Мятущаяся Украина. История с древнейших времен

Иван Никитчук, 2020

Книга посвящена истории народа Малороссии (Украины), как неотъемлемой части единого русского народа, связанного с народом Великороссии (России) едиными корнями происхождения от Киевской Руси, общей борьбой против врагов и предателей – за сохранение своей независимости и культуры. Главная идея книги заключается в том неоспоримом факте, что всякое ослабление связей между братскими народами всегда приводило к смуте, неисчислимым бедам и страданиям украинского народа. Так было во времена до Богдана Хмельницкого, так было и после него, так было во времена предателя Мазепы, когда отрыв от России и поиски чужеземного покровителя заканчивались братоубийственными войнами внутри самой Малороссии. Это происходит и сегодня на Украине, когда враги единства разорвали многие связи между двумя частями русского народа и, прикрываясь привычными лживыми лозунгами о «самостийности» и «незалежности», унижают, грабят собственный народ в угоду покровителям из Европы и даже Америки. При написании книги использованы многочисленные древние источники и другие объективные исторические материалы. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся исторической темой.

Оглавление

Глава 2. Киевская Русь

Таким образом, часть славянской земли, которая лежит от Дуная до Двины и от Черного моря до рек Стир, Случь, Березина и Сива, получила название Русь. Со временем эта земля поделилась на Черную Русь, Белую Русь и княжества: Галицкое, Переяславское, Черниговское, Сиверское, Древлянское и Великое княжество Киевское, которому подчинялись все остальные княжества. Вместе они и представляли единое государство — Киевскую Русь. Черную и Белую Русь называли впоследствии Малою Россией (Малороссией).

Славяне делились на ряд племен. По среднему течению Днепра, в районе, главным образом, его правого берега между Росью и Ирпенем (нынешняя Киевщина), жили поляне. Бассейн озера Ильмень и Волхова был заселен словенами — ильменскими, или новгородскими, славянами. По Десне, Сейму и Суле размещались северяне. В бассейне Тетерева, до Припяти, были поселения древлян. В верховьях Западного Буга и правых притоков верхнего течения Припяти жили дулебы, или волыняне (они же бужане). Бассейн верхнего Днестра и Сана (территорию будущей Галиции) занимали белые хорваты, поселения которых переходили за Карпаты. Между Южным Бугом и Днестром жили уличи, а между Днестром и Прутом, вплоть до устья Дуная и побережья Черного моря, — тиверцы. Территория между Припятью и Западной Двиной принадлежала дреговичам. Между верховьями Днепра и рекой Сож размещались радимичи. В верховьях Днепра и Западной Двины жили кривичи, по среднему течению Западной Двины — родственные им полочане. Бассейн верхнего и среднего течения Оки и ее притока Москвы-реки занимали вятичи.

Нет необходимости подробно останавливаться на истории Киевской Руси: она хорошо известна. Заметим только, что князья избирались в одной особе, но на всю династию, и потомки владели всем по наследству.

Самые известные своими деяниями являются князья: Каган, который воевал Грецию и облагал своей флотилией и сухопутными войсками ее столицу — Константинополь; Кий — основатель города Киев и княжества своего имени; Аскольд и Дир, которые победоносно воевали с греками и генуэзцами на суше и на море, разрушившие города Синоп и Трапезунд и разбившие вражеские войска над рекой Осколом; Игорь, который предательски убил Аскольда и Дира и сам был убит древлянами; Святослав, покоривший задунайских болгар; Владимир, который внедрил христианство на Руси.

Кстати, о христианстве. Бытует миф, что именно с внедрением христианства сформировалось централизованное русское государство. Хотя история указывает на обратное. Именно после внедрения христианства начался распад Киевской Руси на многочисленные княжества, враждующие между собой, князья которых, принося клятву на Евангелии, тут же убивали друг друга — отец сына, сын отца и т. д.

Князю Владимиру удалось объединить все славянские княжества, которые на какое-то время разделились между его братьями и родственниками, стать самодержцем и называться Великим русским князем. Будучи могучим и удачным в войнах, которые беспрестанно велись с соседями, приобрел от них и удаленных народов большое уважение, из-за чего все желали его дружбы и предлагали ему обратиться в их веру. Но он отдал предпочтение греческому христианству Иерусалимского обряда, и в 988 году от Рождества Христова отправился с войском к приморскому городу Херсону, где принял новую веру и женился на греческой царевне Анне. Вернувшись в Киев, обратил в христианство свою семью и русский народ.

После смерти Владимира вскоре закончилось и объединение русских земель. Его сыновья и другие наследники разделили Великое княжество на 12 княжеств, оставив высшим из них Киевское княжество, где главными среди других были: Ярослав Владимирович, который утвердил свод законов, основал в Киеве школу высших наук с богатой библиотекой, выписанной из Греции; Владимир Мономах, названный по имени деда его по материнской линии, греческого императора Константина Мономаха, по причине чего он был признан от греческой империи русским царем и в знак этого получил дедовскую корону и все другие царские регалии.

Но междоусобные войны между князьями за первенство и наследство, что всё больше разгорались, сначала ослабили Великое Киевское княжество, а со временем и вовсе его разорили, и с 1161 года Великими княжествами назывались: Галицкое, Владимирское на Клязьме и, наконец, Московское. Но и эти княжества славились своим первенством лишь до 1238 года, когда на их территории извне пришли новые завоеватели — татарская орда под началом их хана Батыя, внука Чингисхана. Все удельные княжества были разрушены до основания, города и села сожжены, князья и воинство убиты, а те, что спаслись, рассеялись по отдаленным северным провинциям. От того времени большая часть русских княжеств оказалась под властью татар, которые получали дань с народа и по своему усмотрению выдавали ярлык на княжение русским князьям. Это продолжалось аж до 1462 года, когда московский князь Иван Васильевич III, воспользовавшись слабостью татар, которые погрязли в своих междоусобных войнах, отказался выплачивать дань и покоряться татарам.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я