Знаменитое Таро Уэйта

Коллектив авторов, 2017

Эта книга – ключ к Таро Уэйта, самой популярной колоде для гадания в мире. Подробное и доступное руководство не только познакомит вас с историей и символикой колоды, созданной британским оккультистом и мистиком Артуром Эдвардом Уэйтом, но и позволит сразу же применить полученную информацию на практике и заглянуть в будущее. Здесь вы найдете основные правила гадания и работы с Таро, детальные описания прямых и перевернутых значений каждой из 78 карт Старших и Младших Арканов, самые эффективные и популярные расклады, которые помогут вам получить ответы на все волнующие вас вопросы. Эта книга станет прекрасной основой для дальнейшего знакомства с другими колодами Таро и самыми сложными способами чтения и толкования карт и раскладов.

Оглавление

Из серии: Краткий курс тайных искусств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знаменитое Таро Уэйта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Что такое таро? история, философия, эзотерика

Карты игральные: предшественники и «родственники» Таро

Прежде чем знакомиться с практиками предсказания при помощи карт Таро, нужно разобраться с тем, какова их история. Ведь способы работы с картами, методы чтения раскладов, приемы толкования полученной информации во многом зависят от того, какие символы запечатлены на картах, от того, как эти символы появились и что они означали. Поэтому невозможно погружаться в процесс знакомства с колодой Райдера — Уэйта и овладевать тонкостями, не узнав родословную карт. Ну а то, что Таро — совершенно особое, уникальное явление в истории и культуре, наверное, уже ни у кого не вызывает сомнений.

В определенном смысле Таро являются «родственниками» обычных игральных карт, которые многим доводилось держать в руках, а возможно, и составлять с их помощью разнообразные прогнозы, заглядывая в будущее. Таро также можно использовать для игры — но прежде всего они, конечно, являются атрибутом предсказателей и провидцев.

Таким образом, практически любые карты объединяют в себе две функции: во-первых, это род настольной игры, а во-вторых — своеобразное окно в тонкий мир. Но вот в истории карт — как простых, так и Таро, — множество белых пятен и загадок. Да, в большинстве изданий нам представляют историю происхождения разнообразных колод, но данные часто противоречат друг другу и вызывают множество вопросов.

Начиная с XVIII столетия все более или менее понятно: разные системы и способы работы с картами окончательно отделяются друг от друга. Кто-то предпочитает Таро (как, например, известнейший тогда Эттейлла, он же Жан Батист Алльетт, профессиональный таролог и предсказатель). Кто-то продолжает заглядывать в будущее при помощи обычных игральных колод. Кто-то создает новые способы — в качестве примера можно привести знаменитую мадам Ленорман, разработавшую уникальную колоду для предсказаний: в ней объединяются привычные нам «игральные» масти и оригинальные рисунки. При этом с течением времени в каждой из этих систем появляются отдельные течения, направления, художники разрабатывают все новые и новые варианты уже имеющихся и хорошо знакомых всем колод.

Но что было до того? Какие карты появились раньше — обычные игральные или загадочные Таро? Кто-то утверждает, что Таро выделились из игральных карт, а кто-то уверен, что они родились еще в Древнем Египте — и игральные колоды к ним никакого отношения не имеют. Как разные варианты карт соотносятся друг с другом? Где, в какой стране произошло их рождение? Каким путем они попали в Европу? Как сложились стили их оформления и эзотерический смысл изображений? Давайте постараемся прояснить основные моменты. Нам необходимо разобраться не только в происхождении Таро, но и в том, как они связаны с историей обычных игральных карт — ведь они явно родственны друг другу.

Как уже было сказано, карты объединяют в себе две функции: с их помощью можно играть, а можно заглядывать в будущее. Человек пытался научиться предсказывать еще в глубокой древности. Большинство исторических источников говорят нам о том, что у любого народа, в любой культуре существовала обширная практика предсказания событий. Прорицатели как особое и весьма уважаемое сословие имелись в Древней Греции, в Риме, в государствах Востока. Люди обращались к богам, природе, искали скрытые смыслы и знаки в происходящих событиях, сочетаниях неодушевленных предметов, на страницах книг… Таким образом, нет ничего удивительного в том, что когда в распоряжении человека оказались карты, их быстро приспособили к гадательной практике.

Но когда же карты (или их прообразы) появились на свет?

В китайских источниках VII–VIII веков есть упоминания о неких настольных играх, которыми любили развлекать себя и бедняки, и аристократы: видимо, это было нечто вроде фишек с рисунками или надписями, но, увы, правила игры или изображения игровых элементов до наших дней не дошли. Можно только судить о том, что, видимо, материалы различались: те, кто побогаче, использовали шелк, дорогую бумагу, слоновую кость, фарфор. Менее зажиточные — дерево или другие недорогие «носители».

Схожие развлечения упоминают и японские тексты несколькими веками позднее. Игры, сложившиеся в Стране восходящего солнца, просуществовали много лет и дошли до наших дней, например — «Ута-гарута». Это нечто среднее между лото и карточной игрой, в основном от игроков требуется составлять правильные комбинации из стихотворных строф, размещенных на карточках. Есть и элемент азарта — в большинстве вариантов игры нужно опередить соперников, раньше всех собрав все стихотворные фрагменты. Первоначально, возможно, вместо стихотворений использовались какие-либо картинки или символы — или оба варианта развивались параллельно.

Что же касается привычных нам игральных карт и их «родственников» — Таро, то в большинстве случаев исследователи рисуют такую картину.

Родившись в Китае, прообразы игральных карт попали в Индию, затем — в Египет и Персию. Там они несколько видоизменились под влиянием местных традиций и продолжили свое путешествие, к середине XIV столетия попав в Европу — вероятнее всего, с купеческими караванами. Видимо, первыми из европейцев с ними познакомились итальянцы и испанцы. К этому моменту карты уже представляли собой настоящий коллаж из различных традиций, орнаментов, религиозной символики…

Вероятно, в арабских странах на картах впервые появились такие символы, как Мечи, Кубки, Палицы (Посохи) и Монеты (Диски, Пентакли), а также числовые обозначения, необходимые для подсчета очков и выявления победителя в игре. Именно такие карты и проникли в Европу: подобными до сих пор играют, например, в Италии, Испании, Португалии. Классическая колода там состоит из 48 карт. Каждая масть — Мечи, Кубки, Палицы и Монеты — представлена числовыми картами от «1» до «9», а также тремя фигурными: обычно это Король, Рыцарь и Паж. У арабов же, так как Коран запрещал изображение живых существ, колоды обходились без фигурных карт. Долгое время исследователи вообще сомневались в том, что арабский Восток внес свой вклад в развитие игральных карт — уж очень жесткими там были религиозные ограничения. Но многолетние изыскания показали, что восточные купцы и моряки, которым нужно было как-то скрашивать долгие часы в скитаниях по свету, все же оказали значительное влияние на историю карточной игры. Причем, судя по всему, в исламских государствах карты существовали в первую очередь как средство игры, а не предсказания будущего.

В Европе практически сразу на карточную игру ополчилась церковь. Объясняют этот факт по-разному, но наиболее популярный вариант таков: карточные обозначения, как бы они ни назывались («пики», «крести» и прочее), очень прозрачно намекают на орудия крестных мук Иисуса Христа. А следовательно, усаживаясь за карточный стол, игроки совершают грех! Позднее негативное отношение к картежникам верующие объясняли еще и тем, что они тратят на азартное развлечение время и деньги, которые можно было бы с большей пользой употребить на добрые и богоугодные дела… Кроме того, греховным считалось и желание при помощи карт заглянуть в будущее — только Всевышний имеет право быть всезнающим и распоряжаться судьбой людей!

Прочно обосновавшись в Италии, Испании и Португалии, игральные карты затем пришли в Германию и Францию. Именно во Франции сложилась колода с более привычными нам мастями: красными (бубны, черви) и черными (трефы, пики). Мечи постепенно трансформировались в пики, Кубки — в черви, Палицы — в трефы, а Монеты — в бубны… В каждой масти имеются Туз, Король, Дама, Валет и числовые карты: от «2» до «10». Видимо, существовали также карты без обозначения мастей (рис. 1).

Рис. 1. Немецкая игральная карта XV в.

С течением времени к колоде добавили еще и Джокеров — это две карты с изображением шута, которые во многих играх могут заменять собой любую другую карту. Мы не знаем точно, кто и когда их придумал; вероятно, нечто подобное имело место еще на Востоке. Легко подсчитать, что в классическом варианте такой колоды 54 карты, но возможны вариации: например, часть игр вполне обходится без карт небольших достоинств и без Джокеров.

«Урезанный» вариант этой колоды, в котором нет Джокеров, а младшей числовой картой является Шестерка, иногда называют «Русским». Кстати, когда карты пришли в Россию? Первая дошедшая до нас информация о запрете духовенства на карточную игру относится к XVII столетию. Но, возможно, первые «контакты» состоялись значительно раньше — еще при Иване Грозном. По закону, картежникам в разное время полагалось клеймение раскаленным железом, кнут и прочие ужасы! Но азарт оказался сильнее страха. Желающих играть не останавливала угроза наказания, и уже при Петре Великом отношение к картам начинает меняться — их даже изготавливают под покровительством императора на небольших предприятиях. Карты становятся любимым развлечением аристократов: известны истории о том, как Екатерина II играла на крупные бриллианты, а ее приближенные за карточным столом проигрывали доставшиеся от отцов и дедов деревни… Правительство же старалось нивелировать «нравственную угрозу», исходящую от карт, направляя доходы от их изготовления на благотворительные цели.

Таро: загадки происхождения и символики

Но как в эту систему вписываются Таро? Популярная версия такова: они были созданы в Европе эпохи Средневековья с опорой на обычные игральные колоды. Родиной Таро многие считают Италию. То есть, согласно этой версии, авторы колоды Таро взяли за основу простые карты и обогатили их религиозной и оккультной символикой. Этот вариант происхождения вроде бы подтверждается тем, что в названиях карт Таро мы также встречаем Мечи, Чаши, Жезлы, напоминающие о ранних вариантах игральных колод. Да и большинство тарологов проводят параллели между мастями обычных, классических карт и символами Таро.

Откуда название?

Как появилось название «Таро» — достоверно неизвестно. В Италии XV–XVI столетия эти карты уже именовали «tarocco». Возможно, название произошло от арабского «турук», то есть «путь»: видимо, таким образом намекали на то, что эти карты способны указать истинный путь. Есть и такая версия: карты получили название «Таро» в честь реки в северной Италии. Но это маловероятно.

И все было бы хорошо, если бы не два факта. Во-первых, несмотря на сходство некоторых названий, уж очень сильно Таро отличаются внешне от обычных карт. А во-вторых, слишком много сохранилось свидетельств о том, что схожие варианты гадания существовали еще в Древнем Египте! Существует популярная легенда, согласно которой Старшие Арканы Таро (о том, что это такое, мы скажем чуть позднее) созданы на основе изображений из древнеегипетской Книги Мертвых — собрания религиозных текстов, предназначавшихся для облегчения перехода покойного в потусторонний мир. Получается, что средневековые создатели Таро каким-то образом возродили древнее знание, а не создавали новую систему по образу и подобию уже имеющейся. Если вспомнить, что в государствах Древнего мира гадания были не просто развлечением в свободное время, а являлись частью религиозной практики, то такая версия представляется более чем вероятной. Но вот кто и как восстановил достижения гадателей древности? Это большой вопрос… В XVIII веке изучением Таро активно занимался ученый-оккультист Антуан Кур де Жебелен (1719 (?) — 1784). Он не сомневался в египетском происхождении этих карт и переводил название «Таро» как «Путь Царя». Правда, его лингвистические изыскания впоследствии не были подтверждены египтологами.

Популярна также версия, согласно которой Таро имеют тесную связь с Каббалой — мистическим течением в иудаизме, сложившимся в эпоху Средневековья. Адепты Каббалы утверждали, что в Торе содержится божественное откровение, тайное знание, — и старались постичь его путем самосовершенствования и упорного изучения священных текстов. И многие производят название «Таро» от «Тора»: такая версия тоже вполне имеет право на существование. Кроме того, напрашивается следующая параллель: 22 Старшие карты Таро соответствуют 22 буквам еврейского алфавита, более того, тарологи прямо увязывают ту или иную карту с определенной буквой (алеф, далет и так далее) и находят в этом дополнительные смыслы и возможности толкования. Да и сами эти буквы, которые в каббалистических традициях обладают собственными смыслами и толкованиями, представлены на многих разновидностях карт Таро. Но в иудейской ли среде появились на свет Таро? Большинство исследователей сомневается в этом, предполагая, что, скорее всего, «изобретатели» карт просто создавали их с оглядкой на постулаты Каббалы.

В некоторых изданиях встречается версия, согласно которой Таро и обычные игральные карты проникли с Востока в Европу практически одновременно, но независимо друг от друга — и при этом и те и другие начали использоваться в предсказательной практике. Есть и такой вариант: вовсе не Таро были созданы на основе игральной колоды, а наоборот! Мол, далеко не всем было доступно тайное знание, необходимое для общения с таинственными, пришедшими из Древнего Египта Таро, и поэтому их приспособили для обывателя, убрав лишнюю символику и упростив. И все остались довольны…

Так или иначе, судя по всему, в XV веке в Европе и Таро, и простые колоды уже используются для гаданий — сохранилось довольно много упоминаний об этом. Использование того или иного варианта, видимо, зависело только от предпочтений самого предсказателя. Самая первая дошедшая до нас книга, посвященная искусству предсказания, появилась в 40-е годы XVI века в Италии. Но рассматривались там не Таро, а обычные карты.

Можно предположить, что с началом эпохи Возрождения с ее тягой к искусству, красоте, различным видам тайного знания система Таро дополнительно обогатилась разнообразной оккультной символикой и художественными образами. В оформлении карт сочетались астрологические символы, атрибуты герметизма, они, видимо, стали более изысканны и в художественном отношении. Таким образом, с течением времени развивались возможности увязать Таро с зодиакальным кругом, магией, религиозными образами — все эти практики активно используются предсказателями уже много лет. Без преувеличения, карты Таро впитали в себя всю мудрость мира!

Тайное знание

Герметизм (герметическая философия) — учение, основанное на «сокровенном знании», содержащемся в текстах полулегендарного мудреца Гермеса Трисмегиста. Его образ сформировался, видимо, с опорой на характерные черты древнеегипетского Тота (бога мудрости) и древнегреческого Гермеса. Приписываемые ему труды посвящены магии, астрологии, алхимии. Герметизм сформировался в эпоху поздней античности и был популярен во времена раннего Средневековья; впоследствии запрещен Церковью.

Одна из старейших известных нам классических колод Таро — это так называемые «Таро Висконти — Сфорца», появление которой связывают с именами миланского герцога Филиппо Мария Висконти и его зятя Франческо Сфорца: считается, что Филиппо Висконти заказал изготовление колоды художнику Бонифацио Бембо, желая сделать подарок к свадьбе своей дочери Марии и кондотьера Сфорца. Ориентировочно эту колоду датируют 1428 годом (рис. 2). Внешне эти карты напоминают скорее книжные миниатюры: на них еще нет ни астрологической, ни каббалистической символики, а сами изображения Королев, Рыцарей и прочих персонажей, возможно, имеют портретное сходство с некоторыми представителями семейства Висконти — Сфорца. К сожалению, до нас дошли далеко не все изготовленные Бембо карты (всего он создал несколько колод, полностью не сохранилась ни одна). В наше время название «Таро Висконти — Сфорца» часто используют для обозначения колод Таро, выполненных в схожей «миланской стилистике».

Авторы большинства изданий, посвященных картам Таро, сходятся во мнении, что классическая структура колоды (независимо от того, игральные ли карты стали основой для Таро или наоборот) полностью сложилась примерно к 1600 году, а все последующие разновидности рождались уже на ее основе.

Классическая колода Таро (пока мы говорим о Таро вообще, а позднее остановимся на отдельных разновидностях) состоит из 78 карт. Ее можно поделить на две группы: Старшие Арканы (они же Козыри, или Великие Арканы) и Младшие Арканы. К Старшим относятся 22 карты с оригинальными изображениями и названиями, например Верховная Жрица, Императрица, Отшельник… Именно эти изображения, по мнению тарологов, особенно насыщены разнообразной религиозной и оккультной символикой — древнеегипетской, восточной, христианской. Относительно Старших Арканов мнения разделяются — кто-то утверждает, что именно эти карты (не все, но многие) являются древнейшей частью колоды Таро, основа которой была заложена еще в Древнем Египте. Некоторые исследователи, напротив, уверены, что более древней частью являются Младшие Арканы, а Старшие были добавлены к колоде уже в эпоху Средневековья и Возрождения.

Рис. 2. «Таро Висконти — Сфорца». Дама Мечей

Что такое арканы?

Термин «арканы» (от франц. arcanes — таинство, секрет) был введен в середине XIX века оккультистом Полем Кристианом (1811–1877), настоящее имя Жан-Батист Питуа). Он же поделил арканы на Старшие и Младшие. Ныне это деление используется повсеместно.

Необходимо учитывать, что за время своего существования карты Таро обросли разнообразными легендами и толкованиями. Свой вклад в это разнообразие внесли все направления и школы Таро, которых в мире насчитывалось (и насчитывается) великое множество. Поэтому далеко не всегда эзотерические смыслы, названия арканов и отдельных карт, а также их толкования единообразны и однозначны.

Что же касается Младших Арканов, то всего этих карт в колоде 56. Они делятся на четыре масти: Жезлы (в разных системах они также именуются Скипетрами, Посохами и т. д.), Мечи, Чаши (Кубки) и Пентакли (Монеты, Диски, Денарии). Например, Тройка Чаш, Четверка Мечей, Пятерка Жезлов. Единицам соответствуют Тузы. Иногда эти карты называют очковыми, так как их достоинства в некоторых системах также соответствуют очкам: от одного очка до десяти.

Таким образом, каждая масть Младших Арканов представлена четырнадцатью картами. Помимо номерных карт, в каждой масти Младших Арканов есть четыре фигурные карты (они же придворные карты, или карты двора). Это Король (в некоторых колодах он именуется Фараоном, Правителем), Королева (Дама), Рыцарь (иногда его называют Принцем, Всадником, Воином) и Паж (Принцесса, Валет, Гонец). В системе Таро их названия будут звучать как, например, Паж Жезлов, Рыцарь Чаш, Королева Мечей.

Иногда в колоде присутствуют одна или две пустые карты, их еще называют Белая карта, Черная карта (хотя цвет может быть любым), Пустая карта или Бланка. Не все предсказатели их используют, объясняя свой отказ тем, что появление этих карт вызвано всего лишь особенностями полиграфической техники: мол, вся колода штампуется на одном листе, и при его разрезании на отдельные карты появляются «лишние». Некоторые же, напротив, придают этим картам особое значение и активно применяют их в раскладах. Как поступить вам? Решайте сами. Работа с картами Таро во многом индивидуальна, и дать универсальный для всех совет невозможно.

Масти и символы

Если продолжить сравнение обычной игральной колоды и Таро, то многие практикующие предсказатели соотносят Жезлы с трефами, Чаши с червями, Мечи — с пиками, а Пентакли — с бубнами. Впрочем, эти параллели используются не всеми, а иногда им вообще не уделяется внимание.

Как видите, история карт Таро содержит в себе немало загадок. Да и сами изображения на картах представляют собой настоящий ребус — особенно для непосвященного или начинающего предсказателя! Ведь помимо религиозной, магической и оккультной символики они наполнены архетипами — это понятие, конечно же, не использовалось в древней и средневековой практике, но современному тарологу знать его необходимо.

Понятие «архетип» (от древнегреческого «первообраз») ввел основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875–1961). Юнг в своих исследованиях уделял огромное внимание «коллективному бессознательному». Бессознательное, с точки зрения Юнга и его единомышленников, — это некий психический процесс, который не контролируется сознанием. Оно проявляется в сновидениях, оговорках, ассоциациях. Например, навязчивый кошмар, который снится нам несколько раз подряд, может, по Юнгу, свидетельствовать о некоей нерешенной проблеме — именно так бессознательное символизирует нам о необходимости уделить ей внимание.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Краткий курс тайных искусств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Знаменитое Таро Уэйта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я