Новая хронология Древнего мира. Книга 3

Игорь Иванович Палеев, 2018

В последней книге трилогии выстраивается хронология Древнего и Среднего Египетского царств и показано, что эта эпоха может быть датирована 750—1517 гг. нашей эры. В Месопотамии показана реконструкция хронологии самых ранних династий этого региона, упомянутых в Шумерском царском списке. Для Китая показано, что самая древняя китайская эпоха У-ди описывает события XIII-XIX вв. нашей эры, т.е. сфальсифицирована. В последних двух главах дана критика традиционных взглядов на эволюцию планеты и предложена Новая хронология Древнего мира в том виде, как представляет её автор. Для обложки использована фотография фриза из храма Ком Омбо (Египет).

Оглавление

Глава 1. Датировка Среднего царства в Египте

1

Традиционная датировка эпохи Среднего царства в Египте.

Основоположник египетской хронологии, Манефон, написавший при первых Птолемеях свой монументальный труд по истории Древнего Египта, ввел деление истории Египта на три больших периода, по десять династий на каждый период. Спустя две тысячи лет, когда в Европе проснулся интерес к истории Древнего Египта и были предприняты многочисленные раскопки на территории этого древнего государства, работа Манефона была взята за основу при формировании хронологии Древнего Египта. Для удобства классификации первые египтологи присвоили этим периодам, выделенным еще Манефоном, собственные названия: Древнее царство (первые десять династий), Среднее царство (следующие десять династий) и Позднее царство (последние десять династий). По мере развития египтологии, это деление несколько усложнилось. Древнее царство разделили на Раннее царство (I и II династии), Древнее царство (III, IV, V и VI династии) и Первый Переходный период (VII, VIII, IX и X династии). Среднее царство, в свою очередь, было разделено на собственно Среднее царство (XI и XII династии), Второй Переходный период (XIII, XIV, XV, XVI и XVII династии) и Новое царство (XVIII, XIX и XX династии). Из Позднего царства был выделен Третий Переходный период (XXI, XXII, XXIII, XXIV и XXV династии). Но, как можно заметить из перечня династий, в целом структура, предложенная Манефоном, сохранилась.

На страницах этой книги мы рассмотрим историю первых двенадцати династий, сгруппированных вокруг Раннего, Древнего и Среднего царств. Начнем со Среднего царства: «В последние века III тысячелетия Египет распался на полунезависимые области. Лишь постепенно вновь складывается единое государство, значительно отличающееся от государства предшествующего времени. Новый период получил название Среднего царства, которое длилось около пятисот лет, начавшись на исходе III тысячелетия до н. э. и закончившись около 1600 г. до н. э. На это время приходится, по списку Манефона, 9 династий — с IX по XVII» [19].

Как мы уже отмечали в предыдущей книге, на настоящий момент общепризнано, что самой ранней бесспорной датой в египетской хронологии считается 664 г. до н.э. — год вступления на трон Псамметиха I. Для построения хронологии более раннего периода египтологи пытались опереться на данные о продолжительности правления отдельных египетских династий и царей, приведенные комментаторами Манефона. Однако сразу же хронологической проблемой стало их несовпадение друг с другом. К тому же, по мере развития египтологии и получения новых археологических данных, египтологи столкнулись с тем фактом, что практически везде, где данные Манефона можно было бы проверить по другим источникам, они ими не подтверждались. Подобное положение дел привело к скептическому отношению ученых к египетской хронологии, основанной на данных Манефона.

По мере развития египтологии была выстроена более-менее обоснованная хронология собственно Среднего, Нового и Позднего царств, но основной проблемой в хронологии Древнего Египта остаётся абсолютная неизвестность продолжительности периодов между этими царствами, т.е. продолжительность всех трех Переходных периодов. Так, например, для эпохи гиксосов в разное время предлагалось продолжительность в 511, 1560 или 108 лет — и такой разброс цифр существенно влияет на построение общей хронологии древнего Египта.

Для решения этой проблемы египтологи использовали указание римского писателя Цензорина на использование египтянами так называемого «Сотического периода» — промежутка времени после которого начало года по древнеегипетскому календарю вновь совпадает с появлением звезды Сотис при восходе солнца. Было предложено отождествить «звезду Сотис» с Сириусом. Так как считается, что египтяне использовали плавающий год (двенадцать месяцев по 30 дней плюс 5 добавочных дней) было вычислено, что подобное совпадение повторяется раз в 1460 лет. Этот промежуток лет и получил название «Сотического периода». Используя указание Цензорина на то, что последний Сотический период закончился во «втором году императора Антонина Пия» (в 139 году по общепринятой хронологии), египтологи вычислили, что предшествовавшие ему периоды начинались в 1321-м и 2781-м годах до н.э. Опираясь на сообщение Теона о том, что Сотический период начался с правления Менофра, было предложено считать, что Менофр начал свое правление около 1321 г. до н.э. Так как числовые данные комментаторов Манефона относили примерно к этому времени правление Рамсеса II, но его имя (Усермера) плохо коррелировалось с именем Манофра, было предложено отождествить этого неизвестного из других источников фараона с предшественниками Рамсеса II, т.е. считать, что теоновский «Менофр» — это либо Менпехтира (Рамсес I), либо Менмаатра (Сети I). Так как считается, что Рамсес I правил около двух лет, а Сети I — около 14-16 лет, то для начала правления Рамсеса II египтологи получили «твердую» и «научно обоснованную» дату — 1320 — (2 + 14) = 1304 г. до н.э., которая легла в основу хронологии Нового царства. Но эта дата вскоре стала оспариваться, поэтому хронология Нового царства присутствует как минимум в трех вариантах, которые получили условные наименования «длинная», «средняя» и «короткая» хронологии.

Хронология Среднего царства в настоящее время также выстроена в привязке к Сотическому периоду. Так в тексте Кахунского (Иллахунского) папируса указано, что в 17-й день месяца Фармутхи, в седьмой год правления «НЕНАЗВАННОГО ЦАРЯ, СКОРЕЕ ВСЕГО из Среднего царства» наблюдался восход звезды Сотис. Л. Боркхардт ПРЕДПОЛОЖИЛ, что этим неназванным по имени царем может быть либо Сенусерт III, либо Аменемхет III, — в итоге выбор египтологов пал на Сенусерта III — пятого фараона XII династии. Далее египтологи рассуждали так:

— 17-й день месяца Фармутхи являлся 225-м днем после начала календарного нового года, т.е. к седьмому году Сенусерта III (?) египетский плавающий год сместился на 225 дней по отношению к астрономическому.

— Сдвиг в один день накапливается за четыре года, так как египетский год из 365 дней отличается на четверть дня от астрономического года в 365,25 дней. Таким образом, сдвиг в 225 дней мог занять 225х4=900 лет со времени начала одного из Сотических периодов.

— Так как сами египтологи установили, что Сотические периоды начинались в 1321-м и 2781-м годах до н.э., то седьмой год Сенусерта III (?) было предложено вычислять как 2781 — 900 = 1881 г. до н.э. Было также озвучено предложение использовать дату начала следующего Сотического периода, т.е. 4241 г. до н.э. — 900 = 3341 г. до н.э., но эту дату посчитали слишком завышенной.

— Как принято считать на данный момент, седьмой год правления Сенусерта III является 120-м годом правления в Египте XII династии. А это, в свою очередь, означает, что XII династия начала править примерно 1881 + 119 = 2000 году до н. э. (или, если учесть погрешность в четыре года — между 2000 и 1996 годами до н. э.). В большинстве современных источников начало правления XII династии датируется именно этим временем.

— Так как Туринский царский список сообщает, что XII династия находилась у власти 213 лет, 1 месяц и 17 дней, египтологи «абсолютно точно» датировали время правления XII династии 2000 — 1786 гг. до н.э.

Казалось бы, все логично и разумно. Однако, как говориться, «дьявол кроется в мелочах». А если вникнуть в эти мелочи, то все хронологические построения египтологов, основанные на двух этих постулатах (Сотическом периоде и Иллахунской дате), не выдерживают никакой критики. Судите сами:

1. «Эта хронология могла бы считаться более или менее точной, если бы расхождение между продолжительностью года по искусственно созданному календарю и длительностью сотисного года было постоянной величиной. То есть, если бы новое совпадение начала года по древнеегипетскому календарю с началом сотисного года наступало всегда строго по прошествии 1460 лет. К. Р. Лепсиус, специально занимавшийся исследованием проблем хронологии Древнего Египта, пришел к выводу о том, что ко времени восшествия на трон правителей шестой династии (в частности, фараона Пепи I) египтяне стали считать продолжительность сотисного периода в 1505 лет вместо 1460» [64].

2. «Хронологию, составленную на основе так называемых сотисных дат, можно было бы назвать достоверной, если бы документы древнеегипетской истории убедительно свидетельствовали о незыблемости гражданского календаря на протяжении всей истории Древнего Египта. Однако таких документальных свидетельств нет, но зато имеются факты, которые заставляют предполагать как раз обратное, а именно: то, что указанный древнеегипетский календарь неоднократно менялся» [64].

Папирус Эберса, относимый к началу Нового царства, известен своим календарем, состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом, без всяких добавочных пяти дней. Т.е. в начале Нового царства египетский год состоял из 360 дней, и в этом случае он смещался по отношению к астрономическому году не на один день за 4 года, а на 11 дней за 2 года! Подобная ситуация перечеркивает все вышеприведенные расчеты по привязке седьмого года правления Сенусерта III (?) к 1881 г. до н.э., а приводит нас, скорее, к 2781 — 41 = 2740 г. до н.э.

Когда год был увеличен до 365 дней нам не известно. В 238 г. до н.э. Птолемей III издал эдикт о добавлении каждый четвертый год еще одного дня (високосный год), чтобы сравнять календарный год с астрономическим. Таким образом, если продолжительность года в Древнем Египте неоднократно менялась, то использование Сотического периода в 1460 лет невозможно — его продолжительность должна была меняться вслед за изменением продолжительности года.

3. «Мы с доверием приняли сообщение Цензорина о дате гелиокального восхождения Сотиса в первый день месяца Тота в 139 году. Но в начале XX века Перси Дэвисом были предприняты астрономические расчеты гелиокальных восхождений Сириуса в небе Египта. Согласно его исследованиям, в 139 году, в первый день месяца Тота, в Египте НЕ БЫЛО гелиокального восхождения Сириуса, несмотря на утверждения Цензорина: в это время Сириус восходил примерно за час до рассвета и, следовательно, перед восходом солнца находился высоко в южном небе. Соответственно и в отношении трех предшествующих дат, которые считались началом новых сотических периодов, Дэвис обнаружил, что Сириус восходил за час до рассвета» [15].

Иначе говоря, даты на которые опираются египтологи (1321 и 2781 гг. до н. э.), не соответствуют началу Сотического периода и, следовательно, вообще не могут использоваться при расчетах.

4. «Во все периоды египетской истории нет ни одного отмеченного египетского упоминания о летоисчислении по годам сотического периода» [15].

О Сотическом периоде упоминает только римский писатель III века Цензорин — сами древнеегипетские источники ничего не знают о подобном периоде. В Древнем Египте летоисчисление шло по годам правления того или иного фараона, и с каждым новым фараоном начинался новый отсчет лет.

5. Датировка Иллахунской даты седьмым годом правления Сенусерта III — очень спорное построение, так как имя царствующей особы Иллахунский папирус вообще не упоминает: «В одном папирусе, найденном в окрестностях храма Иллахун в Фаюме, сказано, что Сотис взошел в первый день месяца Фармути, в седьмой год правления НЕНАЗВАННОГО ЦАРЯ, СКОРЕЕ ВСЕГО из Среднего царства. После раздумий Л. Боркхардт ограничил выбор Сенусертом III и Аменемхетом III, а после дальнейших размышлений сделал вывод, что предпочтение следует отдать Сенусерту» [15].

А что, если Иллахунская дата вообще не имеет никакого отношения ни к Сенусерту III, ни к XII династии?

6. «Сама интерпретация Сотиса как название Сириуса спорна. Египетский календарь из 365 дней был связан с Венерой, так как каждый восьмой год утреннее восхождение этой планеты приходилось на первый день месяца Тота: это и был Новый год. Канопский декрет прямо говорит о соотношении движения звезды Исиды со звездой Сотис. Толкования этого декрета и сотического периода в целом привели к тому, что звезда Исиды и звезда Сотис были сочтены одной и той же звездой — Сириусом. Но звезда Исиды — это Венера» [18].

Таким образом, ОДИН папирус, датируемый седьмым годом правления НЕНАЗВАННОГО ЦАРЯ, не известно из какой династии и привязанный к спорному Сотическому периоду, известному ТОЛЬКО из сообщения Цензорина, привел к построению хронологии всего Среднего царства. Разве это не явная подтасовка данных под уже заранее выстроенную хронологию?

В этих условиях многие авторы, к которым присоединяется и Ю. фон Бекерат, нашли выход в том, чтобы «считать «Менофрес-дату» и саму эру Сотиса плодами ни к чему не обязывающих искусственных построений александрийских ученых» (Beckerath, Chronologie des pharaonischen Ägypten, 1997). Но если мы отказываемся от использования пресловутой эры Сотиса, то хронология Среднего царства, даже если «Иллахунскую дату» отнести ко времени правления Сенусерта III, повисает в воздухе. Отчасти это понимают и современные египтологи, и поэтому приводят для начала правления XII династии даты, отличающиеся от предложенной Дж. Брэстедом и Э. Мейером (2000 г. до н.э.). Так, по Ю. фон Бекерату — это 1976 г. до н.э., а по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону — 1939 или 1955 г. до н.э. Как получены эти даты, и на чем они основаны мне не понятно. Как можно считать все эти даты «абсолютными» и выстраивать на их основе всю хронологию Среднего Египта? Да никак! Все эти даты — лишь «игры разума».

2

Альтернативная датировка эпохи Среднего царства в Египте.

Между тем, принцип «Бритвы Оккама» гласит, что если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует, при прочих равных условиях, предпочитать самое простое из них.

В отношении Среднего царства Г. Бругш отмечает: «Имена людей современников двенадцатой и особенно одиннадцатой династии ВОЗВРАЩАЮТСЯ на памятниках восемнадцатой династии В ТЕХ ЖЕ ФОРМАХ. В этих двух периодах египетской истории появляются ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГРОБНИЦЫ С ОДИНАКОВЫМИ на них украшениями. Здесь перед нами является ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА, для разрешения которой у нас еще недостает способов».

Самое простое объяснение этой «исторической загадки» состоит в том, чтобы признать, что речь идет об одном и том же историческом периоде, что объединение Египта фиванскими фараонами при XI и XVIII династиях — это не два разных события, а одно, описанное разными авторами, в разные периоды, на мертвом в настоящий момент языке и дошедшее до нас в обрывочном и искаженном виде.

Н. А. Морозов пишет по этому поводу: «Сравнивая порядок царей XVIII династии с порядком их в XII династии, мы видим между ними одну общую черту. В обоих династиях чередуются те же два прозвища, и одно из них Амен-ем-Хат созвучно с Амен-Хотеп. С нашей точки зрения — это вполне понятно. Династия Амен-Ем-Хатов и династия Амен-Хотепов — суть одно и тоже» [45].

По его мнению, соответствие между представителями этих династий выглядит так:

Как бы то ни было, точкой совмещения хронологии Среднего царства с хронологией Нового царства может быть дата одинакового для обоих исторических потоков события — дата завоевания фиванскими царями (Ментухотепом II из XI династии и Яхмосом из XVIII династии) Нижнего Египта.

Исходя из этого предположения, рассмотрим известные исторические события.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я