Истории из жизни мальчика, каких много в любой школе. Дружил Дима и с мальчиками, и с девочками, и с теми и другими ему интересно. А еще он — очень увлекающаяся натура! Все ему интересно! Делает домашку, читает упражнение и задумывается — чем кончилась эта история? Ищет в учебнике и, не найдя, рисует свое продолжение, забыв, что урок не сделан. В школе читают басню, Диме скучно, и он басню… рисует! В результате учитель вешает ярлык — мямлик! Уже и сам мальчик смиряется с этим… Он — мямлик! Кончается учебный год, и Дима едет к дедушке с бабушкой в деревню. А там живет верный друг Санька. «Городской Мямлик» становится шустриком! Грибы, рыбалка, встреча с «племенным быком», едва не закончившаяся бедой, охота за «неразменным стольником»… Вместе с Санькой строит плот, чтобы по реке уплыть в море, там захватить корабль и стать пиратами. Возмущаясь тем, во что превратился родной город, создает «патриотический союз». Мямлик — первый председатель! Но эта активность едва не закончилась бедой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Городской Мямлик» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. В первый класс
С раннего детства лето Дима проводил в деревне у дедушки с бабушкой, но не потому, что дома жарко и душно, нет, Городок утопал в скверах, парках и бульварах, а дом был окружён зеленью. Просто родители летом работали, а бабушке Томе справляться с ребенком было тяжело, здоровье стало слабое. «Деревенские» дедушка с бабушкой вдвоем справлялись с внуком без всяких проблем.
Но все же главная причина была в том, что мальчик очень любил деревню. Утром одеваться не надо и можно гулять в трусах, если на улице тепло. В деревне было поле, лес и речка — неглубокая, с песчаным дном. В ней мальчишки не только купались, но и рыбу ловили.
Дом окружен зеленью
На речку Дима ходил с дедушкой, а когда подрос, то стали отпускать с «большими» мальчиками — для пятилетки и школьники из «началки» кажутся большими. После купания хорошо погулять в поле, играть в салки или гонять мяч с друзьями, нарвать цветы и принести бабушке букет. В лес за грибами Димочка, пока был маленький, ходил с дедушкой, а когда подрос, стал ходить с друзьями. Все времена года были хороши для мальчика, все любил, но больше всего — лето в деревне.
Любил Димок дедушку, не меньше любил и бабушку, и бабушка любила внучонка. Пекла ему вкусные блинчики, плюшки и пирожки. Вечером, когда мальчик, нагулявшись, ложился спать, бабушка рассказывала ему удивительные истории и сказки.
Многие из Диминых друзей, городские и деревенские, уже ходили в школу. Спрашивал и он родителей, когда пойдет в школу. Но сначала отвечали «нескоро», потом «на будущий год». А вот теперь говорят, что пойдет в школу этой осенью, чему очень рад. Ведь станет школьником, значит — уже «большой»! Наступило для Димы последнее лето перед школой.
— Когда в школу пойдёшь? — спрашивает Петя, соседский мальчик.
Он уже большой, в четвертый класс перешел и даже успел в третьем классе на второй год остаться. Дошкольнику очень лестно дружить с таким большим мальчиком.
— Осенью!
— Значит, последнее лето гуляешь, — важно, тоном знающего человека, заметил Петя.
— Как — последнее? — испугано спросил малыш.
— А так! Теперь будешь летом учиться — на осень оставят и дадут на лето задание. Вот тогда и будешь летом в школу ходить, а в конце ещё и переэкзаменовка. Так что, гуляй, пока свободен, пойдёшь в школу — уже не погуляешь.
Задумался Дима. Выходит, не так и хорошо в школу идти, если летом будет учиться. Пете хорошо, живет в деревне, а ему придется все лето жить в городе. Торопится нагуляться в последнее лето: и на речку просится, и за грибами, и в поле! Везде чуть ли не сразу надо успеть. С утра бежит на речку ловить рыбу, вернулся, толком не поел, а уже просится с дедушкой в лес. Вернулся из леса, пообедал и бежит в поле с мальчишками играть. На вечерней зорьке опять надо на речку — теперь вечерняя рыбалка. И так каждый день.
— Димуль, что случилось? Почему торопишься всё сразу успеть? — спрашивает дедушка.
— Ну как же, деда! Ведь последнее лето!
— Почему же последнее?
— Ну, дед! А школа? И летом уроки, и осенью перееза… преизо… — не может мальчик «переэкзаменовка» произнести, и слово такое не знает.
— Ах, вот в чем дело! — наконец дедушка понял. — Димуль, не переживай! В школе летом каникулы, ты учиться не будешь.
— Петя говорит, что и летом учатся… — сомневается мальчик.
— Мало ли чего Петька скажет.
— Ну как же, он в школу ходит и даже в третьем классе два раза учился. Значит — знает!
— Петька твой лентяй и бездельник. Весь год на уроках бездельничал, поэтому ему дают работу на лето, а осенью — переэкзаменовка. Если на уроках не лениться, ворон не считать, то летом отдыхать будешь. Это и есть каникулы.
— Я не буду лениться и ворон считать! Деда, а в каникулы можно будет к тебе приезжать?
— Конечно, мой хороший! Я ведь всегда рад тебя видеть! — дедушка обнимает внука.
Успокоился, не так уж и страшно в школе, раз можно летом к дедушке приезжать. Каникулы… Новое слово, странное, но красивое.
Домой в город Дима вернулся рано, родители забрали за неделю до начала учебы, а обычно весь сентябрь проводил в деревне. «Тебе надо привыкнуть к дому и цивилизации, а то в деревне совсем одичал!» — объяснили мальчику родители. Попрощался с дедом и бабушкой, и уехал домой в город. Дома, оказывается, уже все друзья собрались, их тоже родители заранее привезли. Встретились, обсудили, как лето провели, повздыхали, что оно так быстро прошло.
Мама отвела своего мальчика в школу, с учительницей познакомиться. Понравилась учительница — молодая, красивая, добрая… Уже хочется скорее идти в школу, тем более родители форму купили. Не совсем, чтобы «форму» — просто новые брючки, рубашку, пиджачок и даже галстук. Бабушка Тома подарила к школе новую курточку. Сестренка Анюта нарисовала кошечку Мурку, которая живет в деревне у бабушки с дедушкой, чтобы братик в школе не скучал. А дедушка Саша с бабушкой Лисо́й подарили красивый рюкзачок. Конечно, бабушку звали не Лиса́. «Лисонька» звал ее дед, но не в честь лисы. Бабушку звали Елизавета, а в просторечье — Лисавета, а уменьшительно-ласкательное, соответственно, Лисонька. Подражая дедушке, Димочка звал бабушку Ли́са», а когда подрос, стал звать «бабушка Лиса́», но это за глаза, а так обращался «бабуля».
Но вот наступило 1 сентября. Дима проснулся рано — волнуется, хочет на линейку раньше других прийти, ведь тот, кто придет первым, будет держать табличку «1А». Сам торопится и провожающих торопит — опоздать боится. Провожать в школу пошли, кроме родителей и сестренки, баба Тома, баба Лиса́, деда Саша. До школы не спеша идти, так минут десять хватит, Димочка вышел за полчаса до начала линейки. Торопится, хочет табличку «1А» держать, а папа останавливается, фотографирует.
— Пап, ну, пойдем! — волнуется первоклассник.
— Хорошо, сейчас идем, — но задерживается и фотографирует.
К школе подходят — музыка играет. Дети идут с цветами. Праздник. Перед школой на площадке, где линейка проходить будет, Дима увидел свою учительницу, а рядом… светловолосого мальчика с табличкой «1А»! «Опоздал!» — с досадой подумал он и укоризненно посмотрел на папу. Но вдруг засомневался, может быть, мальчик класс перепутал или школу? Ведь первый класс только один, боялись, что и один не наберут — детей с каждым годом становится меньше. Учительница точно его, а мальчика этого первый раз видит. Дима знает всех ребят, кто пошел в первый класс, и кто во второй. Даже в третьем классе у него есть друзья! Этого же мальчика раньше не видел.
Около учительницы стоял и разговаривал с ней какой-то мужчина. Рядом с мальчиком стояла бабушка и мужчина в военной форме. Дима заинтересовался «военным». Черный с золотом мундир… Якоря… Кортик! Да это же моряк! Может быть — адмирал! «Раз папа — адмирал, — подумал Дима, — то могли совсем недавно приехать в город. Папа, наверное, был в дальнем плавании».
Дима поздоровался с учительницей, подарил букет. Потом подошел к мальчику, поздоровался и с ним:
— Привет, тебя как зовут?
— Максим. А тебя?
— Дмитрий. Максим, а это, — тихонько спросил Дима, кивнув в сторону «моряка», — твой папа?
— Нет, это — дядя Костя, папин друг. Он — капитан. Папа с Любовью Александровной разговаривает.
— А ты в Городок недавно приехал?
— Летом. Я до этого за городом жил.
Так и стояли рядышком Максим и Дима, о чём-то разговаривали, обсуждали какие-то свои новости. Даже, казалось, что табличку «1А» держат вдвоем. Дима, имевший много друзей и в новых не нуждающийся, чувствовал, что-то его притягивает к этому высокому, светловолосому мальчику. Подходили к Диме здороваться друзья, он машинально здоровался, часто и не замечая, с кем. Максим тоже, казалось, забыл о папе, был весь занят новым товарищем. Робкий и малообщительный, с Димой чувствовал себя легко и свободно.
Но вот началась торжественная линейка. Приветствовала учеников директор школы, затем выступал кто-то из учителей, старшеклассники, которые учились последний год. Паузы занимали аниматоры, наряженные мультяшными героями, играла веселая музыка. Чувствовался праздник, но праздник какой-то особенный, по крайней мере, так линейку воспринимал Дима. Наконец, пригласили пройти в школу первоклассников. Учительница взяла за руку Максима, остальных ребят взяли за руки одиннадцатиклассники и повели 1А класс в школу. В классе учительница рассадила ребят, причем не так, как они сначала уселись, а как ей казалось удобнее. Но Диму оставила с Максимом. Так они и сидели вместе, к обоюдному удовольствию.
К школе Дима отнёсся настороженно. Хоть дедушка и успокоил, что летом не учатся, но вдруг учительница сейчас скажет — будут учиться летом. Поделился сомнениями с Максимом.
— Нет, точно тебе говорю, летом в школе не учатся. Даже самые ленивые и те не ходят в школу. Им дают задание на лето, а осенью устраивают экзамен. Учителя ведь летом отдыхают, — ответил, улыбнувшись, Максим.
— А ты откуда знаешь? Ведь не учился ещё, — продолжал сомневаться Дима.
— Мне бабушка Маня рассказала. Она давно живет в этом городе, даже родилась в нем, и все о городе знает.
— Ну да, пожалуй, права. Раз родилась в городе, то, конечно, знает.
— Дмитрий и Максим! Будете разговаривать — рассажу! — учительница сделала мальчикам замечание.
Мальчики сразу замолчали и сели «смирно». Учительница с трудом сдержала улыбку. Ведь папа Максима предупреждал, что мальчик робкий, и склонен к одиночеству, и вдруг у него «любовь с первого взгляда» к Диме! В первом классе началась дружба Дмитрия и Максима, прошла она через все школьные годы. Пока же за одной партой сидят два первоклассника и внимательно слушают учительницу.
Любовь Александровна была молодой учительницей, только окончила институт и работала в школе первый год. Этот класс был её самым первым, поэтому работать ей было интересно, с детьми-учениками была доброй, но строгой. Дети любили свою учительницу, а Любовь Александровна любила учеников, как своих детей, тем более своих детей у неё не было. Лена, приведя Диму в школу, рассказала учительнице об особенностях своего мальчика, также сделал и Сергей, папа Максима, приведя в школу своего мальчика. Любовь Александровна, зная мальчиков «заочно», удивлялась их дружбе, очень уж они разные. Даже внешне! Смуглый, темноволосый и черноглазый Дмитрий был спокойным и усидчивым. Светловолосый и голубоглазый Максим, наоборот, был подвижен, он и на уроке с трудом сидел не вертясь.
Дима имел способности к рисованию, и родители отдали его в «кружок» ещё в первом классе. Рисовал Дима постоянно, даже на уроках, иногда забывая, что надо слушать учительницу. Максиму очень нравились рисунки друга, но, хоть и смотрел, как тот рисует, не забывал следить за уроком. «Сынок, чем бы не был занят, всегда следи, что происходит вокруг. Так ты сможешь избежать многих опасностей», — учил папа. Так Максим и делал. Смотрит, как рисует друг, однако учебник открыт на нужной странице. Дима мог увлечься рисованием и за уроком не следить, но если спрашивала учительница, и не знал, что ответить, то Максим успевал подсказать.
В первом классе Максим был робким, стеснительным, давало знать, что в город приехал лишь летом — чувствовал себя «чужим», и мальчишки стали его задирать. Хоть не был слабаком, мог за себя постоять, но почему-то в школе обидчикам дать отпор боялся.
Дима как-то спешил на урок — ходил к друзьям из третьего класса, и увидел, что Максима два мальчишки прижали к стене и что-то требуют.
— Эй, парни, оставьте Макса!
— Тебе-то что? Ступай, куда шёл!
— Я тебе пойду сейчас! Быстро оставили моего друга!
Мальчишки для приличия похорохорились, но Максима оставили, с двумя связываться уже не хотели.
Любовь Александровна, вчерашняя студентка, как-то незаметно привязалась к Максиму и Диме. Она знала, что Максим растет без мамы, и его было жалко. Дмитрий тоже выделялся из общей массы детей — добрый и мягкий. Мальчики чувствовали любовь учительницы и платили ей взаимностью.
Диме нравилось в школе. Мальчик, умный от природы, учился легко и с удовольствием. Оценка у него на уроках почти всегда «высокий уровень», правда, были проблемы с каллиграфией и «технологией». Писал без ошибок, но неровно, буквы зачастую «прыгали». С «технологией» были похожие проблемы: делал работу быстро и точно, но при этом неаккуратно, нарушал технику безопасности и на столе был беспорядок. Любовь Александровна неоднократно говорила, что рабочее место надо держать в чистоте и технику безопасности соблюдать тщательно, но — безрезультатно. Но эти проблемы были только в первом классе. Летом дедушка научил мальчика работать аккуратно и безопасно, а мама — более или менее красиво писать.
Дима, спокойный и уравновешенный, буквально кидался с кулаками, если при нём обижали слабого и беззащитного. Причем необязательно ребёнка, но и любое животное! За это мог ввязаться в драку с более сильным противником, и один против нескольких, не задумываясь о последствиях для себя. Как правило, в таких случаях рядом оказывался Максим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Городской Мямлик» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других