Живите ярко и правильно — говорили наши древние предки. Их завет не устарел и в наши дни, потому что в каждом человеке скрыто его внутреннее Солнце — мощный источник света, силы, здоровья, радости. Эту энергию нужно только пробудить и книга «Живосвет» расскажет как это сделать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Живосвет» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3.КОЩУН ВЕЛЕС
КОЩЮНА. СКАЗКА «ИВАН БЫКОВИЧ — ВЕЛЕСОВ ИЗБРАННИК»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они требы класть и просить небеса, чтобы создали им детище во младости на поглядение, а под старость на прокормление; к небесам обратились, а после легли спать и уснули крепким сном.
Вот во сне им и привиделся великий Велес. Велес в образе быка ходил сначала по лугу, травку жевал, цветочки рвал, потом дошел до пруда, что недалеко от дворца. Велес бык стал щипать там травку. Ходил-бродил возле пруда, пока из пруда не выплыл златоперый ерш. Как только ерш выплыл Велес стал в небо звездное подыматься и в созвездие обратился и с неба сказал царю и царице, что коли царица того ерша скушает, тотчас же может забеременеть.
Наутро царь призвал рыбаков и строго наказал поймать ерша златоперого. На заре пришли рыбаки на тихий пруд, закинули сети, и на их счастье с первою ж тонею попался златоперый ерш.
Вынули его рыбаки, принесли во дворец; как увидала царица, не могла на месте усидеть, скоро к рыбакам подбегала, за руки хватала, большой казной награждала; после позвала свою любимую кухарку и отдавала ей ерша златоперого с рук на руки: «На, приготовь к обеду, да смотри, чтобы никто до него не дотронулся».
Кухарка вычистила ерша, вымыла и сварила, помои на двор выставила; по двору ходила корова, те помои выпила; рыбку съела царица, а посуду кухарка подлизала. И вот все разом забеременели: и царица, и ее любимая кухарка, и корова, и разрешились все в одно время тремя сыновьями: у царицы родился Иван-царевич, у кухарки — Иван кухаркин сын, у коровы Иван Быкович.
Стали ребятки расти не по дням, а по часам, как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто — кухаркино и кто от коровы народился.
Только по тому и различали их: как воротятся с гулянья, Иван-царевич просит белье переменить, кухаркин сын норовит съесть что-нибудь, а Иван Быкович прямо на отдых ложится. По десятому году пришли они к царю и говорят: «Любезный наш батюшка! Сделай нам железную палку в пятьдесят пудов». Царь приказал своим кузнецам сковать железную палку в пятьдесят пудов; те принялись за работу и в неделю сделали. Никто палки за один край приподнять не может, а Иван-царевич, да Иван кухаркин сын, да Иван Быкович между пальцами ее повертывают, словно перо гусиное.
Вышли они на широкий царский двор. «Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — давайте силу пробовать: кому быть большим братом». — «Ладно, — отвечал Иван Быкович, — бери палку и бей нас по плечам». Иван-царевич взял железную палку, ударил Ивана кухаркина сына да Ивана Быковича по плечам и вбил того и другого по колена в землю. Иван кухаркин сын ударил — вбил Ивана-царевича да Ивана Быковича по самую грудь в землю; а Иван Быкович ударил — вбил обоих братьев по самую шею. «Давайте, — говорит царевич, — еще силу попытаем: станем бросать железную палку кверху; кто выше забросит — тот будет больший брат». — «Ну что ж, бросай ты!» Иван-царевич бросил — палка через четверть часа назад упала, Иван кухаркин сын бросил — палка через полчаса упала, а Иван Быкович бросил — только через час воротилась. «Ну, Иван Быкович! Будь ты большой брат».
После того пошли они гулять по саду и нашли громадный камень. «Ишь какой камень! Нельзя ль его с места сдвинуть?» — сказал Иван-царевич, уперся в него руками, возился-возился — нет, не берет сила; попробовал Иван кухаркин сын — камень чуть-чуть подвинулся. Говорит им Иван Быкович: «Мелко же вы плаваете! Постойте, я попробую». Подошел к камню да как двинет его ногою — камень ажно загудел, покатился на другую сторону сада и переломал много всяких деревьев. Под тем камнем подвал открылся, в подвале стоят три коня богатырские, по стенам висит сбруя ратная: есть на чем добрым молодцам разгуляться! Тотчас побежали они к царю и стали проситься: «Государь батюшка! Благослови нас в чужие земли ехать, самим на людей посмотреть, себя в людях показать». Царь их благословил, на дорогу казной наградил; они с царем простились, сели на богатырских коней и в путь-дорогу пустились.
Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам, и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, когда надо — повертывается. «Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку — на печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». — «Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печки да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я расскажу».
Баба-яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко: «Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?» — «Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на Калиновый мост; слышал я, что там не одно Чудо-юдо живет». — «Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили».
Братья переночевали у бабы-яги, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Приезжают к реке Смородине; по всему берегу лежат кости человеческие, по колено будет навалено! Увидали они избушку, вошли в нее — пустехонька, и вздумали тут остановиться. Пришло дело к вечеру. Говорит Иван Быкович: «Братцы! Мы заехали в чужедальную сторону, надо жить нам с осторожкою; давайте по очереди на дозор ходить». Кинули жеребий — доставалось первую ночь сторожить Ивану-царевичу, другую — Ивану кухаркину сыну, а третью — Ивану Быковичу.
Отправился Иван-царевич на дозор, залез в кусты и крепко заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь — он тотчас готов был, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост. Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали — выезжает Чудо-юдо шестиглавое; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади волк ощетинился.
Говорит Чудо-юдо шестиглавое: «Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, а ты, песья шерсть, ощетинилась? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он, добрый молодец, еще не родился, а коли родился — так на войну не сгодился: я его на одну руку посажу, другой прихлопну!»
Выскочил Иван Быкович: «Не хвались, нечистая сила! Не поймав ясна сокола, рано перья щипать; не отведав добра молодца, нечего хулить его. А давай лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится». Вот сошлись они — поравнялись, так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Чуду-юду не посчастливилось: Иван Быкович с одного размаху сшиб ему три головы. «Стой, Иван Быкович! Дай мне роздыху».
«Что за роздых! У тебя, нечистая сила, три головы, у меня всего одна; вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем».
Снова они сошлись, снова ударились; Иван Быкович отрубил чуду-юду и последние головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Поутру приходит Иван-царевич. «Ну что, не видал ли чего?» — «Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала».
На другую ночь отправился на дозор Иван кухаркин сын, забрался в кусты и заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь — он тотчас снарядился, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост.
Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы раскричалися — выезжает Чудо-юдо девятиглавое; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Чудо-юдо коня по бедрам, ворона по перьям, хорта по ушам: «Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, ты, песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он еще не родился, а коли родился — так на войну не сгодился: я его одним пальцем убью!»
Выскочил Иван Быкович: «Погоди — не хвались, прежде богу помолись, руки умой да за дело примись! Еще неведомо — чья возьмет!»
Как махнет богатырь своим острым мечом раз-два, так и снес у нечистой силы шесть голов; а Чудо-юдо ударил — по колена его в сыру землю вогнал. Иван Быкович захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в очи. Пока Чудо-юдо протирал свои глазища, богатырь срубил ему и остальные головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Наутро приходит Иван кухаркин сын. «Что, брат, не видал ли за ночь чего?» — «Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал!» Иван Быкович повел братьев под Калиновый Мост, показал им на мертвые головы и стал стыдить: «Эх вы, сони; где вам воевать? Вам бы дома на печи лежать».
На третью ночь собирается на дозор идти Иван Быкович; взял белое полотенце, повесил на стенку, а под ним на полу миску поставил и говорит братьям: «Я на страшный бой иду; а вы, братцы, всю ночь не спите да присматривайтесь, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит — ладно дело, если полна миска набежит — все ничего, а если через край польет — тотчас спускайте с цепей моего богатырского коня и сами спешите на помочь мне».
Вот стоит Иван Быкович под калиновым мостом; пошло время за полночь, на реке воды взволновалися, на дубах орлы раскричалися — выезжает чудо-юдо двенадцатиглавое; конь у него о двенадцати крылах, шерсть у коня серебряная, хвост и грива — золотые. Едет Чудо-юдо; вдруг под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Чудо-юдо коня по бедрам, ворона по перьям, волка по ушам: «Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, ты, песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он еще не родился, а коли родился — так на войну не сгодился; я только дуну — его и праху не останется!»
Выскочил Иван Быкович: «Погоди — не хвались, прежде богу помолись!»
— «А, ты здесь! Зачем пришел?»
— «На тебя, нечистая сила, посмотреть, твоей крепости испробовать».
— «Куда тебе мою крепость пробовать? Ты муха передо мной!»
Отвечает Иван Быкович: «Я пришел с тобой не сказки рассказывать, а насмерть воевать». Размахнулся своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали! Плохо пришлось Ивану Быковичу; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сыру землю. «Стой, нечистая сила! Цари-короли сражаются, и те замиренье делают; а мы с тобой ужли будем воевать без роздыху? Дай мне роздыху хоть до трех раз».
Чудо-юдо согласился; Иван Быкович снял правую рукавицу и пустил в избушку. Рукавица все окна побила, а его братья спят, ничего не слышат. В другой раз размахнулся Иван Быкович сильней прежнего и срубил чуду-юду шесть голов; чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — и опять все головы на местах, а Ивана Быковича забил он по пояс в сыру землю. Запросил богатырь роздыху, снял левую рукавицу и пустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья всё спят, ничего не слышат. В третий раз размахнулся он еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов; чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — головы опять приросли, а Ивана Быковича вогнал он в сыру землю по самые плечи. Иван Быкович запросил роздыху, снял с себя шляпу и пустил в избушку; от того удара избушка развалилася, вся по бревнам раскатилася.
Тут только братья проснулись, глянули — кровь из миски через край льется, а богатырский конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами на помочь спешат. «А! — говорит чудо-юдо, — ты обманом живешь; у тебя помочь есть». Богатырский конь прибежал, начал бить его копытами; а Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части разнял и побросал все в реку Смородину. Прибегают братья. «Эй вы, сони! — говорит Иван Быкович. — Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился».
Лег Иван Быкович спать — почивать, а ночью пришел к нему во сне Велес звездный пастырь и говорит. Ты Иван утром как встанешь, времени не теряй, еще не все дело сделано, чудо-юдовы жены извести вас хотят. Выйди в чисто поле помяни имя мое и ударься оземь. Дам тебе я тогда силушку волшебную, станешь пташкою, полетишь, да все сам узнаешь.
Поутру ранешенько вышел Иван Быкович в чистое поле, имя Велеса помянул, ударился оземь и сделался воробышком, прилетел к белокаменным палатам и сел у открытого окошечка. Увидала его старая ведьма, посыпала зернышков и стала сказывать: «Воробышек-воробей! Ты прилетел зернышков покушать, моего горя послушать. Насмеялся надо мной Иван Быкович, всех зятьев моих извел».
— «Не горюй, матушка! Мы ему за все отплатим», — говорят чудо-юдовы жены.
— «Вот я, — говорит меньшая, — напущу голод, сама выйду на дорогу да сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблочками: кто яблочко сорвет — тот сейчас лопнет».
— «А я, — говорит середняя, — напущу жажду, сама сделаюсь колодезем; на воде будут две чаши плавать: одна золотая, другая серебряная; кто за чашу возьмется — того я утоплю».
— «А я, — говорит старшая, — сон напущу, а сама перекинусь золотой кроваткою; кто на кроватке ляжет — тот огнем сгорит».
Иван Быкович выслушал эти речи, полетел назад, ударился оземь и стал по-прежнему добрым молодцем. Собрались три брата и поехали домой. Едут они дорогою, голод их сильно мучает, а есть нечего. Глядь — стоит яблоня с золотыми и серебряными яблочками; Иван-царевич да Иван кухаркин сын пустились было яблочки рвать, да Иван Быкович наперед заскакал и давай рубить яблоню крест-накрест — только кровь брызжет! То же сделал он и с колодезем и с золотою кроваткою. Сгинули чудо-юдовы жены.
Как проведала о том старая ведьма, нарядилась нищенкой, выбежала на дорогу и стоит с котомкою. Едет Иван Быкович с братьями; она протянула руку и стала просить милостыни.
Говорит царевич Ивану Быковичу: «Братец! Разве у нашего батюшки мало золотой казны? Подай этой нищенке святую милостыню». Иван Быкович вынул червонец и подает старухе; она не берется за деньги, а берет его за руку и вмиг с ним исчезла. Братья оглянулись — нет ни старухи, ни Ивана Быковича, и со страху поскакали домой.
А ведьма утащила Ивана Быковича в подземелье и привела к своему мужу — старому старику владыке подземному: «На тебе, — говорит, — нашего погубителя!» Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать: «Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей?» Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами; старик взглянул: «Ай да молодец Ванюша! Молод да не прост. Не зря сам Велес за тебя заступается, наставляет. Что ж мне с тобою делать?»
— «Твоя воля, что хочешь, то и делай; я на все готов». — «Ну да что много толковать, ведь детей не поднять; сослужи-ка мне лучше службу: съезди в невиданное царство, в небывалое государство и достань мне царицу Светлану Золотые Кудри. Я хочу на ней жениться».
Старуха услыхала такое взбесилась, завязала камень на шею, бултых в воду и утопилась.
— «Вот тебе, Ванюша, дубинка, — говорит старик, — ступай ты к Перунову дубу в Боголесье, стукни в него три раза дубинкою и скажи: выйди, корабль! Выйди, корабль! Выйди, корабль! Как выйдет к тебе корабль, в то самое время отдай дубу трижды приказ, чтобы он затворился; да смотри не забудь! Если этого не сделаешь, причинишь мне обиду великую».
Иван Быкович пришел к Перунову дубу, ударяет в него дубинкою бессчетное число раз и приказывает: «Все, что есть, выходи!» Вышел первый корабль; Иван Быкович сел в него, крикнул: «Все за мной!» — и поехал в путь-дорогу. Отъехав немного, оглянулся назад — и видит: сила несметная кораблей и лодок! Все его хвалят, все благодарят.
Подъезжает к нему старичок в лодке: «Батюшка Иван Быкович, много лет тебе здравствовать! Прими меня в товарищи». — «А ты что умеешь?» — «Умею, батюшка, хлеб есть». Иван Быкович сказал: «Фу, пропасть! Я и сам на это горазд; однако садись на корабль, я добрым товарищам рад».
Подъезжает в лодке другой старичок: «Здравствуй, Иван Быкович! Возьми меня с собой».
— «А ты что умеешь?»
— «Умею, батюшка, вино-пиво пить». — «Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль». Подъезжает третий старичок: «Здравствуй, Иван Быкович! Возьми и меня».
— «Говори: что умеешь?» — «Я, батюшка, умею в бане париться».
— «Фу, лихая те побери! Эки, подумаешь, мудрецы!» Взял на корабль и этого; а тут еще лодка подъехала; говорит четвертый старичок: «Много лет здравствовать, Иван Быкович! Прими меня в товарищи».
— «Да ты кто такой?» — «Я, батюшка, звездочет». — «Ну, уж на это я не горазд; будь моим товарищем». Принял четвертого, просится пятый старичок. « Куды мне с вами деваться? Сказывай скорей: что умеешь?»
— «Я, батюшка, умею ершом плавать». — «Ну, милости просим!»
Вот поехали они за царицей Светланой Золотые Кудри. Приезжают в невиданное царство, небывалое государство; а там уже давно сведали, что Иван Быкович будет, и целые три месяца хлеб пекли, пиво варили. Увидал Иван Быкович несчетное число возов хлеба да столько же бочек вина и пива; удивляется и спрашивает: «Что б это значило?»
— «Это все для тебя наготовлено».
— «Фу, пропасть! Да мне столько в целый год не съесть, не выпить». Тут вспомнил Иван Быкович про своих товарищей и стал вызывать: «Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас пить-есть разумеет?» Отзываются Объедайло да Опивайло: «Мы, батюшка! Наше дело ребячье».
— «А ну, принимайтесь за работу!» Подбежал один старик, начал хлеб поедать: разом в рот кидает не то что караваями, а целыми возами. Все приел и ну кричать: «Мало хлеба; давайте еще!» Подбежал другой старик, начал пиво-вино пить, всё выпил и бочки проглотил: «Мало! — кричит.
— Подавайте еще!» Засуетилась прислуга, бросилась к царице с докладом, что ни хлеба, ни вина недостало.
А царица Светлана приказала вести Ивана Быковича в баню париться. Та баня топилась три месяца и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней. Стали звать Ивана Быковича в баню париться; он увидал, что от бани огнем пышет, и говорит: «Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!» Тут ему опять вспомнилось: «Ведь со мной товарищи есть! Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас умеет в бане париться?» Подбежал старик: «Я, батюшка! Мое дело ребячье». Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит. «Ох, батюшки, замерз, топите еще три года!» — кричит старик что есть мочи. Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замерзла; а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему царицу Светлану Золотые Кудри выдали. Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала.
Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко — ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо в Сваргу. «Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропала!» Потом вспомнил: «Ах, ведь у меня есть товарищи. Эй, старички-молодцы! Кто из вас звездочет?»
— «Я, батюшка! Мое дело ребячье», — отвечал старик, ударился оземь, сделался сам звездою, полетел на небо и стал считать звезды; одну нашел лишнюю и ну толкать ее! Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась по небу, упала на корабль и обернулась царицею Светланою Золотые Кудри.
Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» — думает Иван Быкович, да вспомнил про последнего старичка и стал его спрашивать: «Ты, что ль, горазд ершом плавать?» — «Я, батюшка, мое дело ребячье!» — ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукою и давай ее под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею золотые кудри. Тут старички с Иваном Быковичем распростились, по своим домам пустились; а он поехал к чудо-юдову отцу подземному богу.
Приехал к нему со Светланой золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на царицу и говорит: «Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу».
— «Нет, погоди, — отвечает Иван Быкович, — не подумавши сказал!»
— «А что?» — «Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка; кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет». — «Ладно, Ванюша! Ступай ты наперед».
Иван Быкович пошел по жердочке, а Светлана Золотые Кудри про себя говорит: «Легче пуху лебединого пройди!» Иван Быкович прошел — и жердочка не погнулась; а старый старик пошел — только на середину ступил, так и полетел в яму.
Иван Быкович взял царицу Светлану Золотые Кудри и воротился домой; скоро они поженились и задали пир на весь мир. Сам Велес одарил молодых златом — серебром, стадами тучными: коровками молочными, бычками рогатыми, телятами, кабанчиками да свинками, кучерявыми баранчиками, круторогими козлами да козочками. Всего было вволю, всякого добра было вдоволь.
Иван Быкович сидит за столом да своим братьям похваляется: «Велес Батюшка меня благословил, дарами наградил. Хоть долго я воевал, да молодую жену достал! А вы, братцы, садитесь-ка на печи да гложите кирпичи!» На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало.
О ВЕЛЕСЕ…
В прошлом веке и в наши годы о великом и загадочном боге славян Велесе написано много. А вот исторических данных, признанных официальной наукой в разы меньше… Но все же древние и современные мифы сходятся на том, что:
Велес — «скотий бог» как его именуют летописи. А значит — Бог богатств. В древности, чем больше у человека были стада, чем большим количеством скота он обладал, тем богаче он был. А Велес был богом — покровителем и домашних и дикий животных.
Велес — дед сказителей и боянов, — во всяком случае именно так «Велесовы внуцы» называет боянов такой авторитетный источник, как «Слово о полку Игореве».
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
Велес — владыка перекрестков миров, одинаково связанный и с миром Яви и с миром Прави и с миром Нави. Бог искусств, мастерства, ловкости.
Велес — бог мудрости бытия, владыка зверей, лесов, покровитель мужской магии и силы.
Велес может наградить мужчину мудростью, одарить мужской силой, здоровьем, богатством, успехом.
Священные животные бога Велеса — медведь — хозяин русских лесов и тур (бык).
Велес позволяет человеку найти самого себя, открыть свои дороги — пути — тропки. Утвердиться в своем мнении, своей индивидуальности, понять смысл своей жизни, своего бытия мире проявленном.
Именно Велес управляет всеми зверями, всеми лесами и всеми Лешими.
Велес — звездный пастырь владыка! В Сварге он пасет стада звездных коров и быков. Млечный Путь это еще и Велесов Путь.
РАДЕНИЕ «ЖИВОСВЕТ» НА КОЩУН ВЕЛЕС (МЕДИТАЦИЯ)
Вглядитесь в кощун Велеса. Понаблюдайте за его символом, как и во что он одет, что его окружает. А теперь вглядитесь в его лицо. Посмотрите, как очи великого Звездного Пастыря сияют, как они превращаются в две путеводные звезды и заполняют собой все пространство.
Великий и мудрый бог, открывающий пути, владыка перекрестков, повелитель царства зверей, знающий все пути и все дороги, скотий бог, бог ремесла, плодородия, мужской силы и мужской магии. Ни один зверь не родится без его воли, ни один зверь не умрет без его воли, он пасет не только земные, но и звездные стада.
Ощутите его великую, живую силу, ощутите, как она исходит из его очей, как он смотрит прямо на вас. Ощутите Велесов ЖИВОСВЕТ. Ощутите как он проникает в вас, как наполняет ваши тела, как усиливает и вашу природу.
Просите у великого Велеса его благодати, просите его помощи, просите его совета, просите его поддержки. Пусть Велес наполнит ваш разум мудростью, а телеса ваши силою.
Вы видите огромного медведя, который выше гор и деревьев, он рычит, он идет, чтобы вы его услышали, это сам Велес.
Медведь исчезает и Вы видите и огромного быка, который выше корабельных сосен. Он мычит и смотрит прямо на вас. Что рождается от этого вида в вас? Что он будоражит внутри вас?
Велес смотрит прямо в вас, в вашу душу, он смотрит на все ваши реакции и на все ваши эмоции, он видит все, все, чем и кем вы являетесь на самом деле. Вы не в силах ничего утаить от его всевидящего взора. Вы видите бесчисленные стада коров, быков, картина меняется и вы видите стада диких кабанов, потом оленей. Потом вы видите, как они бегут по зеленой траве. Это сильные мощные животные. Вы ощущаете их первозданную животную силу, которая превышает человеческую, вы слышите, как дрожит земля под их копытами. Все это сила Велеса.
Велес поет свою песнь миллионами голосов. Это его голос — рев медведя-шатуна, это его клич — зов улетающего на осенины журавля, это его песнь — песнь соловья в весеннем саду, это его голос — вой одинокого волка в зимнем лесу, это его клич — уханье филина в глухом бору, это его голос — грозное мычание дикого быка.
Потом Велес поднимает вас в высь, и вы наблюдаете его звездные стада. Вы видите проплывающие мимо созвездия. Слышите песню Велеса, которую он играет на своей дудочке. Вы можете наблюдать Млечный Путь, вы можете гулять по млечному пути, вы видите, как Великий Звездный Пастырь пасет звездные стада.
Поблагодарите Велеса за его Дар!
ДУХОВНОЕ ПОСЛАНИЕ кощуна ВЕЛЕС
Великий Велес — звездный пастырь встречает меня в своем чертоге и направляет мои шаги и мысли в проявленном мире в верную правильную сторону.
Я встречаю Дар Велеса — знание, мужскую силу, магию, богатство, здоровье, целостность. Он учит меня, как взаимодействовать с миром животных. Как слышать и понимать язык животных, птиц, насекомых. Велес открывает мне тайны лесной магии. Я открываюсь навстречу божественной силе Велеса. Я обретаю целостность и основательность, божественное и животное благоприятно во мне соединяются. Отныне мой путь на этой земле, в этой Яви будет благословлен Велесом. Мое физическое тело становится здоровым и сильным, мой дух крепнет, я под великой и надежной защитой Велеса. Я смогу помогать и принимать помощь мира животных Я смогу слышать и понимать знаки мира животных не доступные для обычных людей. Все звери будут помогать мне в моем путешествии в мире Яви.
КАКУЮ ПРАВДУ ГЛАГОЛИТ СЕЙ КОЩУН
Кощун Велес открывает чертоги великого звездного пастыря. Он учит тому как укрепить свое сознание и тело, как стать мудрее, здоровее и даже адекватнее проявленному миру. Велес ловкий, умелый, сообразительный, находчивый и всеми этими качествами он наделяет своих подопечных. Этот кощун поможет укрепить и проявить вашу связь с вашей инстинктивной природой, вашим телесным началом, он соединяет дух и плоть наилучшим образом.
Он поможет притянуть в свою жизнь нужные события, нужные проверки, чтобы определиться с направлением вашего движения.
Великий Велес дарует возможность найти свое животное — покровителя, своего помощника в мире животных (тотем).
Велес приставляет такое животное к человеку и то помогает ему энергетически. Да и в наше время среди русских фамилий можно встретить большое количество Медведевых, Зайцевых, Волковых, Соболевых и пр. Все это отголоски Велесовой подмоги. Животное помощник от Велеса такой род поддерживает и силушкой и ловкостью своей.
Мужчинам Велес поможет укрепить свое мужское здоровье и силу и даст инициацию в магическое ремесло. Если у вас трудности и не получается продвинуться в своем развитии, именно Велес откроет ваши дороги, уберет препятствия с вашего пути.
ВЕЛЕС «КАЛЕНДАРЕ-КОЩУННИКЕ»
БЕЛЫЕ СВЯТКИ, БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ — так называется мистическое зимнее время кологода, когда врата между мирами открываются. И не случайно! Все мы знаем, что когда человек рождается он сам и роженица находятся в особом состоянии — они открыты.
На Коляду произошло рождение не человека, а бога и вот раскрываются врата мироздания, границы Яви и Нави стираются, тайное становится явным, духи ходят по земле, будто обычные люди. А Велес мудрейший этим междумирием правит, потому эти Святки — его время — удивительное, волшебное, но и опасное.
В Новгородской и Вологодской губерниях Святки называли Кудесами (Забылин «Русский народ»). В самом Новгороде Святки также были известны как Окрутники. В Псковской губернии Святки величали Субботниками.
Обрядов и ритуалов было великое множество, все они при этом имели одинаковые черты в разных областях: это ряженые — обрядовое переодевание в костюмы и маски животных и духов — медведей, кабанов, коз и пр., гадания, ритуальные блюда и сладости песни — колядки, возжигание ритуальных огней — костры, колеса и т. п.
Также пекли печенья козуль, коровок и пр… Ими угощались и угощали, чтобы скот плодился и множился, а бог Велес пролил свою благодать. Молодежь веселилась и играла в разного рода игры, среди которых особое место занимали игры с ярким эротическим подтекстом, так как бог покровитель Святок — Велес олицетворял силу плодородия, мужского начала и процветания. Например, «ИГРА в УМРУНА (мертвеца)». Парню белили мукой лицо и свеклой красили зубы. После чего заворачивали в белое полотно наподобие савана. Он ложился на широкую лавку и изображал покойного. Девушки должны были его оплакивать. Каждая подходила и лила притворные слезы, пытаясь его «воскресить», поднять, прижимаясь и трогая его. Когда все присутствующие девушки делали это, притворный мертвец или «умрун» доставал из-под савана фаллический предмет, деревянный уд, имитируя эрекцию и под дружный смех все замечали, что у него ожил детородный орган. После чего «умрун» вставал и бегал за девушками, пытаясь до каждой им дотронуться. Таким образом, прославлялась ярая страсть, сила жизни, плодородия и размножения. Эта ритуальная игра показывала, насколько во время Больших Святок переплетались тема жизни и смерти.
Святочные обряды имели такую мощную энергетику, что несли ее до самого декабря следующего года. А песни — колядки должны были быть так хороши, чтобы боги их услышали и одобрили, послав исполнителям свои дары. Ряженые получали от хозяев ритуальную пищу и благословляли дом, в котором их одаривали. При этом лица были скрыты под рогатыми масками, а одеяния — вывернутые шкуры.
Велесовы Святки — это таинственное, загадочное время, когда духи и люди могут встретиться, наилучшее время для волхования, гаданий и волшбы.
Один из дней Велесовых Сказок называется Оберег Коровки Масляной Головки (Оберег Скотины). Обязательным обрядом в этот день было приготовление сладких печений из теста в виде коровок. Их ели и люди, и давали животным, верили, что тогда животные будут хорошо плодиться и не заболеют.
А еще Велесовы Святки — это время ряженых. Время, когда люди переодеваются в медведей, коз, кабанов, быков, лосей, духов — (Кикимора, навьи, Русалка, Леший и т.д.) и прочих животных. Ведь Велес — не только бог лесов, магии, но и бог животного мира, «скотий бог» именно так его именуют исторические летописи.
Это очень древняя традиция рядиться в животные маски. В памятниках Древней Руси с 12 века упоминаются ряженые, надевающие на себя «личины» и «скураты». Участники ряженья назывались в разных областях по разному: ряженые, нарядчики, наряжонки, окрутники, шуликуны, хухольники.
Сам Велес частенько оборачивается в медведя и быка, а потому покровительствует тем, кто знает тайны оборотничества.
Мир животных — мир инстинктивный, мир телесный, мин трех нижних крин (чакр, чар) ауры, а человек и есть соединение животного и божественного. Великий Бог Велес — бог мудрости бытия соединяющий высшее божественное и низшее животное начало воедино, потому-то Велес и близок нам, людям. Перекресток Велеса — это тот чертог, где человек выбирает свой путь.
31 декабря — ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ. СКОТОХРАНИТЕЛЬ.
Новолетью пора. Истек месяц Коложег (СТУДЕНЕЦ)
Прощай, старый, здравствуй, Новый Год! В этот день на Руси крестьяне молились, чтобы предотвратить падеж скота. Отмечался мужскими братчинами с пивом и ритуальной мясной пищей посвященной скотьему богу. Год кончается, а пылкой зиме только начало кладется.
ВОЛЧЬИ СВЯТКИ С 4 — по 11 февраля (старый стиль) или 17 — 24 (новый стиль) февраля Волчьи или Малые Велесовы Святки. Волчьими они называются потому, что именно в это время у волков начинаются «свадьбы». В лес в это время ходить опасно, однако для волшбы и гаданий время самое благоприятное. Мы отмечам эти праздники с 4/17 февраля (Перелом Зимы. Полухлебница). В это время бог Велес в образе волка сшибает «рог зиме» говорили наши предки. В чем отличие от Больших Велесовых Святок? В том, что это время для серьезных обрядов для защиты домашних животных и скота. Бог Велес в это время в полной силе именно «скотий бог», как его именовали средневековые летописи.
Велес в это время творит оберег скоту и помогает роду людскому пережить зимние холода. Дни Малых Велесовых Святок имели свои названия
4/17 Велес Студеный, Морозный. Морозов День, так как в этот день всегда были морозы,
5/18 февраля — Велес Коровятник. Верили, что в этот день по деревням бродит Коровья Смерть и женщины совершали магические обряды для ее изгнания с помощью старых лаптей и дегтя.
6/19 Велес Телятник — начинают рождаться коровье потомство. Проводили обряды на защиту телят. Окуривали хлев целебными и защитными травами.
7/20 Спасовы Коренья.
8/21 Велес Серповец
9/22 Велес Житный. Плели новые лапти.
11/ 24 ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ. Последний день Велесовых Святок. После него зима на убыль. После христианизации Руси названия дней Велесовых Святок были заменены на имена христианских святых.
24 ФЕВРАЛЯ — ВЕЛЕСА ДЕНЬ. Прольет Велес маслица на дороге, Марене зиме пора убирать ноги. Велесова борода в масле. Велес, сшиби рог зиме.
В этот день на небе после долгого зимнего перерыва появляется Велесова звезда — самая яркая в созвездии Волопаса. На Руси мужики в этот вечер выводили скот, чтобы благословить его перед Велесом. Начинаются торги, на которых продавали скотину — овец, коров, коз и пр., именуемые базарами.
В ДЕНЬ ВЕЛЕСА варят пиво, приглашают всю родню, гуляют широко и разгульно. Поэтому благоприятно прочитать на ритуальное пиво над своим стаканом заговор на процветание:
Как хмель-хмелюшко кудрявый вьется,
Водица ключевая бежит-льется,
Дух пивной разносится-несется,
так и прибыль моя меня ждет — не дождется,
лейся пиво в роток,
а ты прибыль — в мой кошелек…
Последние морозы, завершают зиму — говорил народ в христианскую эпоху.
Чтобы предохранить в этот день коров от падежа, крестьяне не работали.
Прольет Велес маслица на дороги — зиме пора убирать ноги.
Говорок:
Велес, батюшка, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали.
Ведуны в этот день вызывали духов предков, перекладывали болезнь с человека на животное, снимали родовое проклятие.
6 МАЯ — ВЕЛЕС ВЕШНИЙ. ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ. ВЕЛЕС СКОТОПАС. ВЕЛЕС ПАСТЫРЬ. Время почитания Велеса в его ипостаси «скотьего» Бога. Обряды и ритуалы с животными. 6 мая нас ждет день ВЕЛЕСА и ЯРИЛЫ. Называется день по календарю Кощуннику Велес Скотопас или Велес Вешний. А вот по народному календарю — Юрьев День.
В этот особый день вы можете помочь вашим домашним питомцам, причем не важно вы — процветающий фермер, у которого стада коров, коз или овец или скромный владелец котенка или попугайчика в мегаполисе.
Воздать в этот день славу Велесу и Яриле — значит защитить и оградить от бед и болезней братьев наших меньших на целый год.
6 МАЯ — ВЕШНИЙ. ВЕЛЕС СКОТОПАС. Первый выгон скота в поле. Пекли обрядовое печенье в виде козулек, коровок, лошадок. В этот день Велес проверял своих подопечных. А у пастухов был, можно сказать, профессиональный праздник, так как в Велесов день первый раз выгоняли скот в поле после зимы.
Утренняя роса этого дня считалась целебной. Чтобы не болеть целый год мужчины и женщины валялись утром по росе.
Начиналась время пахоты и сева яровых. К выезду на пашню готовились, словно к встрече с невестой. Парились в бане, надевали новую рубаху. На благополучный сев благословляла мать.
Злу в наказанье Велес рассылает волчьи стаи. Поэтому в Велесов день нельзя работать, чтобы волки не задрали домашний скот.
На 6 мая каждый хозяин приходил в поле со свежеиспеченным хлебом — караваем, первый ломоть доставался пастуху, а оставшимся кормили возвратившийся с поля скот.
В этот день гладили лошадей яичком по гриве и голове с приговором:
Как яичко кругло и гладко, так будь кругла и сыта моя лошадка.
Хочется привести в качестве праздничной песни в этот день Костромскую песню христианского периода, которая, тем не менее, сохраняет языческое наследие. Эту песенку распевала ребятня, подыгрывая себе на бубнах, трещотках и свистульках. Перед выгоном скота на поле поющая компания будила всю округу:
Тетушка Анфися,
Скорее пробудися,
В кичку нарядися,
Пониже окрутися,
Подай нам по яичку,
Подай по другому…
Обращаясь к Егорию — христианскому преемнику наследия ВЕЛЕСА, детвора окликала заговорными словами:
Ты спаси, нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным Солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукаваго..
Еще один заговор на этот день, обещающий приплод домашних животных и птиц:
Телушки, телитесь.
Свинки, пороситесь,
Курочки, неситесь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Живосвет» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других