Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса

И. И. Григорьева, 2016

Современная спортивная школа – это учреждение образования или спорта? Как действовать в период реформирования, модернизации и оптимизации системы подготовки спортивного резерва? Как сберечь тренеров и в погоне за новшествами не забыть о главном – качественной подготовке резерва для спортивных сборных команд страны? С этими вопросами ежедневно сталкиваются руководители и специалисты всех уровней. В книге предложены предпочтительные варианты решений в различных ситуациях, даны разъяснения действующего законодательства. В Приложении содержатся нормативные акты, которые пригодятся в работе руководителям спортивных школ и специалистам как в области физической культуры и спорта, так и в сфере образования. Материалы подготовлены на основе изучения анкет, заполненных руководителями спортивных школ, а также наиболее часто задаваемых вопросов в ходе общения авторов с теми, к кому в первую очередь и обращена эта книга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Организация тренировочного процесса. Вопросы и ответы

ВОПРОС 1

Какие меры принимает Минспорт России для создания самостоятельных учреждений вне сферы дополнительного образования детей для качественной подготовки спортсменов?

В соответствии с поручением Министра спорта Российской Федерации подготовка спортивного резерва является приоритетным направлением для Министерства и всей нашей отрасли. С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», начата работа по созданию учреждений спортивной подготовки, обеспечивающих прием в организации на основании результатов индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей программы способности в области физической культуры и спорта.

В системе подготовки спортивного резерва в Российской Федерации в 2014 г. участвовали:

171 центр спортивной подготовки (ЦСП);

56 училищ олимпийского резерва (УОР);

1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР);

3780 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

Эти учреждения созданы в различных видах собственности (государственной, муниципальной, частной), а также находятся в различной ведомственной подчиненности (их учредителями являются, как правило, органы управления физической культурой и спортом, органы управления образованием, при этом действуют и организации, находящиеся в ином подчинении).

Изменение действующего законодательства способствовало переходу от учрежденческого подхода в управлении и финансировании организаций — к программному. Таким образом, создание отдельного учреждения реализуемым планом проведения модернизации не предусмотрено, вместе с тем, функции по координации деятельности по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации поручены Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр подготовки спортивного резерва».

Минспортом России разрабатываются и принимаются меры, направленные как на увеличение численности детей и молодых людей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, так и на повышение эффективности работы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

Наиболее перспективными направлениями существующей системы подготовки спортивного резерва являются в том числе:

развитие системы школьных спортивных клубов;

совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

поддержка регионов по базовым видам спорта.

По данным статистического наблюдения, в 2013 г. в общеобразовательных школах были созданы 2550 школьных клубов (в 2012 г. их было 1793, увеличение составило 30 %). В них занимались физической культурой и спортом в 2013 г. 324 тыс. 600 чел., (в 2012 г. — 192 тыс. 900 чел.). В системе школьного спорта в 2013 г. в 44 300 секциях и школьных клубах занимались 7 млн 300 тыс. чел. (в 2012 г. было 6,5 млн занимающихся). Эти показатели ежегодно увеличиваются.

С материалами, касающимися модернизации системы подготовки спортивного резерва, Вы можете ознакомиться на официальном сайте Минспорта России, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/

ВОПРОС 2

Какой порядок перехода организаций дополнительного образования в области физической культуры и спорта в физкультурно-спортивные организации?

Проводимой в настоящее время модернизации системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации уделяется большое внимание. С материалами по данному направлению Вы можете ознакомиться на официальном сайте Минспорта России, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/26598/

Методические рекомендации по организации спортивной подготовки, утвержденные Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко от 12.05.2014, регламентируют деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе и центров спортивной подготовки. Статус организации определяется на основании ее устава.

Учитывая, что решение о переходе организаций дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в физкультурно-спортивные организации принимается учредителем, то правильнее вопросы возможных преимуществ, последствий, рисков, связанных с этим решением, обсуждать в каждом конкретном субъекте Российской Федерации, руководствуясь финансовыми, материально-техническими и кадровыми возможностями. Минспортом России предложена «дорожная карта» по переходу в статус учреждений спортивной подготовки, размещенная на официальном сайте министерства.

ВОПРОС 3

Спортивная школа переходит из системы образования в систему спорта. Каким нормативным актом регулировать законность перехода?

В первую очередь необходимо руководствоваться Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[1]: принятие публично-правовым образованием решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, и являющегося государственной или муниципальной собственностью, также реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения такой оценки устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение порядка управления государственными или муниципальными учреждениями определяется нормативными правовыми актами публично-правового образования, являющегося учредителем данного учреждения, и уставом учреждения. Простая смена подведомственности не является реорганизацией (так как учредитель остается тот же, меняется его структурное подразделение, уполномоченное представлять интересы учредителя).

То есть, если при смене структурного подразделения, уполномоченного представлять интересы учредителя для спортивной школы (передача в ведение управления по физической культуре и спорту) предполагается изменить направленность ее работы, ранее установленную в уставе, то необходимо положительное экспертное заключение в порядке, изложенном выше.

При изменении подведомственности спортивной школы собственник не меняется, поэтому в данном случае не применяются нормы статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации о возможности расторжении трудового договора с руководителем. При смене собственника имущества организации новый собственник (не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности) имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

В случае если спортивная школа как учреждение меняет собственника, например, передается в ведение субъекта Российской Федерации, то необходимый пакет документов, в том числе и для подтверждения законности такой передачи, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

ВОПРОС 4

Минспортом России изданы Методические рекомендации по организации спортивной подготовки. Как и в каких случаях ими руководствоваться?

Министерством спорта Российской Федерации письмом от 12.05.2014 г. № ВМ-04-10/2554 направлены Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные Министром спорта Российской Федерации 12.05.2014 (далее — Методические рекомендации).

Данные Методические рекомендации подготовлены взамен отмененного приказа Минспорта России от 24.10.2012 г. № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» с целью оказания методической помощи физкультурно-спортивным организациям и образовательным организациям, реализующим образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в качестве выбора предпочтительных вариантов реализации утвержденных требований и методов на практике.

Методические рекомендации формируют подходы к выработке средств и методов реализации государственной политики по обеспечению единства основных требований к организации спортивной подготовки на территории Российской Федерации в целях повышения массовости детско-юношеского спорта и качества подготовки спортивного резерва, а также являются методической основной для разработки нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В Методических рекомендациях даны ссылки на ведомственные приказы Минспорта России, а также Минобрнауки России, разработанные с учетом соответствующих изменений, внесенных в Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методические рекомендации предлагают также пути решения вопросов, связанных с организацией спортивной подготовки, в отсутствие утвержденных федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта.

С указанными материалами можно ознакомиться на официальном сайте Минспорта России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/

ВОПРОС 5

Относится ли подготовка спортсменов к полномочиям органов управления на муниципальном уровне?

К полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы развития детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участия в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации[2].

В соответствии с пунктами 11, 26 статьи 15 и пунктами 13, 19 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и муниципального округа также относятся:

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано, в том числе, и на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.

Под спортивным мероприятием законодательством (пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ) понимаются и тренировочные мероприятия и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

В Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в раздел о полномочиях органов местного самоуправления (статья 9) внесены дополнения Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 204-ФЗ следующего содержания:

«6.2) развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации».

Таким образом, муниципальные образования в рамках обеспечения деятельности подведомственных учреждений и организации тренировочного процесса подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований могут формировать муниципальное задание по услуге «спортивная подготовка».

С учетом требования пункта 21 «Особенностей организации и осуществления тренировочной, образовательной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», утвержденных приказом Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125[3], об обязательном распределении контингента занимающихся в спортивных школах по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, в отношении детско-юношеских спортивных школ, учредителями которых являются муниципальные образования, необходимо формирование муниципального задания по нескольким видам услуг:

реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

реализация дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ;

спортивная подготовка (по видам спорта и этапам подготовки).

При этом используются как базовый перечень услуг (работ), утвержденный Минобрнауки России (для образовательных программ), так и аналогичный перечень услуг (работ) Минспорта России (для программ спортивной подготовки). С перечнями можно ознакомиться на официальных сайтах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.bus.gov.ru или «Электронный бюджет».

ВОПРОС 6

Как утверждается устав организации, осуществляющей спортивную подготовку? Раньше в детско-юношеских спортивных школах устав (изменения в устав, новую редакцию устава) принимали на собрании трудового коллектива или на конференции работников, а теперь как? Что в уставе необходимо указать в обязательном порядке?

Часть 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 28 указанного Федерального закона не включает в перечень компетенции образовательной организации разработку и (или) принятие устава организации. Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что вопросы разработки, принятия и утверждения устава образовательной организации относятся к компетенции непосредственно учредителя образовательной организации.

Точно так же вопросы утверждения устава физкультурно-спортивной организации относятся к компетенции учредителя.

При разработке устава организации, осуществляющей спортивную подготовку, являющейся государственным или муниципальным учреждением (далее — учреждения), рекомендуется руководствоваться:

статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации;

статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

статьями 16–19 Трудового кодекса Российской Федерации;

статьями 6.1 и 7 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в отношении автономных учреждений);

статьей 25 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в отношении образовательных организаций);

частью 3 статьи 28 и частью 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида[4].

Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица[5].

В уставе некоммерческой организации также должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации[6].

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов[7].

Устав автономного учреждения должен также содержать в наименовании автономного учреждения указание на собственника его имущества[8].

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации (указанной выше), следующая информация[9]:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, в случае создания ими как своих структурных подразделений школьных или студенческих клубов в уставе необходимо предусмотреть порядок деятельности данных клубов.

Физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, в соответствии с частью 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» должны в своих уставах закрепить правила приема лиц на программы спортивной подготовки. Для образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, таких обязательных требований не установлено, но также рекомендуется в уставе прописать правила приема на образовательные программы и на программы спортивной подготовки.

ВОПРОС 7

Просим разъяснить, к какому виду организаций мы относимся, если мы — муниципальное автономное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс» (есть стадион, бассейн, ФОК). Учредителем учреждения является администрация городского поселения. Основное направление нашей деятельности — массовая физическая культура, но мы также ведем спортивную подготовку по видам спорта. В связи с изменениями в сфере физической культуры и спорта подскажите, как нам работать дальше и что брать за основу при формировании муниципального задания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2

Пункт 6.2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3

Зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 05.03.2014 г., регистрационный № 31522.

4

Часть 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

5

Часть 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

6

Абзац 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

7

Абзац 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

8

Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

9

Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я