Непроданные остатки – это боль. Особенно в сфере девелопмента. Упущенная прибыль, недополученные деньги, усталость и разочарование. Эта книга поможет решить проблемы с текущими остатками и наладить системный подход для борьбы с ними в будущем. До полной их ликвидации. Четкие техники, полезные лайфхаки, вдохновляющие кейсы, помощь в любых ситуациях, включая внешне безнадежные. Чтобы понять причины остатков, ликвидировать их – и больше до этого не доводить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликвидация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Аудит
При проведении аудита важно выяснить:
— что осталось в остатках;
— причины возникновения остатков.
С первым, как правило, проблем нет и не возникает.
Важно четко зафиксировать остатки в согласованных единицах — штуках, квадратных метрах, рублях. Это нужно для того, чтобы постоянно наблюдать за динамикой во времени, сохраняя единицы измерения (например, парковки и пентхаусы измеряем в штуках, а коммерческую недвижимость — в метрах). Со вторым, как мы уже писали, надо разбираться.
Начнем.
Причины возникновения остатков следует разделять на внутренние и внешние.
Внешние причины остатков:
— кризис в стране;
— плохая экономическая ситуация в регионе/городе; — закрылось градообразующее предприятие; — налоги градообразующей компании перевели в другой город;
— неблагоприятное изменение плана застройки вашего участка;
— конкурент построил/строит рядом что-то более высоколиквидное;
— агентства недвижимости/брокеры не оправдывают ожиданий;
— по городу распускаются плохие слухи об объекте («дом на болоте», «дом заваливается»…);
— отрицательная миграция населения;
— изменения в законодательстве;
— завершение государственных или местных программ поддержки определенных групп населения при приобретении недвижимости;
— вы можете добавить свои причины…
Нас часто спрашивают, зачем анализировать внешние причины, ведь на них повлиять невозможно или очень непросто.
Отвечаем: на некоторых выводах можно чему-то научиться, на другие нужно срочно реагировать (например, на слабую отдачу от брокеров).
Интересно было решать задачу усиления продаж по новым проектам и ликвидации остатков у клиента в городе с сильной отрицательной миграцией.
Казалось бы, абсолютный форс-мажор и сделать ничего нельзя… ан нет!
Мы предложили клиенту четыре проекта: — маркетинг территории совместно с правительством (субъект Федерации не назовем по понятным причинам). Идея была принята частично (сложно было согласовать многие вещи);
— апселл[2] по уже купленным в компанииквартирам. Идея принята;
— проект «больше рождаемость — лучше всем». Идея была принята частично (нужно было создавать пул компаний, которым бы это было интересно; ресурсов на тот момент не было);
— проект «второе дыхание» (работа с теми, кто проявлял ранее интерес к объектам компании, но не купил). Идея принята.
Вывод: даже тогда, когда кажется, что выхода нет, надо продолжать его искать.
Внутренние причины остатков:
— плохая репутация компании;
— перенос сроков сдачи;
— морально или физически устаревший проект (например, пришедший в не очень хорошее состояние фасад, несовременные планировки…);
— ошибки при строительстве первых очередей: трещины в стенах, плесень в комнатах — чего мы только не встречали. Слухи о таких ошибках разносятся очень быстро;
— собственная управляющая компания, которая работает как внешняя, вызывает очень много негатива;
В соцсетях компании любой пост о том, что в сданном доме можно приобрести квартиру по выгодной цене, собирает десятки негодующих комментариев.
Если бизнес-процессы между УК и девелопером не выстроены, то все претензии к УК, остающиеся без ответа, ложатся черным пятном на репутацию девелопера. А потенциальные покупатели, увидев комментарии уже купивших/ живущих, быстро разворачиваются, уходят и не возвращаются.
— ошибки в квартирографии;
Это одна из самых распространенных причин наличия неликвидных остатков.
Например, мы часто видим в проектах девелопера до 70 % студий. Такое количество студий — явная ошибка, если:
— проект расположен в «стареющем» городе (дефицит молодежи и старение населения — важнейшие тренды, которые необходимо учитывать при реализации долгосрочных проектов);
— это точечная застройка в центре, куда переезжают покупатели, которые хотят улучшить свои жилищные условия;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликвидация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других