Признаки жизни

Жан Копжанов, 2022

Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое – воспоминания; то, что уносит в будущее – мечты. Ерлан – это главный герой, в котором смешаны основные убеждения, собирательный образ, и история всех людей его возраста: молодой, рожденный в годы независимости парень, не видевший больших трудностей в жизни. Он просыпается в белой комнате, дезориентированный в пространстве и времени. Его приветствует загадочный голос – это искусственный интеллект, который сообщает, что Ерлан находится в "системе перезагрузки". У него есть возможность увидеть свои воспоминания, проанализировать любую информацию. Из устройств в комнате имеются смартфон, ретранслятор воспоминаний, который погружает героя в любой период жизни с полным спектром чувств и ощущения реального времени. В романе есть дружба, любовь, секс, атмосфера ночного города, война, голод, народные восстания и счастье семейных ценностей. Годы погружения памяти: 2024-2022-2005-2014-2021-1986-1931-1941-2024. Что было дальше?

Оглавление

  • ***
  • Глава 1. Если бы не пятница, вечер

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признаки жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Глава 1. Если бы не пятница, вечер

Вслед за коротким, легким, как дыхание, дневным потеплением алматинская погода неуловимо изменилась. Несмотря на прогнозы метеорологов, в этом году зима балует южную столицу теплом и сухим асфальтом. В этом случае их ошибка не столь критична, так как я люблю теплую зиму. Особая атмосфера уюта иногда наступает во время кратких снегов, что падают крупными хлопьями и осветляют город своим ярким отражением зимнего солнца. Затем, на следующий же день, снег не оставляет и следа своего присутствия, полностью растаяв. Зато очень тепло, да так, что можно ходить только в пальто, иногда и без шарфа. Некоторые ходят и без курток, а закаленные ребята даже в футболках. Порой при взгляде на таких людей самого в холод бросает.

Сегодня на Алматы спустился густой туман. Он окутал город очень быстро, словно облако мягкой подушкой упало на землю. Настроение города сравнимо с настроением капризной девушки с очень ярко выраженной биполярностью. Вот утром было обжигающе жарко, светило солнце, а в полдень — туман, и к ночи обещали дождь. Тепло еще держалось в воздухе, но солнца уже не видно, лишь рассеянный свет, просачивающийся сквозь мелкие капли.

Город обретает новые цвета, а могущественная серость завораживает меня своей притягательной таинственностью. Серым кажется небо, серыми являются дома, серым столбом рассеивается сигаретный дым. Мысли при такой погоде тоже обретают свою серость, и хочется надеть наушники и погрузиться в грустный рэп, находя строки, что подходят к моей жизни. Шестое чувство одинокой души, что рвется увидеть свет в конце пути. Густой туман невольно создает исключительное минорное настроение. Парадоксальное сплетение тревоги и безмятежности.

Я стою на небольшом открытом балкончике на пятом этаже офиса, который находится выше перекрестка Абая–Сейфуллина. Наблюдаю за городом в пятничный вечер. Час пик, сигналят машины. Габаритные огни пробиваются ярким светом сквозь туман, рассеиваясь в его каплях, которые словно разбрасывают свет в разные стороны. Делаю глубокую затяжку и медленно выпускаю сигаретный дым, наблюдая за тем, как он полностью сливается с серым туманом.

Это физическое пристрастие, порожденное эмоциональными и духовными трудностями. Мысли мои опустошены, и в них нет ничего, лишь слияние двух консистенций в воздухе. Курение — это особый вид удовольствия; изысканный, но оставляющий легкий флер неудовлетворенности. Стряхнув пепел, я смотрю вниз на землю и предаюсь размышлениям.

Зазвонил телефон. На экране имя моего друга: Хамит.

— Салам, бро, — говорит он веселым бодрым голосом, при этом в нем всегда есть размеренность и спокойствие, казалось, что он всегда был в расслабленном состоянии и никогда не переживал ни о чем.

— Уалейкум, как дела?

— Отлично. Сам как? Ты где?

— Неплохо, вот освободился, вышел с работы. Сам что?

— Только проснулся. Есть идея.

Мы обсуждаем общие вопросы, узнаем новости. Договариваемся о встрече. Решаем встретиться возле торгового центра на улице Розыбакиева. Он живет недалеко от места встречи и успеет добраться туда пешком, пока я доеду по этим пробкам. Мне нравится кататься по городу в вечернее время, тем более, когда есть определенная цель поездки, пункт назначения. Звоню Жуману, нашему общему другу, чтобы узнать его планы и позвать тоже. Разговоры с ним всегда продуктивны и наталкивают на позитивные мысли. Доброй и чистой души человек, он всегда с полной серьезностью относится к любым вещам.

— Здравия желаю! Как дела, Джуманджи? — говорю я, подшучивая с отсылкой на известный фильм с Робби Уильямсом. Его так называли на военной кафедре, где всем давали своеобразные прозвища.

— Салам! Пойдет. У тебя как?

— Неплохо. Сейчас с Хамитом созвонились. Ты свободен? Заедем за тобой.

Мы договорились встретиться примерно через час или полтора.

Убираю телефон в карман и делаю еще один глубокий затяг, наслаждаясь моментом. Вечер пятницы, рабочая неделя позади. Два дня передышки и снова в офис. Наблюдая за сигаретным дымом, ловлю себя на мысли о том, что неужели так и будет всегда? Неужели смысл в том, чтобы работать пять дней в ожидании выходных, и так раз за разом. Выходные как передышка, и снова в бег, затем отпуск, как привал. Куда мы бежим? Зачем эта гонка?

Чувствую легкую дрожь от прохлады, которая дала о себе знать, потому что я стою без движений. Достаю связку ключей от автомобиля. Решаю проверить, заведется ли машина через пульт с такого расстояния. Она стоит на у другого конца здания, около главного входа. Удерживаю кнопку автозавода. Слышу характерный звук, который означает, что машина успешно завелась. Удивившись этой мелочи, я радуюсь, что смогу еще немного постоять и покурить, пока двигатель прогреется.

На мне черное пальто, свисающий с двух сторон темный шарф, и остальное, в целом, классический стиль. Я очень уверен в себе, когда на мне такая удобная и красивая одежда. Стилем можно показать, кто ты есть, не сказав ни слова, но порой бывает, что под красивой одежкой у человека нет ничего искреннего.

Сев в машину, я сразу же включил музыку и печку на первый режим обдува. Стандартная процедура — долго и тщательно создавать список воспроизведения музыки, а только затем уже ехать.

В салоне пахнет новым освежителем воздуха. Легкий и нежный запах японской сакуры, но он держится не так долго, и как только я начну движение, то запах сразу же исчезнет, впитавшись в кресла или же улетучившись в заднюю часть салона.

Быстренько взглянув на карту пробок, я проложил оптимальный маршрут по небольшим улочкам, что помогут объехать хотя бы часть из заторов. Это сэкономит мне полчаса. Из всех творений рук человеческих автомобиль больше всего похож на живого друга и товарища. Каждая мысль и движение тела создают уникальную связь со всеми его механизмами. Порой кажется, будто эта жестянка — единственное, что меня понимает. Безупречный малословный психолог.

Играет музыка из любимого плейлиста, который называется «особый». Я включил случайный порядок воспроизведения — любая из этих до боли знакомых песен пробуждает во мне теплые чувства. Эти песни со мной еще со школьных времен, и иногда я люблю снова и снова их включать для создания особой атмосферы. Популярная музыка из числа современных хитов казалась мне временной, краткосрочной, той музыкой, которую будет уже не модно слушать спустя пару лет. Однако есть исключения — это музыка, что завоевывает сердца и помещается в раздел долговечных.

На проспекте Аль-Фараби, как обычно, вечерняя пробка обрела два цвета — это красные габариты машин, что движутся в попутном направлении, и ярко–желтые огни фар встречных машин. Что очень красиво, особенно если смотреть на это с небольшого подъема или же с поворота. Мой любимый отрезок находится на плавном повороте между улицами Фурманова и Желтоксан. С одной стороны — элитный жилой комплекс и бизнес-центр в виде высоких хрустальных вершин гор, что тянутся вверх к финансовым высотам. С другой — на верхней стороне улицы комфортно расположились элегантный театр балета с белым мраморными стенами и компактное строение с проемом и переходным мостом посередине. Уникальное для города строение вызывает эстетическое наслаждение современной высокотехнологичной архитектурой.

Будучи у цели, я завернул налево. Увидел высокое колесо обозрения, которое светилось яркими огнями вдоль всех его огромных спиц. Эти огни отражались от окон машины и немного искажались вдоль изгибов кузова. Проезжать здесь — огромное удовольствие, причем в любое время суток.

Подъехав к назначенному месту, я звоню другу.

— Алло, Хамит, ты где стоишь?

— Я около колеса обозрения, а ты где?

— Заехал на парковку, кажется, я тебя вижу. Это ты, с дурацкой прической? — говорю я и включаю дальний свет фар на пару секунд.

Припарковавшись, выхожу из машины, и мы по–братски обнимаемся, я параллельно подшучиваю над его новой прической. Хамит тоже в классике, но в светлом пиджаке и в коричневом шерстяном пальто.

— Ты литр одеколона на себя вылил, что ли? — говорю я, оглушившись его парфюмом.

— Выветрится. Нормально.

— Очень надеюсь.

— Как там Жуман поживает? — говорит Хамит.

— Да пойдет, двигается туда–сюда. Работа–дом. Недавно в горы ездили, я тебе тогда звонил, хотели тебя затянуть тоже.

— Блин, ты тогда мне помешал, я с девушкой был.

— Да ладно, в такие моменты надо режим полета включать или «не беспокоить» на два часа. В твоем случае, «не беспокоить» на две минуты.

Мы смеемся и заходим в машину. Шутить с друзьями — это лучшее, что может быть для отвлечения от повседневных проблем и невзгод. Бальзам на душу. Музыка в машине включается автоматически и начинается песня популярной алматинской группы поздних двухтысячных.

— О, GhettoDogs! Сто лет их не слушал.

— Те самые.

Хамит узнает музыку и делает погромче. Теперь звук словно льется из семи звуковых динамиков. Громкая музыка сразу сказывается на моем настроении. Больше дофамина, больше адреналина. Кажется, что меняется и стиль вождения, становясь более агрессивным, быстрым и резким в поворотах. Нажатием одной кнопки на нижней панели приборов я отключаю экологический режим вождения, который сдерживает обороты двигателя. В спешке еду в сторону выезда из парковки, чтобы не зайти за лимит бесплатных 15 минут. Нет желания искать паркомат и лишний раз выходить из машины.

Ближе к ночи Алматы светится светодиодами на стенах помпезных бизнес-центров, окнами домов и уличными фонарями. Выезжаем на улицу Розыбакиева в северном направлении. Как только я поворачиваю налево, начинается куплет с яркими словами об Алматы.

Этот шумный город всегда в движении и никогда он не спит,

И знают все точно без сомнения,

Что тянет к себе как магнит,

И как магнит он тянет всех под подряд,

Он тянет всех под подряд

И никогда не спит.

Окидываю взглядом торговый центр и высокие жилые дома позади него. Красный сигнал светофора, секундомер показывает 49 секунд. Мы слушаем песни и вспоминаем те времена, когда эта музыка была популярной. Беззаботные подростковые времена, когда мы мечтали стать взрослыми, однако ступени во взрослую жизнь не всегда ведут наверх. Зеленый свет сигнализирует мне, что мои размышления о взрослении закончились и пора ехать вперед.

За светофором, в двадцати метрах от нас, ловили такси две девушки. Первым их замечает Хамит и сбавляет громкость музыки.

— О, глянь, какие девушки. Возьмем?

— Конечно.

Включаю поворотник и притормаживаю, параллельно продавливаю кнопку открытия правого переднего окна. Хамит сидит справа и ему удобнее с ними заговорить. Начинаем улыбаться, пытаясь создать привлекательный образ. Я более чем уверен, что со стороны мы выглядим очень смешно и глупо.

— Привет, девушки, куда вас подвезти? — говорит Хамит.

— Арбат.

Он оглядывается на меня.

— Да, поехали. — говорю я, качнув головой, как бы указывая им, куда садиться.

— Садитесь.

Девушки мило улыбаются и садятся в машину.

— Спасибо, — говорит одна из них.

Наступает неловкая пауза.

В салоне смешались различные ароматы парфюма и остатки запаха японской сакуры. Мне кажется, что еще пару километров и в машине не останется обычного воздуха, поэтому я незаметно приоткрываю окно со своей стороны. Совсем чуть-чуть, зато дышать мне становится гораздо легче. Играет музыка, до которой нам с другом уже нет дела. Часто поглядываю на зеркало заднего вида. Замечаю, как одна из девушек чуть пританцовывает, улыбается и смотрит на несколько застенчивую подругу. Я решаю снизить громкость музыки. Теперь она становится лишь фоновым звучанием. Это прямой намек на последующую за ней беседу и знакомство. Хамит поворачивается корпусом и рукой облокачивается на свое кресло. Смотрит на них и начинает разговор.

— Гулять собрались на Арбате?

— Да, в ЦУМ хотим сходить.

— Круто, там сейчас атмосферно.

Хамит думает, что можно еще сказать, и мне кажется, что он по этому поводу немного переживает. Такое бывает: в голову не приходят идеи, как ни старайся. Ведь это не глубокая ночь, когда мозг бодрствует и додумывает все упущенные диалоги прошлых событий, не давая уснуть до самого утра, разбирая сценарии жизни по полочкам.

— А вы? — прерывает краткое молчание одна из подруг. Чем спасает положение и дарит нам порцию уверенности. Взаимный интерес всегда дает силы, нежели односторонний опрос, который едва кажется беседой.

Хамит поворачивается ко мне.

— Куда мы собирались поехать? — говорит он с долей надежды, что я придумаю что-нибудь интересное.

— На Арбат, выпить кофе. Желательно с милыми девушками. Кстати, как вас зовут?

Я чувствую, как все в машине мило ухмыльнулись, понимая тонкий намек. Крайне решительные меры по сближению и преодолению барьеров в общении сделали свое рискованное дело. Однако сидеть и пить с ними кофе нет времени, ведь мы едем за третьим другом, чтобы потом вместе провести время.

— Меня Эльмира зовут.

Я в очередной раз поглядываю на зеркало заднего вида, смотрю на девушку, что сидит за водительским креслом, позади меня. Эльмира в темно-сером пальто, с длинными волосами. На ней черный ободок, что аккуратно придерживает ее роскошные локоны. Черные глаза и красивые брови. Немного пухлые, очень необычные губы, такие меня заводят с полуоборота. Порой фантазия настолько яркая и бурная, что затмевает за собой всю реальность.

— Приятно познакомиться, принцесса! — говорю я, подчеркивая значение ее имени.

Не помню, откуда я знаю эту информацию, но она вспоминается мне в самый нужный момент. Просто говорю это на автомате. Я, кажется, немного запал на нее.

Из–за спины до меня доходит аромат ее духов. Я слышу его отчетливо. Он словно медленно подкрадывается ко мне со всех сторон. Холодный, не приторный и сладкий вкус. Ноты сандала, резкий аромат граната. Затмив все остальное, эта девушка завоевывает каждый импульс моего внимания, борется за каждую мысль.

— Взаимно, — отвечает она и улыбается.

Мы смотрим друг на друга через маленькое зеркало. Она немного смущается и отводит глаза в сторону подруги, которая наблюдает за нами со стороны и все понимает.

Хамит переключается на вторую девушку, которую не может полностью разглядеть, так как ему неудобно развернуться. Но у него была такая возможность, когда они еще стояли на улице.

— А тебя как зовут?

— Жулдыз.

— У нас тут звездочка и принцесса. Очень приятно.

Девушки улыбаются и переглядываются друг с другом.

— А какие у вас имена? Скажете?

— Меня Хамит, а нашего водителя зовут Ерлан.

— Можно просто Ера. — говорю я и оборачиваюсь назад на секунду.

— Понятно. А что означают ваши имена? — говорит Жулдыз.

— Ой, даже не знаю. Производное от слова «хам», шучу.

— По вам такое не скажешь. — говорит Жулдыз.

Жулдыз и Хамит увлекаются небольшим флиртом, легкими шутками. Мне нравится легкая и непринужденная атмосфера в машине. Нам с Эльмирой остается лишь слушать их и улыбаться. Часто ловим обоюдные взгляды, казалось, что зеркало стало нашим маленьким миром, в котором сосредоточилась вся бескрайняя вселенная. Глаза многое могут сказать о человеке. «Пленительная, завораживающая, свободолюбивая», — такие были мысли, когда я отрывал взгляд, чтобы вновь следить за дорогой.

Еду довольно-таки быстро, не замечая, как мелькают улицы и светофоры. Резкие движения, обгоны и перестроения добавляют ощущение драйва. Стараюсь все держать под контролем и не терять голову, понимая, что безопасность на первом месте. Продуманный риск, когда прежде чем отрезать, я семь раз отмерю. Кажется, что после каждого маневра я искал ее одобрительный восхищенный взгляд, в этих эмоциях я нуждаюсь с того момента, как они сели в машину.

На Розыбакиева бывает тесно: на обочинах часто паркуются и занимают крайнюю полосу движения, порой и вовсе кажется, что едешь по двору. В такие моменты мне в радость даже небольшая пробка около пешеходного перехода или перекрестка, так как есть безопасная возможность вовлечься в беседу или снова взглянуть назад.

Тем временем на фоне всего этого играет музыка. Мой «особый» плейлист усиливает во мне чувство момента. Возможно, лишь я один в салоне испытываю такие ощущения. Раньше я слушал эту музыку лишь в дешевых проводных наушниках, которых хватало максимум на пару месяцев, а то и недель.

В потоке воспроизведения начинается саундтрек под названием «Туман», который поэтически вписывается в текущий момент и создает неповторимое чувство соответствия слов и состояния души.

Я путник, моя дорога через туман,

впереди сияет моя Джомолунгма.

Через пески добраться до воды бы,

голова в тиски, все мысли на дыбы.

Мне б увидеть свет в конце пути,

оставить след и продолжить идти.

Пассажиры наслаждаются приятной беседой и поездкой, а мне достается порция удовольствия от музыки и песни, слова которой я знаю наизусть. Процесс же вождения дает мне больше уверенности и некий контроль над ситуацией. В голове я обдумываю примерный маршрут, чтобы увидеть и показать красивые места, даже если придется проехать лишний квартал.

Наведение суеты — приятное бесцельное времяпровождение ради самого времяпровождения. У итальянцев это часть культуры — сладкое ничегонеделание. Блаженное безделье, чтобы собрать рассеявшуюся в рутине энергию. У меня случаются периоды, когда суета — это некий образ жизни: двигаться по течению, не зная, что будет через час. Легкость на подъем, быстрые необдуманные решения и краткосрочность становятся на первый план. Такое происходит от страха не успеть насладиться, ненасытности и потребности в новых быстрых эмоциях.

— У тебя красивые глаза, — твердо говорю я, невзирая на то, подходящий ли для этого момент.

Эльмира снова смущается. Неожиданный комплимент, еще и в присутствии Жулдыз и Хамита. Я смотрю на ее глаза, которые не знают куда деться: то на подругу, то в окно, в котором мелькающие здания и столбы фонарей.

— Хех, спасибо, — отвечает она робко.

Хамит и Жулдыз приутихают и с интересом наблюдают за нашим диалогом.

— Сделаешь моим детям такие же? — говорю я и улыбаюсь, чтобы избежать смущения и пододвинуть флирт поближе к юмору.

Не всегда подобного рода слова находят правильный отклик, тут уже как пойдет.

— Ой-бай, — говорит Жулдыз протяжно и с долей сарказма, и смотрит на подругу.

Эльмира смеется, мило прикрывая лицо, скрывая эмоции. Впервые, я не вижу ее глаз. Зато узнаю, что у нее маленькие руки и тонкие пальцы средней длины.

— Не дай Бог, конечно, чтобы у детей были твои глаза! — говорит Хамит.

Он похлопывает меня по плечу.

— Ой-ой! — говорю я и взрываюсь смехом.

И при этом соглашаюсь с его словами. У меня действительно несимметричное расположение глаз: один несколько выше другого, при этом немного наклонен под углом. Это не совсем заметно. Однако если смотреть в упор, то может показаться, как будто два разных глаза небрежно посадили на суперклей, отвлекаясь и смещая пальцы, которые держали глаза, пока он высыхает. Это никак не влияет на зрение, если только не моргать поочередно то одним, то другим глазом — тогда картина мира резко сменяет ракурс.

— Глаза — это зеркало души, — говорит Жулдыз.

На перекрестке улиц Жандосова и Розыбакиева я решаю свернуть направо, чтобы затем проехать по навесному мосту мимо высотных башен–близнецов, красота которых проявляется ночью с футуристическим сиянием светодиодных линий. Во время тумана такое свечение изысканно как никогда.

Еду в направлении Новой площади, чтобы подышать свободной грудью от широты улиц и пропитаться духом этого легендарного места. Замечаю, что очень часто меня тянет сюда. Стараюсь строить свой маршрут, чтобы проехать именно по этому месту, а также люблю здесь гулять, сидеть на лавочках, смакуя красоту гор и грандиозность построек. Эстетика незабываемых локаций пленительной ночной Алматы.

Мы уже знаем общую информацию о девушках: где учатся, где живут, чем занимаются в свободное время, основные интересы и хобби. Находим совместные темы для разговора и ведем непринужденную беседу так, как будто знаем друг друга много лет и расстались только вчера. Всегда интересно раскрывать нового человека с нуля, вникая в его слова и интонацию, узнавать подробности о жизни и делать выводы. Бывает, что при знакомстве с людьми мы наделяем их порой несуществующими качествами, чтобы их лица стали нам родными, своими. Всегда видим в другом человеке только хорошее, и только время в итоге ответит на все вопросы и покажет истинную суть.

— Расскажите о себе, чем увлекаетесь? — спрашивает Жулдыз.

— Да, а то все время только мы говорим. Так нечестно, — говорит Эльмира.

Она переглядывается с подругой, затем смотрит на меня через зеркало. Наше с ней зеркало.

Хамит подхватывает тему.

— У вас просто милые голоса, как мелодия.

— А молчание словно в уши мед, — говорю я, подкалывая девушек.

Однако мы с Хамитом здорово их разговорили, в определенный момент мне даже показалось, что они никогда не замолчат. Дайте девушке ощущение спокойствия и свободные уши, затем лишь готовьтесь вовремя кивать и имитировать интерес к непонятным разговорам обо всем на свете.

— Ну… мы простые ребята, учились в одном университете. Я в банке работаю, а Ера — маркетолог… эм, брат, где ты работаешь? — говорит Хамит.

Девушки улыбаются.

— Я спасаю планету для вас, — отвечаю я. — «В экологической компании».

— А, вот, да, вспомнил.

— Это круто, — говорит Эльмира.

Она заинтересовалась, хотя я не делаю ничего глобального. Сижу в офисе с утра до вечера, не отрываясь от монитора.

Я всегда желал работать над чем-то важным. Амбиции — это полная ерунда. Как погоня за дымом. Сначала думал, что большего не надо: хорошая работа, почетная грамота с высокопарными словами, стильный рабочий стол и хороший офис… А когда все это получил, почувствовал лишь недоумение, потому что был не настолько счастлив, насколько ожидал.

Мы приближаемся к Новой площади. Стоим перед светофором на улице Желтоксан. Хамит берет мой телефон и приближает его к моему лицу, чтобы разблокировать при помощи идентификации, а затем переключает музыку. С левой стороны я едва вижу памятник, посвященным жертвам тех декабрьских дней. Во время тумана этот памятник выглядит страшно. Он стоит в темноте и не освещается, как и сама правда о тех событиях. Прямо по улице горит огнями площадь. Высокие придорожные фонари, на зданиях развешана новогодняя иллюминация.

Как только мы проезжаем светофор и оказываемся на самой площади, Хамит и обе девушки достают телефоны и начинают снимать окружающее на камеру. Это выглядело немного странно. Почему бы не впитывать красоту своими глазами, почему все норовят заснять нечто на камеру, чтобы потом выложить в социальные сети для тех, кому и дела до этого нет, или же есть только затем, чтобы молча завидовать, сидя на кухне в одиночестве? Однако я и сам грешил этим — снимал все подряд, особенно когда купил свой первый американский телефон с улучшенной камерой. Несмотря на то, что взял эту вещь в кредит, она придавала мне мнимое ощущение успешности.

Хамит увеличивает громкость музыки, при этом одной рукой держит телефон, который направляет на здание городского акимата с желтоватой подсветкой. Звучит популярная песня, премьера которой состоялась лишь на прошлой неделе и уже занимает верхние позиции казахстанского хит-парада. Она создает патриотическое настроение сквозь призму современного и доступного для молодого поколения направления в музыке. Я заинтересовался такой музыкой лишь недавно, поборов свою некую консервативность в плане выбора — слушал только старую и гордился этим, мол, эта музыка не умирает, и спустя десятилетия до сих пор актуальна. Многие современные песни угасают на следующий же год, и, к примеру, такой хит уже стыдно будет включать на всю громкость в машине. Несмотря на это, некоторые исполнители завоевали мой разум, и есть полная уверенность, что они создают именно ту музыку, которая будет держаться на плаву еще долгие годы. Таким образом все, кто слушают и любят эти произведения искусства новой формы, прикасаются к вечности.

Куплет на казахском языке заканчивается и теперь на очень высокой громкости звучит следующий:

У меня всегда есть план Б,

Как у вас — ХЗ,

Но у нас в КЗ,

500к — ЗП ЖБ,

Так говорит ТВ

Я ЗБ платить за КВ,

Забыл УД, забрали в РОВД.

Я не умею красиво доносить свои мысли,

Поймут только самые близкие,

Мы с ней висли, веселились под грустные песни,

Здесь нет числа убийца,

Чисто из любопытства,

В тридцать надо поменять быт свой,

Падают листья, падают лица,

Сколько бы ты не летал,

Можно упасть и разбиться.

Видео получится атмосферным и наполненным смысла. Хамит чувствует момент и включает нужную музыку в нужном месте. Это наша с ним общая загвоздка. Обычно это делает Жуман, наш общий друг из университета. У Жумана своеобразный вкус — он поклонник направления инди, легкого рока, музыки на английском языке, хотя и не владеет им на хорошем уровне.

Как только мы заворачиваем налево, на улицу Фурманова, звонит Жуман. Телефон подключен к аудиосистеме автомобиля, поэтому его услышат все пассажиры.

Не давая ему что-либо сказать, я начинаю беседу:

— Вспомнишь, как говорится… мхм… вот и оно!

— Так часто обо мне думаешь? — говорит Жуман.

Все улыбаются.

— Еще бы!

— Вы где?

— Проезжаем универ, — говорит Хамит, вклиниваясь в разговор.

— Зеленый домик на месте?

— Да, стоит, — отвечаю я.

Смотрю направо, где расположена часть основного учебного корпуса. Вспоминаю и представляю большую потоковую аудиторию, которая расположена сразу за стеной. И поднимаю взгляд на окно на верхнем мансардном этаже здания, откуда я когда-то ловил теплый вайб, сидя на подоконнике и разглядывая миниатюрную Эйфелеву башню около французского парфюмерного магазина и огромный рекламный баннер элитных наручных часов.

— Короче, смотрите! Я через два часа должен кошку к ветеринару отвезти, приболела немного. Просто врач будет свободен только через два часа. Нормально? — говорит Жуман. По его голосу чувствуется сожаление от того, что он подводит нас с Хамитом.

Почему в нашей стране слово «смотри» в большинстве случаев означает «слушай». Главное, мы действительно сидим и слушаем.

После слов о приболевшей кошке девушки чуть не умерли от передозировки умиления.

— Бедняжка! — слышу, как Эльмира говорит это и грустно вздыхает.

— Да, конечно, тогда заедем за тобой и сразу в клинику двинем, — говорю я, мысленно просчитывая время на дорогу к Жуману и в клинику.

Есть полтора свободных часа, и я обдумываю лучшие варианты, как их провести. Как ни странно, но благодаря кошке есть возможность поближе познакомиться с Эльмирой. Возможно, самое лучшее стечение обстоятельств на сегодняшний вечер, не считая того, что случилось с кошкой. Бывает,что все вокруг складывается идеально, и все играет в твою пользу, словно сама Вселенная подстраивается под твои желания. Иногда я отдаюсь течению судьбы, и в любой ситуации говорю себе слова поддержки, и свято верю в то, что если так случилось, то значит, это надо было. Порой дохожу до фанатизма, прокручивая в голове те несбыточные сценарии, которые могли бы реализоваться, однако им не было суждено произойти. Это работало и в обратную сторону.

Подъезжаем к Арбату. Навесной мост, слева виднеется улица Жибек Жолы, не такая многолюдная, как в теплое время года, но все же активность наблюдается. Все кофейни забиты до отказа. Включаю левый поворотник и резко заворачиваю на небольшую улицу с платной парковкой. Стараюсь подъехать как можно ближе к улице Панфилова.

— Все, мы на месте.

Девушки и Хамит выходят из машины. Я делаю стандартную проверку и заглушаю двигатель. Открываю дверь, затем смотрю на Эльмиру, которая уже стоит с подругой позади автомобиля и буквально сканирует меня, улавливая все детали. Хамит общается с Жулдыз. Подхожу к Эльмире и протягиваю к ней руки, намереваясь обнять. Она это понимает и тянется ко мне в ответ.

* * *

В один миг все остановилось. Весь окружающий мир словно застыл. Ко мне вернулась память — вспомнил, что все это уже было, и я нахожусь в системе перезагрузки. Это осознание пришло мгновенно, как по щелчку. Я посмотрел на Эльмиру, позже на Хамита и Жулдыз, затем оглянулся — все замерло. Легкое головокружение, ощущение потери реальности…

Голос Джарвиса будто окатил меня ледяной водой. Я сильно зажмурил глаза, немного покрутил зрачками во все стороны, и начал медленно открывать глаза, чтобы избежать глазной боли.

— Пользователь №2610, сейчас вы в состоянии паузы. Такое будет происходить периодически, чтобы вы имели возможность покинуть воспоминание или же продолжить при желании.

Я наблюдал за застывшим миром вокруг, и это немного пугало меня. Я вспомнил, как люди однажды также застыли: это были съемки эстафеты в социальной сети, когда практически весь мир снимал видеоролики, где люди делали вид, что не двигаются и будто весь мир на паузе. Тот самый флэшмоб, который начал распространяться в интернете с 2016 года. Смысл был в том, что герои видео на какое-то время замирают, как манекены — изображают, как выглядели бы привычные ежедневные события, если бы время остановилось. Сейчас же я наблюдал за этим явлением своими глазами. Это не было постановочно отрепетировано и снято несколькими дублями.

Джарвис еще что-то говорил, но я уже пропускал его слова мимо ушей, пытаясь разобраться с происходящим вокруг. А затем перебил его:

— Почему так резко? Это меня напугало.

— Изменить настройки уведомления? — спросил Джарвис

— Конечно. Давай без таких пугающих трюков. Почему у меня голова закружилась? Есть аспирин? Я себя неважно чувствую.

Спросив про аспирин, я вдруг вспомнил о воде. Я не замечал здесь бутылки с водой, и в целом у меня не возникало потребности в еде и воде. Я просто забыл об этом. Джарвис ответил на серию моих вопросов после небольшой паузы:

— Это последствия переходной амнезии, сделайте несколько глубоких вдохов, снимите ретранслятор и выпейте воды.

Я закрыл глаза, руками наощупь потянулся к голове и снял шлем. Голова раскалывалась от очень яркого света. На тумбе, рядом с диваном, я увидел стакан воды и белую таблетку.

— Это точно аспирин? — сказал я недоверчиво.

— Да.

Я взял таблетку и коснулся ее кончиком языка, чтобы попробовать на вкус. Это был аспирин. Вздохнул с облегчением и, приняв лекарство, выпил весь стакан воды. Прилегши на диван, почувствовал расслабление всех мышц тела.

Головная боль испарилась сама по себе и приятное ощущение от свежих воспоминаний заняло все мои мысли. Я словно вернулся в тот вечер и сейчас идет следующий час после поездки. Я был очень рад, что устройства работают и все взаправду, в чем окончательно убедился. Улыбка не сходила с моего лица, глаза увлажнились, и я предался тем воспоминаниям, что помнил сам лично, без участия специальных устройств. Мое недоверие исчезло, к тому же постоянное недоверие — слишком большая цена за возможность не быть обманутым.

Мои размышления прервал голос Джарвиса:

— Желаете продолжить погружение в воспоминание?

Немного подумав, я ответил отказом. Меня заинтересовали остальные возможности, к которым я ранее относился скептически. Появилось огромное желание знать все, научиться управлять системой с полной легкостью и уверенностью.

— Джарвис?

— Слушаю.

— Как я смогу найти навигацию? Хочу увидеть полную структуру системы и все возможности.

— В персональном смартфоне вы можете нажать на кнопку «меню» в виде трех небольших полосок в правом верхнем углу. У системы удобный и интуитивный интерфейс. Все построено под ваши предпочтения.

— Отлично!

Я копался в телефоне, вникая в содержимое и стараясь быть максимально аккуратным. Это как с новой вещью: в первое время каждую пылинку сдуваешь, затем привыкаешь и уже меньше беспокоишься, если эта вещь вдруг упадет или замарается. К хорошему человек быстро привыкает. Быть может, это про наше новое поколение. В мире изобилия и возможностей появляется куда больше причин для бесконечных сомнений, сожалений и неудовлетворенности.

В целом эта комната создавала впечатление уже знакомых мне технологий, только все функции были невероятно футуристичными.

С телефоном все было не так уж и сложно — в меню я увидел интересные разделы:

Поиск.

Воспоминания.

Календарь.

Карты.

Люди.

Анализ данных.

Подборки.

Сюжеты.

Рекомендации.

Настройки.

Все переплеталось и выглядело очень красиво. Значки-иконки папок и разделов. Недолго думая, я перешел в настройки и решил посмотреть функции. Такое чувство, будто купил новый телефон и делаешь первичные настройки. Обихаживать свое имущество — приятные хлопоты. Было много незнакомых слов. Копаясь дальше, я уже подстраивал все под себя. Изменил настройки уведомлений, убирая неожиданные их появления во время погружения. Зачем тревожить меня, если я сам это выбрал, и, к тому же, переживал эти моменты в реальной жизни. Закончив с настройками и обзором интересных функций, я сел на край дивана, предавшись размышлениям.

Постепенно привыкая к новой реальности, я все же не мог избавиться от вопросов. Особенно тщательно пытался вспомнить свой последний день. Белый туман, словно белые нераскрытые точки на карте, окутывал мои воспоминания последних дней. Знал, что работал в офисе на пересечении улиц Абая–Сейфуллина, но… когда я был там в последний раз? Что с моей семьей, друзьями? Возможно, в глубине души, я подозревал неладное, но всячески прогонял эти мысли. Чувство тревоги и страха заменял осознанием необычайной удачи пережить моменты давно забытых дней и проникнуть в воспоминания. Это был мой круг влияния, я мог нести ответственность лишь за свои действия и выбор. Отказываться принимать реальность или принять ее и действовать в соответствии со своим личным выбором? Я говорил себе, что нужно научиться принимать все как данность, даже если очень хочешь, чтобы все было по-другому.

Голос Джарвиса мне более не докучал, так как я отключил ненужные уведомления. После череды размышлений я решительно встал и направился к центру комнаты.

— Джарвис? — позвал я

— Я на связи, Ера. — ответил он.

Последние слова прозвучали уже в другой манере. Казалось, Джарвис менялся и становился все ближе и ближе ко мне. Это была моя привычка так говорить — «на связи». Бывали даже казусы, когда эта фраза звучала из моих уст неуместно или же тем, у кого вовсе не было моего телефонного номера.

— Покажи мне, когда я в последний раз виделся с Хамитом, Эльмирой и Жулдыз. Все, кто был в последнем воспоминании.

Я знал, что с Хамитом мы виделись примерно месяц назад, а вот Эльмиру и Жулдыз не мог припомнить. И подумал над тем, что заодно проверю работу системы на достоверность.

На моих глазах открылся раздел «Люди», где находились три папки с именами людей в названии файла:

Эльмира Б.

Хамит К.

Жулдыз Р.

В первую очередь я открыл папку Хамита. Информация вышла на все экраны. В ней были отображены все воспоминания, связанные с ним, включая данные с числовыми значениями, и даже графа «Каталог лучших фраз» разместилась на самом крайнем экране слева. Статистика и факты. Все было сухо, рационально и деловито. А в целом, здесь было собрано все, что ассоциировалось с определенным человеком и что сохранились в моей сознательной и подсознательной памяти. Это было удивительно! И при изучении, и проверке информации это порой напоминало детективную историю. Данные показались мне весьма увлекательными:

Хамит К.

Количество совместного времени: 258 часов.

Последняя встреча: 25 дней назад.

Совместное расстояние: 183 километра.

Общие знакомые: 36 человек.

Ассоциативная фраза: «Деньги там, где темно и рискованно. Нужно открывать неизведанное и приносить пользу обществу. Поэтому я бегаю и развиваю биткойн».

Я был удивлен.

— Поразительно! Джарвис, ты это видишь?

— Да.

— Это просто… нет слов. Открой следующую папку с Эльмирой.

— Принято.

Все красиво сменилось — анимация переходов и дизайн на высшем уровне!

Эльмира Б.

Количество совместного времени: 28 часов.

Последняя встреча: 1015 дней назад.

Совместное расстояние: 89 километров.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • Глава 1. Если бы не пятница, вечер

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признаки жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я