Во власти нарцисса. Как распознать эмоциональное насилие, дать отпор и исцелиться

Жан-Шарль Бушу, 2009

В этой книге Жан-Шарль Бушу, психоаналитик и психотерапевт, анализирует проявления нарциссизма, предлагает надежные способы противостоять манипуляциям и навсегда освободиться от угнетающего влияния. Имитируя дружелюбие, они подчиняют и подавляют близких людей. Они не знают чувства вины. Ревнуют и сами же изменяют. Не выносят критики и непрестанно критикуют других. Не желая испытывать боль, они заставляют близкого человека ощутить ее. Но вы можете обезопасить себя от подобных отношений и избавиться от влияния нарцисса, если он уже захватил власть! В этой книге Жан-Шарль Бушу, психоаналитик и психотерапевт, демонстрирует механизмы и проявления нарциссизма и его крайней формы – перверсии. Автор приводит примеры из реальной жизни, на которых вы сможете проследить типичную динамику отношений с нарциссом и понять, что происходит в вашей жизни. Вы узнаете надежные способы противостоять попыткам контроля и манипуляций, чтобы раз и навсегда освободиться от угнетающего влияния. Для кого книга Книга рекомендуется всем, кто хочет разобраться в поведении нарциссов, причинах их ментальных отклонений и грамотно вести себя в общении с ними без вреда для себя. На русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Из серии: МИФ Психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во власти нарцисса. Как распознать эмоциональное насилие, дать отпор и исцелиться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знакомство с ключевыми понятиями

Что составляет суть психоанализа и в целом гуманитарных наук, если не поиск причин перемещений энергий в человеческом теле и конфликтов, возникающих из-за их столкновений?

Эти энергии могут принимать форму мыслей, желаний или антипатий. Два желания с противоположными устремлениями могут вызывать конфликты (например, голод и стремление похудеть или встреча с тем, кого мы предпочли бы не видеть). Когда конфликт вызван внешними причинами, он проявляется мгновенно. Если он внутренний, то тоже может быть быстро вынесен или проявлен вовне — на других (например, иногда из-за него нам так хочется выплеснуть свое плохое настроение на окружающих).

Психоанализ занимается изучением психических энергий. Фрейд описал психический аппарат с помощью так называемых пространств (топик), составляющих своего рода «картографическую» модель психики. С помощью динамики психических энергий попробуем разобраться в качестве, количестве и типах перемещений этой энергии. Мы рассмотрим психологические механизмы, поговорим о том, как они распределяют эту энергию, и научимся отличать здоровые механизмы от патологических и перверсивных.

Энергия желания

Чтобы понять, что такое перверсия, рассмотрим сначала понятие «влечение». Если мы не ставим под сомнение существование физической энергии, то не стоит сомневаться и в существовании энергии психической. Влечение формируется как раз ею. Психическая энергия — это внутреннее напряжение, «динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели»[5]. Когда нам необходимо поднять груз, наши мышцы вырабатывают энергию, которую мы направляем на действие. Таким же образом мысль, желание или отвращение, возникшие в ответ на какую-либо потребность, генерируют психическую энергию, необходимую для ее удовлетворения. Любая потребность, как и любой продукт мыслительной деятельности, создает напряжение в теле. Благодаря отыгрыванию вовне цели и объекта, выбранного психикой, мы возвращаемся в расслабленное состояние.

Однако не всякая мысль, желание или отвращение «весят» одинаково. Некоторые мысли тяжелее других. Кроме того, существует зависимость между энергией физической и психической: избыток переживаний нас истощает, опустошает запас нашей физической энергии.

Счастливый и сильный

На мастер-классе ведущий просит одного из участников подняться на сцену. В порядке эксперимента он просит его поднять перед собой руку и не опускать ее, когда ведущий, схватив участника за кулак, постарается оттянуть его вниз. Затем ведущий просит участника подумать о чем-нибудь хорошем, вспомнить что-то приятное. Сейчас согнуть его руку будет очень непросто. Затем он просит участника подумать о каком-либо грустном событии, произошедшим с ним. И человеку не удается удержать руку на весу.

Этот эксперимент прекрасно показывает связь между психической и физической энергиями.

Любое желание, мысль или отвращение создают в нашем теле напряжение.

Разумеется, организм может выдержать напряжение, но до определенного уровня: усиливаясь, оно вызывает боль и становится опасным для организма, как на физическом уровне, так и на психическом. Как же наши тело и психика координируются и освобождаются от такого напряжения? Как потребность переходит в желание, как сбрасывается избыток энергии? Как разряжаются человек здоровый и человек перверсивный?

От потребности к желанию[6]

Влечение обладает тремя характеристиками: источником, целью и объектом. Источник — это точка, где возникает потребность, фундаментальный уровень организации организма. Цель формируется психикой в ответ на физиологическую потребность. Объект — тот предмет, с помощью которого мы удовлетворяем потребность.

Например, стоит нам проголодаться, в теле возникает напряжение, и оно посылает сигнал, который психика трансформирует в желание: «Хочу пирога». Благодаря отыгрыванию выбранного объекта (пирог) мы достигаем состояния сытости и снимаем напряжение. В качестве ответа на одну и ту же потребность у человека могут возникать различные желания: потребность в сладком, соленом, диете и т. д. Однако именно организм командует психике сформировать желание.

Структура влечения

Приведенный пример — проявление влечения к самосохранению, неконтролируемый импульс к сохранению жизни (стремление пить, есть, спать). Фрейд различает три класса влечений: влечение к самосохранению, сексуальное влечение (либидо) и влечение к смерти (ауто — или гетеродеструкция). Всякое влечение ищет способ удовлетворения, поскольку организм естественным образом стремится снять всякое напряжение.

Может ли желание порождать страдание?

Как мы убедились, всякое желание, всякое отвращение, всякая мысль создают напряжение. Организм способен выдерживать его лишь до определенной степени. Наша способность выносить неудовлетворенность той или иной силы зависит от структуры личности и силы наличествующего напряжения. Чем мы более зрелые, тем лучше выдерживаем напряжение. Чем мы более расслаблены, тем проще нам сдерживать потребность или неудовлетворенность.

Линия в основе приведенной ниже схемы представляет минимальный уровень психотелесного напряжения. Этот уровень расслабленности соответствует нашему состоянию, когда мы, например, наслаждаемся отпуском на море.

Верхняя линия схемы представляет собой пороговый уровень терпимости к напряжению, который также можно назвать порогом страдания. Не будем забывать, что иногда напряжение становится следствием неосознаваемых желаний, которые зачастую уходят корнями в раннее детство.

Страдание и возрастание напряжения

Чтобы лучше понять суть схемы, представим себе человека, собравшегося в отпуск. Когда он выходит к машине, он видит, что одно из колес спущено. Не сильно. Он подкачивает камеру и вечером, сидя с друзьями в баре, рассказывает об этом со смехом. Теперь представим, что этого человека уволили с работы и в тот же день от него ушла жена. Вполне возможно, что им овладеет очень сильное напряжение. И вот он, получив две плохие новости, подходит к машине и видит спущенное колесо. Тут же, по понятным причинам, у него случается нервный припадок. Если посторонний увидит его в этот момент, то не поймет, почему он так бурно реагирует на сущую мелочь (что, в свою очередь, прекрасно показывает, как сложно судить о переживаниях других).

Другим примером могут служить нарколептики. Это люди, которые посвящают все свободное время сну. Им присуще такое сильное внутреннее напряжение, что любое действие, любое желание причиняют им страдания. Нарколептик, как и неврастеник, предпочитает бездействие. Кажется, он начисто лишен сил. Но на самом деле его энергии бурлят на подсознательном уровне, они сдерживают те желания, которые противоречат его моральным ценностям. Уровень его напряжения настолько высок, что самое слабое желание, самая мелкая досада грозят перехлестнуть через порог терпимости и причинить страдание. Как мы убедимся далее, перверсивная личность перекладывает свои изъяны на другого и тем самым избегает страдания.

В психологии широко известны эксперименты, в ходе которых мыши получали серию электрических зарядов. С каждым новым ударом напряжение нарастало, постепенно становясь нестерпимым. Когда в камере были заперты несколько мышей, они проявляли агрессию друг к другу: нападая на сородичей, они сбрасывали часть напряжения. Когда мышь находилась в одиночестве, она проявляла агрессию к самой себе — кусала себя за лапы.

Итак, может ли желание порождать страдание? Всякое желание, как и всякая неприязнь, несет в себе угрозу наращивания нашего внутреннего напряжения, но, когда желание ясное и достижимое, оно не создает такого напряжения, которое мы не смогли бы вынести.

Все ли мы одинаково подвержены напряжению?

Когда у младенца возникает потребность, он требует удовлетворить ее немедленно. Если он не получит желаемого, то будет кричать и проецировать свой гнев вовне. По мнению английского психоаналитика Мелани Кляйн, в момент отчаяния младенец испытывает ненависть к объекту любви (грудь) — тому, благодаря которому он удовлетворяет потребность, но отсутствие которого в конкретный момент вызывает у него внутреннее напряжение. Ребенок будет отчаянно сучить ножками и рыдать, пока ему не дадут вожделенный объект. В возрасте шести-семи лет ребенок достигает так называемого латентного периода, когда он учится откладывать на потом удовлетворение своих желаний.

Наша психика формируется в раннем детстве. Фрейд говорит, что все определяется до шести лет и что «ребенок — отец взрослого». Любое неосознанное или неудовлетворенное желание ведет нас к внутреннему конфликту и порождает соответствующее напряжение.

Многие из нас научились управляться со своими влечениями и неприязнью, радоваться тому, что у нас есть, или откладывать на потом удовлетворение наших потребностей. Чтобы совладать с неосознаваемыми импульсами, иногда мы прибегаем к неосознаваемым защитным механизмам личности.

Однако есть люди, которые не выдерживают своих внутренних конфликтов и спешат исторгнуть их в форме бреда, проекций или отыгрывания. Перверсивные личности входят в эту группу: далее мы рассмотрим конкретные защитные механизмы, с помощью которых этим людям удается проецировать свои влечения на другого, чтобы таким образом освободиться от них за чужой счет.

Влечение и перверсия

Термин «перверсия»[7] происходит от латинского per vertare — «переворачивать», «извращать». Перверсией, или извращением, можно считать подмену «нормальных» цели или объекта влечения «нездоровыми». Иными словами, говоря о перверсии, мы имеем в виду извращение цели или объекта.

Например, чтобы понять концепцию сексуальной перверсии, нам следует предварительно определить цель и объект романтических отношений. В некоторых религиях единственной целью сексуальных отношений признается продолжение рода в рамках священных уз брака. С этой точки зрения любые романтические отношения, не преследующие эту цель или практикуемые вне брака, следует признать перверсией, или извращением. Мы видим, что морали и нормы недостаточно для определения перверсии, поэтому каждый сам обрисовывает границы этого явления.

Если мы условимся понимать под сексуальными отношениями «достижение наслаждения двумя взрослыми, согласными на это людьми», то нам придется называть перверсивными все отношения, в которых цель будет отличаться от достижения взаимного наслаждения (страдание, доминирование, подчинение и т. п.), а объектом станет взрослый человек, не выразивший своего согласия на эти отношения.

Куда уходят наши влечения?

Защитные механизмы

Во фрейдовском пространстве[8] защитные механизмы — часть «я», в частности неосознаваемая. Невротик вытесняет влечения из сферы сознания, «забывает» их, поскольку, не сделай он этого, он вступит в конфликт со своими моральными ценностями. Эти влечения пребывают вытесненными в подсознательной части психики. Однако они грозят просочиться обратно в сознание. Защитные механизмы позволяют неосознанно вести контроль над влечениями, разряжать их, не обращаясь к цели, на которую они изначально были направлены.

Как научиться управлять влечениями

Во время ожесточенной семейной ссоры, вместо того чтобы подавить агрессию, бьют тарелки, чтобы не ударить партнера. Объект «супруг(а)» заменяется объектом «тарелка». Так мы задействуем механизм, который называется вытеснением. Также мы можем поменять местами цель и объект нашей агрессии, и тогда включится защитный механизм, называемый замещением.

Мы принимаемся ремонтировать домашнюю технику, вышедшую из строя, заменяем отработавшие детали и чиним аппарат. Или же принимаемся наводить порядок, выбиваем пыль из мягкой мебели и безжалостно выбрасываем предметы, которые кажутся нам бесполезными. Цель и объект тут взаимозаменяемы. Главное — дать выход энергии, не затрагивая цели, ее породившей, и не вступить в конфликт с нашими неосознаваемыми моральными ценностями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: МИФ Психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во власти нарцисса. Как распознать эмоциональное насилие, дать отпор и исцелиться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Laplanche E. Vocabulaire de la psychanalyse. PUF, 2010.

6

Фрейд 3. Влечения и их судьба. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999.

7

Перверсия — невозможность воспринимать других как субъектов, замечать их отличия.

8

Картография психики по Фрейду.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я