Цифровая гигиена

Игорь Ашманов, 2022

Цифровая среда – Интернет, социальные сети, приложения – является неотъемлемой частью той «мультиреальности», в которой существует современный человек. Естественно, что вместе с неоспоримой пользой виртуальность приносит в нашу жизнь и огромные риски. Сейчас цифровой мир – это джунгли, подчас населённые не самыми приятными (и небезопасными!) формами жизни. Таким он и останется, пока в нём не будет наведён порядок. Перед вами не очередная «страшилка», а экспертная оценка цифрового мира на основе большого объёма изученных данных. В книге рассматриваются проблемы цифровой зависимости и отчуждения подростков, воздействия деструктивных сообществ и токсичного контента, защиты от фишинга, поиска и оценки достоверности информации, а также другие явления цифровой среды. Ситуация в Сети очень быстро меняется, порождая новые опасности, поэтому основная задача – не только рассказать о существующих рисках, но и научить вас самостоятельно разбираться в методах защиты. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая гигиена предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение. Новая эпоха

— Вовочка, ты утром встаёшь на зарядку?

— Нет, Марь Иванна, у меня зарядка сломалась, а родаки свои не дают.

За предыдущие циклы ввода новых технологий мир несколько раз менялся, но как? Лучше стало или хуже? Вообще изменения — это хорошо? И так ли уж неизбежно?

Технологии — благо или зло?

В последнее время вы наверняка слышали немало предостережений об опасности цифрового мира, в том числе от деятелей индустрии информационных технологий.

В книге мы подробно их обсудим. Но сперва нужно ответить на важный для читателя вопрос: действительно ли авторы ретрограды и не видят ничего хорошего в современных цифровых технологиях?

Надо сказать, что последние 30 лет мы занимаемся исключительно цифровыми технологиями — это наша профессия. Мы окончили технические институты и во взрослой жизни уже четверть века ничем, кроме «цифры», профессионально не занимались.

Мы разрабатываем программы для информационной безопасности, поисковые машины, нейронные сети и приложения искусственного интеллекта. Мы сами участвовали в строительстве этого цифрового мира — построили часть его, хоть и небольшую, в России, именно поэтому видим цифровой мир без прикрас и иллюзий — таким, как он есть.

Но ведь все знают, что технологии — это благо, с их помощью мир изменился!

Мир действительно изменился. Сегодня почти у каждого — персональный компьютер, смартфон, фитнес-браслет, аккаунт в Facebook, фотки в Instagram, чат в WhatsApp, «Яндекс. Такси» у подъезда. Круто же? Нет, не круто.

Людям же удобно — современно, быстро. Что не нравится?

Не нравятся несколько моментов.

Первый: направление этих изменений определяем не мы. Мы принимаем новинки как есть и послушно подстраиваемся под изменившийся мир.

Второй: все эти новинки — дары данайцев. На самом деле предлагается подмена чего-то настоящего бутафорией. Производительность труда от компьютеров не растёт (да-да, это довольно удивительный, но исследованный и доказанный факт), просто меняются способы и формы работы.

Полноценная ли замена? Работа на компьютере — вместо работы в цеху или на стройке. Общение в соцсетях — вместо живого общения. Слабые связи в Сети — вместо сильных в жизни. Замена традиционного социального уклада и общения подписками в группах и блогах. Замена традиционных ценностей и занятий нажатием кнопок. Вместо реальных знаний — результаты выдачи поисковиков. Вместо чтения книг — чтение комментов. Вместо журналистики — поток жёлтой прессы.

Общение в чатиках не эквивалентно личному общению.

Оглянитесь: на улице, в кафе, в транспорте, на остановке люди «втыкают» в смартфоны. Что они делали 20 лет назад? Они читали книги и газеты, курили, общались, смеялись. Смотрели в окно и на окружающих.

Что они делают сейчас, читают важное? Вообще-то нет. Они одиноки, никого не видят, часами отвечают бессмысленными репликами на бессмысленные реплики малознакомых сетевых сущностей, играют в бессмысленные игры или смотрят бессмысленные ролики бессмысленных видеоблогеров. Что-то не так с новыми технологиями. И мы, разработчики технологий, тоже видим это.

Закон Старджона

Есть довольно простой (даже шуточный) закон Старджона, озвученный писателем-фантастом Старджоном[4] ещё 50 лет назад: 90 % чего угодно — хрень[5].

Это означает, что в большинстве процессов, событий, контента — всего, что происходит, — основная часть бесполезна или даже вредна. Просто потому, что всё рано или поздно портится, а точнее, люди склонны портить что угодно.

То же самое, как ни удивительно, относится и к новейшим, таким удобным информационным технологиям — Интернету, смартфонам, социальным сетям и т. п. По какой-то причине в каждой бочке новых технологий есть ложка дёгтя. Они все — с какой-то червоточиной.

Результат (или цена) внедрения новых технологий в нашу жизнь — множество странных, вредных, негативных явлений: почтовый спам[6], безделье «офисного планктона», зависимость от соцсетей, пожирающая по нескольку часов в день, непрерывное смотрение в смартфон, клиповое мышление, короткая память, неспособность удерживать фокус внимания, постоянный поток фейков и вбросов, массовые манипуляции сознанием, пропаганда, запугивание, разводки.

Возьмём, к примеру, электронную почту. В ней эти сакраментальные 90 % составляет мусор, спам — нигерийские письма, трафик на сайт, фишинг, финансовые пирамиды, страшилки. Вы можете часть спама не видеть, потому что на его пути к вам уже стоят спам-фильтры (которые пришлось разрабатывать в том числе авторам этой книги), но он там есть и составляет примерно 95 % от всех писем.

В Интернете на 90 % грязь, порно, травля, экстремизм, вирусы, хакеры, торговля наркотиками, рекламная «джинса»[7] и т. д. В смартфонах — тотальная слежка. В соцсетях — абсолютная прозрачность, слежка, фейки, разводки, флешмобы, идеальная манипулируемость. Да что ж такое?

Это всё не случайные, а необходимые, неизбежные следствия новых технологий. Червоточина — в сердцевине, в основе. Сразу по внедрении новой технологии приходится начинать бороться с этой грязью, токсинами. Например, первый спам появился в электронной почте буквально в самом начале, когда ею пользовалось всего несколько сотен человек. Первые вирусы пошли по компьютерным сетям в 80-х годах прошлого века, когда пользователей было лишь несколько тысяч.

Почему так?

Причина очень проста. Дело прежде всего в деньгах, потому что цель внедрения новых продуктов и технологий — всегда деньги, это сейчас единственная метрика. Мы же живём при капитализме, где всё решает капитал.

А то, что превращается в деньги, на следующем звене обязательно превращается в полную хрень. Фантаст Старджон из этого же мира, поэтому он и описывает свой мир своим законом Старджона.

Это новый цикл, постмарксовский: технологияденьгихрень и опять технологияденьгихрень. И так далее.

Цифровые маугли: поколения «цифровых туземцев»

Приходит мама за ребёнком в детский сад.

Смотрит, дети в песочнице сидят со смартфонами, а воспитательница спит на скамейке.

— Что ж вы спите? У вас же все дети разбегутся…

— Да куда они денутся, у нас Wi-Fi только в пределах песочницы.

Современные дети рождаются в цифровом мире. Их можно назвать «цифровыми туземцами» или «цифровыми аборигенами» (по-английски digital native).

Туземец — не обидное слово, оно просто означает «местный», «родившийся тут, на этой земле». Первое поколение «цифровых туземцев» за последние 20–25 лет — это поколение конца 90-х — начала 2000-х, родившееся, когда у родителей уже были компьютеры и мобильные телефоны. Нынешнее поколение рождается, когда смартфон лежит на каждом столе и в каждом кармане. Условно говоря:

• 1995–2004-й — компьютер у родителей;

• 2005–2014-й — планшет с колыбели;

• с 2015-го — «поколение больших пальцев», родились со смартфоном в руке.

В популярных психологических и социологических статьях сейчас модно делить молодёжь на поколения: «миллениалов», поколения X, Y и Z и т. п. Мы не будем пользоваться этими определениями из прессы, к настоящей социологии они не имеют отношения.

«Цифровые туземцы» имеют общие особенности психики.

■ Виртуальная реальность им ближе и понятнее реальной — игры на телефоне важнее игр со сверстниками или чтения книг; вместо общения подростки молча сидят группой каждый в своём смартфоне.

■ клиповое мышление — гранулированное потребление информации, неспособность читать больше шести абзацев за раз, смотреть видео дольше двух минут; неспособность удерживать фокус внимания, желание всё время переключаться.

■ Поиск вместо знаний — постоянная проверка информации в поисковике вместо запоминания фактов, отрывочные сведения обо всём, презрение к знаниям.

■ Слабые связи вместо сильных — ненастоящие, малознакомые «друзья» в Сети, часть из которых — равнодушные незнакомцы или враги.

■ «Не заинстаграмил — значит, не было» — вечная публичность, привычка всегда быть на сцене, на публике, сообщать всем о событиях и фактах из своей жизни, постить фотки и «видосики» о себе; полная прозрачность, но при этом показуха, создание фальшивого фасада, зависимость от «видимости», восприятия другими.

■ «Цифровое одичание» — отрывочные сведения обо всём, дикость, нехватка культуры. Нет привычки читать, получать систематические знания, изучать культуру, катастрофическое незнание элементарных вещей из истории, литературы, математики.

■ Проблемы со здоровьем — искривление позвоночника, ухудшение зрения, здоровья в целом.

■ Цифровая наркомания — зависимость от смартфона, от «друзей», постоянное ожидание сообщений, лайков, комментов.

Это не случайные эффекты и даже не побочное действие технологий, как бывает у полезного лекарства. Это всё встроенные, центральные, ключевые свойства современных цифровых технологий, за счёт которых они и получают распространение и захватывают аудиторию.

Это не случайно: геймификация и аддикция

Основатели и разработчики социальных сетей и других сервисов прямо пишут в своих книгах и мемуарах, что пытались создать и развить у пользователей цифровую зависимость, используя известные или новые психологические технологии вовлечения, небольших поощрений, постоянного ожидания, «дофаминовую наркоманию», «бесконечный стакан» сообщений и тому подобные способы посадить пользователя на крючок.

Часто «интернет-олигархи» в интервью говорят, что собственных детей они ограничивают в использовании смартфонов, Интернета и соцсетей именно потому, что сами хорошо понимают, как устроены эти технологии вовлечения.

Далее мы подробнее разберём социально-психологические особенности игр и сетевого общения.

Соцсети: новое доверие

Люди проводят в социальных сетях по 6–8 часов в день. Иногда больше, чем на работе или в школе!

Пользователи считают их своим интимным пространством, информации от «друзей» доверяют больше, чем любым официальным СМИ, они совершенно не защищены от манипуляций злонамеренных обитателей социального пространства. А между тем в социальных сетях оперирует огромное количество профессиональных манипуляторов: рекламщиков, пропагандистов, политтехнологов, экстремистов и преступников.

Социальное медийное пространство — идеальная среда для рекламы, влияния на умы, криминала, информационной войны, экстремизма и организации беспорядков.

Соцсети: не парк, а джунгли

Представьте, что вы (или ваши дети) заходите в городской парк. Хотя вы этого не замечаете, но в нем постоянно незримо поддерживается безопасность:

• нет хищных животных и ядовитых растений;

• нет опасных людей, хулиганов, пьяных компаний;

• нет обрывов, ям, упавших деревьев, руин, битого стекла под ногами, колючей проволоки в траве;

• нет мусора, стоят урны, дорожки подметены, лавочки покрашены;

• нет опасных продуктов и напитков;

• есть патрули, кнопки вызова полиции, посетители присматривают за порядком.

Кто-то следит за всем этим. Мы с вами знаем кто — городские и районные власти, МВД, дворники и т. д. Но дети и подростки об этих «ком-то» обычно не знают, не задумываются и не подозревают об усилиях по поддержанию общественной безопасности.

Их это и не очень-то интересует, для них это само собой разумеется, как наличие воды в кране и света в квартире. Они воспринимают безопасность улиц, транспорта, парков, торговых центров как данность, как воздух — по какой-то причине она всегда есть, о ней не нужно думать.

Когда подростки заходят в социальные сети, происходит то же самое — они не думают о безопасности, ведут себя так же, как и в прочих, контролируемых пространствах, как в школе, торговом центре, парке. Однако социальные сети — это не парк, а опасные цифровые джунгли.

В социальных сетях практически никто не следит за порядком, нет специальных структур, которые должны это делать. Собственные службы модерации социальных платформ либо не справляются с контролем, либо просто не имеют задачи поддерживать безопасность.

В результате в социальных сетях таится огромное количество рисков и опасностей:

• много хулиганов, троллей, просто идиотов, неуравновешенных людей;

• много мусора: ругани, мата, травли, негатива, глупостей, гадостей, жёлтого, чернушного и шокового контента;

• много опасных хищников: взрослых, притворяющихся детьми, мошенников, вербовщиков, манипуляторов;

• в Сети работают так называемые воронки вовлечения, то есть целые системы вовлечения в цифровые ловушки, опасные группы, мошеннические системы.

Все эти риски неочевидны, не бросаются в глаза, в Сети нет предупреждающих о них знаков.

В общем, цифровая среда полна скрытых рисков, которые угрожают всем её обитателям.

Электронные и информационные риски

Риски цифрового мира можно условно разделить на два вида.

1. Электронные риски, или киберриски, угрожающие самому устройству (смартфону, планшету, ноутбуку), установленным на нём программам, банковским счетам, паролям и т. п.

2. Информационные (они же контентные) риски, создающие угрозы сознанию владельца цифрового устройства: от развития цифровой зависимости, ухудшения когнитивных способностей до прямых атак на сознание.

К первой категории рисков — киберрискам — относятся компьютерные вирусы, троянские программы, непрошеное рекламное программное обеспечение, тайно устанавливающееся на смартфон, шпионские программы, почтовый спам, разнообразные атаки на пользователя (разводки) с использованием социотехники, которые проводят вымогатели, шантажисты, финансовые мошенники. Все они могут привести к потере файлов, разрушению устройства, краже паролей, исчезновению денег с банковского счёта и т. п.

Вторая категория рисков — информационные — включает возникновение цифровой зависимости от общения в социальных сетях, ухудшение когнитивных способностей, формирование клипового сознания, вовлечение в деструктивные группы, секты, экстремистские организации, а также пропаганду, «перепрошивку» сознания.

Мы считаем, что вторая категория рисков наиболее опасна. Плохо, если цифровые злоумышленники украли у пользователя пароли или деньги, но гораздо хуже, когда они украли мозги.

Поэтому наша книга будет в основном посвящена информационным опасностям. А начнём мы всё же с киберрисков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровая гигиена предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Старджона.

5

В оригинале это звучит как Ninety percent of everything is crud. Crud — это «бессмыслица» в весьма экспрессивном выражении, но совсем не «дерьмо», как принято думать. Если бы Старджон имел в виду именно такую формулировку, он бы написал crap.

6

Спам — непрошеная и навязчивая реклама (назван в честь очень навязчивой рекламы консервов «Спам»).

7

Скрытая реклама под видом содержательной статьи или новости.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я