«Быть может, у меня ничего не получилось, но я так не думаю. Перед вами – итоги моих болезненных размышлений о нашем с вами Отечестве. Чтоб понять, кто мы и зачем, нужно было заново пересобрать все представления, и я бережно, с тщанием ребёнка, пересобрал. В какой точке бытия находимся мы и куда следуем. Что есть Родина. Какое отношение мы имеем к Древней Руси. Насколько близки к нам князья династии Рюриковичей и кто для нас Грозный Иоанн. Как мы из дня нынешнего видим “белых”, и что нам думать о “красных”. И прочие попутные вещи, осмыслять которые мы не перестанем ещё долго: Великая Отечественная и бесовские пляски вокруг неё, украинский, погрязший во лжи, вопрос, Владимир Семёнович Высоцкий, российские демократы, русский, берега потерявший, рок, земля у нас под ногами и звёздочка у нас над головой. Беспощадные русские вопросы, милосердные русские ответы». Захар Прилепин
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Имя рек. 40 причин поспорить о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первые князья — наши будущие князья
Размышляя о насущном, сегодняшнем, болезненном, нужно чаще оглядываться: иногда получается, что именно так ты смотришь вперёд.
У древнерусского писателя, как правило, не было имени.
Древнерусские писатели переписывали друг за другом в летописи один и тот же канонический текст, добавляя время от времени новые события: победу, поражение, явление святого.
Они как бы сплетали венок — и добавляли туда яркий цветок, один. Весёлый или печальный цветок.
Древнерусский писатель, в числе других своих качеств, обладал, к примеру, таким: победу и свободу он понимал как обретение пространства, а поражение — как потерю пространства, «тесноту».
Этот важнейший древнерусский литературный зарок будет характерен в дальнейшем для всякого русского писателя — от Ломоносова и Пушкина до Бродского и Юрия Кузнецова — априори, на «генетическом уровне».
Впрочем, есть у нас и другие писатели. Для них и наше поражение, и «теснота» — тихий семейный праздник.
Они тоже пишут на русском языке. Иногда даже неплохо. Но они — на других книжках учились.
Пресловутые стихи Бродского на отделение Украины — если смотреть на них в контексте древнерусской литературы — это стихи на потерю пространства, стихи о потере свободы, о поражении.
Чудаки думают, что это вывих сознания Бродского, — а это всего лишь эхо тысячелетней литературной традиции, заговорившей и через гениального Иосифа.
Древнерусский писатель считал необходимым перечислять каждое место, где случилось то или иное событие. Ценность этого места была абсолютной. Дмитрий Лихачёв называл такие места «маяками».
Русская история (и древнерусская литература) расставляла свои маяки и двигалась меж этим светом — один маяк на западе, другой на востоке, третий на севере, четвёртый на юге.
Ряд нынешних последователей русской литературы эти маяки убирает. Здесь вашего маяка, говорят, не стояло.
Или, к примеру, могут призвать на помощь пожарных из других земель: затушите, мол, этот маяк, а то смердит.
Но в древнерусской литературе все эти имена названы.
Мы помним то место на Волге, где конь святого Глеба запнулся и сломал себе ногу, о чём нам сообщает автор «Сказания о Борисе и Глебе». Мы изрисовали русскую землю стрелами стремительных походов из «Повести временных лет». Мы знаем, где крестился Владимир.
Другое важное качество древнерусской литературы — заворожённость не только горизонтальным пространством русской земли, но и всей предыдущей историей — гордыми князьями, их дружинами, их богатырскими подвигами: своеобразной вертикалью нашего мышления.
Эти вертикаль и горизонталь образуют некий крест: когда наше пространство и наше прошлое строят нашу судьбу.
Древнерусский писатель одновременно писал о стремительных походах (движение в пространстве) и о предках действующего великого князя (движение во времени).
В наши дни из уст в уста передаётся нехитрая прогрессистская мысль о том, что мы на своих «бессмертных полках» гордимся подвигами, которые не свершали, — но если б о том же сказали древнерусскому писателю, он даже поленился бы отвечать на подобные глупости.
Дмитрий Лихачёв объяснял это так: «Древнерусские представления о времени исключали нас самих из восприятия времени. Прошлое находится впереди какого-то причинно-следственного ряда, настоящее и будущее — в конце его, позади. “Передние князи” — это давние, первые князья. “Задние события” — последние. Поэтому “переднее” — прошлое — и было самым важным, как начало событийного ряда, как его объяснение, первопричина. Он этого и “внуки” казались только наследниками славы и политики своих дедов и прадедов. Они могли наследовать “путь” дедов — или растерять их наследство и, как следствие, лишиться славы дедов».
Сегодня в зубах, как чужую палку, наши «прогрессивные» литераторы и мыслители таскают туда-сюда понятие «прогресс».
Но в древнерусской литературе такое понятие как «прогресс» — в любом синонимическом виде — отсутствовало вообще.
В древнерусском понимании «прогресс» — это не движение «вперёд», подальше от славы и привычек своих дедов. Истинный русский «прогресс» — это стремление быть как «передние князи».
Это не я сказал, это я — прочитал. Так завещал нам древнерусский безымянный писатель. Сотни древнерусских безымянных писателей так завещали.
Давно пора это записать красивыми буквами в главной национальной книге — и всякого чудака, который приходит сюда говорить о «прогрессе» и прочей «поступательной истории», валять в перьях и выставлять на посмешище.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Имя рек. 40 причин поспорить о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других