Секреты кроя и шитья без примерок и подгонок

Галия Злачевская, 2011

На страницах этой книги вы найдете подробные описания и пояснения к разбору моделей и основным законам конструирования и моделирования, начиная со снятия мерок и кончая созданием завершенного варианта чертежа выкройки. Автор виртуозно привязывает каждое изделие к индивидуальной фигуре с ее неповторимым рельефом. Благодаря советам Галии Злачевской вы сможете понять и повторить ее действия и в итоге комфортно и красиво одеть любую фигуру. Цель работы автора – практическое воплощение предлагаемой идеи в одежду на конкретного человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты кроя и шитья без примерок и подгонок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Опасно для мировоззрения конструктора

«Облипка, облипочка!»

Отсутствие наряда служит иногда лучшим нарядом.

Петроний

Нет на свете двух одинаковых фигур, ни мужских, ни женских, ни детских. Посмотрите в лицо друг другу: ваши лица открыты, и вы увидите, какие вы разные. Вы не сможете найти двух одинаковых по форме и рельефу лиц.

Посмотрите на фигуры и тела людей, когда их маскирует одежда. Одежда прячет фигуру, и вы заблуждаетесь, думая, что фигуры похожи. Даже стройные молодые люди, которые в одежде кажутся нам образцом стандарта, без одежды выглядят по-разному. Чем больше на нас одежды и чем более она свободна по крою, тем меньше мы видим фигуру человека. В тех ситуациях, где на людях минимум одежды, например на пляже, мы можем увидеть все многообразие форм человеческого тела.

Многие методики конструирования идут по пути классификации фигур, предлагая для изучения 9, 12 и более типажей. Для каждого случая предлагаются свои рекомендации по построению конструкций, применению прибавок и внесению изменений в крой в связи с особенностями фигуры.

Но сколько ни увеличивай количество рассматриваемых типов фигур, всегда найдутся те, кто не вписывается в предлагаемые рамки классификаций.

Мы предлагаем другой путь. Каждую фигуру рассмотрим как единственную, неповторимую и уникальную геометрическую форму, независимо от того, мужская это или женская фигура.

Главное внимание уделим анализу и описанию неповторимого рельефа формы тела. Первая и основная наша задача — научиться получать точную копию этого рельефа на плоскости в виде выкройки основы. Для обозначения такой выкройки основы в нашей методике мы ввели понятие «облипки».

«Облипка» не содержит никаких припусков на свободу облегания и модельных особенностей, она призвана повторить форму вашего тела.

При этом точную копию поверхности тела, «облипку», вы должны научиться получать расчетным путем, опираясь на мерки данной фигуры. А не муляжным способом и не путем подгонки пробника к фигуре.

В этом состоит основное отличие данной методики от всех остальных методик конструирования одежды.

Только имея качественную основу, другими словами «облипку», вы можете начать думать о модели, фасоне, положении рельефных швов, декоративных элементах. При этом ваши мысли должны иметь правильное направление. А правильное направление для мыслей по моделированию задает ваша основа, «облипка». Именно она направляет и ведет вас в выборе модели изделия, а не журналы, в которых на фото изображены женщины с совершенно другими формами.

Второй момент, который вы получаете, моделируя от своей «облипки», носит чисто практический характер. Моделируя от точного построения на свою фигуру, вы и получаете точную аккуратную модельную конструкцию.

Когда моделирование выполняют на усредненной основе, в надежде на дальнейшую подгонку по фигуре модельной конструкции, ошибки, допущенные в основе, вырастают в несколько раз. Именно это предлагают делать многие книги и журналы по моделированию. То есть они учат моделированию, предлагают рекомендации по моделированию, не имея точной основы на фигуру. Это все равно что строить здание на песке, не имея прочного фундамента.

Поэтому выполнять моделирование мы будем каждый раз на конкретной фигуре. И ваша задача состоит не в том, чтобы найти в книге фигуру, похожую на вашу, и применить наши рекомендации для себя, а в том, чтобы понять и уловить закономерности моделирования. В этом случае, как бы ни менялась в дальнейшем мода, какие фигуры ни попадались в вашей работе, вы всегда сможете принять правильное и грамотное решение, подходящее именно для этого конкретного случая.

Свой альбом моделей

Настоящую женщину можно сразу узнать по ее непокорности модному стандарту, она носит лишь то, что ей идет.

И.А. Ефремов

Вся модная индустрия ориентирована на стройных женщин. Глянцевые каталоги предлагают нам новые идеи и новинки сезона. Но как правило, все это рассчитано на женщин определенного телосложения — и прилично выглядит только на них.

Это высокие стройные женщины с длинными ногами, без ярко выраженного рельефа фигуры, другими словами, женщины с фигурами манекенщиц. Задумайтесь на минуту над этим.

Манекенщица — кто это? Это женщина, предоставляющая свое тело вместо манекена. То есть ее тело — это не главное в показе моделей. Главным элементом является одежда, модные тенденции. А тело не должно отвлекать зрителя от этого главного. Оно и не отвлекает, его просто нет. Есть нечто вроде динамичной вешалки или манекенчика на ножках. Он ходит по подиуму, крутится, в нужных местах поднимает ручку, виляет бедром и показывает, на чем дизайнер сделал акцент в этой модели. Роль определила функции.

Если бы на роль манекенщицы пригласили женщину с формами, вы не смогли бы следить за показом моделей. Вы постоянно отвлекались бы на формы тела, особенно в том случае, если бы приглашенные женщины отличались друг от друга рельефом фигуры. Вот поэтому настоящие манекенщицы имеют жесткие стандарты фигуры.

Но наша жизнь проходит не на подиуме. И главное для нас — наша, своя собственная, единственная фигура. А одежда для этой фигуры — это подчиненная структура. Она призвана соответствовать фигуре, облагораживать ее, создавать комфорт, а может, и придавать определенный имидж владельцу фигуры. Но что она точно не имеет права делать, так это демонстрировать сама себя.

Итак, давайте примем за исходное положение, что ваша фигура, независимо от формы, массы и размеров, — это основная и непреложная ценность.

Ваша фигура является точкой отсчета и определяющей величиной при выборе стиля, направления моды и конкретного фасона одежды.

ФИГУРА, а не журнал за последний месяц с полки в супермаркете.

Первое, что вы должны сделать, — это построить основу-«облипку» на конкретную фигуру. Такая основа покажет вам наглядно величину и глубину растворов вытачек, а также направление и количество рельефов для достижения полного облегания формы тела. Правильно построенная основа подсказывает вам выбор модели, она направляет вас в нужное русло. И при правильном решении вся дальнейшая работа по конструированию одежды легка и приятна.

Такой подход к конструированию и моделированию одежды для многих непривычен. Обычно выбор моделей многие женщины и даже профессионалы начинают с пролистывания журналов или выбора модели по Интернету. Ищутся новые силуэтные линии, подбираются последние образцы тканей, обсуждается много всего второстепенного. Фигура на данном этапе «не держится в голове».

Наконец, под влиянием личного «хочу» принимается решение о выборе модели. Закупается ткань, «Рубикон перейден, мосты сожжены», человек начинает конструировать — и вдруг начинаются проблемы. То не переносится вытачка, то возникает незапланированный рельеф, то исчезает драпировка, то не из чего сделать подрез. Как быть? Модель нарушается, фигура обезображивается смещенными рельефными линиями, клиент в ярости, вы в панике. Что произошло?

А ничего страшного, все закономерно. Так и должно было быть. Просто, когда вы принимали решение о выборе ткани и модели, вы не учли фигуру. Вы недостаточно внимательно и щепетильно рассмотрели особенности телосложения.

На это вы можете сказать, что вы думали на тот момент о фигуре, что вы «держали в голове» фигуру, что все время помнили о том, что она полная или худая, маленькая или рослая и т. д. Нет, вы недостаточно о ней думали.

Думать о фигуре — это значит представлять с точностью до 1 см все размеры и растворы вытачек и рельефов, а также их точное местоположение на основе, облегающей фигуру.

Обычно люди не в состоянии этого представить, если они не построили предварительно основу на эту фигуру. Конечно, те, кто практикует по нашей методике, через определенное время смогут представить требуемое расположение рельефов сразу в голове, не строя основу. Но на приобретение таких навыков потребуется время.

Те, кто выполняет построения, используя другие методики конструирования, не в состоянии сделать этого никогда. Так как эти методики дают построение на некоторый условный манекен с расчетом на дальнейшую подгонку по фигуре. То есть в них не ставится целью построить облегающую основу. Иными словами, они не стараются в первую очередь узнать, где фигура, а строят изделие сразу чуть-чуть побольше, на некий условный размер. Построение получается на фигурах близких к стандартным, а на всех остальных возникают недостатки посадки изделия по фигуре.

На самом деле один раз изучить закономерности построения на индивидуальную фигуру гораздо проще, чем блуждать в потемках в надежде, что случайно повезет и фигура клиента не окажется слишком сложной.

Тренируясь на нескольких разных фигурах, вы увидите закономерности в расположении и размерах рельефов. Вы будете представлять основу на данную фигуру в голове. Вы будете помнить не только о том, что у клиентки голубые глазки — что тоже ценная информация, — но разом представите размеры ее вытачек, не строя основы. При взгляде на незнакомую фигуру вы с большой достоверностью сможете определить размеры и местоположение рельефных швов. Это будет означать, что вы научились «держать фигуру в голове».

Это будет означать, что отныне вам можно доверять в выборе модели изделия. Вы будете делать это грамотно и обоснованно и не станете ориентироваться на единственный аргумент «очень сильно захотелось».

Все сказанное выше справедливо не только в том случае, если вы обшиваете себя и своих близких, но и в том случае, если вы шьете на заказ. Подумайте, разве ваш клиент может и обязан знать все, что мы сейчас обсудили? Раз он пришел к вам, значит, он доверяет вам как специалисту, и ваша задача — подсказать ему правильное решение.

Клиент не соглашается с вами и спорит? Это знакомая ситуация. Визит к портному имеет много общего с визитом к врачу. Вы приходите с жалобой и жаждете облегчения, вы хотите, чтобы проблема была решена, хотите чувствовать себя хорошо? Тогда будьте готовы выполнить все предписания врача.

Будьте готовы выполнить все предписания своего портного, все его рекомендации, для того чтобы все было хорошо в вашей модели и на вашей фигуре.

Мода: способ самовыражения или способ «упаковки»?

Мода — периодическая переэкзаменовка на стадность — желание и способность не отличаться.

А. Круглов

Глядя на мир моды через журнальные страницы, вы видите ограниченное число моделей одежды на ограниченное число типов фигур. Это подобно тому, как смотреть на мир через щелочку. Задумайтесь, насколько маленький и ущербный кусочек вам предлагают журналы мод. Хотите, поясню?

Любой журнал модэто продукт массового производства.

Издателям журнала желательно, чтобы тираж их детища возрастал или хотя бы не падал. Для этого модели, предложенные в журнале, должны максимально удовлетворять максимальное число людей. В противном случае покупатели могут разочароваться и перестать пользоваться их журналом.

А теперь переведите для себя фразу «модель, максимально удовлетворяющая фигуру» на язык конструирования. Что это может быть за модель?

Самая распространенная модель подобного рода — это мешок с дырками для головы и рук. Потому такое распространение по всему миру получили туники и блузоны.

Поскольку только этим ограничиться нельзя, издатели все-таки вводят какие-то рельефы и вытачки. Но вы заметили, как далеки они от фигуры? Где ее искать и ловить в этом изделии? И делается это умышленно, так как создатели журнала не видят ваши фигуры, значит, и учесть их не могут. Основная задача состоит в том, чтобы клиенты просто поместились в то, что предлагает журнал. Много — не мало. Главное — влезли, застегнулись, а если образовалось что-то лишнее, уберете на примерке. Для этого есть рельефы и вытачки.

Поэтому в российских журналах прибавки большие, а в немецких просто нумерацию размеров переставили. Если написано «размер 42», это неправда, на самом деле это 44 и т. д. Говорят, это приятно — вдруг узнать, что ты на размер меньше.

Может быть. Но такой подход выхолащивает само содержание моделей. Для того чтобы в рельефе и вытачке можно было убрать излишки, они должны быть очень простых форм. Так как сложные рельефы надо рассчитывать до раскроя и точно, они не подлежат перекраиванию. В них нельзя просто так убрать или выпустить излишки, нет такой возможности. Поэтому для журналов отбираются самые простые, самые примитивные конструктивные линии. Чтобы возможность «ушить или выпустить» у клиента была всегда.

Вот так выхолащивается конструктивная составляющая, а нам преподнесут это в виде возвращения к минимализму, стремлением к классике и т. д. и т. п. — объяснение можно найти всегда.

Поэтому модели интересные, содержательные, рискованные — никогда не попадут в журнал.

А теперь второй момент, который касается фигур. Фигуры, на которых демонстрируются модели в журналах, однотипные. Даже если мы учтем, что есть журналы для полных, для невысоких и т. д., то этого деления явно недостаточно. Обычные женщины среднего телосложения уже имеют значительные особенности фигуры и не вписываются в журнальные рамки. Например, более высокая грудь, более прямая спина, немного более длинный торс и т. д. — уже одной причины достаточно для полного несоответствия фигуры и модели, а как следствие и для выкройки.

Обычно закройщики и любители шитья сталкиваются лицом к лицу уже со второй проблемой, так как она реально воплощается в виде некачественного кроя и испорченного изделия. А первая проблема — получение качественной основы — просто игнорируется. Ее не видят по причине недостатка профессионализма. Но ведь корень всех проблем находится именно здесь.

Итак, журнал предлагает модели на усредненную женскую фигуру. Как правило, все современные журналы содержат фотографии, а не стилизованные рисунки. Это усложняет жизнь издателям. На рисунке можно было бы подправить, изобразить красивые, но не реальные линии, в общем, немного смухлевать. С фотографией сложнее. Конечно, ее тоже можно немного «подредактировать» в фотошопе. Вытачки, например, затереть. Но в целом фото в большей степени соответствует реальному положению вещей. Значит, предложенная модель должна привлекательно украшать фигуру на странице журнала.

А теперь представьте, что вам нужна модель на фигуру со значительно более широкими бедрами или, например, на фигуру с полным отсутствием бедер. Будет ли предложенная журналом модель выглядеть так же привлекательно и на вашей фигуре? И возможно ли будет подогнать журнальную выкройку под конкретную фигуру? А может, наиболее грамотный подход в этом случае — поменять изначально саму модель?

В большинстве случаев действительно надо менять модель. Но журналы мод не могут предлагать варианты моделирования на такое многообразие фигур. Поэтому они вынуждены сознательно ограничить себя в выборе и предложении моделей для своих пользователей. Вот и получается, что из огромного возможного многообразия моделей, фасонов и форм одежды журнал высвечивает лишь доступную крохотную часть.

Каждая фигура — это уникальное сочетание форм груди, бедер, ног. Следовательно, для каждой фигуры должны быть свои уникальные варианты моделирования. Каждая фигура имеет свое пространство моделирования, и задача конструктора и закройщика — определить, увидеть и открыть эти возможности. Ключом к этому открытию является основа-«облипка».

«Да, вам легко говорить. Вы стройная и высокая — вам можно все, а я маленькая и толстая — мне ничего не идет». Такие и подобные высказывания мне приходится слышать часто. Это неверное, безграмотное обывательское заблуждение.

«Ничего не идет» потому, что до сих пор вы не из того выбирали. Вы не туда смотрели при выборе моделей. Для вас лично не напечатали подходящего журнала мод. Вам придется заняться этим лично для себя. Вам придется самостоятельно составить для себя не только выкройки, но прежде всего свой личный каталог моделей.

Я надеюсь, что вы поняли: сейчас я говорю не для «маленьких и толстых». В этом месте могли стоять любые другие слова, свидетельствующие всего лишь об индивидуальности фигуры.

Есть выражение: «До тридцати лет женщина следует за модой, а после тридцати — мода за женщиной». В чем смысл этой фразы?

К тридцати годам окончательно формируется и расцветает и индивидуальность женщины, и ее фигура. У женщины уже достаточно достоинства, ума и осознания собственной неповторимости для того, чтобы не гоняться за сиюминутными журнальными картинками. Достаточно мудрости, чтобы не подгонять себя под глянцевые штампы.

Это совсем не значит, что модой теперь интересоваться не стоит. Стоит, и надо интересоваться. Но улавливать только дух, направление, модные веяния. А не те бледные отражения, которыми являются конкретные модели в журналах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты кроя и шитья без примерок и подгонок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я