Юридическая экспертиза нормативных правовых актов

Игорь Бовсуновский

В целях получения наиболее качественного результата правовой оценки НПА, реализация выверенного порядка уполномоченными субъектами по проведению обязательной юридической экспертизы НПА, а также совершенствующиеся подходы к законодательной и правоприменительной практике, помогают выявить на раннем этапе большинство возможных правовых последствий их принятия, делая национальное законодательство более совершенным в нормах материального и процессуального права, способствуя его большей легитимности.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Понятие и виды экспертизы нормативных правовых актов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая экспертиза нормативных правовых актов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 Понятие и виды экспертизы нормативных правовых актов

Экспертиза нормативных актов — это ничто иное, как анализ содержания таких актов с целью определения возможных правовых, экономических, а также иных последствий их принятия. Ее проведение является важным элементом нормотворческого процесса, направленного на усовершенствование качества акта. Таким образом, правовые акты подлежат правовой экспертизе, если такие документы носят нормативный характер, то есть рассчитаны на неопределенный круг лиц, неоднократное применение и так далее.

В соответствии с ранее упомянутым законом «О нормативных правовых актах», существует множество различных правовых экспертиз. Согласно этого же закона, обязательная экспертиза правового акта, входит и в стадию нормотворческого процесса по подготовке проекта правового акта.4 Она основана на юридической и криминологической экспертизах, а также обязательна в отношении актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных органов базового уровня.

Перед включением в Национальный реестр правовых актов, правовые акты нормотворческих органов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции и его Главными управлениями. При проведении такой экспертизы, ставится вопрос соответствия Конституции, актам Президента, законам, и иным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому, включая международные договора. Не подлежат оценке установленные в таких актах различного рода индексы, коэффициенты, нормативы, формулы их расчета, и так далее. Исключением будет лишь оценка соответствия показателям, установленным правовыми актами большей юридической силы. По результатам юридической экспертизы составляется заключение о соответствии либо несоответствии акта установленным требованиям. Нормативные акты, не подлежащие включению в Национальный реестр, возвращаются обратно нормотворческому органу, и не вступают в силу. Порядок проведения обязательной юридической экспертизы определен упомянутым выше Постановлением Правительства «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов» в обновлении с Указом Главы государства.5 Более детально все аспекты данной экспертизы будут освещены в настоящей работе несколько ниже.

Под криминологической экспертизой подразумевается исследование содержания проекта правового акта в целях выявления норм, влекущих возникновение криминогенных последствий. Она проводится Генеральной прокуратурой, и обязательна только для проектов в сфере государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, финансов, здравоохранения, образования, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов ненормативных актов, актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров и поправок к ним, локальных и технических актов, а также содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Главой государства. Как правило, криминологическая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней. Если это проект срочного закона, — в течение трех рабочих дней, а повторно направленного проекта правового акта — в течение пяти рабочих дней. По результатам рассмотрения поступившего обращения Генеральной прокуратурой принимается решение о признании обоснованности выводов. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, допускается принятие правового акта, с последующим проведением его обязательной криминологической экспертизы. Данное правило не распространяется на Декреты и Законы. Проведение криминологической экспертизы регулируются соответствующим Указом Главы государства.6 Проведение такой экспертизы акта осуществляется после проведения его обязательной юридической экспертизы.

Финансово-экономическая экспертиза подразумевает под собой системное документальное изучение финансово-экономических показателей, и составление соответствующего заключения на основании специальных познаний эксперта в экономической сфере.

Экологическая экспертиза проводится организациями, подчиненными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ее правовой основой служит Закон «Об экологической экспертизе»,7 согласно которому, при ее проведении оценке подлежат мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, предотвращению вредного воздействия на объекты животного мира, охране атмосферного воздуха, обращению с отходами, предупреждению вредного воздействия на объекты растительного мира, решения по сохранению, восстановлению и оздоровлению окружающей среды и т. п. По результатам такой экспертизы составляется соответствующее заключение о ее проведении.

Помимо прочего, можно отдельно выделить также три вида правовой экспертизы нормативных актов в зависимости от степени административного плеча: внешняя, внутренняя и независимая. Первая производится уполномоченными на то органами государственного управления, вторая — локально, а последняя — гражданами или их объединениями.

Таким образом, были детально рассмотрены понятие экспертизы нормативных актов, а также определены ее основные виды. Отметив, что правовые акты, носящие нормативный характер, подлежат правовой экспертизе, сделан вывод, что ее проведение является важным элементом нормотворческого процесса, направленного на усовершенствование качества акта. Среди основных видов правовой экспертизы, выделены такие как обязательная юридическая, криминологическая, финансово-экономическая и экологическая экспертизы. В первом случае, экспертиза проводится в отношении актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Главы государства, Национальной академии наук, различных министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных органов базового уровня, а также в процессе подготовки проекта нормативного акта в третей стадии нормотворческого процесса. Порядок ее проведения, и более детальные аспекты данной экспертизы будут предметно освещены в других блоках работы. Во втором случае, правовая оценка проводится Генеральной прокуратурой. Такая экспертиза обязательна только для проектов в сфере государственной деятельности, социальной защиты, финансов, здравоохранения, образования, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Она не проводится лишь в отношении проектов ненормативных, локальных и технических актов, а также содержащих государственные секреты. Отдельно стоит отметить, что ее проведение осуществляется только после юридической экспертизы. В третьем случае речь идет о системном изучении финансово-экономических показателей, а в последнем — об оценке мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

В целом, по данному блоку работы, можно сделать небольшой вывод о том, что проведение правовой экспертизы помогает выявить на раннем этапе большинство возможных экономико-правовых последствий его принятия, делая национальное законодательство более совершенным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Понятие и виды экспертизы нормативных правовых актов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая экспертиза нормативных правовых актов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000г., №361-З / Консультант Плюс: Беларусь Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2017.

5

О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов: Указ Президента Республики Беларусь, 30 декабря 2010 г., №711 / Консультант Плюс: Беларусь Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2017.

6

О порядке проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь: Положение, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь, 29 мая 2007 г., №244 / Консультант Плюс: Беларусь Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2017.

7

О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2016г., №399-З / Консультант Плюс: Беларусь Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2017.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я