Популярная история культуры Западной Европы

Иван Якушкин, 2019

В публикуемых лекциях в популярном освещении рассмотрены основные вехи истории западноевропейской культуры за период с XIII века до н.э. по XX век н.э. Отдельные разделы посвящены античной культуре, истокам и основному содержанию Христианского ученья, культуре Средних веков и Нового времени. Автор останавливается на формировании и эволюции религиозных, этических и эстетических воззрений европейского человека разных эпох. Особое внимание автор уделяет произведениям литературы и искусства, оказавшим наибольшее влияние на культуру и историю Европы. Заключительная глава посвящена взаимосвязи между культурами России и Западной Европы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярная история культуры Западной Европы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция 2

Истоки культуры Греции

В чем же притягательность греческой культуры? Греками найдена гармония между свободой и упорядоченностью. В отличие от христианства, греческая культура дает осмысление краткосрочной жизни, говорит о том, как, в чем ценность собственно земного существования и в чем должно проявиться единство духовного и плотского начал. Жизнь, по мнению грека, должна быть посвящена познанию, расширяющему ее границы, и подвигу, когда бесконечность вмещается в одно мгновенье. Греческий и латинский язык развиты для выражения как самых абстрактных понятий, так и множества конкретных оттенков всего сущего. Как особый язык они создали математику. Наконец, в этой культуре появляются идея и идеал красоты как особой сущности, не сводимой ни к чему другому.

Греческая литература многообразна и включает произведения почти всех жанров, до наших дней считающиеся классическими в полном смысле этого слова. Древнейшими в греческой литературе были поэтические произведения. Греки, как и другие древние народы, особенно почитали личность поэта. Считалось, что поэт близок к богам. Когда его посещает вдохновение, в него вдыхается другая сила, и он может постичь то, чего не может постичь обычный человек. Для поэта нет закона или предписаний. Греки толковали цитаты из поэтических произведений как божественные откровения, которые для каждого человека могут быть руководством в жизни. А жизнь грека была полна приключений и столкновений с неизвестным.

Греческая цивилизация — цивилизация морская. Море открывает пути, более удобные, чем по земной поверхности. Корабль — величайшее произведение человеческой культуры и с практической, и эстетической точки зрения. А морская цивилизация связана с торговлей и войной. И в том, и другом случае народы побережья Эгейского и Средиземного морей нуждались в поддержке высшей божественной силы. Волю богов они прежде всего узнавали от оракула. Недалеко от горы Парнас, местопребывания одного из главных греческих богов — Аполлона, находятся Дельфы. Это общегреческие святилище, оракул-Пифия предсказывала будущее. Форма предсказаний Дельфийского оракула была столь зыбкой, что эти предсказания всегда сбывались. Когда царь Мидии Крез задал вопрос, чем закончится его война с персами, то получил ответ: «Погибнет великое царство». В результате войны погибло царство самого Креза. Отчасти предсказателями были и поэты.

Рис. 5 Дельфы. Святилище Аполлона. VI в. до н. э.

О богах и людях мы узнаем из разных источников, но больше всего из произведений Гомера. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» — важнейшие книги всей европейской литературы. Гомер до сих пор справедливо считается величайшим из поэтов, «кумиром тридцати веков». Его сочинения, созданные в VIII в. до н.э., продолжают вызывать общее восхищение. Физическая слепота придавала ему особую способность духовного зрения и прозрения. В VI веке до н.э. слава Гомера распространялась на всю Грецию. Афинский тиран Писистрат, современник великого законодателя Солона, приказал сделать первую запись знаменитых поэм. Постепенно они были переведены на множество языков. На русский язык «Илиаду» перевел в 1829 г. Николай Гнедич. В подлиннике поэмы написаны гекзаметром — размером, основанном на чередовании долгих и кратких гласных. В русском языке нет такого чередования. Гнедич использовал аполог гекзаметра с шестью ударениями в строке. Его перевод «Илиады» признается наиболее удачным по своей тождественности с подлинником, хотя и содержит архаизмы. Несколько ближе современному читателю перевод Вересаева. В 1849 году Василий Жуковский перевел «Одиссею». Хотя этот перевод и сделан с немецкого языка, по своим поэтическим достоинствам он остается образцовым.

Поэмы Гомера служат для нас одновременно важным источником знаний о верованиях греков — об их олимпийской мифологии. Олимпийской греческую религию называют потому, что, по представлениям греков, боги жили на горе Олимп, высшей точке Балкан (3000 м). Удаленность этой вершины (высота) вызывала у греков страх. В своих основных чертах греческие сказания о богах и героях возникли, когда на территории Греции жило племя ахейцев, о которых и повествует Гомер.

Греки почитали 12 главных олимпийских богов, наряду с которыми существовало, по их представлениям, множество богов низших, населявших землю, воду и воздух. 12 — это священное число в различных религиях. Мы знаем 12 апостолов. 12 знаков Зодиака — связывают это число с календарем. Олимпийские боги, каждый из которых наблюдал за происходящим в некоторой жизненной сфере, известны нам не только по греческим именам, но и по именам аналогичных римских божеств. Некоторые из римских имен стали даже более популярны в Европе. Перечислим 12 олимпийцев.

Рис. 5 Зевс, г. Олимпия. V в. до н. э. Реставрация XIX век

1. Зевс (Юпитер) — верховное, но не абсолютно главенствующее божество. Это первый среди равных бог небес, небесной сферы. Он владеет громом, молнией — Перунами — самым сильным оружием. Это находит аналогию в германской и славянской языческой мифологии.

2. Посейдон (Нептун) — бог моря;

3. Аид (Плутон) — бог подземного царства.

4. Гера (Юнона) — главная супруга Зевса, покровительница семьи и дома.

5. Деметра (Церера) — покровительница растительности.

6. Афродита (Венера) — богиня любви, рожденная на острове Кипр из морской пены. Это событие показано на знаменитой картине Боттичелли.

Рис. 7. Аполлон Бельведерский. Мраморная копия бронзовой статуи Леохара, выполненная ок. 330 в. до н. э., Ватикан.

Это боги старшего поколения, боги природных и внутренних для человека стихий, но уже отчасти усмиренных, окультуренных. Младшие олимпийцы — дети Зевса связаны уже не непосредственно с природой, но с разными сторонами развивающейся культуры.

От нижестоящей богини Лето рождаются брат и сестра:

7. Феб (Аполлон) — важнейший греческий бог, покровитель культуры, упорядоченности жизни, искусств;

8. Артемида (Диана) — богиня-девственница, покровительница охоты. Она в наибольшей степени связана с азиатскими, архаическими культами.

Далее рождаются другие боги.

9. Афина Паллада (Минерва) — богиня-вдохновительница культурных деяний, охранительница городов, рожденная без матери из головы Зевса. Посейдон и Афина стремились стать покровителями города, позднее названного Афины. Посейдон ударил трезубцем, и появился источник — величайшее благо в Греции. Афин вырастила оливу. Старейшины признали это более важным для жителей, и она стала победительницей в споре.

10. Гермес (Меркурий) — бог торговли, бог путешествий и обмана. Забегая вперед, заметим, что хитроумие Одиссея считали в Греции доблестью. Убежав из колыбели, Гермес украл быков Аполлона и загнал их задом в пещеру. Аполлон не мог догадаться, что это его быки, и разгневался. Но Гермес уже сделал лиру, и Аполлон его простил и подарил ему быков.

11. Гефест (Вулкан) — хромой бог кузнечного и всякого другого ремесла. Незадачливый супруг Афродиты.

12. Арей, Арес (Марс) — бог войны.

В целом, несмотря на Ареса, это светлый круг богов. Здесь нет бога зла, в отличие от скандинавской или персидской религии.

Религия хотя и связана с культурой, но и отлична от нее. Круг культуры окружен неизвестным даже и в наше время. Это касается каждого из нас и всего человечества. Непредсказуемые последствия наших действий ведут к тому, что мы достигаем не того, чего хотим.

В каждой из религий среди других надо отметить три важны стороны.

1. Религия отражает все неизвестное, страшное и ужасное. То, что является в тяжелых, детских снах.

2. Внутри круга культуры религия устанавливает определенный порядок.

3. Религия реализует потребность человека в любви к миру и к олицетворяющему его богу.

В греческой религии эти функции разделены. Олимпийские боги при всей проявляющейся временами жестокости выполняют две последние функции. Одновременно существуют другие боги, отражающие первую из указанных потребностей человека. Они частично усмирены, частично продолжают угрожать самим олимпийцам.

Греческая религия, как и культура, замечательна своей открытостью. Она много заимствует от других культур и сама развивается. Свою историю имеют и боги. Возникновение олимпийских богов описано в Теологии Гесиода, второго после Гомера греческого поэта. Первое поколение божеств — безличные сущности — Небо, Земля, Хаос. Второе поколение — титаны, гиганты. Их возглавляет бог Крон (Зевс, его сын — Кронид).

Второе поколение богов несет в себе страшное и ужасное. Его порождения — чудовища Сцилла, Харибда, Химера, Медуза-Горгона.

Олимпийские боги — третье поколение богов. Они вносят в жизнь светлое начало (смех). Приход олимпийских богов знаменовал собой победу света над мраком, культуры над дикостью. Победить чудовищ олимпийцам помогали лучшие из людей — герои, среди которых первым был Геракл. Черты ужаса, однако, сохранились в старших богах — Посейдоне и Аиде.

Проводя сравнение между греческой религией и христианством, мы видим в них как общее противопоставление земной сферы сфере небесной, человека — божеству. Но по библейско-христианскому ученью Бог создает человека и устанавливает закон, по которому тот должен жить. Дистанция между человеком и богом огромна. Бог всемогущ и всеблаг. А человек, хотя и венец творенья, но не так уж отличается от животного, растения и даже предмета неодушевленного мира, хотя, конечно, обладает душой, способной познавать Бога. Бог только единожды появляется среди людей, и цель его появления — изменить ход истории.

Олимпийские боги, как и все существующее, подобны человеку, ибо человек — мера всех вещей. Боги становятся спутниками людей, время от времени появляясь повсюду. На дорогах ставились гермы-изображения Гермеса, покровителя путешественников. Отношения с богами сложные, личные. Здесь и ревность, и любовь, и страх, и соперничество. В позднейших «Метаморфозах» латинский поэт Овидий описывает события, происходящие с участием богов и приводящие к изменению природного облика человека. Таково, согласно мифу, происхождение многих животных, насекомых, растений. Это не акт библейского творения, а результат взаимодействия или даже соперничества с человеком. Например, паук-девушка Арахна, которая вступила в состязание с Афиной, оказалась лучшей ткачихой и была наказана. Наиболее ярко страх богов перед людьми отражен в мифе о Прометее, наказанном за раскрытие тайны очага. Боги способны на близость с людьми, включая любовную. Поэтому от них нельзя требовать совершенства. В наибольшей степени это касалось неолимпийских богов, ведавших отдельными сторонами природной или человеческой жизни. Особенно близок людям бог винограда и вина — Дионис (Вакх), находящийся вне Олимпа, как плод «незаконной» связи Зевса.

Но боги и отличаются от людей, как бессмертные от смертных. Это различие — доминанта греческой религии. Рядом со смертными людьми бессмертные боги беспечальны. Люди же погружены в печаль. Чтобы уйти от нее, люди создают идеальный мир. Созерцатели этого мира могут наслаждаться кратковременной сопричастностью бессмертию. Это созерцание открывает порядок Космоса, из которого следует, что для функционирования жизни людям надо действовать по определенным правилам. Но это ограничивает свободу человека. Боги обладают большей свободой поведения, которая невозможна для человека, но которой он все-таки пытается подражать. Впрочем, и боги не до конца свободны, как и не совсем бессмертны. Существует судьба, стоящая над теми и другими. Ее воплощают в себе три мойры (парки) — безличные богини, которые прядут нить жизни. Где-то далеко и богам суждена гибель. В этом вечно существующем промежутке между предначертаниями судьбы и свободой выбора и на Олимпе, и на земле разгораются конфликты. Но люди расплачиваются за свободу своими жизнями, а на Олимпе все разрешается смехом. Один из таких конфликтов приводит к Троянской войне, событиям и последствиям которой посвящены поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Рис. 8. Афина-Парфенос (Дева) Филий. Ок. 490—430 гг. до н. э. Античная копия. Национальный музей. Афины

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярная история культуры Западной Европы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я