — сказала я, видя, как автобус съехал с трассы к стоянке.

Но Демид продолжал ехать, будто я разговаривала не с ним.

— Останови. Ну пожалуйста, — оборачиваясь, на оставшийся позади городской автобус, умоляла я.

— Сейчас, разбежался.

— А что это ты командуешь мной? Ты хоть понимаешь, что это — обыкновенный киднеппинг и тебя за это могут арестовать.

— За что? За то, что я взялся тебя проводить поздней ночью в безопасное место?

— Это тоже поручение Леднёвой?

— Нет. Это уже моя инициатива. Я из тех, кто заботится о девочках. Я люблю их и помогаю им.

— Помощник нашёлся. Чем ты лучше Кирилла?

— Я не включаю секс в дружескую взаимопомощь и не вселяю ложных надежд по этому поводу в девичьи мысли. Я просто умею уважать женщин и исполняю их желания.

Он перестал смеяться.

Исполнитель желаний, видите ли. Почти волшебник. Интересно, какие у этих девушек могут быть желания, кроме как похудеть, раз они нанимают себе персонального тренера? Хотя, возможно, он и зрелых дам обслуживает, а те уж точно повисают на его достоинствах. Фу…

Мне хотелось его ненавидеть, но у меня как-то не очень получалось.

— Тебе родителям отзваниваться не надо? Поздно уже, — поинтересовался Демид.

— Нет. Они сейчас на работе.

— Ночная смена?

— Другой континент.

— Не понял?

— Лечат людей и читают лекции в одной из клиник Торонто.

— Далековато забрались.

— Зато ценят.

— Значит, ты по их стопам последуешь?

— Пока не знаю.

— Так ты что, одна живёшь?

— Да. А что здесь удивительного? Мне скоро двадцать два. Я уже большая девочка и могу о себе позаботиться.

— Оно видно.

Он почему-то не смеялся, говоря это. Мне это понравилось. Может, он имел в виду затрещину Кириллу? У меня у самой тогда рука загудела от удара, представляю, что было с щекой Кирилла. Но мне его совсем не жалко. Теперь мне было ясно, что он меня использовал. Только одного не пойму, почему я всего этого не видела раньше? А может, я просто не хотела осмысливать то, что замечала. Наверное, мне тоже хотелось быть с ним рядом, как тем, его бывшим, включая мою Леднёву…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вторник, №18 (37), декабрь 2022 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я