1. Книги
  2. История Древнего мира
  3. Игорь Иванович Палеев

Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства

Игорь Иванович Палеев (2018)
Обложка книги

Эта книга начинает серию книг, посвященных эпохе Античности. В первой книге рассматриваются события, традиционно датируемые 559-323 гг. до н.э. — т.е. эпохи Персидского царства. В книге показано, что само Персидское царство соответствует султанату Сельджуков и время его существования может быть датировано 1024-1260 гг. Исходя из этих дат, реконструирована история стран, окружающих Персидское царство. Предложена новая хронология начальных веков существования Карфагена и Римской республики. Для обложки использован фрагмент мозаики, обнаруженной при раскопках Помпей и хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Египет при Ахеменидах (1060 — 1252)

1

Двадцать седьмая династия Сельджуков (1060 — 1176)

«Камбиз основал новую, XXVII династию фараонов. Как свидетельствуют египетские источники, он придал своему захвату характер законной унии с египтянами, короновался по местным обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул «царь Египта, царь (чужеземных) стран» и древние титулы «потомок (богов) Ра, Гора, Осириса». Судя по египетским текстам, Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону народ этой страны. Время от 525 до приблизительно 450 г., когда египтяне отпали от Персии, принято называть первым периодом персидского господства в Египте» [26].

Комментаторы Манефона сообщают следующую информацию о XXVII династии: «Двадцать седьмая династия состояла из восьми персидских царей. Камбиз царствовал 3 года. Маг — 7 месяцев. Дарий — 36 лет. Ксеркс, сын Дария, 21 год. Артаксеркс — 40 лет. Ксеркс, второй, 2 месяца. Согдиан, 7 месяцев. Дарий, сына Ксеркса, 19 лет. Итого 120 лет и 4 месяца» (Евсевий).

Исходя из предлагаемой нами персидской хронологии, соответствие для представителей XXVII династии может выглядеть так:

Хронология этого периода египетской истории может выглядеть так:

1067 г.

— «В повседневном смысле правителем Египта был сатрап, которым всегда оказывался либо влиятельный аристократ, либо член царской семьи. Первым сатрапом рассматриваемого периода являлся назначенный Камбисом Арианд, или Ариаванда, изгнанный после 522-го, восстановленный в 518-м и низложенный около 496 г. до н. э.» [39].

По [91] Арианд был сатрапом Египта в 525 — 518/510 гг. до н.э.

По персидской хронологии 525 г. до н.э. соответствует 1058 г., а 510 г. до н.э. = 1073 г. Об этом периоде египетской истории известна следующая информация: «И в самой резиденции (в Каире) с 450 (1058) все перессорились — визири, негры и турки. В 454 (1062) турки, руководимые хамданидом Насир ад-Даулой, осилили окончательно к вящему ущербу халифа и безграничному бедствию страны. Турки поставили себя в Египте совершенно в такое же положение, в каком находились их земляки в Багдаде. Они не обращали более никакого внимания на так называемого повелителя правоверных, грабили казначейства, расхитили драгоценную библиотеку — невознаградимо тяжкая потеря и по настоящее время. И тогда, когда в 465 (1073) был устранен турком Ильдегизом ставший слишком невыносимым из-за своей непомерной кичливости Насир ад-даула, двору от этого нисколько не стало легче» [53].

Если Арианд правил до 510 г. до н.э. (1073 г. по персидской хронологии), то его уход с политической арены совпадает со временем гибели Насир ад-даулы аль-Хусейн аль-Хамдани (наместник Сирии 1041 — 1048, 1058 — 1060; фактический правитель Египта 1067 — 1073). Таким образом, соответствие может выглядеть так:

— «Египет, видимо, официально признал Дария с 522 г. до н. э.; однако неясные обстоятельства смены правителя стали поводом для какого-то мятежа, и всё выглядит так, как если бы египтяне прогнали сатрапа Арианда. По всей видимости, некий местный династ по имени Петубаст, воспользовавшись моментом, попытался захватить власть; существует даже документ, датированный первым годом его «правления». Однако об этом персонаже мы имеем крайне смутные представления» [39]. По [39] Арианд был изгнан после 522-го, и восстановлен в должности сатрапа в 518-м.

По персидской хронологии Арианд был изгнан после 1061 г. и восстановлен в 1065 г.

Речь может идти о следующих событиях: «В 1062 г. разразилась кровопролитная внутренняя война между тюрками и негритянской гвардией. В 1067 г. тюрки одержали полную победу над неграми и изгнали их в Верхний Египет» [68]. «Фракционная борьба формирований берберов, тюрок, выходцев из Дайлама и Африки началась в 1062 году, когда войска Фатимидов вступили в открытые столкновения между собой близ Каира. Позднее, когда Насир ад-Давла, начальник победоносных тюркских войск восстал против ал-Мастансира, в хутба и в Александрии, и в других местах Нижнее Египта стали упоминать Аббасидов» [27].

— «В конце лета 518 г. Дарий отправился в Египет и прибыл в Мемфис. Предлагаются различные даты прибытия Дария в Египет — от 519 до 515 г. Олмстед полагал, что Дарий подавил восстание египтян, восстановил Арианда в должности сатрапа и почти немедленно вернулся в Персию, получив известие о заговоре Интаферна, одного из своих сообщников в убийстве Гауматы» [26]. «Дарий, согласно Геродоту, отправился в Мемфис и застал в Египте траур по Апису. Видеман полагает, что это произошло в 4-й год Дария, то есть в 517 год до н. э., от которого у нас есть стела из Серапеума с надписью о смерти Аписа. Но такая же надпись есть и от 31-го года Дария, да и вообще этот рассказ несколько похож на вымысел. В Египте Дарий выступает как фараон с именем Сетут-Ра» [78]. «Полиен, греческий автор, описывает БУНТ против жестокого Арианда, сатрапа, оставленного управлять Египтом еще Камбисом. Для 518 г. до н. э. мы располагаем таким свидетельством, как письмо Дария, в котором он приказывает сатрапу Арианду упорядочить египетские законы. Эта дата может означать, что Дарий не посещал Египта, по крайней мере, в начале своего царствования, и, следовательно, мы можем прийти к следующему выводу: что бы ни происходило в Египте в период великой смуты, ни сам царь не водил никакого войска (и это почти наверняка) и никого из своих полководцев не посылал к берегам Нила» [39].

Аналогия выглядит так: «Насир ад-Давла попросил султана Алп-Арслана о помощи и призвал его войти в Египет (462/1070). Он также пытался читать проповеди от имени халифа-Аббасида. Влиятельные турецкие командиры, такие как Ильдениз и Бельдекуш, были обеспокоены тем, что Насир ад-Давла пригласил Альп-Арслана в Египет, и они приняли меры против Насир ад-Давла, опасаясь потерять свою власть. Он был убит турками в 465/1073 г.» (islamansiklopedisi.org.tr/mustansir-billah-el-fatimi).

1073 г.

«Преемник Арианда, Ферендат (или Фарнадата), известен только по трем демотическим письмам, адресованным ему жрецами храма бога Хнума, в Элефантине, с прошениями урегулировать их дела. Ферендат вполне мог лишиться жизни в период смуты 486-485 гг. до н. э.» [39].

В общепринятой хронологии 486 г. до н.э. — первый год правления Ксеркса, т.е. в нашем случае султана Баркийарука (1092/1094 — 1104).

Аналогия наместничеству Ферендата может выглядеть так: «Не имея сил овладеть ситуацией, ал-Мустансир в 1073 году передал полномочия главнокомандующего наместнику Акки армянину Бадру ал-Джамали. В 1074 году тот прибыл в Каир и приказал перебить главных тюркских эмиров. Наведя порядок в столице, он отправился на побережье, где подчинил арабов, негров и берберов, взял штурмом Александрию» [68]. «В 1074-1094 годах Бадр Джамали сосредоточил в своих руках посты верховного главнокомандующего (амир аль-джуюш), руководителя миссионерского аппарата (даи ад-дуат) и главы правительства (везир) в Египте. С этого времени халифы лишь номинально исполняют функции носителя верховной власти, свергались и назначались военно-дворцовыми группировками, нередко вопреки выбору исмаилитских вождей» [90].

Исходя из этой аналогии соответствие может выглядеть так:

1094 г.

«Первое ВОССТАНИЕ в Египте вспыхнуло, по всей видимости, в 486 г. до н. э. и обычно считается одним из последствий Марафонского сражения; однако главным фактором здесь была, вероятно, ожидаемая смена правителя. Новый сатрап, Ахемен, подавил этот бунт, что явилось прологом к политике массовых репрессий… Ферендат вполне мог лишиться жизни в период смуты 486-485 гг. до н.э. Вскоре после восшествия на престол в ноябре 486 г. до н. э. Ксеркс посадил на эту должность своего собственного брата Ахемена (Hahämanis). Восстание вскоре было усмирено. Ахемен сражался во главе персидского отряда при Саламине, а погиб в сражении против Инара при Папремисе (459 г. до н. э.)» [39].

По [91] Ахемен был наместником Египта до 460 г. до н.э.

Во второй главе мы предположили, что восстание в Египте в начале правления Ксеркса соответствует следующим событиям: «В декабре 1094 года в Каире умер ал-Мустансир, восьмой халиф. Ал-Мустансир назначил своим наследником старшего здравствующего сына, Абу Мансура Низара (1045–1095). Однако Шаханшах ал-Афдаль, будучи всемогущим фатимидским везиром и «военачальником армий», через день после смерти ал-Мустансира возвел (его сына) Ахмада на трон Фатимидов с халифским титулом «ал-Мустали». Низар отказался смириться с притязаниями ал-Афдала и бежал в Александрию, где в начале 1095 года поднял ВОССТАНИЕ. Вскоре после этого Низар был объявлен халифом под титулом «ал-Мустафа» и получил поддержку жителей Александрии. В Александрии Низар заручился значительной поддержкой ряда военных подразделений, подавленных Бадр ал-Джамали. Поначалу Низар преуспевал в своих столкновениях с силами ал-Афдала. Однако к концу 1095 года ал-Афдал выступил против Низара, чья коалиция тем временем распалась, и последний был вынужден сдаться. Низара переправили в Каир и там казнили» [27].

Исходя из предполагаемой продолжительности наместничества Ахемена соответствие для него может выглядеть так:

1121-1123 гг.

— «После гибели Ахемена начались проблемы» [39].

Аналогия: «В 1121 г., наскученный долгой опекой Шаханшаха, сын ал-Мустали ал-Амир приказал умертвить его, после чего дела династии стали быстро клониться к упадку» [68]. «В 1121 году визирь ал-Афдаль был убит иранскими исмаилитами, недовольными тем, что визирь полновластно распоряжался во дворце халифов. Смерть великого визиря означала конец периода политической стабилизации, снова начались военные мятежи и борьба за власть» [38].

— «В начале правления Артаксеркса I (ок. 463—462 гг. до н. э.) вспыхнули беспорядки в западной Дельте, в месте расположения древней царской столицы, к тому же в центре влияния воинов египетского происхождения. Лидером восстания был ливийский вождь Инар, а призыв к Афинам привел к переброске афинского флота от Кипра к Египту (459 г. до н. э.). После продолжительной осады Мемфис был взят, хотя сама цитадель осталась в руках персов и симпатизировавших им местных жителей. В битве в западной Дельте погиб сатрап Ахемен. Мегабиз, наместник Сирии, отбил Мемфис для Великого Царя и блокировал Инара вместе с греческим флотом у острова Просопитида» [39].

По [91] — это события 460 г. до н.э. По персидской хронологии 460 г. до н.э. соответствует 1123 году.

Аналогия может выглядеть так: «В этом (1123) году также сообщалось о нападении на Египет многочисленного войска Лювата (ливийцы-берберы) из западных районов. Они грабили его провинции, и аль-Маамун Абу Абдалла, сын аль-Батаихи, наследник почившего аль-Афдала, сына эмира аль-Джуюши, выступил против них с египетской армией под командованием Имама аль-Амира, сына аль-Мустали. Встретившись с врагами, он нанес им сокрушительное поражение, убив и пленив многих, и наложил на них ежегодную дань установленного размера. После этого они вернулись в свои места, и аль-Маамун победоносно вернулся в Миср с огромными трофеями, радуясь своему большому успеху. Сообщалось также, что египетский флот встретился в море с венецианским флотом. В результате сражения победа осталась за венецианским флотом, который захватил несколько вражеских галер» (Г.Гибб)

1128 г.

— «В 454 году до н. э. Инар со своими немногочисленными оставшимися в живых сторонниками и небольшой частью греков сдался в плен Мегабизу, получив от него заверения, что всем пленным будет сохранена жизнь. Впоследствии Инар всё же БЫЛ КАЗНЕН» [26]. «Противостояние длилось более года. В итоге раненый в И-на-х-рау (Инар) был взят персидскими войсками В ПЛЕН, отправлен в Персию и там РАСПЯТ НА КРЕСТЕ» (ru.wikipedia.org/wiki/Амиртей_I).

По персидской хронологии 454 г. до н.э. соответствует 1129 г.

Исходя из подобной датировки речь может идти о падении власти следующего визиря Египта Мамуна аль-Батаихи (1121 — 1125), который в 1125 г. был арестован, а в 1128 г. РАСПЯТ НА КРЕСТЕ вместе со своими братьями.

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

— «Бунт был подавлен, но сыновей Инара и его товарища Амиртея царь восстановил в прежнем положении в областях, ранее подвластных их отцу. Амиртей продолжал оказывать сопротивление вплоть до 449 г. до н. э.» [39]. «Руководство восстанием перешло к Амун-ар-дэ-су (Амиртею I), засевшему в Низовье. Он вновь обратился за помощью к грекам, и полководец Кимон выделил ему в помощь шестьдесят боевых судов. Корабли двинулись в Египет, но узнав о смерти Кимона (449 год до н. э.), повернули обратно. Амиртей потерпел поражение, его дальнейшая судьба неизвестна» (ru.wikipedia.org/wiki/Амиртей_I).

Известны следующие события: «В 1130 г. халиф аль-Амир был убит во время прогулки заговорщиками-низаритами. На троне утвердился его двоюродный брат Абд ал-Маджид, принявший имя ал-Хафиза, но в том же году заговорщикам удалось свергнуть ал-Хафиза, и почти год страной правил сын Шаханшаха, Кутайфа. В 1131 году в результате нового переворота ал-Хафиз вернулся к власти, а Кутайфа был казнен» [68].

Кутайфат был сыном визиря аль-Афдаля (1094 — 1121) и фактически руководил армянскими отрядами фатимидской армии.

Исходя из этой информации соответствие может выглядеть так:

— «Амиртей продолжал оказывать сопротивление вплоть до 449 г. до н. э., а другой правитель, известный как Псамметих, отправил в 445/444 г. до н. э. значительное количество зерна в Афины; данный факт уже сам по себе говорит о том, что этот местный властитель был свободен в своих действиях» [39].

По персидской хронологии 445/444 г. до н.э. соответствует 1138/1139 г.

Известны следующие преемники Кутайфата в визирате: Янис ал-Руми ал-Армани (1131 — 1132), Сулайман ибн аль-Хафиз (1134), Хайдар ибн аль-Хафиз (1134), Хасан ибн аль-Хафиз (1134 — 1135), Бахрам ал-Армани (1135 — 1137, 1139 — 1140).

Исходя из предлагаемой хронологии Псамметих может соответствовать Бахраму ал-Армани.

— «Мы почти ничего не знаем о сатрапах 460-430 гг. до н.э. Для рассматриваемого периода известно несколько представителей династии Псамметихов, но [некоторые] авторы, включая их всех в царский список, проявляют излишний оптимизм, поскольку ясно, что не все они могли претендовать на титул царей Египта» [39].

Вероятно «несколько представителей династии Псамметихов» могут соответствовать фатимидским визирям этого периода.

— «Ктесий упоминает сатрапа по имени Сарсамас (возможны и другие произношения), поставленного на эту должность полководцем Мегабизом после подавления указанного восстания. Сарсамас обычно идентифицируется с хорошо известным сатрапом Арсамом, упоминаемым в арамейских документах с 428-го или, во всяком случае, с 424 г. до н. э. Промежуток времени велик, и поэтому лучше, может быть, остановиться на загадочном имени Сарсамас и признать, что мы почти ничего не знаем о сатрапах 460-430 гг. до н. э.» [39]. Или: «В 454 г. новым сатрапом Египта был назначен Аршама — по-видимому, внук Дария I. Судя по данным греческих авторов, новый наместник сохранял свой пост по меньшей мере до 423 г. В элефантинских папирусах на арамейском языке Аршама как сатрап Египта упоминается с 428 по 408 г. Клермон-Ганно высказывал предположение об идентичности Аршамы элефантинских папирусов с Арсамом (Сарсамасом), назначенным, по сообщению греческих авторов, сатрапом Египта в 454 г. В таком случае он сохранял свой пост в течение полувека. Г. Р. Драйвер склонен был полагать, что Аршама элефантинских папирусов был сыном одноименного сатрапа Египта. Однако маловероятно, чтобы отец и сын носили одна и то же имя» [26].

По [91] Арсамас (Аршама) был сатрапом Египта в 454 — 410 гг. до н.э.

По персидской хронологии 454 г. до н.э. соответствует 1129 г., 410 г. до н.э. = 1173 г., а 408 г. до н.э. — 1175 г.

Если исходить из персидской хронологии, то окончание наместничества Аршамы в Египте совпадает со смертью правителя Сирии и Египта Нур ад-дина (1174 г.). Исходя из подобного соответствия аналогия правлению Арсамы (Сарсамаса) и Аршамы (II) может соответствовать следующим событиям: «Родоначальником мосульских Зангидов был атабек Занги ибн Ак-Сонкур, в 1127 г. получивший от сельджукского султана Махмуда II грамоту на управление Северной Сирией и Северным Ираком. В 1146 г., после смерти Занги, его владения были поделены между сыновьями: к старшему Гази I отошел Северный Ирак с Мосулом, а младший Нур ад-дин получил Сирию с Халебом. Вслед за тем Нур ад-дин исполнил неосуществленную мечту отца — присоединил в 1154 г. к своим владениям Дамаск. Таким образом Нур ад-дин захватил всю Сирию и сделал Дамаск своей столицей. С приобретением этого города его престиж и слава в мусульманском мире неизмеримо возросли. В 1164 г. Нур ад-дин отправил в Египет армию под командованием курда Ширкуха. Египетские экспедиции повторялись потом в 1167 и 1169 гг. и завершились полным подчинением Египта Нур ад-дину» [68].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

1169 г.

«Элефантинские папирусы намекают на крупные беспорядки, начавшиеся с 412/411 г. до н. э. В папирусе Cowley. АР 27, написанном около 410 г. до н. э., евреи заявляют: «Когда ОТРЯДЫ ЕГИПТЯН ВЗБУНТОВАЛИСЬ, мы не покинули своих постов и никакого предательства среди нас не обнаружено». В одном замечательном пассаже Диодор упоминает события 411 г. до н. э. и рассказывает об интригах «царя» Египта, которые тот вместе с вождем арабов из пустыни строил по поводу финикийского побережья. Этот местный правитель не известен по другим источникам. Сочетание некоторых свидетельств из переписки Арсама не оставляет сомнений, что в стране произошли какие-то серьезные волнения, когда ВОИНСКИЕ ОТРЯДЫ ИЗМЕНИЛИ СВОЕМУ ПРАВИТЕЛЮ; но подробности этих событий утрачены для нас, и даже датировка данного архива остается дискуссионной. И всё же очевидно, что персидское правление в Египте клонилось к закату, а мятежник Амиртей из Саиса вскоре будет признан местным населением в качестве фараона» [39].

По персидской хронологии 412 г. до н.э. соответствует 1171 г.

Речь, по-видимому, идет о следующих событиях: «Ширкух был назначен вазиром (январь 1169), но уже через несколько недель неожиданно умер (март 1169), и вазират, с почетными званиями «султан» и «аль-малик ан-насир», перешли к его племяннику Салах ад-Дину. Сначала казалось, что Саладин не сумеет удерживать вазират в своих руках сколько-нибудь продолжительное время. Фатимидские вооруженные силы, состоявшие из 40 тысяч всадников и 30 тысяч чернокожих солдат суданской пехоты, ему не подчинялись. Он мог рассчитывать лишь на небольшой сирийский отряд. Чтобы как-то скомпенсировать утрату части армии, Саладин стал создавать отряды собственных «аскаров» под именем «салахия», для содержания которых вынужден был конфисковать угодья египетских эмиров и раздать их в качестве икта своим военачальникам. Это вызвало недовольство главарей чернокожего войска. В 1169 году их ОТРЯДЫ ВЗБУНТОВАЛИСЬ, бунт был жестоко подавлен Саладином, а оставшаяся часть войска ушла в Верхний Египет» [84]. «В том же 1169 году ГРУППА ЕГИПЕТСКИХ СОЛДАТ И ЭМИРОВ попыталась убить Салах ад-Дина. Но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну был арестован и казнен главный заговорщик — суданский евнух, управляющий дворца фатимидов — Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев ПОДНЯЛИ БУНТ против Саладина. К 23 августа восстание было подавлено» [14].

2

Двадцать восьмая династия Зангидов (1174 — 1181).

«Амиртей, единственный царь ХХVIII династии, происходил из Саиса и, вероятно, был отпрыском блестящей и успешной XXVI династии; также высказывалась догадка о том, что он был внуком Амиртея, сменившего Инара в качестве лидера египетского восстания против Артаксеркса II. Его восшествие на престол датируется примерно 404 г. до н. э. О подробностях его правления, по сути, ничего не известно. «Демотическая хроника» утверждает, что он был низложен, а его сыну не позволили наследовать престол» [40].

Как видно из текста информация о правлении Амиртея очень скудна, но мы все же остановимся на некоторых моментах чуть подробнее:

1174 г.

«В 404 г. до Р. Х., едва пришло известие о смерти Дарявахуша II, саисский номарх Амиртей поднял в Дельте восстание и провозгласил себя фараоном. К 400 г. до Р. Х. он распространил свою власть на Верхний Египет, включая Элефантин, и даже начал войну в Сирии» [67]. «Установить дату восстания Амиртея трудно. По-видимому, Амиртей восстал около 405 г., но в первые годы после мятежа его власть ограничивалась Нижним Египтом. В 400 г. восставшие захватили в свои руки и Верхний Египет, включая Элефантину» [26].

Описывая историю Ахеменидов, мы предположили, что Дарий II соответствует султану Арслан-шаху (1160 — 31 декабря 1175). Исходя из этого соответствия, правление Амиртея II может датироваться примерно 1174/5–1181 гг.

Исходя из этих дат восстание Амиртея может соответствовать «восстанию» Салах ад-дина: «Хотя до самой смерти Нур ад-дина Салах ад-дин продолжал оказывать Зангидам знаки внешнего повиновения, его стремительное усиление не могло не беспокоить дамасского эмира. В начале 1174 г. Нур ад-дин стал всерьез готовиться к войне с Салах ад-дином, но в мае месяце неожиданно скончался на 59-м году жизни. Салах ад-дин немедленно приступил к завоеванию его владений» [68].

Провозглашение Амиртея фараоном: «Салах ад-дин правил сначала как вассал Нур ад-дина с титулом аль-Малик ан-Насир («победоносный король»), затем самостоятельно с титулом «султан ислама и мусульман», принятый им в 1175 году и утвержденный по его требованию аббасидским халифом аль-Мустади, давшем Салах ад-дину инвеституру на управление Египтом» [90].

Амиртей «начинает войну в Сирии»: «Смерть Hyp ад дина в Дамаске 15 мая 1174 г. привела к распаду созданного им государства. Против наследника атабека аль-Малика ас-Салиха Исмаила выступили его мосульские родственники и Салах ад дин, которому 27 ноября без боя был сдан Дамаск, в декабре — Хомс. Попытки атабека Мосула Сайф ад дина Гази приостановить наступление султана были безуспешны» [77]. «Под предлогом защиты прав малолетнего Салиха, наследника Нур ад-дина, Салах ад-дин с небольшим отрядом отправился в Сирию и, не встретив сильного сопротивления, в том же 1174 году овладел Дамаском, Хамой и всеми остальными сирийскими территориями, исключая Халеб» [72]. «Саладин вступил в Дамаск в 1174 году и объявил себя истинным регентом ас-Салиха, а в 1176 году он женился на вдове Нур ад-дина, Исмет ад-дин Хатун, и был признан правителем Сирии» (en.wikipedia.org/wiki/As-Salih_Ismail_al-Malik).

Исходя из приведенной выше аналогии можно предположить, что приход к власти Амиртея II соответствует провозглашению Салах ад-дина султаном. Однако продолжительность правления Салах ад-дина (1174/5 — 1193) не соответствует продолжительности правления Амиртея (404 — 399).

1181 г.

«По Манефону, Амиртей был единственным царем XXVIII династии и правил шесть лет» [26]. «В 399 г. до Р. Х. Амиртей был свергнут (и, возможно, убит) Нефаретом, основавшим 29-ю династию» [67]. «Но сам Амиртей не слишком долго занимал трон; в одном письме, к сожалению фрагментированном (Kraeling. АР 13), написано следующее: «Они доставили в Мемфис царя Амиртея». Было ли это сделано с целью погребения или для приведения в исполнение смертной казни? В той же строке данного текста упоминается новый царь — Неферит. Остальная часть этой истории неизвестна» [40].

Исходя из египетской хронологии смерть Амиртея соответствует смерти наследника Нур ад-дина — ас-Салиха Исмаила: «Аль-Малик ас-Салих Исмаил умер 18 ноября 1181 г. в цитадели Алеппо и был похоронен там. Причина его смерти заключается в том, что эмир Алам ад-дин ибн Сулейман Джандар убил его, поместив яд в гроздь винограда, пока он был на охоте».

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

3

Двадцать девятая династия Айюбидов (1181 — 1200).

Комментаторы Манефона сообщают следующую информацию о XXIX династии: «Двадцать девятая династия состояла из 4 царей Мендеса: Неферитес, 6 лет. Ахорис, 13 лет. Псаммутис, 1 год. Неферитес, 4 месяца. Всего 20 лет и 4 месяца» (Африкан). Или: «Двадцать девятая династия состояла из 4 царей Мендеса (примечание: фактически из пяти). Неферитес, 6 лет. Ахорис, 13 лет. Псаммутис, 1 год. Неферитес, 4 месяца. Мутис, 1 год. Всего 21 год и 4 месяца» (Евсевий).

Современные источники излагают историю XXIX династии в следующем виде: «ХХVIII династия сменилась XXIX, происходившей из Мендеса, крупного города в Дельте. Противоречия наших источников в отношении последовательности царей легче всего толковать как отражение периодически вспыхивавших внутрисемейных споров о преемстве, когда за смертью Неферита последовала борьба за власть между тремя претендентами — Псаммутом, Ахорисом и третьим лицом, чье имя неизвестно. В конечном итоге победил Ахорис, который, несомненно, является выдающимся правителем этой династии. Ахорис царствовал относительно долго (тринадцать лет): Неферит I умер на своем седьмом году; царь X был свергнут, Псаммут правил один год; а Неферит II — всего четыре месяца. В свете этой прискорбной истории неудивительно, что XXIX династия вскоре была заменена, почти наверняка насильственно, мятежным родом, на этот раз из Себеннита» [40].

Таким образом, реконструкция XXIX династии выглядит так:

Рассмотрим более подробно известную информацию об этой династии:

1181 г.

— «В одном арамейском письме от 1 ОКТЯБРЯ 399 г. сообщается важная политическая весть о свержении Амиртея и приходе к власти нового правителя. Теперь престол захватил основатель XXIX династии Неферит I из города Мендес в Средней Дельте» [26]. «Сильно испорченный так называемый Бруклинский арамейский папирус говорит о восшествии на престол Неферита, но конкретные обстоятельства данного события остаются туманными» [40].

Выше мы предположили, что Амиртей II соответствует ас-Салиху Исмаилу. Исходя из этого, аналогия его свержению в следующих событиях: «В 577 г. х. (18 НОЯБРЯ 1181 г.) Исмаил умер, не оставив наследников» [5]. «В 1180–1182 годах Салах ад-Дину подчинились правители северной части междуречья Тигра и Евфрата. В 1183 году Салах ад-Дину покорился Амид и Халеб» [68].

Приход к власти Неферита I может соответствовать завоеванию Салах ад-дином наследия Нур ад-дина. В этом случае соответствие выглядит так:

— «Известно, что основатель XXIX династии взращивал идею о том, что его правление есть не что иное, как реставрация величия XXVI династии — установка, которую он вполне мог перенять у Амиртея и которой с усердием придерживались все последующие египетские правители вплоть до повторного персидского завоевания страны» [40].

В первом томе «Новой хронологии Древнего мира» мы показали, что представители XXVI династии соответствуют представителям династии Айюбидов, как и утверждал Неферит I.

1186/1193 г.

— «В 393 г. фараоном стал Ахорис, СЫН Неферита I» [26].

Аналогия может выглядеть так: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию управление государством было разделено между его СЫНОВЬЯМИ и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Ал-Афдал, старший сын, получил Дамаск; ал-Азиз — Египет; ал-Захир — Халеб» [68].

Таким образом, исходя из общепринятых датировок соответствие может выглядеть так:

Однако возможен и другой вариант. Источники сообщают, что Салах ад-дин произвел раздел своих владений между сыновьями еще в начале 1186 г. и именно с этого года они отсчитывали даты своего правления: «В декабре 1185 года Саладин был сражен болезнью и его состояние продолжало ухудшаться. Казалось вполне вероятным, дело шло к его смерти и он озаботился разделом территорий между своими наследниками и приведению к присяги своим детям высокопоставленных офицеров и чиновников. Для каждого из СЫНОВЕЙ он отводил определенную часть империя, назначив при этом своего брата аль-Адила в качестве доверительного управляющего для всего государства» [3].

Исходя из этой информации, соответствие может выглядеть и так:

— «В 393 г. фараоном стал Ахорис, сын Неферита I. Он царствовал до 382 г. и вел активную политику в бассейне Средиземного моря, вступив в антиперсидскую коалицию совместно с афинянами, Эвагором, городом Барка в Ливии, а также с мятежным племенем писидийцев в Малой Азии и арабами Палестины. Одновременно он начал превращать Египет в морскую державу и укрепил свою армию греческими наемниками. От времени его царствования сохранилось много памятников, свидетельствующих о хозяйственном развитии и строительных работах» [26]. «Нефарет и его сын Хакор заключали союзы с греками, которые вели в это время войны против персов. Они построили много боевых кораблей, превратив Египет в мощную морскую державу, и укрепили свою армию большим количеством греческих наемников» [67].

Аналогия: «Понимая, что без реальной морской военной силы защитить побережье невозможно, Салах ад-Дин с первых же дней прихода к власти стал уделять особое внимание усилению военно-морских сил Египта. Около 10 лет потребовалось на подготовку и обучение флотских экипажей, строительство кораблей; после чего в 1179 году (575 хиджры) против крестоносцев последовательно было проведено три военно-морских операции. Мусульманский флот парализовал морскую связь крестоносцев с Европой, а это, в свою очередь, положительно сказывалось на осуществлении планов Салах ад-Дина в Сирии. При освобождении сирийских городов побережья и таких портов как Акка, Кейсария, Бейрут, Аскалон не последнюю роль играл египетский флот» (В. Васильев; «Флот Салах ад-Дина»).

1193 г.

«Противоречия наших источников в отношении последовательности царей легче всего толковать как отражение периодически вспыхивавших внутрисемейных споров о преемстве, когда за смертью Неферита последовала борьба за власть между тремя претендентами — Псаммутом, Ахорисом и третьим лицом, чье имя неизвестно. В конечном итоге победил Ахорис» [40].

Аналогия может выглядеть так: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию управление государством было разделено между его сыновьями и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Однако не прошло и года после смерти Салах ад-дина, как его наследники стали нападать друг на друга и начали борьбу за власть. Уже в 1194 г. ал-Афдал возбудил сильное недовольство своих эмиров, которые обратились за поддержкой к египетскому султану ал-Азизу. Мир тогда был восстановлен, но ненадолго» [68]. «Вскоре после восшествия на престол аль-Азизу пришлось столкнуться с восстанием эмиров. Когда аль-Афдаль (брат аль-Азиза) изгнал всех министров, оставленных ему в Сирии отцом, те пришли в Египет и просили аль-Азиза завоевать Сирию. Аль-Азиз осадил Дамаск. Тогда аль-Афдаль обратился за помощью к брату Саладина, Аль-Адилю, который встретился с аль-Азизом и добился примирения» (wiki/Аль-Азиз_Усман_ибн_Юсуф).

1194–1196 гг.

«Персы решили нанести удар одновременно по Египту и его основному союзнику Кипру. Тирибаз выступил с флотом против Эвагора, а Фарнабаз, Аброком и Тифравст около 385–383 гг. предприняли военные действия против Ахориса. Однако попытка покорить Египет оказалась обреченной на неудачу. Наоборот, Ахорис начал расширять свою территорию, поддерживая мятежников против персидского царя в Финикии и Киликии. Он даже установил контроль над Тиром и с помощью флота из 90 триер захватил восточную часть Средиземного моря» [26].

По египетской хронологии события 385–383 гг. должны датироваться 1194–1196 гг.

Аналогия может выглядеть так: «Мир был восстановлен, но ненадолго. В 1195 г. раздоры возобновились, а в 1196 г. ал-Азиз прогнал ал-Афдала из Дамаска» [68]. «В следующем году аль-Азиз вновь атаковал Сирию, но аль-Афдалю удалось убедить некоторых эмиров армии аль-Азиза уйти в пустыню. Позже аль-Адиль союзе с аль-Азизом выступил против аль-Афдаля, который был осаждён и захвачен в Дамаске 3 июля 1196 года. Аль-Афдаль был сослан в Сальхад, в то время как аль-Азиз был провозглашён верховным повелителем империи Айюбидов» (wiki/Аль-Азиз_Усман_ибн_Юсуф).

1198 г.

— «Ахорис царствовал до 382 г.» [26]. Так как комментаторы Манефона сообщают о 13 годах правления Ахориса, то в большинстве источников его правление датируется 393–380 гг. Но так как в Египте, в отличии от Месопотамии, год вступления царя считался за полный царский год, то 6 лет правления Неферита I фактически должны приходиться на 399 — 394 гг. до н.э. (шесть лет: 399, 398, 397, 396, 395, 394), а 13 лет правления Акхориса должны быть датированы 394–382 гг.

Таким образом, соответствие фактически должно выглядеть так:

Аналогия смерти Ахориса выглядит так: «19 ноября 1198 г. аль-Азиз умер в Каире в результате несчастного случая на охоте за несколько дней до этого» [3].

— «СЫНУ Ахориса Псаммуту не удалось удержаться на троне» [26]. «Псаммут правил один год» [40].

О преемнике Акхриса известно следующее: «19 ноября 1198 г. (в других источниках — 29 октября 1198) аль-Азиз умер в Каире в результате несчастного случая на охоте за несколько дней до этого. Своим наследником он назвал старшего СЫНА аль-Мансура Мухаммада, мальчика десяти лет. Старшие эмиры утвердили это назначение, но было ясно, что молодому султану требуется атабек. Из-за разногласия в этом вопросе тлеющее до этого времени соперничество между отрядами Салахийя с одной стороны и отрядами Михранийя и Асадийя с другой вылилось в открытое противостояние. Салахийя поддерживали кандидатуру аль-Адиля, наиболее способного и опытного человека. Однако 5 января 1199 г. аль-Афдал прибыл в Бильбайс, где был встречен эмирами страны и назначен регентом Египта» [3].

Исходя из хода событий, соответствие может выглядеть так:

1199–1200 гг.

«Неферит II, ставший фараоном, правил всего несколько месяцев и был лишен власти Нектанебом I из Себеннита в Дельте (380–363 гг.), основателем XXX династии» [26]. «[Вероятно], что до своего восшествия на престол Нектанеб I был командующим армии. Учитывая такое происхождение и исключительную непродолжительность Неферитова царствования, приход новой династии подозрительно напоминает военный переворот, и весьма вероятно, что стела Нектанеба из Большого Гермополя и в самом деле указывает на беспорядки, сопровождавшие это событие» [40].

Аналогия: «Как только внешняя угроза была устранена, аль-Адил выдвинул свои войска из Дамаска на аль-Афдаля, который в это время находился в Бильбайсе. Аль-Афдаль попытался спешно собрать свои, но не успел, потому что большинство его эмиров были распущены по их икта. 26 января 1200 г. его маленькая армия была разбита на границе Египта, и он бежал в Каир. Поняв невозможность дальнейшего сопротивления, аль-Афдаль предложил обменять Каир на Дамаск, а после отказа аль-Адила — на Харран и Эдессу. В конце концов он согласился довольствоваться Майяфарикином, Самосатой и Хани в дополнение к своему нынешнему уделу в Салкхаде. Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вошли войска во главе с аль-Адилом. Менее чем через неделю после своего триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура Мухаммада из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [3].

Исходя из указанных дат правление аль-Афдаля продолжалось около 1 года и 1 месяца (январь 1199 — февраль 1200).

Таким образом, исходя из данных комментаторов Манефона соответствие может выглядеть так:

ВЫВОД: XXIX династия соответствует султанам из династии Айюбидов в 1181–1200 годах:

4

Тридцатая династия Айюбидов (1200 — 1249).

«Тридцатая династия состояла из трех царей Себеннита. Нектанеб правил 18 лет. Теос — 2 года. Нектанеб — 18 лет. Итого 38 лет» (Африкан).

Рассмотрим известную информацию об этой династии:

1200 г.

— «Неферит II был лишен власти Нектанебом I из Себеннита в Дельте (380–363 гг.), основателем XXX династии» [26].

По [91] Нектанеб I правил в 380 — 362 гг.

Выше мы предположили, что речь идет о следующих событиях: «Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вошли войска во главе с аль-Адилом. Менее чем через неделю после его триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура Мухаммада из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [3].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

— «Вопрос о том, в каких именно отношениях цари XXX династии состояли с царями XXIX династии, часто и много дискутируется. На базе «Демотической хроники» в переводе Шпигельберга (Spiegelberg) утверждается, что Нектанеб I был сыном или внуком Неферита I, однако новая интерпретация Джонсона показывает, что этот взгляд несостоятелен. Можно говорить лишь о том, что до своего восшествия на престол он был командующим армии и что его отец Тахос также являлся высокопоставленным военным и, возможно, принцем» [40].

В предлагаемой нами хронологии Нектанеб I (аль-Адил) был младшим братом Неферита I (Салах ад-дина).

— «При Нектанебе Египет пережил значительный хозяйственный расцвет, от времени его правления сохранилось много памятников искусства, которые свидетельствуют о возврате к старым традициям, существовавшим до захвата страны персами» [26].

Возможно: «Величайшим страданием для египетского народа явилась засуха 1200–1202 гг., когда уровень Нила поднялся лишь на 12 локтей (вместо обычных 16). Число погибших от голода только в одном Каире, куда бежало множество феллахов, составило 111 тыс., как сообщает очевидец этих событий, багдадский врач Абд ал-Латиф. Однако упорный труд крестьян изгладил в последующие годы следы бедствия, и Макризи сообщает, что уже при султане Камиле Египет снова достиг большого процветания» [72].

1211 г.

«В 373 г. значительная персидская армия, подкрепленная флотом под начальством Фарнабаза, выступила против Египта. Тем временем Нектанеб укрепил же устье Нила и у Пелусия заградил вход в страну каналами и дамбами. Эту оборону нельзя было пробить, но флот Фарнабаза обошел укрепления и высадился у устья Нила. Ификрат советовал Фарнабазу вступить как можно быстрее в Мемфис, поскольку еще не была организована оборона города. Но Фарнабаз не доверял Ификрату и отклонил его совет. Пока персидское командование собирало всю свою армию, египтянам удалось сильно укрепить город Мендес в Дельте. Тем временем в Ниле наступило половодье, после чего персидской армии пришлось отступить из Египта с потерями» [26].

По персидской хронологии 373 г. до н.э. соответствует 1211 г.

Исходя из персидской хронологии, аналогия может выглядеть так: «Когда срок перемирия истек (сентябрь 1210 г.), лишь один инцидент нарушил отношения между дворами Акры и Каира: франкские пираты захватили мусульманские корабли, и султан, прибыв в Сирию, повел свою армию на пригороды Акры. Жану Ибелину удалось убедить его, что эти пираты отплыли с Кипра, а не из портов Иерусалимского королевства. Аль-Адил дал себя уговорить, и мир не был расторгнут. Однако новый король, Иоанн де Бриенн, появившийся в Акре в сентябре 1210 года, не сдался. Он приказал франкской эскадре провести налет на Египет. В июне 1211 года предводитель этой экспедиции, Готье де Монбельяр, вошел в Нил и разграбил «притоки Дамьетты». Возможно, что он даже намеревался внезапным наскоком захватить Александрию. Султану пришлось срочно прибыть в город со своими войсками. После этой демонстрации военной силы Иоанн де Бриенн попросил у аль-Адила, который появился в Галилее, возобновления перемирия. Еще раз мир воцарился на шесть лет, но прискорбный разрыв мирных отношений на восемь месяцев (сентябрь 1210 — конец июня 1211) стоил франкам опустошенной акрской равнины и постройки грозной крепости Фавор» [63].

1215 г.

«XXX династия, как и ее предшественница, страдала от рецидивного недуга династической нестабильности. Это, возможно, объясняет удивительный факт совместного правления в конце царствования Нектанеба I, который с шестнадцатого царского года и вплоть до своей смерти на девятнадцатом году управлял страной вместе с сыном Тахосом. Если Тахос официально стал соправителем в этом году, то вполне вероятно, что господствующего положения он достиг еще раньше и, может быть, именно поэтому сторонние наблюдатели уже в 366 г. до н. э. воспринимали его как фактического правителя Египта» [40].

Возможная аналогия: «В 1200 году султан ал-Адил ибн Айюб, глава рода Айюбидов, ради лучшего управления государством разделил его среди своих трех сыновей. Раздел проходил в Каире и завершился тем, что Египет достался старшему сыну — ал-Камилу. Палестина и Южная Сирия — ал-Муаззаму, а Джазиру и северную Сирию отдали ал-Ашрафу Мусе» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm).

1218 г.

«В 362 г. к власти в Египте пришел Тахос, сын Нектанеба» [26]. «Неизвестно при каких обстоятельствах Тахус наследовал Нектанебу I и на каком основании племянник Тахуса заявлял о своих правах на престол, поднял мятеж против Тахуса и занял трон» [11].

Известны следующие события: «Политические изменения были благоприятны для крестоносной пропаганды. Состоявшийся в ноябре 1215 г. в Латеране церковный собор утвердил, что поход начнется 1 июня 1217 года… 29.05.1218 первые крестоносные воины сходили с кораблей на египетском берегу, ввиду Дамиетты. Весть о падении цепной башни (24.08), считавшейся неприступной, привела мусульман в шоковое состояние. Глава государства Айюбидов — султан ал-Адил переволновался при этом известии настолько что заболел и, спустя пару дней (31.08) умер. По его смерти сыновья остались владеть отведенными им еще в 1200 г. областями, под формальным главенством владетеля Египта, ал-Камила» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

Исходя из предлагаемой комментаторами Манефона продолжительности правления представителей XXX династии соответствие может выглядеть так:

1219 г.

— «Новый фараон поставил перед собой цель перейти в наступление и захватить Сирию и Палестину. Для осуществления своих честолюбивых планов Тахос снарядил большой флот и сильную армию и начал искать союзников. Любой враг Персии был естественным союзником Египта, и фараон обратился к Спарте и Афинам с просьбой предоставить наемников. В 361 г. в Египет вместе с гоплитами, нанятыми за деньги, прибыл спартанский царь Агесилай. В том же году на службу к Тахосу поступил и афинянин Хабрий со своими наемниками» [26].

Аналогия: «Желая предупредить врага, как считалось — готовившегося наступать, собственным нападением, ал-Камил выслал в Египет приказ собрать все наличные войска и провести тотальную мобилизацию. Дело дошло до того, что в декабре-январе 1219 г. ал-Камил разослал с семью десятками посланцев воззвания ко всем правителям стран ислама с призывом лично прийти на помощь или же — крайнем случае — прислать войска. Незадолго до этого в его лагерь прибыли вспомогательные отряды из Хамы и Алеппо, возможно высланные ал-Ашрафом» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

«Спартанский царь Агесилай» и «афинянин Хабрий», по-видимому, соответствуют лидерам крестоносцев, высадившихся в Египте.

— «Вскоре Тахос начал испытывать острый недостаток в деньгах, чтобы платить жалованье огромному числу наемников. Поэтому в 361 г. Тахос по совету Хабрия провел важные экономические реформы. Жрецы передали государству принадлежавшие храмам золото и серебро в качестве ссуды. Кроме того, в стране все, вплоть до строительства новых домов, было обложено налогами. С урожая, доходов ремесленных мастерских, со всех сделок купли-продажи необходимо было платить государству десятую часть. Население заставили сдать весь запас находившихся у него благородных металлов. Тахосу удалось реквизировать весь драгоценный металл в Египте, и он начал чеканить деньги для выплаты наемникам» [26].

Аналогия: «С именем ал-Муаззама (брата ал-Камиля) мусульманские историк связывают спасение стран Ислама и Египта, в частности. Прибыв в Египет (17.02) он энергично принялся восстанавливать все что только можно было спасти… Дабы покрыть необходимые денежные затраты были подняты налоговые планки, религиозные меньшинства были обязаны в очередной раз платить за свое вероисповедание. Мусульмане, кроме высоких налогов должны были считаться с возможностью быть призванным в армию. На практике в армию созвали половину всего способного носить оружие, мусульманского населения Каира и Фустата. Это дало 10 000 человек, незамедлительно прибывших в военный лагерь ал-Муаззама и ал-Камила в Ушмум Таннах» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

— «После этого Тахос поручил правление в Египте СВОЕМУ БРАТУ и вторгся в СИРИЮ» [26]. «Когда Тахос отправился в большой азиатский поход против Персии, он оставил для контроля над Египтом полководца по имени Тжа-хап-иму (Tja-hap-imu), который определенно был ему братом» [40].

Возможная аналогия: «Война ислама и христианства велась кроме Египта еще на двух фронтах: в Палестине и Северной СИРИИ. Правитель северной Сирии, ал-Ашраф, еще в 1219 г. ограничил свои действия против крестоносцев летним набегом на их владения на побережье. Более деятелен был ал-Муаззам, в подчиненных ему областях — Южной Сирии и Палестине. Прибыв в марте 1219 из Египта, он обратил внимание на то что пока основные силы Айюбидов связаны борьбой с крестоносцами в Египте, города Палестины стоят полузащищенные. Любой набег крестоносцев из прибрежных крепостей мог привести к захвату ими опорных пунктов в сердце Палестины. Для предотвращения этого ал-Муаззам решился на смелый шаг. По его приказу должны были быть разрушены укрепления таких городов как Сафад, Хунин, Тибнин, Каукаб и Иерусалим. Из Иерусалима путь ал-Муаззама лежит в Дамаск, где во второй половине октября 1219 набрал отряд солдат и направил его К БРАТУ в Египет. Немного погодя мы встречаем его в Египте, куда он ненадолго приехал понаблюдать за ходом боевых действий. Вернувшись обратно, он начинает малую войну с крестоносцами на побережье, в конце ноября 1219 г. осаждает Цезарею (Кесарию), и занимает ее. В полном соответствии с тактикой лишать христиан опорных пунктов, Цезарея основательно разрушается войсками ал-Муаззама. Следующая осада (тамплиерского замка Атлит) не удалась и, разорив прилегающие христианские области, султан возвратился в Дамаск. Тем не менее продолжаются спорадические нападения айюбидских отрядов на владения «франков» на побережье» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

Возможно, Тахос соответствует аль-Муаззаму, а Тжа-хап-иму — аль-Камилю.

— «Согласно хроники Георгия Синкела Ох в 361 году до н.э. принял участие в походе против Египта, вторгшегося под руководством своего фараона Тахоса в Сирию и пленил его» (ru.wikipedia.org/wiki/Артаксеркс_III).

Аналогия: «Одновременно с высадкой крестоносцев в Египте держава Айюбидов подверглась нападению с другого фронта — из глубин Малой Азии развернул широкое наступление султан турок-сельджуков Икония, Кей-Кавус. Военные действия развернулись в пограничной зоне и, хотя сельджуки в итоге были вытеснены из Сирии, они оттянули на себя значительную часть айюбидских армейских контингентов — в их числе всю армию ал-Ашрафа, дислоцированную в северной Сирии… Весьма правдоподобным выглядит предположение, что поход сельджуков во владения Айюбидов в 1219 г. был кроме всего прочего вызван происками ХАЛИФА (Артаксеркса III), точно также как был им вызван поход монголов в Хорезм» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm).

— «Тем временем в городе Мендес в Дельте новый узурпатор (источники не приводят его имени) восстал против Нектанеба II и провозгласил себя фараоном. В одном из городов Дельты войска фараона и Агесилая были осаждены узурпатором, который нашел себе много приверженцев. Но Агесилай и Нектанеб со своими отрядами напали на мятежников, которые, находясь на разных концах незавершенного рва, лишились своего численного превосходства и были разгромлены» [26]. «Какого-то, не названного по имени, жителя Мендеса часть египетского населения провозгласила фараоном, и он восстал против Нектанеба. Вряд ли можно сомневаться, что этот человек принадлежал к царскому дому Мендеса, сделавшего ставку на восстановление своего былого величия; он явно представлял собой огромную угрозу, поскольку смог выставить значительное войско и принудил Нектанеба укрыться в каком-то неназванном укрепленном городе. Нектанебу — благодаря превосходству своих греческих отрядов и полководческому искусству Агесилая — удалось выйти из этого кризиса победителем» [40].

Возможная аналогия выглядит так: «Помощь крестоносцам пришла из…арабского лагеря. Там группа высших эмиров готовила свержение ал-Камила имея целью поставить над Египтом его брата ал-Фаиза, более молодого и оттого гораздо более сговорчивого. Своих намерений эмиры особенно и не скрывали, так что об этом вскоре узнал весь лагерь. Ал-Камил также был достаточно хорошо информирован о заговоре, но поделать ничего не мог. Главе заговорщиков, эмиру Ибн Мастубу, одному из влиятельнейших персон айюбидского государства, и в частности Египта, он ничего не мог противопоставить. Мало того однажды он застал мятежников аккурат в тот момент, когда они, собравшись, присягали на Коране ал-Фаизу. В итоге ал-Камил окончательно потерял голову и в ночь на 4-5 февраля бежал в лежащий на юго-востоке город Ушмум Таннах. Ал-Муаззам встретился с Ибн Мастубом — зачинщиком мятежа — и заставил его покинуть Египет. Конкурент ал-Камила — принц ал-Фаиз был послан в Месопотамию призвать ал-Ашрафа и мелких айюбидских князей к участию в войне с крестоносцами. Этим был вырван корень мятежа и остальные эмиры-заговорщики, нехотя, но возвратились в лоно подчинения ал-Камилу» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

1220/1221 г.

«Когда Тахос отправился в поход против Персии, он оставил для контроля над Египтом полководца по имени Тжа-хап-иму (Tja-hap-imu), который определенно был ему братом. Последний незамедлительно уговорил своего собственного сына Нектанеба, принимавшего участие в походе Тахоса, поднять бунт. Данное вероломство увенчалось полным триумфом, и Тахосу пришлось искать убежище у Великого Царя» [40]. «Пока фараон вел успешную наступательную войну в Сирии, египтяне восстали против него. Народ был недоволен тяжелыми налогами, а жрецы не хотели мириться с конфискацией части храмового имущества. Когда восстание разгорелось, его возглавил Нектанеб II, племянник Тахоса и один из командиров египетской армии в Сирии, который выступил против своего дяди (360 г.). Когда положение Тахоса стало безнадежным, он бежал к персидскому царю в Сузы» [26].

Возможно: «Единство племянников Салах ад-Дина дало трещины сразу после капитуляции франкского воинства. Торжество в Мансуре (октябрь 1221 г.), посвященное победе над западными пришельцами положило конец целой эпохе в истории Айюбидов. Сразу после мирного договора с франками, ал-Муаззам остался в одиночестве — его братья ал-Камил и ал-Ашраф, заключили в Каире союз. С этого момента страна разделилась на два враждующих лагеря. По одну сторону находился ал-Муаззам, по другую — оба его брата. Ал-Муаззам находился в очевидно невыгодном положении. Его владения, расположенные между владений братьев, могли быть одновременно атакованы с двух сторон — из Египта и Джазиры» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm). «Потом между ними (братьями ал-Камилом и ал-Муаззамом) возникли раздоры. В 1222–1224 и 1226–1227 годах они вели друг против друга войны» [68].

Исходя из продолжительности правления Нектанеба II, соответствие, по-видимому, должно выглядеть так:

Если исходить из указанных родственных отношений, то братья Тахос и Тжа-хап-иму соответствуют братьям аль-Муаззаму и аль-Камилю. В этом случае приход к власти Нектанеба II соответствует следующим событиям: «Аюб был СЫНОМ аль-Камила и как наследник (валиахд) султана в 1228 году был назначен наибом (наместником) Египта, с Фахр аль-Дин Ибн аль-Шейх Шуюхом в качестве атабека. Однако Айюб вскоре потерял доверие отца, так как подозревался в заговоре с целью добиться независимости. В 1229/1230 он был отправлен в Аль-Джазиру, а его БРАТ аль-Адиль II стал новым наследником и наместником Египта» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-Salih_Ayyub). «После смерти в 1238 г. ал-Камила, ему наследовал младший сын ал-Адил II, который в 1240 г. был низложен старшим — ас-Салихом» [68].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я