Азбука прав потребителя

Иван Лемзяков

Информационный сборник с образцами заявлений и претензий составлен в рамках проекта «ПроПраво» при поддержке Фонда президентских грантовСборник содержит типовые ситуации, с которыми сталкиваются потребителеи при покупке товаров, работ (услуг).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука прав потребителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Обязанности продавцов (изготовителей, исполнителей)

Права потребителя при продаже товаров

Обязан ли продавец передать покупателю принадлежности и документы от купленного товара?

Да, он должен сделать это одновременно с передачей купленной вещи, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать, даже в установленный покупателем разумный срок для их передачи, то покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором (ст. 464 ГК РФ).

Когда обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной?

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, такая обязанность считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу (в случае доставки товара продавцом); предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Однако товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Если же из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 458 ГК РФ).

Может ли продавец продать покупателю товар, обремененный правами третьих лиц?

Да, если покупатель сам согласился принять такой товар. Но если последний не знал или не должен был знать о правах третьих лиц на купленный им товар, то он вправе требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи (п. 1 ст. 460 ГК РФ).

Должен ли продавец уведомлять покупателя о том, что интересующий его товар был в употреблении?

Да, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом (абз. 14 п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

Все ли продавцы (исполнители, владельцы агрегаторов) должны обеспечивать возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов?

Нет, только те, у которых выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб.

Кроме того, продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов, если место оплаты находится на территории, где не предоставляются услуги доступа к Интернету, а также если выручка от реализации товаров в торговом объекте составляет менее 5 млн руб. за предшествующий календарный год (абз. 2—4 п. 1 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей).

Кто должен обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы)?

Такая обязанность лежит на изготовителе товара или исполнителе работы (п. 2 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

Гарантии защиты прав потребителей

Что делать, если цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке?

В такой ситуации покупатель имеет право на возврат разницы реальной стоимости товара и цены, указанной на ценнике.

Если продавец отказывается осуществить возврат излишне взысканной сумы, то рекомендуем вызвать администратора или руководителя магазина и озвучить им проблему.

Если и это не поможет, то целесообразно написать претензию в Книге отзывов и предложений, которую магазин обязан рассмотреть в течение 5 дней, уведомив о своем решении покупателя.

Рекомендуется сохранить чек и сфотографировать ценник (ст. 10 Закона о защите прав потребителей, ст. 494 ГК РФ).

Образец претензии в случае обнаружения несоответствия цен на ценниках и в чеках на кассе

Кому:__________________________________

Адрес:_________________________________

Потребитель:___________________________

Адрес:_________________________________

Тел:___________________________________

ПРЕТЕНЗИЯ

«___"______ 20 ___ года в Вашей организации я решил (ла) купить ________ по цене, указанной на ценнике в торговом зале, __________ рублей, это подтверждается фотографией ценника, свидетельскими показаниями.

При оформлении покупки на кассе оказалось, что цена за товар, указанная в чеке, оказалась на ____ рублей дороже по отношению к той, что указана на ценнике в торговом зале.

Таким образом, в вашем магазине меня ввели в заблуждение относительно цены товара.

На основании пункта 1 и 2 статьи 10 закона «О защите прав потребителей», требую возместить мне разницу в цене или вернуть уплаченную за товар сумму в установленный законом срок.

В случае если моя претензия будет отклонена, я буду вынужден (а) обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора, а затем отстаивать свои права в судебном порядке, где потребую взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, выплаты неустойки и штрафа за обман потребителей и несвоевременное удовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.

Предлагаю спор решить в досудебном порядке.

Претензию прошу рассмотреть в течение 10 дней с момента получения и сообщить о результатах в письменной форме.

Приложение: копии чеков, фотографии ценников (иные доказательства).

Дата_________________ Подпись_________________

Как быть в случае обнаружения в товаре недостатков?

Если выявленные недостатки не были оговорены продавцом, то покупатель по своему выбору может потребовать:

замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука прав потребителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я