Юстиция как сфера государственного управления

Игорь Бовсуновский

Юстиция как сфера государственного управления посредством входящих в нее институтов выполняет огромный комплекс задач. Осуществляя государственное управление в сферах судебно-экспертной деятельности, принудительное исполнение правовых актов, организацию адвокатуры и нотариата, ее работа прежде всего направлена на совершенствование и выявление недостатков механизма правового регулирования государства, а также легитимацию общественных отношений, способствуя их общему упорядочиванию и развитию.

Оглавление

1.3 Система органов юстиции Республики Казахстан

Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики, то есть государственным органом Республики Казахстан, в пределах своей компетенции осуществляющим правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающим режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающим защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также обеспечивающим своевременное исполнение исполнительных документов. Оно имеет территориальные органы в областях, городах, районах и районах в городах. Министерство и его подведомственные организации образуют единую систему Министерства юстиции Республики Казахстан. Компетенция и порядок взаимодействия с иными государственными органами определяются первым руководителем. Министерство является юридическим лицом, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в органах казначейства.

Истоки становления органов юстиции Республики Казахстан уходят в 1917 г., когда создается Народный комиссариат юстиции, на который возлагается руководство судебными, прокурорскими, следственными и нотариальными органами. В 1920 г. была образована Автономная Киргизская Советская Социалистическая Республика, для управления делами которой были образованы комиссариаты. Среди них значился Народный комиссариат юстиции. Независимость Республики Казахстан открыла новую страницу в деятельности Министерства юстиции. В числе двенадцати народных комиссариатов был утвержден Народный комиссариат юстиции. Центральный отдел юстиции признавался как краевой орган, на который возлагается управление и заведование судебной частью на всей территории Республики. В 1922 году были приняты Постановления о создании прокуратуры, адвокатуры и арбитражной комиссии, а также появились первые советские Кодексы. В 1938 г. принимается Закон «О судоустройстве». В 1939 г. принято новое Положение о Народном комиссариате юстиции, в чьем составе функционировали управления судебных учреждений, кадров, учебных заведений, различные Отделы, включая отдел адвокатуры, контрольно-инспекторские группы, секретариат, архив и юридическое издательство. При Народном комиссариате юстиции создается коллегия, состав которой утверждается из выдвинутых комиссаром юстиции кандидатур. Уже в 1946 г. Совет Народных Комиссаров преобразуется в Совет Министров, а Народный комиссариат юстиции называется Министерством юстиции.

Правовую основу деятельности органов юстиции Республики Казахстан составляют Конституция Республики Казахстан,11 Положение «О Министерстве юстиции Республики Казахстан»,12 Закон Республики Казахстан «Об органах юстиции»,13 а также международные договора Республики Казахстан. Министерство юстиции является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, и осуществляет руководство, а также межотраслевую координацию в сфере юстиции. Имеет место и Закон об органах юстиции, определяющий, что они являются органами исполнительной власти, осуществляющими обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основываясь на данных законодательства, и официального сайта Министерства юстиции Республики Казахстан,14 можно определить, что единую систему органов юстиции Республики Казахстан составляют органы юстиции, включающие само Министерство юстиции, а также территориальные органы, отделы и учреждения юстиции, включая учреждения и иные подведомственные организации. Территориальными органами юстиции являются областные, города республиканского значения и столицы, районные и городские подразделения юстиции. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.

Министерство юстиции Республики Казахстан является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также счета в органах казначейства. Руководство Министерством осуществляется Министром юстиции, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Он назначается и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. Министр юстиции имеет заместителей, он определяет обязанности и полномочия своих заместителей, назначает на должности и освобождает от должностей работников Министерства, налагает дисциплинарные взыскания и применяет меры по поощрению сотрудников Министерства, подписывает приказы, представляет Министерство во всех государственных органах и иных организациях, принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Министерстве, и несет персональную ответственность за принятие антикоррупционных мер. Исполнение полномочий первого руководителя в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством. Сам аппарат Министерства возглавляется ответственным секретарем.

Основой деятельности Департаментов областей являются принятые соответствующие Положения. Например, правовой основой деятельности Департамента юстиции Алматинской области, является Положение О государственном учреждении «Департамент юстиции Алматинской области Министерства юстиции Республики Казахстан». Департамент юстиции является территориальным органом юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан, который входит в единую систему органов юстиции. Каждый Департамент несет свою персональную задачу в общей схеме работы Министерства. Например, Департамент по защите имущественных прав государства осуществляет функцию по обеспечению защиты имущественных прав государства и представлению его интересов в судебных органах, а Департамент по исполнению судебных актов осуществляет функции по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан. Что касается Департаментов юстиции областей, то они являются территориальными органами юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан, которые входят в единую систему органов юстиции.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

11

Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://constitution.kz. — Дата доступа: 28.12.2018.

12

Положение о Министерстве юстиции Республики Казахстан: утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан, 28 октября 2004 г., №1120 // Консультант Плюс: Беларусь Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2019.

13

Об органах юстиции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.gov.kz/sites/default/files/oborg.rus_1.pdf. — Дата доступа: 19.04.2019.

14

Министерство юстиции Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adilet.gov.kz/ru. — Дата доступа: 19.04.2019.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я