Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства

Игорь Иванович Палеев, 2018

Эта книга начинает серию книг, посвященных эпохе Античности. В первой книге рассматриваются события, традиционно датируемые 559-323 гг. до н.э. – т.е. эпохи Персидского царства. В книге показано, что само Персидское царство соответствует султанату Сельджуков и время его существования может быть датировано 1024-1260 гг. Исходя из этих дат, реконструирована история стран, окружающих Персидское царство. Предложена новая хронология начальных веков существования Карфагена и Римской республики. Для обложки использован фрагмент мозаики, обнаруженной при раскопках Помпей и хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Египет при Ахеменидах (1060 — 1252)

1

Двадцать седьмая династия Сельджуков (1060 — 1176)

«Камбиз основал новую, XXVII династию фараонов. Как свидетельствуют египетские источники, он придал своему захвату характер законной унии с египтянами, короновался по местным обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул «царь Египта, царь (чужеземных) стран» и древние титулы «потомок (богов) Ра, Гора, Осириса». Судя по египетским текстам, Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону народ этой страны. Время от 525 до приблизительно 450 г., когда египтяне отпали от Персии, принято называть первым периодом персидского господства в Египте» [26].

Комментаторы Манефона сообщают следующую информацию о XXVII династии: «Двадцать седьмая династия состояла из восьми персидских царей. Камбиз царствовал 3 года. Маг — 7 месяцев. Дарий — 36 лет. Ксеркс, сын Дария, 21 год. Артаксеркс — 40 лет. Ксеркс, второй, 2 месяца. Согдиан, 7 месяцев. Дарий, сына Ксеркса, 19 лет. Итого 120 лет и 4 месяца» (Евсевий).

Исходя из предлагаемой нами персидской хронологии, соответствие для представителей XXVII династии может выглядеть так:

Хронология этого периода египетской истории может выглядеть так:

1067 г.

— «В повседневном смысле правителем Египта был сатрап, которым всегда оказывался либо влиятельный аристократ, либо член царской семьи. Первым сатрапом рассматриваемого периода являлся назначенный Камбисом Арианд, или Ариаванда, изгнанный после 522-го, восстановленный в 518-м и низложенный около 496 г. до н. э.» [39].

По [91] Арианд был сатрапом Египта в 525 — 518/510 гг. до н.э.

По персидской хронологии 525 г. до н.э. соответствует 1058 г., а 510 г. до н.э. = 1073 г. Об этом периоде египетской истории известна следующая информация: «И в самой резиденции (в Каире) с 450 (1058) все перессорились — визири, негры и турки. В 454 (1062) турки, руководимые хамданидом Насир ад-Даулой, осилили окончательно к вящему ущербу халифа и безграничному бедствию страны. Турки поставили себя в Египте совершенно в такое же положение, в каком находились их земляки в Багдаде. Они не обращали более никакого внимания на так называемого повелителя правоверных, грабили казначейства, расхитили драгоценную библиотеку — невознаградимо тяжкая потеря и по настоящее время. И тогда, когда в 465 (1073) был устранен турком Ильдегизом ставший слишком невыносимым из-за своей непомерной кичливости Насир ад-даула, двору от этого нисколько не стало легче» [53].

Если Арианд правил до 510 г. до н.э. (1073 г. по персидской хронологии), то его уход с политической арены совпадает со временем гибели Насир ад-даулы аль-Хусейн аль-Хамдани (наместник Сирии 1041 — 1048, 1058 — 1060; фактический правитель Египта 1067 — 1073). Таким образом, соответствие может выглядеть так:

— «Египет, видимо, официально признал Дария с 522 г. до н. э.; однако неясные обстоятельства смены правителя стали поводом для какого-то мятежа, и всё выглядит так, как если бы египтяне прогнали сатрапа Арианда. По всей видимости, некий местный династ по имени Петубаст, воспользовавшись моментом, попытался захватить власть; существует даже документ, датированный первым годом его «правления». Однако об этом персонаже мы имеем крайне смутные представления» [39]. По [39] Арианд был изгнан после 522-го, и восстановлен в должности сатрапа в 518-м.

По персидской хронологии Арианд был изгнан после 1061 г. и восстановлен в 1065 г.

Речь может идти о следующих событиях: «В 1062 г. разразилась кровопролитная внутренняя война между тюрками и негритянской гвардией. В 1067 г. тюрки одержали полную победу над неграми и изгнали их в Верхний Египет» [68]. «Фракционная борьба формирований берберов, тюрок, выходцев из Дайлама и Африки началась в 1062 году, когда войска Фатимидов вступили в открытые столкновения между собой близ Каира. Позднее, когда Насир ад-Давла, начальник победоносных тюркских войск восстал против ал-Мастансира, в хутба и в Александрии, и в других местах Нижнее Египта стали упоминать Аббасидов» [27].

— «В конце лета 518 г. Дарий отправился в Египет и прибыл в Мемфис. Предлагаются различные даты прибытия Дария в Египет — от 519 до 515 г. Олмстед полагал, что Дарий подавил восстание египтян, восстановил Арианда в должности сатрапа и почти немедленно вернулся в Персию, получив известие о заговоре Интаферна, одного из своих сообщников в убийстве Гауматы» [26]. «Дарий, согласно Геродоту, отправился в Мемфис и застал в Египте траур по Апису. Видеман полагает, что это произошло в 4-й год Дария, то есть в 517 год до н. э., от которого у нас есть стела из Серапеума с надписью о смерти Аписа. Но такая же надпись есть и от 31-го года Дария, да и вообще этот рассказ несколько похож на вымысел. В Египте Дарий выступает как фараон с именем Сетут-Ра» [78]. «Полиен, греческий автор, описывает БУНТ против жестокого Арианда, сатрапа, оставленного управлять Египтом еще Камбисом. Для 518 г. до н. э. мы располагаем таким свидетельством, как письмо Дария, в котором он приказывает сатрапу Арианду упорядочить египетские законы. Эта дата может означать, что Дарий не посещал Египта, по крайней мере, в начале своего царствования, и, следовательно, мы можем прийти к следующему выводу: что бы ни происходило в Египте в период великой смуты, ни сам царь не водил никакого войска (и это почти наверняка) и никого из своих полководцев не посылал к берегам Нила» [39].

Аналогия выглядит так: «Насир ад-Давла попросил султана Алп-Арслана о помощи и призвал его войти в Египет (462/1070). Он также пытался читать проповеди от имени халифа-Аббасида. Влиятельные турецкие командиры, такие как Ильдениз и Бельдекуш, были обеспокоены тем, что Насир ад-Давла пригласил Альп-Арслана в Египет, и они приняли меры против Насир ад-Давла, опасаясь потерять свою власть. Он был убит турками в 465/1073 г.» (islamansiklopedisi.org.tr/mustansir-billah-el-fatimi).

1073 г.

«Преемник Арианда, Ферендат (или Фарнадата), известен только по трем демотическим письмам, адресованным ему жрецами храма бога Хнума, в Элефантине, с прошениями урегулировать их дела. Ферендат вполне мог лишиться жизни в период смуты 486-485 гг. до н. э.» [39].

В общепринятой хронологии 486 г. до н.э. — первый год правления Ксеркса, т.е. в нашем случае султана Баркийарука (1092/1094 — 1104).

Аналогия наместничеству Ферендата может выглядеть так: «Не имея сил овладеть ситуацией, ал-Мустансир в 1073 году передал полномочия главнокомандующего наместнику Акки армянину Бадру ал-Джамали. В 1074 году тот прибыл в Каир и приказал перебить главных тюркских эмиров. Наведя порядок в столице, он отправился на побережье, где подчинил арабов, негров и берберов, взял штурмом Александрию» [68]. «В 1074-1094 годах Бадр Джамали сосредоточил в своих руках посты верховного главнокомандующего (амир аль-джуюш), руководителя миссионерского аппарата (даи ад-дуат) и главы правительства (везир) в Египте. С этого времени халифы лишь номинально исполняют функции носителя верховной власти, свергались и назначались военно-дворцовыми группировками, нередко вопреки выбору исмаилитских вождей» [90].

Исходя из этой аналогии соответствие может выглядеть так:

1094 г.

«Первое ВОССТАНИЕ в Египте вспыхнуло, по всей видимости, в 486 г. до н. э. и обычно считается одним из последствий Марафонского сражения; однако главным фактором здесь была, вероятно, ожидаемая смена правителя. Новый сатрап, Ахемен, подавил этот бунт, что явилось прологом к политике массовых репрессий… Ферендат вполне мог лишиться жизни в период смуты 486-485 гг. до н.э. Вскоре после восшествия на престол в ноябре 486 г. до н. э. Ксеркс посадил на эту должность своего собственного брата Ахемена (Hahämanis). Восстание вскоре было усмирено. Ахемен сражался во главе персидского отряда при Саламине, а погиб в сражении против Инара при Папремисе (459 г. до н. э.)» [39].

По [91] Ахемен был наместником Египта до 460 г. до н.э.

Во второй главе мы предположили, что восстание в Египте в начале правления Ксеркса соответствует следующим событиям: «В декабре 1094 года в Каире умер ал-Мустансир, восьмой халиф. Ал-Мустансир назначил своим наследником старшего здравствующего сына, Абу Мансура Низара (1045–1095). Однако Шаханшах ал-Афдаль, будучи всемогущим фатимидским везиром и «военачальником армий», через день после смерти ал-Мустансира возвел (его сына) Ахмада на трон Фатимидов с халифским титулом «ал-Мустали». Низар отказался смириться с притязаниями ал-Афдала и бежал в Александрию, где в начале 1095 года поднял ВОССТАНИЕ. Вскоре после этого Низар был объявлен халифом под титулом «ал-Мустафа» и получил поддержку жителей Александрии. В Александрии Низар заручился значительной поддержкой ряда военных подразделений, подавленных Бадр ал-Джамали. Поначалу Низар преуспевал в своих столкновениях с силами ал-Афдала. Однако к концу 1095 года ал-Афдал выступил против Низара, чья коалиция тем временем распалась, и последний был вынужден сдаться. Низара переправили в Каир и там казнили» [27].

Исходя из предполагаемой продолжительности наместничества Ахемена соответствие для него может выглядеть так:

1121-1123 гг.

— «После гибели Ахемена начались проблемы» [39].

Аналогия: «В 1121 г., наскученный долгой опекой Шаханшаха, сын ал-Мустали ал-Амир приказал умертвить его, после чего дела династии стали быстро клониться к упадку» [68]. «В 1121 году визирь ал-Афдаль был убит иранскими исмаилитами, недовольными тем, что визирь полновластно распоряжался во дворце халифов. Смерть великого визиря означала конец периода политической стабилизации, снова начались военные мятежи и борьба за власть» [38].

— «В начале правления Артаксеркса I (ок. 463—462 гг. до н. э.) вспыхнули беспорядки в западной Дельте, в месте расположения древней царской столицы, к тому же в центре влияния воинов египетского происхождения. Лидером восстания был ливийский вождь Инар, а призыв к Афинам привел к переброске афинского флота от Кипра к Египту (459 г. до н. э.). После продолжительной осады Мемфис был взят, хотя сама цитадель осталась в руках персов и симпатизировавших им местных жителей. В битве в западной Дельте погиб сатрап Ахемен. Мегабиз, наместник Сирии, отбил Мемфис для Великого Царя и блокировал Инара вместе с греческим флотом у острова Просопитида» [39].

По [91] — это события 460 г. до н.э. По персидской хронологии 460 г. до н.э. соответствует 1123 году.

Аналогия может выглядеть так: «В этом (1123) году также сообщалось о нападении на Египет многочисленного войска Лювата (ливийцы-берберы) из западных районов. Они грабили его провинции, и аль-Маамун Абу Абдалла, сын аль-Батаихи, наследник почившего аль-Афдала, сына эмира аль-Джуюши, выступил против них с египетской армией под командованием Имама аль-Амира, сына аль-Мустали. Встретившись с врагами, он нанес им сокрушительное поражение, убив и пленив многих, и наложил на них ежегодную дань установленного размера. После этого они вернулись в свои места, и аль-Маамун победоносно вернулся в Миср с огромными трофеями, радуясь своему большому успеху. Сообщалось также, что египетский флот встретился в море с венецианским флотом. В результате сражения победа осталась за венецианским флотом, который захватил несколько вражеских галер» (Г.Гибб)

1128 г.

— «В 454 году до н. э. Инар со своими немногочисленными оставшимися в живых сторонниками и небольшой частью греков сдался в плен Мегабизу, получив от него заверения, что всем пленным будет сохранена жизнь. Впоследствии Инар всё же БЫЛ КАЗНЕН» [26]. «Противостояние длилось более года. В итоге раненый в И-на-х-рау (Инар) был взят персидскими войсками В ПЛЕН, отправлен в Персию и там РАСПЯТ НА КРЕСТЕ» (ru.wikipedia.org/wiki/Амиртей_I).

По персидской хронологии 454 г. до н.э. соответствует 1129 г.

Исходя из подобной датировки речь может идти о падении власти следующего визиря Египта Мамуна аль-Батаихи (1121 — 1125), который в 1125 г. был арестован, а в 1128 г. РАСПЯТ НА КРЕСТЕ вместе со своими братьями.

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

— «Бунт был подавлен, но сыновей Инара и его товарища Амиртея царь восстановил в прежнем положении в областях, ранее подвластных их отцу. Амиртей продолжал оказывать сопротивление вплоть до 449 г. до н. э.» [39]. «Руководство восстанием перешло к Амун-ар-дэ-су (Амиртею I), засевшему в Низовье. Он вновь обратился за помощью к грекам, и полководец Кимон выделил ему в помощь шестьдесят боевых судов. Корабли двинулись в Египет, но узнав о смерти Кимона (449 год до н. э.), повернули обратно. Амиртей потерпел поражение, его дальнейшая судьба неизвестна» (ru.wikipedia.org/wiki/Амиртей_I).

Известны следующие события: «В 1130 г. халиф аль-Амир был убит во время прогулки заговорщиками-низаритами. На троне утвердился его двоюродный брат Абд ал-Маджид, принявший имя ал-Хафиза, но в том же году заговорщикам удалось свергнуть ал-Хафиза, и почти год страной правил сын Шаханшаха, Кутайфа. В 1131 году в результате нового переворота ал-Хафиз вернулся к власти, а Кутайфа был казнен» [68].

Кутайфат был сыном визиря аль-Афдаля (1094 — 1121) и фактически руководил армянскими отрядами фатимидской армии.

Исходя из этой информации соответствие может выглядеть так:

— «Амиртей продолжал оказывать сопротивление вплоть до 449 г. до н. э., а другой правитель, известный как Псамметих, отправил в 445/444 г. до н. э. значительное количество зерна в Афины; данный факт уже сам по себе говорит о том, что этот местный властитель был свободен в своих действиях» [39].

По персидской хронологии 445/444 г. до н.э. соответствует 1138/1139 г.

Известны следующие преемники Кутайфата в визирате: Янис ал-Руми ал-Армани (1131 — 1132), Сулайман ибн аль-Хафиз (1134), Хайдар ибн аль-Хафиз (1134), Хасан ибн аль-Хафиз (1134 — 1135), Бахрам ал-Армани (1135 — 1137, 1139 — 1140).

Исходя из предлагаемой хронологии Псамметих может соответствовать Бахраму ал-Армани.

— «Мы почти ничего не знаем о сатрапах 460-430 гг. до н.э. Для рассматриваемого периода известно несколько представителей династии Псамметихов, но [некоторые] авторы, включая их всех в царский список, проявляют излишний оптимизм, поскольку ясно, что не все они могли претендовать на титул царей Египта» [39].

Вероятно «несколько представителей династии Псамметихов» могут соответствовать фатимидским визирям этого периода.

— «Ктесий упоминает сатрапа по имени Сарсамас (возможны и другие произношения), поставленного на эту должность полководцем Мегабизом после подавления указанного восстания. Сарсамас обычно идентифицируется с хорошо известным сатрапом Арсамом, упоминаемым в арамейских документах с 428-го или, во всяком случае, с 424 г. до н. э. Промежуток времени велик, и поэтому лучше, может быть, остановиться на загадочном имени Сарсамас и признать, что мы почти ничего не знаем о сатрапах 460-430 гг. до н. э.» [39]. Или: «В 454 г. новым сатрапом Египта был назначен Аршама — по-видимому, внук Дария I. Судя по данным греческих авторов, новый наместник сохранял свой пост по меньшей мере до 423 г. В элефантинских папирусах на арамейском языке Аршама как сатрап Египта упоминается с 428 по 408 г. Клермон-Ганно высказывал предположение об идентичности Аршамы элефантинских папирусов с Арсамом (Сарсамасом), назначенным, по сообщению греческих авторов, сатрапом Египта в 454 г. В таком случае он сохранял свой пост в течение полувека. Г. Р. Драйвер склонен был полагать, что Аршама элефантинских папирусов был сыном одноименного сатрапа Египта. Однако маловероятно, чтобы отец и сын носили одна и то же имя» [26].

По [91] Арсамас (Аршама) был сатрапом Египта в 454 — 410 гг. до н.э.

По персидской хронологии 454 г. до н.э. соответствует 1129 г., 410 г. до н.э. = 1173 г., а 408 г. до н.э. — 1175 г.

Если исходить из персидской хронологии, то окончание наместничества Аршамы в Египте совпадает со смертью правителя Сирии и Египта Нур ад-дина (1174 г.). Исходя из подобного соответствия аналогия правлению Арсамы (Сарсамаса) и Аршамы (II) может соответствовать следующим событиям: «Родоначальником мосульских Зангидов был атабек Занги ибн Ак-Сонкур, в 1127 г. получивший от сельджукского султана Махмуда II грамоту на управление Северной Сирией и Северным Ираком. В 1146 г., после смерти Занги, его владения были поделены между сыновьями: к старшему Гази I отошел Северный Ирак с Мосулом, а младший Нур ад-дин получил Сирию с Халебом. Вслед за тем Нур ад-дин исполнил неосуществленную мечту отца — присоединил в 1154 г. к своим владениям Дамаск. Таким образом Нур ад-дин захватил всю Сирию и сделал Дамаск своей столицей. С приобретением этого города его престиж и слава в мусульманском мире неизмеримо возросли. В 1164 г. Нур ад-дин отправил в Египет армию под командованием курда Ширкуха. Египетские экспедиции повторялись потом в 1167 и 1169 гг. и завершились полным подчинением Египта Нур ад-дину» [68].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

1169 г.

«Элефантинские папирусы намекают на крупные беспорядки, начавшиеся с 412/411 г. до н. э. В папирусе Cowley. АР 27, написанном около 410 г. до н. э., евреи заявляют: «Когда ОТРЯДЫ ЕГИПТЯН ВЗБУНТОВАЛИСЬ, мы не покинули своих постов и никакого предательства среди нас не обнаружено». В одном замечательном пассаже Диодор упоминает события 411 г. до н. э. и рассказывает об интригах «царя» Египта, которые тот вместе с вождем арабов из пустыни строил по поводу финикийского побережья. Этот местный правитель не известен по другим источникам. Сочетание некоторых свидетельств из переписки Арсама не оставляет сомнений, что в стране произошли какие-то серьезные волнения, когда ВОИНСКИЕ ОТРЯДЫ ИЗМЕНИЛИ СВОЕМУ ПРАВИТЕЛЮ; но подробности этих событий утрачены для нас, и даже датировка данного архива остается дискуссионной. И всё же очевидно, что персидское правление в Египте клонилось к закату, а мятежник Амиртей из Саиса вскоре будет признан местным населением в качестве фараона» [39].

По персидской хронологии 412 г. до н.э. соответствует 1171 г.

Речь, по-видимому, идет о следующих событиях: «Ширкух был назначен вазиром (январь 1169), но уже через несколько недель неожиданно умер (март 1169), и вазират, с почетными званиями «султан» и «аль-малик ан-насир», перешли к его племяннику Салах ад-Дину. Сначала казалось, что Саладин не сумеет удерживать вазират в своих руках сколько-нибудь продолжительное время. Фатимидские вооруженные силы, состоявшие из 40 тысяч всадников и 30 тысяч чернокожих солдат суданской пехоты, ему не подчинялись. Он мог рассчитывать лишь на небольшой сирийский отряд. Чтобы как-то скомпенсировать утрату части армии, Саладин стал создавать отряды собственных «аскаров» под именем «салахия», для содержания которых вынужден был конфисковать угодья египетских эмиров и раздать их в качестве икта своим военачальникам. Это вызвало недовольство главарей чернокожего войска. В 1169 году их ОТРЯДЫ ВЗБУНТОВАЛИСЬ, бунт был жестоко подавлен Саладином, а оставшаяся часть войска ушла в Верхний Египет» [84]. «В том же 1169 году ГРУППА ЕГИПЕТСКИХ СОЛДАТ И ЭМИРОВ попыталась убить Салах ад-Дина. Но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну был арестован и казнен главный заговорщик — суданский евнух, управляющий дворца фатимидов — Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев ПОДНЯЛИ БУНТ против Саладина. К 23 августа восстание было подавлено» [14].

2

Двадцать восьмая династия Зангидов (1174 — 1181).

«Амиртей, единственный царь ХХVIII династии, происходил из Саиса и, вероятно, был отпрыском блестящей и успешной XXVI династии; также высказывалась догадка о том, что он был внуком Амиртея, сменившего Инара в качестве лидера египетского восстания против Артаксеркса II. Его восшествие на престол датируется примерно 404 г. до н. э. О подробностях его правления, по сути, ничего не известно. «Демотическая хроника» утверждает, что он был низложен, а его сыну не позволили наследовать престол» [40].

Как видно из текста информация о правлении Амиртея очень скудна, но мы все же остановимся на некоторых моментах чуть подробнее:

1174 г.

«В 404 г. до Р. Х., едва пришло известие о смерти Дарявахуша II, саисский номарх Амиртей поднял в Дельте восстание и провозгласил себя фараоном. К 400 г. до Р. Х. он распространил свою власть на Верхний Египет, включая Элефантин, и даже начал войну в Сирии» [67]. «Установить дату восстания Амиртея трудно. По-видимому, Амиртей восстал около 405 г., но в первые годы после мятежа его власть ограничивалась Нижним Египтом. В 400 г. восставшие захватили в свои руки и Верхний Египет, включая Элефантину» [26].

Описывая историю Ахеменидов, мы предположили, что Дарий II соответствует султану Арслан-шаху (1160 — 31 декабря 1175). Исходя из этого соответствия, правление Амиртея II может датироваться примерно 1174/5–1181 гг.

Исходя из этих дат восстание Амиртея может соответствовать «восстанию» Салах ад-дина: «Хотя до самой смерти Нур ад-дина Салах ад-дин продолжал оказывать Зангидам знаки внешнего повиновения, его стремительное усиление не могло не беспокоить дамасского эмира. В начале 1174 г. Нур ад-дин стал всерьез готовиться к войне с Салах ад-дином, но в мае месяце неожиданно скончался на 59-м году жизни. Салах ад-дин немедленно приступил к завоеванию его владений» [68].

Провозглашение Амиртея фараоном: «Салах ад-дин правил сначала как вассал Нур ад-дина с титулом аль-Малик ан-Насир («победоносный король»), затем самостоятельно с титулом «султан ислама и мусульман», принятый им в 1175 году и утвержденный по его требованию аббасидским халифом аль-Мустади, давшем Салах ад-дину инвеституру на управление Египтом» [90].

Амиртей «начинает войну в Сирии»: «Смерть Hyp ад дина в Дамаске 15 мая 1174 г. привела к распаду созданного им государства. Против наследника атабека аль-Малика ас-Салиха Исмаила выступили его мосульские родственники и Салах ад дин, которому 27 ноября без боя был сдан Дамаск, в декабре — Хомс. Попытки атабека Мосула Сайф ад дина Гази приостановить наступление султана были безуспешны» [77]. «Под предлогом защиты прав малолетнего Салиха, наследника Нур ад-дина, Салах ад-дин с небольшим отрядом отправился в Сирию и, не встретив сильного сопротивления, в том же 1174 году овладел Дамаском, Хамой и всеми остальными сирийскими территориями, исключая Халеб» [72]. «Саладин вступил в Дамаск в 1174 году и объявил себя истинным регентом ас-Салиха, а в 1176 году он женился на вдове Нур ад-дина, Исмет ад-дин Хатун, и был признан правителем Сирии» (en.wikipedia.org/wiki/As-Salih_Ismail_al-Malik).

Исходя из приведенной выше аналогии можно предположить, что приход к власти Амиртея II соответствует провозглашению Салах ад-дина султаном. Однако продолжительность правления Салах ад-дина (1174/5 — 1193) не соответствует продолжительности правления Амиртея (404 — 399).

1181 г.

«По Манефону, Амиртей был единственным царем XXVIII династии и правил шесть лет» [26]. «В 399 г. до Р. Х. Амиртей был свергнут (и, возможно, убит) Нефаретом, основавшим 29-ю династию» [67]. «Но сам Амиртей не слишком долго занимал трон; в одном письме, к сожалению фрагментированном (Kraeling. АР 13), написано следующее: «Они доставили в Мемфис царя Амиртея». Было ли это сделано с целью погребения или для приведения в исполнение смертной казни? В той же строке данного текста упоминается новый царь — Неферит. Остальная часть этой истории неизвестна» [40].

Исходя из египетской хронологии смерть Амиртея соответствует смерти наследника Нур ад-дина — ас-Салиха Исмаила: «Аль-Малик ас-Салих Исмаил умер 18 ноября 1181 г. в цитадели Алеппо и был похоронен там. Причина его смерти заключается в том, что эмир Алам ад-дин ибн Сулейман Джандар убил его, поместив яд в гроздь винограда, пока он был на охоте».

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

3

Двадцать девятая династия Айюбидов (1181 — 1200).

Комментаторы Манефона сообщают следующую информацию о XXIX династии: «Двадцать девятая династия состояла из 4 царей Мендеса: Неферитес, 6 лет. Ахорис, 13 лет. Псаммутис, 1 год. Неферитес, 4 месяца. Всего 20 лет и 4 месяца» (Африкан). Или: «Двадцать девятая династия состояла из 4 царей Мендеса (примечание: фактически из пяти). Неферитес, 6 лет. Ахорис, 13 лет. Псаммутис, 1 год. Неферитес, 4 месяца. Мутис, 1 год. Всего 21 год и 4 месяца» (Евсевий).

Современные источники излагают историю XXIX династии в следующем виде: «ХХVIII династия сменилась XXIX, происходившей из Мендеса, крупного города в Дельте. Противоречия наших источников в отношении последовательности царей легче всего толковать как отражение периодически вспыхивавших внутрисемейных споров о преемстве, когда за смертью Неферита последовала борьба за власть между тремя претендентами — Псаммутом, Ахорисом и третьим лицом, чье имя неизвестно. В конечном итоге победил Ахорис, который, несомненно, является выдающимся правителем этой династии. Ахорис царствовал относительно долго (тринадцать лет): Неферит I умер на своем седьмом году; царь X был свергнут, Псаммут правил один год; а Неферит II — всего четыре месяца. В свете этой прискорбной истории неудивительно, что XXIX династия вскоре была заменена, почти наверняка насильственно, мятежным родом, на этот раз из Себеннита» [40].

Таким образом, реконструкция XXIX династии выглядит так:

Рассмотрим более подробно известную информацию об этой династии:

1181 г.

— «В одном арамейском письме от 1 ОКТЯБРЯ 399 г. сообщается важная политическая весть о свержении Амиртея и приходе к власти нового правителя. Теперь престол захватил основатель XXIX династии Неферит I из города Мендес в Средней Дельте» [26]. «Сильно испорченный так называемый Бруклинский арамейский папирус говорит о восшествии на престол Неферита, но конкретные обстоятельства данного события остаются туманными» [40].

Выше мы предположили, что Амиртей II соответствует ас-Салиху Исмаилу. Исходя из этого, аналогия его свержению в следующих событиях: «В 577 г. х. (18 НОЯБРЯ 1181 г.) Исмаил умер, не оставив наследников» [5]. «В 1180–1182 годах Салах ад-Дину подчинились правители северной части междуречья Тигра и Евфрата. В 1183 году Салах ад-Дину покорился Амид и Халеб» [68].

Приход к власти Неферита I может соответствовать завоеванию Салах ад-дином наследия Нур ад-дина. В этом случае соответствие выглядит так:

— «Известно, что основатель XXIX династии взращивал идею о том, что его правление есть не что иное, как реставрация величия XXVI династии — установка, которую он вполне мог перенять у Амиртея и которой с усердием придерживались все последующие египетские правители вплоть до повторного персидского завоевания страны» [40].

В первом томе «Новой хронологии Древнего мира» мы показали, что представители XXVI династии соответствуют представителям династии Айюбидов, как и утверждал Неферит I.

1186/1193 г.

— «В 393 г. фараоном стал Ахорис, СЫН Неферита I» [26].

Аналогия может выглядеть так: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию управление государством было разделено между его СЫНОВЬЯМИ и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Ал-Афдал, старший сын, получил Дамаск; ал-Азиз — Египет; ал-Захир — Халеб» [68].

Таким образом, исходя из общепринятых датировок соответствие может выглядеть так:

Однако возможен и другой вариант. Источники сообщают, что Салах ад-дин произвел раздел своих владений между сыновьями еще в начале 1186 г. и именно с этого года они отсчитывали даты своего правления: «В декабре 1185 года Саладин был сражен болезнью и его состояние продолжало ухудшаться. Казалось вполне вероятным, дело шло к его смерти и он озаботился разделом территорий между своими наследниками и приведению к присяги своим детям высокопоставленных офицеров и чиновников. Для каждого из СЫНОВЕЙ он отводил определенную часть империя, назначив при этом своего брата аль-Адила в качестве доверительного управляющего для всего государства» [3].

Исходя из этой информации, соответствие может выглядеть и так:

— «В 393 г. фараоном стал Ахорис, сын Неферита I. Он царствовал до 382 г. и вел активную политику в бассейне Средиземного моря, вступив в антиперсидскую коалицию совместно с афинянами, Эвагором, городом Барка в Ливии, а также с мятежным племенем писидийцев в Малой Азии и арабами Палестины. Одновременно он начал превращать Египет в морскую державу и укрепил свою армию греческими наемниками. От времени его царствования сохранилось много памятников, свидетельствующих о хозяйственном развитии и строительных работах» [26]. «Нефарет и его сын Хакор заключали союзы с греками, которые вели в это время войны против персов. Они построили много боевых кораблей, превратив Египет в мощную морскую державу, и укрепили свою армию большим количеством греческих наемников» [67].

Аналогия: «Понимая, что без реальной морской военной силы защитить побережье невозможно, Салах ад-Дин с первых же дней прихода к власти стал уделять особое внимание усилению военно-морских сил Египта. Около 10 лет потребовалось на подготовку и обучение флотских экипажей, строительство кораблей; после чего в 1179 году (575 хиджры) против крестоносцев последовательно было проведено три военно-морских операции. Мусульманский флот парализовал морскую связь крестоносцев с Европой, а это, в свою очередь, положительно сказывалось на осуществлении планов Салах ад-Дина в Сирии. При освобождении сирийских городов побережья и таких портов как Акка, Кейсария, Бейрут, Аскалон не последнюю роль играл египетский флот» (В. Васильев; «Флот Салах ад-Дина»).

1193 г.

«Противоречия наших источников в отношении последовательности царей легче всего толковать как отражение периодически вспыхивавших внутрисемейных споров о преемстве, когда за смертью Неферита последовала борьба за власть между тремя претендентами — Псаммутом, Ахорисом и третьим лицом, чье имя неизвестно. В конечном итоге победил Ахорис» [40].

Аналогия может выглядеть так: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию управление государством было разделено между его сыновьями и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Однако не прошло и года после смерти Салах ад-дина, как его наследники стали нападать друг на друга и начали борьбу за власть. Уже в 1194 г. ал-Афдал возбудил сильное недовольство своих эмиров, которые обратились за поддержкой к египетскому султану ал-Азизу. Мир тогда был восстановлен, но ненадолго» [68]. «Вскоре после восшествия на престол аль-Азизу пришлось столкнуться с восстанием эмиров. Когда аль-Афдаль (брат аль-Азиза) изгнал всех министров, оставленных ему в Сирии отцом, те пришли в Египет и просили аль-Азиза завоевать Сирию. Аль-Азиз осадил Дамаск. Тогда аль-Афдаль обратился за помощью к брату Саладина, Аль-Адилю, который встретился с аль-Азизом и добился примирения» (wiki/Аль-Азиз_Усман_ибн_Юсуф).

1194–1196 гг.

«Персы решили нанести удар одновременно по Египту и его основному союзнику Кипру. Тирибаз выступил с флотом против Эвагора, а Фарнабаз, Аброком и Тифравст около 385–383 гг. предприняли военные действия против Ахориса. Однако попытка покорить Египет оказалась обреченной на неудачу. Наоборот, Ахорис начал расширять свою территорию, поддерживая мятежников против персидского царя в Финикии и Киликии. Он даже установил контроль над Тиром и с помощью флота из 90 триер захватил восточную часть Средиземного моря» [26].

По египетской хронологии события 385–383 гг. должны датироваться 1194–1196 гг.

Аналогия может выглядеть так: «Мир был восстановлен, но ненадолго. В 1195 г. раздоры возобновились, а в 1196 г. ал-Азиз прогнал ал-Афдала из Дамаска» [68]. «В следующем году аль-Азиз вновь атаковал Сирию, но аль-Афдалю удалось убедить некоторых эмиров армии аль-Азиза уйти в пустыню. Позже аль-Адиль союзе с аль-Азизом выступил против аль-Афдаля, который был осаждён и захвачен в Дамаске 3 июля 1196 года. Аль-Афдаль был сослан в Сальхад, в то время как аль-Азиз был провозглашён верховным повелителем империи Айюбидов» (wiki/Аль-Азиз_Усман_ибн_Юсуф).

1198 г.

— «Ахорис царствовал до 382 г.» [26]. Так как комментаторы Манефона сообщают о 13 годах правления Ахориса, то в большинстве источников его правление датируется 393–380 гг. Но так как в Египте, в отличии от Месопотамии, год вступления царя считался за полный царский год, то 6 лет правления Неферита I фактически должны приходиться на 399 — 394 гг. до н.э. (шесть лет: 399, 398, 397, 396, 395, 394), а 13 лет правления Акхориса должны быть датированы 394–382 гг.

Таким образом, соответствие фактически должно выглядеть так:

Аналогия смерти Ахориса выглядит так: «19 ноября 1198 г. аль-Азиз умер в Каире в результате несчастного случая на охоте за несколько дней до этого» [3].

— «СЫНУ Ахориса Псаммуту не удалось удержаться на троне» [26]. «Псаммут правил один год» [40].

О преемнике Акхриса известно следующее: «19 ноября 1198 г. (в других источниках — 29 октября 1198) аль-Азиз умер в Каире в результате несчастного случая на охоте за несколько дней до этого. Своим наследником он назвал старшего СЫНА аль-Мансура Мухаммада, мальчика десяти лет. Старшие эмиры утвердили это назначение, но было ясно, что молодому султану требуется атабек. Из-за разногласия в этом вопросе тлеющее до этого времени соперничество между отрядами Салахийя с одной стороны и отрядами Михранийя и Асадийя с другой вылилось в открытое противостояние. Салахийя поддерживали кандидатуру аль-Адиля, наиболее способного и опытного человека. Однако 5 января 1199 г. аль-Афдал прибыл в Бильбайс, где был встречен эмирами страны и назначен регентом Египта» [3].

Исходя из хода событий, соответствие может выглядеть так:

1199–1200 гг.

«Неферит II, ставший фараоном, правил всего несколько месяцев и был лишен власти Нектанебом I из Себеннита в Дельте (380–363 гг.), основателем XXX династии» [26]. «[Вероятно], что до своего восшествия на престол Нектанеб I был командующим армии. Учитывая такое происхождение и исключительную непродолжительность Неферитова царствования, приход новой династии подозрительно напоминает военный переворот, и весьма вероятно, что стела Нектанеба из Большого Гермополя и в самом деле указывает на беспорядки, сопровождавшие это событие» [40].

Аналогия: «Как только внешняя угроза была устранена, аль-Адил выдвинул свои войска из Дамаска на аль-Афдаля, который в это время находился в Бильбайсе. Аль-Афдаль попытался спешно собрать свои, но не успел, потому что большинство его эмиров были распущены по их икта. 26 января 1200 г. его маленькая армия была разбита на границе Египта, и он бежал в Каир. Поняв невозможность дальнейшего сопротивления, аль-Афдаль предложил обменять Каир на Дамаск, а после отказа аль-Адила — на Харран и Эдессу. В конце концов он согласился довольствоваться Майяфарикином, Самосатой и Хани в дополнение к своему нынешнему уделу в Салкхаде. Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вошли войска во главе с аль-Адилом. Менее чем через неделю после своего триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура Мухаммада из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [3].

Исходя из указанных дат правление аль-Афдаля продолжалось около 1 года и 1 месяца (январь 1199 — февраль 1200).

Таким образом, исходя из данных комментаторов Манефона соответствие может выглядеть так:

ВЫВОД: XXIX династия соответствует султанам из династии Айюбидов в 1181–1200 годах:

4

Тридцатая династия Айюбидов (1200 — 1249).

«Тридцатая династия состояла из трех царей Себеннита. Нектанеб правил 18 лет. Теос — 2 года. Нектанеб — 18 лет. Итого 38 лет» (Африкан).

Рассмотрим известную информацию об этой династии:

1200 г.

— «Неферит II был лишен власти Нектанебом I из Себеннита в Дельте (380–363 гг.), основателем XXX династии» [26].

По [91] Нектанеб I правил в 380 — 362 гг.

Выше мы предположили, что речь идет о следующих событиях: «Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вошли войска во главе с аль-Адилом. Менее чем через неделю после его триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура Мухаммада из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [3].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:

— «Вопрос о том, в каких именно отношениях цари XXX династии состояли с царями XXIX династии, часто и много дискутируется. На базе «Демотической хроники» в переводе Шпигельберга (Spiegelberg) утверждается, что Нектанеб I был сыном или внуком Неферита I, однако новая интерпретация Джонсона показывает, что этот взгляд несостоятелен. Можно говорить лишь о том, что до своего восшествия на престол он был командующим армии и что его отец Тахос также являлся высокопоставленным военным и, возможно, принцем» [40].

В предлагаемой нами хронологии Нектанеб I (аль-Адил) был младшим братом Неферита I (Салах ад-дина).

— «При Нектанебе Египет пережил значительный хозяйственный расцвет, от времени его правления сохранилось много памятников искусства, которые свидетельствуют о возврате к старым традициям, существовавшим до захвата страны персами» [26].

Возможно: «Величайшим страданием для египетского народа явилась засуха 1200–1202 гг., когда уровень Нила поднялся лишь на 12 локтей (вместо обычных 16). Число погибших от голода только в одном Каире, куда бежало множество феллахов, составило 111 тыс., как сообщает очевидец этих событий, багдадский врач Абд ал-Латиф. Однако упорный труд крестьян изгладил в последующие годы следы бедствия, и Макризи сообщает, что уже при султане Камиле Египет снова достиг большого процветания» [72].

1211 г.

«В 373 г. значительная персидская армия, подкрепленная флотом под начальством Фарнабаза, выступила против Египта. Тем временем Нектанеб укрепил же устье Нила и у Пелусия заградил вход в страну каналами и дамбами. Эту оборону нельзя было пробить, но флот Фарнабаза обошел укрепления и высадился у устья Нила. Ификрат советовал Фарнабазу вступить как можно быстрее в Мемфис, поскольку еще не была организована оборона города. Но Фарнабаз не доверял Ификрату и отклонил его совет. Пока персидское командование собирало всю свою армию, египтянам удалось сильно укрепить город Мендес в Дельте. Тем временем в Ниле наступило половодье, после чего персидской армии пришлось отступить из Египта с потерями» [26].

По персидской хронологии 373 г. до н.э. соответствует 1211 г.

Исходя из персидской хронологии, аналогия может выглядеть так: «Когда срок перемирия истек (сентябрь 1210 г.), лишь один инцидент нарушил отношения между дворами Акры и Каира: франкские пираты захватили мусульманские корабли, и султан, прибыв в Сирию, повел свою армию на пригороды Акры. Жану Ибелину удалось убедить его, что эти пираты отплыли с Кипра, а не из портов Иерусалимского королевства. Аль-Адил дал себя уговорить, и мир не был расторгнут. Однако новый король, Иоанн де Бриенн, появившийся в Акре в сентябре 1210 года, не сдался. Он приказал франкской эскадре провести налет на Египет. В июне 1211 года предводитель этой экспедиции, Готье де Монбельяр, вошел в Нил и разграбил «притоки Дамьетты». Возможно, что он даже намеревался внезапным наскоком захватить Александрию. Султану пришлось срочно прибыть в город со своими войсками. После этой демонстрации военной силы Иоанн де Бриенн попросил у аль-Адила, который появился в Галилее, возобновления перемирия. Еще раз мир воцарился на шесть лет, но прискорбный разрыв мирных отношений на восемь месяцев (сентябрь 1210 — конец июня 1211) стоил франкам опустошенной акрской равнины и постройки грозной крепости Фавор» [63].

1215 г.

«XXX династия, как и ее предшественница, страдала от рецидивного недуга династической нестабильности. Это, возможно, объясняет удивительный факт совместного правления в конце царствования Нектанеба I, который с шестнадцатого царского года и вплоть до своей смерти на девятнадцатом году управлял страной вместе с сыном Тахосом. Если Тахос официально стал соправителем в этом году, то вполне вероятно, что господствующего положения он достиг еще раньше и, может быть, именно поэтому сторонние наблюдатели уже в 366 г. до н. э. воспринимали его как фактического правителя Египта» [40].

Возможная аналогия: «В 1200 году султан ал-Адил ибн Айюб, глава рода Айюбидов, ради лучшего управления государством разделил его среди своих трех сыновей. Раздел проходил в Каире и завершился тем, что Египет достался старшему сыну — ал-Камилу. Палестина и Южная Сирия — ал-Муаззаму, а Джазиру и северную Сирию отдали ал-Ашрафу Мусе» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm).

1218 г.

«В 362 г. к власти в Египте пришел Тахос, сын Нектанеба» [26]. «Неизвестно при каких обстоятельствах Тахус наследовал Нектанебу I и на каком основании племянник Тахуса заявлял о своих правах на престол, поднял мятеж против Тахуса и занял трон» [11].

Известны следующие события: «Политические изменения были благоприятны для крестоносной пропаганды. Состоявшийся в ноябре 1215 г. в Латеране церковный собор утвердил, что поход начнется 1 июня 1217 года… 29.05.1218 первые крестоносные воины сходили с кораблей на египетском берегу, ввиду Дамиетты. Весть о падении цепной башни (24.08), считавшейся неприступной, привела мусульман в шоковое состояние. Глава государства Айюбидов — султан ал-Адил переволновался при этом известии настолько что заболел и, спустя пару дней (31.08) умер. По его смерти сыновья остались владеть отведенными им еще в 1200 г. областями, под формальным главенством владетеля Египта, ал-Камила» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

Исходя из предлагаемой комментаторами Манефона продолжительности правления представителей XXX династии соответствие может выглядеть так:

1219 г.

— «Новый фараон поставил перед собой цель перейти в наступление и захватить Сирию и Палестину. Для осуществления своих честолюбивых планов Тахос снарядил большой флот и сильную армию и начал искать союзников. Любой враг Персии был естественным союзником Египта, и фараон обратился к Спарте и Афинам с просьбой предоставить наемников. В 361 г. в Египет вместе с гоплитами, нанятыми за деньги, прибыл спартанский царь Агесилай. В том же году на службу к Тахосу поступил и афинянин Хабрий со своими наемниками» [26].

Аналогия: «Желая предупредить врага, как считалось — готовившегося наступать, собственным нападением, ал-Камил выслал в Египет приказ собрать все наличные войска и провести тотальную мобилизацию. Дело дошло до того, что в декабре-январе 1219 г. ал-Камил разослал с семью десятками посланцев воззвания ко всем правителям стран ислама с призывом лично прийти на помощь или же — крайнем случае — прислать войска. Незадолго до этого в его лагерь прибыли вспомогательные отряды из Хамы и Алеппо, возможно высланные ал-Ашрафом» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

«Спартанский царь Агесилай» и «афинянин Хабрий», по-видимому, соответствуют лидерам крестоносцев, высадившихся в Египте.

— «Вскоре Тахос начал испытывать острый недостаток в деньгах, чтобы платить жалованье огромному числу наемников. Поэтому в 361 г. Тахос по совету Хабрия провел важные экономические реформы. Жрецы передали государству принадлежавшие храмам золото и серебро в качестве ссуды. Кроме того, в стране все, вплоть до строительства новых домов, было обложено налогами. С урожая, доходов ремесленных мастерских, со всех сделок купли-продажи необходимо было платить государству десятую часть. Население заставили сдать весь запас находившихся у него благородных металлов. Тахосу удалось реквизировать весь драгоценный металл в Египте, и он начал чеканить деньги для выплаты наемникам» [26].

Аналогия: «С именем ал-Муаззама (брата ал-Камиля) мусульманские историк связывают спасение стран Ислама и Египта, в частности. Прибыв в Египет (17.02) он энергично принялся восстанавливать все что только можно было спасти… Дабы покрыть необходимые денежные затраты были подняты налоговые планки, религиозные меньшинства были обязаны в очередной раз платить за свое вероисповедание. Мусульмане, кроме высоких налогов должны были считаться с возможностью быть призванным в армию. На практике в армию созвали половину всего способного носить оружие, мусульманского населения Каира и Фустата. Это дало 10 000 человек, незамедлительно прибывших в военный лагерь ал-Муаззама и ал-Камила в Ушмум Таннах» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

— «После этого Тахос поручил правление в Египте СВОЕМУ БРАТУ и вторгся в СИРИЮ» [26]. «Когда Тахос отправился в большой азиатский поход против Персии, он оставил для контроля над Египтом полководца по имени Тжа-хап-иму (Tja-hap-imu), который определенно был ему братом» [40].

Возможная аналогия: «Война ислама и христианства велась кроме Египта еще на двух фронтах: в Палестине и Северной СИРИИ. Правитель северной Сирии, ал-Ашраф, еще в 1219 г. ограничил свои действия против крестоносцев летним набегом на их владения на побережье. Более деятелен был ал-Муаззам, в подчиненных ему областях — Южной Сирии и Палестине. Прибыв в марте 1219 из Египта, он обратил внимание на то что пока основные силы Айюбидов связаны борьбой с крестоносцами в Египте, города Палестины стоят полузащищенные. Любой набег крестоносцев из прибрежных крепостей мог привести к захвату ими опорных пунктов в сердце Палестины. Для предотвращения этого ал-Муаззам решился на смелый шаг. По его приказу должны были быть разрушены укрепления таких городов как Сафад, Хунин, Тибнин, Каукаб и Иерусалим. Из Иерусалима путь ал-Муаззама лежит в Дамаск, где во второй половине октября 1219 набрал отряд солдат и направил его К БРАТУ в Египет. Немного погодя мы встречаем его в Египте, куда он ненадолго приехал понаблюдать за ходом боевых действий. Вернувшись обратно, он начинает малую войну с крестоносцами на побережье, в конце ноября 1219 г. осаждает Цезарею (Кесарию), и занимает ее. В полном соответствии с тактикой лишать христиан опорных пунктов, Цезарея основательно разрушается войсками ал-Муаззама. Следующая осада (тамплиерского замка Атлит) не удалась и, разорив прилегающие христианские области, султан возвратился в Дамаск. Тем не менее продолжаются спорадические нападения айюбидских отрядов на владения «франков» на побережье» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

Возможно, Тахос соответствует аль-Муаззаму, а Тжа-хап-иму — аль-Камилю.

— «Согласно хроники Георгия Синкела Ох в 361 году до н.э. принял участие в походе против Египта, вторгшегося под руководством своего фараона Тахоса в Сирию и пленил его» (ru.wikipedia.org/wiki/Артаксеркс_III).

Аналогия: «Одновременно с высадкой крестоносцев в Египте держава Айюбидов подверглась нападению с другого фронта — из глубин Малой Азии развернул широкое наступление султан турок-сельджуков Икония, Кей-Кавус. Военные действия развернулись в пограничной зоне и, хотя сельджуки в итоге были вытеснены из Сирии, они оттянули на себя значительную часть айюбидских армейских контингентов — в их числе всю армию ал-Ашрафа, дислоцированную в северной Сирии… Весьма правдоподобным выглядит предположение, что поход сельджуков во владения Айюбидов в 1219 г. был кроме всего прочего вызван происками ХАЛИФА (Артаксеркса III), точно также как был им вызван поход монголов в Хорезм» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm).

— «Тем временем в городе Мендес в Дельте новый узурпатор (источники не приводят его имени) восстал против Нектанеба II и провозгласил себя фараоном. В одном из городов Дельты войска фараона и Агесилая были осаждены узурпатором, который нашел себе много приверженцев. Но Агесилай и Нектанеб со своими отрядами напали на мятежников, которые, находясь на разных концах незавершенного рва, лишились своего численного превосходства и были разгромлены» [26]. «Какого-то, не названного по имени, жителя Мендеса часть египетского населения провозгласила фараоном, и он восстал против Нектанеба. Вряд ли можно сомневаться, что этот человек принадлежал к царскому дому Мендеса, сделавшего ставку на восстановление своего былого величия; он явно представлял собой огромную угрозу, поскольку смог выставить значительное войско и принудил Нектанеба укрыться в каком-то неназванном укрепленном городе. Нектанебу — благодаря превосходству своих греческих отрядов и полководческому искусству Агесилая — удалось выйти из этого кризиса победителем» [40].

Возможная аналогия выглядит так: «Помощь крестоносцам пришла из…арабского лагеря. Там группа высших эмиров готовила свержение ал-Камила имея целью поставить над Египтом его брата ал-Фаиза, более молодого и оттого гораздо более сговорчивого. Своих намерений эмиры особенно и не скрывали, так что об этом вскоре узнал весь лагерь. Ал-Камил также был достаточно хорошо информирован о заговоре, но поделать ничего не мог. Главе заговорщиков, эмиру Ибн Мастубу, одному из влиятельнейших персон айюбидского государства, и в частности Египта, он ничего не мог противопоставить. Мало того однажды он застал мятежников аккурат в тот момент, когда они, собравшись, присягали на Коране ал-Фаизу. В итоге ал-Камил окончательно потерял голову и в ночь на 4-5 февраля бежал в лежащий на юго-востоке город Ушмум Таннах. Ал-Муаззам встретился с Ибн Мастубом — зачинщиком мятежа — и заставил его покинуть Египет. Конкурент ал-Камила — принц ал-Фаиз был послан в Месопотамию призвать ал-Ашрафа и мелких айюбидских князей к участию в войне с крестоносцами. Этим был вырван корень мятежа и остальные эмиры-заговорщики, нехотя, но возвратились в лоно подчинения ал-Камилу» (thietmar.narod.ru/13/5kreuzzug.htm).

1220/1221 г.

«Когда Тахос отправился в поход против Персии, он оставил для контроля над Египтом полководца по имени Тжа-хап-иму (Tja-hap-imu), который определенно был ему братом. Последний незамедлительно уговорил своего собственного сына Нектанеба, принимавшего участие в походе Тахоса, поднять бунт. Данное вероломство увенчалось полным триумфом, и Тахосу пришлось искать убежище у Великого Царя» [40]. «Пока фараон вел успешную наступательную войну в Сирии, египтяне восстали против него. Народ был недоволен тяжелыми налогами, а жрецы не хотели мириться с конфискацией части храмового имущества. Когда восстание разгорелось, его возглавил Нектанеб II, племянник Тахоса и один из командиров египетской армии в Сирии, который выступил против своего дяди (360 г.). Когда положение Тахоса стало безнадежным, он бежал к персидскому царю в Сузы» [26].

Возможно: «Единство племянников Салах ад-Дина дало трещины сразу после капитуляции франкского воинства. Торжество в Мансуре (октябрь 1221 г.), посвященное победе над западными пришельцами положило конец целой эпохе в истории Айюбидов. Сразу после мирного договора с франками, ал-Муаззам остался в одиночестве — его братья ал-Камил и ал-Ашраф, заключили в Каире союз. С этого момента страна разделилась на два враждующих лагеря. По одну сторону находился ал-Муаззам, по другую — оба его брата. Ал-Муаззам находился в очевидно невыгодном положении. Его владения, расположенные между владений братьев, могли быть одновременно атакованы с двух сторон — из Египта и Джазиры» (thietmar.narod.ru/13/syrien1.htm). «Потом между ними (братьями ал-Камилом и ал-Муаззамом) возникли раздоры. В 1222–1224 и 1226–1227 годах они вели друг против друга войны» [68].

Исходя из продолжительности правления Нектанеба II, соответствие, по-видимому, должно выглядеть так:

Если исходить из указанных родственных отношений, то братья Тахос и Тжа-хап-иму соответствуют братьям аль-Муаззаму и аль-Камилю. В этом случае приход к власти Нектанеба II соответствует следующим событиям: «Аюб был СЫНОМ аль-Камила и как наследник (валиахд) султана в 1228 году был назначен наибом (наместником) Египта, с Фахр аль-Дин Ибн аль-Шейх Шуюхом в качестве атабека. Однако Айюб вскоре потерял доверие отца, так как подозревался в заговоре с целью добиться независимости. В 1229/1230 он был отправлен в Аль-Джазиру, а его БРАТ аль-Адиль II стал новым наследником и наместником Египта» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-Salih_Ayyub). «После смерти в 1238 г. ал-Камила, ему наследовал младший сын ал-Адил II, который в 1240 г. был низложен старшим — ас-Салихом» [68].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я