Тульский край – земля православная

Игорь Аркадьевич Родинков, 2020

Данный православный календарь составлен на 2021 год и посвящен истории православия на тульской земле. В нем вы узнаете о становлении и развитии православия в Тульском крае, его церквях и монастырях, о тульских новомучениках и исповедниках и о других наших знаменитых земляках. Синхронно с другими православными календарями в нем будут отражены все Двунадесятые и Великие праздники согласно календарной сетке на 2021 год. К сожаления в календаре из-за технических трудностей нет календарной сетки, но ее можно найти в других календарях на 2021 год. На обложке изображен самый древний на тульской земле монастырь – Свято-Никольский Венев-монастырь. Календарь существует также в печатном виде. Обложка оформлена автором, т.е. Родинковым Игорем Аркадьевичем. Фотография сделана автором.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тульский край – земля православная предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

6 января (среда). Религия вятичей

Наши предки хорошо понимали, что земная жизнь носит временный характер, что все, что они имеют на земле: урожай, рыбу, мед, дома, детей — дается им как дар от высших сил или богов. Они еще не могли знать о существовании единого верховного Бога — Творца неба и земли, поэтому обожествляли природу: реку, солнце, небо, лес и т. д., которых считали божествами или духами. Такая вера во многих богов и обожествление явлений природы получило название язычества.

У вятичей была единая вера со всем славянским миром. Верховными богами у славян были Род (бог создатель вселенной и отец всех богов) и Сварог (бог неба). Сыновья Сварога (Сварожичи) олицетворяли собой солнце (Даждьбог), огонь (Семаргл), ветер (Стрибог), молнию (Перун). Бог Велес почитался у славян как покровитель скотоводства. Женское божество Макош определяло судьбу людей и богов. Окружающий мир славяне населяли духами природы и умерших предков. Так в лесах жили лешие, в реках, озерах — водяные, в полях — берегини, в домах — домовые, русалки считались проводниками в загробный мир.

Языческие обряды и суеверия славян нашего края несут на себе несомненные следы финского влияния. Особенно характерно это выразилось в почитании камней. В Тульской и Калужской областях ещё сохранились огромные камни, носящие названия животных: «Конь-камень», «Свинья-камень», «Баран-камень», а также «Баш и Башиха». Предания местных жителей окружают их легендами и сохраняют воспоминания о том, что некогда на этих камнях приносились жертвы.

Славяне верили в загробную жизнь, поэтому похоронный обряд был у них особо торжественным. Они сжигали своих умерших предков (считалось, что тогда душа скорее покинет землю и уйдет в подземное царство), над прахом насыпали высокий курган и совершали тризну, т.е. поминки по умершему человеку. Вятичи чаще всего пепел сожженного трупа собирали в сосуд, затем этот сосуд ставили на перекрестке дорог. Иногда пепел закапывали в землю.

Славяне имели свой календарь, в котором названия месяцев соответствовали земледельческим работам и природным явлениям, например: декабрь — студень, май — травень, август — серпень. Год у славян начинался со дня весеннего равноденствия (22 марта). За неделю до этого дня славяне праздновали проводы зимы и встречу весны. Они сжигали чучело зимы, как символ холода и смерти, ели блины, напоминающие солнечный круг, гуляли, устраивали разные потехи. Этот праздник получил название Масленицы. 1–2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома. Этот праздник получил название Красная горка. Новый всенародный праздник приходился на день летнего солнцеворота, в ночь с 22 на 23 июня, и назывался праздником Купалы. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. В купальскую ночь юноши и девушки водили хороводы, прыгали через костры, что означало ритуал очищения. Накануне дня Купалы шла «русальная неделя», считалось, что русалки в эти дни выходили на берег из воды. Девушки в эти дни бросали в реки венки, гадали на женихов. Юноши «умыкали невест», т.е. уводили их из родительского дома. В день осеннего равноденствия шел праздник сбора урожая, который праздновался в честь бога Велеса. В дни зимнего солнцестояния начинался праздник Коляды. Славяне славили поворот солнца на весну.

Многие обычаи и праздники языческого периода сохранились и после принятия христианства, причудливым образом войдя уже в православный календарь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тульский край – земля православная предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я