Программы благополучия стали трендом современности. По данным общественных объединений уже более 60% компаний в СНГ используют их для управления текучестью, повышения eNPS, снижения выгорания и уровня стресса, а также для управления эффективностью (снижение презентеизма). Исследование 2023 года, проведенное Оксфордским Университетом показало на выборке более 15 миллионов работников, что программы благополучия позволяют повысить эффективность офисных сотрудников на 12%, а производственных сотрудников на 7%, к тому же многие сотрудники начинают воспринимать велбиин-программы как необходимое условия выбора работодателя. В этой книге автор рассматривает несколько вопросов: создание эффективной системы управления здоровьем и благополучием, интеграция систем охраны труда и здоровья, а также управление ментальным здоровьем сотрудников. Данная книга является продолжение работ автора по теме корпоративного благополучия (велбиин-программ).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Wellbeing at work, или Как использовать программы благополучия сотрудников, чтобы сделать бизнес успешным, эффективным и устойчивым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение. История вопроса укрепления здоровья и благополучия работников.
Программами управления здоровья и благополучия компании занимаются уже давно. История укрепления здоровья персонала на рабочем месте напрямую связана с развитием индустриализации. И если в 16-17 в. отдельные ученые говорили о связи хорошего самочувствия с эффективностью труда, то в 19 в. появляются первые зачатки системного подхода к сохранению здоровья работников, который прослеживается в деятельности научных кругов и отдельных предприятий.
Джон Паттерсон (1844 — 1922), предприниматель и основатель корпорации NCR (National Cash Register), в 1893 году построил первые здания «фабрики дневного света» со стеклянными окнами от пола до потолка, которые пропускали свет и могли служить источником свежего воздуха. Паттерсон впервые ввел для своих работников утреннюю и обеденную зарядку, которая была направлена на повышение производительности труда и вовлеченности сотрудников в работу. Он также построил для своих сотрудников спортивный зал и парк отдыха.
Милтон Херши (1857 — 1945), основатель первой американской шоколадной компании «Херши», в 1907 году построил город-парк Херши (HersheyPark) для рабочих своей компании. Милтон Херши уделял внимание социальной поддержке нанятых служащих. В 1930 году Милтон Херши построил первый санаторий для своих работников.
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905), отечественный предприниматель, владелец многочисленных фабрик, пошёл дальше зарубежных коллег: строил больницы для рабочих, предлагал им бесплатное питание, проводил бесплатную вакцинацию детей работников и обеспечивал бесплатную стоматологическую помощь (хотя в Российской Империи подобная медицинская помощь не была выделена в отдельное направление медицины). Савва Тимофеевич установил 9-часовой рабочий день, строил общежития, учредил Санитарный совет (для контроля гигиенических показателей условий труда), обучал и принимал меры для снижения уровня пьянства среди работников.
По мнению Reardon (1998 г.), программы благополучия не существовали в США до 1970 годов. Появление общественных движений в области охраны труда и профилактики заболеваний способствовало развитию данного направления (DeJoy & Southern, 1993 г.) [1].
Последующее развитие программ благополучия было сконцентрировано на развитии отдельных практик благополучия от EAP (программы поддержки работников) до профилактических акций, которые в 1990-2000 годах приобрели комплексный вид и постепенно трансформировались к началу 2020-ых в комплексные программы.
В России можно выделить несколько этапов становления программ укрепления здоровья: внедрение отдельных элементов в Царской России, гигиенический подход и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в советское время и программы Новой России — быстрый переход от принятых ранее мер профилактики заболеваний к комплексным программам благополучия работников. Ускоренное развитие описанного направления в 2010-2020 годах обрело форму внедрения национальных политик (в том числе, утверждения ключевых нормативно-правовых документов) — модельных программ укрепления здоровья работников, стандартов в области охраны здоровья трудящихся [2].
В последнее время корпорация Gallup (американский институт общественного мнения, США) выделяет новый этап развития программ благополучия персонала на рабочем месте в мире — подход, направленный на процветание работников с помощью новых подходов к обеспечению их благополучия. Так, специалисты Gallup включают в базовые компоненты данного подхода повышение благополучия работников не только в области физического и ментального здоровья (образ жизни и профилактика хронических заболеваний), но и в карьере, социальной сфере, финансах и др. Данный подход представляется целесообразным и не является уникальным — так ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) всегда определяла здоровье как высокий уровень физического, психологического и социального благополучия, а, например, старейшая отраслевая общественная организация в США — National Wellness Institute (Национальный институт здоровья, США) называет 6 уровней здоровья в своих программах (физическое, ментальное, социальное, профессиональное, смысловое и интеллектуальное). Аналогичный подход в России использует Академия «АСИЗ» им. А.П. Доброславина [3].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Wellbeing at work, или Как использовать программы благополучия сотрудников, чтобы сделать бизнес успешным, эффективным и устойчивым предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других