Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога. Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей; ибо в своем стремлении к Богу душой и умом созерцает только Его одного. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Печатается по изданию 5-му 1901 г., исправленному и дополненному
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2021
Предисловие
«Праведник во веки живет»
Задолго до блаженной кончины старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни[1], подвижническая жизнь его была известна не только в России, но и за пределами нашего отечества — по всей Православной церкви. Вступив в Саровскую пустынь на 19-м году жизни, он почти пятьдесят пять лет жил в ней безвыходно и прошел там все степени подвижничества: нес сперва общие послушания монастырские, потом послушания по званиям иеродиакона и иеромонаха, подвизался в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и жил в совершенном затворе. Среди этих разнообразных подвигов, сохраняя дух глубокого смирения, он стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. Умудренный опытами духовной жизни, постоянным благоговейным изучением Священного писания и творений св. отцов и назидательным чтением житий святых Божиих людей, просвещенный духом благодати, он в последние семнадцать лет душеспасительно поучал вере и наставлял в благочестии многие тысячи людей, ежедневно стекавшихся в Саров из разных стран, чтобы принять благословение его и выслушать от него советы и наставления. Сверхъестественные, благодарные дары, которые обнаруживались в о. Серафиме духом прозорливости и силой исцелений, придавали особенную действенность его наставлениям. Сладость его беседы, исцеление душевных и телесных недугов, по влиянию его молитв, и утешения прибегающим к нему в скорби и печали, разносили славу о нем в дальние места. Весть о его подвижнической жизни и благодатных знамениях передавалась из одного места в другое и наполнила всю Россию.
Прошло шестьдесят семь лет после кончины старца Серафима, но память о нем жива. Не над могилой только его в Сарове, но и в разных концах России возносятся молитвы о его упокоении в лике святых и по вере в его небесное предстательство призывается молитвенно его имя. Сведения о его жизни и подвигах и особых знамениях благодати Божией, явленных над ним и через него, заботливо были собираемы и сохраняемы его современниками и очевидцами для памяти потомства и много раз уже обнародованы в печати.
Первое сказание о жизни и подвигах старца Серафима вышло в 1841 г. в Москве за подписью И. С. (иеромонаха Саровского, впоследствии архимандрита Сергия, сожительствовавшего о. Серафиму 15 лет). В 1844 году в XVI т московского журнала «Маяк» вышло другое, более подробное сказание о приснопамятном старце. Автор его не обозначен, но покойный митрополит Филарет в письме своем к наместнику архимандриту Антонию приписывает этот труд некоему Георгию (вероятно настоятелю Николо-Барковской пустыни, жившему при о. Серафиме в качестве гостинника в Сарове под именем Гурия). В 1845 году это сказание вышло и отдельной книжкой в Петербурге. В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, сожительствовавший под именем послушника Иоанна Тихонова о. Серафиму в Сарове 13 лет, издал в Москве еще более подробные сказания об о. Серафиме. Сказания эти в 1856 г. изданы 2-м изданием с дополнениями. В 1850-х годах вышло в Москве того же архимандрита Сергия сказание о жизни и подвигах о. Серафима в одной книге вместе со сказанием о другом подвижнике Саровском, схимонахе Марке (умершем 4-го ноября 1817 г.), выдержавшее четыре издания; наконец в 1863 году действительный статский советник Н. В. Елагин составил, по желанию Саровской обители, по архивным ее документам и рассказам самовидцев настоящее, более полное изображение жизни, подвигов и благодатных действий блаженного старца Серафима в его внешних сношениях и во внутренней, духовно сокровенной жизни. Это сочинение выдержало уже четыре издания (последнее было в Муроме, в 1893 году).
Издавая в настоящий раз пятым изданием труд г. Елагина, Саровская обитель нашла нужным исправить в нем некоторые, упущенные раньше из виду, хронологические неточности, указав в примечаниях основания, вызвавшие такие исправления. А так как в первых четырех изданиях, заключавших в себе только одиннадцать глав, рассказ о благодатных действиях Божией помощи по молитвам о. Серафима заканчивается 1859 г. и так как благодатные эти действия с того времени не оскудели, а продолжают совершаться и до сего дня, то обитель считает себя обязанной сообщить и о них в назидание верующим и прославление имени блаженного старца. Истинность всех новых сказаний о чудесах совершившихся по молитве батюшки о. Серафима засвидетельствована официальной комиссией. В августе 1891 года бывший настоятель Саровской пустыни, игумен Рафаил со старшей братией, при рапорте на имя преосвященного Тамбовского Иеронима представил в 2-х частях сборник сказаний о благодатных дарах и чудесах, совершившихся над лицами, притекавшими к молитвенной помощи о. Серафима и при жизни его, и по кончине до последних дней. В 1-й части этого сборника были собраны повествования уже напечатанные раньше, а во второй — преимущественно копии с писем, присылаемых в обители Саровскую и женскую — Дивеевскую[2] получившими благодатную помощь по молитвам старца. Вследствие предложения преосвященного Иеронима, Тамбовская духовная консистория назначила из священников Темниковского уезда комиссию для точного и обстоятельного обследования чудесных событий, сообщенных в вышеуказанном сборнике. В заключительном своем протоколе от 25-го августа 1894 года комиссия засвидетельствовала, что она обследовала события заключающиеся во 2-й части сборника (часть 1-я, как уже напечатанная, оставлена без исследования) в числе 80, в 27 епархиях, по месту жительства лиц сообщивших о чудесных действиях по молитвам отца Серафима, и «события эти, как доступные точному и обстоятельному установлению факта, все в достаточной мере подтвердились». Все следственное производство комиссии Тамбовской консисторией было представлено Святейшему Синоду, который указом от 25-го июля 1895 года предписал Тамбовскому преосвященному Александру собрать и записать сведения о наиболее замечательных случаях благодатной помощи по молитвам старца Серафима, не бывших доселе записанными, и тщательно вести на будущее время записи о таких случаях.
Описание важнейших из сих случаев благодатной помощи о. Серафима, обследованных комиссией, и предлагается ныне благочестивым читателям в дополнение к труду г. Елагина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Саровская пустынь находится в Темниковском уезде Тамбовской губ., у северной границы ее с губ. Нижегородской. Ближайшие к ней железнодорожные станции — Тарбеево (Спасск) Московско-Казанской железной дороги, от которой до пустыни через г. Темников 105 верст и Арзамас, вновь строящейся Нижегородско-Ромодановской ветви, в 60 верст. Почтовый адрес: «в г. Темников, Тамбовской губ., (или «в г. Арзамас, Нижегородской губ.») в Саровскую пустынь.