История развития медиаобразования

И. В. Жилавская, 2017

В учебном пособии представлены новые страницы из истории развития медиаобразования в России и зарубежных странах. Освещаются основные этапы его формирования, исследуются специфические особенности развития медиаобразования с учетом исторических, политических, социально-экономических условий. В книге нашли отражение особенности, основные теории, концепции и инновационные медиаобразовательные практики в каждой из исследуемых стран. Учебное пособие рекомендовано студентам и преподавателям дисциплин в области журналистики, медиаобразования и массовых коммуникаций.

Оглавление

  • Введение
  • Часть 1. История медиаобразования зарубежных стран

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История развития медиаобразования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. История медиаобразования зарубежных стран

Франция

Отправной точкой развития медиаобразования во Франции можно считать появление кинематографа в конце XIX в. Вместе с ним в начале XX в. появляются первые киноклубы, в которых продвигаются идеи эстетического воспитания молодежи и формирования у них художественного вкуса на основе киноматериала[22]. В 1915 г. во Франции парламентской комиссией были представлены рекомендации по использованию кинематографа в учебном процессе.

Спустя 6 лет в Париже появляется движение юных журналистов, начинается выпуск школьных, лицейских, университетских газет. В 1922 г. проходит первая национальная конференция региональных отделений кинообразования, затем организовываются педагогические конгрессы, где обсуждается вопрос о подготовке кинопедагогов в высших учебных заведениях[23]. Так, в 1926 г. при поддержке Министерства образования открывается Национальная школа фотографии и кино. В тот же период учреждается Национальная ассоциация продвижения экранных искусств в университетах[24], активно расширяется сеть кинозалов в образовательных учреждениях. В 1936 г. создается движение «Кино и молодежь», открывается первый во Франции центр Cemea[25]. Он выступает как национальное движение за новое образование, в том числе с использованием медиа.

После Второй мировой войны во Франции возникает Федерация киноклубов (1945 г.), открываются Национальный центр кино и анимационной графики (Centre national ducinéma et de l’imageanimée (CNC)[26], Национальный институт молодежи и массового образования (L’Institut national de la jeunesse et de l’éducation populaire)[27]. Проводятся конференции и круглые столы, где педагоги обсуждают проблемы развития кинодвижения, изучения кинематографа, проведения практических занятий по кинопроизводству, обучения медиапедагогов, расширения материально-технической базы образовательных учреждений.

На данном этапе во французском медиаобразовании лидирующие позиции занимали «практическая», «эстетическая» и «защитная» теории медиаобразования[28].

В 1952 г. были организованы курсы аудиовизуального образования, в 1966 г. появляется Ассоциация «Пресса — Информация — Молодежь». В этот период уже в 23 французских университетах преподавались дисциплины по киноискусству, журналистике, в школах же медиаобразование так и не было обязательным. Впрочем, к середине 60-х гг. около 200 школ начального образования и свыше 100 средних школ Франции ввели обучающие курсы по медиаобразованию[29].

В 70-е гг. развитие медиаобразования во Франции получило новый толчок. ЮНЕСКО тогда заявила о поддержке данного направления, а Министерство образования Французской Республики дополнило свои программные документы медиаобразовательными аспектами (1972 г.)[30]. Так, в учебный процесс вводятся практические занятия по обсуждению фильмов, созданию роликов, работе с фотографией, музыкой. На эти задачи отводится до 10 % времени всего учебного процесса. Появляются и новые учреждения: Национальный аудиовизуальный институт (1974 г.), Национальный Центр педагогической документации, объединяющий 22 филиала в регионах, Институт подготовки кадров для развития кинематографической культуры (1975 г.), Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы (L’association Région Presse Enseignement Jeunesse, 1977 г.)[31], Государственный Национальный медиаобразовательный центр CLEMI (Centre de liaison de l’enseignement et des médias d’information, 1983 г.)[32], Образовательный центр «Экран, медиа и мы» (1986 г.)[33] и другие. В 80-е реализуются проекты по повышению медиакультуры и исследованию медиасферы. К примеру, ICOM (Initiation to Communication and the Media) — программа повышения медиаграмотности среди населения[34], «Активный юный телезритель», «Введение в аудиовизуальную культуру», «Неделя прессы в школе»[35].

В 90-е во Франции вводится в оборот понятие критического мышления[36]: педагоги говорят о необходимости критически воспринимать, анализировать медиасообщения и медиатексты. Так формируется главная особенность французского медиаобразования — воспитание гражданина, способного критически мыслить, анализировать информацию и быть ответственным членом демократического общества. Эта теория критического мышления наряду с «практической», семиотической и культурологической[37] теориями и по сей день считаются главными во французском медиаобразовании.

К началу XXI в. медиаобразование во Франции не является обязательным (кроме вузов, обучающих специалистов в области медиа), но оно встроено в обязательные школьные дисциплины: родной и иностранные языки, историю, общественные науки, географию. Национальный центр педагогической документации готовит пособия для медиаобразования, выпускается обучающая аудиовизуальная продукция. В 2000-х открываются новые учреждения: медиаобразовательный центр «Дети и медиа» (Collectif Interassociatif Enfance et Media[38]), Национальная комиссия по информационным технологиям и свободам (Commission Nationale de l’Informatique et des Libertés[39]), Национальный Совет по цифровым технологиям (Conseil National du Numérique[40]) и многие другие.

С начала XXI в. во Франции реализуется множество программ по медиаобразованию и медиаинформационной грамотности: от городских до международных с участием ЮНЕСКО, ООН. Среди них PLEA (Local Plans for Artistic Education) — программа по художественному образованию, проект для средней школы «Колледжи и кино» (Collèges au Cinéma), программа «PAC» для начальной и средней школы, проект государства «Ввести школу в цифровой век»[41]. Во Франции на протяжении последних 25 лет проводятся международные конгрессы, конференции, салоны и встречи экспертов по медиаобразованию. Ведущие специалисты по медиаобразованию в стране: Жак Гонне, Эвелин Бевор, Одиль Шевене, Селестин Фрейне, Рене Ла Бордери, Пьер Фремон, Луи Порше, Лоранс Коррой и другие. Важная черта французского медиаобразования — активное участие государственных органов (Министерства образования, советов и комиссий по образованию и информации) в развитии этого направления, в том числе и на законодательном уровне.

Великобритания

Медиаобразование в Великобритании зародилось в первой половине XX в., но опирается оно «на либерально-демократические традиции, сложившиеся еще на рубеже XIX–XX вв.»[42]. Истоки же критического направления британского медиаобразования берут свое начало еще в Новое время — от идей Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и других просветителей[43].

Активное развитие британское медиаобразование получило все же в конце 1920-х — начале 1930-х гг. вместе с появлением кинодвижения и кинообразования. В 1933 г. учреждается Шотландская Образовательная киноассоциация Scottish Educational Film Association (SEFA), а по указанию правительства появляется Британский киноинститут (British Film Institute). Оба учреждения существуют и сегодня. К слову, сейчас BFI обладает поистине уникальной медиаколлекцией[44]. Киноинститут организовывает семинары, конференции, спецкурсы для педагогов, проводит исследования, издает книги, пособия, методическую литературу для преподавателей.

В 30-е гг. XX в. преобладает «защитная» («прививочная», протекционистская, «инъекционная») теория. В послевоенное время в британском медиаобразовании вместе с созданием Образовательного кино — и телевизионного общества появляется концепция «экранного образования». Она предполагала использование в образовательных целях материала кино и телевидения, становившегося тогда популярным. В 1956 г. учреждается Лондонский кинофестиваль, существующий и сегодня.

В 60-х гг. уже в большинстве университетов Британского Королевства преподается медиакультура. И тогда происходит изменение курса медиаобразования в сторону эстетической теории. Один из педагогов того времени А. Ходгкинсон говорил о необходимости «увеличить понимание и удовольствие, получаемые учащимися от телевидения и кино; обеспечить самозащиту против коммерческой и другой эксплуатации; поощрить самовыражение не только в традиционных формах (разговор, письмо, рисунок, и т. д.), но на языке экрана (создание фильмов)»[45].

В 70–80-е гг. медиаобразование в Британии переориентируется на семиотическую теорию, согласно которой нужно уметь декодировать медиатексты, знать язык медиа и видеть «скрытые коды» сообщений[46]. В то же время средние школы Великобритании не только вводят новые программы обучения медиа, но и включают их в список экзаменов для 16–18-летних учеников[47], все глубже внедряя медиаобразование в образовательный процесс.

Вместе с тем в Великобритании в этот период открывается целый ряд медиаобразовательных центров и организаций. Среди них Центр английского языка и медиа[48](English and Media Centre) в 1975 г., в 1985 г. учреждается Национальный центр кинообразования (Film Education)[49], год спустя — Центр медиаобразования в Уэльсе (в настоящее время закрыт). В Шотландии в 1983 г. запускают проект Media Education Development Project — MEDP, который стал стимулом для развития медиаобразования в средних школах. За основу было взято не только изучение средств массовой коммуникации, но и связь предметного содержания с отдельными медиатекстами. Учеников учили создавать фото — и слайдфильмы, газеты, телепередачи, был внедрен модуль по анализу материалов кино, музыки, радиовещания, рекламы. Были разработаны специальные комплекты учебных пособий для преподавателей, ежегодно проводились обучающие семинары для учителей[50]. А в 1988–1989 гг. медиакультуру в обязательном порядке стали преподавать интегрированно с английским языком. Кроме того, предусматривалось и преподавание медиакультуры на уроках истории, искусства, музыки, географии и других. Английский медиапедагог К. Бэзэлгет считает такой интеграционный подход является наиболее эффективным[51].

В 90-е гг. XX века медиакультуре в школах уделялось немного внимания, а квалификация педагогов нуждалась в улучшении[52]. Однако, благодаря работе некоммерческих медиаобразовательных организаций, Британского киноуниверситета и таких известных педагогов, как Л. Мастерман, К. Бэзэлгет, Д. Букингем, ситуация стабилизировалась. Медиаобразование постепенно развивалось: Британский киноинститут публиковал книги, пособия, в свет выходили монографии Д. Баттса, Д. Букингема, Э. Харта, С. Хакмана и других. Выпускались специализированные журналы о медиа, обучающие диски, проводились научные семинары и конференции. Открывались новые медиаобразовательные организации: в Северной Ирландии — Детско-юношеская медийная мастерская Nerve Center: Multimedia Arts (1990 г.), Media Education Centre — медиаобразовательный центр при Университете Саутхэмптона (1996 г.), в 2000 г. — Центр исследования детей, молодежи и медиа[53], начинает работу Отдел развития медиаграмотности при Британском Управлении по телекоммуникациям — в 2000 г., Центр киномедиаобразования для детей и молодежи 5–19 лет First Light Movies в 2001 г.[54], Национальное объединение киноклубов в 2006 г.

Все эти организации занимаются (большинство из них функционирует и сегодня) развитием медиакультуры среди детей и молодежи, повышением квалификации педагогов, обучают медиапроизводству и творчеству в области медиа, проводят кинопоказы, встречи, мастер-классы с журналистами, медиапедагогами, выпускают специализированную литературу по медиаобразованию, ведут консультативную и просветительскую работу.

Сегодня медиаобразование в Британии встроено в уроки английского языка (в начальной школе), в средней школе ученики могут выбрать по желанию курс по медиа из числа предлагаемых, педагогов в области медиа готовят во многих колледжах и университетах Великобритании. В стране стало уже традиционным проведение конференций, форумов и саммитов по медиаобразованию: Международная конференция по медиаграмотности в Лондоне[55], конференция «Европейские дети онлайн» (EU Кids Online), образовательные форумы при поддержке Министерства образования Великобритании и другие. В Соединенном Королевстве наряду с межгосударственными программами по медиаобразованию ЮНЕСКО и ООН реализуются и собственные проекты по повышению уровня медиакультуры и медиаграмотности. Например, совместная программа Министерства образования и канала BBC, проект по аттестации учеников[56] и учителей[57] по медиаграмотности и уровню ИКТ-навыков.

Сегодня британское медиаобразование призвано не просто защищать аудиторию от негативной информации, а воспитывать, формировать целостные личности, умеющие критически мыслить, быть ответственными гражданами демократического общества. Педагоги современной британской школы медиаобразования «настаивают на необходимости обучать медийную аудиторию ориентироваться в идеологическом потоке информации и понимать скрытые социокультурные, политические и экономические смыслы и подтексты»[58].

Великобритания по праву считается одной из ведущих стран в мировом медиаобразовании. Ее методическая база используется во всем мире[59], а такие специалисты, как Д. Букингем, Л. Мастерман, К. Бэзэлгет, Э. Харт, Э. Берн, С. Ливингстон, Д. Марш, Ф. Реймонд, К. Эбботт признаны во всем мире.

Германия

Истоки медиаобразования в Германии мы находим еще в эпоху Реформации (1517–1648 гг.). Уже тогда литературу должно было ориентировать на выполнение образовательных задач, а библиотекам надлежало нести просветительскую, образовательную функции, играть роль распространителя научных знаний[60]. В XVII веке Лейбниц считал, что библиотекам следовало бы систематически готовить обзоры новых изданий. Это принесло бы большую пользу государству, так как правительство могло бы владеть информацией об основных идеях, циркулирующих в обществе, и в результате получить возможность в некоторой степени контролировать ситуацию в стране[61].

В тот же период педагог Ян Амос Коменский выступал за положительное влияние прессы на школьников, на ее способность не только предоставлять информацию, но еще и развивать творческие, языковые навыки.

Впрочем, действительно серьезное развитие медиаобразование в Германии получило уже в XX веке. Так, в 20-е гг. ученые и педагоги З. Кракауэр, Р. Арнхейм, В. Беньямин, Б. Брехт и другие активно обсуждали влияние медиа на общество, актуальные вопросы образования. В 30-е гг. в Германии воцарился период нацизма — говорить о развитии медиаобразования не приходилось. Лишь в 1949 г. открывается Институт исследования и практики медиапедагогики в Мюнхене[62], а в 1950 г. — Институт медиаисследований Hans Bredow в Гамбурге[63]. С этого начинается постепенное возрождение медиаобразования. Тогда и зарождается его первый понятийный аппарат с национальными особенностями. Так, медиаобразование в Германии, согласно данным исследователей Института Hans Bredow, называют Medienbildung[64]. Дословно это означает «медиаобразование». А. В. Федоров, в свою очередь, ссылается на большую распространенность термина Mediaenpädagogik (медиапедагогика) как немецкого варианта понятия «медиаобразования»[65]. Позже появляются и другие определения. Например, «медиаграмотность» в Германии именуется Medienkompetenz (медиакомпетентность), термин Medienerziehung (дословно — «медиавоспитание») тоже тесно связан с медиапедагогикой и медиаобразованием, но он представляет собой различные педагогические мероприятия, направленные на улучшение медиаграмотности[66].

К 60-м годам медиа перестает быть просто техническим средством обучения и становится самостоятельной дисциплиной. Многие немецкие педагоги того времени поддерживали семиотическую теорию медиаобразования и идеи ее «проповедника» К. Метца. В частности, важнейшие университеты Германии — Берлинский и Мюнстрский — взяли семиотику за основу своих учебных программ по медиаобразованию.

Начиная с 70-х гг. в Германии учреждается много новых центров, институты в сфере медиа: с 1976 г. работает Евангелический медиацентр (г. Ганновер), который выпускает книги, аудиовизуальную продукцию, проводит консультации, выставки, на его базе функционирует творческая видеомастерская. Затем открываются Детско-юношеский киноцентр (Кinder — und Jugend fi lm zentrum) — в 1977 г.[67]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Часть 1. История медиаобразования зарубежных стран

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История развития медиаобразования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

22

Media and Information Literacy Policies in France (2013). Disp: http://ppemi.ens-cachan.fr/ data/media/colloque140528/rapports/FRANCE_2014.pdf

23

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. — С. 78.

24

UNESCO Media studies in education. Disp: http://unesdoc.unesco.org/images/0002/000238/023803eo.pdf

25

L’Origine (1937 à 1943). Disp: http://www.cemea.asso.fr/spip.php?article951 (дата обращения: 20.07.2015).

26

CNC Accueil. Disp: http://www.cnc.fr (дата обращения: 20.07.2015).

27

L’Institut national de la jeunesse et de l’éducation populaire. Disp: http://www.injep.fr/-Qu-est-ce-que-l-Injep (дата обращения: 20.07.2015).

28

Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — С. 89.

29

Там же. С. 91.

30

Media and Information Literacy Policies in France (2013). Disp: http://ppemi.ens-cachan.fr/ data/media/colloque140528/rapports/FRANCE_2014.pdf (дата обращения: 20.07.2015).

31

L’association Région Presse Enseignement Jeunesse. Disp: http://pressealecole.fr/larpej/

32

Centre de liaison de l’enseignement et des médias d’information. Disp: http://www.clemi.org/fr/qui-sommes-nous-/ (дата обращения: 20.07.2015).

33

Федоров А. В., Левицкая А. А., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Колесниченко В. Л., Михалева Г. В., Сердюков Р. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиаком-петентность». — М.: МОО «Информация для всех», 2012. — С. 285.

34

Loicq M. Médias et interculturalité: l’éducation aux médias dans une perspective comparative internationale (Australie, Québec, France) Université de la Sorbonne nouvelle — Paris III Université Laval (Québec, Canada). Département d’information et de communication (01.12.2011). Disp: www.theses.ulaval.ca/2012/28807/28807.pdf (дата обращения: 20.07.2015).

35

Media and Information Literacy Policies in France (2013). Disp: http://ppemi.ens-cachan.fr/ data/media/colloque140528/rapports/FRANCE_2014.pdf (дата обращения: 20.07.2015).

36

Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — С. 115.

37

Федоров А. В., Левицкая А. А., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Колесниченко В. Л., Миха-лева Г. В., Сердюков Р. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиаком-петентность». — М.: МОО «Информация для всех», 2012. — С. 286.

38

CollectifEnjeuxe-médias. Disp: http://www.enjeuxemedias.org (дата обращения: 20.07.2015).

39

Commission Nationale de l’Informatique et des Libertés. Disp: http://www.cnil.fr (дата обращения: 20.07.2015).

40

Conseil National du Numérique. Disp: http://www.cnnumerique.fr (дата обращения: 20.07.2015).

41

European Media Literacy Education Study. France Country Overview 2014. Disp: http:// europeanmilobservatory.org/images/France%2 °CO.pdf (дата обращения: 20.07.2015).

42

Федоров А. В., Левицкая А. А., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Колесниченко В. Л., Миха-лева Г. В., Сердюков Р. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиаком-петентность». — М.: МОО «Информация для всех», 2012. — С. 220.

43

Михалева Г. В. Эволюция медиаобразования в Великобритании // Интеграция образования. — 2008. — № 2 (51). — С. 71.

44

British Film Institute. Disp: http://www.bfi.org.uk/about-bfi (дата обращения: 20.07.2015).

45

Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — С. 92.

46

Федоров А. В. Основные теории медиаобразования в зарубежных странах // Школьные технологии. — 2010. — № 4. — С. 25.

47

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. — С. 89.

48

English and Media Centre. Disp: http://www.englishandmedia.co.uk/about.html (дата обращения: 20.07.2015).

49

Film Education. Disp: http://www.fi lmeducation.org/about_us/ (дата обращения: 20.07.2015).

50

Бондаренко Е. А., Журин А. А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 98.

51

Bazalgette C. It’s not easy to establish the study of fi lms in our schools. Disp: http://www. theguardian.com/commentisfree/2011/oct/06/study-of-fi lm-in-schools (дата обращения: 20.07.2015).

52

Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — С. 103.

53

Children, Youth and Media. Disp: http://www.childrenyouthandmedia.org.uk (дата обращения: 20.07.2015).

54

First Light Movies. Disp: http://www.fi rstlightonline.co.uk/about-us/ (дата обращения: 20.07.2015).

55

Media literacy conference 2010. Disp: http://medialiteracyconference2010.weebly.com/

56

Ofqual consults on changes to GCSE science practicals. Disp: https://www.gov.uk/government/news/ofqual-consults-on-changes-to-gcse-science-practicals

57

EuropeanPedagogicalICTlicense. Disp: http://www.epict.co.uk/

58

Михалева Г. В. Эволюция медиаобразования в Великобритании // Интеграция образования. — 2008. — № 2. — С. 75.

59

Михалева Г. В. Современные тенденции в медиаобразовании: британский опыт // Педагогика и современность. — 2013. — № 3. — С. 45.

60

Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. — 2-е изд., доп. — СПб.: Профессия, 2004. — С. 91.

61

Там же. С. 110.

62

Institut für Medienpädagogik JFF. Disp: http://www.jff.de (дата обращения: 12.08.2015).

63

Hans Bredow Institut. Disp: www.hans-bredow-institut.de (дата обращения: 12.08.2015).

64

Media and Information Literacy Policies in Germany (2013). Disp: http://ppemi.ens-cachan.fr/ data/media/colloque140528/rapports/GERMANY_2014.pdf (дата обращения: 12.08.2015).

65

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. — С. 114.

66

Media and Information Literacy Policies in Germany (2013). Disp: http://ppemi.ens-cachan.fr/ data/media/colloque140528/rapports/GERMANY_2014.pdf

67

Кinder — und Jugend fi lm zentrum КJF. Disp: http://www.kjf.de/en/kjf.html (дата обращения: 12.08.2015).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я