Современная спортивная школа – это учреждение образования или спорта? Как действовать в период реформирования, модернизации и оптимизации системы подготовки спортивного резерва? Как сберечь тренеров и в погоне за новшествами не забыть о главном – качественной подготовке резерва для спортивных сборных команд страны? С этими вопросами ежедневно сталкиваются руководители и специалисты всех уровней. В книге предложены предпочтительные варианты решений в различных ситуациях, даны разъяснения действующего законодательства. В Приложении содержатся нормативные акты, которые пригодятся в работе руководителям спортивных школ и специалистам как в области физической культуры и спорта, так и в сфере образования. Материалы подготовлены на основе изучения анкет, заполненных руководителями спортивных школ, а также наиболее часто задаваемых вопросов в ходе общения авторов с теми, к кому в первую очередь и обращена эта книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Основные направления государственной политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва на современном этапе
(из доклада заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных на Всероссийской конференции 4–5 октября 2015 года, г. Ростов-на-Дону)
Прошел почти год со времени проведения Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» в Чебоксарах, на котором были обозначены основные направления плана Минспорта России по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и постепенному переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки.
14 апреля 2015 года в Москве состоялось принципиально важное для отрасли совещание по вопросам развития системы подготовки спортивного резерва. Министру спорта Российской Федерации В.Л. Мутко было доложено о ходе первых этапов модернизации и получено одобрение намеченных шагов по ее дальнейшему осуществлению.
Планом предусмотрены 5 этапов переходного периода — с 2013 по 2017 годы.
2013 год — год начала реализации реформы.
С целью обеспечения максимально «комфортного» перехода организаций дополнительного образования спортивной направленности в организации нового типа — спортивной подготовки Минспортом России был разработан инструментарий, который позволяет в переходный период не почувствовать серьезных изменений как в работе тренера, так и в деятельности спортсмена.
Это:
общеразвивающие программы (реализуются только на спортивно-оздоровительном этапе, как в отношении детей, так и лиц старше 17 лет (статья 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»); при их разработке необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказом Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», а также Методическими рекомендациями Минспорта России от 12 мая 2014 года);
предпрофессиональные программы (реализуются только для детей (то есть лиц до 18 лет) на этапах, начиная с начальной подготовки и до совершенствования спортивного мастерства (с ограничением, что возможен перевод только обучающихся, прошедших обучение на тренировочном этапе данной организации; прием на данный этап не ведется!). К минимуму содержания, структуре, условиям реализации предпрофес-сиональных программ и к срокам обучения предъявляются федеральные государственные требования (приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730);
программы спортивной подготовки (реализуются на всех этапах спортивной подготовки за исключением спортивно-оздоровительного и разрабатываются по каждому виду спорта на основании федеральных стандартов спортивной подготовки, утверждаемых Минспортом России).
Федеральным законом от 13.07.2015 № 238-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон об образовании в Российской Федерации, и срок реализации программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности продлен до 1 января 2017 года.
2014 год стал годом внедрения и апробации разработанных нормативных правовых актов (федеральных стандартов спортивной подготовки, федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам, особенностей реализации дополнительных общеразвивающих программ) и их совместного сосуществования до 1 января 2017 г. с программами дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
В 2015 году наши усилия были направлены в первую очередь на формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки и четкого определения роли и задач каждого участника процесса.
В этот год необходимо завершить включение в федеральное законодательство мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта. К концу 2017 года организациям предстоит завершить процесс внесения изменений в уставы и получение необходимых лицензий (для организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
В 2016 году планируется внесение изменений в законодательство по исключению организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности из перечня организаций, которые смогут осуществлять спортивную подготовку, а также внесение изменений в федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам по исключению из них этапа совершенствования спортивного мастерства.
2017 год должен стать годом завершения реформы. Это будет означать окончательное формирование в Российской Федерации государственной системы подготовки спортивного резерва.
Основные реализуемые мероприятия можно разделить на четыре блока.
1. Общие направления модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва:
обеспечение преемственности деятельности работающих сейчас организаций дополнительного образования в области физической культуры и спорта и организаций спортивной подготовки нового типа и взаимосвязанности различных видов программ, реализуемых организациями, осуществляющими спортивную подготовку;
обеспечение взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами, в первую очередь с Министерством образования и науки Российской Федерации, по доработке и согласованию планируемых изменений в системе подготовки спортивного резерва;
формирование регламентных норм действующего законодательства и изменений, которые планируется внести в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, связанные с определением статуса работников физической культуры и спорта и обеспечением их социальных гарантий;
2. Нормативное правовое регулирование подготовки спортивного резерва:
нормативное правовое закрепление предложенной системы подготовки спортивного резерва в законодательстве Российской Федерации с учетом планируемых изменений.
В плане реализуемых Минспортом России мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы отрасли в части подготовки спортивного резерва нами были подготовлены предложения, на основе которых был принят Федеральный закон от 29.06.2015 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным федеральным законом дополняются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в части подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» теперь относит к новым полномочиям Российской Федерации осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федераци» (в новой редакции) субъекты Российской Федерации участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, осуществляют методическое обеспечение организаций спортивной подготовки, координируют деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, создают условия для проведения инновационной и экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и внедрения достигнутых результатов в практику.
К новым полномочиям муниципальных образований федеральным законом отнесено участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, что позволит полноценно развиваться муниципальным детско-юношеским спортивным школам.
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования теперь получили законодательно закрепленную возможность участвовать в подготовке спортивного резерва, используя все имеющиеся у себя ресурсы.
В частности, создана правовая основа для функционирования федеральных и региональных экспериментальных площадок и осуществления иной экспериментальной и инновационной деятельности в сфере подготовки спортивного резерва. Субъекты Российской Федерации вправе направлять собственные финансовые и материальные ресурсы для осуществления такой деятельности в области физической культуры и спорта. В этом важном разделе работы мы теперь не отстаем от других сфер деятельности, в частности, от системы, выстроенной в образовании.
Субъекты Российской Федерации получили необходимые полномочия по методическому обеспечению организаций спортивной подготовки, что предполагает выстраивание на местах системной методической работы с организациями спортивной подготовки во взаимодействии с Федеральным центром подготовки спортивного резерва, который является ядром организационно-методического обеспечения отрасли в подготовке спортивного резерва.
3. Переход на нормативно-подушевое финансирование при оказании государственных (муниципальных) услуг по спортивной подготовке.
Вопросы финансирования учреждений тоже не остаются без внимания Минспорта России: утверждены Методические рекомендации по переходу на нормативно-подушевое финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и Методические рекомендации по формированию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта.
4. Методическое обеспечение спортивной подготовки включает:
организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва и обеспечение взаимодействия созданного методического структурного подразделения ФГБУ «ФЦПСР» с главными тренерами спортивных сборных команд Российской Федерации ФГБУ ЦСП, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органами местного самоуправления;
проведение оценки эффективности программ развития видов спорта в Российской Федерации, разработанных общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, с учетом развития материальной базы и результатов выступлений спортсменов на крупных официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на основе современных методических разработок и модельных характеристик спортсменов в различных видах спорта с учетом предложений главных тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации.
В условиях проведения реформирования системы подготовки спортивного резерва Минспорт России уделяет особое внимание сохранению действующей системы организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, особенно организациям, работающим с детьми.
Активно поддерживаются действующие организации дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, к которым относятся в первую очередь детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), являющиеся фундаментом подготовки спортивного резерва страны.
Обратив внимание на наметившуюся в субъектах Российской Федерации отрицательную тенденцию по оптимизации организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, путем объединения нескольких юридических лиц с разными целями, задачами и функциями в одну организацию, Минспорт России направил в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации письмо от 03.03.2015 г. № ВМ-04-07/1316. В этом письме указывается, что подобная тенденция противоречит поручениям Президента Российской Федерации, данным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также не соответствует проводимой в стране политике. Призываем Минобрнауки России поддержать нас в этой работе и направить письмо в субъекты Российской Федерации в целях сохранения существующей системы организаций дополнительного образования детей, в первую очередь детско-юношеских спортивных школ.
Совместно с Минобрнауки России и Минкультуры России Минспорт России является соисполнителем Концепции развития дополнительного образовании детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, а также плана по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р.
Во всех обсуждаемых в настоящее время на уровне руководства страны проектах: по созданию Единой системы учета контингента, новой модели системы дополнительного образования детей, поддержки молодых талантов России и других — Минспорт России активно участвует, отстаивая интересы развития отрасли и системы подготовки спортивного резерва. На сегодняшний день, благодаря многообразию форм организации деятельности для детей и молодежи в области физической культуры и спорта, любой желающий может найти себе дело «по душе». Вовлеченность подрастающего поколения в эту сферу деятельности пока оставляет без решения ключевые вопросы учета количества детей, посещающих организации дополнительного образования, но осваивающих в них программы спортивной подготовки. Поскольку эта ситуация напрямую связана с увеличением охвата детей, находящихся в системе дополнительного образования, то она требует встречной заинтересованности в решении вопроса со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
Проводимая в стране модернизация действующих учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, а также процесс приведения в соответствие с действующим законодательством уставов и наименований образовательных организаций дополнительного образования детей в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», способствуют постепенному переходу действующих учреждений, реализующих программы в области физической культуры и спорта для детей, из ведения органов управления образованием в субъектах Российской Федерации в ведение органов управления физической культурой и спортом.
Однако в этом плановом поступательном движении есть сдерживающий момент. Преобразование организаций дополнительного образования детей в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие обучение, может лишить такие организации возможности получения поддержки из федерального бюджета на «выравнивание» заработной платы работников в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации.
Специалисты знают, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.11.2014 г. № 671 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» ведется мониторинг размера оплаты труда работников системы дополнительного образования детей, в том числе работающих в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах и специализированных адаптивных детско-юношеских спортивных школах.
В целях выполнения майских указов принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. Объем потребности будет ежегодно уточняться с учетом данных о фактической численности и уровне заработной платы работников, определенных указами Президента Российской Федерации.
В то же время данный процесс в настоящее время не учитывает интересы работников государственных (муниципальных) учреждений, переходящих в систему физической культуры и спорта, так как на момент подписания майских указов деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, не представлялась вне сферы образования.
Несмотря на то что в процессе проводимой модернизации виды деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, не меняются и учитывая, что статус организации определяется в соответствии с основным видом деятельности, заявленным в уставе первым, физкультурно-спортивные организации, осуществляющие обучение, под действие майских указов не попадают, в отличие от организаций дополнительного образования, реализующих аналогичные программы и оказывающих (выполняющих) те же самые услуги (работы).
В целях недопущения социальной напряженности в обществе, а также для снятия барьеров при переходе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в ведение органов управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации, Минспортом России подготовлены предложения по расширению действия соответствующего Указа на работников государственных (муниципальных) учреждений отрасли физической культуры и спорта.
Этими вопросами работа Минспорта России по повышению статуса работников отрасли физической культуры и спорта и законодательного закрепления их льгот и гарантий не ограничивается. Благодаря организованному взаимодействию с Минтрудом России сделано следующее:
в 2014 году утверждены пять профессиональных стандартов отрасли (тренера, спортсмена, инструктора-методиста, тренера по АФК и инструктора-методиста по АФК);
в 2015 году утверждены три профстандарта (руководителя физкультурно-спортивной организации, спортивного судьи и сопровождающего);
в настоящий момент в разработке находятся профессиональные стандарты специалиста по антидопинговому обеспечению, специалиста по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования, а также спортивного врача, работа над которыми завершится к концу 2015 года;
кроме того, в следующем 2016 году начнется разработка профессиональных стандартов инженера по эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры, контролера-распорядителя, а также модуля профессионального стандарта психолога в сфере спорта, входящего в профессиональный стандарт психолога в социальной сфере.
Руководителям организаций необходимо также ознакомиться с ведомственным приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 335н, которым утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду спорта или видам спорта. Данный приказ вступил в силу с 14 августа 2015 года и является одним из элементов социальной защиты работников.
Не менее важное значение имеет еще одно направление работы Минспорта России, связанное с предоставлением субсидий субъектам Российской Федерации на подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта. Неравные возможности субъектов Российской Федерации (прежде всего финансовые) отражаются на показателях участия спортсменов, проходящих подготовку в официальных спортивных мероприятиях, и как следствие, на количественных и качественных характеристиках спортивной работы субъектов и недополучении реально сильнейших спортсменов в сборные команды.
В 2015 году для поддержки организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, Минспортом России было выделено 523,8 млн. руб. и дополнительно 90 млн. руб. для Республики Крым и г. Севастополя, общая сумма составила 613,8 млн. руб.
С 2016 года субсидии будут предоставляться в соответствии с новыми Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, включаемыми в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Заключение соглашений с субъектами Российской Федерации начнется с конца января 2016 года. Таким образом, субъекты своевременно получат финансовую помощь.
Необходимо не останавливаться на месте и не «опускать руки». Поддерживают успешных, так давайте будем в тренде, продолжим быть успешными. Как бы ни старался тренер-преподаватель и не выкладывались бы на занятиях дети, за шесть часов в неделю на дополнительных общеразвивающих программах, используя лишь спортивно-оздоровительный этап весь период, о подготовке спортивного резерва рассуждать будет сложно.
Используйте созданный для вас ресурс и путь от возникающих у вас вопросов и проблем к поиску возможных вариантов решения, полагаю, станет короче и успешнее!
Ю.Д. Нагорных
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других