Правовые основы фотожурналистики. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное

И. А. Панкеев

Цель учебного пособия заключается в необходимости дать будущим фотожурналистам знания о сути интеллектуальной собственности в СМИ, о регулировании отношений между правообладателями и правопользователями при использовании фотоматериалов, об ответственности за нарушения, научить применять нормы закона. Основным объектом изучения являются главы 69—70 ГК РФ («Общие положения», «Авторское право») как наиболее важные для работников СМИ. Уделено внимание и проблеме ограничений на ведение фотосъемки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовые основы фотожурналистики. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Профессионально-правовой статус фотожурналиста

В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12. 1991 г. №2124—1 «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию». Это определение распространяется и на фотожурналиста. Если он состоит в штате зарегистрированного СМИ или, сотрудничая вне штата, выполняет задание редакции, то у него появляются дополнительные законные права, которых нет у других фотографов, просто время от времени публикующих свои произведения. Об этом в 52-й статье закона сказано, что профессиональный статус журналиста распространяется не только на штатных сотрудников редакций, но и на «на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции».

Права журналиста зафиксированы в статье 47 закона о СМИ; в частности: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; производить записи, в том числе с использованием средств аудио — и видеотехники, кино — и фотосъемки; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи и т. д.

Работая в редакции по трудовому договору, фотокорреспондент выполняет указанные в нем должностные обязанности. Желательно при устройстве на работу ознакомиться и с должностной инструкцией, если таковая существует. Как мы убедимся впоследствии, это важно для того, чтобы определить, имущественные права на какие из созданных фотожурналистом произведений принадлежат ему, а на какие — работодателю.

Одним их эффективных способов получения информации является аккредитация фотожурналиста при государственных органах, учреждениях и иных организациях, которые, как сказано в законе, обязаны предварительно сообщать о мероприятиях, обеспечивать документами, создавать условия для работы. Но журналист может быть и лишен аккредитации, если будет нарушать установленные правила или распространять не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста (что должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда).

Основным и наиболее детальным нормативным правовым актом в законодательстве о средствах массовой информации является Закон РФ «О средствах массовой информации». Права фотожурналиста, перечисленные выше, основаны на свободе массовой информации, которая подразумевает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации в Российской Федерации не подлежат ограничениям (за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации). При этом понятие «массовая информация» в указанном законе поясняется как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Следовательно, это относится к фотографическим произведениям.

Имея широкой круг прав и полномочий, фотожурналист в то же время, в силу специфики деятельности, более ограничен в действиях, чем его пишущие коллеги.

Специальным правовым ограничениям при ведении фотосъемки в данном пособии посвящена отдельная глава. Сейчас кратко остановимся на общих требованиях, предъявляемых Законом о СМИ.

Фотожурналист не имеет права публиковать снимки, содержание сведения о государственной или иной охраняемой законом тайне. При этом он должен знать, что существует целый ряд нормативных актов, запрещающих сам процесс фотографирования тех или иных объектов. Эти законы, указы, постановления и приказы не входят в противоречие со свободой поиска и распространения массовой информации; они основаны именно на том, что фотоинформация о приграничной территории или военном объекте по определению не должна быть предназначена для «неопределенного круга лиц». В противном случае теряет смысл само представление о безопасности страны.

Закон прямо запрещает распространять материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также другие экстремистские материалы (это предусмотрено и Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»).

Правовые нормы в императивной форме утверждают то, что должно быть укоренено в правосознании журналиста и на уровне осознанного профессионального должного. «Специфика профессии — рискованной, требующей настойчивости и даже настырности, временами конфликтной — порождает иллюзию того, что сотрудники СМИ имеют правовой приоритет по сравнению с другими людьми. Однако в действительности профессия рассчитана обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом. В законодательстве о СМИ обязанностям журналистов отведено по меньшей мере такое же место, как и их правам»1.

Но пока еще далеко не все журналисты знают не только свои права и обязанности, но и те нормы, нарушение которых приводит к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, поскольку свобода не может быть безграничной. Например, в 2013 году в Закон о СМИ было внесено дополнение — о недопустимости материалов, содержащих нецензурную брань. Это стало реакцией на появление в печати в том числе и фотоматериалов. Поэтому журналист, понимая свою ответственность перед обществом и суть профессии как служение на пользу общества, обязан понимать, почему недопустимы материалы, оправдывающие насилие и жестокость, почему при освещении контртеррористической операции запрещено распространять в СМИ сведения о средствах, приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

О статусе журналиста сейчас говорят и пишут много. В частности, В. Л. Богданов, многие годы возглавлявший Союз журналистов России, отмечал, что «у общества должны быть глаза и уши — это средства массовой информации и журналисты. Они должны быть защищены /…/ Без хорошей, качественной журналистики, без того, чтобы у журналиста был хороший правовой и социальный статус, мы не сможем построить общество так, чтобы оно могло иметь действительную картину того, что происходит вокруг него»2.

Но, к сожалению, сами журналисты тоже иногда дают поводы для того, чтобы можно было усомниться в знании ими не только законов, но и этических норм. Это касается вмешательства в частную жизнь граждан, обнародования информации о несовершеннолетних, совершивших преступление, без согласия их самих и их законных представителей на распространение таких сведений и т.д., хотя профессионал должен понимать, что это недопустимо. Поэтому обеспечению конфиденциальности информации специально посвящена статья 41 Закона о СМИ. В ней, в частности, говорится и о такой важной особенности профессии, как необходимость сохранения в тайне источника информации.

В дальнейшем мы неоднократно будем анализировать правонарушения в области интеллектуальной деятельности. Редакция и фотожурналист должны соблюдать авторские права граждан, присылающих свои произведения (например, фотографии) — не искажать, снабжать фамилией автора, выполнять условия, которые могут быть особо оговорены.

Редакция должна соблюдать право граждан и организаций на опровержение сведений, если они порочат их честь и достоинство или не соответствуют действительности. Следовательно, фотожурналист должен быть убежден в том, что сдаваемые им в печать материалы достоверны и не могут быть опровергнуты. В то же время защита чести, достоинства и деловой репутации является неотъемлемым правом и самого журналиста, если он считает их ущемленными.

Гарантируя журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг, государство законодательно возлагает на него и ряд профессиональных обязанностей:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио — и видеозаписи, кино — и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Шестой пункт приведенной выше статьи 49 Закона о СМИ, имеющий непосредственное отношение к деятельности фотожурналиста, дополняется и нормой статьи 50, которая гласит, что распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио — и видеозаписи, кино — и фотосъемки, допускается лишь в тех случаях, когда это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина и когда это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц.

Заметим, что в законе речь не идет о запрете такой фотосъемки; но журналист должен четко понимать разницу между интересами, затрагивающими жизнь общества и обывательским любопытством. Свобода печати не должны восприниматься как вседозволенность. Об этом писал еще М. В. Ломоносов в своей известной статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Сейчас, в эпоху всеобщей коммуникации, основные положения этой статьи звучат еще более актуально, чем в 1755 году, когда она была опубликована. Естественно, журналистика не может рассматриваться в отрыве от социума. И, если формула «журналистика — это журналисты» может подвергаться сомнению, то вряд ли можно отрицать, что впечатление о журналистике создают в первую очередь всё же сами журналисты — своей позицией, качеством работы, ответственностью или безответственностью. Сейчас есть основания полагать, что кризис профессиональных журналистских ценностей — это не только порождение общего морального кризиса, но в чём-то — и одна из его причин. Потому что «всё связано со всем» (по Б. Коммонеру).

В медиаиндустрии, воспринимаемой сейчас прежде всего как бизнес, быть первым — значит быть успешным. Однако мобильные технологии, позволяющие осуществлять принципы новизны и оперативности, сами по себе не обеспечивают правдивость и достоверность информации, отношение к её источнику, беспристрастность и т. д. Скорее, наоборот: новый тип коммуникации наглядно демонстрирует, что технологические достижения значительно опережают уровень их морально-нравственного осознания: наряду с достоверной информацией всё чаще встречаются ложные сведения; случаи оскорбления, вмешательства в частную жизнь и прочие противоправные деяния, ставшие предметом судебной практики. В результате возрастает число СМИ, вынужденных публиковать опровержения, признающих ангажированность сотрудников, проигрывающих в судах иски по статье 152 Гражданского кодекса РФ (о защите чести, достоинства и деловой репутации) и т. д.

Правила, выработанные М. В. Ломоносовым, имеют непосредственное отношение к профессиональному статусу журналиста. Высказанные задолго до применения фотографии в журналистике, они, тем не менее, в целом отражают те требования, которые предъявляются к профессии и сейчас. Особенно советы «соблюдать естественные законы справедливости и благопристойности», не присваивать себе результаты чужого труда, «не создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждении», «чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость».

В XXI веке эти правила нашли отражение не только в этических кодексах и хартиях, но и в законодательных актах. В том числе и в возложении статьей 59 Закона о СМИ ответственности за злоупотребление свободой массовой информации.

В то же время добросовестный журналист, осознающий социальную ответственность профессии и имеющий прочные ценностно-личностные регуляторы, в ряде случаев (статья 57 Закона о СМИ) освобождается от ответственности.

Как всякий человек, не только сам считающий себя профессионалом в том или ином деле, но и признаваемый другими таковым, фотожурналист, на наш взгляд, не должен отделять этические требования, предъявляемые к профессии, от правовых. Поэтому мы предлагаем анализируемые в последующих главах ситуации рассматривать именно в таком аспекте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовые основы фотожурналистики. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 — С.170

2

http://vz.ru/society/2010/11/8/445562.htm

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я