Третий рейх – империя на час

Закир Ярани

Третий рейх: общая история гитлеровской Германии и других стран в период оккупации ею, анализ причин установления и падения нацистского режима.

Оглавление

Глава 5

Внутренняя жизнь нацистской Германии. Экономика и промышленный подъем. Общественные организации. Образование и наука. Культура. Религия

В первую очередь национал-социалисты приступили к решению экономических проблем Германии, выведению страны из тяжелейшего кризиса. Для этого, вопреки традиционному европейскому менталитету о праве каждого по своему усмотрению распоряжаться своим трудом и хозяйством, они установили очень строгий государственный контроль над экономикой. Государство развернуло масштабное строительство скоростных автодорог: это не только задействовало множество безработных в общественно полезном труде, но и способствовало дальнейшему экономическому прогрессу, развивая межземельные коммуникации. Параллельно было снижено налогообложение граждан путем введения различных налоговых льгот. Не лишая немецких предпринимателей их предприятий, государство, тем не менее, установило почти тотальный диктат над их деятельностью. Предприниматели, занимавшиеся одной отраслью экономической деятельности, объединялись в так называемую картель. Все картели подчинялись рейхсминистерству экономики, которое в 1934 — 1937 гг. возглавлял банкир Яльмар Шахт, а с ноября 1937 г., в связи с активной подготовкой германской промышленности к будущей войне, Г. Геринг, который уже в январе следующего года передал данный министерский пост экономисту Вальтеру Функу. Вся кредитная система Германии была подчинена государственному Рейхсбанку, который до 1939 г. возглавлялся так же Я. Шахтом, а с января 1939 г. — В. Функом. Нехватка средств в государственном бюджете восполнялась увеличением эмиссии денег, в связи с чем государство установило строгий контроль над ценами и заработной платой. Государственное регулирование производства сельскохозяйственных продуктов и распределением пищевой продукции (с сентября 1939 г. продукты питания стали распределяться по карточкам) осуществляло рейхсминистерство продовольствия и сельского хозяйства, возглавлявшееся на момент окончательного установления нацистской диктатуры Р. Дарре, а с 1942 г. — Г. Бакке.

Несмотря на формальное сохранение права собственности на средства производства, в том числе крупного, правительство Гитлера в весьма рекордные сроки выстроило практически полностью социалистическую экономику, при которой вся промышленность работала на общественные, государственные нужды. Это выгодно отличало в глазах народа национал-социалистов как от немецких социал-демократов, не решившихся на коренное реформирование традиционной экономической системы Германии, ограничение влияния крупной консервативной буржуазии, так и от советских марксистов, после прихода к власти в СССР группировки И. Сталина предпринявших абсолютную национализацию промышленности, что привело к тяжелым перебоям в ее функционировании, и разрушивших сельский предпринимательский класс, следствием чего стал поразивший обширные территории советской страны в 1932 — 1933 гг. катастрофический голод.

Национал-социалисты, считая предпринимательство естественным и социально полезным явлением, были, однако, противниками свободной экономической конкуренции, считая, что она подрывает единство нации. В нацистском государстве предприниматели рассматривались как «вожди трудового коллектива», то есть, работники и работодатели считались единым производственным обществом, занятым одним делом на национальное благо. В связи с этим правительство Гитлера упразднило профессиональные союзы, вместо них учредив единый Немецкий трудовой фронт (Deutsche Arbeitsfront, DAF), в который вошли и предприниматели, и их работники. Его возглавил доктор философии Роберт Лей. Председатели распущенных профсоюзов, занимавшие слишком радикальные позиции и требовавшие больших ограничений прав предпринимателей, по его указанию были арестованы.

Трудовой фронт подразделялся на ряд общественных организаций, курировавших определенные отрасли трудовых отношений: организацию досуга и отдыха трудящихся («Сила через радость», являвшаяся также крупнейшим туристическим оператором страны), социальное устройство, охрану здоровья трудящихся, управление предприятиями, строительством, юридическую консультацию и др.

Немецкий трудовой фронт учредил некоторые новые промышленные предприятия, в том числе ныне всемирно известный концерн «Фольксваген» («Volkswagen», т.е. «народный автомобиль»), по личной инициативе Гитлера выпустивший первые автомобили новой марки — дешевые, но при этом прочные и надежные, как гражданских, так и военных образцов. Главным конструктором первых автомобилей «Фольксваген», а затем — и многих образцов военной техники Германии (в том числе танков «Тигр», самоходной артиллерийской установки «Фердинанд») был инженер, когда-то начинавший карьеру простым жестянщиком в отцовской мастерской, Фердинанд Порше.

Нацистское государство стало собственником многих промышленных предприятий, часть которых учредило само, но большинство конфисковало у промышленников-евреев в процессе «ариизации». Из конфискованных предприятий в 1937 г., во время активной подготовки Германии к началу войны, был создан мощный государственный концерн «Герман Геринг Верке». В ходе войны в этот концерн включались промышленные предприятия, реквизированные или учрежденные германскими властями на оккупированных территориях. На нем в период его расцвета работало около 600 тыс. человек и выплавлялось 7,29 млн. т. стали в год.

Готовить экономику к войне с тем, чтобы новые военные действия не слишком сказывались на благосостоянии немецкого народа, нацисты усиленно начали с 1936 г., когда был разработан четырехлетний план развития военной промышленности. Г. Геринг был назначен уполномоченным по осуществлению этого плана, в связи с чем ему фактически оказалась подчинена вся экономическая жизнь Германии, в том числе под его верховным началом действовало рейхсминистерство экономики.

Не все, конечно, шло гладко на волне немецкого технического и промышленного прогресса. 6 мая 1937 г. не только Германию, но и весь мир потрясла катастрофа осуществлявшего международные перелеты немецкого пассажирского дирижабля «Гинденбург», по до конца не выясненным причинам загоревшегося и упавшего во время посадки в американском городе Манчестер-Тауншип штата Нью-Джерси. Погибли 36 человек, 61 получили ранения. На то время дирижабль «Гинденбург» был крупнейшим воздушным судном; его крушение вызвало резкое уменьшение, а потом и полное прекращение производства дирижаблей во всех странах, где они выпускались.

26 июня 1935 г. был принят закон о трудовой повинности. Все трудоспособные граждане Германии мужского пола в возрасте от 19 до 25 лет должны были ежегодно собираться в трудовых лагерях и в течение шести месяцев трудиться на государственных работах, чаще всего — в сельском хозяйстве. С началом Второй Мировой войны эта обязанность была распространена и на девушек. Организацией трудовой деятельности в рамках указанной повинности занималась Имперская служба труда (Reichsarbeitsdienst, RAD), возглавляемая штурмовиком Константином Хирлем.

В годы Второй Мировой войны все большую роль в экономике Третьего рейха играл мобилизационный труд населения оккупированных территорий, в том числе вывезенных в рамках трудовой повинности из родных стран рабочих (особенно большое количество населения — так называемых остарбайтеров (буквально: «восточных работников») было вывезено с оккупированных территорий СССР, прежде всего, из Украины), военнопленных, а также заключенных концентрационных лагерей.

Подчинение всей экономики, трудовых ресурсов оккупированных стран германским военным интересам позволяло нацистским властям в большой степени снизить экономическую нагрузку собственно на Германию, в связи с чем большинство немцев, в самом деле, долгое время не замечало военных тягот и первую половину военных лет продолжало вести привычную повседневную жизнь.

Строгим регулированием экономики, слиянием частного предпринимательства с командной государственной системой национал-социалистическому правительству удалось в удивительно короткие сроки выправить бедственную экономическую ситуацию, в которой пребывала Германия в связи с Великой депрессией. В 1935 г. промышленное производство страны уже достигло докризисного уровня, к 1939 г. — уже далеко его превзошло. Если в 1933 г., когда нацисты пришли к власти, в Германии насчитывалось около 6 млн. безработных, то в 1938 г. их осталось менее 430 тыс. Уже с 1933 г. государство стало выдавать беспроцентные ссуды молодоженам на обзаведение семейным хозяйством, а впоследствии — списывать их в зависимости от рождения детей (с каждым рожденным ребенком семье списывалась четверть займа). В результате в стране резко выросла рождаемость. Нацисты даже разрабатывали проект учреждения как бы «профессии» рожениц: предполагалось создать в стране штат здоровых, сильных женщин, «чистых» в расовом отношении, которые должны были по государственному заказу рожать «арийских» детей, при этом не вступая в брак. Однако реализован этот проект так и не был.

Государство охватывало население различными массовыми организациями, которые позволяли не только НСДАП осуществлять тотальный контроль над немецким народом, но и каждому гражданину чувствовать себя нужным, полезным членом общества, полноценной частью нации. Массовые организации не только вовлекали население в реализации политических планов нацистов, но и оказывали ему социальную поддержку, организовывали его досуг, оздоровление, культурный отдых. Немецкий трудовой фронт задействовал 23 млн. человек, Гитлерюгенд — свыше 8 млн. По всей стране возводились колоссальные архитектурные сооружения, скульптуры, символизирующие величие немецкой нации, созидательное совершенство арийской расы. Иногда устраивались торжественные представления с участием обнаженных артистов и артисток, демонстрировавших физическую ловкость и телесную гармонию. По всякому поводу организовывались пышные празднования, парады, шествия, подчеркивавшие силу нации как единого организма.

Общая жизнь нацистской страны выглядела как бесконечная череда торжеств и праздников на фоне упорного и самоотверженного труда братских коллективов. Каждый немец, не стоявший в оппозиции к нацистам, делал свою работу с осознанием, что его труд идет на благо всей нации, а значит, и его собственное, т.е., как будто трудились на своем личном хозяйстве члены одной семьи. Столь эффективная социальная политика НСДАП вызывала как никогда ранее сильную симпатию к ней немецкого народа, побуждала немцев идти ей навстречу, разделять нацистские взгляды и самоотверженно способствовать укреплению власти национал-социалистов, реализации их политических планов, возвышению политической мощи Германии. Многим казалось, что свершился триумф, к которому в течение веков и тысячелетий шли сквозь тернии немецкий народ, германцы, арийцы, что наступило некое подобие тысячелетнего царства, и нация, очищенная от внутренних врагов, готова приступить к борьбе за принадлежащее ей по праву господство над остальным миром. Все больше людей воспринимало Гитлера как некоего «мессию», которому суждено было сделать решительный шаг и вывести нацию к этому великому триумфу.

Пронацистские настроения, распространявшиеся в народе, активно поддерживались и разогревались официальной пропагандой на всех уровнях. 13 марта 1933 г. рейхсминистром пропаганды и народного просвещения был назначен Й. Геббельс, имя которого впоследствии стало нарицательным для обозначения беспринципного оратора и пропагандиста, умеющего все черное представить в белом цвете. Его рейхсминистерству были подчинены печать и радио. Люди свободного творчества: писатели, художники, скульпторы, композиторы, тоже были обязаны выпускать только те произведения, которые служили интересам национал-социализма. Произведения, противоречащие идеологии НСДАП, запрещались и уничтожались. Все немцы, считающие себя верными своей нации, должны были участвовать во всех организованных партией митингах, публичных торжествах, а уклоняющиеся попадали под пристальный взгляд нацистских органов политической безопасности как подозреваемые в связях с ушедшей в подполье оппозицией.

Культивировалось обращение немцев друг к другу словом «фольксгеноссе (Volksgenosse)», буквально: «народный товарищ, товарищ по нации». Оно восходит к обычаю сторонников левых движений обращаться друг к другу подчеркивающим общественное равенство словом «товарищ» (нем. «Genosse»). Приставка «Volks-” использовалась для отличия от обращения друг к другу коммунистов. Также это слово употреблялось как термин, обозначающий кровного немца или, вообще, «арийца». Члены НСДАП обращались друг к другу словом «партайгеноссе (Parteigenosse)», то есть, «партийный товарищ, товарищ по партии».

Экономический рост, стремление государственных руководителей доказать всему миру превосходство немецкой нации, подготовка к будущей новой войне за передел влияния на планете способствовали бурному развитию в нацистской Германии науки, культуры, спорта. В 1934 г. было учреждено рейхсминистерство науки, воспитания и народного образования, которое возглавил Бернхард Руст, гауляйтер Южного Ганновера и Брауншвейга. В Германии была усилена разработка собственных передовых технологий производства, связи, медицинской терапии. Было завершено создание электронного микроскопа, дающего увеличение в сотни тысяч раз, начался выпуск искусственного волокна, была разработана технология обогащения железной руды, изготовления многослойных цветных фотографий, активно велись работы по учреждению в Германии общественного телевидения. Именно в нацистской Германии профессором О. Ганом было открыто явление распада атомного ядра, а затем — деление уранового ядра, что положило начало разработкам по практическому использованию атомной энергии. В Германии же в годы руководства национал-социалистов было завершено изобретение магнитной звукозаписи.

Больше, однако, технических прорывов наука Третьего рейха сделала в области военной индустрии, особенно во время Второй Мировой войны. Подготовку к будущей войне Германия поначалу вела достаточно скрытно, в рамках секретности, поскольку это было нарушением Версальского договора, но затем, чувствуя нерешительность и нежелание воевать держав-победительниц, все более открыто. Помимо совершенствования оружия и бронетехники уже существовавших ранее видов, военно-промышленные предприятия нацистской Германии начали выпуск первых штурмовых орудий, кумулятивных снарядов (в которых взрывная волна направляется всей мощью в конкретно заданном направлении), первых имевших реальное применение на поле боя автоматов (штурмовых винтовок) современного типа. Начался массовый выпуск изобретенной давно, но до Второй Мировой войны мало применявшейся реактивной артиллерии (система залпового огня Nebelwerfer), в конце войны — первых противотанковых управляемых ракет, воздушных ракет, баллистических ракет дальнего действия «Фау» (V от «Vergeltungswaffe — оружие возмездия»), уже намечалось принятие на вооружение зенитных ракет. Впоследствии на базе разработанных в Германии баллистических ракет были созданы первые космические ракеты.

В нацистской Германии были впервые выпущены и с середины войны впервые же применены на практике реактивные истребители и самолеты-разведчики. Германская военная авиация во время Второй Мировой войны первой практически стала применять катапультируемые кресла для покидания летчиками подбитых самолетов. Также в нацистской Германии была разработана, хотя так и не успела попасть на вооружение, первая револьверная пушка Mauser MG 213, по образцу которой позднее создавались авиационные пушки в Великобритании, Франции, США. В 1936 г. было изобретено нервно-паралитическое отравляющее вещество табун, в 1939 г. — зарин, однако химическое оружие во Второй Мировой войне, по официальным данным, никем не применялось.

Естественные и гуманитарные науки в Третьем рейхе находились под строгим идеологическим регламентом. История, социология должны были преподносить все события прошлого, общественные явления с позиции национал-социализма с его расовым и коллективистским учением. Биологи занимались изысканиями в области определения степени «расовой чистоты» человека по анатомическим признакам. Внимание уделялось цвету волос, глаз и кожи, строению скелета, форме черепа. В национал-социалистической Германии с первоначальной целью именно обосновать необходимость борьбы и созидательного труда с биологической точки зрения была основана Конрадом Лоренцом этология — наука о поведении животных в естественной среде обитания. Сравнивая анатомию и поведение домашних животных и их диких предков, К. Лоренц утверждал, что отсутствие борьбы за выживание с течением поколений приводит к определенной деградации биологического вида, ухудшению его анатомических характеристик и упрощению инстинктов. Несмотря на выраженную идеологическую направленность ранней этологии, К. Лоренц сделал ряд важных наблюдений относительно инстинктов и мировосприятия животных, что способствовало дальнейшему развитию науки и ее распространению в мире.

Воспитатели, учителя, преподаватели Германии с приходом к власти НСДАП были объединены в созданный еще в 1927 г. разделявшими взгляды национал-социалистов педагогами Национал-социалистический союз учителей. С 1936 г. он на корпоративных правах вошел в более массовую профессиональную организацию «Сила через радость». Национал-социалистический союз учителей и Гитлерюгенд активно занимались разработкой для германских учебных заведений новой единой образовательной программы, однако из-за отсутствия четко отлаженного административного регулирования образования в масштабах всей страны, большого количества негосударственных школ, затем — существенной нагрузки на партийный и государственный аппарат в связи с начавшейся Второй Мировой войной, эти планы не были реализованы полностью. Предполагалось подчинить образовательную систему строгому единоначалию и педагогической иерархии, изгнать из нее доставшиеся от Веймарской республики либерализм, свободу преподавательской деятельности, в которых нацисты видели рассадник подрывающего единство и порядок в нации вольнодумства. Воспитанники учебных заведений должны были привыкать беспрекословно слушаться своих руководителей, направлять свои силы и способности на общие, полезные для всех интересы, строго следовать установленному порядку.

В 30-е гг. в школах было введено изучение формирующих национал-социалистическое миропонимание предметов, например, «Генетики и расовой теории» (1935). Сокращалось число классических гимназий, а реальные гимназии и высшие реальные училища в 1937 г. были преобразованы в средние школы. С 1937 г. в связи с необходимостью ускоренного выпуска молодых людей для службы в армии и зачисления в высшие учебные заведения, готовившие требовавшихся бурным экономическим и научно-техническим развитием специалистов, полный курс среднего образования для мальчиков был сокращен с 13 до 12 лет. Девочки с 1940 г. тоже получили возможность досрочной сдачи экзамена на аттестат зрелости. Однако, с 1941 г. был увеличен обязательный курс среднего образования — вместо прежних шести лет были введены восемь. Учреждения, дававшие начальное восьмилетнее образование, назывались народными школами и были организованы на базе городских школ, полученные в которых знания позволяли выпускнику перейти в старший класс и завершить полное среднее образование или же овладеть ремесленной профессией. С пятого класса народной школы мальчики и девочки обучались раздельно, так как мальчиков затем больше подготавливали к мужским профессиям, усиленно обучали немецкому языку и немецкой культуре, естественным наукам, а девочек — к ведению домашнего хозяйства.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Третий рейх – империя на час предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я