Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице

Игорь Евсин, 2016

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923–15.05.2014), из-за тяжелой травмы 19 лет находилась в коме – в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад – священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. В книге рассказыавется о духовном подвиге скопинской старицы и о её благодатных дарах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

И труд, и радость

Велемьинские будни

Деревня Велемья, в которой родилась Наталья Косоротихина (будущая схимонахиня Феодосия) богата своей историей. С ней связан интересный и символичный факт: Велемья, родина матушки Феодосии, находится на самом высоком месте Среднерусской возвышенности.

По предположению известного географа-путешественника П.П. Семёнова, Велемья относится к той группе поселений, которые основаны в XIII веке беглецами из сёл, сожжённых и уничтоженных татарами в верховьях Дона и Задонья. Само слово «велемья» в переводе с мордовского (мокшанского) языка означает «обжитая, населённая земля». Правда, первоначально это поселение называлась не Велемья, а Подвелемье, так как оно находилось у Велемского леса. В годы, когда родилась Наталья, поселение уже именовалось Велемья. В деревне было более двухсот добротных домов. Народа проживало там много — около полутора тысяч человек.

Жизнь в Велемье бурлила.

Народ работал на полях, на торфоразработках. Недалеко от деревни находились залежи глины, которую поставляли знаменитым на весь мир скопинским мастерам по керамике. Правда, тогда этих мастеров в народе шутливо звали горшкошлёпами. «Подумаешь, мастера… — говорили в старину велемьинцы, — у нас через дом такие горшкошлёпы живут». Может, конечно, они и хвастались, но несомненно то, что жители многих скопинских деревень умели лепить из глины горшочки для варки каши и для солений, кринки для молока, кружки, баклаги для напитков и другую кухонную утварь. А в самой Велемье был завод, который старожилы называют «черепичный». По их словам, на нём делали черепицу, которой крыли крыши.

Но более всего жители Велемьи гордились работой на близлежащих шахтах. Работать на них было неимоверно тяжело, но заработки углекопов были высоки. Высок был и почёт. Потому без знакомств и связей получить работу на шахтах было невозможно.

Вообще, это удивительно, что на Скопинской земле, которая находится чуть ли не в центре Среднерусской возвышенности, есть залежи каменного угля. Конечно, это не Кузбасс и не Донбасс. Но небольшие скопинские шахты всегда были хорошим подспорьем для государства. Правда, работников на шахтах близ Велемьи и в её округе звали не шахтёрами, а углекопами.

Велемья в начале XX века

Работящие, сметливые жители Велемьи жили одной семьёй, всегда помогали друг другу вещами и продуктами, делились радостями и бедами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я