Книга «Созидающее естествознание» адресована прежде всего школьным педагогам. И. Федоров излагает свой взгляд на преподавание естествознания в школе. Законы экологии являются неотъемлемой частью жизни цивилизации, и, исходя из этого, автор обосновывает свой подход к преподаванию естествознания, считает необходимым опираться на созидательные идеалы философии Запада, Востока, Древней Индии, на постулаты социальной экологии. Практикам также будет полезен авторский типовой план урока естествознания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидающее естествознание. Педагогика смыслов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Педагогика смыслов
Умейте читать сознанием, просветленным сердцем.
Мертвая буква омертвит и ум.
Елена Рерих
Эта книга прежде всего писалась для педагогов и родителей, менеджеров образования и методистов, а также для взрослых людей и мыслящих учеников. Еще можно сказать, что эта книга будет полезна как начинающим, так и продвинутым педагогам, как экспертам, так и родителям.
Обратимся к словам мыслителей. Немецкий философ Карл Ясперс, ведущий представитель экзистенциализма1, который рано осознал философию своей высшей целью, но долго не решался сделать ее профессией2, говорил, что в философии не бывает того единодушия, которое устанавливается по поводу всего окончательно познанного3. И я бы перефразировал его фразу следующим образом: в философии педагогики не бывает единодушия, которое устанавливается по отношению к учащимся и учителю, родителю и ребенку. Поэтому сколько великих педагогов, столько и педагогик, методик и педагогических систем. Сколько родителей, столько и традиций воспитания детей. Поэтому откроем двери в наш мир педагогической системы созидания и красоты, естественности и осознанности, которые присущи мне и, надеюсь, обретут и в вашем сердце место.
Прежде чем приступить к «Созидающему естествознанию», необходимо поговорить о «педагогике смыслов». Любой урок на занятиях по естествознанию мы начинаем с осмысления ключевых определений урока. Присутствуя в едином пространстве класса, ученики, родители и учитель дают свои определения, что такое «созидание», «естествознание», а затем приступают к поиску этих определений в других достоверных источниках. Например, в толковых словарях. Представленный мною эпизод начала урока приведен тут сознательно, чтобы дорогой читатель понимал: для определения смыслов и понимания предмета необходимо на первых этапах дать значение исследуемого объекта, получить заинтересованность, чтобы затем перейти к формулированию термина «созидающее естествознание». Смысловой (ценностный) вектор наших размышлений необходим на первом этапе и является ключевым.
Следует уяснить первооснову смысла «Созидающего естествознания». Во-первых, желательно изучать только живые природные объекты в их естественной среде, либо модели, максимально отражающие их жизнь и среду их обитания. Как говорил известный культуролог Юрий Михайлович Лотман4, разобрать корову мы можем на стейки, но собрать, вернуть обратно ее к жизни не сможем5, и то же самое относится к лягушке, на примере которой для детей в книгах по биологии и студентов биологических факультетов показывают, как работает нервная система — уколят в лапку иголкой, наблюдают, что животное одергивает ее, а после перерезают нерв и укалывают иголкой в лапку повторно, земноводное не одергивает лапку. Нервных связей нет. И обратно лапки не возвращаются в целостное состояние организма…
Вопрос изучения природы в ее мертвом состоянии в современной цивилизации для многих спорный, но, судя по артефактам и свидетельствам, которые говорят, что при развитии шестого чувства реализуется душа человека и проявляются скрытые способности, которые в Индии называются сидхами. Эти способности позволяют понимать смысл существования животного, его анатомию и физиологи без лишения жизни.
Помните мудрость из «Властелина колец» Толкиена? В книге говорилось: если вы не можете дать жизнь чему-то, не можете вернуть к жизни, то не спешите осуждать на смерть.
Поэтому любое исследование природы случается в целях всеобщего благополучия для созидания (воспитания) человеческого достоинства, мира и созидания без разрушения. Основным методом исследования, если обратиться к науке, будет наблюдение и описание процесса жизни: биосферы во взаимодействии с другими геосферами и космосом.
Во-вторых, изучать природу целесообразно с позиции человекоразмерности и экоустойчивости. Законы экологии и эколикбез неизбежны для всего общества. Ученикам необходимо видеть Мир в единстве системы человек — природа. Осознавать — планета Земля наш общий дом. В ближайшем будущем другого не предвидится, а то и вовсе не будет.
Угрозы, которые предъявляет Планете современная цивилизация, коронованная технонаукой, приведшая к дисбалансу и разрушению экосистем, в итоге подводят жирную черту самой возможности жизни человека. Разнообразие, которое построил человек во внешней среде, основываясь на знаниях и опыте цивилизации, используя геосферы, не может быть оправданием лишения жизни живых существ. Одним словом, то, что ведет человека по пути естественности и гармонии с природой и развивает сознание, будет созидательно, в обход преднамеренному разрушению, проявлению различных форм насилия и войн.
По моему мнению, искать опору для жизни настоящей необходимо в прошлом, а именно в философии Востока, Древней Индии и брать лучшие созидательные идеалы в современной науке — социальной экологии, которая опирается на естественнонаучное и гуманитарное знание Запада и философию Европы. Вспоминаются слова Свами Вивекананды6, сказанные о России: «В грядущем столетии Россия поведет за собой мир. Но путь ей укажет Индия».
Самое время обратиться к педагогике. Основой в педагогике смыслов в созидающем естествознании является гуманная педагогика Шалвы Амонашвили и положения классиков мировой педагогической и философской мысли по этому поводу, а методом работы с учениками по усвоению знаний является метод погружения в дисциплину (предмет). Однако дополнительной спецификой в процессе познания становится культура, квинтэссенция, лучшие идеалы и образы культуры того народа, для которого будет вестись предмет созидающее естествознание. Если вы основываетесь на позиции предков — Род и есть ваши предки. Многие из прародителей жили по совести и народу велели. Если культура для вас — это религия, то заимствуйте из нее самое Светлое, но помните, что мы живем в многополярном и глобальном мире, где квазирелигиозные знания (общие для всех религий) говорят об одной универсальной ценности — МИР ВО ВСЕМ МИРЕ, и если мы хотим уберечь мир от разрушения, нам необходимо придерживаться квазирелигозности в нашем образовании и воспитании, науке и политике.
Сделаем так чтобы наши дети были непринужденные и независимые в своих помыслах и поступках, тогда только мы можем дать им шанс стать великими мыслителями тысячелетия! В связи с этим и отношение Учителей к самим себе необходимо взращивать, идя по этому Пути. Философия педагогики — это дорога, выстланная вопросами…
«Философия — это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действительности». И вновь я хочу перефразировать слова Карла Ясперса и сказать, что философия педагогики помогает ученику и учителю, родителю и ребенку стать самими собой через сопричастность с Жизнью!
Автор книги приветствует высказаться каждого, читающего этот текст и оставить свои комментарии в социальной сети или на странице книги, специально для этого созданной издательством.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидающее естествознание. Педагогика смыслов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование), или философия существования // Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». URL: https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f3505.html. (дата обращения: 22.07.2021).
2
В 1937 гитлеровские инстанции отстранили его от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945 г.; в 1948 г. переходит в Базельский университет. В годы нацизма книги Ясперса воспринимались как сдержанное напоминание о попранных гуманистических ценностях. После 1945 на гребне послевоенного либерального «отрезвления» Ясперс получает большую популярность и в ряде своих книг, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата 1946 о «немецкой вине», выступает как политический моралист. См.: Ясперс К. // Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH016ac362b96e2b7b06ddf56a (дата обращения: 22.07.2021).
3
Ясперс К. Введение в философию. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/yasp/vvedfil.php (дата обращения: 22.07.2021).
4
Лотман Юрий Михайлович — специалист в области теории литературы и эстетики, истории русской литературы и культуры, семиотики и культурологии; д-р филологических наук, профессор.
5
Черниговская Т. Человек и его язык. URL: https://russkiymir.ru/publications/281154/ (дата обращения: 22.07.2021).
6
Свами Вивекананда — общественный и религиозный деятель рубежа XIX — XX вв., идеолог индийского национализма. Вивекананда провел несколько лет в поездках по Америке и Европе, где устанавливал контакты и популяризировал индийскую культуру, рассчитывая использовать ее как «мягкую силу», которая поможет Индии привлечь внимание Запада к разворачивающейся в этой стране национально-освободительной борьбе. См.: Волгина Е. В. От оптимизма к разочарованию: эволюция отношения индийского философа Свами Вивекананды к Западу // Вестник МГИМО. 2018. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-optimizma-k-razocharovaniyu-evolyutsiya-otnosheniya-indiyskogo-filosofa-svami-vivekanandy-k-zapadu (дата обращения: 04.05.2021).