Популяризатор с евреями в машине времени

Ефим Терлецкий, 2018

Друзья, каким образом можно приобщиться к необычайным событиям невероятной еврейской истории? Только двигаясь по ней в воображаемом экипаже, скажем некоей машине времени. Итак, вперёд! Или назад? Все равно двинулись, скучно не будет! Я считаю, что биография каждого еврея, где бы он ни жил и кем бы он ни был, не может быть отделена от судьбы всего еврейского народа, его истории, и особенно того отношения к нему, которое получило название антисемитизма. Хочу начать с краткой исторической подборки мытарств евреев – этих вечных странников, изгоняемых отовсюду, прежде чем они попали в Россию. Я пытаюсь в меру своих сил показать даже не вечную неприязнь к еврейскому народу, а вражду, порой переходящую в ненависть, которой до сих пор охвачен мир и которую я испытал в какой-то степени по отношению лично к себе, живя в России, именовавшейся тогда гордо Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Удивительно, что весь мир живёт по нравственным, а частично и по религиозным канонам, которые принесли евреи, однако мир этот не только не благодарен таким дароносцам, но и относится к ним крайне враждебно. Более того, теперь, когда еврейский народ, изгнанный из своей страны и рассеянный по всему этому злобному миру, после двухтысячелетнего изгнания вернулся на исконное родное место и создал здесь своё государство, завистливый мир злопыхательствует. Но это несколько другая история. Вот что писал барон Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании в 2013 году: «Когда я был ребёнком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: “Ибо не один только фараон хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить”. И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись ни с единым случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: “Папа, они ненавидят нас!!” Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе». Да, нас, евреев, ненавидели всегда… Почему? Ефим Терлецкий

Оглавление

Иудейская война диаспоры

(Её ещё называют война Квиета)

Эту войну некоторые числят как Вторую Иудейскую, но так как она происходила не в самой Иудее, а в еврейской диаспоре, назовём её Иудейская Война диаспоры.

Итак, с 73 года, когда закончилась первая Иудейская война, Иудея лишилась автономного статуса и превратилась в римскую провинцию. Гнет Рима был невыносим. Для евреев римское владычество усугублялось еще и тем, что римляне были язычниками. Да и мессианские настроения, о которых мы говорили выше, играли значительную роль…

После невероятного калейдоскопа смены римских императоров в первом веке новой эры во второй век вошёл правитель Марк Ульпий Траян. В 115 году римская армия, под его началом, вела борьбу с одним из главных врагов Рима, Парфянской империей (древнее государство, располагавшееся на территории современного Ирана).

В это время среди евреев диаспоры начались восстания, охватившие восточные провинции Римской империи: Киренаику, Мармарику (историческая область в Северной Африке, расположенная между дельтой Нила и Киренаикой), Египет, Кипр, Иудею и Месопотамию. Вероятно, важную роль в этом сыграли зелоты и сикарии, которым удалось после поражения бежать из Иудеи в Киренаику.

В Кирене, одном из величайших городов античности, посвящённом Аполлону, центре исторической области Киренаика, на территории современной Ливии, евреи подняли восстание во главе с Лукой и Андреасом (возможно, как утверждают, это было одно лицо). Лука-Лукас был провозглашён царём, и его даже где-то воображали Мессией-Машиахом, которого ожидали с нетерпением. Лука разгромил местных греков и приказал разрушить храмы и многие сооружения, которые символизировали Рим. Так велика была ненависть иудеев к язычеству. Высланные против Луки римские войска были разбиты и бежали в Александрию, где устроили еврейский погром.

В ответ на это Лука подверг опустошительным набегам территорию Египта. Евреи рассеялись по Египту, грабя и убивая, особенно охотясь за римскими чиновниками и офицерами. Помните, тот самый знаменитый хулитель евреев, так называемый историк Апион, занимавший тогда муниципальную должность в Александрии? Так вот он чуть не попал в руки восставших. Нижний Египет был залит кровью. Бежавшие язычники преследовались, как дикие звери (так писалось). Со стороны Суэцкого перешейка можно было наблюдать, как в пустыне скрывалась масса людей.

Лука двинулся на Александрию, оставленную римскими войсками, и поджёг город. Языческие храмы и могила Помпея (завоевателя Иудеи) были разрушены. Вот так, пожалуй, был дан выход народному гневу евреев не только по отношению к римским поработителям, но и к невыносимому для иудеев язычеству, в том числе и греческому.

Греки с римлянами сначала укрылись в укреплённом лагере, а затем начали наступать и устроили резню евреям. А вскоре подоспела подмога в лице одного из лучших римских полководцев Марция Турбона, который прибыл с флотилией, пехотой и конницей. После длительных и ожесточённых сражений, потеряв 20 тысяч убитыми, римляне подавили восстание и устроили массовое истребление евреев. Говорят, якобы сам Траян способствовал разрушению великолепной александрийской синагоги. Еврейский квартал в этом городе тоже был уничтожен.

Волнения в Египте и Киренаике были усмирены только осенью 117 года. В том же году и на Кипре против Рима выступили еврейские повстанцы под руководством Артемиона. К сожалению, об этом событии известно немногое. Согласно римским источникам, евреи разрушили столицу острова, Саламин, и убили 240.000 греков. Для подавления восстания на Кипр прибывает успешный военачальник Марций Турбон, который восстановил контроль, как мы помним, над Египтом и Киренаика, разгромив восставших евреев. Усмирил он и восставших евреев Кипра. Это был жестокий и кровожадный человек, подвергший бунтовщиков страшным и мучительным казням. После подавления восстания последовал закон императора Траяна, по которому ни один еврей даже в случае кораблекрушения у берегов Кипра не имел права высаживаться на этом острове. Всякое пребывание там евреев наказывалось смертной казнью.

Теперь пришлось подавлять восстание евреев в Месопотамии (исторический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата). Туда был послан сын берберского вождя, римский полководец Лузий Квиет.

Здесь римляне покорили древние города Нисибус, Эдессу и Селевкию-на-Тигре, где были богатые еврейские общины, в которых сосредотачивались значительные денежные средства, прибывающие сюда как пожертвования Иерусалимскому Храму. Еврейские жители этих городов оказали ожесточённое сопротивление римлянам, но одолеть их не смогли. Города были разграблены, а их развалины были усеяны трупами евреев…

Вот как древнеримский историк греческого происхождения Дион Кассий (III век) в своём фундаментальном труде «Римская история» описывает действия еврейских повстанцев: «В Киренаике они вырезали 220 тысяч греков, на Кипре — 240 тысяч, и очень большое множество в Египте. Многие из этих несчастных жертв были распилены на части, в соответствии с прецедентом, примером, который подал Давид. Победившие евреи пожирали плоть, лизали кровь и кишками их опоясывались как ремнями». Как, знакомо?

Ещё не успев до конца подавить восстание евреев в Киренаике, Кипре и Египте, уйдя из Месопотамии, заболевший император Траян передал правление своему племяннику Адриану, ставшему также императором. Война перекинулась в Иудею, куда бежали руководители еврейского восстания в Месопотамии во главе с Лукой, Лукасом.

В Иудее командование римской армией принял Лузий Квиет, успешно подавивший восстание евреев в Месопотамии. Он был назначен там консулом и приступил к осаде Лидды (теперешнего Лода), где выступало еврейское большинство под предводительством братьев Паппоса и Лулианоса. Город был взят римлянами и разрушен.

Стоит упомянуть, хотя это не имеет особого отношения к нашему рассказу, что на месте древней Лидды возникла колония с греческим названием «Город богов». Именно там, как считается, жил и был похоронен Георгий Победоносец. В память об этом победителе современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия») до арабского завоевания.

В Иудее во главе революционной партии находились братья Паппос и Лулианос. Они были схвачены в Лаодокии (античный город; до настоящего времени не сохранился) и приговорены к смерти Лузием Квиетом. По преданию, братья стояли на эшафоте, и Лузий, издеваясь над ними, сказал: «Если вы принадлежите к народу, к которому принадлежали Анания, Мисаил и Азария, то пусть ваш Бог спасёт вас из моих рук, как он спас тех троих из рук Навуходоносора». Герои, приговорённые к смерти, ответили так: «Навуходоносор был великий царь и был достоин, чтобы на его глазах свершилось чудо их спасения. Ты же, нечестивец, — человек ничтожный, недостоин ты, чтобы через тебя чудо свершилось. Кроме того, мы же, видно, провинились перед Богом Нашим и заслужили гибели своей, и если не ты казнишь нас, то есть у Господа много других истребителей, — достаточно есть медведей, львов, тигров, чтобы напасть и умертвить нас. И если предал нас Господь в руки твои, то Он же и взыщет с тебя за кровь нашу».

Но прежде чем приготовления к казни были закончены, на площадь прибыли два посланца из Рима с приказом императора об устранении Квиета от должности. В том же году он был казнён по приказанию Адриана, вероятно потому, что император опасался конкуренции с его стороны.

День спасения братьев (12 Адара) был объявлен праздником под названием «Траянов день». Братьев все же казнили и «Траянов день» был отменен.

Аанания, Мисаил и Азария — «три отрока в пещи огненной», иудейские юноши в Вавилонском пленении, брошенные в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми. Это притча из книги пророка Даниила (VI век до новой эры). Вопрос Квиета к братьям на эшафоте — это явно легенда. Вряд ли этот римский солдафон знал об иудейских сказаниях.

Множество убитых евреев в Лидде упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения.

Так закончилась Иудейская война диаспоры. Евреи ее называли Меред ха-Галуйот, или Меред ха-Тфуцот: «восстание в изгнании».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я