Старинное искусство загадывания на игральных картах

Иван Спагирик

В Российской Империи с XVIII по XX век большой популярностью пользовалась игра в загадывание на игральных картах. Этот способ приятного проведения досуга можно охарактеризовать как развлечение без огорчений. О том, что он собой представляет, рассказано в этой книжечке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старинное искусство загадывания на игральных картах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. ТЕОРИЯ

Глава 1. Забавы ради

Загадывание на картах — это увлекательная игра, пришедшая к нам с картомантией2 из-за границы в XVIII веке. Ее цель — с удовольствием провести свободное время. Поэтому она устроена таким образом, чтобы игрок выигрывал как можно чаще, а при проигрышах испытывал лишь мимолетное чувство огорчения.

Эту замечательную возможность обеспечивает соблюдение нерушимого закона игры — отсутствия в ней серьезности. Что в свою очередь позволяет с легкостью отличить гадание от загадывания:

«Князь. Пустое ребячество. — Вот изволишь видеть: она гадала в карты, и ей вышло, что ты никогда не будешь ее мужем.

Богатонов. Как! Неужели? и она этому верит?

Князь. Что поделать mon-ami! Пансионское воспитание! При том же, она еще ребенок»…3

Гадают, чтобы узнать судьбу, и воспринимают предсказания на полном серьезе. Загадывают (задумывают) же на всякие житейские пустяки. Из-за чего происходит соответствующее отношение к ценности поставленного вопроса и полученного на него ответа. А также их корреляции с реальностью.

Отсюда еще один важный момент. Чтобы можно было играть, значения карт не должны сулить игроку больших неприятностей:

«Ну, как же? сказано: когда ляжет бубновая шестерочка, ляжет дорожка милаго, любезного; а вот, его и нет, как нет! Ну, да вот и червонный король лег; вот, и бубновая дама при нем; все хорошо. Вот, и крестовый туз: это дом мой; вот и червонная десятка: в полном удовольствии. Все легло, как лучше быть нельзя; а Ванячки нет! Дай-ка перекину еще».4

Ванечка, конечно, приехал, а Танечка в его ожидании приятно скоротала время за картами. Примерно такой и должна быть игра в загадывание.

Глава 2. Особенности терминологии

В игре для антуража используется старинная терминология — названия карт, мастей и т. п. Для ее разъяснения, а заодно и описания структуры колоды, ниже приведен небольшой тематический словарик. Основным источником при его составлении стал «Словарь Академии Российской» в шести частях издававшийся с 1789 по 1794 год в Санкт-Петербурге, при Императорской Академии Наук.

Для передачи духа времени стилистика (местами) сохранена.

Словарик для игры в загадывание

1. Колода — известное количество карт в игре употребляемое. Тоже — игра карт.

Полная, она же целая колода — из 52 карт.

Неполная колода — с недостающими картами — 32 (пикетная), 36 и т. д.

Игранная колода — бывшая в употреблении.

2. Карта — листочек толстой бумаги четырехугольной продолговатой формы, представляющий какую-нибудь из четырех мастей, которыми играют.

Лицо (карты) — сторона с изображением мастей.

Крап5 — обратная сторона карты, которая должна быть одинаковой для всех в колоде. Другое, более позднее, название — сорочка, откуда происходит современное — рубашка. Еще одно название — затыль.

3. Фигуры — изображения на картах человеческих фигур.

Король — карта с изображением короля — мужчины в короне.

Краля (дама) — карта с изображением женщины.

Хлап (валет) — карта с изображением молодого мужчины. Хлап — холоп — слуга.

4. Очковые (они же простые) карты — с изображением очков масти.

Пятно — рисунок значка масти на карте.

Туз — имеет одно очко посредине карты.

Двойка — два очка вдоль карты.

Тройка — три очка вдоль карты

Четверка — четыре очка расположенные по углам карты.

Пятерка — пять очков, из коих четыре расположены так же как и на четверке, а одно посередине.

Шестерка — по три очка по краям.

Семерка — тоже по три очка по краям, и одно посередине ниже двух верхних.

Осьмерка (совр. восьмерка) — похожа на семерку, отличается только одним очком выше нижних двух.

Девятка — состоит из двух продольных рядов по четыре очка и одного посередине карты.

Десятка — отличается от девятки тем, что между двумя рядами по четыре очка помещены еще два — по одному сверху и снизу карты.

5. Масть — цвет краски, которой изображаются пятна на картах.

Красная масть — червы и бубны.

Черная масть — крести и вины.

Червы или керы — масть, в картах имеющая красные на сердечко похожие пятна.

Бубны или каро — масть в картах, означаемая красными четвероугольниками.

Жлуди или крести или совр. трефы — масть в картах, означаемая крестами.

Вины (совр. пики) — масть в картах черным копьецом означаемая.

Разное

Загадывать (задумывать) — стараться узнать о могущем случиться через разные способы.

Гадать — стараться узнать будущее по каким-нибудь знакам.

Ворожба — чародеяние, гадание о будущем.

Карточник — тот, кто делает или продает карты

Раскладывать карты — размещать карты особым образом.

Марьяж — король и краля одной масти.

Мешать карты — тасовать.

Глава 3. Важные правила

В этой игре есть свои правила. Для общего понимания ее сути, будет достаточно знания следующих. Вот они:

1. Количество игроков. Число может быть любым. Загадывать можно себе, кому-то еще и в большой компании. Главное чтобы игра была веселой и доставляла удовольствие. Обычный (для того времени) пример:

«Сын. Позволь теперь, madame, отгадать мне что-нибудь вам. Задумайте и вы короля и даму. Советница. Очень хорошо. Король трефовый и керовая дама.

Сын (разложив карты). Король смертно влюблен в даму.

Советница. Ах, что я слышу! Я в восхищении. Я вне себя с радости.

Сын (посмотрев на нее с нежностью). И дама к нему не без склонности.

Советница. Ах, душа моя, не без склонности! Скажи лучше, влюблена до безумия.

Сын. Я бы жизнь свою, я бы тысячи жизней отдал за то, чтоб сведать, кто эта керовая дама. Вы краснеете, вы бледнеете. Конечно, это…

Советница. Ах, как несносно признаваться в своей пассии!

Сын (с торопливостью). Так это вы…

Советница (притворяясь, будто последнее слово дорого ей стоит). Я, я сама.

Сын (вздохнув). А кто этот преблагополучный трефовый король, который возмог пронзить сердце коровой дамы?

Советница. Ты хочешь, чтоб я все вдруг тебе сказала.

Сын (встав). Так, madame, так. Я этого хочу, и ежели не я тот преблагополучный трефовый король, так пламень мой к вам худо награжден.

Советница. Как! И ты ко мне пылаешь? Сын (кинувшись на колени). Ты керовая дама!

Советница (поднимая его). Ты трефовый король!»6

К слову, это одно из первых упоминаний гадания на игральных картах в русской литературе. Комедия «Бригадир» была написана Фонвизиным в 1766—1769 году.

2. На что загадывать. Времени и пространства для карт не существует. С их помощью можно предсказывать будущее, смотреть в прошлое и видеть настоящее. Даже тайком заглянуть в душу человека, чтобы узнать его мысли и чувства. На любом (от себя) расстоянии.

Эти возможности игрок (или игроки) используют в свое удовольствие при загадывании на человеческие взаимоотношения — любовь, дружбу, вражду… И рядовые события, постоянно происходящие в жизни, отраженные в значении карт. Например, семерка червей — веселье, шестерка жлудей — бесполезная дорога и т. п.

« — На вас прикажете загадать?

— Да, на меня.

— Вы ведь червонная дама?

— Червонная.

Девица раскладывает карты и качает головой в задумчивости.

— Скажите, пожалуйста, говорит девица: — какое вам, можно сказать счастье… Большой интерес: верно из деревни… при очень приятном письме… правда будут маленькие неприятности»…7

Для загадывания на любые сферы человеческой жизни использовались весьма удобные раскладки-пасьянсы, предназначенные для получения однозначных ответов: «да» или «нет», «сбудется, не сбудется» и т. п.

Примерные списки «вечных» вопросов волнующих людей на протяжении столетий приведены в приложении.

3. Сколько раз можно перезагадывать. Каких либо ограничений здесь нет, поскольку загадывание это не гадание со своими специфическими условностями:

«Груша. Да разве могут правду сказать, коли вы на них по десяти раз в день гадаете? Нужно гадать не более трех раз в день. Так и в оракуле сказано.

Матрена Андреевна. А ты много ли раз сегодня гадала?

Груша. Два раза.

Матрена Андреевна. Так загадай ты от себя; тогда правду скажут».8

4. Когда можно загадывать. Временных ограничений тоже нет. Ни по дням в году, ни по часам. Поскольку (как уже было сказано) это не гадание:

«Агния Сергеевна. Да, скажи, Петр Петрович, что это за история такая?

Петр Петрович. Очень простая, любезная тетушка: не следовало бы вам учить мою глупую жену гадать на картах.

Елена Ивановна. Петька!.. Замолчи! Я тебе расскажу, тетя… его не было дома, это каждый день повторяется… я стала гадать на него и все выходило, что он с бубновой дамой… Да ведь шесть раз подряд, тетечка, шесть раз! Он пришел… я стала ему говорить… он смутился…

Агния Сергеевна.. Ах, ты глупая, глупая! Вспомни, что завтра-то? Разве ты позабыла, что мне всегда под праздник карты врали…

Елена Ивановна. Забыла, тетя! Ей-Богу-же, забыла! (подходит к мужу) Петя! Петя! прости меня… ведь, ты не был… у той-то, Петя?

Петр Петрович. (пожимая плечами) Господи!

Елена Ивановна. Ну, будете… не сердись… прости меня, Петя… я уже все забыла… простила… поцелуй меня!

Петр Петрович. (мрачно) А не будешь больше верить картам?

Елена Ивановна. (нежно) Да, ведь, это они под праздник только врут, Петя!»9

5. Выбор колоды. А вот здесь есть определенные нюансы. В XVIII — XIX веке в России в ходу было два основных типа игральных карт — французский и немецкий10:

«Ягнишка (собирая карты с досадою). Вот тебе на!

Судья. Что это Ягнуся? не так выходит?

Ягнишка. Я ошиблась дядюшка!

Судья. Не правда, Ягнуся, не правда. Верно, червонный король остановился рядом с бубновою дамою, или она у него в головах, а ваша милость осталась где-нибудь в стороне.

Ягнишка. Вовсе нет, дядюшка.

Судья. Я советовал-бы тебе для гадания взять польские карты.

Ягнишка. В польских нет дам.

Судья. Что за беда! вообрази себя в виде трефовой десятки.

Ягнишка. Трефовая десятка означает грусть».11

«Немецкие» карты. Ими единственно хорошо (атмосферно) раскладывать пасьянсы. В остальном они самые неудобные (некомфортные) для загадывания, поскольку в колоде нет дам, а все фигурные карты — мужчины:

Король

Обер — верхний валет

Унтер — нижний валет

Кроме того вместо туза — двойка. Знаки немецких мастей (рис. 1):

1. Herzen — сердца

2. Schellen — бубенчики

3. Eicheln — желуди

4. Grun — зеленые листья

Рисунок 1

При этом до середины XIX века в России в обиходе сохранялась практика называть французские масти на немецкий манер:

1. Черва — предположительно от roth — красный.

2. Бубны — от русского бубенчики

3. Жлуди — желуди.

4. Вины — виноградные листья

«Французские» карты. Самые популярные в России с XVIII века. Ставшие нашими обычными игральными картами, с французскими знаками масти (рис. 2):

1. Черви

2. Бубны

3. Пики

4.Трефы

Рисунок 2

Это самые подходящие карты для игры в загадывание. Но есть важный момент:

«В половине восемнадцатого столетия существовал довольно странный предрассудок, который недозволял употреблять для гадания новые карты и поэтому отдавали преимущество таким картам, желтоватый или черный цвет которых свидетельствовал о их продолжительном существовании; они пользовались особенною привилегией и назывались испытанными картами.

В настоящее время совершенно прошла мода на эти старые карты и употребление новых карт взяло над ними перевес».12

Это перевод с французского, однако, в Российской Империи тоже существовала подобная традиция, пришедшая вместе с картомантией. Ее, разумеется, постигла та же участь, что и во Франции. Поэтому загадывать можно как старыми картами, так и новыми. Однако это старинная игра и реквизит должен быть соответствующий.

Предпочтительны следующие варианты:

1. Старые карты — «домашняя» колода, которой лет тридцать или около того, будет лучше способствовать созданию ретро-атмосферы, чем купленная вчера.

2. Репринтные колоды. Подходят очень хорошо, но и стоят дороже обычных атласных карт.

3. «Ретро-колода» собственного изготовления. В интернете можно найти много качественных изображений различных старинных карточных колод, пригодных для распечатки. Это хороший вариант, когда есть желание играть в загадывание картами, сделанными своими руками.

6. Расклады. Главной и наиболее четко выраженной особенностью старинного загадывания и гадания на игральных картах, является простота. Как в способах раскладки, так и трактовки карт. Из-за чего весь процесс не занимает слишком много времени:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старинное искусство загадывания на игральных картах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Картомантия — гадание на картах.

3

М. Н. Загоскин Богатонов в деревне. М.: 1826 стр. 44

4

Александр Орлов Карты разговаривающие с девицами, вдовицами, молодыми молодицами, и со всеми лицами, или тетка барыня, хоть не красотка, а все тетка. М.: 1831 стр. 7

5

Один из старинных вариантов оформления карточной рубашки — использование мелких точек составлявших некий узор. Отсюда такое название.

6

Фонвизин Д. И. Бригадир. СПб.: 1802 стр. 21—22

7

Повесть «Барыня» Русская беседа Т. 1. СПб.: 1841 стр. 22

8

Н. А. Лейкин Шуточные сцены. СПб.: 1872 стр. 92

9

Журнал Стрекоза. И. Бршв «Шипы Гименея» (сцены из семейной жизни). №4 1878 стр. 4

10

Колоды карт немецкого типа не только импортировались, но и выпускались в России. Они назывались «карты выделываемые для царства польского». В просторечье — польские карты. От гадания ими, судя по всему, и отказалась Ягнишка.

11

Иосиф Корженецкий Старый муж, комедия в 4-х действиях, из сборника Репертуар и пантеон. Т. 14. СПб.: 1846 стр. 51

12

Фридерик де-ла-Гранж Великая книга судеб. М.: 1868 стр. 42

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я