Словарь символики сновидений

Жорж Ромэ, 2003

Жорж Ромэ в течение более тридцати лет слушает рассказы о сновидениях своих пациентов в рамках терапии методом «свободного сна наяву», расшифровывает «лексику» и «грамматику» символического языка, чтобы понять их терапевтическую силу. Книга содержит перечень и символический анализ образов, наиболее часто порождаемых воображением сновидца. Она является незаменимым помощником не только для психотерапевтов, но и для любого читателя, желающего раскрыть смысл своих наиболее интимных сновидений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь символики сновидений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А
В

Б

Бабочка

Один и тот же греческий термин обозначает и душу и бабочку. Апулей[22] во втором веке сочинил легенду о Психее — молодой девушке несравненной красоты, в которую был влюблен Эрос и наделенную крыльями бабочки. Основываясь на данной легенде, все современные интерпретации рассматривают этих чешуекрылых в качестве символа души, то есть символа анимы и, следовательно, воображения. Каким образом некая свободно созданная концепция, результат устрашающей силы метаморфозы, может быть заключена в рамки четко определимого образа? Это напоминает попытку изобразить дым с помощью материального объекта! Вполне правдоподобно, что ангел появляется в христианских изображениях начиная с римских времен, чтобы заменить собой очень распространенную фигуру Психеи. В современных сновидениях часто соединяются образы ангела и бабочки.

Переход от исходного низшего состояния личинки к эфемерной славе прекрасного совершенного насекомого в первую очередь подразумевает идею метаморфозы. Гусеница, становящаяся бабочкой, навевает мечты о волшебном преображении и поддерживает сопротивление аналитическому усилию. Обычно позитивное действие образа может быть частично ослаблено за счет ожидания магического разрешения психологической проблемы.

На балу неврозов бабочка выступает одним из главных персонажей. Одетая в праздничный наряд, она выставляет напоказ свое многоцветное сияние, чтобы скрыть желание сновидящего обнаружить правду о себе. Дьявол — обманщик и ведьма — его прислужница. Она является одной из наиболее устойчивых ассоциаций с образом бабочки. Сновидения подтверждают назначение этого символа изображать нематериальную часть человека. В некоторых сновидениях она символизирует пробуждение Психеи, самореализацию души. Однако таких сновидений немного. Полет бабочки — это тяжелый[23] полет. Полет, который колеблется в выборе между небом и землей и отражает психику, находящуюся перед дилеммой — желанием подлинной самореализации и привязанностью к ценностям, породившим психологический дискомфорт. Легкая душа — это душа, которая больше не совершает сделок со своей совестью. Поэтому появление бабочки можно рассматривать, прежде всего, как изображение отягощенной души. Возможно поэтому почти все мифы приговаривают ее к сожжению крыльев очищающим огнем[24]? В качестве ангела она может побуждать сновидящего порвать с отягощающими его земными привязанностями, но может опустить на землю психику, слишком возбужденную своими рефлексами сублимации, а также может символизировать умершего близкого.

Бабушка

Хотя мы не хотим оскорбить нежные воспоминания детства (если таковые существуют), приходится признать, что динамика сновидений подобных воспоминаний не признает. Когда сновидящий упоминает бабушку, то сновидение незамедлительно снабжает его образом старой женщины, постепенно превращающимся в образ ведьмы. Такое положение вещей представляется жестоким, но его невозможно избежать. В воображении бабушка соседствует со смертью. Непосредственно присутствуя в 35 % сновидений с бабушкой, смерть — это единственная ассоциация с данным персонажем, если мы исключим мать и отца, образы которых непосредственно коррелируют с образами дедушки и бабушки.

Терапевт, ищущий наиболее правильную интерпретацию сновидений, при встрече с этим образом должен внимательно изучить ситуацию его появления. Если бабушка появляется рядом с дедушкой, то есть основание предполагать, что данный символ указывает на необходимость анализа трудностей идентификации, более или менее акцентированных в зависимости от построения квартета дедушек и бабушек. Когда же бабушка появляется изолированно от дедушки или же когда она явно держится в сновидении вдали от него, то ее образ почти всегда отсылает нас к чувству или страху[25] кастрации, а также к страху смерти.

Обычно впечатляющие сцены сновидений, в которых появляется бабушка, должны рассматриваться не как сигнал тревоги, а как естественное проявление динамики воображения. Когда бабушка вмешивается в сценарий четвертого или пятого сеанса терапии свободными сновидениями наяву, окруженная многочисленными образами злоключений, обид или болезненных воспоминаний, связанных с нарушением запретов, то это следует интерпретировать как некий ритуал, свидетельствующий об устранении запретов, приобретенных в период полового созревания. Не следует забывать, что бабушка возникает, прежде всего, в сновидениях женщин и что за образом старой женщины-колдуньи часто скрыт образ матери-соперницы. Редкие появления доброй бабушки очень интересны. В подобных случаях достаточно легко определить роль, которую она выполняет в жизни пациента.

Барабан

Находясь между адским шумом и божественной музыкой, между примитивными инстинктами и душой, барабанная дробь выступает свидетелем первого жизненного усилия проявиться на фоне слепой материи. В сновидении этот инструмент сохраняет на себе отпечаток воспоминаний о воинском долге, ранении, страдании. Его голос набирает силу, отзываясь в теле, он выражает потребности сердца, он еще не знает, что извещает о рождении разума. Стук барабана, зовущего солдата[26] пролить кровь, является искаженным эхом биения сердца, заставляющего пульсировать кровь, необходимую для жизни.

Барабанная дробь отличается от простого шума, подчиняя звук законам повторения и ритма. Регулярный ритм, ускоренный ритм, нарушенный ритм заставляет заново переживать восприятие младенцем биения материнского сердца в период утробного развития. Когда барабанная дробь звучит в сновидении, она выражает притязания сердца, то есть старается реабилитировать подавленные естественные[27] чувства. Когда в онейроидных джунглях звучит тамтам, он подтверждает справедливость подобной интерпретации.

Не обладая способностью модуляции звука, обладая лишь возможностью изменения ритма, барабанная дробь и звук тамтама не могут называться музыкой. Однако их способность задавать темп выступает в качестве структуры звучания подобно сердцу, которое инициирует гармонию души.

Баран

Баран в сновидении имеет определенную религиозную коннотацию, однако более глубокое изучение позволяет утверждать, что это — вторичное значение символа, одна из функций которого состоит в сокрытии его основного смысла. Воображаемый баран говорит о дороге. Почти во всех сновидениях он ассоциируется со словами путь, дорога, направление, переход. Баран — это один из неизменных спутников мудрого старца, особенно когда этот последний появляется в образе пастуха или пастыря. Пасторальный аспект этой группы символов усилен еще одной ассоциацией — палкой. Часто это пастуший посох, но иногда и епископский жезл. Тем самым естественно соединяются психологический и религиозный аспекты символа.

Баран в сновидении всегда появляется в момент активации динамики психического изменения. Он предлагает пуститься в путь, доверчиво продвигаться вперед. Он не предлагает какую-то задачу, а лишь направление, он не определяет некую конечную цель, а лишь движение. Он не показывает то, что нельзя предвидеть, но сообщает о радости[28] доверчивого продвижения вперед, в непредсказуемое. Он без колебаний признает за собой амбивалентность невинности. Он идет вперед. Он идет вперед, без конкретных намерений, бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Он идет навстречу судьбе, с открытыми глазами, соглашаясь на смерть, потому, что знает: позволив умереть тому, кто он есть, означает также позволить родиться тому, кем он станет. При всех упоминаниях барана магия сновидения обнаруживает присутствие огромной надежды, данной принесенным в жертву Христом. Всякий пациент, видящий образ барана, входит в динамику разрешения конфликтов и психического обновления.

Баран знает, что невинность представляет опасность лишь для того, кто использует ее в качестве средства контроля своей судьбы. Он предлагает приютившей его душе неограниченную власть: ту, которая ее ожидает по другую сторону, которая требует преодоления порога, дающего доступ к свободе бытия. Оболочка, сотканная из внешних видимостей, из противоречащих смыслу жизни устремлений, лопается, возвращая сновидящему свободу, которая ждала его в бесконечных пространствах простоты, искренности, невинности и любви. Отказаться от системы оправданий, навязанной психологическими защитами, — это значит принести жертву. Жертва напоминает нам о священных символах. Божественный агнец приносится в жертву, чтобы искупить мирские грехи. Образ барана в сновидении выполняет более скромную функцию: он важен тем, что открывает путь новых возможностей.

Башня

Башня воплощает синтез двух подходов, которые мы предлагаем для интерпретации этого символа: пересмотр системы психологической защиты и постоянное восстановление равновесия между небесными устремлениями и реальными земными потребностями.

Башня является одним из тех онейроидных образов, которые с наибольшей очевидностью символизируют длительное возведение системы психологической самозащиты. Наложение друг на друга тысячи и одного интеллектуального аргумента создает высокомерную самонадеянную конструкцию, тем более хрупкую, чем больше она устремлена ввысь. Подобно Вавилонской башне, подобно карте таро[29], башня[30] в сновидении неизбежно обречена на разрушение. Она претендует на то, чтобы быть дверью, ведущей на небо, и с невинным видом демонстрирует отказ от земных занятий. Невозможно построить возвышенность. Она создается сопряжением усилий души и разума. На языке образов башня и колодец имеют одно и то же происхождение — воду, то есть аниму. Башня выставляет напоказ ошибку, состоящую в смешении интеллектуальных рассуждений с вдохновением. Колодец указывает сновидящей или сновидящему на необходимость спуска в глубину их самих.

Видя образ башни, терапевт должен ориентировать свою интерпретацию по двум основным направлениям. Первое покажет ему усталость сновидящего, вызванную постоянным усилием сохранения видимости, изношенность его маски. Ему следует поддержать пациента в желании разрушить стесняющую его защитную психологическую конструкцию. Рушащаяся башня не означает конец мира, она создает новые силы[31] первого дня его созидания. Второе направление интерпретации касается основной задачи всякого человека, которая заставляет его отдаться всей душой выполнению своего земного предназначения, не позволяя себе отвлекаться на ностальгические устремления в небеса, от которых это предназначение берет свое начало. Дорога на небеса проходит по земле, и тот, кто пытается сократить свой путь, рискует заблудиться. Сновидящий осознает это, когда башня разрушается…

Белка

Проворная, ускользающая, неуловимая белка — этот неутомимый прыгун, украшенный пышным рыжим хвостом, этот трогательный грызун, — принадлежит ли он небу или земле? В воображении белка неотделима от дерева. Она — воплощение его разума, а также сердца! Сновидящий, которому привиделся образ белки, не делает различия между этим зверьком и сердцем растительного мира. Неуловимый летун становится живым органом, обеспечивающим продвижение жизненного сока растения от корней к листве, от ветки к ветке. Белка олицетворяет собой свободную передачу нервного импульса внутри нервных структур мозга, освобожденного от тормозящих запретных зон. Вездесущая, быстро мелькающая, подобно молнии, белка — это чудо жизнеутверждения, носитель новых идей, символ психики в процессе постоянного творчества. Поэтому бесполезно задавать вопрос, принадлежит ли она небу или земле! Она везде! Она — вездесущность разума! Этот символ черпает из корней деревьев, то есть из древнейших нейрональных структур, силу[32], которую он вкладывает (чтобы не сказать распыляет) в тысячу возможных направлений личностного развития. Из этого порыва, освобожденного от ограничений интеллектуальных схем, вырастут будущие новые ветви. Белка, перелетающая с ветки на ветку, от листвы к корням, с земли на верхушку дерева, представляет не только энтропию, как можно было бы думать. Она — чистое выражение динамики эволюции, которая породила все формы жизни.

Интерпретатор сновидений должен помнить, что белка является не только образом, сопровождающим психические изменения. Она — драгоценный свидетель исчезновения важных зон нейронального торможения, показатель обретенной свободы самовыражения. Она обещает будущую психическую эволюцию и подтверждает, что условия для этой эволюции уже существуют.

Белоснежка

На фестивале сновидений Белоснежка пользуется большой популярностью. Она является одним из привлекательных персонажей, вокруг которого сосредоточено большое количество символов. Среди ее спутников особенно часто фигурируют лань, фея, ведьма, гномы, белый и красный цвета, буря, поляна, гриб, а также Мадонна[33], которая несколько отличается от других символов.

Если бы единственной функцией появления в сновидении данного персонажа было помочь пациентке заново пережить положительным образом тот деликатный период, когда она становится женщиной, то этот образ появлялся бы только у женщин. Однако на деле он с такой же частотой появляется в сновидениях мужчин. Очевидно, что Белоснежка, как и все другие образы, представляющие ядерные структуры психики, влечет за собой целую сеть возможной символики, в рамках которой необходимо определять доминантные значения для каждого конкретного сновидения. Белоснежка находится на пороге волшебного мира. Если Белоснежка из сказки несомненно является молодой девушкой, достигшей половой зрелости, то персонаж из фильма Уолта Диснея в своих взаимоотношениях с гномами занимает отчасти материнскую позицию. Гномы, безусловно, дают приют Белоснежке и защищают ее, но по отношению к ним молодая девушка играет роль матери, управляющей домом. Взаимосвязи, наблюдаемые в процессе терапии свободным сном наяву, с очевидностью устанавливают ассоциативную связь между Белоснежкой и наиболее важными символами, представляющими мать и аниму. Лань, луна, фея, ведьма, Мадонна — все эти символы одновременно представляют мать и женскую составляющую.

Белоснежка особенно часто ассоциируется с противопоставлением белого и красного цветов. Менструальное кровотечение[34] и белоснежная девственность, плодовитость и бесплодие — здесь можно с легкостью повторить все то, что написано по поводу психического смятения, испытываемого молодой девушкой, превращающейся в женщину. Но необходимо помнить, что мужчины в такой же степени чувствительны к противопоставлению этих двух цветов. В период волнения, вызванного половым созреванием, данный символ вынуждает к сопоставлению белого и красного, пассивности и участия, сдержанности и увлеченности, губительного холода и несущей жизнь крови. Белоснежка может пригласить сновидящего в волшебный круговорот образов и поднять успокаивающий занавес внешних обличий. Белоснежка может представлять образ матери и/или анимы. Образ Белоснежки может освежить в памяти пациентки период полового созревания. Белоснежка может подтолкнуть пациента-мужчину к отказу от защитной негибкости на пути к его психической самореализации… В момент интерпретации необходимо внимательно изучить обстоятельства сновидения, в рамках которых появляется данная героиня, чтобы правильно выбрать то или иное объяснение.

Белый цвет

Онейроидный белый цвет неизбежно ослепляющий. Матовый или блестящий, светящийся или мертвенно-бледный, он всегда будет некоей абстракцией, в которой исчезают все зрительные ориентиры. Мир предстает взгляду в трех планах: цвета, формы и движения. Цвета — это сама жизнь. Белый — это не цвет. Это некий результат, некое неопределимое пространство, в котором оттенки спектра умирают, сливаясь воедино, где формы исчезают, соединяясь, где движение замедляется и теряется в бесконечности. Белый цвет считается исходной точкой, созидательным началом, светом, в котором сосредоточена вся вселенная. В перспективе самореализации белый цвет является мертвой точкой! Терапевт встречает белый цвет в каждом втором сновидении. Не стоит анализировать этот символ, когда он появляется случайно. Однако остается 35 % сновидений, где белый цвет требует специального внимания.

Навязчивый белый цвет всегда созвучен с некоей мертвой зоной психики. Он в первую очередь означает замораживание, застывание, неподвижность, изоляцию, стерильность, отстраненность от жизни. Безусловно, в позитивном смысле он может означать невинность, чистоту и даже возвышенность, но он всегда оставляет место для подозрения: эти достоинства чаще всего пребывают в форме устремлений или маски, за которыми скрывается отказ от полноценной жизни. Белый свет, ослепительный свет, лучистый белый цвет, ослепляющая белизна — все это проявления непереносимого для живого сознания совершенства. Приближаясь к этой ослепляющей законченности, человек берет на себя риск потеряться в безмерности, но это также способ испытать чувство завершенности.

Белый цвет — это еще и цвет загробной жизни. Жизни внеземной, но также и внеличностной. Это цвет порога. Он обозначает пространство для перемещения фантомов, посредников между разными мирами. Он открывает возможность нового отношения к умершим. Белый цвет и белый свет участвуют в многочисленных динамических онейроидных процессах. Они могут свидетельствовать о невыносимости психологической ситуации пациента, скованного в своей изоляции от мира под маской сознательного выбора сохранить свою невинность. Они могут, как вспышка молнии, возродить душу человека, который запретил себе жить после смерти кого-то близкого. Они могут рассеять экзистенциальную тревогу[35] или способствовать ее уменьшению. Они, наконец, могут предложить утомленной душе успокоение последней надежды. Они могут способствовать осознанию скрытых «потемок»[36] души. При интерпретации психотерапевт должен с особым вниманием рассматривать контекст сновидения, в котором появляется этот символ. Если белый цвет является единственным активным цветом в сценарии сновидения, то следует учитывать факторы, описанные в данной статье. Если же он сочетается с синим, черным или красным, то следует обратиться к статьям, описывающим значение сочетания белого с одним из этих трех цветов.

Белый и красный цвета

Белый и красный цвета, встречающиеся в одном сновидении, являются символами, наиболее богатыми по своему значению. Они выражают одну из наиболее сильных антиномий, с которой может столкнуться человек, не надеясь при этом достигнуть более или менее длительной гармонии. Когда появляется сочетание белого и красного цветов, то это может означать резкую конфронтацию на психическом уровне двух наиболее фундаментальных жизненных противоположностей. Белый и красный говорят о невинности и страсти, о девственности и опытности, о застывании и движении, о снеге и о крови, о принципе и о воплощении. Белый цвет отражает сдержанную эмоцию, поиск чистоты как психологической защиты; красный цвет воплощает вовлеченность, причастность, активное отношение к жизни, участие в водовороте упований и страданий, наличие влечений.

Когда два цвета появляются вместе, они всегда являются сигналом запуска процесса психического изменения. Либо они способствуют гармонизации духовных устремлений и мирских желаний (задача трудная, но необходимая), либо они способствуют устранению последствий комплекса Эдипа, или же, наконец, они выступают в качестве поддержки процесса уничтожения страха кастрации. Необходимо принимать во внимание эти различные значения символов во время их интерпретации. Если речь идет о гармонизации ценностных ориентаций, то важно помочь пациенту это понять. Если же образы отсылают нас к комплексу Эдипа, то обычно они достаточно прямо определяют происходящие психические изменения. Если речь идет о пятом или шестом сеансах терапии свободным сном наяву с пациентом-мужчиной, то есть все основания считать, что белый и красный цвета связаны с восстановлением в памяти тягостных воспоминаний пубертатного периода: нарушенные запреты, смерть близких, несчастные случаи, мастурбация и т. д. В таком случае эти образы несут в самих себе силу излечения, и поэтому нет нужды их интерпретировать.

Бесконечность

Чтобы достигнуть концептуального уровня, на котором возможно осуществить новую связь пространства и времени, математической мысли пришлось ждать начала ХХ века. Простая, а затем общая теория относительности открыли потрясающие перспективы для физической науки. Сновидение является скромным провозвестником этого открытия, ибо всегда поддерживает столь свободные пространственно-временные отношения, которые интеллект мог бы назвать относительность дерзкая. Эта свобода воображения в отношении измерения пространства и времени является одним из фундаментальных отличий его от рационального мышления, нуждающегося в ориентирах. Интеллект сформировался в рамках измеряемого пространства и времени. Будучи зависимым от созданных им ориентиров, он не может, не ощущая головокружения, приблизиться к понятиям бесконечности и вечности. Воображение пребывает в мире, где пространственная эластичность и временная гибкость естественным образом вездесущи.

Кто решится на определение бесконечности? Попытки разума осуществить это вызывают головокружение и чувство бессилия. Сущностью сновидения является способность игнорировать формальную логику. Его пространство неограниченно, и ему нравятся анахронизмы. Коль скоро динамика воображения уносит сновидящего в бесконечность, то не для того, чтобы он встретил ужас[37] Пустоты, но для того, чтобы примирить его с тайной будущего, которое нельзя предвидеть. Бесконечность в сновидении позволяет пережить некий опыт. Он указывает на непостижимость завершения пути, начатого в животе матери. Почувствовать бесконечность — это значит согласиться на встречу с самим собой, на встречу с тем, чего мы о себе еще не знаем, на встречу с неизвестным, со всевозможным. Бесконечность — это не победа разума, а благодать любви.

Терапевт — свидетель онейроидного сценария, в котором сновидящий или сновидящая переживают опыт бесконечности, — не должен ограничивать свою интерпретацию указанием на очевидные проявления тревоги перед лицом небытия. Он может быть уверен, что присутствует при разрешении некоего парадокса: разрывая свою связь с прошлым, которое защищало его от страха перед будущим, с доверием полагаясь на судьбу, пациент улучшает тем самым свою приспособленность к объективному миру.

Богородица или Мадонна с младенцем

Не стоит отрицать религиозную коннотацию данного образа. Ортодоксальный католицизм не смог противостоять истовости религиозного чувства, возбуждаемого образом, продолжающим античные представления о сущности материнства и женственности. Давление догматических идей, стремящихся навязать мужские ценности Святой Троицы, было и поощрением к восстановлению сизигии[38] и подкреплением общественной потребности считать Деву Марию олицетворением христианской души.

Мы лишили бы данный символ жизненно важной части его сущности, если бы отказались от рассмотрения его в качестве наивысшей степени выражения анимы, наиболее отдаленной от земных устремлений. Дева Мария с очевидностью причастна к символике всех известных богинь-матерей. Но эти богини также воплощают собой землю — вещество, материю. Дева — это земля, в которой рождается дитя — надежда.

Царица неба, Дева приглашает сновидящего или сновидящую спуститься на землю. Дева Мария — это, прежде всего, мать. Она находится в той зоне воображаемого, где небо открывается, когда земное страдание становится слишком тяжелым[39], и где земля зовет к себе тех, кто заблудился в чрезмерной сублимации. Богоматерь играет роль посредника. Она появляется тогда, когда сновидящая или сновидящий испытывают потребность исправить свои отношения с земной матерью. Интерпретатора сновидения всегда прельщает объяснение символа Девы Марии как выражения высшего уровня анимы. Отчасти он будет прав. Однако интерпретация образа Богородицы как сублимированного выражения матери сновидящего или сновидящей будет наиболее правильной. С такой точки зрения он сможет обнаружить то, что скрыто в самой глубине сценария сновидения и что, без сомнения, связано с отношениями матери и ребенка — ребенка, которым каждый из нас остается в своем отношении к образу матери.

Бог Отец

Когда терапевт является свидетелем антропоморфного упоминания Бога Отца, он иногда склонен недооценивать эти наивные образы. Будь то лицо разгневанного старца[40], изрекающего проклятия среди бушующего грозового неба, или же благодушная фигура улыбающегося в седую бороду патриарха, было бы слишком просто приписать эти образы влиянию древних религиозных изображений. Пренебречь интерпретацией символа из-за его наивного изображения означает изменить долгу перед истиной.

В словаре сновидений Бог, Бог Отец являются законченной цепочкой ассоциаций, ведущей от отца земного к Отцу небесному. Отец, король, мудрый старец, солнце и Бог — все эти символические ступени ведут от авторитета мирского к божественному Закону. В сновидении Бог Отец выражает противопоставление или взаимодополняемость телесных потребностей и духовных устремлений. Его образ, часто карикатурный, может появляться по меньшей мере в трех ситуациях различного типа:

— чтобы выразить протест, когда сновидящий или сновидящая чувствуют себя несправедливо наказанными тяжелым испытанием;

— чтобы выразить упование на некую недоступную истину, когда то же испытание принимается с безмятежной искренней верой;

— чтобы восстановить равновесие, когда сновидящий или сновидящая исчерпали свою энергию в поисках исключительно духовного самовыражения или в упрямом преследовании исключительно материального благополучия.

В онейроидной динамике Бог Отец выражает то, что находится вне цивилизации и над ней, вне мира и над ним.

Борода

При наличии в сновидении образа бороды терапевт имеет все основания задать себе вопрос об отношениях сновидящей или сновидящего с ее или его отцом. Подобное предположение даст ему наиболее надежное направление для анализа большей части содержания сновидения. Безусловно, по мере накопления опыта анализа сновидений психотерапевт начнет различать разного типа бороды. Он может столкнуться с огромного размера дровосеком с рыжей или черной бородой — характерным образом людоеда. Ему встретятся мудрый старец, отшельник или пастух с длинной белой бородой — образ посредника. Эти образы кажутся далеко стоящими друг от друга, но у них несколько общих элементов. Часто они даже встречаются в одних и тех же сновидениях.

В своем первоначальном значении онейроидная рыжая или черная борода появляется как проявление мужественности, если только она не скрывает компенсаторные механизмы импотенции. Белая борода считается признаком мудрости. Помимо этих вполне допустимых клише изучение механизмов воображения заставляет признать существование двух важных фактов, касающихся данного символа. Он родствен образу падающей воды, водопаду. Он сродни глаголу спускаться в его переносном значении. Этот образ приглашает психику, занявшую некую отстраненную, искусственно завышенную позицию, спуститься на разумную высоту. Высоту по отношению к чему? Подобная постановка вопроса ошибочна. Правильнее будет сказать: по отношению к кому? За образом бороды, будь то борода черная или белая, опытный интерпретатор сновидений без особых трудностей увидит индикаторы, которые определяют процесс корректировки отношения к образу отца.

Брат

Интерпретатор сновидений, который хочет найти в образе брата выражение братства, будет жестоко разочарован. Никакие философские идеи относительно братского согласия не могут что-либо изменить: со времен Каина воображение использует этот символ для обозначения соперничества. Брат в 95 % случаев появляется в сновидениях женщин. Он никогда не надевает маску, открыто играя одну из основных ролей своего репертуара.

Что происходит, когда речь идет о младшем брате сновидящей? Он останется всегда самозванцем, отнявшим часть внимания родителей. Будучи объектом зависти, он также выступает как препятствие, порождающее у сновидящей чувство горечи по отношению к ее матери. В крайне болезненной ситуации, когда этот конкурент умирает, у сновидящей возникает чувство вины, вызванное постыдным удовлетворением от исчезновения соперника. Старший брат выступает в качестве возможной замены отца. Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда чувства, связанные с комплексом Эдипа, претерпевают перенос с личности отца на личность старшего брата. Почти в 30 % сновидений, где встречается данный образ, сущностью проблематики пациентки являются последствия сексуальных отношений с ним. Лишь иногда эти отношения остаются на уровне фантазма, чаще всего они реальны. Сопровождаясь амбивалентными переживаниями желания и отторжения, эти отношения, иногда грубо навязанные, в свою очередь участвуют в формировании у женщины чувства протеста против матери, которая не смогла (или не захотела) ее защитить.

Буря

Символические бури являются результатом слишком длительного напряжения между огнем вытесненных эмоций, оказывающих давление, чтобы себя обнаружить, и интеллектуальной конструкцией, возведенной холодным интеллектом для защиты от этих чувств. Когда вырываются наружу неотвратимые силы[41] онейроидной бури, ни одно из возможных значений не кажется достаточно надежным, чтобы устоять против этих сил: молнии сновидений рассекают небо сильнее, чем молнии небесные, гром сновидений оглушает гораздо сильнее, порывы ветра — более разрушительны, и ливни вызывают опустошение, подобного которому мир не встречал со времен всемирного потопа!

Интерпретатор сновидений напрасно потратит свое время, если будет искать за этим символом какие-то конкретные связи с основными темами, которыми обычно питается психологическая проблематика пациентов. Онейроидная буря не ищет себе сообщников ни среди свидетелей комплекса Эдипа, ни среди травм при рождении, ни в рамках метафизической тревоги[42], ни среди других составляющих психологических затруднений. По отношению к символам, способствующим динамике психологического развития, буря является тем, чем крик является по отношению к речи: непревзойденным по своей силе выражением, содержащим в себе все, доминирующим над всем, овладевающим всем. Подобно крику, буря находится вне оправдательной речи, вне осмотрительного движения, робкого продвижения по пути, заполненному массой препятствий. Она выражает некий революционный эпизод в процессе психического изменения.

Язык образов никогда не употребляет слово буря, не имея для этого веских оснований. Проявление всех элементов, соединившихся в образе бури, — молнии, брызгающей из неспокойного скопления грозовых туч под треск грома, ливня[43], способного вызвать горные обвалы, — подтверждает перестройку психики сновидящего или сновидящей, которая должна привести к новой психической гармонии.

Бутылка

Менее чем в 15 % ситуаций появления образа бутылки в сновидении она свидетельствует о следах травмирующих сцен, пережитых сновидящим из-за родителей-алкоголиков. Поэтому при появлении данного символа опытный терапевт постарается выделить признаки, способные подтвердить или опровергнуть данную гипотезу. Помимо этого прозаического значения, данный образ предлагает проницательному интерпретатору сновидений несколько возможных путей анализа.

Из-за своей формы и назначения бутылка хорошо подходит для обозначения человеческого тела — сосуда, содержащего душу и разум. Ее можно также рассматривать как материальное вместилище нематериальной сущности.

Многочисленные корреляции между водой и бутылкой позволяют предполагать, что эта последняя является частью женской составляющей психики — анимы.

Данное предположение находит свое подтверждение в способности этого образа символизировать плацентарную полость, что позволяет ему участвовать в сценах психологического возрождения, а также иногда в сценах, выдающих фрустрацию, вызванную женским бесплодием.

Ассоциация образа бутылки с цифрой 2 (два) заставляет признать за данным символом роль возбудителя процесса индивидуации[44], то есть примирения противоположностей.

Динамика воображения чаще всего помещает бутылку в центр сложного сочетания элементов, в рамках которого описанные нами возможные объяснения могут сочетаться в различных пропорциях. Это, безусловно, усложняет интерпретацию и требует от нее большой деликатностии, но в то же время не позволяет рассматривать бутылку в качестве простого, банального объекта.

Бык

Стоит ли доказывать солнечную природу быка? Существует обильное количество показателей, подтверждающих это утверждение. Возможно, стоит отдать предпочтение лунному характеру образа? Можно легко привести факты, убеждающие в справедливости подобного подхода. Нет смысла опираться на культурные источники для выбора правильного решения. Жан Ани[45] показал, что культ быка Аписа, по своей природе солнечный, в течение веков изменился и стал, бесспорно, лунным. Существует слишком большое количество вариантов, которые могут оказаться тупиковыми и ошибочными, если мы будем следовать за неясной тенью Минотавра!

Настойчивое присутствие поблизости от быка женского образа с распущенными длинными волосами, почти всегда черными, выявляет способность символа выражать мощь[46] анимы и, если быть более точным, возможно, ее теневой аспект. Воображение часто заменяет быка буйволом, бизоном, бараном, слоном, словом, животными, обладающими общими характеристиками: силой, весом, рогами или бивнями, естественной склонностью идти напролом, сметая все на своем пути. Животными, у которых голова кажется сросшейся с телом, у которых отсутствует шея, что вызывает представление о мгновенном действии без размышления. А между тем изучение сновидений показывает, что появление быка, напротив, выдает психологическое состояние, в котором доминируют запреты.

В сновидении окружение быка явно пропитано сексуальностью. Поль Диель[47] интерпретирует образ коня как выражение неудержимости желаний, особенно желаний сексуальных. Пегас — белый крылатый конь — выражает сублимацию либидо, его превращение в поэтическое вдохновение. Появляясь вместе в примитивных изображениях, бык и конь также являются двумя млекопитающими, которых мифы наделяют крыльями. Крылатый бык и крылатый конь имеют похожие значения. Похожие, но не идентичные. Пегас появляется в качестве доказательства успешной сублимации. Бык в онейроидном мире никогда не выставляет напоказ свои крылья. Он предпочитает отдать их персонажам, которые его окружают. Он одновременно является утверждением стремления к превосходству и неодолимого пристрастия к наиболее естественным желаниям. Сексуальное устремление представляется столь тяжелым[48], что быку в сновидении не дано познать полет ангела. Символ свидетельствует о дезориентации психики, ослепленной сильными сексуальными желаниями, которые ей не удается ни реализовать, ни эвакуировать посредством сублимации.

В
А

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь символики сновидений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

22

Апулей (124/125 н. э. — ?) — древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы, или Золотой осёл». (Прим. пер.)

23

См. статью «Чувство тяжести или тяжелый».

24

См. статью «Огонь».

25

См. статью «Страх или тревога».

26

См. статью «Воин или солдат».

27

См. статью «Природа».

28

См. статью «Счастье, радость, мир или спокойствие».

29

Таро, jeu de tarot, — карточная игра с использованием традиционной колоды из 78 карт. Игра повсеместно распространена во Франции, а также известна во франкоязычной Канаде. (Прим. пер.)

30

Старинные названия этой карты — Разрушаемая башня, Сгоревший храм, Пламя и фр. Le Temple foudroyé (Храм, пораженный молнией). Название Богадельня, принятое в некоторых русских изданиях, — ошибочный перевод французского La Maison-Dieu — Дом Божий, то есть, прежде всего, храм. (Прим. пер.)

31

См. статью «Энергия, сила или мощь».

32

См. статью «Энергия, сила или мощь».

33

См. статью «Богородица (Мадонна с младенцем)».

34

См. статью «Кровь».

35

См. статью «Страх или тревога».

36

См. статью «Тень».

37

См. статью «Страх или тревога».

38

Сизигия (др. — гр. σύ-ζῠγος — живущий парой), своего рода единство через координацию, или выравнивание. (Прим. пер.)

39

См. статью «Тяжесть или тяжелый».

40

См. статью «Старик».

41

См. статью «Энергия, сила или мощь».

42

См. статью «Страх или тревога».

43

См. статью «Дождь».

44

Термином «индивидуация» Карл Юнг обозначал длящийся всю жизнь процесс развития личности, обретения «самости» (Jung C. G. Psychology and Alchemy // Collected Works. 2nd ed. V. 12. London: Routledge, 1968). (Прим. пер.)

45

Hani Jean. La Religion égyptienne dans la pensée de Plutarque. Paris: Les Belles Lettres, 1976. (Прим. пер.)

46

См. статью «Энергия, сила или мощь».

47

Diel Paul. Le Symbolisme dans la mythologie grecque. Paris: Payot, 1952. Поль Диель (1893–1972) — французский психолог австрийского происхождения, разработавший метод интроспективного анализа и психологию мотивации. (Прим. пер.)

48

См. статью «Чувство тяжести или тяжелый».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я