С самого рождения нас окружают всевозможные правила и стандарты – нам говорят, что мы должны думать, как выглядеть и к чему стремиться. Мы готовы тратить годы на нелюбимую работу и общаться с «нужными» людьми, чтобы добиться эфемерного успеха – но счастливыми себя при этом не чувствуем. Все силы уходят на создание внешнего образа и беспокойство о том, всё ли мы делаем правильно. Так создается ложное «Я» – ограниченное и неполное, которое мешает нашему внутреннему росту и самореализации. На самом деле мы знаем, что есть и другой путь, но нам не всегда хватает смелости на него вступить. Быть духовным бунтарем – значит научиться слушать собственное сердце, вздохнуть полной грудью и наконец-то начать жить в полную силу. Это значит верить собственной правде – даже если это порой дается нелегко. Это значит, что вы можете проникнуть за завесу ложного «Я» и увидеть свою подлинную духовную сущность. Только тогда наши скрытые силы и таланты действительно смогут раскрыться, а отношения с другими людьми обретут новую глубину. Эта книга – возвращение домой, способ вспомнить о том, кем мы были до того, как подчинили свою жизнь навязанным схемам и определениям. Соединяя опыт духовного учителя с современными научными открытиями, Жак О’Кифф предлагает мудрое и практичное руководство о том, как обрести внутри себя источник подлинной свободы, спокойствия и правды. Если вы готовы оставить в прошлом устаревшие убеждения и психологические барьеры, эта откровенная, смелая и порой беспощадно честная книга готова указать вам путь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как быть духовным бунтарем. Нарушить все правила и обрести бесстрашную свободу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление
Наша семья владела молочной фермой. Это было успешное и доходное предприятие — не в последнюю очередь благодаря прекрасным плодородным пастбищам ирландского графства Корк. Работа на ферме требовала усилий всей семьи как минимум десять месяцев в году. Семья состояла из родителей, пяти моих старших сестер и овчарки. Такое детство воспитывало строгую трудовую дисциплину. Коров нужно было доить дважды в день до середины последнего триместра их беременности. Затем, в середине января, начинался сезон отела, и в следующие шесть недель ферма превращалась в настоящий коровий роддом. Каждый день количество его постояльцев увеличивалось. Телят сразу же забирали у матерей, после чего учили пить молоко из ведра. Когда коровы звали своих детенышей, мой отец говорил: «Они забудут своих телят через несколько дней». Я же не была в этом столь уверена.
В подростковом возрасте мы начали встречаться с молодыми людьми (которым, чтобы до нас добраться, нужна была машина). Возвращаясь домой поздно ночью, мы часто находили на столе записку с просьбой проведать корову, которая скоро должна была родить. Иногда мне нравилось брать с собой на свидание пару резиновых сапог, привести своего очередного бойфренда в коровник и наблюдать за его испуганным лицом, когда он впервые видел, как передние копыта теленка появляются из родового канала. Меня не интересовали парни, занимающиеся сельским хозяйством. Сколько себя помню, я всегда хотела сбежать от коровьего навоза и доильных аппаратов. Но должна признать, что в детстве, проведенном на ферме, были также романтические и приятные моменты: сбор душистого сена, поиски дикой ежевики и умение жить в согласии с ритмами природы.
Однако у этой идиллической жизни была и оборотная сторона. У моего отца был крутой нрав: он быстро выходил из себя и считал, что насилие можно применять как к животным, так и к собственным детям. Побои случались часто и безо всякой видимой причины. В такие моменты мать отступала в сторону и не пыталась нас защитить — вероятно, чтобы самой не попасть под горячую руку. Уже во взрослом возрасте всем нам, шести сестрам, пришлось столкнуться с последствиями этой детской травмы. Некоторые погрузились в терапевтическую работу глубже, чем другие. К настоящему времени в нашей семье установились здоровые отношения, хотя проработка событий общего прошлого может еще многому научить.
Покинув дом и поступив в колледж, я обнаружила, что студенты имеют право на бесплатную психотерапию. В течение первой же недели обучения я начала посещать сеансы и регулярно делала это до самого выпуска. После окончания колледжа я продолжила знакомство с психологическими техниками: помимо классической психотерапии я испробовала ребефинг[1], регрессию в прошлые жизни[2], работу с голосом, индейские очистительные ритуалы[3] и растительную медицину (как в амазонских джунглях, так и в Ирландии), а также множество других методов разной степени эффективности.
В этом путешествии я не только смогла справиться со своими детскими травмами и наладить отношения с отцом, но и продвинулась гораздо дальше. Я нашла инструменты, которые помогли мне ответить на фундаментальные вопросы, волнующие с раннего детства: «Что я здесь делаю? И что такое „здесь“? Для чего все это? Имеют ли мои цели какое-то значение?» Эти вопросы привели меня к духовным поискам, на которых я полностью сосредоточилась к тридцати годам. Казалось, что-то ведет меня к открытиям, важность которых я смогу осознать лишь позже. Иногда к духовному росту подталкивает любопытство или желание быть счастливым, но в некоторых случаях у этих поисков нет ни логики, ни личных причин. Кажется, будто нами руководит некая посторонняя сила, врожденный импульс, которому, как мы интуитивно чувствуем, мы можем и даже должны доверять.
В духовных исследованиях медитация служила мне надежным якорем, в то время как внешняя жизнь неоднократно менялась до неузнаваемости. Оставив дом, который я обустроила вместе с мужем, и успешную терапевтическую практику с шестимесячным листом ожидания, я устремилась навстречу солнечному свету. Я хотела знать больше. Почему свет так часто упоминается в целительных практиках и методах направления нью-эйдж? Я решила начать с наиболее знакомого — физического солнечного света.
Так я поселилась в палаточном лагере в Испании и после трех месяцев коллективных медитаций подошла к следующему этапу. Я решила следовать внутреннему побуждению — которое, как я понимала, не было просто моим желанием — и совершать любой шаг по пути, который передо мной предстанет. Я никогда не видела на два шага вперед. Я делала один шаг и только потом осознавала, каким должен быть следующий, а затем ситуация повторялась.
Через два года я жила уже в Индии, целиком сконцентрировавшись на духовных практиках. Помимо медитаций и чтения мантр я посвящала время попыткам найти все обусловленные части своей личности, а затем подорвать их значимость, нарушая собственные устоявшиеся нормы и ожидания. Я разрушила все личные установки и социальные условности, у которых не было прочного основания. Мне хотелось узнать, в кого я превращусь, если перестану следовать своим «можно и нельзя», откажусь соответствовать собственным стандартам. Что произойдет, если я стану человеком, которого в прошлом сама бы осудила? Я нарушала все правила и училась на собственном опыте. Я задалась вопросом: что произойдет, если лишиться привычных ориентиров? Что будет, если я перестану поддерживать свои мысли, убеждения и социально обусловленные ценности? Сохранится ли при этом моя собственная идентичность? Эти вопросы могут показаться отвлеченными, но меня никогда не интересовала только теория. Мои изыскания всегда были основаны на практике. Я провела очень много времени в тишине: сначала внешней, а потом и внутренней. Долгое время в моей жизни не было ничего, кроме тишины.
Однажды я четко осознала, что мой мозг начинает работать по-другому. К этому моменту я испытала множество духовных переживаний, большинство из которых сегодня уже забыты, — но это осталось со мной навсегда, поскольку знаменовало важную точку роста на моем пути (более подробно я расскажу о нем в главе 6). Я принимала душ (на юге Индии это выражение означает, что я поливала себя холодной водой из кувшина, зачерпнув ее из ведра). Внезапно я заметила, что в моем мозге происходит какая-то перемена. Это было ощущение, сосредоточенное в левой верхней части головы. Казалось, что там распадаются какие-то связи. Я не испытывала физической боли. Это было странное и жутковатое ощущение, будто что-то знакомое от меня ускользает, и оно сочеталось с неприятным чувством, что это навсегда. У меня мгновенно возникли две версии: либо я столкнулась с необычным духовным переживанием, либо теряю рассудок. К этому времени мое доверие к происходящему уже было настолько прочным, что я готова была принять оба варианта. Я была готова ко всему.
Много лет спустя я узнала, чтó именно в тот момент произошло — это было замыкание нейронной сети самореференции[4], которую также называют сетью пассивного режима работы мозга (СПР)[5]. Женщина из Ирландии по имени Жак О’Кифф отошла на второй план, и я смогла рассмотреть свою внутреннюю божественную природу, общую для всех. Я достигла точки, в которой медитативное состояние стало нормой. Мое внимание укоренилось глубоко внутри, во внутреннем святилище спокойствия и правды. После этого мои мысли остановились на целых два года. Я продолжала жить своей жизнью и взаимодействовать с окружающими, но делала это в состоянии мира и покоя, а не самокритики и постоянных мысленных комментариев, которые раньше заглушали внутреннюю тишину. Обретенное чувство спокойствия с тех пор ни разу меня не покинуло.
В последние годы нейробиология приблизилась к объяснению фактов, которые я узнала на своем духовном пути. Мы живем в удивительное время, когда наука предлагает новые способы толкования событий, с которыми люди сталкиваются в духовной практике. То, что я узнала как правду, постепенно находит отражение в нейробиологии. То, что я восприняла как Истину, не имеет каких-либо внешних определений. Вам доступна как правда, так и Истина. Я советую воспринимать науку в качестве помощника, позволяющего лучше понять и описать то, что мы узнаем на собственном опыте. В любом случае мудрость нашего внутреннего знания во много раз превосходит все достижения научного прогресса. Несмотря на то что я не раз буду ссылаться в этой книге на научные факты, советую вам при чтении руководствоваться прежде всего собственным опытом.
В качестве духовного учителя я работаю с каждым человеком индивидуально. Вместе мы исследуем и определяем преграды, которые препятствуют духовному пробуждению. Путь каждого человека уникален, и, хотя с некоторыми проблемами на этом пути сталкиваются все, очень важно отслеживать и контролировать свои внутренние состояния. Навыки интроспекции так же важны, как и умение медитировать. Учителя, которые не обращают внимания на собственные психологические проблемы, могут злоупотреблять властью и эксплуатировать учеников, чтобы утолить свои неудовлетворенные потребности. Наша божественная природа не отменяет природу человеческую. Неосознанные убеждения не только пагубно влияют на наш человеческий потенциал, но и затмевают его универсальное, божественное начало. Полноценный духовный путь включает исследование как психологических, так и духовных аспектов нашего опыта. Подлинное пробуждение, которое присутствует в каждом моменте нашей жизни, требует равного уважения к божественной и человеческой природе.
В книге «Как быть духовным бунтарем» я описала самые распространенные психологические проблемы, препятствующие духовному росту. Я призываю вас объединить психологический и духовный подходы: так вы будете максимально открыты для изучения всего, что может стать препятствием на пути к внутреннему пробуждению. Традиционно психологический подход называют обходной дорогой, а полное отвлечение внимания от ума — прямой. Я же в своей работе использую оба пути. Опытный садовник знает, какие сорняки нужно вырывать с корнем, а какие достаточно проредить. Я рекомендую схожим образом отслеживать тонкие уловки сознания: с некоторыми убеждениями нужно бороться, а другие не принесут вреда. Следующие главы помогут вам обрести мудрость, чтобы научиться видеть эту разницу.
Я служу духовным наставником уже более десяти лет, на протяжении которых с радостью наблюдаю за пробуждением многих своих учеников. Надеюсь, что практики, описанные в этой книге, подкрепленные недавними научными открытиями, теперь стали еще доступнее. Я не пыталась специально отбирать только те научные сведения, которые соответствуют моим целям и убеждениям, поскольку считаю, что пути науки и духовности не мешают друг другу — у каждого из них собственное предназначение. Однако как духовный учитель я отдаю предпочтение внутреннему опыту, который находится за пределами объективных доказательств, пространства и времени. Я благодарна ученым, помогающим лучше понять эти переживания. Научные сведения служат опорой, которая позволит открыть глубину собственного существа и довериться бесстрашной свободе, которая вас ожидает. Слова здесь — не более чем знаки, указывающие путь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как быть духовным бунтарем. Нарушить все правила и обрести бесстрашную свободу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Ребефинг (от англ. rebirthing — второе рождение) — дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная в начале 1970-х годов в США Леонардом Орром. Основной элемент практики — глубокое частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. — Здесь и далее примеч. пер.
2
Регрессия в прошлые жизни (англ. past life regression) — использование гипнотических техник для обнаружения переживаний и событий, произошедших в предполагаемой прошлой жизни. Сторонники этого метода считают, что причинами некоторых проблем в текущей жизни являются травматические воспоминания из предыдущей.
3
Очистительные ритуалы — обряды, которые проводятся в специальных вигвамах-парильнях (англ. sweat lodge) и входят в духовные традиции многих индейских племен. Они устраиваются для исцеления, очищения тела, ума, сердца и души.
5
Сеть пассивного режима работы мозга (англ. default mode network, DMN) — нейронная сеть головного мозга, активная в состоянии, когда человек не занят выполнением какой-либо задачи, а бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружен в себя. Объединяет прошлое, настоящее и будущее, считается одним из основных нейробиологических оснований личного самовосприятия.