Кто я? Священный поиск

Жан Кляйн, 2006

Эта книга – дар всем, кто ищет истину, кто ощущает горячее желание познать свою подлинную природу. В ней собраны диалоги с Жаном Кляйном, содержание и смысл которых – напрямую указать нам на то, кто мы есть на самом деле, вне рамок и ограничений обусловленной личности.

Оглавление

Из серии: Самадхи (Ганга – Ориенталия)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кто я? Священный поиск предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Отношения

Есть ли отношения в единстве?

Быть человеком — значит быть в отношениях. Как человеческие существа мы живём в отношениях с элементами, с солнцем, луной, камнями в земле и всеми живыми существами. Но что означает «быть в отношениях», «жить в отношениях с чем-либо»? Обычно, говоря об отношениях, мы подразумеваем своего рода связь между отдельными сущностями, между двумя объектами либо между субъектом и объектом. Слово «отношения» здесь предполагает отдельность, соединение фрагментов. Это фрагментарное видение отношений чисто концептуально. Это домыслы ума, не имеющие никакого отношения к чистому восприятию, к реальности того, что есть на самом деле.

Когда мы живём в свободе от всех идей и проекций, мы устанавливаем настоящий контакт со своим окружением. Таким образом, с практической точки зрения, прежде чем установить связь со своей средой, мы должны узнать, как установить связь с тем, что к нам ближе всего: со своим телом, чувствами и умом. Единственная помеха ясному восприятию нашего естественного состояния — это мощное представление о том, что мы — индивиды, живущие в мире среди других отдельных существ. У нас есть образ себя.

Этот образ может поддерживаться лишь относительно других вещей, и так он создаёт объекты нашего окружения, друзей, детей, супругов, интеллект, банковский счёт и т. д. и вступает в личные отношения с этими проекциями. Причудливая идея о «я» — это сжатие, ограничение целостности, подлинного бытия. Когда это представление умирает, мы обнаруживаем своё естественное проявление, неподвижность, глобальность без периферии и центра, без внешнего и внутреннего. Без представления об индивидуальном нет ощущения отделённости, и мы чувствуем единство со всеми вещами. Мы ощущаем своё окружение как события в неограниченной целостности. Когда наши возлюбленные или дети покидают дом или на нашем счету не остаётся денег, это событие в нас. Осознавание остаётся неизменным.

Все феномены, всё существование — это выражение внутри глобальности, и разновидности выражения имеют смысл и отношения лишь в свете целостности. Быть в отношениях — значит быть в отношениях внутри целостности. Поскольку в целостности нет встречи фрагментов, там нет «другого».

Таким образом, строго говоря, в совершенном отношении нет отношений, нет двойственности, а есть только глобальность. Всё восприятие указывает прямо на наше первичное бытие, на неподвижность, на естественное несостояние, общее для всего сущего. Итак, в человеческом выражении быть в отношениях — значит быть в контакте с целостностью. В этом контакте присутствие так называемого другого ощущается как спонтанное даяние, а наше собственное присутствие — как спонтанное приятие. Больше нет чувства нехватки, а значит, и нужды требовать, поскольку простое приятие приводит нас к нашей открытости. Когда мы живём в открытости, первый импульс — что-то предложить. Быть в открытости и спонтанном движении предложения — это любовь. Любовь — это медитация. Это новое измерение жизни.

В.: Вы говорите, что нет другого, но вы просто не можете сказать, что между людьми нет различий. У меня один характер и способности, других — другие.

О.: Вы живёте в сжатии, думая о себе как об индивиде. Когда обретают смысл слова «я» и «моё»? Если вы действительно посмотрите в себя, то не сможете сказать, что тело принадлежит вам. Вы — это производная двух людей, и у каждого из ваших родителей было двое родителей и т. д. В вас всё человечество. Вы — это то, что вы впитываете. Вы едите овощи, рыбу, мясо, которые зависят от света, солнца, тепла. Свет связан с солнцем, а все звёзды связаны между собой.

В нас нет ничего личного. Тело состоит в естественных отношениях со вселенной. Оно сделано из тех же элементов, что и всё остальное. Состав элементов отличается, но среди людей эти различия ничтожно малы. Могут быть отличия в текстуре и цвете, однако структурно и функционально мы все одинаковы. Нет ничего личного в сердце, печени, почках, глазах, ушах и коже, а также в элементах, составляющих паттерны поведения, мышления, реакций, гнева, зависти, конкуренции, сравнения и т. д. Это одни и те же эмоциональные состояния. Тело-ум функционирует универсальным способом, и все должны одинаково заботиться о нём.

Вы должны понять тело и сотрудничать с ним. Конфликт порождается незнанием механизма. Исследование может вестись лишь в повседневной жизни. Ваши ум и тело отражаются в вашем поведении с утра до ночи. Ваше внимание должно иметь два полюса, наблюдая внутреннее и внешнее поля. Отношения — это зеркало, в котором отражается ваше внутреннее бытие. Знайте, что вы — звено в цепи бытия. Когда вы действительно чувствуете это, акцент на существовании индивида пропадает и вы спонтанно выходите из своих ограничений. Вы не живёте в изоляции, в автономии. Взаимосвязанность — это предчувствие присутствия.

В.: Получается, индивид не существует как изолированная сущность. Но разве личность как уникальная часть целостности тоже не существует?

О.: Человек на самом деле лишь персона, маска, однако эта маска стала синонимом идеи об индивиде, отдельной и непрерывной сущности. Личность — совсем не константа, которой мы себе её представляем. В реальности это лишь временная новая оркестровка всех чувств, воображения и интеллекта в соответствии с определённой ситуацией. В жизни нет повторений, и каждая новая оркестровка уникальна и оригинальна, подобно узору калейдоскопа. Ошибка в том, чтобы отождествлять себя с личностью, концептуализировать её в памяти, а затем принимать себя за этот набор кристаллизованных образов, вместо того чтобы позволять своим эмоциям, восприятиям и мыслям рождаться и умирать в нас. Мы в театре и смотрим на сцене собственную пьесу. Актёр всегда «за» персоной. Кажется, что он полностью погружён в страдание, что он — абсолютный герой, любовник, плут, но все эти проявления имеют место в глобальном присутствии. Присутствие — это не отстранённое отношение, не позиция наблюдателя. Это не чувство отдельности, нахождения «вовне». Это присутствие целостности, любви, из которой возникает всё. Когда ситуация не требует действий, мы остаёмся в пустоте без действий, в этом присутствии.

В.: Когда перестаёшь отождествлять себя с личностью, как это влияет на жизнь?

О.: Первое, что вы замечаете, — это то, насколько богаче и глубже стали ваши восприятия. Коммуникация становится намного более разнообразной.

Обычно наши паттерны коммуникации фиксированы, но когда мы живём в открытости, возникает огромная чувствительность, такая чувствительность, о которой мы никогда и не мечтали.

Когда мы подходим к своему окружению из целостности, вся наша структура оживает. Нам не обязательно слышать музыку лишь ушами. Когда уши перестают присваивать музыку себе, мы ощущаем её всем своим телом, ощущаем цвет, форму, вибрацию. Они больше не принадлежат отдельным органам. Они принадлежат всему нашему существу. Это порождает глубокое смирение, невинность. Лишь в смирении возможна подлинная коммуникация.

Мы живём в совершенно новом измерении. Жить как личность — значит жить ограниченно. Не живите ограниченно! Пусть личность живёт в вас. В том, чтобы жить в окружающей среде без отделения, есть огромная, великая красота.

В.: Вы не могли бы больше рассказать о смирении в человеческих отношениях?

О.: Смирение — это не то, что надевают, подобно наряду. Оно не имеет никакого отношения к склонённым головам и отведённым взглядам! Оно возникает из поглощения индивидуальности бытием, неподвижностью. Оно возникает из прекращения всех тревог. Смирение во внимании, в бдительности. Это восприимчивость, открытость всему, что преподносит жизнь. Там, где нет психологической памяти, нет накопления знания, есть смирение. Невинность — это смирение.

В ситуациях интимности или сложностей мы должны со смирением говорить о своих чувствах. Это просто констатация фактов без оправданий, без интерпретаций. Мы не должны стремиться прийти к какому-то заключению. Если мы предоставляем ситуации полную свободу от оценки, осуждения и принуждения к поиску заключений, возникает множество вещей, не принадлежащих нашей памяти.

Смирение возникает, когда нет привязки к «я». Такая пустота — фактор исцеления любой ситуации. Хайдеггер сказал: «Будь открыт открытости». Будь открыт отсутствию заключений. В этой открытости ситуация предложит собственное решение, и мы примем его в открытости. Часто, когда возникает решение, ум начинает оспаривать его, сомневаться в нём.

В.: Присутствует ли дар, предложение, любовь, даже тогда, когда кто-то проявляет крайнюю негативность?

О.: Поскольку вы всегда восприимчивы, всё проявляется как дар и указывает на вашу истинную природу. Важно не то, что указывает, а принимающее отношение. В восприимчивости все объекты разворачиваются и превращаются в любовь.

Если кто-то проявляет негативность, и вы не поддерживаете эту негативность, он может внезапно вернуться к себе. Он словно протягивает руку, чтобы схватиться за ручку, в существовании которой он уверен, но обнаруживает, что её нет, и внезапно осознаёт пустоту в своей руке. Тогда ситуация перестаёт принадлежать воображению. Она принадлежит самому наблюдению.

В.: На каком основании мы выбираем друзей, когда мы ещё не достигли свободы от эго?

О.: Поиск друзей невозможен. Они сами приходят к вам. Фон любой встречи — это момент, когда нечего сказать. Здесь есть чувство без эмоциональности. Если нет живого присутствия фона, можно быть уверенным, что он просто скрыт за словами, проекциями и образами. Мужчина или женщина не существуют сами в себе. Они время от времени появляются на фоне. Лишь в отсутствии ожидания качеств мужчины и женщины могут проявляться без клише и повторений. Обычно между двумя людьми редко случаются настоящие встречи. Есть лишь соединение двух паттернов. Это ведёт к конфликту и скуке.

У ваших соседей и друзей есть представления о вас. Не увлекайтесь этими представлениями и не развивайте ответных представлений о них. Не заключайте людей в тюрьму своей памяти. Обстоятельства никогда не повторяются, жизнь никогда не повторяется. Эго желает безопасной известности, навешивающей ярлыки на всех существ и все ситуации. Живите в своём окружении так, как будто попали в него впервые. Оставьте свои оценки. В такой обнажённости вы прекрасны, и каждое мгновение полно жизни.

В.: Как я могу отличить, когда я импульсивен, а когда — спонтанен?

О.: Импульсивное поведение — это реакция. Это обусловленность. Если вы никак себя не определяете, вы — это любящее существо, и реакции отсутствуют. То, что вы говорите или делаете, принадлежит самой ситуации, а не представлению о ней. Спонтанное действие свободно от памяти. Оно совершенно эстетично, прекрасно и правильно. Оно фундаментально этично.

В.: Если говорить конкретнее, мне неясно, когда сексуальное желание компульсивно или импульсивно, а когда оно — спонтанное выражение любви.

О.: В истинной любви нет ни любящего, ни любимого. Есть мгновение, возникающее из тела и прославляющее эту любовь в измерении тела. Эта открытость в телесных ощущениях возникает непосредственно из единства самой любви.

Поведение двух любовников — это искусство. Художник взывает к своему высочайшему воображению. Однако изображение должно использоваться для возвышения любви, а не для компенсации её отсутствия. Биологический ритм и воображение поддерживаются любовью, и лишь любовь способна постоянно возобновлять стимуляцию; без неё возникает скука.

К несчастью, в наши дни существует огромная путаница между желанием, проистекающим из биологического ритма, и желанием, возникающим из ума и механического повторения. Сейчас так много ментальной стимуляции, что большинство людей утратили связь со своими биологическими ритмами и отупело или стало механически жадным. Механическое повторение препятствует естественному ритму. В механическом повторении мы просто берём и используем. Когда вмешивается ум или память, тело перестаёт быть открытым во всех своих возможностях, и тогда чувственная стимуляция теряет могущество, и вы компенсируете это воображением и усилием. Это порочный круг.

Вы должны ясно понимать природу своего желания. Не позволяйте информации из вторых рук влиять на вас. Есть лишь любовь, и в этой любви иногда возникают мужчина и женщина. В этом возникновении нет привычки, нет автоматического рефлекса. Большинство так называемых ответов, которые мы даём людям, — это лишь привычки и реакции.

В.: Существует ли такая вещь, как аморальное поведение?

О.: Если вы живёте как сознание, каждый миг приносит мораль, рождающуюся из красоты. Для тех, кто живёт в красоте, писаная мораль аморальна, поскольку то, что морально в сегодняшней ситуации, может не подходить для завтрашнего дня. Моральный кодекс допускает повторение. Когда каждый момент приносит своё собственное моральное понимание и способ действия, существует внутренняя пластичность ума и тела. До тех пор, пока вы называете себя персональной идентичностью, вас мотивируют безопасность и компенсация и нет настоящей жизни в мгновении. Это условия в которых сегодня живут люди. Мы живём в искалеченном обществе, где нет зрелости или спелости. Вот почему в определённой степени писаная мораль не даёт обществу полностью рассыпаться. Таким образом, давая своим детям предписания о поведении в качестве костыля, мы должны делать это с твёрдой уверенностью в том, что однажды они смогут действовать, используя свой интеллект.

В.: Вы сказали, что поведение любовников — это искусство. Означает ли это, что любое сексуальное выражение эстетично?

О.: Когда всё возникает в любви, исчезает в любви и является выражением любви, зачем жить в ограничениях? Нет ни мужчины, ни женщины — есть только любовь. Эта безусловная любовь может быть перенесена на биологический уровень, но того, что называют сексуальностью, для меня не существует. Если есть только биологический акт или какие-то временные чувства, впоследствии часто возникает ощущение какой-то утраты. Оно порождает психологическую реакцию отвращения или безразличия, которую вы можете не осознавать. Возможно, вы осознаёте лишь то, что утратили интерес друг к другу. В отношениях, основанных в первую очередь на биологии, присутствует разделённость. Но как только биологическая функция становится расширением живого единства, чувства разделённости не остаётся. Радость единства — это истинная любовь, она никогда не теряет своей привлекательности.

Все проявления любви моральны. Вы — поэт, художник, музыкант. Вы празднуете всем своим существом.

В.: Похоже, что когда я живу от мгновения к мгновению, это обязательно ведёт к интимности во многих отношениях, и в них нет сравнений и настоящих проблем. Кажется, я довольно легко влюбляюсь, и я всегда предполагал, что это просто моя природа.

О.: Вы живёте настоящим, но не в нём. Вы по-прежнему полностью отождествляете себя с различными эпизодами фильма, по-прежнему живёте в становлении, в опыте и приключениях. То, что вы называете «влюблённостью», — это привязанность к состоянию. В этом нет настоящих эмоций, нет ничего нового. Это создание безопасности для образа себя как мужчины или любовника. Зачем ограничивать себя образом? Видите ли, свет, который освещает киноплёнку, сам не имеет цвета.

В отношениях между двумя личностями, между двумя образами, есть лишь конформизм, эксплуатация и требования. Есть принуждение и насилие. В высшей интимности есть чувствительность и колоссальное ощущение красоты и утончённости. Телесные отношения — это венец физического проявления единения духовного состояния. Однако чтобы физические отношения поднялись на такой уровень, они должны возникать как спонтанное выражение двух любовников, действительно живущих в единстве.

В.: Но я ощущаю гармонию со многими людьми, и во мне есть естественный зов к её актуализации в физическом измерении. Я могу переходить от одной любви к другой с совершенной лёгкостью.

О.: Ваше тело неправильно использовалось и стало полностью обусловленным. Такое поведение — ментальный паттерн, в котором систематически подавляется различающая способность, делающая выбор. Без этого паттерна тело совершенно свободно, и возникает зрелая чувственность, в которой играет роль различающая способность, делающая выбор.

В.: Значит, когда вы говорите, что любовь не делает исключений, это не относится к интимным отношениям?

О.: Любовь принадлежит всем, но вам не обязательно подтверждать её с каждым в физическом измерении.

В.: Вы говорили, что настоящая дружба — это молчание, когда больше нечего сказать. Вы не могли бы подробнее рассказать об этом?

О.: Предположим, вы живёте с кем-то, кого по-настоящему любите. Может возникать множество мгновений, когда нечего чувствовать и не о чем думать. Есть лишь то, что вы вместе. Это часто ощущается рядом с парами, которые давно вместе. Если вы живёте с мужчиной или женщиной, наступает время, когда вы знаете всё о прошлом друг друга, и больше нечего сказать. Однако промежутки между разговорами наполнены, а не пусты, и полный комфорт в этом промежутке является фоном отношений в целом. Тогда быть вместе — это прекрасно. Всё возникает из этой тишины и вновь растворяется в ней.

В.: Могу ли я как родитель воспитывать детей так, чтобы они не отождествлялись со своей личностью?

О.: До определённого возраста ребёнок постоянно смотрит через вас, приспосабливаясь к миру. Так что вы должны быть свободны, и именно ваша свобода будет учением. То, как ведут себя родители, очень важно. Есть так много вещей, невыразимых словами, которые можно продемонстрировать через жизнь. Разумеется, в вашем способе поведения есть авторитет, но это не навязанный авторитет. Настоящий авторитет не бывает авторитарным. Он исходит из безличной мудрости, а не от личности.

Ребёнок должен понимать, что повторения отсутствуют. Мы никогда не должны фиксировать опыт. Ребёнок должен постоянно исследовать. К каждому событию нужно подходить по-новому. Это означает, что вы не подходите к своему ребёнку как к чему-то определённому, как к ребёнку, но в каждое мгновение имеете дело со всей его полнотой. Никогда не сравнивайте его с другими. Если вы считаете себя родителем, а своего ребёнка — ребёнком, он чувствует себя лишённым свободы, хотя сам может не знать, почему это чувствует. В дружбе нет ни отца, ни матери, ни ребёнка. Есть только любовь.

В.: Как я могу научить своего ребёнка тому что нет повторений?

О.: Там, где есть воображение, повторения отсутствуют. До 7–8 лет следует делать упор на правом полушарии мозга. Это часть чувств, общих ощущений и интуиции. Ребёнок должен заниматься рисованием, играми, музыкой и т. д. На этом фоне позже можно развить аналитическое левое полушарие.

В.: Как насчёт обучения ребёнка в школе?

О.: Наша система образования в первую очередь направлена на выживание человека. В нашем образовании очень мало человечности. Всё завязано на психологическом выживании в обществе, основанном на конкуренции. Но молодые люди — это начало нового общества. Если вы обучаете ребёнка дома, у него есть возможность стать прекрасным существом, однако вы должны подходить к такой ответственности с умом и широко открытыми глазами, иначе, когда он подрастёт, он может повернуться против вас и обвинить вас в том, что вы не дали ему инструментов для выживания в современном мире!

В.: Как я могу воспитать ребёнка со знанием, что кодифицированное поведение — лишь переходная стадия?

О.: Вы должны сами быть свободны от кодифицированного поведения. Никогда не привносите в ситуацию ограничения. Разумеется, ситуация может накладывать свои собственные функциональные и моральные ограничения. Однако эти ограничения исходят не от идеи. Они исходят из всего вашего видения, из всего интеллекта.

Сначала ребёнок учится в своей семейной ячейке. При условии правильных чувств, дел и мышления родителей ребёнок спонтанно подражает правильному поведению.

В.: Я много беспокоюсь о деньгах. Оправданно ли это?

О.: Вы не владелец того, что у вас есть. Вы — распорядитель. Если вы распорядитель, а не владелец, вы ведёте себя совершенно по-другому, поскольку вы свободны от этих вещей. Вы будете иначе использовать их, в соответствии с ситуацией, а не нацеливаясь на накопление. Расходуйте деньги с великодушием!

В.: Как нам понять, сколько нам нужно? У меня семья, и я часто волнуюсь о будущем.

О.: Когда вы познаёте себя, вы приходите к иерархии ценностей. Когда вы перестаёте заострять внимание на воспринимаемом, вы видите мир совершенно по-другому. Не ассоциируйте себя с обществом конкуренции и производства, постоянно порождающем потребности, новые элементы выживания. Наше общество связано потреблением. Это совершенно искусственное творение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Самадхи (Ганга – Ориенталия)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кто я? Священный поиск предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я