Данный сборник – это условное сочетание науки и искусства: пейзажная астрономия и натурализм, социальная и художественная психология (притчи и поэма), романтизм и философия, что указывает на некий гибрид рационального и эмоционального видения мира.Данная работа – моя попытка описать поэтически всю полноту бытия человека и человечества, всю прелесть ощущения присутствия в этом мире, в социуме, на природе, наедине с собой и под необъятным куполом космоса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многогранность бытия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СОДЕРЖАНИЕ
— Пролог…………………………………………………………9
— Глава 1. Космос и тяга к звёздам…………………16
— Звёздная ночь……………………………………….……..16
— Сверхновая звезда……………………………………..…17
— Космический вопрос………………………………..……17
— Тьма…………………………………………………….…..18
— Одиночка…………………………………………………19
— Корабль «Земля»………………………………………..19
— Бессмертие………………………………………………20
— Путеводная звезда……………………………………..21
— Покой………………………………………………………21
— К ответам……………………………………………….22
— Ничто не вечно (Мёртвая звезда)…………………..22
— Тьма……………………………………………………….23—
Глава 2. Природа и единение с ней………………24
— Свет……………………………………………………….24
— Колыбель души………………………………………….24
— Зимняя ночь………………………………………………25
— Снег………………………………………………………..25
— Зимние шедевры…………………………………………26
— Сирень…………………………………………………….27
— Усталый октябрь………………………………………27
— Корни………………………………………………………28
— Сентябрь…………………………………………………30
— Закат………………………………………………………31
— Одинокий летний вечер……………………………….31
— Закат………………………………………………………32
— Соловьиная игра…………………………………32
— Туманное утро…………………………………………..33
— Срезанная роза………………………………………….33
— Человек оторван от земли……………………………34
— Ноябрь…………………………………………………….35
— Майское утро……………………………………………35
— Гроза………………………………………………………36
— Сыны природы…………………………………………..37
— Летнее утро…………………………………………….38
— Вопреки……………………………………………………38
— Искры………………………………………………39
— Поверхностный мир……………………………………40
— Коварный март…………………………………………40
— Любовь к жизни……………………………41
— Детство………………………………………………….41
— Глава 3. Поэма «Потомки технологий»………43
— Прогулка………………………………………………….43
— Письмо……………………………………………………45
— Скачок во времени………………………………………46
— Встреча с потомками…………………………………48
— Решение……………………………………………51
— Эксперимент…………………………………………….51
— Оживление……………………………………………….53
— Новые ощущения………………………………………..54
— Поход к врагу……………………………………………55
— Пробуждение воли……………………………………..57
— Злой гений………………………………..………………58
— Две силы…………………………………………..………60
— Схватка…………………………………………………..61
— Звездолёт…………………………………………………62
— Возрождение…………………………………………….63
— Воскрешение людей……………………………………65
— Послесловие………………………………………………67
— Глава 4. Социум и эмпатия. Бог — душа, мы……68
— Огонь оставит прах, умы оставят чувства……..68
— В тебе…………………………………………………….69
— Сила убеждений…………………………………………70
— Терзания…………………………………………………..71
— С душой открытой…………………………71
— Эпидемия молвы…………………………………………72
— Гении и и безумцы………………………………………73
— Бесы………………………………………………..………73
— Мысли обо всём……………………………75
— Кома……………………………………………………….76
— Юродивый……………………………………………77
— Порыв……………………………………………………..77
— Как скучно жить……………………………………….78
— Эстеты…………………………………………………78
— После……………………………………………..……….79
— Чёрная паутина…………………………………………80
— В борьбе с собой…………………………………………80
— Одержимые………………………………………………81
— Значимость………………………………………………81
— Спектакль на всю страну………………………..…..82
— Глава 5. Любовь к женщине……………………83
— До тебя……………………………………83
— Женщинам………………………………………………..83
— Красота……….………………………………………….84
— С тобой…………………………………………………..85
— Обольститель…………………………………………..85
— Улыбка…………………………………………………86
— Любимая………………………………………………….87
— Немое признание……………………………………..…87
— Почём виновен пред тобою………………………88
— Распутность…………………………………………….88
— Не сжигайте ведьм……………………………………89
— Наивная любовь…………………………………………90
— Роковая красота………………………………………..91
— Странники любви………………………………………91
— Кокетство………………………………………………92
— Нескромное признание………………………………92
— Ночь вдвоём………………………………………………93
— Несчастный……………………………………………..94
— Вместе……………………………………………………94
— Объятия………………………………………….………95
— Любовь — дружба………………………………….……95
— Ветры……………………………………………………..96
— Грёзы августа………………………………………96
— Сердечная любовь………………………………………97
— Глава 6. Притчи о том, как человечество обретало и теряло себя…………………………..98
— Притча «Дары Богов»……………………………….98
— Притча «Звёздный пик»…………………………….102
— Притча «Два огня»…………………………………..106
— Притча «Смерть и пророк»……………………….110
— Притча «Пилигрим»…………………………………114
— Притча «Ястреб и Змея. Оберег истины»………117
— Глава7. Попытки философствовать………….120
— Завтра не наступит никогда……………………….120
— Вдохновлённые…………………………………………121
— Музы……………………………………………………121
— Быть может…………………………………………..122
— Истина………………………………………………….122
— Подражатель Творцу………………………………..123
— Он…………………………………………………………124
— Потом……………………………………………………125
— Наука и религия……………………………………..…126
— Совершенство………………………………………….126
— Свеча…………………………………………………….128
— Перерождение…………………………………………128
— Интуиция……………………………………..…………129
— Я вернусь………………………………………………129
— Эпилог……………………………………………………131
Пролог
Тяга к звёздам и любовь к природе
Я, как и каждый человек, когда — либо любовался звёздным небом тёплой, безветренной июльской ночью, и, будучи мечтательным юношей, задавал сам себе один и тот же вопрос: «Что же находится там, в этих далёких свечениях, которые так притягивают взгляды своими паутинами из созвездий, заставляя мысленно взлететь и унестись до горизонтов галактики?». Ответ на этот вопрос частично даёт наука, которая с помощью мощных телескопов заглядывает далеко за пределы нашей Солнечной системы, изучает физические и химические процессы, протекающие на далёких расстояниях от нашей планеты, надеется увидеть схожую с нашей жизнь, тем самым заставляя человека всё глубже задумываться о собственном существовании и о коренной принадлежности к планете Земля. Мы гости на этом шаре? Или, возможно, гости подарили нам разум, что достиг большого технологического прогресса? Весь технологический прогресс считается искусственным по отношению к силам природы. Человек строит свой мир, ограждаясь от природы по образу и подобию чего, если он сам создан по образу и подобию Творца? Ведь в наше время любовь к природе родной планеты противоречит с технологическим уровнем развития общества, где одна из целей — это освоение космоса (преимущественно визуальное на данный момент), создание искусственного интеллекта, который постепенно вытесняет роль человеческого труда. Процессы, связанные с выполнением этих целей, а именно огромнейшие промышленные производства, влекут за собой ущерб экологии, вымиранию многих видов растений и животных, ухудшению здоровья людей. Итог: нелепое подражание Творцу. Где компромисс между любовью к природе и тягой к звёздам?
Социум и эмпатия. Бог — душа, мы.
В образовании, в науке и искусстве существует цель: дать понять человеку свою причастность к этому миру, понять себя через других людей, найти свое место в обществе, получить призвание по жизни для себя и для общества. Получая образование, в процессе познания мы удивляемся явлениями, образами и мотивами в различных произведениях искусства и открытиях науки, которые связаны с нами, с нашей личностью, с нашими мыслями и эмоциями, затем со временем мы успокаиваемся, понимая, что каждый человек не является некой самостоятельной единицей (эго). Напротив, он — часть этого социума, в котором существуют явления и процессы, связанные с ним, т.е. существует некое общее сознание или душа (электромагнитные волны разной частоты и длины волны на уровне мозговой деятельности: массовое сознание, родство взглядов и убеждений и т.д., если выражаться научным языком). От этого осознания меньше раздражения в повседневной жизни, в моменты столкновения с различными видами обстоятельств. Мы начинаем пробовать себя в этом мире через опыт, и через труд и сравнительный анализ находим любимое дело. Общество развивается полноценно, когда каждый человек вносит свой вклад в это самое общество. Исходя из этого, личность не должна сосредотачиваться исключительно на своих потребностях, то есть «эго» должно отбрасываться во благо человеческой общины, что создаёт ощущение истинного счастья. Даря свои силы другим людям, эти блага возвращаются личности, превосходящие блага, накопленные неразумным эгоизмом. По сути, это путь к счастью. Да, эгоизм невозможно полностью искоренить, ибо это наш биологический организм, требующий пополнение энергии и душевного отдыха. Но этот отдых (разумный эгоизм) должен быть сосредоточением сил, которые опять же идут на пользу человечеству, будь то работа за станком или научные труды, спорт или творческая деятельность, т.е. работа в социальных институтах (образовательных, политических, экономических, духовных). Вечная жизнь остаётся в наших делах, передающихся из поколения в поколение, которые генетически наследуют как историю общественную, так и родовую или индивидуальную вкупе с бесконечной перспективой развития и современными тенденциями интеллектуального развития, образования, культуры. Так мы можем её обрести. Это не совсем путь в рай или ад, это жизнь здесь и сейчас без мотивации жить хорошо в загробной жизни, это жизнь здесь и сейчас. Бог — это наша душа, а рай — это наше состояние души.
Мы
Вообще душа — это все мы вместе. Вся прелесть человеческих взаимодействий выливается в обстоятельства, которые влияют на нашу жизнь. Мы стоим на грани понимания устройства человеческого мира: между потребительством и собственными возможностями. Сегодняшняя цивилизация сделала всё за нас: нам не нужно «изобретать велосипед» — всё уже есть, т.е. все плоды научно — технического прогресса. Мы сегодня это почти искусственный интеллект. От этого происходит порой кризис бытия. Мы чувствуем себя «встроенными» в этот механизм под названием жизнь. Механизм (система) ради человечества не живёт. Он живёт ради удовлетворения собственного самолюбия, мнимой значимости. Значимость не в «эго» — значимость в уходе от потребительства и осознания полноты жизни через самоанализ, эмпатию, продуктивность практическую, т.е. реализацию в обществе именно на основе чувства причастности, а не значимости. Мы проживаем целый век, оставаясь детьми и параллельно выдумываем собственные маски из личных предрассудков, стереотипов, пытаясь спрятаться от самих себя. Мы прячемся, боясь света своего же сознания. Нет ничего внутреннего, то есть эгоистичного — это всего лишь наши психологические игры, наша ретроспектива, наша долгая генетическая память предков, воплощённая в индивидуальном организме. Мы мудры в детстве, а не на закате жизни, так как дети являются носителями «чистого» сознания без привязки к предрассудкам, прошлому личному опыту. Мудрость не приходит с годами, она лишь с годами порой рождает стереотипы, превознося себя как мудрость. У нас разный опыт, разные выводы, разное восприятие этого мира. Но мы не должны воевать убеждениями, мы ведь можем принять то, что есть человеческая жизнь в разных интерпретациях — уникальная, особенная, самостоятельная, и одновременно живущая ради общего блага, осознающая себя частью этой огромной Вселенной.
Эмпатия
Я считаю, что органы чувств — это наиболее реальные и достоверные в определённый момент времени источники информации, учитывая постоянно меняющийся мир и склонность любых живых существ к нему приспосабливаться. Несмотря на это возрастные поколения оказываются в собственном временном «облачении» на основе собственного жизненного опыта, затрагивающем массовое сознание, т.к. они (поколения) переживают в своей массе чувства одного и того же политического строя, условий существования и т. д. Это закладывается с детства и юности, где дети одного возраста находятся в одном коллективе. В один и тот же конкретный момент времени разные поколения могут мыслить и чувствовать по — разному, рождая разногласия. Мы будто садимся в рождении на поезд одного маршрута без возможности пересадки. Точнее, ее сделать можно, но «на ходу», так сказать. Переосмысление всегда болезненно и занимает некоторое время, зачастую продолжительное. Привязка эмоциональная к той обстановке, в которой человек жил и живёт, порой отвергает устройство жизни других людей: старших или младших, бедных или богатых, рядовых граждан или людей с высоким социальным статусом. В этом смысле учить никто и никого не может — ни морали, ни идеалам, ни принципам. «Убедил себя — убеди другого» — этот принцип работает скорее на инстинктивном уровне, и наверняка связан с прошлыми подавленческими инстинктами древних «хищных» людей, основанных на дедовщине и властной иерархии. Что же тогда нам остаётся? Вечно сомневающиеся люди, общение которых сведётся к молчанию, или люди с обезьяньим поддакиванием? Крайности выходят. И даже эти мои записки — попытка убедить путём некоторых умозаключений. Книги сильны широтой мысли, журналистские статьи интересны освещением актуальной проблемы или темы, стихи сильны родством чувств автора с читающими, научные работы прекрасны своими объективными доказательствами и открытиями. Картины художников, игра актёров и сюжеты сценаристов это плоды богатого воображения. Мы и вдобавок ко всему примыкаем к определенному «лагерю интересов». На мой взгляд, стоит отбрасывать себя как некую абсолютную единицу (эго) и допускать всё в любых размышлениях, принимать разный опыт, на время забыть о своём и прочувствовать опыт другого человека, поколения, эпохи. Быть всем и никем одновременно. Разносторонне развиваться вполне возможно, проблема лишь в эмоциональной привязанности к одной сфере деятельности, системе убеждений или же в противоречии, несовместимости у одного человека нескольких идей, убеждений, занятий, увлечений (на первый взгляд несовместимых), и, в конце концов, нехватке времени ввиду навязанной рутины. В сущности своей человек — существо многогранное. Массово эта многогранность определяется взаимодействием в обществе людей с различными способностями, занимаемыми должностями, профессиями, творческим потенциалом и т. д. Никто на этой планете не может сочинить гениальную симфонию и следом открыть новые законы в квантовой физике. Для этого человек и существует как общество, поэтому издревле люди и поклоняются богам, уповая на свое бессилие перед множеством обстоятельств, к некоторому числу которых они сами и причастны, но не всё и не всегда им под силу. Умей человек всё, ему не нужен был бы никто. Перспектива туманная. Но один может ощущать себя частью целого, и быть этим целым, знать, что все мы это одно целое — одна душа: общечеловеческая, независимая от предрассудков поколений, эпохи, привязанностей к идеологиям. Принимать, а не спорить, допускать, а не отвергать, понимать, а не осуждать (кроме крайних случаев бесчеловечного поведения, что и является следствием отсутствия этих качеств). Эмпатия и сострадание есть то, что нас всех связывает. Мы сегодня — это часть души, разбитой на осколки мнений, и мы дорожим тем осколком, что и приносит нам ранения. Будем же целой единой душой!
Любовь к женщине
Образ любви отождествляется с женщиной, образ силы и воинственности с мужчиной. Именно женщины творят мир на земле, потому — что они дают жизнь и заботу детям, они глубже чувствуют ответственность за жизнь другого человека. В свою очередь, мужчина всегда будет ориентирован на женщину с точки зрения морали и неагрессивного поведения в повседневной жизни. Женщина трансформирует мужскую силу и воинственность в чувство заботы о собственном роде, о сохранении родовой общины, даже государственности народа в организацию любой созидательной деятельности, т.е. всеобщего мира на земле. Эта трансформация перетекла в области культуры и искусства, промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, спорта, где сила направлена уже не на разрушение, а на интеллектуальное и физическое состязание, на здоровую конкуренцию ради усовершенствования человеческого тела и здоровья, силы духа. Впрочем, любая здоровая конкуренция в любой сфере деятельности рождает прогресс.
Искусство невозможно без вдохновения, а вдохновение невозможно без любви к женщине. Культура сублимировала мужскую силу в созидание, в объединение мыслей и идей, направленных на построение гражданского общества. Чувство верности изначально исходит от неё, также эта верность перетекает во все стороны жизни человека: в верность своему делу, в верность Родине, семье, близкому окружению. В конце концов, большинство педагогов и медицинских работников это женщины, т.е. воспитывают и заботятся о нашем здоровье в обществе тоже они. Гуманитарные науки подвластны больше им, а эти науки изучают гуманность (человеческую культуру). Теперь, я думаю, станет риторическим вопрос о том, откуда появилось семя разума в человеке.
Эпиграф
Поэтам и чтецам
Поэзия — язык, где смысл между строк,
На «ты» к ней обращаешься, внимая
Её радушный, сказочнейший слог
Под песни музы, что взахлёб играла.
От чувств светлейших на святую суть
Отбросил, не кривя душою, отражение,
Чтоб у других от «внутренних простуд»
В груди рассеялось радостное жжение!!!
Читай, труби, гуманных нравов славь
В стихах мечты посаженное семя!
Я верю: человек, природы суть познав,
Земле промолвит честно: «С днем рождения!!!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многогранность бытия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других