Созидающее естествознание. Педагогика смыслов

Иван Федоров

Книга «Созидающее естествознание» адресована прежде всего школьным педагогам. И. Федоров излагает свой взгляд на преподавание естествознания в школе. Законы экологии являются неотъемлемой частью жизни цивилизации, и, исходя из этого, автор обосновывает свой подход к преподаванию естествознания, считает необходимым опираться на созидательные идеалы философии Запада, Востока, Древней Индии, на постулаты социальной экологии. Практикам также будет полезен авторский типовой план урока естествознания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидающее естествознание. Педагогика смыслов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Педагогика смыслов

Умейте читать сознанием, просветленным сердцем.

Мертвая буква омертвит и ум.

Елена Рерих

Эта книга прежде всего писалась для педагогов и родителей, менеджеров образования и методистов, а также для взрослых людей и мыслящих учеников. Еще можно сказать, что эта книга будет полезна как начинающим, так и продвинутым педагогам, как экспертам, так и родителям.

Обратимся к словам мыслителей. Немецкий философ Карл Ясперс, ведущий представитель экзистенциализма1, который рано осознал философию своей высшей целью, но долго не решался сделать ее профессией2, говорил, что в философии не бывает того единодушия, которое устанавливается по поводу всего окончательно познанного3. И я бы перефразировал его фразу следующим образом: в философии педагогики не бывает единодушия, которое устанавливается по отношению к учащимся и учителю, родителю и ребенку. Поэтому сколько великих педагогов, столько и педагогик, методик и педагогических систем. Сколько родителей, столько и традиций воспитания детей. Поэтому откроем двери в наш мир педагогической системы созидания и красоты, естественности и осознанности, которые присущи мне и, надеюсь, обретут и в вашем сердце место.

Прежде чем приступить к «Созидающему естествознанию», необходимо поговорить о «педагогике смыслов». Любой урок на занятиях по естествознанию мы начинаем с осмысления ключевых определений урока. Присутствуя в едином пространстве класса, ученики, родители и учитель дают свои определения, что такое «созидание», «естествознание», а затем приступают к поиску этих определений в других достоверных источниках. Например, в толковых словарях. Представленный мною эпизод начала урока приведен тут сознательно, чтобы дорогой читатель понимал: для определения смыслов и понимания предмета необходимо на первых этапах дать значение исследуемого объекта, получить заинтересованность, чтобы затем перейти к формулированию термина «созидающее естествознание». Смысловой (ценностный) вектор наших размышлений необходим на первом этапе и является ключевым.

Следует уяснить первооснову смысла «Созидающего естествознания». Во-первых, желательно изучать только живые природные объекты в их естественной среде, либо модели, максимально отражающие их жизнь и среду их обитания. Как говорил известный культуролог Юрий Михайлович Лотман4, разобрать корову мы можем на стейки, но собрать, вернуть обратно ее к жизни не сможем5, и то же самое относится к лягушке, на примере которой для детей в книгах по биологии и студентов биологических факультетов показывают, как работает нервная система — уколят в лапку иголкой, наблюдают, что животное одергивает ее, а после перерезают нерв и укалывают иголкой в лапку повторно, земноводное не одергивает лапку. Нервных связей нет. И обратно лапки не возвращаются в целостное состояние организма…

Вопрос изучения природы в ее мертвом состоянии в современной цивилизации для многих спорный, но, судя по артефактам и свидетельствам, которые говорят, что при развитии шестого чувства реализуется душа человека и проявляются скрытые способности, которые в Индии называются сидхами. Эти способности позволяют понимать смысл существования животного, его анатомию и физиологи без лишения жизни.

Помните мудрость из «Властелина колец» Толкиена? В книге говорилось: если вы не можете дать жизнь чему-то, не можете вернуть к жизни, то не спешите осуждать на смерть.

Поэтому любое исследование природы случается в целях всеобщего благополучия для созидания (воспитания) человеческого достоинства, мира и созидания без разрушения. Основным методом исследования, если обратиться к науке, будет наблюдение и описание процесса жизни: биосферы во взаимодействии с другими геосферами и космосом.

Во-вторых, изучать природу целесообразно с позиции человекоразмерности и экоустойчивости. Законы экологии и эколикбез неизбежны для всего общества. Ученикам необходимо видеть Мир в единстве системы человек — природа. Осознавать — планета Земля наш общий дом. В ближайшем будущем другого не предвидится, а то и вовсе не будет.

Угрозы, которые предъявляет Планете современная цивилизация, коронованная технонаукой, приведшая к дисбалансу и разрушению экосистем, в итоге подводят жирную черту самой возможности жизни человека. Разнообразие, которое построил человек во внешней среде, основываясь на знаниях и опыте цивилизации, используя геосферы, не может быть оправданием лишения жизни живых существ. Одним словом, то, что ведет человека по пути естественности и гармонии с природой и развивает сознание, будет созидательно, в обход преднамеренному разрушению, проявлению различных форм насилия и войн.

По моему мнению, искать опору для жизни настоящей необходимо в прошлом, а именно в философии Востока, Древней Индии и брать лучшие созидательные идеалы в современной науке — социальной экологии, которая опирается на естественнонаучное и гуманитарное знание Запада и философию Европы. Вспоминаются слова Свами Вивекананды6, сказанные о России: «В грядущем столетии Россия поведет за собой мир. Но путь ей укажет Индия».

Самое время обратиться к педагогике. Основой в педагогике смыслов в созидающем естествознании является гуманная педагогика Шалвы Амонашвили и положения классиков мировой педагогической и философской мысли по этому поводу, а методом работы с учениками по усвоению знаний является метод погружения в дисциплину (предмет). Однако дополнительной спецификой в процессе познания становится культура, квинтэссенция, лучшие идеалы и образы культуры того народа, для которого будет вестись предмет созидающее естествознание. Если вы основываетесь на позиции предков — Род и есть ваши предки. Многие из прародителей жили по совести и народу велели. Если культура для вас — это религия, то заимствуйте из нее самое Светлое, но помните, что мы живем в многополярном и глобальном мире, где квазирелигиозные знания (общие для всех религий) говорят об одной универсальной ценности — МИР ВО ВСЕМ МИРЕ, и если мы хотим уберечь мир от разрушения, нам необходимо придерживаться квазирелигозности в нашем образовании и воспитании, науке и политике.

Сделаем так чтобы наши дети были непринужденные и независимые в своих помыслах и поступках, тогда только мы можем дать им шанс стать великими мыслителями тысячелетия! В связи с этим и отношение Учителей к самим себе необходимо взращивать, идя по этому Пути. Философия педагогики — это дорога, выстланная вопросами…

«Философия — это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действительности». И вновь я хочу перефразировать слова Карла Ясперса и сказать, что философия педагогики помогает ученику и учителю, родителю и ребенку стать самими собой через сопричастность с Жизнью!

Автор книги приветствует высказаться каждого, читающего этот текст и оставить свои комментарии в социальной сети или на странице книги, специально для этого созданной издательством.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Созидающее естествознание. Педагогика смыслов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование), или философия существования // Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». URL: https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f3505.html. (дата обращения: 22.07.2021).

2

В 1937 гитлеровские инстанции отстранили его от преподавательской деятельности, к которой он вернулся в 1945 г.; в 1948 г. переходит в Базельский университет. В годы нацизма книги Ясперса воспринимались как сдержанное напоминание о попранных гуманистических ценностях. После 1945 на гребне послевоенного либерального «отрезвления» Ясперс получает большую популярность и в ряде своих книг, написанных для широкого читателя, начиная с нашумевшего трактата 1946 о «немецкой вине», выступает как политический моралист. См.: Ясперс К. // Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия». URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH016ac362b96e2b7b06ddf56a (дата обращения: 22.07.2021).

3

Ясперс К. Введение в философию. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/yasp/vvedfil.php (дата обращения: 22.07.2021).

4

Лотман Юрий Михайлович — специалист в области теории литературы и эстетики, истории русской литературы и культуры, семиотики и культурологии; д-р филологических наук, профессор.

5

Черниговская Т. Человек и его язык. URL: https://russkiymir.ru/publications/281154/ (дата обращения: 22.07.2021).

6

Свами Вивекананда — общественный и религиозный деятель рубежа XIX — XX вв., идеолог индийского национализма. Вивекананда провел несколько лет в поездках по Америке и Европе, где устанавливал контакты и популяризировал индийскую культуру, рассчитывая использовать ее как «мягкую силу», которая поможет Индии привлечь внимание Запада к разворачивающейся в этой стране национально-освободительной борьбе. См.: Волгина Е. В. От оптимизма к разочарованию: эволюция отношения индийского философа Свами Вивекананды к Западу // Вестник МГИМО. 2018. №3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-optimizma-k-razocharovaniyu-evolyutsiya-otnosheniya-indiyskogo-filosofa-svami-vivekanandy-k-zapadu (дата обращения: 04.05.2021).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я