Постоянный поход на Восток, или 44 Крестовых похода против славян

И. Ю. Никодимов, 2022

Монография посвящена историческим аспектам противостояния Запада и Востока. Авторы постарались осуществить исторический анализ постоянной агрессии западных стран по отношению к своим восточным соседям. Рекомендуется как учебное пособие для студентов юридических факультетов, изучающих предмет «Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Постоянный поход на Восток, или 44 Крестовых похода против славян предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2

Агрессия саксов королевства Генриха Птицелова против лютичей и лужичан (X век)

2.1. Нападение Генриха Птицелова на лютичей и лужичан в 926 году

В 926 году возобновилась война немцев против славян и датчан. В 928 году король саксонец Генрих Птицелов захватил территорию полабско-сербского племени гломачей и обложил данью лютичей. К 932 году ему удалось подчинить мильчан и лужичан.

Славяне восстали и свергли немецкое иго.

Лютичи — вильцы — велеты жили между Варной и Одрой (Водра), в их союз входили хижане, черезпеняне, доленцы, ротари, говоляне и стодоряне. Лютичи представляли собой большие, хорошо сплоченные группы, которые не распадались на мелкие поселения и жили вместе, держась за территорию, окружающую большой град. Такой образ поселения отличал велетов — вильцев — лютичей от других полабских славян — полабских сербов и ободритов — и был обусловлен необходимостью защиты от вторжений скандинавских и германских племен. Соперничество вильцев с ободритами и вторжения скандинавских племен способствовали консервации военно-демократического уклада, культивированию воинственных традиций, сохранению повышенной боеспособности всего союза племен. Вильцы называли себя также велетами (И. Шафарик считает, что имя «велеты» происходит от славянского корня «вел» — великий, большой, великан. Это говорит о теории Льва Николаевича Гумилева о пассионарном толчке и пассионариях)[4].

Племенные князья вильцев были выходцами из племенной аристократии. Ее привилегированное положение основывалось уже на землевладении. Однако до VIII века у них еще сохранялась старая племенная структура во главе с племенными вождями. В первой четверти IX века возросла консолидация власти в руках великого князя велетов, князю принадлежала область «всего королевства».

Власть князя была выборной, в чем проявилось соблюдение старой традиции, но постепенно выборная княжеская власть превращалась в наследственную. В конце 830-х годов в политической жизни велетов произошли события, в результате которых о вильцах в дальнейшем не было информации 100 лет. Усиление власти местных князей лютичей привело к росту числа градов как мест пребывания князя.

Сопротивление велетов экспансии немецких феодалов в середине Х века носило необыкновенно упорный характер, они воевали за свободу, против угрозы «крайнего рабства».

В 893 году лютичи вместе с ободритами поднялись на одно из самых мощных восстаний полабских славян. Лютичи оказали решающее влияние на антифеодальную, антинемецкую и антицерковную направленность восстания и повели за собой ободритов, проявив приверженность к племенному общественному устройству и противопоставили угрозе насильственной христианизации языческую веру отцов. Это мобилизовало массы на отражение внешней опасности и обеспечило успех в борьбе за независимость. Отсутствие центральной власти у лютичей компенсировалось особой организацией языческого культа. Языческие верования, языческий политеизм у лютичей обрели более развитую форму и оказали значительное влияние на формирование этнического самосознания. Племенные языческие божества лютичей — велетов — вильцев охраняли не определенную область человеческой жизни, а определенную племенную территорию. Существовали также боги общеплеменные.

В граде лютичей Радогошче находилась главная их святыня и сборный пункт для общих военных походов; здесь хранились штандарты, с которыми лютичи ходили в походы. Для охраны святилища и для выполнения обязанностей, связанных с организацией языческого культа, выбирали служителей, которые организовывали жертвоприношения, гадания. Под их управлением находилась в святилище казна, которая использовалась на общественные дела. Осуществлялись регулярные пополнения этой казны.

Эта самоорганизация у лютичей компенсировала функции раннефеодального государства, являясь средством сохранения политической самостоятельности и организации общественной жизни в условиях племенного строя. В этническом самосознании велетов — лютичей видно общеславянское самосознание. Для них характерна приверженность славянским обычаям, славянским законам, верность славянскому укладу жизни, славянской свободе.

В 936 году маркграф Герон убил 30 славянских князей Полабья (заманил их, пригласив к себе в гости, и во время пира запер их в доме и пожог). Подобные поджоги славянского населения широко практиковались немецкими захватчиками и во время Второй мировой войны, просто полабские сербы были первыми. Славяне ответили на это всеобщим восстанием. Поднялись лютичи и ободриты, истребившие посланное против них войско.

В 960 году образовано Польское государство. Польский князь Мешко I позволяет евреям торговать при дворе. В 963 году началось обращение Польши в католицизм. В 981 году князь Мешко I присоединил Червленую Русь к Польше. В 982 году полабские славяне разгромили Оттона II. В 985 году Мешко заключил с Оттоном III союз против лютичей и чехов. Именно предательство интересов славян вначале со стороны ободритов, а затем поляков привело к падению славянских княжеств в Полабье. В 990 году Польша присоединила Моравию[5].

2.2. Мятеж лютичей в 955 году

Как известно, лютичи и некоторые другие славянские племена, находившиеся территориально на берегу Балтики, граничили с Франкским, а затем и с Саксонским королевством. Такое соседство играло двойственную роль. С одной стороны, через франков славяне начали знакомиться с духовными и материальными достижениями латинской культуры. С другой — франки сразу же превратились в серьезнейшую угрозу для нарождающихся славянских государств. Именно Карл начал систематические войны, направленные на присоединение полабских земель к немецкой империи. Захватническая политика германцев вызвала ожесточенное и длительное сопротивление лютичей, особенно проявившееся при смене германских правителей.

Как нам известно, славянский племенной союз лютичей поднял восстание против оккупировавших их германских захватчиков. Лютичи понадеялись на то, что войско Оттона будет ослаблено недавними внутренними распрями между германцами, однако даже при таком условии они оказались слабее. Поэтому в 955 году на реке Раксе славяне потерпели поражение.

Причиной данного восстания стало нежелание славянских племен принимать христианство, а также выплачивать дань и церковные налоги. Итогом можно считать то, что для борьбы с общим врагом славянские племена стали объединяться в союзы, что положительно повлияло на их экономическое и политическое развитие.

Славяне потерпели поражение, однако это привело их к пониманию того, что объединение племен в союзы является необходимостью. После неудачного восстания славяне смогли освободить свои земли от германских захватчиков и обрести независимость. Непринятие насаждаемого христианства привело впоследствии к массовому культу язычества, а следовательно, к культурному подъему славянского народа.

Также постоянное взаимодействие с Франкским, а затем Саксонским королевством вело к знакомству славян с достижениями западной культуры. Для германского королевства захват территории славян стал толчком к развитию, освоению новых территорий, а впоследствии — к основанию Священной Римской империи Оттоном Великим.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Постоянный поход на Восток, или 44 Крестовых похода против славян предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. М., 2018.

5

Восток или Запад — время выбора. Крестовый поход против Руси. URL: https://www.liveinternet.ru/users/5421357/post331608814.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я