Записки психолога Фридман

Зарема Фридман, 2021

Автор этой книги – практикующий семейный психолог с десятилетним стажем, клинический психолог, консультирует по вопросам детско-родительских отношений, работает с замещающими семьями, с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, ведет школу приемных родителей. Гипнотерапия, НЛП, арт- и сказкотерапия, перинатальная психология… – Зарема Фридман применяет свои знания и опыт в десяти направлениях терапевтической психологии. Книга не только рассказывает, какие перипетии переживают люди, с какими вопросами и страхами живут порой всю жизнь, мучаясь и не находя решений, но и раскрывает психологическую подоплеку физиологии и социального поведения человека. Тут и личные наблюдения, и истории – будто намеки (что может быть и как надо или не надо), и итоги трудной работы над собой. Приложением к «Запискам» даны простые и эффективные психологические техники и упражнения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки психолога Фридман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. При чем тут родители

За что меня мама не любила?

Я восхищаюсь женщинами, у которых есть все! «Сама себя сделала, вырастила, — говорит красивая, ухоженная дама с бриллиантами в ушах. — Если бы тогда мой мужчина не бросил меня с миллионными долгами и маленьким, грудным ребенком, я бы не стала той, кем сейчас являюсь».

Есть все, кроме взаимоотношений с мамой.

Татьяна живет со своим ребенком и мамой в одной квартире. Только вот общение на протяжении почти сорока лет не складывается, разговоры сухие, по факту: забрала ли ребенка бабушка и отвела ли на другие занятия. Женщина полностью обеспечивает семью, содержит маму (у нее пенсия маленькая), и хочется любви и ласки пусть даже в таком возрасте, но дома она встречает только непонимание. В чем причина, Татьяна и хотела разобраться, обратившись к психологу.

Встреч было несколько, они часто заходили в тупик, потому что все сводилось к разговору об отце, и на глазах у Татьяны появлялись слезы: «Папы нет несколько лет, а я была его любимой дочкой…»

Чтобы понять, какая «психологическая заноза» не дает покоя женщине и мешает ее счастью в семье, я предложила использовать методику «Линия жизни»1. Мысленно мы прочертили линию развития, наметив на ней точки возраста, начиная с момента беременности мамы Татьяной. Нужно пройти по этой линии и представить себя в определенном возрасте, а также отвечать на элементы семейных расстановок: замещать фигуры мамы, папы, себя и описывать свои ощущения и чувства соответственно роли. Первый этап — зачатие Татьяны. Вставая на место мамы, клиентка выражала радость и счастье, на месте папы тоже, и о себе говорила в положительном ключе. То же — в момент рождения. Каждый раз я уточняла, углублялась в событие, в элементы, которые мы представляли.

Следующий этап — выбор имени для ребенка (Татьяны). И тут на своем месте женщина отозвалась хорошо, так же — на папином, а вот на месте мамы хотелось рыдать и отталкивать ребенка. Остановились, стали выяснять, и оказалось — мою клиентку папа назвал в честь своей первой любимой женщины! И мама об этом знала. Не любить она свою дочь не могла, но каждый раз, когда произносила ее имя, сердечная рана вновь открывалась. Татьяна же причину материнского неприятия поняла только спустя четыре десятка лет!

Чтобы улучшить ситуацию, пришлось направить работу в несколько иное русло: я задала Татьяне вопрос, а каково было маме жить всю жизнь с этим? И она поняла.

Изменения не заставили себя ждать, лед тронулся. Это работа над собой, над отношениями, преодоление привычки ждать от мамы негативной реакции. Клиентка сообщила, что и ее мама странным образом начала меняться; после консультации прошло два месяца, и мама больше не «атакует». Только это, замечу, не странно, а непривычно, потому что работа пошла. Дальнейшее зависит только от желания самой женщины.

Скрипка, прекрасная и ужасная

Обычная рабочая суббота, консультации — одна за одной, приподнятое настроение от того, что вижу, как у людей глаза светятся, значит, есть результат. Не чувствую усталости, жду очередного клиента. Им стала девушка Кристина. Высокая, стройная, с шикарными волосами. Устроившись удобно в креслах, мы начали работу.

Кристине двадцать лет, она студентка престижного колледжа в США. Девушка много лет занималась музыкой по классу скрипки. Несмотря на возраст, многого достигла, объездила полмира, но есть одно но, которое ломает девушке жизнь. Из-за неправильно принятой в свое время позы при игре на инструменте произошли деформация лица и нарушение осанки. К сожалению, очень заметные. Кристина старательно прикрывает дефект пышными локонами, только это мало спасает. Я первые минут десять не знала, что сказать, просто слушала и понимала, что у нее вся жизнь впереди и придется выбирать: скрипка или здоровье. Трудно отказаться от того, чему ты посвятил всю свою юность!

Я говорила о принятии себя, о заниженной самооценке — девушка умная, все прекрасно понимает и знает. Она обращалась к пластическим хирургам, но никто не взялся ей помочь, потому что от операции зависит ее жизнь, и ответственность брать на себя врачи ни в одной стране не хотят.

Меня же встревожило другое: деформация такая происходит не по щелчку пальцев, не за одну неделю и даже не за месяц! Ребенок ушел в скрипку с головой. А где же были в это время значимые взрослые?!

В процессе работы проявились нарушения в семейной системе, причем как со стороны мамы, так и со стороны папы. Ребенок был предоставлен сам себе и вынужден был взять на себя ответственность за родителей, войти в роль доминирующего взрослого (в психологии это называют красивым термином «парентификация»2). А в результате — самоотчуждение девушки: «Кому я нужна, если я не на своем месте?», «Куда мне идти и в чем искать отдушину?».

Клиентке я предложила ряд упражнений на принятие себя и повышение самооценки.

Упражнение 1. На листе бумаги написать не менее десяти предложений, каждое начиная словами: «Я прощаю себя за…» Перечислять нужно все, что огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были совершены ошибки, помните: вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними.

Через неделю вместо себя нужно называть тех людей, которые вас раздражают, обижают, притесняют. Это важно, так как в других мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…»).

Затем пишите не менее десяти предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…» Аналогично в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно описывать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.

Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно в течение одного-двух месяцев.

Упражнение 2. «Похвала себе». Каждый день, в удобное для себя время, нужно хвалить себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за то, что подошли сегодня к зеркалу и не поругали себя, и т. д. Бывают отговорки — «мне не за что похвалить себя», — которые выражают некую ложную скромность. Это — лень, необходимо просто делать.

Упражнение 3. Перекликается с предыдущими. Только хорошее уже ищется вовне. В каждом человеке, с которым вы взаимодействовали в течение дня, старайтесь найти одну-две положительные черты. Старайтесь обращать внимание на любые положительные моменты, начиная от приятного свежего ветерка и заканчивая отсутствием пробок на дорогах. Учитесь видеть и ценить то, что вас окружает. Обязанность человека — замечать в текущем дне в несколько раз больше позитивных, чем негативных вещей. При депрессии — не менее пятнадцати позитивных моментов в день.

Упражнение также ежедневное. Его называют «психологической диетой». Это непростая работа, но ведь и лицо у Кристины стало таким не сразу. Гармония и согласие с собой — это ценность. Ценности взращиваются и зарабатываются собственным трудом.

Эти упражнения полезны в самостоятельной работе для повышения уверенности, принятия себя. Однако в условиях переживания кризиса, острых состояний, последствий психологических травм они, скорее, могут быть дополнением к работе со специалистом.

Кристина приняла свою внешность. Стала свободно подходить к зеркалу. И даже полюбила себя.

Я прощу папу, но он должен уйти

К несчастью, бывает так, что взрослые люди, которые не могут разобраться между собой или в себе, впутывают в отношения детей. Известно, что дети берут все из своей родительской семьи в репродуктивную и думают, что это норма! Но это искаженное понимание.

Взвинченный женский голос на другом конце провода сообщил, что всей семье нужно «полечиться» у меня. Я, конечно, возразила, что не занимаюсь лечением, но женщина уверяла, что ей срочно нужно показать своего ребенка: она опасалась суицида.

Ситуация очень непростая: пятнадцать лет в браке, двое детей — двенадцати и девяти лет. Девочка, старшая, грозит суицидом и развешивает по комнате характерные рисунки. Мама с папой взялись за голову и не понимают, что происходит, почему вдруг Даша стала рисовать такое, ведь, казалось бы, все хорошо.

Многое упущено за пятнадцать лет в отношениях, но любовь все же есть. При этом мама в подробностях рассказывает двенадцатилетней дочери, какое папа ничтожество: как украл ее молодость, изменял, издевался и много всякой грязи из постели взрослых, вплоть до того, что он заразил маму инфекцией. Даша, как «взрослеющий человек», решила при очередном скандале (который случился полгода назад) заступиться за маму. Она встала между родителями и оттолкнула папу от мамы. Родители помирились через пару дней, а девочка начала вести себя странно. Даша стала кричать и ставить условия отцу: «Папа, если ты не уйдешь из семьи, то я… уйду». К этому добавляются демонстративные рисунки. Родители в панике — что делать?!

Но о том, что это слова взрослого человека (мамы), который когда-то произносил их при ребенке, никто даже не помнит!

Как оказалось, женщина манипулировала мужем с помощью детей. Папа воспитывал и оберегал дочь, как принцессу, и больше жизни ее любит, но девочка под влиянием мамы слишком рано стала взрослой и узнала, что отец (по словам мамы) не любит их и обижает. В результате отец на съемной квартире, мама плачет, что он ушел, и дочь очень странно себя ведет…

Работала я с родителями. Через пару сессий они разобрались в отношениях и успокоились. Мои труды дали результаты: папа вернулся в семью, а не поехал на съемную квартиру. Мама обещала не впутывать ребенка «во взрослые дела» и не искать в дочери союзницу против отца.

Помните: какие бы ни были отношения между родителями, дети не при чем. Вы не перестанете нести ответственность за их жизнь и здоровье. Этот случай не единственный. Примеров, когда женщина велит ребенку сказать папе, чтоб он ушел, попросить у него деньги или говорит, что «папа плохой, он нас не любит», очень много. Но ребенок не может отказаться от своей семейной системы. Он состоит из двух половин: одна часть — мама, вторая часть — папа; и когда один негативно отзывается о другом, просит отказаться от него, то больно ранит ребенка, нанося ему тяжелую психическую травму.

Бегство в замужество

Елене тридцать семь лет, в браке с мужем живут восемнадцать лет. Двое детей — сыновья, школьники. Муж постоянно в командировках. Приезжает — пьет, распускает руки. Много раз ругались, расходились, потом снова жить начинали, и вот два года назад она решилась уйти окончательно.

Развелись официально, она вернулась к матери, но через несколько месяцев мать жестко поставила вопрос, что содержать дочь-разведенку не намерена. Жилья и подходящей работы не было, дети на руках, и Елена вернулась к мужу.

Он снова в отъезде по два-три месяца, потом всего месяц дома, но за это время столько наговорит обидного и столько пьет — не то что сексом заниматься противно, даже разговаривать и смотреть на него не хочется.

Недавно Елена познакомилась с мужчиной.

«Я растерялась… — призналась Елена. — Он старше на год, не пьет, не курит, красиво ухаживает, через месяц после знакомства позвал замуж: «Уходи в одном платье — всем обеспечу, детей приму». Я не знала, что любить можно просто так, только потому, что ты есть! И секс бывает другой… А еще, оказывается, когда мужчина любит, он смотрит совсем другими глазами. Я рассказала маме, думала, обрадуется. А в ответ услышала: «у тебя ничего не получится», «стыд потеряла, что скажут соседи, подруги», «ты подумала о детях, зачем они чужому мужику?», «муж у тебя хороший, а пьет и бьет — так со всеми бывает» и много нецензурных слов…»

Женщина плачет и повторяет, что муж и мать даже обзывают ее одинаково, так они между собой схожи! Сейчас она не знает, что делать: быть счастливой женщиной или послушной дочерью?

Я понимаю эту ситуацию так: Елена сбежала от матери замуж, не задумываясь, к кому и куда. Привыкнув к матери-тирану, она и мужа себе выбрала тирана, а теперь не может выбраться из этого круга. Сначала грубые слова, затем толчки, пощечина, и для женщины все это становится нормой жизни. Тем более мама говорит, у всех так, терпи.

Многие считают, что в этом нет вины женщины. Обстоятельства, ситуация, не повезло. Но, согласитесь, наш внешний мир — отражение внутреннего. И если внутри мы позволяем так с собой обращаться — унижать, издеваться, бить, — надо работать над собой, воспитывать в себе чувства самосохранения и самоуважения.

Что ты будешь делать, если жить осталось месяц?

На консультацию записалась молодая женщина, тридцать шесть лет. Симпатичная, стройная, приятно ухоженная. Запрос — «Устала быть одна, хочу замуж».

Дарима оживленно начала говорить о своей жизни, о карьере и родителях. Большую часть рассказа она посвятила отцу и матери. В семье ее воспитывали строго. Дарима уважала семейные традиции и всегда прислушивалась к советам отца.

Сначала девушке сказали, что, окончив школу, она поступит в вуз — это было обязательно. Отец рекомендовал два направления: экономист или юрист, и другие варианты даже не рассматривал. После вуза нужно было обеспечить себя работой, жильем и куском хлеба.

В этот момент у женщины появились слезы на глазах. Оказывается, она дружила с молодым человеком, они хотели пожениться, но родители не разрешили, сославшись на то, что дети очень молоды и несамостоятельны — какая может быть свадьба в двадцать три?! О том, чтобы жить вместе с парнем, даже речи быть не могло: в семье так не принято.

Училась Дарима не очень хорошо, но любила биологию, хотела быть медиком, помогать людям. Но папа сказал, что важнее — юристом. Получив нежеланную профессию, она пошла работать — на нелюбимую работу, потому что ведь родители лучше знают: «Вот на кусок хлеба заработает, карьеру построит, машину купит и выйдет замуж!»

Встречаться с кем-то означало нарушить папин наказ. Женщине «задали программу»! Дарима жила с родителями, в выходные помогала по хозяйству, на службе перебирала скучные бумаги… И вот недавно она отмечала день рождения, и отец за праздничным столом сказал: «Дочка, найди себе уже какого-нибудь прокурора или врача…»

При этих словах клиентка едва не разрыдалась, ее словно прорвало… Она ездила на машине, которую посоветовал папа, делала все, как он говорил, и боялась ослушаться. Она не дружила с теми, с кем не позволял отец. Дарима была влюблена в охранника, который, возможно, даже женат или разведен, но как сказать об этом отцу?..

Передо мной сидела успешная женщина, с хорошей, но не любимой работой, с квартирой, в которой ей не разрешали жить, на ее ярко-синий костюм падали черные капли туши, а она все не могла успокоиться, потому что только в тридцать шесть поняла, что жила не так, и теперь растерялась, не знала, что делать.

Я предложила Дариме упражнение, которое называется «А что ты будешь делать, если тебе жить осталось месяц?» Например, врачи обнаружили смертельную болячку и вот факт — месяц жизни. Как ты его проведешь? Женщина не раздумывая ответила, что переедет от родителей, будет флиртовать с охранником и уволится с этой дурацкой работы…

Затем я озвучила вторую часть упражнения: «А теперь — врачи ошиблись, ты абсолютно здорова. Что ты будешь делать?» Женщина сказала: «Я знаю!» — и заторопилась уходить.

Почему и зачем БДСМ

Пожалуй, у многих, когда они слышат или видят эту аббревиатуру, в голове возникают образы практик, в которых есть издевательство, унижение и, наверное, порка. В действительности это не так. В основе лежат три главных принципа — безопасность, разумность, добровольность, поэтому принуждение, агрессивность недопустимы. Обязательно есть специальное стоп-слово, по которому человек прекращает делать неприятную для партнера вещь. Отношения условно делятся на роли — «нижнего», то есть подчиненного, или сабмиссива, и «верхнего», то есть доминанта. Некоторые придерживаются этих рамок, другие могут меняться местами. Составляющих всего три: связывание; господство; садизм и мазохизм. Что из этого использовать, пара решает сама. Ключевой момент — это соблюдение техники безопасности. Ответственность за здоровье «нижнего» лежит на «верхнем».

Некоторые думают, что БДСМ — извращение, к нему склонны «больные» люди, и, рассказывая на сессиях, что им нравится боль и насилие, они считают себя ненормальными. На самом деле все несколько иначе — такое поведение свойственно большому количеству людей.

Наша голова работает на бессознательном уровне. Если родители часто орут на ребенка, бьют его, унижают, то во взрослой жизни он будет искать только такое отношение, подсознательно связывая его с любовью — потому что другой любви не знает. Взрослым понять это сложно, но с позиции ребенка все объяснимо. Детство для каждого из нас — это время ограничений, в детстве ответственность лежит на маме и папе. Шлепки, порка и прочее воспринимается как проявление любви и заботы. А отсюда рождается вывод, что в основе любой иерархии — унижение и подчинение.

Возможно и другое: человеку наскучила серая и пресная жизнь. Использование нетрадиционных техник дает яркие эмоции. Принадлежность к субкультуре способствует формированию ощущения «элитности». Играя разные роли, личность бессознательно испытывает разные чувства. Желание кем-то управлять, подчинять себе обусловлено тем, что в реальной жизни человеку не доверяют. То есть таким образом он реализует свои потребности.

Если следовать теории Эрика Берна о ролях, то к БДСМ склонны люди, которые мечутся между «родителем» и «ребенком». Подобное поведение дает возможность уйти от давящей иерархии, реализовать потребность меняться ролями.

Шибари — это нормально?

К психологу обращаются с разными вопросами, но иногда случается слышать такое, что не сразу находишь нужные слова и решения. Однако человек пришел за помощью, и, раз взялся за гуж — не говори, что не дюж.

Мой клиент — мужчина чуть меньше пятидесяти. Солидный, манерный, с бегающим взглядом — у меня возникли ассоциации с эпохой 90-х. Я предупредила, что если у него что-то связанное с убийством, то это не ко мне, и я промолчать, утаить не могу — обязана буду рассказать. Клиент улыбнулся и сказал: «Нет, не совсем про это».

Минут пятнадцать он не мог сообразить, как вести себя на приеме у психолога, — все ему было не так и не то. Моя задача — сделать так, чтобы человек смог выразить то, зачем пришел, раз уж решил прийти. И спустя еще двадцать минут мужчина стал рассказывать о себе, а не спрашивать обо мне.

Работает он в хорошем месте, занимает одну из руководящих должностей, живет в достатке, но чего-то как будто не хватает. Все как у людей: поесть вкусно любит, женщин любит, машины хорошие. За границей был, и там ему понравилась «ерунда такая — чтоб связывали»… Я вопросительно посмотрела на него, и он пояснил, что есть такой метод связывания специальными узлами, от чего человеку становится очень хорошо. О чем-то подобном я читала, но, о чем шла речь сейчас, признаюсь, поняла не сразу. Это — шибари (или сибари). Японская техника связывания, своего рода игра с определенными правилами и словами. И моему клиенту, этому дядечке ростом под два метра и в обхвате чуть не в три меня, нравится, когда его связывают. Интересуюсь, что он испытывает в этот момент. Отвечает: «Страсть, удовольствие и боль, и все это смешано». Я заметила, как у него появился румянец на щеках. Затем он стал смотреть в одну точку («Внутренний диалог», — подумала я.) и описывать это ощущение: транс, как будто был в другом месте, — это состояние называют «сабспейс»3. Человек входит в транс от того, что узлы веревки давят на определенные места, точки на теле, и это вызывает большой выброс адреналина в кровь.

Теперь я стала задавать вопросы и разбирать, что доставляет мужчине большее удовольствие — чувство невероятного счастья (от эндорфинов) или ощущение беспомощности, ведь он практически обездвижен, и не слабо. Ему нравилось быть беспомощным, а это уже напоминало отношения «ребенка» и «родителя» (по Э. Берну). Клиент рассказал, что в этот момент он перестает думать о чем-либо вообще. Он отключается, расслабляется, и главное — знает, что его развяжут, то есть самое ценное в этом все-таки уверенность, что тебе освободят руки и ноги.

Я рассудила про себя: этот человек властный, он многим руководит, и его это изматывает, а тут судьбу его как бы решает некто другой, кто связал его, а он сам ничего в этот момент сделать не может. И это обязательно должна быть женщина…

По большому счету, мужчина пришел за объяснением: хорошо ли то, что он делает? Не является ли это психическим отклонением?.. Дальше я работала с детско-родительскими отношениями. Могу сказать, что, если бы в свое время у него не было обид на маму, он не смог бы добиться всего того, что имел сейчас в своей жизни. Стремясь преодолеть зависимость от родителей и доказать им, что ты действительно на многое способен, мы достигаем больших высот.

Ребенок сломался! Отремонтируйте!

Папа привел ко мне сына и спрашивает: «У вас есть какие-нибудь занятия для детей?» — «А что случилось?» — «…В общем, он как будто сломался. Отремонтируйте, пожалуйста!»

Это меня сильно возмутило, но такой запрос — не единичный, их даже не пять в месяц…

Родители просят: «Сделайте что-нибудь! Он раздражает нас и совсем не слушается! Не делает уроки, хнычет, не ест, не спит», — и этот список можно продолжать бесконечно. Вообще, поиск «волшебной кнопки», на которую можно нажать, чтоб ребенок стал удобным, — любимая тема родителей, которые приводят детей сами. И меня это возмущает не только как психолога, но и как маму. Дети, они не могут быть «удобными», они не ломаются, и их нельзя наладить.

За годы практики я выявила для себя несколько категорий родителей:

1. Те, кто по каждому чиху или косому взгляду тащат ребенка к психологу.

2. Те, кто считает, что повлиять на ситуацию нельзя и «а, пускай растет, мы же выросли как-то».

3. Те, кто говорит: «Он был хороший, но вот что-то случилось, он испортился и нужно его «подремонтировать». И — он точно больше не сломается?»

Я не беру таких клиентов, потому что, что бы я ни сделала, как бы ни «отремонтировала», ребенок «сломается». Обязательно! Рядом с такими родителями!

Родители хотят переложить ответственность за воспитание ребенка на кого угодно — на учителей, на бабушек, дедушек, психологов, только бы не на себя. Но ведь наши дети — это лакмусовые бумажки! Если в семье гармония, любовь, доверие и взаимопонимание, то дети у нас растут здоровыми — и психически, и физически — и спокойными. Им не хочется драться, воровать, хулиганить, писать по ночам в кровать или рисовать страшное. А как только в семье что-то не так — ребенок сразу же «ломается».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки психолога Фридман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Подробнее об этой и других техниках смотрите в Приложении к настоящему изданию.

2

От англ. parents — ‘родители’; ситуация, в которой дети, даже малолетние, становятся «родителями» собственных родителей. Следует отличать парентификацию от включенности ребенка в семейные дела — желание отвечать за свой круг обязанностей по дому не признак психологических отклонений.

3

Заимствование из английского сленга, от англ. subspace — ‘подпространство’.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я