Шахматы для начинающих. Оголяя короля

Игорь Бовсуновский

Информация, изложенная в данной книге, представляет комплекс необходимых теоретических и практических навыков для того, чтобы Ваш уровень шахматной игры уже на первоначальном этапе был достаточно хорошим. Быстро. Легко.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматы для начинающих. Оголяя короля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. История шахмат

«Шахматы — игра не только фигур, но и людей — психология имеет значение»

Михаил Ботвинник

Существуют попытки, основанные на археологических и письменных свидетельствах, связать появление шахмат в более ранний период с Китаем, но эти свидетельства признаются недостаточными. Родиной шахмат считается Индия, в которой не позднее конца 6 века была известна игра чатуранга — вероятный прямой предшественник шахмат.1 В чатурангу на доске 8x8 играли комплектом фигур, схожих с шахматными, а целью игры было поставить мат королю противника. Первым текстом, в котором определённо упоминается чатуранга, считается исторический роман на санскрите «Харчашарита», где используется метафора: «только пчёлы соперничали за взятки, только в стихах обрезались стопы и только доски для игры учили позициям чатуранги», то есть не велось настоящих войн. Составленный на среднеперсидском языке «Трактат о шахматах» повествует о том, как шахматы были подарены индийским правителем шахиншаху Хосрову I. Ряд арабских историков излагает легенду об изобретателе шахмат, потребовавшем от монарха в награду количество зёрен, которое получилось бы, если на каждой следующей клетке шахматной доски зёрна удваивались. Вскоре монарх понял, что такого количества зерна нет на всей планете. О некоторых ходах фигур в чатуранге известно из трактата поэта IX века Рудраты «Кавьяланкара», в котором описаны задачи пройти все поля доски для чатуранги ходом коня, ходом колесницы (ладьи) и ходом слона. Ходы ладьи и коня были идентичны соответствующим современным шахматным фигурам, а слон, вероятно, перемещался на одно поле по диагонали в любом направлении и на одно поле вперёд. Однако полные правила чатуранги достоверно неизвестны. Широко известно описание чатуранги для четырёх игроков, где на обычной доске 8x8 размещались четыре комплекта фигур, состоявших из короля, слона, коня, ладьи и четырёх пешек. Бросок игральной кости определял, какой фигурой игрок должен делать следующий ход, а за каждую съеденную фигуру противника игрок получал определённое количество долей от ставки. Существует гипотеза о том, что шахматы развились из этой разновидности чатуранги, то есть игра для четырёх игроков была предшественником игры для двух. Далее гипотеза развита до теории, согласно которой к современному виду шахматы пришли из-за религиозного запрета на игру в кости и в результате переформирования комплектов фигур.

Предположительно в конце 6 века чатуранга стала известна персам: под названием чатранг игра упоминается в написанной на среднеперсидском языке «Книге деяний Ардашира сына Папака». После завоевания Персии арабами (7 век) последние познакомились с чатрангом, а в арабском языке название игры стало звучать как шатрандж. В ней победа достигалась матом, патом или уничтожением всех фигур соперника, а ключевыми отличиями от современных ходов фигур были ходы ферзя (только на одно поле по диагонали в любом направлении, это была слабейшая фигура) и слона (через одно поле по диагонали в любом направлении), и отсутствие рокировки. Пешки играли значительную роль в атаках, особенно на флангах. Они двигались на одно поле вперёд и, достигнув последней горизонтали, превращались только в ферзей. Шатрандж был медленной игрой, предполагавшей длительное позиционное маневрирование; типичными стратегиями были движение пешечных цепей или контроль слабых полей ферзём и слоном соответствующего цвета. В начале игры шатранджист, как правило, воспроизводил одну из типовых позиций (дебютов), которая характеризовалась, в первую очередь, пешечной конфигурацией.

Соответствие игры в шахматы шариату с самого начала было неочевидным: шахматы не упомянуты в Коране прямо, при этом священная книга содержала недвусмысленный запрет на азартные игры (под азартными понимались игры на деньги либо игры, исход которых определялся случаем). Так или иначе, шатрандж был широко распространён в исламском мире. При дворе халифов появлялись шахматные трактаты.

Наибольшие изменения чатуранга претерпела, распространяясь из Индии на восток, где в результате возникли несколько игр, сильно отличавшихся и друг от друга, и от современных шахмат. Так впервые китайские шахматы сянци впервые упоминаются в сборнике «Сюань гуай лу». В сянци фигуры двигаются не по полям, а по линиям и ставятся на точки пересечения линий, всего доска из 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий содержит 90 пунктов. Ходы фигур тоже отличаются, в сянци также существует дополнительная фигура «пушка», которая ходит как ладья, но может бить фигуру противника, только если между ней и этой фигурой стоит ещё одна фигура, через которую пушка «перепрыгивает». Центр доски для сянци пересекает «река», которая влияет на ходы некоторых фигур. От сянци, в свою очередь, произошла корейская игра чанги, которая в основных деталях совпадает с сянци (одно из отличий, например — отсутствие разделительной «реки»). Большое количество черт чатуранги сохранено в тайских шахматах (макрук): доска, набор фигур и их ходы в них те же, что известны из чатуранги и шатранджа (слон перемещается на одно поле вперёд или по диагонали), в начальной расстановке пешки каждого игрока выдвинуты на третий ряд, а короли стоят несимметрично (напротив ферзей). При достижении шестого ряда пешка превращается в ферзя.

История развития японских шахмат сёги до конца неясна. Традиционно считается, что сёги пришли в Японию из Китая. Но сёги не имеют никаких специфических черт сянци, и имеют много отличий. Существует предположение, что сёги и современные сянци — результат развития древней формы сянци в двух разных направлениях. Другая гипотеза состоит в том, что сёги могли быть результатом знакомства японских мореходов с играми из региона Юго-Восточной Азии, например, макруком или ситтуйином: с ними сёги роднят инструмент превращения или, например, ход серебряного генерала, аналогичный ходу слона в этих играх. В сёги играют на вытянутой по вертикали доске 9×9 клеток плоскими фигурами одного цвета пятиугольной формы; принадлежность их игроку определяется по тому, в какую сторону направлено остриё фигуры. Превращение возможно для каждой фигуры: на её обороте указан ранг фигуры после превращения. Съев фигуру соперника, игрок может выставить её на доску в составе своего комплекта.

Шахматы стали известны в Европе благодаря контактам с арабским миром на Пиренейском полуострове, и Сицилии, в разное время находившихся под арабским владычеством. Прослеживается эволюция арабского слова «шах» (где, в отличие от персидского языка, из которого оно пришло в арабский, слово использовалось только для обозначения шахматного короля). В европейских языках оно было заимствовано в латинский язык как обозначение фигуры короля. Примечательно, что испанское ajedrez и португальское xadrez, восходится к слову «шатрандж». Поскольку это слово претерпело в латинском языке и восходящих к нему романских языках те же изменения, что и другие латинские слова с буквосочетанием sca-, заключается, что оно попало в латинский язык не позднее 9 века. В письменных европейских источниках шахматные комплекты впервые упоминаются в 11 веке. Начиная с 12 века западноевропейские источники изобилуют упоминаниями игры. Шахматы рассматривались как игра, учащая морали, реконструкция государства в миниатюре, а эти фигуры получили новое название: «королева» и «епископ». Со временем «королева» полностью вытеснила «ферзя», что породило ряд казусов, ведь при превращении пешки на доске может появиться новая королева. В разных странах это решалось запретом на превращение, если первая королева ещё остаётся на доске, или переименованием фигуры в «деву», или «женщину». Попытки запретить шахматы в числе других развлечений и азартных игр предпринимались европейскими монархами и духовенством неоднократно. Однако эти попытки не имели успеха, игра в шахматы продолжала оставаться популярным увлечением образованных слоёв. Многие дошедшие до нас трактаты о шахматах созданы в среде духовенства. Ценнейшим источником по истории европейских шахмат до 15 века считается составленный в 1283 году при короле Альфонсо X манускрипт, известный как «Книга шахмат, костей и досок». Описанные в нём правила шахмат в целом наследуют шатранджу, но также содержатся несколько нововведений, в частности, ферзь и пешка на первом ходу могут сделать «прыжок» на два поля, а не на одно; для пешки эта возможность сохранилась до настоящего времени. Право на «прыжок» появлялось и у «превращённого» ферзя. Примерно в то же время в Северной Италии был создан труд «Об обычаях людей простых и знатных», в которой «прыжок» первым ходом получают и король (этот ход в будущем разовьётся в рокировку), пат признаётся ничьей, а «голый король» одной из сторон не означает автоматического поражения.

Современный облик шахматы приобрели благодаря двум изменениям в правилах, датируемым ок. 1475 года: ферзь, ранее перемещавшийся только на одно поле по диагонали, получил возможность ходить на любое количество полей в любом направлении и стал сильнейшей фигурой, а «прыжок» слона был заменён на перемещение по диагонали на любое количество полей. Эти новшества радикально изменили игру: её скорость увеличилась, неточная игра уже на первых ходах могла привести к стремительной атаке и поражению, что дало стимул к изучению дебютов. Если ранее пешка превращалась в слабейшую фигуру, то теперь превращение полностью меняло баланс сил на доске, а значит, изменилась и роль пешки в партии.

В 1561 году в Испании вышел шахматный учебник авторства Руя Лопеса де Сегуры. Один из разделов посвящён дебютам, и там впервые описан королевский гамбит. В этом же учебнике, Лопес де Сегура вводит в оборот слово «гамбит» как описание дебютной ловушки с жертвой.

В начале 18 века в Париже и Лондоне приобрела популярность игра в шахматы в кафе. В 1737 году во Франции опубликована книга «Опыт шахматной игры», в которой впервые применяется алгебраическая, а не описательная шахматная ротация, до настоящего времени с небольшими изменениями являющуюся международным стандартом.

В русских источниках слово «шахматы», образованное, по всей видимости, от персидских слов со значением «мат королю» (буквально: «властитель поражён»), впервые встречается в 13 веке. Учитывая развитые торговые связи Руси с арабским халифатом и восточное происхождение названий фигур, считается вероятным ещё более раннее знакомство восточных славян с шахматами (8—10 века). О заимствовании с востока свидетельствуют названия «слон» — прямой перевод с арабского или персидского — и «ферзь». В 1852 году был зарегистрирован первый российский шахматный клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры.

К концу 19 века турниры стали достаточно регулярным явлением. Германский шахматный союз проводил турниры приблизительно раз в два года. Примерно в это же время в турнирах начали использовать контроль времени, ограничивавший время на ход или совокупное время для обдумывания ходов одним игроком. Для подсчёта времени применялись различные методики, пока не были сконструированы механические шахматные часы с двумя циферблатами и механизмом, переключение которого запускало один циферблат и блокировало второй. Они впервые были применены на лондонском турнире 1883 года.

В 1924 году была сделана попытка приурочить к проходившим в Париже летним Олимпийским играм олимпиаду по шахматам. Олимпиада прошла в форме личного турнира, в который допускались только любители, однако отграничение шахматистов-любителей от профессионалов с самого начала оказалось проблемой и не прижилось. До 1948 года сохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом.

В конце XX века были заложены основы компьютерных шахмат. Шахматы интересовали многих пионеров информатики, поскольку и там, и там решались сходные задачи расчёта, анализа, выбора лучшего продолжения, а постепенное распространение Интернета сделало возможным проведение интернет-турниров. Стремление избежать накопленного шахматной теорией массива изученных дебютных вариантов привело к появлению альтернативных вариантов шахмат, один из самых популярных — с выбранной случайным образом расстановкой фигур (шахматы-960 — по числу возможных начальных позиций). Предполагается, что в таких шахматах наибольшее преимущество получают шахматисты с развитыми игровыми навыками, а не с богатой домашней подготовкой или умением разыгрывать стандартные позиции. Еще несколько слов с детальным иллюстрированием о данном виде шахматной вариации, можно будет прочитать несколько ниже, а пока рассмотрим отдельно каждую фигуру, и ее место на игровой доске.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматы для начинающих. Оголяя короля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я