Среди тех, кто продолжил реалистические традиции Ивана Котляревского, кто закладывал основы новой украинской литературы, почетное место принадлежит Петру Гулаку-Артемовскому (1790–1865). Он писал романтические баллады, стихотворные и прозаические послания, стихи на бытовые темы, однако прославился в первую очередь как баснописец-новатор. Используя сокровища украинского фольклора, его юмор, художественные методы, разговорную речь простых людей, поэт создал и расширил жанр басни и поговорки, использовав, по сути, все его основные разновидности – от басни-сказки Ж. де Лафонтена и И. Хемницера до классической басни И. Крылова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петр Гулак-Артемовский предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© И. А. Коляда, Ю. И. Коляда, А. Ю. Кириенко, Е. В. Биба, 2018
© М. П. Згурская, перевод на русский язык, 2018
© С. Н. Кошелева, художественное оформление, 2018
© Издательство «Фолио», марка серии, 2009
Посвящаем родителям, учителям, университетским наставникам и землякам
Глава первая
Славный казацко-шляхетский род
Фамилия «Гулак» уходит своими корнями в глубокую древность. Как трактует «Этимологический словарь украинского языка», гулаками назывались «продолговатые пампушки на масле» или «большие вареники, начиненные маком, грушами и ягодами».
Украинский род, подаривший украинской культуре классиков литературы, науки и музыкального искусства, заслуживает того, чтобы о нем знали и помнили не только потомки, но и соотечественники. О роде Гулаков-Артемовских известно очень мало, однако украинские исследователи старались не ограничиваться непосредственным изучением творчества и биографии ученого, писателя и поэта Петра Петровича и его племянника — певца и композитора Семена Степановича Гулака-Артемовского, но, рассказывая об этих выдающихся деятелях, стремились воссоздать хотя бы малую часть истории их рода.
Между тем вопросы происхождения и социального положения семьи, истории двойной фамилии до сих пор остаются открытыми, и, разумеется, ответы на них помогли бы полнее воссоздать родословную Гулаков-Артемовских.
На сегодняшний день существует несколько версий происхождения этого рода. Одна из самых распространенных базируется на утверждении П. П. Гулака-Артемовского, что родоначальником фамилии был Иван Гулак, генеральный обозный при Петре Дорошенко (вторая половина XVII в.). П. П. Гулак-Артемовский, который родился в 1790 году, приходился генеральному обозному потомком в пятом-шестом поколении и мог знать о своем предке по семейным рассказам.
Сам Петр Петрович отмечал в рукописной биографии: «Фамилия Гулак-Артемовский произошла от одного из потомков Ивана Гулака, который жил в селе Артемовске. За разгульную жизнь местное население прозвало этого Гулака „Гулякой“, и, чтобы не путать с остальными представителями рода, его стали звать Гулякой Артемовским. От него и начинается род Гулаков-Артемовских».
В записях метрической книги Покровской церкви города Городище Черкасского уезда Киевской губернии священник Степан Гулак-Артемовский всюду записывается как «Стефан Артемовский». Под такой фамилией был записан и его младший брат, служивший старшим диаконом церкви, — «Василий Артемовский». В записи от 1816 года Василий упоминается как священник городищенской Преображенской церкви: «У священника Преображенской церкви Василия Гулака-Артемовского и его жены Марии Ивановны родилась дочь…»
Итак, в начале века представители этого рода записывали себя и как Артемовские, и как Гулаки-Артемовские.
Однако ответ на вопрос о двойной фамилии рода Гулаков-Артемовских так и не получен, ведь записи метрической книги рассказывают только о Стефане Артемовском и его родном брате — Василии Гулаке-Артемовском. К сожалению, ничего не известно об истоках рода, начиная от генерального обозного Ивана Гулака и заканчивая Патрикием. От последнего четко прослеживается дальнейшая родовая линия Гулаков-Артемовских: Патрикий — его сын Петр. У Петра было трое сыновей — Степан (священник Покровской церкви города Городище, отец композитора и певца С. С. Гулака-Артемовского), Василий (священник городищенской Преображенской церкви) и Петр (писатель и поэт, ректор Харьковского университета).
Есть версия, что Гулаки-Артемовские происходили из дворянского сословия. Однако в советские времена, на которые пришлись первые исследования биографий дяди и племянника Гулаков-Артемовских, об этом не упоминали. Этот вопрос не затрагивался и в монографии Л. Кауфмана «С. С. Гулак-Артемовский» (Киев, 1962 г.). Обошла эту проблему и музейная экспозиция, которую развернул организатор и основатель музея, краевед Георгий Коваль. В его записях, которые хранятся в Городищенском музее С. С. Гулака-Артемовского, говорится, правда, о гербе рода Гулаков, на котором изображены лук и стрела.
В рукописях Л. Кауфмана, не вошедших в монографию и хранящихся сейчас в музее, упоминается о дворянских корнях рода Гулаков-Артемовских: «…во всех документах, сохранившихся в личном архиве Гулака-Артемовского в Ленинградском центральном историческом архиве, указано, что он происходил из киевских дворян…».
В исследовании автора «М. И. Глинка и С. С. Гулак-Артемовский. Новые материалы» (Киев, 1961 г.) говорится о написанной рукой Глинки справке, которая послужила Семену Степановичу безоговорочным подтверждающим документом для проживания в Петербурге: «Глинка… справедливо решив, что лицу дворянского происхождения легче будет продвигаться по лестнице артистической карьеры… потребовал, чтобы в свидетельстве было указано, что Гулак-Артемовский происходит из киевских дворян…».
В письме (май 1839 года) к своему дяде П. П. Гулаку-Артемовскому в Харьков С. С. Гулак-Артемовский писал: «Дело о дворянстве нашего рода давно поступило в геральдию и через два, самое большее три месяца будет решено непременно. Герольдмейстер, с которым я имел случай познакомиться, заверил меня, что род Гулаков-Артемовских наверняка будет утвержден в дворянском достоинстве. Паспорт я получил с приписанием, что я дворянин».
В записях метрической книги городищенской Покровской церкви в начале XIX века дворянин Федор Гулак и его жена Акелина несколько раз упоминаются в связи с рождением детей, в частности, в 1802-м, 1805-м и 1806 годах. Запись, датированная декабрем 1802 года, говорит, что у «дворянина Якова Гулака и жены его Екатерины родился сын Павел». И далее: «У дыякона Василия Артемовского и жены его Марии родился сын Лесь. Воспринимал губернский секретарь Аким Гулак-Артемовский»; «У тытулярного советника Акима Гулака и жены его Марии родился сын Марко…» (1810 г.); «Дворянин Василий Гулак воспринимал незаконнорожденного младенца шляхтича Ивана Дунаевского» (конец 1806 г.). Таким образом, записи свидетельствуют, что в начале XIX века в Городище проживало немало дворян Гулаков.
Ходатайство С. Гулака-Артемовского было не столько о «присвоении» дворянского титула, а скорее о восстановлении оного, поскольку он, будучи человеком светским, интересовался прошлым своего рода. Именно такое мнение обосновывал советский исследователь Л. Кауфман, отмечавший, что городищенские священники происходят из дворян.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Петр Гулак-Артемовский предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других